Научная статья на тему 'Обеспечение уплаты таможенных платежей в современных условиях'

Обеспечение уплаты таможенных платежей в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3520
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННАЯ КАРТА / ТАМОЖЕННАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / СРОКИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION / CUSTOMS LEGISLATION / CUSTOMS CARD / CUSTOMS PAYMENT SYSTEM / CUSTOMS DUTIES / SECURITY OF PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES AND TERMS OF PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулумбекова Т. Е.

В статье исследуются особенности организации уплаты и обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в рамках Таможенного союза. Определяются основные понятия, анализируются правила, которые определяют сроки уплаты и обеспечение уплаты таможенных платежей, а также уплаты таможенных платежей посредством таможенных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security of payment of customs duties in the present conditions

This article explores the characteristics of the organization and payment of customs duties and taxes under the Customs Union. Defines the basic concepts, analyze the rules that define terms of payment and payment of customs duties, as well as the payment of customs duties by customs cards.

Текст научной работы на тему «Обеспечение уплаты таможенных платежей в современных условиях»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Б СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КУЛУМБЕКОВА Т.Е.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет, e-mail: [email protected]

В статье исследуются особенности организации уплаты и обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в рамках Таможенного союза. Определяются основные понятия, анализируются правила, которые определяют сроки уплаты и обеспечение уплаты таможенных платежей, а также уплаты таможенных платежей посредством таможенных карт.

Ключевые слова: Таможенный кодекс; Таможенный союз; таможенное законодательство; таможенная карта; Таможенная платежная система, таможенные платежи; обеспечение уплаты таможенных платежей; сроки уплаты таможенных платежей.

This article explores the characteristics of the organization and payment of customs duties and taxes under the Customs Union. Defines the basic concepts, analyze the rules that define terms of payment and payment of customs duties, as well as the payment of customs duties by customs cards.

Keywords: Customs Code of the Customs Union; customs legislation; customs card; Customs Payment System; customs duties; security of payment of customs duties and terms of payment of customs duties.

Коды классификатора JEL: F13, F31, F37.

В условиях действия Таможенного союза система регулирования обеспечения таможенных платежей существенно изменилась. Вопросы установления и применения таможенных платежей регламентируются не только положениями ТК ТС, который определяет общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов и устанавливает особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Общая часть ТК ТС, посвященная таможенным платежам, включает 24 статьи, в которых содержатся более 20 отсылочных норм к национальному законодательству стран ТС. Новый таможенный кодекс, являясь законом прямого действия по вопросам исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов имеет много статей, в целях реализации которых разработаны международные соглашения государств-членов ТС по вопросам:

• установления и применения в Таможенном Союзе порядка зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) [5];

• определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС [6];

• предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров[7];

• определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин [9] и другие.

Кроме того, ряд положений ТК ТС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств-

членов Таможенного союза. В частности это касается регулирования «уравнительных налогов»: НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, акциз, уплачиваемый при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ТС, а тарифы по таможенным сборам устанавливаются Правительствами стран, входящих в ТС.

Следует отметить, что в целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на ТТ ТС и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, который применялся до вступления в силу ТК ТС ( с 01.07.2010 г.) в РФ. Сохранился также состав таможенных платежей, который уплачивался при ввозе и вывозе товаров в РФ. Согласно п.1 ст. 70 ТК ТС, к таможенным платежам относятся:

• таможенная пошлина ввозная;

• таможенная пошлина вывозная;

• НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

• акциз (для подакцизных товаров), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

• таможенные сборы (сбор за таможенное оформление, сбор за сопровождение, сбор за хранение).

© Т.Е. Кулумбекова, 2012

В то же время ТК ТС указывает на то, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств ТС и национальным законодательством государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Важно также подчеркнуть, что вопросы определения таможенной стоимости с момента вступления в силу ТК ТС регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [9], хотя порядок и методы определения таможенной стоимости существенных изменений не претерпели.

