Научная статья на тему 'Развитие экономической компетентности студентов неэкономических специальностей: теоретико-методическое сопровождение'

Развитие экономической компетентности студентов неэкономических специальностей: теоретико-методическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД / БИЗНЕС ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / COMPETENCE / ECONOMIC COMPETENCE / NORMATIVE APPROACH / BUSINESS-ORIENTED APPROACH / CONTEXT APPROACH / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / PRACTICALLY-ORIENTED MODEL / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Овакимян Екатерина Евгеньевна

В статье обосновывается актуальность проблемы теоретико методологическая основа развития экономической компетентности студентов вузов, специфические особенности модели и педагогические условия её успешной реализации. Представлены результаты осуществления экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Овакимян Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Economic Qualification Students' Economic Competence Development: Theoretical and Methodological Support

The article settles the topicality of the problem of the theoretical-and-methodological basis for higher school students' economic competence development, specific features of the model and pedagogical environmental complex of its successful realization. The results of the experimental work are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие экономической компетентности студентов неэкономических специальностей: теоретико-методическое сопровождение»

УДК 75.68 ББК 546.9

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Овакимян Екатерина Евгеньевна преподаватель кафедра экономики фирмы и рынков Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Ovakimyan Ekaterina Evgenievna Lecturer

Chair of Firm and Market Economy South-Ural State University Chelyabinsk

Развитие экономической компетентности студентов неэкономических специальностей: теоретико - методическое сопровождение Non-Economic Qualification Students’ Economic Competence Development: Theoretical and Methodological Support

В статье обосновывается актуальность проблемы теоретико - методологическая основа развития экономической компетентности студентов вузов, специфические особенности модели и педагогические условия её успешной реализации. Представлены результаты осуществления экспериментальной работы.

The article settles the topicality of the problem of the theoretical-and-methodological basis for higher school students’ economic competence development, specific features of the model and pedagogical environmental complex of its successful realization. The results of the experimental work are presented.

Ключевые слова: компетентность, экономическая компетентность, нормативный подход, бизнес - ориентированный подход, контекстный подход, развитие, педагогический принцип, практико-ориентированная модель, эксперимент.

Key words: competence, economic competence, normative approach, business-oriented approach, context approach, development, pedagogical principle, practically-oriented model, experiment.

Новые приоритеты в развитии высшего профессионального образования, обозначенные в Концепции модернизации российского образования, связаны прежде всего с достижением нового качества образования, соответствующего как потребностям рынка труда, так и международным стандартам. Приведению качества подготовки специалиста в процессе высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями должна служить педагогически выверенная система, позволяющая формировать у студентов вузов необходимые компетентности как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере определения экономически оптимального приложения своих способностей. Перед высшим профессиональным образованием, таким образом, поставлены задачи подготовки специалистов, способных не только реализовывать все определяемые государственным стандартом направления по профессиональной подготовке выпускников, но и формирования необходимой экономической компетентности, позволяющей активно участвовать в поиске и создании рабочих мест.

Роль вуза как одной из составляющих современной системы экономического образования является весьма существенной в подготовке будущих специалистов. Он призван сформировать достаточный уровень системных экономических знаний, умений принятия решений, составляющих фундамент деятельности в различных сферах. Экономическая компетентность, будучи одним из первых инструментов создания средств адаптации личности к социальноэкономическим изменениям, служит способом развития личности, распространения экономических знаний, средством формирования человеческого капитала.

Анализ личностных и деловых качеств студентов показывает, что их образовательный и культурно-экономический уровни готовности участия в экономической деятельности вызывает явную тревогу. Причина - недостаточная сформированность экономической компетентности, а значит - и определяющих ее экономических знаний, ценностных ориентаций, экономических интересов и потребностей, идеалов, норм, оценок, экономической убежденности.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственная деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин вуза позволили нам представить понятийный аппарат исследования следующим образом:

•экономическое образование представляет собой процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения.

• экономическое мышление мы понимаем как совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди руководствуются в экономической деятельности.

• экономическое поведение - это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения.

• экономическая компетенция понимается нами как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением субъекта к экономике, к её предметам, средствам и результатам.

Исследованием установлено, что в структуру экономической компетенции входят следующие компоненты: познавательный/когнитивный (система экономических знаний); убежденческий (экономические чувства и убеждения); поведенческий (умения осуществления экономической деятельности); эмоционально-ценностный (система ценностных ориентаций, мотивация деятельности); практически-деятельностный (опыт применения экономических знаний, умений при нравственно-ценностном выборе средств достижения экономической цели); интеллектуальный; ценностно-мотивационный, деятельностно-

креативный.

