Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАГИСТРОВ В РАМКАХ ЦЕЛОСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАГИСТРОВ В РАМКАХ ЦЕЛОСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛОСТНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Елена Николаевна, Поскребышева Татьяна Александровна

Проблема развития всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию, обладающей потенциалом к интеллектуальному и творческому саморазвитию, всегда являлась актуальной и главной для образования. Научное сообщество признает исключительную ценность работы по комплексному и всеобъемлющему развитию и обучению человека. Большое значение имеет тот факт, что данная проблема признается значимой и на уровне страны. Благодаря данному признанию был создан национальный проект «Образование», реализация которого запланирована на срок с 01.01.2019 по 31.12.2024 и направлена на достижение двух ключевых целей: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, что позволит Российской Федерации занять достойную позицию в десяти ведущих странах мира по качеству образования; способствовать применению согласованных усилий педагогов школ и преподавателей средних и высших образовательных учреждений, нацеленных на гармоничное воспитание, развитие и обучение личности, обладающей социальной ответственностью, нравственностью, духовными и национальными ценностями. Цели и задачи также включают необходимость прививать русскому человеку чувство гордости, патриотизма, стремление изучать и знать исторические и национально-культурные традиции народа. Национальный проект предусматривает работу по развитию системы образования по четырем основным направлениям: изменение содержательного компонента образования с целью его обновления; разработка и создание инновационной инфраструктуры; осуществление эффективной и современной подготовки профессиональных кадров с предоставлением для них возможностей дальнейшего непрерывного самообразования и повышения квалификации; четкое и стратегическое управление данной сферой. Реализация данных целей и задач будет проходить наиболее успешно в условиях целостного образовательного процесса, характеристиками которого являются единство процессов обучения и воспитания, совместная деятельность субъектов данных процессов. Обучение иностранному языку также должно быть построено на основе целостности. В то же время можно с уверенностью утверждать, что изучение иностранного языка взаимосвязано с эмоциональной сферой учащихся, следовательно, является эффективным средством формирования эмоциональной саморегуляции, развития умений конструктивного эмоционального взаимодействия, а также развития и совершенствования эмоционального интеллекта личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Елена Николаевна, Поскребышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MASTERS' EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE FRAMEWORK OF HOLISTIC FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT TECHNICAL UNIVERSITY

The problem of the development of a fully developed personality, capable of selfeducation and self-improvement, with the ability to intellectual and creative self-development, has always been relevant and important for education. The scientific and public communities recognize the exceptional value of working for integrated and comprehensive human development and learning. Of great importance is the fact that this problem is recognized as significant at the country level. Thanks to this recognition, the national project “Education” was created, the implementation of which is planned for the period from 01.01.2019 to 31.12.2024 and is aimed at achieving two key goals: - to ensure the global competitiveness of Russian education, which will allow the Russian Federation to take a worthy position in the top ten countries of the world in terms of the quality of education; - to promote the use of coordinated efforts of school teachers and teachers of secondary and higher educational institutions aimed at the harmonious education, development and training of a person with social responsibility, morality, spiritual and national values. The goals and objectives also include the need to instill in the Russian people a sense of pride, patriotism, and the desire to study and know the historical and national-cultural traditions of the people. The national project provides for the development of the education system in four main areas: changing the content component of education in order to update it; development and creation of innovative infrastructure; implementation of effective and modern training of professional personnel with the provision of opportunities for further continuous self-education and professional development; clear and strategic management of this area. The implementation of these goals and objectives will be most successful in the context of a holistic educational process, the characteristics of which are: the unity of the processes of training and education, the joint activity of the subjects of these processes. Foreign language teaching should also be built on the basis of integrity. At the same time, it is safe to say that the study of a foreign language is interrelated with the emotional sphere of students, therefore, it is an effective means of forming emotional self-regulation, developing the skills of constructive emotional interaction, as well as developing and improving the emotional intelligence of the individual.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАГИСТРОВ В РАМКАХ ЦЕЛОСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.1

DOI: 10.17223/19996195/54/8

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАГИСТРОВ В РАМКАХ ЦЕЛОСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Е.Н. Дмитриева, Т.А. Поскребышева

Аннотация. Проблема развития всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию, обладающей потенциалом к интеллектуальному и творческому саморазвитию, всегда являлась актуальной и главной для образования. Научное сообщество признает исключительную ценность работы по комплексному и всеобъемлющему развитию и обучению человека. Большое значение имеет тот факт, что данная проблема признается значимой и на уровне страны. Благодаря данному признанию был создан национальный проект «Образование», реализация которого запланирована на срок с 01.01.2019 по 31.12.2024 и направлена на достижение двух ключевых целей: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, что позволит Российской Федерации занять достойную позицию в десяти ведущих странах мира по качеству образования; способствовать применению согласованных усилий педагогов школ и преподавателей средних и высших образовательных учреждений, нацеленных на гармоничное воспитание, развитие и обучение личности, обладающей социальной ответственностью, нравственностью, духовными и национальными ценностями. Цели и задачи также включают необходимость прививать русскому человеку чувство гордости, патриотизма, стремление изучать и знать исторические и национально-культурные традиции народа. Национальный проект предусматривает работу по развитию системы образования по четырем основным направлениям: изменение содержательного компонента образования с целью его обновления; разработка и создание инновационной инфраструктуры; осуществление эффективной и современной подготовки профессиональных кадров с предоставлением для них возможностей дальнейшего непрерывного самообразования и повышения квалификации; четкое и стратегическое управление данной сферой. Реализация данных целей и задач будет проходить наиболее успешно в условиях целостного образовательного процесса, характеристиками которого являются единство процессов обучения и воспитания, совместная деятельность субъектов данных процессов. Обучение иностранному языку также должно быть построено на основе целостности. В то же время можно с уверенностью утверждать, что изучение иностранного языка взаимосвязано с эмоциональной сферой учащихся, следовательно, является эффективным средством формирования эмоциональной саморегуляции, развития умений конструктивного эмоционального взаимодействия, а также развития и совершенствования эмоционального интеллекта личности.

