Научная статья на тему 'Распознавание эмоций дошкольниками с ЗПР при предъявлении разных типов изображения'

Распознавание эмоций дошкольниками с ЗПР при предъявлении разных типов изображения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2066
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗПР / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОНИМАНИЕ / ОБОЗНАЧЕНИЕ / СТРУКТУРА ИЗОБРАЖЕНИЯ / EMOTIONAL REACTIONS / FACE EXPRESSION / MENTALLY RETARDED PRESCHOOLERS / IDENTIFICATION / UNDERSTANDING / MARKING / IMAGE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанова Рамиля Инзировна

С целью изучения особенностей эмоциональных реакций дошкольников с ЗПР при предъявлении разных типов изображения было обследовано 30 детей с нормой в развитии и 33 ребенка с ЗПР в возрасте от 4 до 7 лет. Применялись такие методики, как «Эмоциональные лица» Н. Я.Семаго и модифицированная методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой. Полученные данные позволили установить, что по мере усложнения структуры изображения, идентификация эмоций у дошкольников с ЗПР была менее успешной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хасанова Рамиля Инзировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of Emotions in Different Types of Images by Preschoolers with Mental Retardation

The purpose of our investigation was the specifics of emotional reactions to different types of images of children with mental retardation. We researched 30 children with normal development and 33 children with mental retardation aged from 3 to 7. We used such methods as "Emotional faces" by N. Y. Semago and modificatified method "Emotional Identification" by E. I. Izotova. The data we received show that the more complicated the structure of image was, the less successful children with mental retardation were in emotional identification.

Текст научной работы на тему «Распознавание эмоций дошкольниками с ЗПР при предъявлении разных типов изображения»

Р. И. Хасанова

РАСПОЗНАВАНИЕ эМОцИй ДОШКОЛьНИКАМИ С ЗПР

при предъявлении разных типов изображения

Формирование эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) выделяется психологами в качестве одной из важных проблем, поскольку затруднения в школьной адаптации этих детей связаны зачастую с незрелостью их переживаний и своеобразием поведенческих реакций.

При этом дошкольники с ЗПР характеризуются слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля в разных видах деятельности, агрессивностью поведения и его провоцирующим характером, трудностью приспособления к другим детям во время игр и занятий, суетливостью, частой сменой настроения, неуверенностью, чувством страха, фамильярностью по отношению к взрослому. Отмечается отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения. Все это свидетельствует, по мнению некоторых авторов, о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости (Н. Л. Белопольская, В. И. Лубовский1, И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина2, И. Ф. Марковская3, У. В. Уьенкова, Е. Н. Васильева4).

Эмоциональные нарушения этих детей могут проявляться по-разному и зависят от этиопатогенеза ЗПР. Согласно классификации К. С. Лебединской5, это могут быть тяжелые неврозоподобные и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при ЗПР церебрально-органического генеза. У детей с соматогенной формой ЗПР возникновение эмоциональных расстройств и их характер чаще связаны с хроническим заболеванием, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной депривацией, госпитализацией, множественными медицинскими вмешательствами. Детей с психогенной формой ЗПР, воспитывающихся вне семьи, отличают безынициативность, эмоциональная невыразительность, апатичность, отсутствие сопереживания по отношению к другим людям. Эмоционально-волевая незрелость является характерным признаком детей с конституциональной формой ЗПР и проявляется в снижении эмоциональной живости и яркости эмоций, в поверхностности эмоциональных привязанностей (В. В. Лебединский6).

Существуют разные подходы к диагностике и коррекции эмоциональной сферы в дизонтогенезе ребенка. Так, Т. Н. Павлий7 предлагает уровневый подход к анализу эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе, согласно которому состояние дисфункции отдельных уровней меняет тип организации всей эмоциональной сферы, что может привести к различным вариантам дезадаптации ребенка. В этом случае коррекция заключается в стимуляции незрелых механизмов уровневой регуляции. В качестве одной из характеристик уровня эмоционального развития выделяются способность адекватно дифференцировать, называть, объяснять эмоциональное состояние, а также эмоциональная заряженность, включающая соответствующую мимическую экспрессию самого ребенка.

