социальная экономика, политика и демография: региональный контекст
УДК 37.377
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Арутюнян М. Н., кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал), г. Железноводск, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 3742-5671
Назаренко Н. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал), г. Железноводск, Россия
E-mail: natali. n. nazarenko @yandex. ru SPIN-код: 3910-1085
Поступила в редакцию 21.11.2022. Принята к публикации 28.11.2022 Аннотация
Предмет. Формирование экономических компетенций студентов неэкономических специальностей
Тема. Развитие экономических и финансовых компетенций студентов педагогических специальностей посредством интерактивных педагогических технологий
Цели. Анализ эффективности использования интерактивных педагогических технологий для развития экономических и финансовых компетенций студентов педагогических специальностей
Методология. В качестве методологической основы исследования взят компетентностьй подход к профессиональному развитию будущего педагога, использовался контекстный подход к анализу особенностей развития экономических компетенций студентов неэкономических специальностей, применены методы логического и сравнительного анализа для оценки эффективности использования интерактивных педагогических технологий для развития экономических и финансовых компетенций студентов педагогических специальностей.
Результаты. На основе анализа и оценки использования интерактивных педагогических технологий для развития компетенций в сфере экономики и финансов у студентов педагогического профиля подготовки выявлены структурные особенности экономических и финансовых компетенций студентов, сформулированы и аргументированы предложения по использованию интерактивных педагогических технологий для повышения эффективности развития финансовых и экономических компетенций студентов педагогических специальностей. Область применения. Сфера среднего профессионального и высшего образования Выводы. В процессе преподавания финансово-экономических дисциплин студентам неэкономических специальностей целесообразно сделать акцент на использовании интерактивных методов преподавания, а также активно включать финансовые знания в процесс планирования карьеры студента.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, интерактивные педагогические технологии, финансовые компетенции, экономические компетенции, профессиональная компетентность, контекст профессиональной деятельности.
UDK 37.377
DEVELOPMENT OF ECONOMIC AND FINANCIAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES THROUGH INTERACTIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Arutyunyan M. N., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Branch of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Pedagogical Institute»in Zheleznovodsk, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN: 3742-5671
Nazarenko N. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Branch of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Stavropol State Pedagogical Institute» in Zheleznovodsk, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN: 3910-1085
Annotation
Subject. Economic competencies of students of non-economic specialties
Subject. Development of economic and financial competencies of students of pedagogical specialties through interactive pedagogical technologies
Goal. Analysis of the effectiveness of the use of interactive pedagogical technologies for the development of economic and financial competencies of students of pedagogical specialties
Methodology. As a methodological basis for the study, an ambitious approach to the professional development of the future teacher was taken, a contextual approach to the analysis of the features of the development of economic competencies of students of non-economic specialties was used, and logical and comparative analysis was applied to assess the effectiveness of use interactive pedagogical technologies for the development of economic and financial competencies of students of pedagogical specialties.
Outcomes. Based on the analysis and evaluation of the use of interactive pedagogical technologies for the development of competencies in the field of economics and finance among students of the pedagogical profile of training, the features of the structure of economic and financial competencies of students are revealed, proposals are formulated and reasoned on the use of interactive pedagogical technologies to improve the efficiency of the development of financial and economic competencies of students of pedagogical specialties.
Field of application: Sphere of secondary vocational and higher education
Findings. In theprocess of teaching financial and economic disciplines to students of non-economic specialties, it is advisable to focus on the useof interactive teaching methods, as well as to actively include financial knowledge in the process of planninga student's career.
Keywords: competencies, competence approach, interactive pedagogical technologies, financial competencies, economic competencies, professional competence, context of professional activity.
Введение
Задача повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определена Правительством в числе одних из самых приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимость повышения финансовой грамотности определена и рядом международных соглашений, которые подписала наша страна. Так, на-
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-59-4-55-61
пример, соглашение о займе между РФ и Международным банком реконструкции и развития содержит пункт о реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Это нашло отражение в Международном проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [2].