Одной из важнейших задач любого научного исследования является, на наш взгляд, выявление и анализ исходных положений и методов конкретных

изысканий, их оценка с точки зрения перспективности, возможности использования как инструментария дальнейшего познания. В первую очередь, мы относим изложенное к анализу характера и возможностей различных подходов к формированию экономической компетентности студентов вузов, с тем, чтобы выявить ошибочное, нерациональное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности.

Решение комплексной задачи исследования требует выработки необходимой теоретико-методологической основы.

. В то же время мы убеждены в том, что в теории и практике высшего профессионального образования наметилась тенденция выбора не только одного, а синтеза уже ранее известных теоретико-методологических подходов, отдельные элементы которых просматриваются на протяжении всей истории познания человеческой мысли и могут быть детерминированы в русле развития настоящей проблемы.

На основе анализа философской, педагогической, психологической, экономической литературы нами были выбраны для достижения цели настоящего исследования следующие подходы: на общенаучном уровне - нормативный, на конкретно-научном - бизнес-ориентированный, на методико-технологическом уровне - контекстный подходы.

Нормативный подход заложен традицией позитивизма и свое развитие получил в концепциях Э. Дюркгейма, К.Н. Леонтьева, Т. Парсонса,

А. С. Хомякова и др. Нормативный подход позволяет учесть объективные закономерности приобщения человека к нормам и ценностям общества (т.е. причинно-следственные детерминанты и функционально-ролевые механизмы формирования заданного стандарта личности в четко заданной системе ценностей).

Разработка содержания профессионального экономического образования актуализировала необходимость последовательного выполнения алгоритма проектирования: изучение производственно-технических условий труда (совокупность техники, технологии, организации), необходимых для осуществления

целенаправленной деятельности выпускников высших профессиональных учебных заведений ^ определение соотношения выявленных элементов производственно-технических условий с соответствующими отраслями научного знания ^ выявление соответствующей подотрасли научного знания ^ определение необходимой предметной структуры знания ^ выявление номенклатуры понятий, необходимых для формирования профессиональных знаний, умений, навыков ^ формирование предметной структуры учебных планов ^ экспертная оценка и корректировка планов и программ (Э.Н. Кирикилица, А.В. Смирнова, Э.Е. Фейгина и др.).

С точки зрения нормативного подхода экологическое образование, как часть социокультурной системы выполняет транслирующую, контролирующую и нормирующую функцию, является функцией общества, выполняет некую общественную миссию, всегда связана с задачами социального функционирования. С точки зрения нормативного подхода, его цели и задачи определяются преимущественно внешними приоритетами, связаны с формированием заданного стандарта личности в четко определенной однозначной системе ценностей. Это способы, приёмы и стратегии, позволяющие обществу наиболее эффективно, оптимально и безболезненно включать (приобщать) личность к объективно сложившейся системе социально приемлемых структур, ролей и взаимодействий, в которых личность могла бы приносить себе и обществу максимальную пользу.

Ограниченность нормативно-объясняющей методологии заключается в том, что она позволяет обосновать специфику содержания экономического образования с учетом только макрохарактеристик внешне заданных процессов, влияющих на человека и выражающихся в требовании приспособительных стратегий образования. Но подобная установка не позволяет в полной мере учесть субъективный план социальности, а также многообразие влияний и воздействий окружающего мира на человека в его рациональном и иррациональном существовании и ограничивает возможности образования рамками целенаправленной деятельности.

Бизнес-ориентированный подход предполагает выработку навыков поведения в хозяйственной жизни, делает акцент на преподавание прикладных дисциплин. Данный подход позволяет решить задачу воспитания экономически активного и предприимчивого будущего специалиста. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания не закрывает перед обучаемым другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Основой данного подхода является освоение практических навыков ведения бизнеса. Студенты узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело, разрабатывают настоящие бизнес-планы, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают креативные идеи для его развития.

Практическая направленность вызывает у обучаемых активный интерес и желание реализовать свою предпринимательскую идею. Поэтому особое внимание уделяется бизнес-планированию, изучению структуры бизнес-плана и основным правилам его составления.