Наиболее значительные изменения коснулись порядка уплаты таможенных платежей. Поскольку обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает как при ввозе товаров, так и при вывозе, то, на наш взгляд, необходимо исследование изменившихся условий уплаты таможенных платежей. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются в зависимости от заявляемой таможенной процедуры. В общем случае при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин и налогов, срок их уплаты установлен до выпуска товаров.

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов могут изменяться в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, т. к. есть особенности их декларирования. Например, в случаях, если: а) декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования товаров; б) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени; в) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи; г) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени [11].

Изменение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств-членов ТС [8], а основания и условия изменения сроков уплаты налогов определяются национальным законодательством каждого из государств-членов ТС [Для декларантов РФ, 12].

Отсрочка — это продление предельного срока уплаты платежа. Рассрочка — это продление предельного срока уплаты платежа на период, в течение которого необходимая сумма должна уплачиваться частями.

Однако надо отметить, что предоставление данной льготы обходится участникам ВЭД в дополнительные расходы, поскольку, во-первых, нужно предоставлять какую-либо форму обеспечения, во-вторых, уплатить дополнительные проценты за предоставление отсрочки или рассрочки. Но воспользоваться этими льготами декларанты смогут только при

наличии прописанных в Соглашении [8] оснований:

• отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется в отношении товаров, помещаемых только под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в российском таможенном законодательстве таких ограничений не было);

• отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется только в отношении ввозной таможенной пошлины (в российском законодательстве такая льгота предоставлялась в отношении как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин);

• расширен перечень оснований предоставления отсрочки, рассрочки ввозной таможенной пошлины (включены положения Комиссии Таможенного союза);

• установлен сокращенный срок (не более 2 месяцев), на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении скоропортящихся товаров;

• с 15 до 10 дней сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки;

• расширен перечень обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки или рассрочки. Помимо возбуждения уголовного дела или процедуры банкротства установлены следующие обстоятельства: задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, а также непредоставление плательщиком необходимых сведений и документов;

• не установлен срок, в течение которого таможенный орган уведомляет об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин или отмене ранее вынесенного решения, тогда как российское законодательство предписывало дать ответ в течение трех дней.

Кроме указанного положения обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предусмотрено в следующих случаях: товары перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; перемещение товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории; а также в иных предусмотренных случаях [11].

Таким образом, укажем, что в перечень не включены случаи, которые регулируются российским таможенным законодательством, к примеру, условный выпуск товаров или хранение иностранных товаров под таможенным контролем [12]. Однако ТК ТС предусматривает возможность расширения этого перечня на уровне и других национальных государств, входящих в Таможенный союз.

Следует также отметить, что порядок применения каждого из способов обеспечения, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяется странами, входящими в Таможенный союз, что, на наш взгляд, объясняется значительными различиями в сфере как банковского законодательства, так и статьями гражданского права.

Так, в российском таможенном законодательстве, уплата таможенных пошлин и налогов обеспечиваются денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом. Также предусматривается использование генерального обеспечения, если одним и тем же лицом на территории одного из государств-членов ТС совершается несколько таможенных операций в определенный срок. Вместе с тем порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством [12]. Перечень форм обеспечения таможенных платежей различается только в Республике Казахстан.

Необходимо отметить, что в суммы обеспечения таможенных пошлин и налогов включаются также и суммы таможенных сборов, а также проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

94

ТЕ. КУЛУМБЕКОВА

Однако они не могут превышать величину предполагаемых к уплате сумм при применении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза участниками ВЭД обуславливает не только затраты на уплату таможенных платежей, но и дополнительные расходы на покрытие предполагаемых профилей риска. Развитие современных технологий позволяет декларантам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производить уплату таможенных платежей с использованием таможенных карт, внедрение которых началось 12 лет назад (1 февраля 2001 г.) по инициативе Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). Координатором эмиссии таможенных карт по уплате таможенных платежей выступило ООО «Таможенная карта» [2], а с 2008 г. к электронным платежам в качестве координатора присоединилось ООО «Таможенная платежная система» [3].