Анализ эффективности использования интерактивных педагогических технологий для развития экономических и финансовых компетенций студентов педагогических специальностей
В качестве методологической основы исследования взят компетентностный подход к профессиональному развитию будущего педагога, использовался контекстный подход к созданию научно-обоснованного и эмпирически проверяемого фундамента для разработки педагогической технологии развития экономических и финансовых компетенций как составной части профессиональной компетентности педагога в условиях современной экономической реальности. В работе применены методы логического и сравнительного анализа для оценки эффективности разработанной педагогической технологии, проведения и оценки результатов педагогического эксперимента.
Молодежь является одной из целевых групп проекта, так как попадает в зону максимальных рисков. Низкий уровень финансовой грамотности в сочетании с высокой социальной и деловой активностью рождают проблемы и недостаточное понимание в области личных финансов [1]. Это может привести к чрезмерной закредитованности и как результат - к банкротству, чрезмерным долгам и социальным проблемам. Также можно констатировать уязвимость молодежи перед финансовыми мошенниками,
Для получения объективных данных о финансовых компетенциях в сфере анализа доходов и расходов нами было предложено студентам указать в процентах свои расходы на выплаты за квартиру и коммунальные платежи, расходы на транспорт, расходы на еду и прочие мелкие траты, а потом сравнить эти данные и данные соответствующего приложения мобильного банка. Большинство студентов как первых, так и выпускных курсов с эти заданием не справились — совпадения в процентах по категориям расходов предполагаемое и реальное не совпали ни у одной из групп. Полученные результаты показывают, что с первого по пятый курс число студентов, ведущих учет доходов и расходов, не меняется, что не может быть воспринято как формирование финансовых компетенций. Большая часть студентов всех курсов ответила, что получает смс-оповещения об операциях по карте, что говорит о популярности банковских карт. Интересен тот факт, что большая часть студентов, подключивших услугу смс-оповещения — это студенты четвертого курса (36 %), более ранние курсы просто иногда заходят в приложение мобильного банка,
не подключая СМС- оповещение от него. Более половины студентов третьего и четвертого курса доверяют финансовым учреждениям (52 % и 58 %), 1/3 затрудняются с ответом и немногим больше 10 % не выражают доверия финансовым институтам. Что касается студентов первого и второго курса, то здесь наблюдается низкий уровень доверия — 72 % ответили на четвертый вопрос отрицательно. Остальные респонденты не смогли дать точного ответа на этот вопрос, т. е. затруднялись с ответом (28 %).
На основе исследования можно отметить, что доля студентов, оценивающих свои знания как высокие, возрастает по мере увеличения курса обучения у студентов СПО и не имеет четкого роста для студентов бакалавриата. Некоторые студенты-бакалавры уже приходят с сформированными элементами цифровых компетенций, не показывая их положительной динамики в процессе обучения.
Студенты СПО на первом и втором курсах обучения чаще оценивали свои знания в сфере финансов как низкие. На четвертом курсе, в том числе после изучения соответствующего спецкурса доля студентов СПО, оценивающих свои знания как низкие снизилась до одного процента, возросла доля студентов, считающих свои знания как средние и высокие. Для студентов бакалавриата нет общевыра-женной тенденции в оценке своих знаний. Не было отмечено разницы для первого и последующих курсов. На первом наблюдались высокие показатели в связи с тем, что многие студенты в выпускных классах проходили факультативные предметы финансовая грамотность в школьной программе. Среди студентов бакалавриата доминирует оценка своих знаний как «хорошие и отличные». Студенты первого курса по всем вопросам анкеты оценили свой уровень финансовой грамотности выше, чем студенты второго и третьего курсов.
Что касается бытовых базовых компетенций в области финансов, можно отметит, что значительная часть студентов даже на выпускных курсах не фиксирует все свои поступления и расходы — 76,8 % в среднем по выборке не ведут учет расходов и не пользуются соответствующими банковскими продуктами. Это сказывается на качествен анализа затрат и планирования расходов [3].