Бизнес-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студента к будущей карьере в сфере бизнеса. Этому подходу равным образом соответствуют как программы подготовки студентов к предпринимательской карьере, так и программы подготовки будущих менеджеров, бухгалтеров, служащих крупных компаний и т.д.

В соответствии с бизнес-ориентированным подходом, экономические знания представляют собой, прежде всего, элемент общей культуры человека. Основная задача профессионального экономического образования - не заставлять обучаемого запоминать определения и формулы, а научить его мыслить экономически. Важно сформировать у будущих специалистов представление о мире, адекватное рыночным принципам организации хозяйственной жизни, добиться понимания ее основных закономерностей и взаимосвязей. Формирование у студентов экономической культуры проявляется также в осознании себя полноценным членом общества с определенными правами и обязанностями. При та-

ком подходе основной критерий качества преподавания - не способность студента решить ту или иную задачу на государственном экзамене, а наличие у него багажа знаний и представлений о мире, который сохранится на многие годы, позволяя ему самосовершенствоваться и следовать актуальным тенденциям в мировой экономике.

Отличительной чертой применения бизнес-ориентированного подхода в образовании является его непрерывность и преемственность.

Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Оно осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу с целью получения запланированного конечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Преемственность находит отражение в линейно-циклической структуре, где каждая из ступеней высшей школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями студентов и уровнем развития их экономической компетенции.

Контекстный подход (содержательное наполнение функции экономической компетенции специалиста формируется в контексте основных аспектов его профессиональной деятельности, овладение будущим специалистом предметной и социальной сторонами профессиональной деятельности обеспечивается в ходе его последовательного включения в учебную, квазипрофессиональ-ную и учебно-профессиональную деятельность).

Поскольку в систему контекстного обучения входят как новые формы и методы (анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры), так и традиционные, то возникают две задачи: органично вписать новое в существующую практику обучения и совершенствовать саму эту практику. Необходи-

мо активизировать, прежде всего, работу будущих специалистов на лекциях. С этой целью используются проблемные лекции и разнообразные их модификации: лекция-демонстрация, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс-конференция.

В рамках контекстного подхода студент вынужден активно включаться в учебный процесс с тем, чтобы пройти путь трансформации учебной деятельности в профессиональную.

Контекстный подход, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует задачам развития экономической компетентности будущего специалиста, о наличии которой можно судить только тогда, когда она актуализирована в опыте той или иной деятельности и сопровождается конструированием собственного смысла и ценностей выполняемой деятельности. Контекстный подход обеспечивает моделирование в формах деятельности студентов содержания профессиональной деятельности специалистов со стороны её предметнотехнологических (предметный контекст) и социальных (социальный контекст) составляющих. В результате теоретические знания становятся осмысленными за счёт моделирования ситуаций компетентного предметного действия и поступка. Тем самым студент действует в целостном пространственно-временном контексте «прошлое - настоящее - будущее».

Итак, синтез нормативного, бизнес-ориентированного и контекстного подходов развития экономической компетенции студентов вузов позволяет:

- обеспечить интеграцию, вхождение личности в национальную, мировую культуру;

- сформировать заданный стандарт личности в четко определенной однозначной системе ценностей;

- установить нормативы формирования и развития компетенций;

- выработать навыки поведения в хозяйственной жизни, сделать акцент на преподавание прикладных дисциплин;

- воспитать экономически активного и предприимчивого будущего специалиста;

- освоить студентам практические навыки ведения бизнеса;

- совместить преподавание теоретической части с практикой;

- вовлечь студентов в рабочий процесс и помочь им в усвоении новой информации;

- формировать экономическую культуру, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора;

- формировать умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам как в области экономической политики, так и в повседневной жизни;

- осуществлять переход от учебной деятельности к профессиональной;

- обеспечить трансформацию познавательной мотивации в профессиональную;

- придать процессу обучения творческий характер;

- формировать умения и навыки социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.

Проектируя модель развития экономической компетенции будущих специалистов, мы следовали важнейшему требованию, которое заключается в том, что основу любой модели составляют принципы , определяющие и формулирующие её цели. Поэтому проектирование процесса развития экономической компетенции студентов вузов осуществлялось на основе системы основных требований к построению образовательного процесса, соблюдение которых обеспечивает решение стоящих перед ним задач.

