Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Чикарева Ксения Олеговна

Целью данной работы является научное обоснование необходимости обучения основам финансовой грамотности студентов педагогических специальностей. Подобная необходимость обусловлена сохраняющимся низким уровнем финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации. В данной работе также рассматриваются эффективные методы осуществления такого обучения. В качестве подобных методов предлагается, во-первых, введение финансовой дисциплины для студентов педагогических специальностей. В рамках данной дисциплины планируется проведение лекций, семинаров, практикумов различных видов направленности. Во-вторых, необходимо проведение научных конференций, финансовых олимпиад и других научных мероприятий. Подобные мероприятия позволят студентам проверить уровень своих знаний на практике, продемонстрировать свои умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни. В-третьих, одним из эффективных методов считается использование таких электронных информационных ресурсов как специализированные сайты и мобильные приложения. Сайты финансовой направленности для студентов педагогических и иных неэкономических специальностей должны быть оснащены актуальной и полезной информацией. Что же касается мобильных приложений, то их создание направлено на то, чтобы помочь студентам вести учет собственных денежных ресурсов и таким образом получать знания о финансах на практике. Еще одним рассматриваемым методом является привлечение определенных коммерческих организаций для проведения тренингов, лекций на тему финансов в образовательных учреждениях. В заключении работы делается ряд выводов. Еще раз подчеркивается важность повышения уровня финансовой грамотности в Российской Федерации. Также делается вывод о многообразии различных эффективных методов, использование которых способствует формированию базовых знаний у студентов. Основные из этих методов были рассмотрены и проанализированы в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Чикарева Ксения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF TEACHING THE BASICS OF FINANCIAL LITERACY TO PEDAGOGICAL STUDENTS

The purpose of this work is a scientific substantiation of the need to teach the basics of financial literacy to students of pedagogical specialties. This need is due to the continuing low level of financial literacy and financial culture in the Russian Federation. This paper also discusses effective methods for implementing such training. As such methods, it is proposed, firstly, the introduction of financial discipline for students of pedagogical specialties. Within the framework of this discipline, it is planned to conduct lectures, seminars, workshops of various types of orientation. Secondly, it is necessary to hold scientific conferences, financial competitions and other scientific events. Such events will allow students to test the level of their knowledge in practice, demonstrate their skills and abilities, which will be useful to them in the future in life. Thirdly, one of the effective methods is the use of such electronic information resources as specialized websites and mobile applications. Financial websites for students of pedagogical and other non-economic specialties should be equipped with relevant and useful information. As for mobile applications, their creation is aimed at helping students keep track of their own financial resources and thus gain knowledge about finance in practice. Another method under consideration is the involvement of certain commercial organizations to conduct trainings, lectures on finance in educational institutions. At the end of the work, a number of conclusions are drawn. The importance of raising the level of financial literacy in the Russian Federation is once again emphasized. The conclusion is also made about the variety of various effective methods, the use of which contributes to the formation of basic knowledge among students. The main of these methods have been considered and analyzed in this work.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

3. Величко, Ю.В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования / Ю.В. Величко, О.В. Милицина, С.В. Шишкина // Гуманитарные науки и образование. -

2020. - Т. 11. - № 1 (41). - С. 17-21.

4. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - C. 32-37.

5. Киселев, А.А. Формирование универсальных компетенций у студентов отечественных вузов в соответствии с ФГОС ВО 3++ / А.А. Киселев // Альманах мировой науки. - 2018. - № 6 (26). - С. 51-53.

6. Матухин, Д.Л. Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы / Д.Л. Матухин // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 5 - С. 110-115.

7. Науменко, Т.И. Искусство. Музыка. 5: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - Москва: Просвещение: Дрофа,

2021. - 192 с.

8. Симонова, И.Ф. Модель формирования универсальных компетенций у студентов вуза культуры / И.Ф. Симонова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 10. - С. 100-104.

9. Токмина, Т.А. Культурологическая педагогическая парадигма высшего образования: теория и практика воплощения / Т.А. Токмина, С.Ю. Токмин // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 25-28.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. - URL: http://standartedu.rn/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 05.05.2022).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 18.05.2022).

12. Фортыгина, С.Н. Теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина, А.А. Чепуренко // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 57-61.

13. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман. - Москва: Педагогика, 1977. - 208 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Чикарева Ксения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Целью данной работы является научное обоснование необходимости обучения основам финансовой грамотности студентов педагогических специальностей. Подобная необходимость обусловлена сохраняющимся низким уровнем финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации. В данной работе также рассматриваются эффективные методы осуществления такого обучения. В качестве подобных методов предлагается, во-первых, введение финансовой дисциплины для студентов педагогических специальностей. В рамках данной дисциплины планируется проведение лекций, семинаров, практикумов различных видов направленности. Во-вторых, необходимо проведение научных конференций, финансовых олимпиад и других научных мероприятий. Подобные мероприятия позволят студентам проверить уровень своих знаний на практике, продемонстрировать свои умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни. В-третьих, одним из эффективных методов считается использование таких электронных информационных ресурсов как специализированные сайты и мобильные приложения. Сайты финансовой направленности для студентов педагогических и иных неэкономических специальностей должны быть оснащены актуальной и полезной информацией. Что же касается мобильных приложений, то их создание направлено на то, чтобы помочь студентам вести учет собственных денежных ресурсов и таким образом получать знания о финансах на практике. Еще одним рассматриваемым методом является привлечение определенных коммерческих организаций для проведения тренингов, лекций на тему финансов в образовательных учреждениях. В заключении работы делается ряд выводов. Еще раз подчеркивается важность повышения уровня финансовой грамотности в Российской Федерации. Также делается вывод о многообразии различных эффективных методов, использование которых способствует формированию базовых знаний у студентов. Основные из этих методов были рассмотрены и проанализированы в данной работе.

Ключевые слова. Финансовая грамотность, финансовая культура, финансовая грамотность, педагогическая специальность, учебные дисциплины.

Annotation. The purpose of this work is a scientific substantiation of the need to teach the basics of financial literacy to students of pedagogical specialties. This need is due to the continuing low level of financial literacy and financial culture in the Russian Federation. This paper also discusses effective methods for implementing such training. As such methods, it is proposed, firstly, the introduction of financial discipline for students of pedagogical specialties. Within the framework of this discipline, it is planned to conduct lectures, seminars, workshops of various types of orientation. Secondly, it is necessary to hold scientific conferences, financial competitions and other scientific events. Such events will allow students to test the level of their knowledge in practice, demonstrate their skills and abilities, which will be useful to them in the future in life. Thirdly, one of the effective methods is the use of such electronic information resources as specialized websites and mobile applications. Financial websites for students of pedagogical and other non-economic specialties should be equipped with relevant and useful information. As for mobile applications, their creation is aimed at helping students keep track of their own financial resources and thus gain knowledge about finance in practice. Another method under consideration is the involvement of certain commercial organizations to conduct trainings, lectures on finance in educational institutions. At the end of the work, a number of conclusions are drawn. The importance of raising the level of financial literacy in the Russian Federation is once again emphasized. The conclusion is also made about the variety of various

effective methods, the use of which contributes to the formation of basic knowledge among students. The main of these methods have been considered and analyzed in this work.

Key words. Financial literacy, financial culture, financial literacy, pedagogical specialty, academic disciplines.

Введение. Для рассмотрения вышеуказанной тематики необходимо разобраться с определением «финансовая грамотность». Финансовая грамотность - комплексная сфера, предполагающая необходимость изучения ключевых финансовых навыков, влияющих на материальное благополучие, как отдельного индивида, так и всего общества в целом. К вышеуказанным навыкам относятся учет доходов и расходов, наращивание активов и уменьшение пассивов в бюджете, планирование бюджетных расходов на долгосрочный период, использование различных стратегий сбережения средств и инвестирования, использование определенных финансовых инструментов. Стоит также отметить, что финансовая культура предполагает помимо прочего гибкую адаптацию к изменяющимся условиям: социальным, политическим, экономическим и иным. Все это позволяет индивиду реализовать новые возможности, обрести финансовую безопасность, а затем и финансовую свободу. Таким образом, можно сказать, что подобные знания, умения и навыки являются залогом комфортной, обеспеченной жизни.

Таким образом, можно сказать, что финансовая грамотность - это знания о различных финансовых институтах и инструментах, а также способность применять данные знания на практике с целью удовлетворения своих материальных потребностей.

В современном обществе материальному благополучию уделяют большое внимание, оно занимает приоритетное место в жизни, поскольку демонстрирует, насколько успешен человек, насколько он состоялся в жизни. Сегодня во главу угла ставится высокий уровень профессиональной компетентности будущего специалиста, педагога, и именно для того, чтобы добиться подобных результатов, вводится ряд нововведений. В частности, улучшается материально-техническое обеспечение образовательных организаций, совершенствуются средства обучения, внедряются новейшие педагогические технологии, разрабатываются современные критерии оценки. Однако, как показывает практика, очень часто после получения диплома выпускник бывает просто не готов соглашаться на ту заработную плату, на которую он может рассчитывать в самом начале своей карьеры и которую предлагает ему работодатель. Зачастую это происходит по причине неумения грамотно распоряжаться своими финансами, незнания элементарных финансовых инструментов и механизмов функционирования рынка финансов.

Потенциал экономического роста, с точки зрения экономики, ограничивается именно в связи с низкой степенью вовлеченности молодого поколения (студентов) в потребление финансовых услуг, поскольку уровень знаний данных лиц о финансах в целом, о финансовых институтах, о методиках и тактиках поведения на рынке финансов продолжает оставаться недостаточным. Всем известно, что низкий уровень финансовой грамотности или же вообще почти полное отсутствие таких знаний способно привести к целому ряду неблагоприятных последствий, начиная от банкротства и социальных проблем, заканчивая риском подвергнуться финансовому мошенничеству со стороны недобросовестных лиц.

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, повышает их финансовую безопасность.

Можно утверждать, что именно успехи каждого отдельного человека в совокупности составляют финансовый успех всего государства, и данный факт обуславливает и подтверждает актуальность выбранной тематики.

Изложение основного материала статьи. Высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при Президенте США Джона Брайанта очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества: «Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Навыками финансовой грамотности должны обладать все категории граждан, вне зависимости от их возраста и профессии. Однако в данной работе этот вопрос рассматривается в контексте студентов педагогических специальностей, поэтому подробнее остановимся именно на этом.

Существует довольно большое количество причин включения «финансовой грамотности» в перечень дисциплин, изучаемых студентами - будущими педагогами. Во-первых, следует начать с необходимости построения и формирования такой системы образования, в которой финансовая грамотность в реалиях нынешнего времени признавалась бы всеми государственными и общественными институтами, как необходимая, неотъемлемая составляющая образованной личности, передаваемая и воспроизводимая с участием педагогов. В качестве второй причины можно выделить недостаточный уровень соответствующих педагогических знаний и квалификаций и необходимость его преодоления для массового внедрения и устойчивого развития обучения финансовой грамотности в школах, организациях профессионального обучения, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, очевидна необходимость формирования у будущих педагогов, как у носителей норм рационального финансового поведения, помимо профессиональных знаний, также знаний и универсальных.

Чем же обусловлена необходимость обучения студентов педагогических направлений подготовки финансовой грамотности? В первую очередь, она продиктована началом массового изучения основ финансовой грамотности на всех уровнях образования, и, как следствие, потребностью различных образовательных учреждений в педагогах, обладающих способностями, позволяющими реализовывать программы обучения в данной сфере.

Помимо овладения непосредственно профессиональными знаниями и навыками, связанными с освоением методов преподавания финансовой грамотности, студенты должны приобретать также и универсальные знания. Эта задача не является исключительной только для студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки. Она общая для всех студентов, в первую очередь, неэкономических специальностей и направлений подготовки.

Однако, следует отметить, что для будущего педагога формирование себя как финансово грамотной личности имеет вспомогательные задачи. Вполне логичным является тот факт, что современный педагог должен быть финансово грамотен. Своим поведением, своими поступками он обязан стремиться доносить до учеников, студентов определенные правила разумного финансового поведения.

Педагог, преподаватель, учитель как традиционный носитель знаний и высоких норм социального поведения занимает особенное место в формировании финансовой грамотности. Так же, как и во многих других вопросах, от его мнения, поведения и решений во многом зависит становление мировоззрения его учеников в части приобретения навыков финансового поведения. Именно он, примером своего рационального поведения в мире финансов демонстрирует студентам стратегию правильного обращения с денежными и иными ресурсами. Кроме того, педагог должен выходить за рамки предметной области, преподаваемой им дисциплины; ему должны быть свойственны широкий кругозор и эрудиция. Это справедливо и по отношению к финансовой грамотности.

Добиться успехов в обучение студентов педагогической специализации основам финансовой грамотности можно только в случае использования и внедрения эффективных методов.

Первоосновой для формирования такого рода знаний и умений, безусловно, является изучение дисциплины «Финансовая грамотность». В рамках данной дисциплины следует проводить разного рода лекции, которые должны нести актуальную финансовую информацию, иметь системный логичный характер. Помимо лекций необходимо включение семинаров (проблемных, проектных, интерактивных) и практикумов, позволяющих четко отрабатывать те умения, которые изучались в рамках данной темы или же модуля, проводить контроль знаний, полученных в ходе лекций и самостоятельной подготовки. Полезным внедрением может стать проведение научно-практических конференций, олимпиад по финансовой грамотности и культуре, презентаций проектов, дающих студентам возможность проявить себя, продемонстрировать на практике полученные знания, рассмотреть проблемные темы и вопросы. Также правильным решением следует считать внедрение учебных игр, которые помогут внести разнообразие в образовательную практику и при необходимости замотивировать студентов на изучение той или иной темы.

Важным моментом в проведение подобных занятий является применение методики обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве предполагает работу студентов в группах, что в свою очередь способствует формированию навыков взаимодействия, координационных связей между членами группы, и как следствие, ускоренному и более эффективному процессу получения и формирования базовых знаний в сфере финансов.

Кроме изучения основ финансовой грамотности в рамках учебных дисциплин, следует применять и другие актуальные и современные методы. К таковым можно отнести получение специализированных знаний с помощью такой платформы обучения как электронный информационный ресурс (сайт). Это может быть уже существующий ресурс, доработанный с учетом предложенной специфики, или созданный с привлечением государственного финансирования новый портал. В целях составления статистики использования ресурсов такого сайта, и как следствие, оценки практической полезности данной программы, предполагается сделать регистрацию свободной, но требовать внесения общей информации о пользователе. Подобный информационный ресурс должен содержать актуальную, полезную и практически применимую информацию, которая будет понятна и интересна студентам, в частности студентам педагогической специализации.

Поскольку начальные базовые знания студентов в области финансов, в первую очередь, находят свое выражение в учете личных доходов и расходов, в планировании собственного бюджета, необходимо позаботиться о наличии программы и мобильного приложения для этих целей. Необходимо уделить должное внимание именно разработке бесплатного типа программы, которая должна быть проста, понятна и удобна по своей структуре, а также должна иметь возможность синхронизации мобильных устройств с персональным компьютером. Что же касается мобильных приложений, то они будут оснащены базовой информацией, современным и приятным интерфейсом. Их доступность будет гарантироваться возможностью скачать такого рода платформу в бесплатном магазине приложений на самых распространённых мобильных устройствах.

В период до завершения создания указанных интернет-ресурсов и иных информационных платформ, а также и в дополнение к ним, целесообразным является включение в процесс повышения финансовой грамотности студентов определённых коммерческих организаций. Хотелось бы отметить тот факт, что в экономических вузах довольно распространено проведение такими организациями различных тренингов, лекций, обучающих семинаров на безвозмездной основе. Предлагается заимствование данной успешной и эффективной практики и для студентов неэкономических специальностей, в частности для будущих педагогов.

Выводы. В заключении следует отметить, что представленные рассуждения позволяют сформулировать ряд выводов. Во-первых, хочется еще раз подчеркнуть исключительную важность повышения финансовой грамотности у студентов российских образовательных учреждений, в частности, у студентов педагогической специальности. Поскольку уровень финансовой культуры в нашей стране по-прежнему оставляет желать лучшего, данная проблема все еще не теряет своей актуальности и злободневности.

Во-вторых, отметим, что существует большое количество эффективных методов, применимых для разрешения вышеназванной проблемы. Основные из них были рассмотрены в рамках данной работы.

В целом, можно сказать, что указанные методики в долгосрочной перспективе будут способствовать повышению уровня финансовой грамотности среди студентов-будущих педагогов.

Литература:

1. Алексеенко, Е.В. Опыт формирования финансовой грамотности у студентов педагогических направлений подготовки / Е.В. Алексеенко, И.П. Геращенко // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - 13(4). URL: https://www.pp-mag.ru/jour/article/view/1487 (дата обращения 20.05.2022).

2. Винникова, И.С. Некоторые особенности применения методики обучения в сотрудничестве при изучении финансовой грамотности студентами вуза / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, С.В. Оленева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-4. - С. 72-76.

3. Воронов, А.А. Финансовая грамотность российских студентов / А.А. Воронов // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Социология. Политология. - 2010. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/finansovaya-gramotnost-rossiyskih-studentov (дата обращения: 21.05.2022).

4. Педагогическая концепция обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования. (Разработана Южным федеральным университетом и Институтом МФЦ в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»). Москва, Ростов-на-Дону. - 2017. - URL: https://vashifinancy.ru/materials/kontceptciia-obucheniia-studentov-pedagogicheskikh-spetcialnostei-metodike-prepodavaniia-kursov-finansovoi-gramotnosti/ (дата обращения 21.05.2022)

5. Рубцова, О.Л. Финансовая компетентность педагога как элемент формирования финансовой грамотности обучающегося / О.Л. Рубцова, И.А. Сычева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-kompetentnost-pedagoga-kak-element-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-obuchayuschegosya (дата обращения: 21.05.2022).

Педагогика

УДК 372.8

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Кокорин Александр Романович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ»

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются дискурсивные представления деятелей методической науки относительно применения в рамках образовательного процесса исследовательской деятельности студентов. Выделяются этапы и эффект организации исследовательской деятельности студентов в рамках учебной дисциплины «Основы теории статистики». Описаны основные педагогические методы и технологии, которые фигурируют при практической реализации данного направления образовательной деятельности.

Ключевые слова: основы теории статистики, исследовательская деятельность студентов, статистика, профессиональные компетенции, экономическая теория, проектная деятельность.

Annotation. This article discusses the discursive ideas of methodological scientists regarding the use of students' research activities within the framework of the educational process. The stages and the effect of organizing the research activities of students within the framework of the academic discipline "Fundamentals of the theory of statistics" are singled out. The main pedagogical methods and technologies that appear in the practical implementation of this area of educational activity are described.

Key words: fundamentals of the theory of statistics, research activities of students, statistics, professional competencies, economic theory, project activities.

Введение. В современных условиях развития общества всё большее значение приобретает тенденция к статистическому анализу причинно-следственных связей различных социальных явлений, которая проявляется, что особенно важно, не только со стороны представителей научно-исследовательского сообщества, но и со стороны населения как такового. Важно также отметить, что существующие на сегодняшний день условия профессиональной деятельности также выдвигают к работникам требования по владению на определенном уровне оперативно-функциональными приемами в отношении обработки информации в статистическом аспекте.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим основные теоретические аспекты статистики на основе современного научного дискурса. Так, А.В. Кириллов отмечает, что первоначальный смысл термина «статистика» трактовался как состояние государственного аппарата, выраженное в его специфических характеристиках. В подтверждение своей точки зрения, названный исследователь приводит положения из этимологии рассматриваемого термина. Так, лексическая единица «статистика» произошла от латинского «status». Данное слово в современном переводе на русский язык может трактоваться как «состояние дел», при этом отмечается, что оно является производной от латинской лексической единицы «stato» («государство»), образованной в ходе ряда внутрилингвистических словообразовательных процессов.

Однако в современном исследовательском дискурсе встречается три различных трактовки термина «статистика», кардинально отличающиеся от его первоначальной семантической парадигмы. Данный термин может рассматриваться как:

1. Самостоятельное ответвление практической деятельности, фигурирующее в работе государственного аппарата и образованных на его основе органов. В данном случае термин «статистика», фактически, приравнивается по своему значению к понятию «статистический учет», поскольку данного рода государственные органы выполняют операции по сбору, обработке информации об определенных социально-экономических и политических явлениях, а также формируют результативную картину, используемую в дальнейшем для модернизации внутренней либо внешней политики.

2. Одна из отраслей экономической науки. В данном случае статистика рассматривается как основа всей экономики, поскольку на ее основе строятся все остальные виды реализуемых в ее рамках операций. Данная трактовка также рассматривает статистику как самостоятельную учебную дисциплину в соответствующих заведениях.

3. Система показателей, определяющих характерные особенности того или иного общественного явления. Данная трактовка применима по отношению к статистике в так называемом узком смысле слова.

В широком же смысле слова названный исследователь трактует термин «статистика» как отрасль социологической классификационной группы наук, целью которой является сбор, обработка и анализ характеристик того или иного явления с формированием в дальнейшем общей его результативной картины. При этом статистика оперирует показателями количественного выражения, то есть опирается на конкретные данные относительно того или иного явления и не может заниматься анализом его абстрактных понятийных категорий [5].

В настоящей статье под основами теории статистики понимается самостоятельная учебная дисциплина, изучение которой предусмотрено рамками модульного состава той или иной специализации в высших учебных заведениях. При этом изучение данной дисциплины, подобно любой другой, предусматривает не только овладение студентами теоретической базой того или иного понятия, но и решение практических задач, предусмотренных используемым для проектирования образовательного процесса учебно-методическим комплексом либо непосредственно составляемых преподавательским составом с опорой на актуальные теоретические положения методической науки.

Для организации этапа теоретического освоения требуемого объема информации относительно основ теории статистики, как правило, на современном этапе развития высшего образования, преподавателями применяются различные методические приемы и средства обучения (образовательные ресурсы). В их число могут входить [6]:

- носители теоретической информации бумажного формата;

- электронные информационные ресурсы (учебные пособия в электронной форме представления, веб-порталы электронного обучения и т.п.);

- мультимедийные презентации и т.п.

Говоря же о практическом аспекте освоения названной учебной дисциплины, можно отметить, что преподавателями применяются различного рода упражнения, задания в тестовой либо развернутой форме требуемого ответа, устные опросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.