Ключевые слова: образование; целостный педагогический процесс; целостная иноязычная подготовка магистрантов; эмоциональный интеллект; технический вуз

Введение

Развитие всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и самообразованию, обладающей способностями к совершенствованию интеллектуального и творческого потенциала, всегда являлось приоритетом и главной целью образования. Научное и общественное сообщества признают исключительную ценность работы по комплексному и всеобъемлющему развитию и обучению человека. Неизменно данные задачи отражаются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию. Так, в январе 2020 г. В.В. Путин сообщил о важности решений масштабных социальных, экономических, технологических задач, которые составляют особую актуальность для всей страны. Современное общество должно стремиться к переменам и развитию в профессиях, знаниях, достижении благополучия. Президент уверен, что люди в каждом населенном пункте знают, какие сферы жизнедеятельности требуют доработок и перемен, и готовы стремиться к выполнению конкретных задач. В.В. Путин отметил, что содержание и ориентиры реализации ключевых задач определены в национальных проектах, которые также требуют внесения изменений в соответствии с меняющимися условиями жизни. В рамках национального проекта «Образование» необходимо эффективно использовать передовые образовательные технологии, программы, ресурсы, применять индивидуальные подходы к обучению, организовывать все возможные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Необходимо создавать благоприятные условия для развития в вузах учебной, социальной, исследовательской инфраструктур, способствовать сотрудничеству вузов и работодателей, бизнеса, заниматься вопросами непрерывного образования и повышения квалификации преподавателей, что позволит обеспечить студентов возможностью получить отвечающие самым современным требованиям знания и начать успешную карьеру.

Динамичное изменение рынка труда, появление новых профессий, усложнение требований к существующим профессиям являются мощным стимулом для развития высшей школы, готовой гибко и быстро реагировать на данные запросы. Для обеспечения национального развития, реализации способностей и идей талантливой молодежи был также запущен проект «Россия - страна возможностей», направленный на проведение различных олимпиад и конкурсов, в которых приняли участие более 3,5 млн человек. Данная система нуждается в постоянном развитии и движении. Инженерам, исследователям, предпринимателям, готовым к научно-исследовательской работе, к новым открытиям и достижениям в сфере своей деятельности, должна быть предоставлена свобода для работы по реализации своих идей, для инновационного и научного поиска [1].

Целесообразно сделать вывод, что целью образовательного процесса является формирование и развитие целостной гармоничной личности, которую, в свою очередь, возможно сформировать только в условиях функционирования педагогического процесса как целостной системы, целостного явления.

В данной статье будет рассмотрена проблема развития и совершенствования эмоционального интеллекта магистрантов первого года обучения в русле целостного иноязычного образования в Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ) им. Р.Е. Алексеева.

Понятие целостности педагогического процесса как динамической системы имеет особую важность в аспекте выполнения государством социальных функций по обеспечению общества качественным образованием. В то же время осуществление специалистом профессиональной деятельности на высоком уровне в настоящее время невозможно без владения иноязычной коммуникативной компетенцией. Особую актуальность умения и навыки иноязычной коммуникации имеют для специалиста технического профиля, ведь развитие технологий происходит непрерывно, и важно заявлять об этом на различных научно-практических конференциях, международных встречах, круглых столах. Было проведено анкетирование магистрантов первого года обучения НГТУ им. Р.Е. Алексеева, в результате которого 55% студентов заявили о недостаточной иноязычной подготовке, обусловленной отсутствием должного внимания к этой дисциплине у самих студентов во время обучения в вузе, и о собственных сожалениях о прежнем игнорировании данной дисциплины. Следует отметить, что многие из магистрантов первого года обучения уже работают по специальности на различных предприятиях и (или) стоят на пороге профессиональной деятельности, т. е. получают опыт работы на ведущих российских предприятиях, которые сотрудничают с иностранными компаниями.

Изучение проблемы целостного образовательного процесса, обоснование важности развития эмоциональной сферы для успешной профессиональной реализации будущего выпускника, практический опыт преподавания иностранного языка в техническом вузе позволили выявить наличие следующих противоречий: между необходимостью вуза осуществлять комплексную подготовку специалистов, готовых и способных выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне, включая умения коммуникации в профессиональной области, и объективно лимитированными возможностями технического вуза обеспечивать достаточное количество часов, посвященных изучению студентами дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности». Между потребностями магистров выражать способность, готовность, уверенность в своих силах, чтобы:

- проявлять свои профессиональные качества, работая в международных компаниях;

- осуществлять технические инновационные разработки в сфере своей профессиональной деятельности и обладать умениями сообщать о них в процессе коммуникации, например с иностранными партнерами в рамках сотрудничества или всероссийских конференций, и недостаточным уровнем развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, позволяющем делать процесс официального/неофициального общения непринужденным и не вызывающим лингвистических и психологических затруднений.

Цель исследования - разработка и практическое применение специально разработанной программы целостной иноязычной подготовки магистрантов, направленной на сопутствующее развитие и совершенствование эмоционального интеллекта магистрантов, изучающих иностранный (английский) язык в НГТУ им. Р.Е. Алексеева.

Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Провести анализ теоретического аспекта проблемы целостности педагогического процесса, а также понятия эмоционального интеллекта.

2. Предложить использовать специально разработанную программу целостной иноязычной подготовки магистрантов технического вуза, направленную на сопутствующее развитие и совершенствование эмоционального интеллекта магистров.

Методология исследования

Решение и реализация поставленных целей и задач исследования определили применение следующих методов: анализ теоретических аспектов изучаемой темы, наблюдение, опрос, анкетирование, метод беседы.

Целостность педагогической системы представляет упорядоченное единство ее компонентов: цели, содержание, условия, формы и методы. В целостном педагогическом процессе образовательная деятельность характеризуется направленностью на организацию преобразующей деятельности для каждого учащегося. Значимость идеи целостности педагогического процесса заключается в том, что в условиях целостного образовательного процесса, ключевым свойством которого являются субъект-субъектные отношения между преподавателем и учащимся, получается добиваться всеобщего и полного развития личности человека [2].

Зарубежные ученые, определяя ценность целостного, комплексного влияния совокупности педагогических усилий на личность, выделяют следующие ключевые принципы педагогической практики: отношение к учащемуся как к целостной личности; в центре внимания и средоточия усилий педагога должны быть задачи всеобъемлющего раз-

вития личности учащегося; обучающий процесс должен иметь характер равноценного и равноправного взаимодействия, который проходит в атмосфере партнерского взаимодействия педагога и учащегося [3].