Анализ научной литературы (Р.П. Мильруд, Е.Ю. Никитина, И.Л. Плужник и др.), обобщение эффективного педагогического опыта, собственная деятельность в качестве преподавателя высшей школы позволили сформулировать педагогические принципы развития экономической компетенции студентов вузов, к числу которых мы относим:

- принцип экономического детерминизма, утверждающий, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения человека;

- принцип прогностичности, характеризующийся возможностью

познозировать и моделировать результат развития экономической компетенции студентов вузов, практическую значимость и осуществлять деятельность по его дальнейшей корректировке, и вместе с тем предполагает обеспечение соответствующих гарантий достижимости проектных целей;

- принцип культуросообразности, позволяющий решать задачу культурной идентификации личности, систематически формировать теоретические экономические понятия и личностные культурные смыслы;

- принцип единства интеграции и дифференциации, актуализирующий задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения экономического образования на интегративной основе к опережающему научно - теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов дифференциации образования.

При обосновании модели развития экономической компетентности студентов вузов необходимо учитывать, что переход на рыночные методы хозяйствования, становление рынка труда, развитие негосударственного сектора, включая частный и, наконец, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономическую систему требует от учреждений профессионального образования подготовки специалистов, соответствующих стандартам как отечественной, так и международной экономики.

Основной целью развития экономической компетенции студентов мы определяем повышение профессиональной компетентности выпускника, позволяющей ему наиболее полно реализовать себя в профессиональноэкономической деятельности. Цель развития экономической компетенции будущих специалистов конкретизируется постановкой следующих задач, которые мы определили, исходя из требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования:

• формирование базовых демократических и гуманистических нравственных ценностей, профессиональных идеалов;

• развитие экономического мышления и мировоззрения, нравственноценностной мотивации к экономической деятельности;

• сообщение студентам фундаментальных научных и прикладных знаний в области экономики, знаний правовых норм, определяющих экономическую деятельность, специфики делового общения, базовых экономических понятий;

• формирование умений применения законодательства в профессиональноэкономической деятельности, готовности к эффективной экономической деятельности.

Учитывая сущность экономической компетентности будущего специалиста и ее структурных составляющих, мы разработали практико - ориентированную модель, основными компонентами которой являются:

1. Мотивационно-целевой (создание у обучаемых потребности и цели развития экономической компетентности).

2. Содержательный (интеграция таких блоков, как эмоциональноценностный (система ценностей, идеалов, мотивов, экономически значимых качеств), когнитивный (система знаний экономических категорий и законов экономического развития), деятельностный (способность к эффективной экономической деятельности)).

3. Технологический (определяет методику развития данной компетентности и включает её этапы).

4. Контрольно-результативный компонент (подведение итогов развития экономической компетентности студентов вузов, реализация мониторинговой деятельность преподавателя и студентов по определению уровня развития экономической компетентности с помощью постановки преподавателем задач и их решения студентами, коррекция уже усвоенных знаний, умений, навыков в форме самоконтроля, постановка планов дальнейшего совершенствования данной компетентности).

5. Критериально-уровневый (выделение показателей и критериев уровня развития экономической компетентности у студентов вузов).

Спецификой спроектированной нами практико - ориентированной модели развития экономическом компетенции студентов вузов является интеграции эмоционально - ценностного, когнитивного и деятельностного блоков.

Нами выделены два направления содержания деятельности вуза по развитию экономической компетентности будущих специалистов: теоретическое и практическое.

Теоретическое направление содержания предполагает формирование у студентов фундаментальных научных и прикладных знаний в области экономики и права, знаний о содержании правовых норм, определяющих экономическую деятельность, о специфике делового общения, профессиональной этики; экономических категорий и законов экономического развития, базовых экономических понятий (экономика, факторы производства, спрос, предложение, товар и др.); основ экономики в профессиональной сфере (знание законов, правил, методов экономического функционирования фирмы, организации процессов любого уровня и различного рода в соответствии с достигнутым уровнем экономики; трудового законодательства; экономического планирования, нормирования труда и принципов управления деятельностью коллектива).

Одним из путей реализации этого направления, по нашему мнению, является пересмотр содержания учебных курсов цикла социально-экономических дисциплин с целью выявления в них разделов, дающих наиболее ценные знания для развития экономической компетенции, и последующей группировки отобранных тем и формирования на этой основе нового учебного курса. В этом же направлении следует использовать и дисциплины, несущие особую социальную значимость («Культурология», «Математика», «Социология», «Иностранный язык, «Логика» и др.).