© Р. И. Хасанова, 2008

Критерий понимания детьми эмоциональных состояний по их наглядному воплощению на изображениях был выбран в качестве изучения особенностей эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР (Т. З. Стернина8). Результаты исследований показали, что дети с ЗПР определяют эмоциональные состояния так же успешно, как нормально развивающиеся дети. Существенные различия выявляются у детей с ЗПР в распознании причины эмоционального состояния персонажей в сюжетных картинках, где отсутствует изображение объекта, являющегося причиной данного эмоционального состояния.

По данным Н. И. Селютиной9, для детей с ЗПР характерна слабая дифференцирован-ность эмоциональных состояний нейтрального спектра, при этом ими лучше опознаются эмоциональные состояния выраженной интенсивности (радость, гнев, грусть). Детям с ЗПР присущ более низкий уровень эмоциональной децентрации, чаще всего они интерпретируют факты, опираясь на малозначимые детали ситуации.

С. Н. Сорокоумова10 отмечает, что дошкольники с ЗПР адекватнее воспринимают состояния благополучия, удовольствия (эмоциональные состояния положительной модальности). У них чаще выявляется сочувствие и содействие в эмоционально положительных ситуациях, тогда как дети с нормальным развитием демонстрируют высокий уровень распознавания широкого диапазона эмоциональных состояний.

Несмотря на то, что многие авторы отмечают наличие определенных особенностей у дошкольников с ЗПР при опознании, обозначении, понимании и в интерпретации эмоциональных состояний, эта проблема изучена недостаточно. Учитывая важность распознавания лицевой экспрессии как невербального компонента общения и формирования адекватного эмоционального состояния ребенка с ЗПР, мы поставили цель исследовать особенности эмоциональных реакций детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми при предъявлении разных типов изображений (схемы, фотографии, сюжетные картинки).

Методы исследования

Было обследовано 63 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет. Из них 33 ребенка имели в анамнезе ЗПР по заключению ПМПК, 30 детей посещали общеобразовательное дошкольное учреждение.

В исследовании были использованф модифицированная методика «Эмоциональные лица», разработанная Н. Я. Семаго11, где в качестве стимульного материала применяют две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: первая состоит из 3-х схематичных изображений лиц, вторая — из 7 фотографий детей (мальчиков и девочек); а также модифицированная диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой12.

При помощи данных методик были изучены следующие показатели: восприятие эмоции, идентификация эмоций в схематическом изображении, понимание эмоций (графическое и вербальное соответствие эмоциональных признаков эмоциональному содержанию), идентификация эмоций по фотографиям, понимание эмоциональных состояний по фотографиям (соответствие причин эмоционального состояния эмоциональной модальности), опознание, вербализация и понимание эмоций в сюжетных картинках. Также анализировалась успешность опознания разномодальных эмоций. Результаты оценивались по трем уровням (низкому, среднему и высокому). Кроме того, с учетом возраста сравнивались показатели эмоционального развития детей от 4 до 7 лет, типа помощи (ориентационной, содержательной, предметно-действенной), оказанной детям в процессе выполнения заданий. Статистическую значимость результатов проверяли, используя непараметрический критерий для двух независимых выборок Манна-Уитни.

Результаты исследования

Анализ полученных показателей позволил установить, что восприятие эмоций у большинства детей в норме (70 %) соответствует высокому уровню, тогда как у детей с ЗПР только в 12,1 % случаев этот показатель соответствовал высокому уровню оценки, что соответствует правильному выбору от 5 до 6 изображений эмоциональных состояний из 6 предъявленных (р = 0,0001). Следовательно, большая часть детей с нормальным развитием показывает высокий уровень в определении эмоциональных состояний широкого спектра. Дети с ЗПР в 69,7 % случаев демонстрировали средний уровень оценки восприятия эмоций, правильно воспринимая лишь основные, наиболее выраженные и интенсивные эмоции (радость, грусть, злость). В 18,2 % случаев дети с ЗПР показали низкий уровень оценки, правильно выделяя эмоциональные состояния лишь положительного спектра.

