Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EURASIAN ECONOMIC UNION / ELECTRONIC PAYMENT SYSTEMS / CUSTOMS DUTIES / TAXES / EAEU MEMBER STATES' LAWS / DISTANCE PAYMENTS / SINGLE WINDOW MECHANISM / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС / УДАЛЕННАЯ УПЛАТА ПЛАТЕЖЕЙ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева Мария Николаевна

Статья посвящена рассмотрению порядка осуществления электронной уплаты таможенных платежей в рамках реализации механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. В работе исследованы существующие проблемы применения на практике удаленного способа уплаты платежей, а так же разработаны направления дальнейшего совершенствования и повышения эффективности использования электронных систем таможенных платежей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTRONIC PAYMENT SYSTEMS DEVELOPMENT FOR THE PURPOSE OF IMPLEMENTING THE SINGLE WINDOW IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is dedicated to consideration of the procedure for the customs duties electronic payment implementation in the EAEU Member States. The research includes the studies of the existing problems of applying the distant payments in practice and the developments of possible further electronic customs payment systems improvements

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

УНИВЕРСИТЕТ ИТМО

Экономика

2018 No.5

УДК 339.5

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

М.Н. Прокопьева

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и

оптики"

Аннотация: статья посвящена рассмотрению порядка осуществления электронной уплаты таможенных платежей в рамках реализации механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. В работе исследованы существующие проблемы применения на практике удаленного способа уплаты платежей, а так же разработаны направления дальнейшего совершенствования и повышения эффективности использования электронных систем таможенных платежей.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, электронные системы платежей, таможенные платежи, таможенные пошлины, налоги, законодательство государств-членов ЕАЭС, удаленная уплата платежей, механизм «единое окно».

THE ELECTRONIC PAYMENT SYSTEMS DEVELOPMENT FOR THE PURPOSE OF IMPLEMENTING THE SINGLE WINDOW IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

M. Prokopeva

ITMO University

Abstract: The article is dedicated to consideration of the procedure for the customs duties electronic payment implementation in the EAEU Member States. The research includes the studies of the existing problems of applying the distant payments in practice and the developments of possible further electronic customs payment systems improvements.

Key words: Eurasian Economic Union, electronic payment systems, customs duties, taxes, EAEU Member States' laws, distance payments, Single Window mechanism.

Таможенные платежи составляют одну из самых значительных статей дохода бюджета каждого государства ЕАЭС, и соответственно, положительно влияют на экономику стран, поэтому данная проблема является актуальной в настоящее время.

Например, по данным ФТС России, с января по сентябрь 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4237,85 млрд. рублей [6]. Эти данные напрямую доказывают, что фискальная функция, возложенная на таможенные органы Российской Федерации в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса (далее -ТК) Евразийского экономического союза, является наиболее значимой [1]. На объемы и сроки поступления таможенных платежей

в первую очередь влияют способы их уплаты. В настоящее время активно внедряются в таможенное дело современные таможенные технологии, которые могут применять как таможенные органы Союза, так и участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Такие технологии оптимизируют и процесс уплаты таможенных пошлин и налогов, а также являются приоритетным направлением в таможенной политике России и Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) в целом.

С целью минимизации издержек и упрощения, усовершенствования условий осуществления операций при совершении таможенных формальностей, в том числе и ВЭД, связанных с администрированием

таможенных платежей, на территории ЕАЭС разработан и применяется механизм «единого окна» [2]. Данный механизм предоставляет участникам возможность однократно направлять документы в государственные органы через единый пропускной канал в стандартизированном виде для того, чтобы затем заинтересованные органы и организации в соответствии с их компетенцией могли обращаться к таким документам в любое время при проведении контроля за осуществлением ВЭД [2].

В частности электронная уплата таможенных платежей входит в блок «оплата, платежи и электронная коммерция» «единого окна».

Удаленная уплата таможенных платежей предполагает использование электронных методов, таких, как кредитные или дебетовые карты, электронный денежный перевод, а также онлайн-платежи, для уплаты пошлин, налогов и сборов, связанных с таможенным оформлением товаров, задекларированных для

ввоза/вывоза с таможенной территории ЕАЭС.

В рамках реализации блока «оплата, платежи и электронная коммерция» «единого окна» ЕАЭС каждая страна-

участница Союза предпринимает собственные шаги для реализации и совершенствования технологий удаленной уплаты таможенных платежей, в том числе путем использования электронных сервисов.