Таким образом, теоретическое направление содержания развития экономической компетенции будущих специалистов предполагает фундаментальное изучение гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных дисциплин, с целью актуализации и воздействия получаемых знаний на все компоненты экономической компетентности. Вместе с тем, практика по-

казывает, что знаний, получаемых студентами при этом, оказывается недостаточно. Необходимо более детальное углубленное изучение основ организации экономической деятельности, в том числе, применение их в практической деятельности во время обучения в вузе.

Практическое направление содержания развития экономической компетенции у студентов вузов включает формирование у них нравственных ценностей, потребностей, профессиональных идеалов, умений реализации норм этики; знание законодательства в профессионально экономической деятельности, готовности к эффективной экономической деятельности. Требование практикоориентированной профессиональной подготовки предполагает как можно более раннее включение будущих специалистов в профессиональную деятельность.

Процесс развития экономической компетенции студентов вузов рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная смена актов обучения стратегиям и тактикам профессиональной деятельности, в ходе которой студенты овладевают совокупностью взаимосвязанных экономических знаний, навыков и отношений.

Таким образом, мы определили последовательность этапов при развитии экономической компетенции студентов вузов. Итак, первый этап - ориентировочный. Необходимость включения ориентировочного этапа в процесс развития экономической компетенции студентов вузов обусловлена наличием следующих причин: несовпадение представлений абитуриентов о будущей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом высшего профессионального образования, и современным обществом; диагностика степени развитости некоторых психолого-

педагогических особенностей поступивших; правильный выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, адекватный уровню развития их индивидуально-психологических особенностей.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы изучался вопрос о состоянии уровня развития экономической компетентности студентов вузов.

Показатели, критерии и методы выявления уровня развития эмоциональной устойчивости представлены в табл. 1. В качестве основного критерия сформированности экономической компетентности студентов вузов мы выбрали продвижение с низкого уровня на средний и на высокий. В процессе анализа подходов к проблеме выбора критериальных показателей уровня развития экономической компетентности нами было установлено, что критерии в той или иной мере отражают содержание и структуру данной компетентности. Поскольку экономическая компетентность включает следующие компоненты: эмоционально-ценностный, когнитивный и деятельностный, то основными показателями развития экономической компетентности студентов вузов мы будем считать степень развития ее основных структурных компонентов.

Таблица 1. Сводная таблица системы показателей, характеризующих

уровень развития экономической компетентности студентов вуза

Показатель Критерии выявления Методы диагностики

Эмоциональ- но- ценностный Содержание системы моральных ценностей и идеалов, мотивационные и ценностные установки, позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; сформированность экономического мировоззрения и нравственно-ценностной мотивации к экономической деятельности; положительные мотивы экономической деятельности, принятие экономической компетентности как ценности; устойчивость интереса к экономической деятельности; готовность, стремление к непрагматическому взаимодействию с субъектами хозяйствования; стремление к постоянному совершенствованию экономических знаний и ценностных установок в общем поле профессиональной деятельности; активность, самостоятельность, творческое проявление субъектной позиции личности в профессиональной деятельности 1) самооценка, оценки экспертов; 2) анализ выполнения различных видов заданий по курсу изучаемых дисциплин (рефераты, курсовые, дипломные работы, семинары).

Когнитивный Объём, осознанность, прочность усвоения экономических знаний; знание способов использования экономической информации; грамотное использование экономического тезауруса; 1) анализ ответов на занятиях, зачетах, экзаменах, решений задач и заданий; 2) анализ письменных и устных работ:

умение свободно оперировать экономическими знаниями, умениями, навыками; степень освоения способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и анализ проблем экономической действительности рефератов, курсовых работ и т.д.; 3)самооценка; 4)рейтинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельност- ный Умения эффективной реализации функций экономической компетентности; готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами; готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе; знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной экономической компетентности 1) самооценка; 2) экспертные оценки; 3) наблюдения; 4) анализ устных выступлений и письменных работ (рефератов, конкурсных и курсовых работ); 5) анализ решения задач и заданий; 6) рейтинг

Для реализации модели развития экономической компетентности студентов вузов необходимо выделить ее качественные состояния, т.е. уровни. Мы придерживаемся трёхуровневой шкалы, принятой в большинстве стран мира (минимальный уровень, средний и высокий), что в нашей работе соответствует трём уровням развития экономической компетентности студентов вузов:

- низкий (пассивное отношение студентов к процессу развития экономической компетентности; формирование экономических навыков от случая к случаю; низкий уровень усвоения экономического тезауруса, экономические знания отрывочны и бессистемны; не имеют определенного плана экономического самообразования);

- средний (применение умений и навыков, входящих в состав экономической компетентности становится более адекватным; проявляется эмоционально-ценностное отношение к формированию экономической компетентности; повышение уровня сформированности эмоционально-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов рассматривается как профессионально и личностно значимое; вносят частичные изменения в свою деятельность на основе полученных знаний, изучают их эффективность, но степень активности и самостоятельности при решении поставленных задач носит неустойчивый характер);

- высокий (студенты глубоко владеют теоретическими знаниями и используют их при анализе различных экономических ситуаций; свободно ориентируются в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью и творчески применяют в них экономическую компетентность; осознают необходимость сформированности экономической компетентности).

Формирующий этап опытно-поисковой работы был направлен на реализацию модели развития экономической компетентности студентов вузов, спроектированной на основе синтеза нормативного, бизнес-ориентированного и контекстного подходов, а также на реализацию педагогических условий успешной реализации данной модели. Формирующий этап протекал в естественных условиях экономического образовательного процесса высшей школы с участием студентов Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета и Челябинского государственного университета. Всего в опытно-поисковой работе приняло участие 637 студентов, 12 преподавателей и 6 независимых экспертов. По результатам констатирующего этапа эксперимента были сформированы четыре опытно-поисковые и одна контрольная группы. Опытно-поисковые и контрольная группы подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга. Была выдвинута нулевая гипотеза (Но) о том, что значение исследуемых параметров в рассматриваемых группах отличается несущественно. Проверка правильности нулевой гипотезы по критерию %2 К.Пирсона в процессе выявления исходного уровня исследуемой готовности подтвердила ее достоверность.

В контрольной группе КГ развитие экономической компетентности будущих специалистов протекало стихийно (спонтанно) в рамках традиционного обучения. В опытно-поисковой группе ОПГ-1 были реализованы первое и второе педагогические условия - информационная наполняемость содержания образования экономическим знанием в сочетании с применением технологий модульного и проектного обучения. В группе ОПГ-2, кроме двух перечисленных условий применялась интеграция содержания изучаемых предметных циклов. В группе ОПГ-3 проверялась действенность комплекса условий, включающих

кроме трех названных условий, еще и четвертое - включение студентов в образовательную экономическую деятельность.

Целенаправленное развитие экономической компетентности студентов вуза требует четкого определения целей и задач каждого из этапов обучения, в числе которых мы выделили: ориентировочный, информационный, ситуативнопрактический и завершающе-коррекционный. Выделение этапов мы производили в соответствии с построенной нами моделью развития экономической компетентности студентов вуза.

Ориентировочный этап совпадает с первым годом обучения студентов в вузе, этот этап заложил начальные ориентиры развития экономической компетентности и явился основой для последующих действий. Необходимость включения ориентировочного этапа в процесс развития экономической компетентности студентов вузов обусловлена наличием следующих причин: несовпадение представлений абитуриентов о будущей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом высшего профессионального образования и современным обществом; диагностика степени развитости некоторых психолого-педагогических особенностей поступивших; правильный выбор методов обучения и форм организации учебнопознавательной деятельности студентов, адекватный уровню развития их индивидуально-психологических особенностей.

Информационный этап реализуется на 1-11 курсах и имеет направленность на формирование положительной мотивации к профессии, становление мотивов предстоящей экономической деятельности. На данном этапе происходит ознакомление студентов с основными понятиями, процессами, действиями. Студенты осваивают природу, структуру, стратегии и тактики профессиональной экономической деятельности. Происходит тренинг экономической компетентности студентов вузов в заданной ситуации под руководством педагога.

Ситуативно-практический этап (Ш-1У курс обучения) направлен на углубление знаний по проблеме, актуализацию их в различных ситуациях профессиональной деятельности.

На последнем, завершающе-коррекционном этапе (V курс), подводятся итоги развития экономической компетентности студентов вузов, реализуется мониторинговая деятельность преподавателя по определению уровня развития экономической компетентности, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений, навыков в форме самоконтроля, намечаются планы дальнейшего совершенствования данной компетентности.

При осуществлении опытно-поисковой работы нами были проведены три комплексных «замера» состояния показателей развития экономической компетентности студентов вуза: нулевой, промежуточный и контрольный (табл.2).