В способности адекватно опознать и вербализовать эмоциональное состояние, предъявляемое в схематическом изображении, у детей с ЗПР по сравнению с нормой значимых различий выявлено не было. Например, высокий уровень оценки демонстрировали 72,7 % детей с ЗПР, и 76,7 % — в норме (табл.1).

Таблица 1

Результаты оценки показателей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР и нормальным развитием, %.

Исследуемые параметры Уровни оценки показателей

Высокий Средний Низкий

ЗПР норма ЗПР норма ЗПР норма

Восприятие эмоций 12,1 70 69,7 30 18,2 -

Идентификация эмоций по схематическим изображениям 72,7 76,7 24,2 23,3 3,1 -

Понимание эмоций по схематическим изображениям 15,2 63,3 54,5 36,7 30,3 -

Идентификация эмоций по фотографиям 6 33,3 57,5 60 36,5 6,7

Понимание эмоций по фотографиям 48,5 86,6 24,2 13,3 27,3 -

Опознание, вербализация и понимание эмоций по сюжетным картинкам 15,2 53 45,4 40 39,4 7

Таким образом, подавляющее большинство детей показали достаточную компетентность в распознавании основных экспрессивных признаков эмоциональных состояний в схематическом изображении и в их адекватном вербальном обозначении. При выполнении данного задания, дошкольники смешивали, в основном, такие эмоциональные состояния лица, как грусть и злость, поспешно делая выводы относительно модальности лишь на основе формы рта, не обращая внимания на другие признаки, в частности, форму бровей.

Показатель «Понимание эмоции по схематическим изображениям» отражает способность ребенка выделять, вербально и графически обозначать экспрессивные признаки эмоциональных состояний. Задание предъявляли в игровой форме, в виде сказки. Сначала ребенок должен был понять и показать эмоциональное состояние, о котором идет речь, данный показатель отражает восприятие эмоции. Далее от него требовалось объяснить, какие

признаки помогли понять модальность определяемой эмоции. В следующем задании нужно было графически изобразить все выделенные эмоциональные состояния. Сопоставление результатов вербального и графического анализов позволило выявить ряд особенностей в понимании эмоций детей с ЗПР и с нормальным развитием. Так, если в норме максимальное количество детей продемонстрировало высокие результаты показателя (63,3 %), то среди детей с ЗПР только 15,2 % дошкольников (р = 0,0001) смогли правильно выделить весь комплекс экспрессивных признаков (глаза — рот — брови) по 4-6 модальностям и графически их изобразить. Большинство детей с ЗПР (54,5 %) демонстрировали средний уровень, лишь частично выделяя и прорисовывая экспрессивные признаки эмоциональных состояний. По большей части внимание детей обращалось на глаза и рот, с добавлением менее информативных в этом отношении носа и ушей. По подобным изображениям сложно было определить разницу между такими эмоциональными состояниями, как грусть и злость, удивление и страх. Треть детей с ЗПР (30,3 %) демонстрировали низкий уровень оценки показателя, обнаруживая трудности в объяснении экспрессивных признаков. Лишь при помощи содержательной и предметно-действенной подсказки дошкольники с ЗПР смогли выделить отдельные признаки, при этом в процессе выполнения задания графически они требовали повторного показа изображения эмоционального состояния.

