Выявление различных правонарушений, посягающих на полноту уплаты
таможенных платежей
The identification of the offenses infringing on the completeness of customs payments
Прокопьева М.Н.
Студент 4 курса, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики, РФ, Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Prokopeva M.
4th year student,
Faculty of Technological Management and Innovations,
ITMO University, Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
Целью исследования, отраженного в данной статье, является анализ практических аспектов борьбы таможенных органов с уклонением лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также оценка эффективность деятельности таможенных органов России в процессе взыскания подлежащих уплате таможенных платежей. В работе была определена сущность и роль таможенных платежей для экономики России, проанализирована общественная опасность уклонения от уплаты таможенных платежей, рассмотрены особенности деятельности оперативных подразделений таможенных органов в процессе выявления, пресечения и профилактики уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также составлены соответствующие схемы. Помимо этого, проанализированы данные таможенной статистики и отчеты Федеральной таможенной службы России, характеризующие эффективность деятельности таможенных органов в рассматриваемой области.
Annotation.
The purpose of the research, which has reflected in this article, is to analyze the practical aspects of the customs authorities' fight against evasion of customs duties and taxes and to assess the Russian customs authorities' effectiveness in the process of collecting customs payments due. The research defines the essence and role of customs payments for the Russian economy, analyzes the public danger of customs evasion, considers the features of operational units of customs authorities' activities in the process of detecting and preventing customs duty and tax evasion, and all of this topics are illustrated by appropriate schemes. In addition, there were analyzed some data from customs statistics and reports from the Federal customs service of Russia to describe the effectiveness of customs authorities in this area.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные правонарушения, правоохранительная деятельность таможенных органов, внешнеэкономическая деятельность, Федеральная таможенная служба, таможенные пошлины, налоги.
Key words: customs payments, customs offenses, law enforcement activities of customs authorities, external-economic activity, Federal customs service, customs duties, taxes.
Деятельность таможенных органов (ТО) России опирается и направлена, в первую очередь, на достижение стратегических целей, стоящих перед таможенной службой в целом.
Создание условий, обеспечивающих полноту и своевременность уплаты таможенных платежей - одно из важнейших направлений деятельности таможенной службы Российской Федерации (РФ). Это напрямую влияет на стабильность пополнения доходной части федерального бюджета.
В настоящее время существует проблема, которая заключается в уклонении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от уплаты таможенных платежей. Сумма ущерба от налоговых и таможенных преступлений может быть настолько велика, что является первопричиной недостаточного наполнения федерального бюджета и невыполнения планов по сбору соответствующих налогов
и платежей. Эта проблема вполне может быть расценена как реальная угроза интересам экономической и национальной безопасности России и требует соответствующей реакции от правоохранительных органов.
Сложившаяся ситуация требует от ТО оперативных действий, следственных мероприятий и их эффективного проведения, что, безусловно, определяется компетентностью каждого отдельного должностного лица ТО, в том числе и в области их информированности.
Актуальность работы определяется важной ролью механизмов выявления и пресечения правонарушений, касающихся неуплаты или уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов (Т МИ) по причине того, что значительную долю федерального бюджета, за счет которого осуществляется, в том числе, различного рода государственная поддержка общества, составляют именно средства, администрируемые ТО, как было упомянуто выше.
Мроблема взимания таможенных платежей, возложенных на ТО, является на сегодняшний день актуальной, поскольку они составляют значительную долю доходной части федерального бюджета страны и положительно влияют на российскую экономику.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, за 2019 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ТО составила 5728,96 млрд рублей. Это отражает первостепенное значение фискальной функции, которая возложена на ТО в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса (ТК) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [4, 6].
Согласно оперативным (ежедневным) данным об исполнении бюджета РФ на 25.08.2020 объем доходов, администрируемых ФТС России исполнен более чем на 50% от прогнозируемых значений и составляет 2 747,76 млрд.руб [1].
Таким образом, интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью реализации фискальной функции ФТС России.