Таблица 2. Сравнительные данные степени развития экономической компетентности будущих специалистов на констатирующем и формирующем этапах опытно-поисковой работы

Срез ОПГ-1 ОПГ-2 ОПГ-3 КГ-1

Уровни

низкий средний высокий низкий иинЬ'эсЬ высокий низкий средний высокий низкий иинЬ'эсЬ высокий

Кол-во студентов (%)

нулевой 76,92 23,08 0 о 77,78 22,22 0 о 72,00 28,00 0 о 73,08 26,92 0 О

промежуточный 50,00 36,48 11,54 40,74 44,44 14,81 20,00 56,00 24,00 61,54 34,62 4 ,8 ГЛ

контрольный 23,08 51,54 15,38 14,81 66,67 18,52 0 о 36,00 60,00 53,86 42,31 3,84

Результаты контрольного среза подтвердили наличие положительной динамики во всех опытно-поисковых группах. В ОПГ-1 преобладает средний уровень экономической компетентности: 61,54%, высокий - 15,38%, низкий -23,08%. В большей степени динамика проявилась в ОПГ-2 (средний уровень отмечается у 66,67%, высокий у 18,52%, низкий - 14,81%) Максимальный положительный сдвиг зарегистрирован в ОПГ-3 (низкий уровень составляет 4%, средний уровень 36%, а высокий 60%). В КГ значительных изменений не зафиксировано (у большинства студентов остался низкий уровень экономической компетентности: 53,85%, средний составил 42,31%, высокого достигли только 3,84%).

Необходимо отметить, что по результатам контрольного среза позитивные изменения в ОПГ-3 имеют место по всем показателям проявления экономической компетентности будущих специалистов, что полностью согласуется с концептуальными положениями нашего исследования и подтверждает правильность выбранного направления организации опытно-поисковой работы. Данные, представленные в таблице 3 свидетельствуют, что в ходе формирующего этапа средний показатель возрастает во всех опытно-поисковых группах, что подтверждает эффективность опытно-поисковой работы. Разница результатов опытно-поисковых групп ОПГ-1, ОПГ-2 и ОПГ-3 убеждает о том, что каждое педагогическое условие «работает» на повышение уровня развития экономической компетентности будущих специалистов, комплексная же реализация выявленных нами условий, примененных в ОПГ-3, способствует достижению более высоких результатов.

Таблица 3. Сравнительные данные среднего показателя степени развития экономической компетентности будущих специалистов на констатирующем и формирующем этапах опытно-поисковой работы

Группа Кол-во студентов Средний показатель х

Констатирующий этап (2007-2008 гг) Формирующий этап (2008-2010 гг)

Начальный срез Промежуточный срез Контрольный срез

ОПГ- 1 26 1,5 1,65 2,16

ОПГ-2 27 1,51 1,77 2,21

ОПГ-3 25 1,51 1,97 2,74

КГ 26 1,51 1,53 2,04

Для проверки гипотезы исследования, а также для количественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования данные, полученные в ходе опытно-поисковой работы, были подвергнуты обработке с помощью критерия %2 К. Пирсона. По расчетным данным, при 5% уровне значимости было доказано преимущество нулевой гипотезы, на основании этого мы имеем право считать, что повышение уровня экономической компетентности в опытно-поисковых группах произошло под влиянием совокупности выделенных нами педагогических условий, а это зна-

чит, что только их комплексная реализация способствует решению основной задачи - развитию экономической компетентности будущих специалистов.

Библиографический список

1. Абалкин, Л.И. Новый тип экономического мышления / Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1987. - 191 с.

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - 192 с.

3. Никитина, Е.Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / Е.Ю.Никитина. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1998. - 144 с.

4. Улыбин, К.А. Современное экономическое мышление / К.Д. Улыбин. - М.: Политиздат, 1986. - 239с.

Bibliography

1. Abalkin, L.I. New Type of Economic Thinking / L.I. Abalkin. - M.: Economics, 1987. -

191 p.

2. Nikitina, E.Yu. A Future Teacher’s Training for Educational Differentiation Management / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: “Fakel” Publishing House of ChSPU, 1998. - 144 p.

3. Ulybin, K.A. Modern Economic Thinking / K.A. Ulybin. - M.: Politizdat, 1986. - 239 p.

4. Zagvyazinsky, V.I. Teaching Theory: Modern Interpretation : Study Guide for Students of Higher Educational Establishments / V.I. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2001. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.