Характеристиками целостности педагогического процесса являются: единство и взаимосвязь процессов обучения и воспитания, обязательное участие его субъектов в совместной деятельности, характеризующейся взаимным сотрудничеством, сотворчеством, что в значительной степени должно способствовать наивысшему раскрытию способностей, потенциала личности. Целостный образовательный процесс способствует формированию личности, способной и стремящейся к развитию, саморазвитию и самореализации. Личность, сформированная в результате целостного образования, способна к самостоятельному оцениванию собственных знаний и достижений, к непрерывному обучению и самообучению, к совершенствованию своей профессиональной компетенции и компетентности. Таким образом, можно прийти к заключению, что целостность является основным интегративным свойством педагогического процесса, т.е. процесса, направленного на формирование и развитие интегративных качеств человека.

Следует отметить, что интегративные качества являются основными компонентами личности, составляющими единую целостную личностную структуру. Становление личности каждого человека является процессом самодвижения, саморазвития личности, что возможно только в случае объективного понимания человеком собственных качеств и свойств, которые нуждаются в совершенствовании и изменении. Внутреннее понимание себя, саморефлексия обусловлены внутренними мотивами и установками, а также сущностью понятия личностного качества. Понятие «личностное качество» в рамках определения личности имеет такие важные характеристики, как устойчивость (наиболее типичные реакции человека на внешние воздействия окружающей социальной среды), сформированность направленности личности (четко выраженная личностная направленность, проявляющаяся в самоопределении цели и смысла жизнедеятельности, способность к постоянному формированию новых собственных целей и задач поведения, жизни, профессиональной деятельности). Качества личности формируются во взаимодействии личности с природой, социумом, культурой и историей страны и мира, а также в процессе становления «Я-концепции», самовосприятия, познания внутреннего и внешнего мира, восприимчивости и способности к продуктивному учебно-воспитательному взаимодействию.

Одним из приоритетных направлений российской педагогики профессионального образования является вопрос непрерывного развития личности. Ведущие исследователи этой проблемы (Н.А. Алексеев, В.И. Андреев, Г.М. Андреева, А.П. Беляева, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.)

рассматривают необходимость организации системного, целостного подхода к обучению с применением инновационных образовательных форм и технологий, нацеленных на разностороннее развитие учащихся и обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов.

Понятие «учебно-воспитательный процесс», отражающее сложность всеобъемлющего, исчерпывающего, полного, обширного образовательного процесса, в педагогической литературе раскрыли В.А. Сла-стенин, Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев, А.И. Пинкевич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, которые также заявляли о важности общности и целостности учебного взаимодействия педагога и учащегося. Ключевая сущность педагогического процесса состоит в совокупности процессов развития, воспитания и обучения, в основу которых положен принцип общности и целостности.

Педагогический процесс - это совокупность, единая структура взаимосвязанных учебных и воспитательных процессов, нацеленных на формирование у человека социального опыта, который в последующем должен трансформироваться в личностные качества (М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев).

В таком случае задачи высшей школы состоят в постоянном повышении качества образования путем внедрения инновационных образовательных технологий, а также посредством интеграции образовательной и исследовательской среды вуза. Образование в вузе должно обеспечивать доступ студентов к инновациям в изучаемой специальности, применение студентами практических техник, научных новшеств, что призвано повысить качество, эффективность и плодотворность образования [4]. Выполнение данных условий позволит вузу осуществлять действенную подготовку студентов к работе в передовых компаниях, предполагающих хороший уровень сформирован-ности профессиональных умений, навыков коммуникации (в том числе, при необходимости, на иностранном языке), способностей к самостоятельной работе, самообразованию, проведению мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Возможности, организованные в вузе в виде модернизированных лабораторий с новейшим оборудованием, позволяют студентам уже в бакалавриате эффективно обучаться практическому применению полученных научных сведений, внедрять инновационные разработанные технологии, участвовать в разнообразных научно-практических проектах, постепенно повышая степень сложности заданий. О непрерывном процессе работы над новыми техническими проектами регулярно сообщается в специально созданной передаче «Десять минут с Политехом», выходящей в эфир местного телевидения г. Нижнего Новгорода.

Несомненно, что специалист такого уровня должен владеть навыками непринужденного иноязычного общения, в том числе в профессиональной сфере. Психологическая и эмоциональная уравновешенность также играет немаловажную роль в развитии и реализации профессиональной компетентности.

В русле осуществления целостной иноязычной подготовки магистров целесообразно отметить взаимосвязь изучения студентами дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности» и эмоций. Сам процесс изучения иностранного языка связан с непрерывным возникновением эмоций. К примеру, в процессе простого обсуждения какого-либо вопроса/проблемы/ситуации могут возникать споры, ссоры, конфликты, разногласия. Следовательно, процесс изучения иностранного языка является эффективным средством формирования эмоциональной саморегуляции, развития умений конструктивного эмоционального взаимодействия, а также развития и совершенствования эмоционального интеллекта студентов.

Можно с уверенностью утверждать, что актуальность развития эмоционального интеллекта личности сегодня все чаще признается научным и педагогическим сообществами.

Важно проанализировать суть данного понятия, а также существующие теории эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence) имеет различные интерпретации. Следует отметить, что существует большое разнообразие теорий, описывающих понятие эмоционального интеллекта, которые также определяют структуру эмоционального интеллекта. Сам термин появился в конце ХХ в. в трудах зарубежных ученых. В настоящие дни он уже регулярно употребляется в различных аспектах, занимает неотъемлемую часть личностного развития человека. Учеными были разработаны и разрабатываются теоретические исследования данного явления, в которых делается вывод о важности развития и совершенствования эмоционального интеллекта людей любого возраста.

Практикующие психологи, в свою очередь, разрабатывают программы и тренинги, направленные на развитие эмоциональной сферы человека. Многие программы направлены на ознакомление с данным понятием, объяснение значимости эмоционального интеллекта в различных сферах жизни человека, определение способов диагностики и совершенствования уровня эмоционального интеллекта. Также представляют интерес модели эмоционального интеллекта.

Целесообразно выразить мысль, что человек постоянно пребывает в каком-либо эмоциональном состоянии, которое оказывает непосредственное влияние на поступки и поведение человека, даже на его физическое самочувствие. Важно также сказать, что эмоциональное состояние личности постоянно меняется, что является нормальным

свойством эмоциональной сферы. Именно эмоции играют ключевую роль в формировании личностного самовосприятия, внутреннего ощущения себя, установлении взаимодействия с окружающей средой, социумом. На основе эмоционального самоопределения, понимания эмоций, представляющих собой особый вид знаний человека о себе, о мире, о своих возможностях, способностях, и был предложен термин «эмоциональный интеллект». Психолого-педагогические работы в данной области имеют цель изучить потенциал эмоционального интеллекта. Также существует множество точек зрения на определение самого термина.