В настоящее время ведется активная работа по минимизации непосредственных контактов должностных лиц ТО с участниками ВЭД. Для достижения данной задачи были внедрены не только технологии удаленного и автоматического выпуска товаров, но и технология удаленной уплаты таможенных платежей в сочетании с электронным декларированием товаров.
О важной роли таможенных платежей, а также о значимости их корректного и своевременного взимания говорит и тот факт, что в рамках реализации механизма «единого окна» в ЕАЭС одним из первых начал активно внедряться именно блок «Оплата, платежи и электронная коммерция».
Удаленная уплата таможенных платежей предполагает использование электронных методов, таких, как кредитные или дебетовые карты, электронный денежный перевод, а также онлайн-платежи, для уплаты пошлин, налогов и сборов, связанных с осуществлением таможенных операций в отношении товаров, задекларированных для ввоза/вывоза с ТТ ЕАЭС [5].
Сейчас для уплаты ТПИ широко используются таможенные карты, создаются специализированные электронные платежные платформы, в том числе разработан «Калькулятор таможенных платежей» в рамках работы автоматизированной системы «Личный кабинет участника ВЭД», с помощью него заинтересованное лицо может узнать точную сумму ТПН, подлежащих уплате.
Возможность осуществления участником ВЭД контроля над расходованием денежных средств на счете таможенной карты позволяет эффективно управлять ими и минимизировать свои затраты, связанные со сроками совершения таможенных операций [4].
Как было определено ранее таможенные платежи составляют значительную часть поступлений в бюджет России. Соответственно, повышение эффективности деятельности ТО в сфере выявления правонарушений,
касающихся неуплаты таможенных платежей, и последующее их взыскание являются важной задачей ТО. При этом распространенным правонарушением в таможенной сфере является уклонение от уплаты таможенных платежей.
Под таким уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, которая повлекла их непоступление в бюджетную систему государств-членов ЕАЭС и России в частности. Способы уклонения могут быть разнообразными: например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей или подтверждающих основания освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Важно отметить, что уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением только в случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере [3].
Уклонение от уплаты таможенных платежей отнесено к экономическим преступлениям, которые посягают на основы экономической системы государства. Как было указано ранее, значительную долю в доходной части бюджета занимают именно поступления, администрируемые ТО. Соответственно, уклоняясь от уплаты таможенных платежей, лицо препятствует осуществлению ТО одной из своих важнейших функций -фискальной.
Если юридические лица, выступавшие в качестве официальных участников таможенных правоотношений, в действительности являлись подставными, то субъектами уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ (а также по ст. 173.1 и 173.2 УК РФ) являются физические лица, которые фактически совершили действия, направленные на неуплату или занижение таможенных платежей в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, с использованием подставных коммерческих структур [3].
Как было упомянуто выше, способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть разными. Практика ТО свидетельствует о том, что наиболее распространенными способами совершения такого преступления являются занижение стоимости товара, сокрытие перемещаемого груза, предоставление недостоверных сведений. Довольно часто данное преступление с объективной стороны выражается в представлении различных поддельных документов, позволяющих виновному получить тарифные льготы. Размер уклонения определяется по сумме таможенных платежей, подлежащих взиманию.
За уклонение от уплаты таможенных платежей лица привлекаются к ответственности по ст. 194 УК РФ.
При этом 194 ст. предусмотрена ответственность как в виде штрафа от 100 тыс.рублей, так и лишение свободы сроком до 12 лет (рисунок 1).
Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное в крупном размере
Штраф: 100-500 тыс.руб.
Обязательные работы: до 480часов
Принудительные работы: до 2 лет
Лишение свободы: до 2 лет
Уклонение, совершенное группой лиц по предварительному сговору/в особо крупном размере
Принудительные работы: до 5 лет
1 Лишение свободы: до 5 лет
с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
Совершенное: -должностным лицом с использованием своего служебного положения; - с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный/ пограничный контроль
Лишение свободы: до 10 лет
+
Штраф: до 1 млн.руб.