В дальнейшем ходе эксперимента перед детьми ставили задачу правильно опознать и вербализовать по фотографиям семь разных видов эмоций. Было установлено, что при выполнении этого задания у детей обеих групп наиболее часто отмечался средний уровень показателя (в 57,5 и 60 % случаев), они наиболее успешно опознавали и вербализировали такие эмоциональные состояния, как радость, грусть, злость, тогда как удивление, страх и задумчивость они обозначали, как правило, через вышеназванные эмоции, опираясь не на весь экспрессивный комплекс, а лишь на отдельные признаки. Максимальное расхождение в результатах по данному показателю между детьми обеих групп наблюдалось на высоком и низком уровнях (р = 0,0001). Так, 33,3 % детей с нормальным развитием показали возможность в опознании и вербализации широкого спектра эмоциональных состояний; только отдельные дошкольники испытывали затруднения в выделении и удивления и страха, зачастую подменяя одну модальность другой. Но в их случаях было достаточно ориентационной или содержательной помощи для исправления ребенком ошибки. Такую возможность в успешности опознания и вербализации эмоциональных состояний демонстрировали лишь 6 % детей с ЗПР. Подобное расхождение в результатах наблюдалось и на низком уровне. Так, более трети дошкольников с ЗПР (36,5 %) показали трудности в дифференциации таких эмоциональных модальностей, как грусть и злость. В данном случае это может быть связано с трудностями анализа всего экспрессивного комплекса, а не отдельных его признаков.

Следующее задание было направлено на определение понимания причины возникновения эмоциональных состояний девочек и мальчиков, изображенных на фотографиях. Объяснение считалось адекватным в случае описания ситуации, являющейся возможной причиной или следствием определяемой эмоции, а также если объяснение основывалось на описании экспрессивных признаков эмоций. Таким образом, уровень понимания эмоциональных состояний в фотографиях зависел от количества модальностей, которым были даны те или иные объяснения, и от адекватности данных объяснений. Высокую оценку понимания в этом задании показали дети с нормальным развитием (86,6 %), этот уровень оценки выявлен в 2 раза реже (в 48,5 %) у детей с ЗПР. Объяснения этих детей при выборе соответствующей эмоции были причинно обусловлены и адекватны (р = 0,001).

Остальные дети с ЗПР равномерно распределились между средним (24,2 %) и низким (27,3 %) уровнями оценки показателя, т. е. одна часть детей проявила нестабильность в использовании адекватных объяснений, а другая часть обнаружила крайне низкую способность в объяснении выбранных эмоциональных состояний, несмотря на помощь.

Анализ предъявления сюжетной картинки, ее опознание, вербализация и объяснение эмоциональных состояний участников ситуаций показал, что для высокого уровня оценки требовалось правильное понимание и вербализации эмоциональных состояний в сочетании с предполагаемой причиной их возникновения, в адекватной ситуации. Так, половина детей в норме (53 %) и 15,2 % детей с ЗПР давали с высокой оценкой комплексное представление об эмоциональном состоянии, изображенном на картинке (р = 0,0001). Для большинства детей с ЗПР (45,5 %), как и для детей с нормальным развитием (40 %), была свойственна нестабильность в адекватном понимании эмоциональных состояний в предлагаемых ситуациях. Наиболее характерным для дошкольников со средним уровнем оценки показателя было то, что при объяснении возникшей эмоциональной реакции дети не всегда опирались на предлагаемую сюжетную линию. Как правило, испытуемые вносили свой личный опыт, который, хотя и был согласован с эмоциональной модальностью участников сюжета, но не являлся реальной причиной произошедшего события. Наибольшая разница в результатах дошкольников с ЗПР (39,4 %) и дошкольников в норме (7 %) отразилась в низком уровне оценки показателя. Дошкольники могли правильно определять и объяснять лишь треть эмоциональных состояний. В основном, успешно распознавались 3 ситуации — «День рождения», «Драка» и «Наказание», что коррелирует с результатами по успешному распознаванию эмоций радости, грусти и злости в схематичном изображении. В остальных ситуациях либо предлагаемая причина была неадекватной сюжету, либо эмоциональные состояния в сюжетной картинке были неверно распознаны и вербализованы.