В древние времена эмоциональному интеллекту принадлежала ключевая роль в обеспечении выживания человека, который выражался в способности понимать окружающую среду, выстраивать наиболее выгодную стратегию поведения и взаимоотношений с людьми. Эмоциональный интеллект служил для человека средством, позволяющим воспринять, оценить возникающие в той или иной ситуации показатели угрозы или опасности, и, в соответствии с полученными эмоциональными знаниями, быстро, практически молниеносно принять решение о дальнейших действиях. Исследования эмоционального интеллекта доказывают эффективность данного явления в реализации профессионального образования [5].

Понятие эмоционального интеллекта изучали Джон Майер, Питер Сэловей. Джон Майер ввел термин «эмоциональный интеллект»; в своих исследованиях ученый рассматривал данное понятие как один из имеющих первостепенное значение видов интеллекта. Он также спроектировал модель эмоционального интеллекта, состоящую из четырех компонентов: эмоционального восприятия; применения эмоций с целью положительного влияния на мыслительную активность; понимания, осознания собственных эмоций, причин, их возникновения; способности к управлению эмоциями [6].

В целом выделение эмоционального интеллекта в самостоятельную способность означает высокий уровень изученности исследователями вопроса социального интеллекта. В широком смысле явление эмоционального интеллекта объединяет умения личности осуществлять взаимодействие с окружающими в эффективном и позитивном русле на основе понимания и правильного реагирования на эмоции окружающих. Особое значение имеют умения «встраивать» свои эмоции в общую коммуникацию, что способствует укреплению взаимоотношений, построению крепких межличностных отношений, появлению у собеседников чувства, что они «на одной волне», т. е. психологически подходят друг другу.

По мнению известного исследователя Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект представляет собой личностную способность человека верно трактовать собственные эмоции и эмоции других людей с целью

осознанного влияния на них, а также чтобы регулировать свои эмоции, когда человек находится один и когда взаимодействует с людьми [7].

Эмоциональный интеллект изучали в своих работах Х. Гарднер, Р. Барон, М. Ка де Ври; из отечественных психологов и ученых этой проблеме посвятили свои работы Е.П. Ильин, И.Н. Андреева, Д.В. Ушаков. Нахождение интеллекта и эмоций в тесной взаимозависимости обозначали В.О. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Проблемы эмоционального воображения исследовали А.В. Запорожец и Д. В. Люсин.

Некоторыми учеными эмоциональный интеллект определяется как способность личности к распознаванию собственных эмоций, формулированию намерений, появляющихся как следствие данных эмоций; способность к управлению своими эмоциями таким образом, чтобы уметь направлять действия в продуктивное русло.

Опираясь на тот факт, что ведущий вид деятельности студентов в процессе обучения в вузе - это усвоение и овладение необходимыми компетенциями для осуществления будущей профессиональной деятельности, следует сделать вывод, что данный возраст идеально подходит для целенаправленного воздействия на развитие эмоционального интеллекта, внедряя технологии развития эмоционального интеллекта в профессиональную подготовку студентов. Эмоциональный интеллект, являясь сложным интегративным свойством личности, включает в себя следующие аспекты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, которые призваны обеспечить осознание личностью своих эмоций и эмоций окружающих (знакомых и родственников, членов семьи, друзей, коллег, а также незнакомых людей, с которыми человек вступает в вербальную/невербальную коммуникацию ежедневно). Совокупность данных явлений создает благоприятные условия для благополучного формирования способностей человека к эффективному (в сфере профессии) и приятному, радостному, счастливому (в сфере семейных и других близких взаимоотношений) межличностному взаимодействию [8].

Большинство исследований направлено на разработку и создание наиболее целостной модели эмоционального интеллекта. Дэвид Векс-лер, занимающийся изучением интеллекта в первой половине ХХ в., охарактеризовал интеллект как всеобъемлющую человеческую способность к здравомыслящему мышлению, рационально обусловленным действиям, эффективному взаимодействию с социумом.

Д. Векслер разделил типы интеллекта:

- на интеллектуальный (мыслительные способности, выражающиеся в продуманном, рациональном использовании разума, знаний, умений, навыков; разумность, осмысленность предпринимаемых и планируемых действий);

- неинтеллектуальный (коммуникативные навыки, навыки и умения социализации, т. е. успешного интегрирования личности в социальную систему путем непрерывного овладения и совершенствования социально-психологических норм, образцов поведения. Результатом данного развития и саморазвития является установление человеком межличностных контактов на уровне, приносящем естественное удовольствие общения обеим/всем сторонам коммуникации).

Дэвид Векслер выразил мнение о приоритетном значении неинтеллектуального типа для личностного развития и благополучия жизни. Это было необычно для того времени, так как в центре психолого-педагогического внимания всегда были когнитивные способности. Это способствовало появлению отношения к интеллекту как к некому мыслительному аппарату, выполняющему основные и незаменимые функции человеческого разума, призванного решать логико-математические задачи [9].

Роберт Торндайк, посвятивший свою работу изучению интеллекта, предложил использовать понятие социального интеллекта. Позднее Ховард Гарднер рассмотрел концепцию множественного интеллекта, выделив при этом следующие его формы: логико-математический, визуально-пространственный, вербальный (лингвистический), межличностный (эмоциональный), телесно-кинестический, духовный (экзистенциальный), музыкальный интеллект [10].

По мнению Х. Гарднера, формы межличностного (эмоционального), духовного (экзистенциального), лингвистического и логико-математического интеллекта обладают равной важностью и ценностью в жизни и развитии человека. Концепция множественного интеллекта, созданная Ховардом Гарднером, послужила базой для разработки Джоном Майером и Питером Сэловеем понятия эмоционального интеллекта, а в дальнейшем создания первой модели эмоционального интеллекта. Итак, первая модель эмоционального интеллекта была разработана усилиями Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо в 1990 г. В соответствии с данной моделью эмоциональный интеллект определялся как способность человека к распознаванию личных эмоций и эмоций других людей с целью последующего выстраивания адекватного поведения согласно принятым на основе полученной эмоциональной информации решениям [11].