При этом 68 % опрошенных знают сколько денег ими было получено в виде собственных доходов (выплаты, подработки, стипендия и т. д.), но не фиксирует поступления от родителей и родственников. Большинство не фиксирует даже свои затраты на коммунальные платежи и оплату за квартиру, практически никто из опрошенных специально не фиксирует мелкие
расходы и траты на продукты питания и не ведет финансовый учет затрат. Это и подтверждают результаты анализа анкет студентов (Рис. 2).
Для определения уровня финансовой грамотности студентов на базе филиала СГПИ в г. Железноводске было проведено исследование методом анкетирования, в котором приняли участие 75 студентов СПО и 25 студентов ба-
калавриата. Студентам было предложено ответить на вопросы тестовой формы в соответствии с «Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности», рекомендованной для оценки знаний студентов в области финансовой грамотности Министерством просвещения РФ [1]. Распределение ответов респондентов на вопросы представлено на рис. 2.
Учет и планирование затрат
80 60 40 20 0
учет крупных учет мелких планирование общее
зтрат ежедневных крупных затара планирование
затрат расходов
I студ мл курсов
1студ выпуск СПО Истуд бакалавры
выпуск бакалавры
Рис. 1. Анализ и планирование затрат — результаты анализа анкет студентов
Что касается распределения по предметным областям, указанных в анкете таблицы 1, то если первая и вторая предметные области освоены студентами на среднем и высоком уровне,
то компетенции в сферах 3 и 4 освоены на низком уровне или вызывают затруднения при ответе у студентов (Рисунок 2). Значения по оси У указаны в % от выборки.
Распеределение данных тестирования по предметным
областям
80
60
40
20
IIII ||
II.
знаю умею использую регулярно могу научить
■ предметная область 1 ■ предметная область 2 ■ предметная область 3 ■ предметная область 4
Рис. 2. Распределение показателей самооценки финансовой грамотности студентов по предметным
областям
Таким образом, результаты исследования показали, что основная часть студентов не в полной мере ориентируется в своих доходах и расходах, при этом активно пользуется современными цифровыми технологиями в сфере финансов и использует мобильные финансовые приложения. Самое популярное приложение — «Долями» от банка Тинькофф. Значительная доля студентов не доверяет бан-
кам, одной из причин этого недоверия является сложная финансовая терминология и общий низкий уровень ориентированности в финансовых вопросах [4]. Проанализировав данные опроса, нами был сделан вывод, что знания в сфере финансов не всегда переходят в соответствующие компетенции. Было выдвинуто предположение, что студентами не в полной мере осознается, что финансовая составляю-
0
щая напрямую связана с их профессиональной успешностью и планированием своих достижений и соответственно — планированием роста доходов. Было сделано предположение, что включение в программу обучения тренингов профессионального самоопределения и планирования карьеры будет способствовать повышению финансовой грамотности студентов.
Проведя анализ данных, полученных в результате анкетирования, нами был сделан вывод о том, что знания студентов-педагогов в сфере финансов, экономики недостаточны. Причины такого явления, на наш взгляд, происходят из-за низкой осознанности финансовой составляющей как одного из элементов цели своей профессиональной деятельности [5]. Финансы не воспринимаются большинством студентов как сфера их личной ответственности. Скорее доминирует восприятие финансов как ресурса, чаще всего — ресурса родительской помощи, а не как одной из неотъемлемых составляющих профессиональной деятельности. Большинство студентов затруднились в ответе на вопросы: «Какая сумма заработной платы Вами будет считаться как достаточная для эффективной профессиональной деятельности, обеспечения своих текущих потребностей и саморазвития», «На какую зарплату Вы рассчитываете исходя из Вашей квалификации сейчас и после окончания вуза?», «Как Вы собираетесь формировать доходную часть своего бюджета без поддержки со стороны родителей?».