Лишение свободы: 7-12 лет
Совершенное организованной группой
+
Рисунок 1. Ответственность, предусмотренная за уклонение от уплаты таможенных платежей
Важно отметить, что крупным размером признается сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу ЕАЭС в 1/нескольких товарных партиях, превышающая 2 млн.руб., а особо крупным размером - 6 млн.руб [7].
Статистика количества возбужденных уголовных дел, касающихся нарушений таможенного законодательства, представлена на рисунке 2 [4]:
Рисунок 2. Количество уголовных дел в области таможенного дела за 2015-2019 гг., ед. Как видно по рисунку, наблюдается тенденция к снижению количества возбуждаемых уголовных дел,
касающихся уклонения от уплаты таможенных платежей.
Тем не менее, преступления по ст. 194 УК РФ выявляются, и их доля остается заметной: в 2019 году она
составила 17% от общего количества уголовных дел, возбужденных ТО.
Помимо этого, при взыскании непоступивших в федеральный бюджет таможенных платежей важную роль играет и таможенный контроль после выпуска товаров (ПВТ). В современных условиях он приобретает все большее значение.
Так, по рисунку 3 наглядно заметно, как за анализируемые три года увеличились суммы доначисленных и взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов, подлежащих уплате, в результате таможенного контроля ПВТ: к 2018 году по сравнению с 2016 такие суммы увеличились почти в 1,5 раза. При этом на протяжении всех трех лет по большей части суммы доначислений взыскиваются ТО [4].
Рисунок 3. Суммы доначислений и взысканий по результатам проведения таможенного контроля ПВТ за 20162018 гг., млрд.руб.
Об эффективности проводимого таможенного контроля ПВТ в форме таможенной проверки говорит и то, что за последний год их результативность повысилась почти в 2 раза, а по сравнению с 2016 более чем в 4 раза (рисунок 4) [4].
Важно отметить, что количество проводимых таможенных проверок от года к году снижается, за счет чего и повышается эффективность проведения одной проверки при том, что доначисленные и взысканные суммы таможенных платежей, пеней и штрафов выросли за последние годы (рисунок 5) [4].
Рисунок 4. Средняя экономическая эффективность 1 таможенной проверки за период 2016-2019 гг., млн.руб.
Рисунок 5. Количество проведенных ТО таможенных проверок за 2017-2019 гг., ед.
Итак, анализ статистических данных показал следующее: несмотря на то, что количество возбуждаемых дел по ст. 194 УК РФ, касающейся уклонения от уплаты таможенных платежей, в последние годы снижается, суммы доначислений и взысканий таможенных платежей с каждым годом увеличиваются. Помимо этого, анализ ежегодных сборников ФТС России позволил подтвердить эффективность проводимого таможенного контроля ПВТ в форме таможенной проверки для целей взыскания таможенных платежей, подлежащих уплате и поступлению в федеральный бюджет.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ТО РФ наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД) для достижения цели по выявлению лиц, подготавливающих, совершающих или уже совершивших противоправное деяние, которое признаётся российским законодательством преступлением. Производство дознания по этим преступлениям относится к компетенции ТО [8].
ОРД ТО - это вид деятельности, которая осуществляется гласно или негласно оперативными подразделениями ТО посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты
здоровья, жизни, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных деяний. Данная деятельность базируется на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, а также конспирации и сочетании гласных и негласных методов [3].
Одним из основных направлений деятельности ТО в сфере борьбы с экономическими преступлениями -выявление готовящихся и совершаемых преступлений. Их несвоевременное выявление и раскрытие, а также следующая за этим безнаказанность виновных лиц влекут новые преступления, которые могут быть еще более опасными. Для достижения наиболее эффективного осуществления задач в данной сфере ТО необходимо владеть упреждающей информацией о том, что идёт подготовка к совершению преступления, помимо этого, нужно принять решение о необходимости ОРМ.
Поисково-разведывательная работа сотрудников оперативных подразделений ТО по установлению признаков преступления осуществляется по следующим направлениям [3]:
- выявление лиц, которые замышляют или подготавливают совершение преступления;
- выявление хозяйствующих субъектов, вид деятельности которых указывает на возможное совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 194 УК РФ;
- обнаружение фактов, которые свидетельствуют о совершении преступления или подготовке к уклонению от уплаты ТПН.