Разработанная и созданная структура эмоционального интеллекта была позже усовершенствована. Базовой основой для появления новой усовершенствованной модели эмоционального интеллекта послужили работы о том, что любые эмоции содержат в себе сведения о взаимоотношениях человека с другими людьми, а также сформировавшееся мнение личности о разнообразных явлениях, реакция на какие-либо события. Изменение связей/контактов с окружением или предмета-

ми/явлениями/событиями влечет за собой изменение эмоций, которые испытывает индивид по тому или иному поводу. То есть можно сделать вывод о корреляционной зависимости событий, происходящих в основном в межличностной сфере, и эмоций, причиной возникновения которых они являются.

Научное издание Дэниэла Гоулмана, посвященное изучению эмоционального интеллекта, выпущенное в 1995 г., послужило движущей силой для развития исследований в этой области [7]. В своей работе Д. Гоулман подчеркнул важность получения теоретических знаний об эмоциональном интеллекте и практического внедрения в жизнь полученных знаний, что должно быть направлено, во-первых, на улучшение качества жизни, включая межличностные отношения, успешность человека в профессии. Дэниэл Гоулман сделал заявление о большей значимости эмоционального интеллекта по сравнению с академическим интеллектом, который проявляется в способности к учебной успеваемости. Ученый настаивал на проведении специальных лекций, обучающих программ, объясняющих сущность, функционирование эмоционального интеллекта для детей и взрослых, организованных в школах, вузах и на работе. Гоулман описал структуру эмоционального интеллекта. Он представил четыре базовых структурных компонента эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, познание социума, управление отношениями с социумом.

Следует отметить, что данная структура будет иметь некоторые вариации в зависимости от категории людей, относительно которых она применяется. По утверждению Д. Гоулмана, процесс развития эмоционального интеллекта у людей с лидерскими наклонностями и способностями обусловлен наличием не только лидерских качеств, но и открытости, оптимизма, личностной направленности на взаимодействие с людьми. Важно также желание работать в команде, управлять общим выполнением коллективного задания, стремление «генерировать» идеи, инициативность, уверенность в себе, навыки эмоционального самосознания, умения осуществлять верную самооценку, проводить самоконтроль эмоций. Данные навыки относятся к категории личностных навыков [12]. Следует отметить существенный факт -компоненты эмоционального интеллекта, определяемые Д. Гоулма-ном, включают навыки социального взаимодействия, эмоциональные способности, волевые, моральные, культурные качества, настойчивость, решительность.

Другой известной моделью эмоционального интеллекта является модель, созданная Рувеном Бар-Оном (Reuven Bar-On), израильским психологом, одним из ведущих новаторов, теоретиков и исследователей концепции эмоционального интеллекта. Ученый ввел понятие/обозначение коэффициента эмоциональности (emotional quotient), который определял

как единство взаимосвязанных некогнитивных способностей, компетенций, знаний, умений, благодаря которым человек может заниматься развитием собственных возможностей при решении разнообразных жизненных задач и достижении целей [13, 14].

Исследование и результаты

Было решено организовать программу целостной иноязычной подготовки магистров, обучающихся в НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Программа целостной иноязычной подготовки магистров, направленной на развитие и совершенствование эмоционального интеллекта, реализовы-валась на первом курсе магистратуры в процессе обучения студентов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык (английский) в сфере профессиональной деятельности». В программе принимали участие студенты, обучающиеся по направлению «Биотехнология».

Следует отметить наличие объективных сложностей обучения иностранному языку в неязыковом вузе, таких как ограниченное количество академических часов, посвященных изучению дисциплины; различный уровень изначальной языковой подготовки студентов. Это требует от преподавателя при организации обучения применения индивидуального и личностно-деятельностного подходов, учета уровня языковых возможностей и способностей каждого студента и группы в целом, а также их целей и интересов.

Целью целостной иноязычной подготовки магистров являлось развитие эмоционального интеллекта в условиях формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции учащихся.

Исследование проводилось в течение двух семестров. В нем приняли участие 29 человек. В рамках исследования была выделена экспериментальная группа, которая обучалась по специально созданной программе целостной иноязычной подготовки. Данная программа включала компоненты, дополняющие основное обучение, направленные на более полное и глубокое развитие как иноязычной языковой компетенции, так и эмоционального интеллекта магистров. Таким образом, процесс обучения группы заключался в развитии единства иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции и эмоционального интеллекта учащихся.

Ниже приводится описание данной программы обучения.

В основу программы целостной иноязычной подготовки магистров экспериментальной группы были положены следующие взаимосвязанные задачи: 1) программа должна обладать целостностью ее структуры и содержания; 2) целостность программы обучения должна обусловливать эффективное развитие эмоциональной сферы студентов (конкретно - эмоционального интеллекта), что реализуется путем по-

строения заданий по всем видам речевой деятельности с учетом максимального эмоционального включения студентов в предлагаемую для них деятельность.

Содержание программы целостной иноязычной подготовки магистров включало следующие компоненты:

1. Развитие и совершенствование иноязычной языковой компетенции магистров, используя все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, речь), используя темы General English (общий английский - изучение разговорного английского языка, популярных, распространенных тем по иностранному языку, фундаментальных фонетических, лексико-грамматических основ или «пробелов» в них). Данный раздел предполагает выполнение грамматических упражнений и тестов; усвоение студентами следующих умений: построение речи в соответствии с общепринятыми социокультурными нормами, национальными и культурными особенностями страны изучаемого языка; употребление в речи грамотных языковых моделей.

2. ESP - обучение английскому языку для специальных целей. Данный компонент включал в себя развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, т.е. усвоение студентами умений и навыков профессиональной коммуникации на иностранном языке. Профессиональная коммуникация на иностранном языке - это совокупность разнообразных видов деятельности, которыми должен овладеть студент в процессе целостной иноязычной подготовки в техническом вузе, чтобы стать специалистом технического профиля на высоком международном уровне. Данные виды деятельности предполагают усвоение студентами следующих умений: умение осуществлять самостоятельный поиск оригинальной и современной научной информации на английском языке по основной изучаемой специальности; понимание и правильная интерпретация устных и письменных аутентичных текстов по специальности; умение составлять устные и письменные монологические и диалогические высказывания, используя профессиональную терминологию, для полноценного участия в академической/профессионально ориентированной сферах.