Анализируя реакцию и ответы студентов, можно отметить страх, маскируемый желанием отшутиться и назвать нереалистичные суммы (5 миллионов рублей в месяц на должности учителя). При дальнейшей беседе студенты признавались, что им сложно адекватно оценить свои возможности как профессионала, а также большинство выразило неготовность работать в школе за зарплату начинающего педагога на уровне прожиточного минимума, именно вопрос оплаты труда и планирования своих расходов является для студентов наиболее стрессовым из всех вопросов анкетирования. Более 40 % опрошенных не видят для себя возможности профессиональной самореализации в педагогической деятельности и предпочтут разовую, но более доходную работу карьере учителя. Иная ситуация у тех студентов, кто получает высшее образование уже имея место работы, в том числе в системе образования. Они проявляют не только более высокий уровень знаний в области финансовой грамотности, но и четко могут ответить на поставленные вопросы, приведенные выше и соотнести свои сегодняшние и перспективные цели.
Можно сделать вывод, что знания по финансовой грамотности не перейдут в сферу компетенций, если не будет механизма, позволяющего включать их как элемент планирования карьеры.
С этой целью нами был проведен педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, в период 2020—2021 гг.
На констатирующем этапе эксперимента (2020 г.) были определены теоретические основы для исследования, создан макет интеллектуальной игры-тренинга. На формирующем этапе педагогического эксперимента (2020—2021 гг.) была игра, состав экспериментальной группы составил 25 студентов СПО. Контрольный этап (2021 гг.) — был про -веден анализ и оценка результатов, сопоставление данных, полученных для экспериментальной и контрольной группы, численность контрольной группы также составила 25 чело -век аналогичных групп СПО педагогического колледжа.
На формирующем этапе была разработана программа тренинга с использованием настольной игры-симулятора. Основной концепцией игры выступает создание игровой модели для тренинга выбора карьерной стратегии, основанной на планировании карьеры, принятии решения и выбора вектора школа — вуз или школа-колледж-вуз; влияние выбора на последующую учебу и профессиональную деятельность. От того, насколько успешно участник смог спланировать свою карьеру и развить профессионально-важные навыки и компетенции на первом этапе игры, зависит его успешность на втором этапе — карьере молодого профессионала. Игра содержит два этапа:
1 — обучение — имитируется учёба в колледже и (или) вузе — в зависимости от выбранной карьерной карты первого круга;
2 — профессиональный, где молодой профессионал вступает во взрослую жизнь уже с теми очками активов, которые он заработал во время первого круга.
Игровая цель — достижение конкретного экономического результата, который был заявлен каждым из игроков в начале игры. Участник получает право выбрать карточку учебного заведения одного из четырёх видов и в соответствии с ней пройти 8 или 16 игровых кругов Участник может отказаться от обучения и сразу переходить на профессиональный круг, но он лишается баллов и очков опыта первого круга. Изначально у участника нет денег, кроме тех, которые даны в стартовых условиях выбранной карты, но есть очки личного времени и возможность набрать очки опы-
та. Участник может брать подработки, увеличивая сумму денег, но за них платит личным временем и возможными штрафными баллами по другим составляющим игры и на некоторых подработках - по здоровью. Участник попадает на рынок труда, где ему выпадают те или иные вакансии
Второй этап — выбор вакансии на рынке труда дается участнику после прохождения первого этапа. Вакансии привязаны к навыкам (очкам опыта) первого круга, есть вакансии без требования к опыту работы, есть с требованиями, есть возможность создать своё дело, но для этого нужна денежная сумма. Продвижение по линии профессии требует от участника принимать решения или отказываться от их принятия и ответственности за них, в соответствии с этим будет строиться его карьера За свою работу участник получает деньги, но платит личным временем и, в некоторых вакансиях, — здоровьем. У участника появляются обязательные статьи расходов, которых у него могло не быть в первом туре и успешность достижения цели игры зависит от того, насколько студент сможет соотносить свои доходы и расходы и понимать характер денежных поступлений. Выигрывает тот, кто сможет получить вакансию своей мечты, объявленную участником в начале игры и сумму дохода, покрывающую сумму его расходов и создающую положительный баланс.
По итогам игры с каждым участником проводится индивидуальная беседа, а также групповое обсуждение итогов игры всеми участниками тренинга.
После тестового запуска тренинга нами было отмечено существенное отличие в отношении к финансовым компетенциям между выборкой студентов, прошедших тренинг и теми, кто в тренинге не участвовал, но был протестирован повторно по анкете финансовой грамотности, приведенной выше. Достоверность различий установлена по критерию Фишера F = а12/а22 и подтверждена.
Заключение
В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что финансовая грамотность студентов, участвовавших в эксперименте, изменилась благодаря включению финансовых знаний в игровой форме в планирование их профессиональной деятельности. Данные тестирования четвертого курса по анкете финансовой грамотности показывают, что финансовые компетенции выпускников, составивших контрольную группу, не отличаются существенно от первого курса, что объясняется тем, что не происходит включения финансовых знаний в систему профессиональных представлений и в планирова-
ние личной карьеры и профессионального развития соответственно.
В качестве рекомендаций предлагается в процессе преподавания финансово-экономических дисциплин сделать акцент на использование интерактивных методов преподавания, а также активно включать финансовые знания в планирование карьеры студента.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лутфуллин Ю. Р. Формирование и оценка развития экономического мышления и экономической культуры / Ю. Р. Лутфуллин // Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде : сборник трудов республиканской научно-практической конференции с международным участием (г. Минск, БГЭУ, 13—14 дек. 2018 г.). — С. 5—10.
2. Лобанова Т. В. Проектная деятельность на уроках финансовой грамотности... / Т. В. Лобанова // Финансовое просвещение: новые форматы в образовательной деятельности в эпоху цифровизации : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях (26 октября 2021 г., г. Уфа) ; отв. ред. Е. Г. Ситдикова. — Уфа : Издательство ИРО РБ, 2021. — С. 68—73.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017— 2023 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., № 2039-р // Гарант.Ру : информационно-правовой портал. — Режим доступа: www.garant.ru/ рго^^Яро/рптеМос/71675558 (Дата доступа: 03.05.2021).
4. Финаграм: Финансовая грамотность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/fingram/arhiv/ mternatюnal_pro¡ect/about/descriptюn/ (Дата доступа: 18.06.2022).
5. Формирование и развитие экономической грамотности обучающихся в образовательных организациях : Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: drive.google.com/open?id=1keMzW6550 jtLDEcXzXjM6WFqTbUqXEJw (Дата доступа: 10.01.2020).
LITERATURE
1. Lutfullin Y. R. Formation and evaluation of the development of economic thinking and economic culture / Y. R. Lutfullin // Innovative approaches to the formation of professional skills of students, entrepreneurial competencies and entrepreneurship in the youth environment : Collection of proceedings of the republican scientific and practical conference with international participation (Minsk, BSEU, 13—14 Dec. 2018). — Pp. 5—10.
2. Lobanova T. V Productive activity in the lessons of financial literacy... / T. V. Lobanova // Financial education: new formats in educational activities in the era of digitalization : a collection of materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference in 2 parts (October 26, 2021, Ufa) ; ed. E. G. Sitdikova. — Ufa : Publishing House IRO RB, 2021. — P. 68—73.
3. Strategy of increasing financial literacy in the Russian Federation for 2017—2023 years [Electronic resource] : order of the Government of the Russian Federation from 25 September 2017, No. 2039-r // Garant.Ru : informationlegal portal. — Access mode: www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71675558 (Access date: 03.05.2021).
4. Finagram: Financial literacy [Electronic resource]. — Access mode: https://minfin.gov.ru/ ru/fingram/arhiv/international_project/about/ description/ (Date accessed: 18.06.2022).
5. Formation and development of economic literacy of students in educational organizations: Additional professional program of advanced training [Electronic resource]. — Access mode: drive.google.com/open?id=1keMzW6550jtLDEcX zXjM6WFqTbUqXEJw (Access date: 10.01.2020).