Поступление в ТО информации о конкретном лице может являться основанием для ее проверки путем проведения ОРМ. Поисковые признаки обычно базируются на сведениях из биографии этого лица, его образа жизни, характере действий.
Подозрительными данными могут быть (рисунок 6):
Судимость за экономические правонарушения
Наличие в кругу общения проверяемого лица осужденных, особенно действующих в составе организованных преступных групп
Прохождение лица по ранее законченным расследованиям уголовных дел (недоказанность его причастия)/прекращённым оперативным разработкам
Информация о настоящей деятельности проверяемого лица может точнее указать на его причастность к совершению правонарушения, связанного с уклонением от уплаты таможенных платежей. Сведения могут быть следующего вида:
О высказанных желаниях совершить ложный транзит/ экспорт, или о появившихся для этого возможностях;
О приобретении поддельных печатей, штампов, бланков ТО/иных организаций и предприятий;
О желании найти в ТО лиц, которые помогут с осуществлением неполной уплатой таможенных платежей, с незаконным пропуском машин через таможенную границу за определённое вознаграждение;
О повторяющихся фактах продажи машин по ценам ниже, чем установлены на рынке.
Рисунок 6. Возможный перечень данных, которые могут послужить основанием для проведения ОРМ
Также бывают случаи, когда в ТО поступает информация о причастности к правонарушению не физического лица, а коммерческого предприятия. Тогда поисковыми признаками будут служить сведения о самом предприятии и виде его деятельности.
На причастность к противоправному деянию конкретного предприятия могут указывать [2]:
- несовпадение фактического местонахождения предприятия (склада временного хранения, таможенного представителя и т.п.) с его юридическим адресом;
- открытие банками незарегистрированных в налоговых органах счетов юридических лиц (указывает на возможность уклонения от уплаты налогов);
- нарушения в регистрации фирмы, от имени которой планируются совершения коммерческих сделок.
Помимо этого, особого внимания заслуживает вопрос, касающийся представления в ТО
поддельных/недействительных документов.
Признаки, дающие повод для проведения проверки и указывающие на подделку документов [3]:
1) Нечётко выявлены печати и штампы;
2) Исправления, подчистки;
3) Отсутствие необходимой информации, реквизитов;
4) Несоответствие заявленных реквизитов организации фактическим данным;
5) Различия в экземплярах одного документа
Однако в современных условиях активно применяется технология удаленного выпуска и электронное декларирование, то есть фактически документы подаются только в электронной форме на внутренний таможенный пост, который должен осуществить проверку поданной декларации и зарегистрировать ее/отказать в регистрации в течение 1 часа рабочего времени ТО. Соответственно, механических признаков подделки документов, которые были перечислены выше, обнаружить невозможно, но есть возможность направлять запросы в соответствующие государственные органы, для подтверждения той или иной информации, которая была представлена лицом в ТО.
К сожалению, на данный момент все еще не используется в полной мере механизм «единого окна», одной из важнейших целей которого является установление эффективного межведомственного взаимодействия (в том числе обмена информацией), поэтому в сроки, отведенные для регистрации/отказа в регистрации декларации на товары, получить необходимую информацию от тех или иных государственных органов или банковских учреждений (например, о постановке внешнеторгового контракта на учет), практически невозможно.
Таким образом, все более значимое место приобретает таможенный контроль, смещенный на этап после выпуска товаров, который может проводиться в течение трех лет после выпуска товаров, когда у ТО появляется больше времени (например, по общему условию срок камеральной таможенной проверки составляет 90 календарных дней) и возможностей для направления запросов, необходимых для проверки достоверности ранее представленных документов и электронной декларации на товары. И уже в этом случае, если лицо пыталось уклониться от уплаты таможенных платежей, с большей долей вероятности, ТО удастся это выявить. Это, в свою очередь, вызовет проведение более тщательного контроля в отношении участника ВЭД еще на этапе декларирования товаров при последующих поставках, и, как следствие, увеличение сроков выпуска товаров в связи с необходимостью применения форм таможенного контроля на границе, что в итоге окажет негативное влияние на экономическую деятельность лица в целом (например, увеличение сроков оборачиваемости запасов).