Различия между испытуемыми разных групп существуют и в характере ответов в опознании различных по модальности эмоций. Эмоциональные состояния были предъявлены не только в разных типах изображений (схемы, фотографии, сюжетные картинки), но и в разной форме подаче заданий (в виде инструкции и сказки). Эмоции, демонстрируемые в виде фотографий, сопровождались простой инструкцией.

В данном случае анализ результатов выявил высокий уровень опознания состояний радости, злости, грусти и страха (табл. 2).

Таблица 2

Результаты успешности опознания разномодальных эмоций, %.

Эмоции Фотографии Схемы Сюжетные картинки

ЗПР Норма ЗПР Норма ЗПР Норма

Радость 97 100 100 100 93,9 86,6

Страх 18,1 20 42,4 33,3 24,2 16,6

Злость 73,3 87,8 84,8 93,3 75,7 86,6

Удивление 9,1 23,3 39,4 66,6 - -

Грусть 86,6 93,9 96,9 96,6 36,3 43,3

Задумчивостьспокойствие 33,3 63,3 60,6 96,6 - -

Самый низкий уровень опознания был обнаружен у детей по схемам лиц, изображающих состояния удивления и задумчивости.

Когда эмоции предъявляли в схематическом изображении, инструкцию дошкольникам давали в виде сказки. Анализ результатов показал, что в обеих группах выявлено увеличение случаев правильного опознания всех эмоциональных состояний. Высокий уровень опознания был обнаружен при оценке состояний радости, злости и грусти, низкий — при оценке состояний удивления и задумчивости. У дошкольников с ЗПР выявлено большее число случаев правильного опознания эмоции страха.

Предъявление эмоциональных состояний в сюжетных картинках позволило установить, что для обеих групп характерно уменьшение случаев правильного опознания эмоций. Эмоциональные состояния радости, злости и грусти так же, как и предыдущих случаях, имели самый высокий уровень опознания. Эмоция страха, так же как и в схематическом изображении, распознается дошкольниками с ЗПР наиболее часто. Изображение эмоций — стыд-вина, отвращение, сопереживание, презрение — как правило, обозначается через эмоциональные состояния грусти и злости в обеих группах.

Таким образом, анализ результатов исследования дошкольников с ЗПР выявил преобладание среднего уровня восприятия эмоциональных состояний, высокий уровень идентификации эмоций по схемам, средний уровень — по фотографиям. По мере усложнения структуры изображения идентификация эмоций была менее успешной.

У дошкольников с ЗПР в понимании эмоциональных состояний по схемам выявлен средний уровень, а по фотографиям — высокий уровень. Исходя из личного эмоционального опыта, дети могут объяснить причину возникновения той или иной эмоции.

Обеими группами детей одинаково успешно распознаются эмоции радости, злости, грусти при предъявлении их как в схематическом изображении, так и по фотографиям и сюжетным картинкам. Эмоция страха лучше идентифицируется дошкольниками с ЗПР в схематичном изображении и в сюжетных картинках. Дети с нормальным психическим развитием успешнее идентифицируют эмоциональные состояния удивления и задумчивости (спокойствия).

Следовательно, можно полагать, что у дошкольников с ЗПР на идентификацию, обозначение и понимание эмоциональных состояний оказывают влияние сложность структуры изображения лицевой экспрессии, а также личный эмоциональный опыт в процессе развития. При правильно организованной коррекционно-развивающей работе, с одной стороны, и с индивидуально-личностным подходом к каждому, с другой стороны, можно улучшить эмоциональное состояние дошкольников и способствовать более успешному решению их личностных проблем в процессе социализации.

1 Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.

2 Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2004.

3 Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.,

1993.

4 Ульенкова У. В., ВасильеваЕ. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. № 5.

5 Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

6 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

7 Павлий Т Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР // Дефектология. 2000. № 4.

8 Стернина Т. 3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития // Дефектология. 1988. № 3.

9 Селютина Н. И. Сформированность предпосылок эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития: Автореф. канд. дис. М., 2003.

10 Сорокоумова С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений: Автореф. канд. дис. Н. Новгород, 2005.

11 Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2005.

12 Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.