3. Разработка и создание магистрами презентаций на английском языке (в первом семестре - презентация о своем университете, во втором - по изучаемой специальности (на основе изученного англоязычного источника)) с дальнейшим выступлением в группе в формате научно-практической конференции. Преимуществом данного вида работы является то, что в ней способны принять участие не только «сильные» студенты, но и студенты с более слабым уровнем языковой подготовленности, так как процесс выполнения данного задания характеризуется планомерными и постепенными/пошаговыми действиями под

руководством и с поддержкой преподавателя. Также данная работа позволяет студенту заранее подготовить все необходимые материалы к выступлению - презентацию, речь к презентации, а также настроиться к собственно выступлению. По опыту организации и проведения с магистрами таких выступлений было замечено, что индивидуальное выполнение всех этапов подготовки к данному выступлению, осознание собственного понимания материала и успеха выполняемой деятельности (что обеспечивается регулярными консультациями с преподавателем, объяснением всех сложных и непонятных студенту лингвистических моментов) служат действенным средством повышения интереса к иностранному языку, а также мотивации изучать англоязычные источники по различным профессиональным темам.

4. Организация для магистров специально разработанных факультативов по двум направлениям. В рамках первого направления применяется факультатив по чтению, аудированию и обсуждению литературных произведений на английском языке. Данный вид факультатива способствует развитию навыков разговорного иностранного языка, устной монологической/диалогической речи, умений высказывать свою позицию, эмоциональное личностное отношение по обсуждаемому вопросу. Это также включает психологическую уверенность и раскрепощенность, позволяющие учащемуся свободно, не боясь совершить лишнюю ошибку, принимать активное участие в групповых обсуждениях или просто делиться с окружающими своими эмоциями, чувствами и мнениями.

В рамках второго направления применяется факультатив по работе с иноязычной технической информацией. Данная работа направлена на сосредоточение усилий учащегося в области самостоятельной работы с аутентичными статьями и материалами по изучаемой специальности с дальнейшим обсуждением прочитанного в группе под руководством преподавателя.

Следует отметить, что работа с любым текстом обязательно содержит следующие составляющие (этапы): претекстовые упражнения, нацеленные на актуализацию имеющихся сведений по теме текста и устное использование иноязычной терминологии по теме; применение и совершенствование навыков рассуждения, сравнения, обобщения информации; непосредственное чтение и перевод на русский язык текста; выполнение послетекстовых упражнений, нацеленных на продуктивную работу с лексико-грамматическим содержанием текста. На данном этапе также обсуждаются и снимаются трудности понимания и грамотной интерпретации профессиональных терминов и терминосочетаний; выполняются ответы на вопросы по тексту, что способствует более полному пониманию текста и развитию навыков передачи основных понятий, изложенных в тексте, в устной речи.

5. Использование грамматических упражнений и тестов, направленных на актуализацию и закрепление грамматических норм и правил английского языка.

6. Проведение узкоспециализированного тестирования. Использование специально разработанных узкоспециализированных тестов качественно дополняет процесс целостного иноязычного образования, выполняя не только проверяющую, но и обучающую функцию.

Пример тестовых заданий, разработанных по направлению подготовки магистров «Биотехнология». Задание: заполните пропуски в предложениях, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.

- Biotechnology is based on the integral use of biochemistry, microbiology, and practical engineering with the aim to realize industrially the abilities of... cultures of tissue cells and their parts. (Биотехнология основана на комплексном использовании биохимии, микробиологии и прикладной инженерии с целью промышленной реализации способностей. культур клеток ткани и их частей). Microorganisms (микроорганизмы)/Alkaloids (алкалоиды)/Е ertilizers (удобрения)

- Pasteur created the scientific basis for vaccination and vaccine therapy, proposed a new method of., termed "pasteurization" after his name, etc. (Па-стер создал научную базу для разработки вакцинации, предложил новый метод... который был назван термином «пастеризация» (процесс частичной дезинфекции жидкости путем нагревания ее до критической температуры в течение определённого периода) в честь ученого, создавшего данный процесс). Sterilization (стерилизация)/Biomedical engineering (биоинженерия)/Vaccination (вакцинация)

- Such medicines as penicillin, streptomycin, tetracycline, a range of amino acids, etc. were obtained during the. period. (Такие лекарственные средства как пенициллин, стрептомицин, тетрациклин, ряд аминокислот и т. д., были получены в течение. периода). Biotechnical (биотехнический)/Gene-technical (генно-промышленный)/Etiological (этиологический)

Было отмечено, что выполнение узкоспециализированных тестов требует от магистров кропотливой работы с терминами и грамматикой предложений. Подобная работа способствует продуктивной мыслительной деятельности студентов, актуализации изученного материала, служит обучающим средством построения самостоятельных предложений по научной теме. Студенты при выполнении такого задания, как ответы на вопросы, уже испытывают трудности построения английского предложения (даже при понимании ответа на русском языке и владея умением найти нужную информацию в англоязычном тексте). Это объясняется тем, что часто для непосредственного ответа на вопрос требуется не просто зачитать соответствующее предложение из текста, а преобразовать его, добавить дополнения, выразить свое мнение, провести сравнительную характеристику понятий и др. Поэтому, работая с научными предложениями, содержащими в себе пропуск, студент, во-первых, анализирует языковую структуру предложения, во-вторых,

мыслит логически, применяя собственные знания, чтобы грамотно дополнить предложение.

7. Аннотирование - важное звено в иноязычном образовании. С ним связано выполнение более сложных и профессионально значимых работ. Компонент составления аннотаций на английском языке включен в написание курсовых, бакалаврских, магистерских работ, выполняемых магистрами по специальности. Написание статей на английском языке также требует умения составления аннотаций.

8. Написание тезисов, статей по основной изучаемой специальности на английском языке с целью дальнейшей публикации в научных журналах или материалах конференции. Так, весной 2020 г. магистры принимали участие в международной конференции молодых ученых «Проспект Свободный - 2020» (Сибирский федеральный университет), что включало онлайн-выступление по теме подготовленной статьи и сопровождение своего выступления специально созданной мультимедийной презентацией на английском языке в формате Power Point, а также публикацию статей в материалах данной конференции.

9. Участие в ежегодном конкурсе научных студенческих работ (Students' Scientific Research), организуемом на английском языке для магистров в рамках внеучебной деятельности. Данный конкурс проводится в формате конференции, часто с участием приглашенных иностранных гостей - партнеров вуза.

10. Ознакомление магистров с понятием эмоционального интеллекта. Студентам было предложено ознакомиться и провести совместное обсуждение («круглый стол») теоретического аспекта понятия эмоционального интеллекта, используя англоязычные источники. Это вызвало у них интерес к самостоятельной работе, что способствовало развитию умений и навыков заниматься самостоятельной работой. Последняя занимает важнейшее место в непрерывном профессиональном обучении и развитии профессиональной компетентности личности на протяжении всей жизни.

Таким образом, в процессе иноязычной подготовки осуществлялись: работа по целостному развитию и совершенствованию речевых навыков магистров, сопутствующая работа по обучению студентов проводить осознанное отслеживание собственных эмоций, осуществлять их регуляцию, совершенствовать умения понимать эмоции других людей и выстраивать продуктивное и естественное взаимодействие с людьми.

Изучение иностранного языка является, по сути, уникальным средством, позволяющим добиваться развития и совершенствования эмоционального интеллекта, эмоционального взаимодействия учащихся. Это возможно благодаря особенностям и характеристикам данной дисциплины. Целесообразно отметить, что все разнообразие текстов,

заданий, ситуаций, направленных на развитие речевой деятельности студентов, одновременно служит средством обучения и психологическим тренингом эмоционального общения обучающихся с внутренним и внешним миром. Это происходит потому, что каждый вид деятельности, тема всегда обладают взаимосвязанным эмоционально наполненным содержанием, что призвано вызвать эмоциональный отклик у студентов, способствовать мотивации выразить свою позицию в монологическом высказывании или вступить в обмен эмоциями (коммуникацию) с одногруппниками в форме диалогов и групповых обсуждений.

По сути, все виды учебной/внеучебной активности представляют максимально приближенные к реальности ситуации из жизни и (или) профессиональной деятельности человека, имеют проблемно-поисковый характер, тем самым моделируя полноценную ситуацию общения в области общего/профессионального общения. Следовательно, студент имеет возможность учиться/«репетировать» решать различные задачи, выстраивая продуктивные (и устраняя деструктивные) стратегии эмоционального взаимодействия с собой и с другими людьми. В процессе иноязычной подготовки у студента существует огромное количество разнообразных новых для него видов взаимодействия. Каждое новое взаимодействие (от составления диалога до выступления на конференции) вызывает у его участников эмоциональные реакции, возможно, спор, ссору, конфликт, согласие/несогласие. Следовательно, возникают эмоциональные выводы, т. е. эмоциональное состояние, характеризующееся либо радостью, восторгом, удовлетворением от проделанной работы и общения, либо разочарованием или другими отрицательными эмоциями в отношении себя или других участников коммуникации.

В результате применения программы целостной иноязычной подготовки, направленной на сопутствующее развитие и совершенствование эмоционального интеллекта магистров, были получены показатели, которые отвечали следующим критериям:

1. Уровень развития речевых навыков (иноязычной коммуникативной компетенции, иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции). До начала применения вышеописанной программы целостной иноязычной подготовки только 35% студентов принимали активное участие во всех видах речевой деятельности на занятиях по иностранному языку (проявляли готовность к участию в дискуссиях, обсуждениях изученных материалов, владели лексико-грамматическими умениями составлять самостоятельные высказывания по теме). Постепенно, начиная с середины применения программы целостной иноязычной подготовки и после нее, уже 75% студентов приобрели навыки уверенного иноязычного общения, в том числе профессионального (улучшение на 40%).

2. Уровень развития эмоционального интеллекта, который включает следующие составляющие: понимание и осознание собственных эмоций, проведение работы над своими эмоциями при необходимости; умение осуществлять регуляцию своих эмоций; умение использовать эмпатию и выстраивать продуктивное и естественное взаимодействие с людьми.

До начала применения программы целостной иноязычной подготовки, направленной на сопутствующее развитие эмоционального интеллекта магистров, только 30% студентов были способны к пониманию, осознанию, регуляции собственных эмоций, возникающих в процессе выполнения различной работы по иностранному языку, а также к построению эффективного взаимодействия. Следует отметить, что остальные студенты испытывали явные трудности в выражении эмоций, в применении навыков взаимодействия с людьми, а также скованность, эмоциональную нестабильность. Нередко во время организованной работы, требующей обсуждения темы/проведения ситуационных переговоров (в парах/в команде), учащихся практически сразу проявляли раздражительность, нервничали, ссорились с собеседником и отказывались от дальнейшей работы. Студенты замыкались в себе, не были способны к продуктивной согласованной работе с другими участниками группы, к работе над собственными эмоциями, чувствовали себя неуспешными не только в плане выполнения учебных заданий, но и в ситуациях, требующих коммуникации. Следовательно, отсутствие достаточного развития эмоционального интеллекта являлось значительным препятствием для студентов осуществлять эффективную деятельность по развитию иноязычной коммуникативной компетенции, иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

После применения программы целостной иноязычной подготовки, включающей изучение понятия эмоционального интеллекта, одновременное исследование полученных знаний во всевозможных видах деятельности и взаимодействиях, обусловленных заданиями в рамках изучения иностранного языка по предложенной программе, студенты начали учиться осознанно оценивать свои эмоции и эмоции других людей, контролировать и стараться направлять эмоции в конструктивное, позитивное русло. Таким образом, в результате обучения студентов по предложенной программе уже 80% обучающихся могли спокойно выслушивать возражения/несогласия, составлять и выражать комментарии/аргументацию своих позиций, участвовать в ситуационных переговорах (включая подготовку к ним), т.е. получали радость и воодушевление от общения, а также удовлетворение от достижений и успехов (улучшение на 50%).

Заключение

Вышеперечисленные виды деятельности актуальны для студентов, прежде всего, тем, что способствуют усилению мотивации улучшать свой уровень владения иностранным языком, так как для обучающихся в вузе созданы условия заниматься научно-практической деятельностью, в том числе с целью взаимодействия с иностранными партнерами, с которыми активно сотрудничает технический вуз. Таким образом, студенты изучают и применяют иностранный язык в иноязычном официальном/неофициальном общении не только в искусственно созданных/спроектированных учебных ситуациях с целью развития и совершенствования коммуникативной компетенции, но и в реальных, например при взаимодействии с иностранными партнерами, обсуждая инновационные технологии, внедряя совместные проекты и др.

Можно с уверенностью сказать, что развитие речевых навыков неразрывно связано с эмоциональной сферой личности. Сущность дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» позволяет органично и естественно сочетать применение педагогических усилий, направленных на развитие обоих компонентов: иноязычной компетенции и эмоционального интеллекта студентов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Послание Президента Федеральному Собранию. Центральный выставочный зал «Манеж», 15 января 2020. Москва. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62582

2. Саркисьян Т.Н. Педагогический процесс как целостное явление // ИСОМ. 2014. № 6-

1. С. 139-143.

3. Petrie P., Boddy J., Cameron C., Heptinstall E., McQuail S., Simon A., Wigfall V. Peda-

gogy - a holistic, personal approach to work with children and young people, across services. European models for practice, training, education and qualification : briefing paper. Thomas Coram Research Unit, Institute of Education, University of London, 2009.

4. Isaychikova N.I. Innovative approaches to education. «Humanities and Social Sciences in

Europe: Achievements and Perspectives» // Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna, 2014. 344 p.

5. Волкодав Т. В. Формирование эмоционального интеллекта будущих педагогов-психологов // ИСОМ. 2016. № 5-3. С. 51-53.

6. Mayer J. Presentation at Linkage Emotional Intelligence Conference. L., 2000.

7. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. N.Y. : Bantam

Books, 1995.

8. Ежова Н.Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях

английского языка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 11 (51). С. 47-53.

9. Wechsler D. The range of human capacities. N.Y. : Hafner, 1952.

10. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y. : Basic Books, 1983.

11. Mayer J.D., Caruso D., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 2000. № 27 (4). Р. 267-298.

12. Goleman D. Leadership: The Power of Emotional Intelligence. More than Sound. 2011.

13. Bar-On R. The emotional quotient inventory (EQ-I): Technical manual. Toronto. Canada : Multi-Health Systems, 1997.

14. Bar-On R Emotional and social intelligence: Insights from the emotional quotient inventory // Handbook of Emotional Intelligence / eds. by R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco : Jossey-Bass, 2000.

Сведения об авторах:

Дмитриева Елена Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии естествознания, заслуженный деятель науки и образования, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Россия). E-mail: lena11587@gmail.com

Поскребышева Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород, Россия). E-mail: sentireo@mail.ru

Поступила в редакцию 15 апреля 2021 г.

Development of masters' emotional intelligence in the framework of holistic foreign language training at technical university

Dmitrieva E.N., D.Sci. (Education), Professor, Corresponding Member of the Academy of Natural Sciences, Honored Worker of Science and Education, Nizhny Novgorod Linguistics University named after N.A. Dobrolubov (Nizhny Novgorod, Russia). E-mail: le-na11587@gmail.com

Poskrebysheva T.A., Ph.D. (Education), Associate Professor, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev, (Nizhny Novgorod, Russia). E-mail: sen-tireo@mail.ru

DOI: 10.17223/19996195/54/8

Abstract. The problem of the development of a fully developed personality, capable of self-education and self-improvement, with the ability to intellectual and creative self-development, has always been relevant and important for education. The scientific and public communities recognize the exceptional value of working for integrated and comprehensive human development and learning. Of great importance is the fact that this problem is recognized as significant at the country level. Thanks to this recognition, the national project "Education" was created, the implementation of which is planned for the period from 01.01.2019 to 31.12.2024 and is aimed at achieving two key goals: - to ensure the global competitiveness of Russian education, which will allow the Russian Federation to take a worthy position in the top ten countries of the world in terms of the quality of education; - to promote the use of coordinated efforts of school teachers and teachers of secondary and higher educational institutions aimed at the harmonious education, development and training of a person with social responsibility, morality, spiritual and national values. The goals and objectives also include the need to instill in the Russian people a sense of pride, patriotism, and the desire to study and know the historical and national-cultural traditions of the people. The national project provides for the development of the education system in four main areas: changing the content component of education in order to update it; development and creation of innovative infrastructure; implementation of effective and modern training of professional personnel with the provision of opportunities for further continuous self-education and professional development; clear and strategic management of this area. The implementation of these goals and objectives will be most successful in the context of a holistic educational process, the characteristics of which are: the unity of the processes of training and education, the joint activity of the subjects of these processes. Foreign language teaching should also be built on the basis of integrity. At the same

time, it is safe to say that the study of a foreign language is interrelated with the emotional sphere of students, therefore, it is an effective means of forming emotional self-regulation, developing the skills of constructive emotional interaction, as well as developing and improving the emotional intelligence of the individual.

Keywords: education; holistic pedagogical process; holistic foreign language training of undergraduates; emotional intelligence; technical university

References

1. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Message from the President to the Federal Assembly]. Tsentral'nyy vystavochnyy zal "Manezh", 15 yanvarya 2020. Moskva. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62582

2. Sarkis'yan T.N. (2014) Pedagogicheskiy protsess kak tselostnoye yavleniye [Pedagogical process as an integral phenomenon] // ISOM 6-1. pp.139-143.

3. Petrie P., Boddy J., Cameron C., Heptinstall E., McQuail S., Simon A., Wigfall V. (2009) Pedagogy - a holistic, personal approach to work with children and young people, across services. European models for practice, training, education and qualification: briefing paper. Thomas Coram Research Unit, Institute of Education, University of London.

4. Isaychikova N.I. (2014) Innovative approaches to education. Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives // Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 344 p.

5. Volkodav T.V. (2016) Formirovaniye emotsional'nogo intellekta budushchikh pedagogov-psikhologov [Formation of emotional intelligence of future educational psychologists] // ISOM 5-3. pp.51-53.

6. Mayer J. (2000) Presentation at Linkage Emotional Intelligence Conference. L.

7. Goleman D. (1995) Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. N.Y.: Bantam Books.

8. Yezhova N.F. (2018) Razvitiye emotsional'nogo intellekta studentov-yuristov na zanyati-yakh angliyskogo yazyka [Development of emotional intelligence of law students in the English classroom] // Vestnik Universiteta imeni O.Ye. Kutafina. 11 (51). pp.47-53.

9. Wechsler D. (1952) The range of human capacities. N.Y.: Hafner.

10. Gardner H. (1983) Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y.: Basic Books.

11. Mayer J.D., Caruso D., Salovey P. (2000) Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence 27 (4). pp.267-298.

12. Goleman D. (2011) Leadership: The Power of Emotional Intelligence. More than Sound.

13. Bar-On R. (1997) The emotional quotient inventory (EQ-I): Technical manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems.

14. Bar-On R. (2000) Emotional and social intelligence: Insights from the emotional quotient inventory // Handbook of Emotional Intelligence / eds. by R. Bar-On, J.D.A. Parker. San Francisco: Jossey-Bass.

Received 15 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.