Основой достоверной проверки служат своевременное получение информации из других учреждений и правильный анализ имеющихся документов.
Как было отмечено ранее, ОРД осуществляется посредством проведения ОРМ. Основанием проведения ОРМ оперативными подразделениями ТО при выявлении преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, служат (рисунок 7):
Наличие возбуждённогоуголовного дела по ст. 194 УК РФ;
Сведения о:
1 — > 1 а) угрозе воен ной, государственной, экономической или экологической безопасности РФ;
1 1 1--> 1 1 1--» б) признаках,указывающих на подготовку/ со вершение уклонения от уплаты таможенных платежей,если отсутствуют конкретныеданныедля в озбу жде нияуголовного дел а;
в) лице, скрывающегосяоторгановдознания;
Запросы правоохранительных органов иностранных государств;
Поручения органа дознания, следователя, прокурора или определение суда.
Рисунок 7. Основания проведения ОРМ оперативными подразделениями ТО
При осуществлении ОРД могут производиться следующие ОРМ (рисунок 8, 9):
Получение информации из ответов на вопросы в ходе разговора с лицом, которому могут быть известны фактические данные об уклонении от уплаты ТПН/ причастных к нему лицах.
Получение информации из ответов на вопросы входе разговора
Наведение справок
Получение интересующих сведений из информационных систем
Позволяет получить данные от организаций, органов государственной власти или местного самоуправления и отдельных лиц
Сбор образцов для сравнительногоисследования
Обнаружение и изъятие в идентификационных целях объектов материального мира (единичные экземпляры из партии товара, образцы почерка, документы, используемые для таможенных целей и другие предметы, вещи и вещества). + Возможен сбор образцов подписей, оттисков личных номерных печатей и штампов служащих , осуществлявших оформление документов, необходимых для таможенных целей.
Исследование предметов и документов 1
Источники: первичные документы, содержащие сведения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Изучение предметов и документов,
имеющих признаки вероятного уклонения
Важно, чтобы не была утеряна возможность их использования в доказывании по уголовному делу
Проверочная закупка
Искусственного созданная ситуация сделки купли-продажи (мнимой)
£Г
под контролем приобретается товар (без цели потребления/сбыта) у лица - объекта оперативной заинтересованности
Оперативные подразделения ТО могут проводить проверочную закупку для выявления фактов уклонения, совершаемых путем недоставки товаров в место назначения и реализации их без уплаты ТПН
Наблюдение
Тайное, направленное, систематическое, непосредственное
визуальное/опосредованное восприятие деяний лиц и явлений, значимых для решения конкретных задач ОРД, их фиксации и регистрации
право вести наблюдение за лицами, которые могут быть причастны/осведомлены о возможном совершении уклонения, транспортными средствами, товарами, складами временного хранения и т.д
Отождествление личности
Данные, полученные в процессе ОРД о личности лица, возможно имеющего отношение к совершению преступления,
квалифицируемого по ст. 194 УК РФ
соотнесение
информации
сведения о динамических, антропологических, физиологических и других признаках лица, зафиксированных в памяти лиц, на фотографиях, видео/аудиопленках/других носителях информации
Т
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Проникновение внутрь материального объекта (строение, транспортное средство) и осмотр его изнутри Цель: обнаружение предметов/документов, вероятно имеющих отношение к совершению уклонения
I____
установление причастности лица к совершению преступления
Рисунок 8. ОРМ, которые могут производиться при ОРД оперативных подразделений ТО
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений ^И^РЩ
Негласное обнаружение почтовой (писем, бандеролей, посылок) и иной корреспонденции и изучение ее содержания ТО могут получить сведения о готовящемся/ совершенном деянии
контроль сообщений, направляемых по электронной почте
Прослушиваниетелефонных переговоров
Цель: установить обстоятельства подготовки к совершению уклонения от уплаты таможенных платежей, условия место и время перемещения товара, сговора, иные данные
Могут прослушиваться переговоры руководителя, бухгалтера, работника организации, ведущего контракт