Применение банковских карт дает возможность декларантам непосредственно на постах в момент оформления грузов:

• проводить платежи с разбивкой по кодам бюджетной классификации;

• оперативно осуществлять доплату сумм таможенной пошлины в случае его корректировки таможенными органами;

• осуществлять таможенные платежи за третьих лиц (услуга предназначена для таможенных операторов);

• получать оперативную информацию обо всех проведенных операциях;

• получать дополнительный доход (на остаток денежных средств на карте).

Банковские карты выпускаются нескольких категорий, которые отличаются размером комиссионных, взимаемых банком-эмитентом, а также суммой минимального неснижаемого остатка на специальном карточном счете. При выборе категории таможенной карты лицо должно определить, насколько интенсивно оно перечисляет таможенные платежи, т. е. рассчитать среднемесячный объем таможенных платежей. При этом банк может поменять категорию карты, не меняя саму карту. Обычно банки предоставляют четыре категории (А, В, С, Д) таможенных карт. Если организация имеет большие обороты, то выбирается категория А, если же организация только планирует заняться ВЭД и пока не знает примерных оборотов, то категория Д. Банк-эмитент устанавливает стоимость каждой операции, а также ежемесячный минимальный размер комиссионных за обслуживание и неснижаемого остатка. Однако привлекает владельцев карты то, что банк-эмитент может пополнять счет держателю в рамках оговоренного лимита при нехватке средств.

В пользу введения таможенных карт говорит и то, что при традиционном способе срок прохождения платежа составляет несколько дней, при этом невозможно сразу получить отчет об остатке счета и скоординировать свои дальнейшие платежи. По сравнению с традиционной формой таможенного оформления таможенная карта позволяет упростить и укорить процесс уплаты таможенных платежей именно в момент таможенного оформления, т. к. средства сразу поступают на счет таможни и платеж считается полученным в режиме реального времени, с момента подтверждения авторизованного запроса на сумму таможенного платежа. Также декларанты получают право осуществлять платежи непосредственно во время оформления товара на таможенном терминале, круглосуточно, на любой таможне без получения открепительных документов.

Однако, несмотря на все указанные преимущества, таможенные карты не пользуются спросом, и это, на наш взгляд, объясняется тем, что тарифы по их обслуживанию довольно высоки, т. к. таможенная карта является достаточно дорогим пластиковым продуктом. А для таможенного брокера применение таможенной карты целесообразно только в том случае, если договор с клиентом предусматривает возможность использования собственных средств брокера для перечисления таможенных платежей за участника ВЭД.

Для таможенной службы использование таможенных карт дает дополнительный инструмент для усиления контроля над поступлением денежных средств, упрощения расчетов по таможенным платежам, сокращения сроков прохождения денежных средств и сроков таможенного оформления.

Таможенная карта предоставляет возможность оперативной уплаты таможенных платежей и сборов, избавляя как самих участников ВЭД, так и таможенных инспекторов от рутинной работы.

Пока банками-участниками эмиссии таможенных карт являются 98 банков России. В Северо-Кавказское таможенное управление входит три таможни: Минераловодская, Северо-Осетинская и Дагестанская, и только Северо-Осетинская таможня не имеет терминалов по обслуживанию таможенных карт, хотя на территории региона есть филиал ВТБ, который входит в число банков участников по эмиссии и обслуживанию таможенных карт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Единый Таможенный тариф ТС. Утвержден Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

2. Приказ ГТК России от 03.08. 2001 № 758 «О координаторе эмиссии таможенных карт».

3. Приказ ФТС России от 21.07.2008 № 888 «О координаторе эмиссии таможенных карт».

4. Письмо ФТС от 09.07.2012 № 01-11/34147 «Об уплате таможенных платежей с использованием микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)».

5. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 42 «О Соглашении, об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

6. Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран».

7. Соглашение от 25.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров».

8. Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин».

9. Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

10. Соглашение от 20.05.2010 «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

11. Список банков-участников таможенной платежной системы «Зеленый коридор». [Электронный ресурс]. Режим до ступа: http://cpscapd.ru/banks.

12. Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Рид Групп, 2011.

13. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.