Востребованность технологии

удаленной уплаты подтверждается и статистическими данными. В России за 2017 год таким образом было уплачено 535,2 млрд рублей, это составило 68,2% от общего объема таможенных и иных платежей, которые уплачивались с применением цифровых технологий. В 2016 году данные показатели были ниже на 5,1% и составляли 440,4 млрд рублей (рис. 1) [6].

Из диаграммы наглядно видно, что в большей части участники ВЭД уплачивают таможенные платежи удаленным способом, и это говорит об эффективности внедрения данного механизма в России в рамках реализации «единого окна». Но при этом показатели еще недостаточно высоки, так как возможность электронной уплаты была внедрена еще в 2014 году.

Армения

В Республике Армения в настоящее время проводится работа по выстраиванию технологии удаленной уплаты платежей за государственные услуги, в том числе и представляемые таможенными органами.

Рисунок 1. Объемы платежей путем удаленной уплаты в общем объеме таможенных

платежей за 2016 - 2017 гг.

На практике электронная оплата уже возможна посредством автоматизированного электронного модуля таможенных платежей е.ассоиП;^ путем перевода с банковского счета, кошелька электронных денег, в том числе посредством банковских систем дистанционного обслуживания.

Е-ассоиП;^ (электронный учет или онлайн-учет) - это применение онлайн-технологий и интернет-технологий для функции бухгалтерского учета. Подобно электронной почте, являющейся

электронной версией традиционной почты, электронный учет - это «электронное обеспечение» законных бухгалтерских и отслеживаемых процессов бухгалтерского учета, которые традиционно являются ручными и бумажными.

Эта платежная система связана с различными сайтами. Например, многие услуги могут быть оплачены через сайт агса.ат: он реализован закрытым акционерным обществом «Армениан Кард», основанным с участием Центрального банка и 10 коммерческими, с целью развития платежной системы.

Существующие возможности

согласно Оценке текущего статуса реализации механизма «единого окна» в государствах ЕАЭС [5]:

- возможность электронной оплаты таможенных платежей и иных платежей за оказание государственных услуг с использованием электронных методов;

- обеспечение безопасности транзакций (законодательно закреплены требования по защите данных участников ВЭД в электронном виде).

Беларусь

Республика Беларусь стремится к переходу на безбумажную торговлю, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Соответственно, должны быть внедрены все элементы электронной коммерции, что положительно скажется и на развитии механизма «единого окна».

Так, на практике уже реализовано применение электронных инвойсов (счетов-фактур), что, безусловно, стало значительным шагом в реализации

электронного взаимодействия с

государственными органами. Электронный инвойс должен быть составлен плательщиком, в том числе [3]:

- при ввозе товаров на территорию Беларуси;

- при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Помимо этого у лиц имеется возможность уплачивать платежи в бюджет государства (в том числе таможенные платежи) в электронном виде через автоматизированную информационную

систему «Расчет» (далее - АИС «Расчет»).

Данная система единого расчетного и информационного пространства (далее -ЕРИП) создана Национальным банком Республики Беларусь для упрощения порядка осуществления оплаты и приема платежей от физических и юридических лиц.

В соответствии с законодательством удаленная оплата может осуществляться путем аккредитива, инкассо или банковского перевода. Аккредитив и инкассо чаще всего используются в международных расчетах. А внутренние безналичные расчеты - в виде банковского перевода на основании расчетных документов, использования платежных карт, и иных инструментов, предусмотренных Национальным банком.

Концепция развития платежной системы Республики Беларусь на 2016-2020 годы предполагает развитие рынка электронных денег и цифрового банкинга в целом, который организует взаимодействие между банком и клиентом посредством цифровых каналов [3].

Электронные платежные

инструменты на данный момент являются наиболее развитыми из всех элементов цифровых банковских технологий и наиболее понятными для банков и клиентов.

Стратегическими направлениями развития безналичных расчетов являются

[5]:

- совершенствование норм и правил осуществления безналичных расчетов с учетом международного опыта и банковской практики;

- переход на электронное взаимодействие клиентов с банковской

системой при осуществлении безналичных расчетов посредством расширения использования системы дистанционного банковского обслуживания;

- гармонизация законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере регулирования безналичных расчетов.

Казахстан

В Республике Казахстан возможна электронная уплата таможенных платежей с помощью электронных платежных систем, электронного денежного перевода, посредством портала «электронного правительства» с применением платежных карт и текущего счета.

Таможенная информационная система «АСТАНА-1» разработана и введена в рамках реализации 38 шага Плана нации в целях развития электронного

декларирования. Помимо электронного декларирования данная система позволяет осуществлять и электронную уплату таможенных платежей. Новая

информационная система разработана в соответствии с нормами Всемирной торговой организации, международными стандартами и передовой практикой, призвана способствовать сокращению количества документов для экспорта и импорта, а также времени их обработки, другими словами, упростить таможенные формальности.

ИС «АСТАНА-1» является многофункциональной и комплексной системой, в этой связи её внедрение было осуществлено поэтапно, начиная с 2017 года. Срок сдачи ИС «АСТАНА-1» в промышленную эксплуатацию - 1 квартал 2019 года.

Следует отметить, что информация о платежах на лицевые счета участников ВЭД в ИС АСТАНА-1 поступает довольно оперативно (до 20 минут).

При этом платежи уплачиваются по месту регистрации участника ВЭД вне зависимости, где проводится декларирование товаров.

Также предусмотрена возможность осуществления таможенных и налоговых платежей с помощью специальной платежной карты. Такую возможность

предлагает БТА Банк, позволяя участникам ВЭД сокращать материальные и временные затраты при оплате таможенных платежей через электронные системы/платформы [7].

Кыргызская Республика Киргизии на данный момент возможность электронной оплаты таможенных платежей находится на стадии разработки, поэтому еще не внедрена для использования участниками ВЭД.

ОАО «РСК Банк» совместно с Государственной таможенной службой (далее - ГТС) при Правительстве Киргизии впервые реализовал проект по получению онлайн электронного подтверждения об уплате таможенных платежей.

Отныне таможенные платежи, проведенные через банкоматы и платежные терминалы «РСК Банка», будут загружаться напрямую в единую автоматизированную систему ГТС в момент оплаты. Подобные платежи являются автоматически

подтвержденными и в течение всего нескольких минут зачисляются на лицевой счет ГТС.

Россия

Законодательно в Российской Федерации не ограничены способы денежных переводов при уплате платежей. Обязанность может быть исполнена с применением любого электронного сервиса, предусмотренного законодательством. В отношении таможенных платежей, пеней, процентов предусмотрена возможность применения устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств.

Сейчас для уплаты таможенных платежей широко используются таможенные карты, создаются специализированные электронные платежные платформы, в том числе разработан «Калькулятор таможенных платежей» в рамках работы

автоматизированной системы «Личный кабинет участника ВЭД», с помощью него заинтересованное лицо может узнать точную сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате.

У участников ВЭД существует возможность оплаты таможенных платежей через порталы электронной уплаты таможенных сборов, пошлин, налогов.

Таможенная карта представляет собой микропроцессорную банковскую карту, эмитируемую кредитными организациями (банками-эмитентами), которая является инструментом доступа к счету плательщика и которая позволяет владельцам осуществлять помимо прочего и он-лайн платежи.

Для получения таможенной карты заинтересованное лицо открывает специальный счет в банке-эмитенте.

С 2012 года действующими эмитентами таможенных карт являются две платежные системы: ООО

«Мультисервисная платежная система», создавшая карту «Раунд», и ООО «Таможенная карта». В соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» обе системы являются национально значимыми [4].

В этом году ООО «Таможенная карта» совместно со Сбербанком завершило работа над новой системой уплаты таможенных платежей — без использования карт на физических носителях. Все операции проводятся в рамках привычного для клиентов Сбербанка личного кабинета.

Все больше и больше операций осуществляется с помощью электронных устройств приема платежей. При этом, естественно, постепенно сходит на нет необходимость наличия пластиковой карты. По сравнению с ней такие «виртуальные» карты обладают рядом преимуществ. Например, с их помощью можно быстрее получить доступ к услуге по оплате таможенных платежей. К тому же эти карты бесплатные [8].

Также у участников ВЭД отпала необходимость самим заполнять документы для оплаты таможенных платежей. Они могут поручить эту работу таможенным представителям. Для этого нужно в личном кабинете зарегистрировать договор с соответствующей компанией и конкретным специалистом по таможенным операциям -сотрудником компании.

Преимущества таможенных карт:

- быстрая оплата таможенных платежей в любой таможенный орган России;

- контроль за проведением оплаты;

- возможность формирования расширенной банковской выписки с детализацией таможенных платежей;

- доступ к сервису в любое удобное

время;

- отсутствие авансовых платежей и переплат;

- оперативный возврат средств на расчетный счет;

- точная сумма к оплате и, соответственно, отсутствие остатков на лицевых счетах в таможне.

Несмотря на большое количество положительных моментов при

использовании электронного способа оплаты таможенных платежей, можно выявить недостатки существующих платежных систем.

Зачастую плательщиков отталкивает стоимость обслуживания в банках. Например, стоимость обслуживания таможенной карты Сбербанком (в партнерстве с ООО «Таможенная карта») составляет минимум 15 000 руб. в месяц [9]. Поэтому, для привлечения участников ВЭД к более активному использованию технологии удаленной уплаты банки-эмитенты таможенных карт могли бы снизить стоимость обслуживания.

Помимо этого, на официальных государственных сайтах отсутствует подробная информация о возможностях и порядке осуществления электронной оплаты таможенных платежей. Конкретные алгоритмы действий можно найти только на официальных сайтах сервисов,

осуществляющих выпуск таможенных карт («Раунд» и «Таможенная карта»). Следовательно, видится необходимым размещение соответствующей информации на сайте ФТС России и других государственных сайтах.

Немаловажным препятствием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

является и менталитет лиц, осуществляющих деятельность на территории ЕАЭС: до сих пор у многих сохраняется недоверие к современным развивающим технологиям, в

том числе к транзакциям электронным путем, когда фактически не нужно совершать никаких физических

перемещений для уплаты таможенных платежей. Для решения данной проблемы также видится необходимым размещение на официальном сайте ФТС России мотивирующей информации, которая раскрывала бы все преимущества использования удаленной уплаты пошлин и налогов, и это, в свою очередь, безусловно, могло бы привлечь вышеописанных участников ВЭД.

Также в процессе исследования была выявлена следующая особенность: несмотря на то, что в ЕАЭС совместно реализуется работа над механизмом «единого окна», блок электронной уплаты таможенных платежей реализуется каждой страной по-отдельности. Каждое государство разрабатывает свои платформы, программы, сайты для обеспечения удаленной оплаты для участников ВЭД. При этом данные платформы находятся на различных уровнях разработки и введения в эксплуатацию. В России и Казахстане уже можно свободно и в полной мере использовать

соответствующие сервисы, в Беларуси частично на это ориентирован портал, представляющий все государственные услуги. В Армении описанная возможность представляется сторонними сервисами, потому специальная платформа находится в разработке. В Киргизии на данный момент возможности удаленной уплаты таможенных пошлин и налогов не предусмотрено: участники ВЭД могут только пользоваться платежными терминалами банков, установленных на таможенных постах.

На мой взгляд, в целях более успешной реализации данной сферы в рамках «единого окна» необходима разработка единой электронной

информационной платформы, а также программного обеспечения, инструкций и нормативных документов для стран-участниц Союза в целом. Это оказало бы плательщикам помощь в процессе изучения порядка и алгоритма действий для произведения удаленной уплаты

таможенных платежей, поэтому они могли

бы свободно ориентироваться в подобной системе.

Таким образом, в данной статье было выдвинуто несколько возможных способов устранения/минимизации существующих проблем в сфере применения электронного способа уплаты таможенных платежей. Необходимо привести всю область, касающуюся общих положений по применению реализации удаленной оплаты, к четко закрепленной структуре, создать соответствующие нормативные акты, которые бы регулировали данную сферу.

Помимо этого, логичным видится создание общей единой информационной платформы для электронной уплаты таможенных платежей участниками ВЭД на всей территории ЕАЭС. Также в этом вопросе большую роль играет политика банков-эмитентов таможенных карт, так как многие участники ВЭД не переходят к использованию таможенных карт только из-за высоких, по их мнению, размеров комиссии.

Реализация указанных ранее положений, по моему мнению, способна сыграть немаловажную роль в процессе перехода к электронной уплате таможенных платежей и к «безбумажной торговле» в государствах ЕАЭС в целом. Литература:

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_L AW_215315/.

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 №68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_L AW_163746/ .

3. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2015 №779 «Об утверждении Концепции развития платежной системы

Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс].URL:

https://www.nbrb.by/legislation/documents/P_7 79.pdf.

4. Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_115625/.

5. Состояние развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза. - М.: 2017. 171 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_ sotr/edinoe_okno/Documents/Sbor_EEK_2017. pdf.

6. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru

7. Сайт БТА-Банка. Таможенные и налоговые платежи с помощью платежной карты. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://bta.kz/ru/personal/cards/custom/.

8. Платежная система «Таможенная карта». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.customscard.ru/payment-system/about/.

9. Сайт «Сбербанк России». Услуга «Таможенные платежи». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/legal/bankingservic e/customs_payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.