*Например, грузополучатель может отправить в адрес отправителя товара корреспонденцию, содержащую указание/предварительную договоренность о занижении стоимости товаров в документах с целью уклонения
Снятие информации с технических каналов связи
Получение сведений и их фиксация путем снятия специальными техническими средствами информации, передаваемой по техническим каналам связи (телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы)
Оперативное внедрение
*снятие информации с компьютерных сетей во многом аналогично прослушиванию телефонных переговоров
Конспиративное проникновение в объект оперативной заинтересованности оперативного сотрудника ТО/лица, оказывающего на конфиденциальной основе содействие оперативным подразделениям ТО
приобретение конфиденциального источника информации внутри объекта
Изучается структура, лица, которые могут быть причастны/намеревающихся совершить уклонение
Контролируемая поставка
С ведома и под контролем оперативно-розыскного подразделения ТО допускается оборот предметов, добытых преступным путем/орудий/средств совершения преступления
Цель: установление вероятных организаторов поставки товаров, оптовых сбытчиков и перекупщиков контролируемых предметов
Негласно контролируются действия поставщика, покупателя и
транспортировщика, поставка продукции, ее перемещение и оплата
*законодательством не ограничен круг предметов контролируемой поставки
Оперативный эксперимент
£
Воспроизведение обстановки и иных обстоятельств подготовки и совершения преступления
Выявление и установление лиц, причастных к совершению преступления
Оценка полученных данных и выявление новой информации
Рисунок 9. ОРМ, которые могут производиться при ОРД оперативных подразделений ТО
Наиболее эффективную часть арсенала оперативно-розыскных подразделений ТО и подразделений дознания составляют комплексы ОРМ, следственных и других действий.
Важную роль в правоохранительной деятельности ТО играет предупреждение правонарушений и преступлений, в том числе уклонений от уплаты таможенных платежей. В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач оперативных подразделений (в том числе ТО) также является предупреждение преступлений [8].
Предупреждение преступлений оперативными подразделениями ТО - это деятельность служб, подразделений и отдельных сотрудников, заключающаяся в выявлении причин и условий преступлений, принятии мер в целях их устранения, предотвращении замышляемых/подготавливаемых/пресечении начатых и длящихся преступных деяний, а также корректирующем воздействии на лиц с противоправным поведением [2].
Подводя итог, хотелось бы отметить: в настоящее время важной должна стать профилактика таможенных правонарушений в целом, а не только касающихся уклонения от уплаты ТПН. Например, ФТС России может регулярно информировать участников ВЭД и физических лиц о последствиях несоблюдения таможенного законодательства, сообщать о повышении эффективности своей деятельности в области выявления и пресечения преступлений не только в отчетах, но и путем публикации материалов в СМИ. При этом не исключена вероятность того, что некоторые лица могут быть не осведомлены о тех или иных нормах таможенного законодательства, особенно если дело касается товаров для личного пользования. В этой связи также могла бы оказаться полезной деятельность по повышению правовой грамотности общественности.
Список используемой литературы:
1. Исполнение доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов бюджета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iminfin.ru/areas-of-analysis/budget/dohody-fb/struktura-dokhodov-poadmiшstratoram?territorv= 1.
2. Кореневский, Ю.В., Токарева, М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам / Ю.В. Корневский, М.Е. Токарева - М.: «Юрлитинформ», 2013. - 144 с.
3. Озолинг, А.Е. Правоохранительная деятельность таможенных органов : учеб. пособие / А. Е. Озолинг - СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2018. - 104 с.
4. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/.
5. Прокопьева, М.Н. Развитие электронных систем платежей в целях внедрения механизма «единого окна» в Евразийском экономическом союзе // Экономика. Право. Инновации. - 2018. - №5(2). - С. 29-35.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации.
8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ.