REFERENCES
1. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2018), "On Approval of the Procedure for Organizing Training of Personnel for Filling Positions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation", Order of the No. 275 of05.05.2018 (ed. of14.01.2020).
2. Endaltsev, B.V. (2014), "Modern physical training of a person to work in extreme conditions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 3, pp. 72-78.
3. Mironov, V.V. (2013), "Adaptation to physical activity and transfer of preparedness of military personnel is an objective basis for the influence of physical training on the combat effectiveness of troops", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 1, pp. 18-23.
Контактная информация: petro16072010@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.03.2021
УДК 796.818
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И КООРДИНАЦИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ САМБО
Сергей Владимирович Соломатин, кандидат педагогических наук, Антон Владимирович Соломатин, соискатель, Центра спорта и образования «Самбо-70»; Илья Валерьевич Николаев, кандидат педагогических наук, Макар Сергеевич Ананьин, кандидат культурологических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва; Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, СевероЗападный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург
Аннотация
С целью изучения влияния эмоциональных качеств личности на эффективность сенсорно-двигательной сферы и устойчивость координационных способностей квалифицированных борцов самбо разработана методика формирования устойчивости технических навыков и координации на основе развития эмоционально-волевой сферы. Выявлена зависимость успешной реализации координационных способностей борцов в ходе соревновательного поединка от положительного эмоционального состояния спортсменов. влияет на способность восприятия и обработки информации. самбо связана с эмоциональной устойчивостью спортсменов. Предложены основные направления развития эмоционально-волевой сферы квалифицированных борцов самбо в ходе тренировочного процесса.
Ключевые слова: квалифицированные борцы самбо, координационные способности, эмоциональная реактивность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p405-409
DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL-WILL SPHERE AS A FACTOR OF STABILITY OF TECHNICAL SKILLS AND COORDINATION OF QUALIFIED
SAMBO WRESTLERS
Sergey Vladimirovich Solomatin, the candidate of pedagogical sciences, Anton Vladimirovich
Solomatin, the competitor, Sports and Education Center "Sambo-70"; Ilya Valerievich Niko-laev, the candidate ofpedagogical sciences, Makar Sergeevich Ananin, the candidate of cultural sciences, Moscow Pedagogical State University, Moscow; Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, North-West Institute of Management RANEPA, St. Petersburg
Abstract
In order to study the influence of emotional qualities of a personality on the effectiveness of the sensory-motor sphere and the stability of the coordination abilities of qualified sambo wrestlers, a meth-
odology has been developed for the formation of stability of technical skills and coordination on the basis of the development of the emotional-volitional sphere. The dependence of the successful realization of the coordination abilities of wrestlers in the course of a competitive duel on the positive emotional state of athletes was revealed affects the ability to perceive and process information. SAMBO is associated with the emotional stability of athletes. The main directions of development of the emotional-volitional sphere of qualified sambo wrestlers during the training process are proposed.
Keywords: qualified sambo wrestlers, coordination abilities, emotional reactivity.
ВВЕДЕНИЕ
По мере увеличения тренировочного стажа в спортивной борьбе происходят отклонения в скорости двигательной реакции и воспроизведении параметров движений, которые в перспективе снижают эффективность соревновательной деятельности борцов [1]. Внедрение результатов научных исследований в практику спортивной тренировки способствует минимизации негативных изменений сенсорно-двигательной сферы спортсменов. Одним из направлений воздействия является использование индивидуально -типологических свойств личности, включая особенности протекания психических процессов спортсменов [4].
Практическая реализация технических навыков борцов связана с функционированием различных иерархических уровней нервной системы: афферентным, аналитическим и исполнительным [5]. Вместе с тем эффективность соревновательной деятельности определяется координационными способностями и психофизиологическими состояниями спортсменов.
В борьбе самбо компонентами пространственной координации движений является способность к обработке визуальной информации и точная оценка положения соперника [3]. Эмоциональные состояния проявляются как рефлекторные реакции на физиологические факторы и могут существенно влиять на реализацию технических навыков и координационных способностей [2].
Динамичность и быстротечность спортивного поединка в борьбе самбо требует реализации координационных способностей в совокупности с проявлением эмоционально-волевой устойчивости личности спортсмена. В связи с этим можно предположить, что развитие эмоционально-волевой сферы способствует устойчивости технических навыков и координации квалифицированных борцов самбо.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель состояла в изучении влияния эмоциональных качеств личности спортсмена на эффективность сенсорно-двигательной сферы и устойчивость координационных способностей квалифицированных борцов самбо.
Исследование проводилось в группе высшего спортивного мастерства Центра спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта в течение годичного цикла подготовки. В исследовании участвовали 24 квалифицированных самбиста в возрасте от 16 до 18 лет.
Из числа участников эксперимента были сформированы две группы - контрольная (КГ) в количестве 11 борцов и экспериментальная (ЭГ) в количестве 13 спортсменов. Контрольная группа занималась по программе подготовки спортсменов в группе высшего спортивного мастерства. Экспериментальная группа - по разработанной методике формирования устойчивости технических навыков и координации на основе развития эмоционально-волевой сферы.
Основными направлениями развития эмоционально-волевой сферы борцов самбо были выделены:
- формирование и укрепление стенических эмоций и чувств, относящихся к сути спортивной деятельности, направленной на достижение победы над соперником в борцовском поединке: азарт, упорство, смелость, ответственность, стремление к победе, преодоление себя;
- формирование способности антиципации действий соперника и маскировка собственных намерений и эмоций средствами развития способности к обманным движениям и действиям на основе выразительности приемов и формирования собственного стиля ведения борцовского поединка;
- совершенствование способности к преодолению трудностей борьбы посредством волевых усилий и подавлению негативных эмоций, возникающих вследствие допущенных технико-тактических ошибок и возникновения локальных неудач вследствие психолого-эмоционального воздействия соперника, снижение тревожности и чувства неизбежности неудач;
- побуждение к экстраверсии в поведении и восприятии происходящего: формирование компетенций коммуникативности, взаимодействия, работы в команде, стремления смены обстановки и обновления, ориентированность и восприятие внешних факторов и атрибутов соревновательной деятельности.
Формирование положительных спортивных эмоций достигалось моделированием тактических ситуаций, генерирующих проявление соответствующих эмоций.
Для оценки координационных способностей использовались методы исследования: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР); реакция на движущийся объект (РДО); количество успешно проведенных приемов по периодам схватки. С целью определения характеристик эмоционального реагирования борцов применялась шкала эмоциональной возбудимости, включающая тестирование общей эмоциональности, агрессивно -сти, тревожности, способности контроля эмоций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование уровня эмоциональной реактивности и координационных способностей квалифицированных самбистов выявили достоверные различия в показателях (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей эмоциональной реактивности и координационных способностей
Показатель Значение показателя
ЭГ КГ
до после г до после г
Латентный период ПЗМР, мс 155,9±0,2 148,9±0,2 1,4 154,6±0,2 156,0±0,2 1,5
Устойчивость ПЗМР, % 13,6+1,3 15,2+1,5* 2,7 12,6+1,3 14,2+1,2* 0,8
РДО, мс 13,4+1,4 11,7+1,2 1,9 14,1+1,7 13,0+1,8 0,9
Агрессивность, балл - 8,8±0,5 - - 10,7±0,8 -
Тревожность, балл - 5,6±0,4 - - 8,1±0,6 -
Контроль эмоций, балл - 8,2±0,2 - - 5,5±0,9 -
Количество успешно проведенных атакующих приемов в стойке за время поединка 1,7±0,08 2,8±0,05 0,6 0,9±0,06 1,6±0,05* 0,5
Количество успешно проведенных атакующих приемов в партере за время поединка 1,6±0,07 2,9±0,04 1,7 0,7±0,04 1,1±0,04 2,1
Примечание: * - уровень достоверности различий при р<0,05.
Результаты показывают, что по итогам исследования экспериментальная группа борцов имела более низкие значения латентного периода простой зрительно-моторной реакции по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о более высокой скорости обработки информации у спортсменов экспериментальной группы. Изучение реакции на движущийся объект не выявило различий между двумя группами спортсменов.
Сравнительный анализ показателей борцов экспериментальных групп сенсомотор-ной реактивности указывает на существенные различия в скорости точности и устойчивости зрительно-моторных реакций. Это свидетельствует о более высоком уровне обработки информации и лучших возможностях сенсомоторных функций борцов экспериментальной группы.
Согласно существующим представлениям, функциональная подвижность, сила и уравновешенность нервных процессов являются генетически детерминированными характеристиками высшей нервной системы человека.
При анализе шкалы эмоциональной возбудимости наблюдается значимая разница между экспериментальными группами спортсменов по параметрам агрессивности и тревожности. Можно утверждать, что высокий уровень развития координационных способностей борцов самбо характеризуется более низкими значениями латентного времени зрительной реакции, высокими значениями скорости восприятия и более низкими показателями агрессивности и тревожности. Высокий уровень эмоциональной стенической реактивности связан с меньшими успехами в развитии координационных способностей и технической подготовленности квалифицированных борцов самбо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование стенических эмоциональных реакций можно считать первичным звеном в достижении сбалансированности нервных процессов, присущих борцам самбо с высоким уровнем развития координационных способностей и технической подготовленности. Положительное эмоциональное возбуждение влияет на способность восприятия и обработки информации. Успешная реализация координационных способностей в ходе соревновательного поединка борцов самбо связана с эмоциональной устойчивостью спортсменов.
Программы регуляции эмоциональных состояний квалифицированных борцов должны включать индивидуально-типологические характеристики высшей нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еганов, В.А. Методика обучения оборонительным тактико-техническим действиям в ситуационных видах единоборств сложнокоординационной направленности / В.А. Еганов, А.О. Миронов, С.В. Олин // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1064 (дата обращения: 01.01.2021).
2. Лайшев, Р. А. Структура и показатели развития «чувства соперника» квалифицированных самбистов / Р. А. Лайшев, С. В. Соломатин, А. В. Соломатин, О. Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 190-194.
3. Лайшев, Р. А. Интегрирование координационных и силовых способностей в структуру физической подготовленности юных самбистов / Р. А. Лайшев, С. В. Соломатин, А. В. Соломатин, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 240244.
4. Ольховская, О. Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О. Г. Ольховская, О. Е. Понимасов, А. В. Антонов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.
5. Плешивцев, М.В. Сопряженное развитие координационных и скоростно-силовых способностей юных борцов джиу-джитсу на начальном этапе спортивной специализации / М.В. Пле-шивцев, П.К. Кузнецов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 402-405.
REFERENCES
1. Eganov, V.A., Mironov, A.O. and Olin, S.V. (2009), "Methods of teaching defensive tactical and technical actions in situational martial arts of a complex coordination orientation", Modern problems of science and education, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1064 (data accessed: 01.01.2021).
2. Laishev, R.A., Solomatin, S.V., Solomatin, A.V. and Ponimasov, O.E. (2020), "The structure and indicators of the development of the rival's feeling of qualified sambo wrestlers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 190-194.
3. Laishev, R.A., Solomatin, S.V., Solomatin, A.V., and Kuznetsov, P.K. (2020), "Integration of coordination and strength abilities into the structure of physical fitness of young sambo wrestlers',
Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 240-244.
4. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A. V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgaft, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.
5. Pleshivtsev, M.V. and Kuznetsov, P.K. (2020), "Conjugated development of coordination and speed-power abilities of young jujitsu wrestlers at the initial stage of sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 402-405.
Контактная информация: admin@sambo-70.ru
Статья поступила в редакцию 25.03.2021
УДК 796.011.1
МЕТОДИКА АДАПТАЦИИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анастасия Сергеевна Субботина, преподаватель, Ксения Александровна Доронцева,
студент, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
В наше время основными проблемами являются: повышение уровня жизненно необходимых социально-бытовых навыков лиц с расстройством аутистического спектра (РАС), и, в силу отсутствия эффективных методик коррекционного воздействия на все сферы развития подростка, отсутствие возможности исправления данной проблемы. Благодаря разработанной методике, в основу которой входят занятия АФК, основные двигательные умения с мячом, тонко-моторные и графомо-торные умения, в режим дня подростков с расстройством аутистического спектра можно вводить дополнительные занятия именно физическими упражнениями в различных условиях структурно-организованного пространства (спортивный зал, стадион, бассейн).
Ключевые слова: абилитация, расстройство аутистического спектра, ограниченные возможности здоровья, адаптивная физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p409-414
METHODS OF ADAPTING TO LIFE IN THE SOCIETY OF ADOLESCENTS WITH AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL
CULTURE
Anastasia Sergeevna Subbotina, the teacher, Kseniya Alexandrovna Dorontseva, the student,
Astrakhan State Medical University
Abstract
In our time, very often there is a problem situation characterized by the presence of the scientific contradiction between the need to improve the level of vital social skills and competencies of persons with ASD and the inability to implement this problem due to the lack of scientifically based effective methods of correctional and pedagogical impact on the sensorimotor, psycho-emotional and socio-behavioral spheres of individual development of adolescents diagnosed in the spectrum of autistic disorders. Thanks to the developed methodology, which is based on AFC classes, basic motor skills with the ball, fine-motor and graphomotor skills, it is possible to introduce additional physical exercises in various conditions of a structurally organized space (gym, stadium, swimming pool) into the daily routine of adolescents with autism spectrum disorder.
Keywords: habilitation, autism spectrum disorder, limited health opportunities, adaptive physical education.
ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке ключевым направлением в сфере специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является абилитация детей и подростков с РАС.