специальностей было предложено рассмотреть дисциплину по четырем различным блокам. Для каждого блока были предложены различные информационные источники, которые преподаватель может рекомендовать в качестве самостоятельного ознакомления, при формирование самостоятельных работ и практических занятий. Информационные источники являются официальными, что позволяет студентам получить объективные знания. Использование данных источников позволяет студентам неэкономических специальностей в дальнейшей жизни, после окончания учебного заведения. Формирование эффективной информационно среды позволит студентам не только повысить уровень финансовой грамотности, но и получить обширные знания в области финансов и кредита.
Литература:
1. Васюкова, М.В. Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки / М.В. Васюкова, Т.Ю. Степанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2018. - №2 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ekonomicheskih-kompetentsiy-u-studentov-neekonomicheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 13.04.2022).
2. Винникова, И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» / И.С. Винникова // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. -2017. - С. 216-220.
3. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37.
4. Гущин, И.И. Информационная образовательная среда как эффективная система воспитания мультикультурного образования / И.И. Гущин, Е.А. Федорова // European Social Science Journal. - 2013. - № 10-2 (37). - С. 61-64.
5. Козловская, В.Г. Использование передовых информационных технологий (LMS) для создания эффективной образовательной среды / В.Г. Козловская, В.В. Охотницкая // Мир современной науки. - 2013. - № 1 (16). - С. 41-43.
6. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11.
7. Лейбовский, М.А. Информационные технологии - от рождения через всю жизнь / М.А. Лейбовский // Цивилизация знаний: российские реалии: материалы XVII Международной конференции. - М.: РосНОУ, 2016. - 47 с.
8. Ликсина, Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды / Е.В. Ликсина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 164-167.
9. Николаев, М.В. Использование информационных ресурсов для эффективного управления образовательными организациями / М.В. Николаев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЁЖИ
Аннотация. В данной статье рассматривается применение цифровых технологий для изучения и повышения финансовой грамотности среди молодежи. Были раскрыты основные понятия цифровых технологий, финансовой грамотности и ее актуализация в современных условиях. Так же в статье был проведен анализ основных финансовых франчайзинговых мошенничеств и выявлены приложения, программы и курсы, которые разработаны для формирования финансовой грамотности. Кроме того, была раскрыта основная суть государственных программ, для повышения уровня финансовой грамотности в России, что позволяет говорить о том, что данная проблема является актуальной. Целью исследования является анализ цифровых технологий, которые можно использовать для повышения финансовой грамотности.
Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, цифровизация, финансовая грамотность, финансовые пирамиды, франчайзинговое мошенничество, управление личными финансами.
Annotation. This article discusses the use of digital technologies to study and improve financial literacy among young people. The basic concepts of digital technologies, financial literacy and its actualization in modern conditions were revealed. The article also analyzed the main financial franchise frauds and identified applications, programs and courses that are designed to form financial literacy. In addition, the main essence of state programs was revealed to increase the level of financial literacy in Russia, which allows us to say that this problem is relevant. The purpose of the study is to analyze digital technologies that can be used to improve financial literacy.
Key words: digital technologies in education, digitalization, financial literacy, pyramid schemes, franchise fraud, personal finance management.
Введение. Для получения новых знаний и информации еще несколько десятков лет назад, люди пользовались книгами, газетами, активно общались друг с другом. В настоящее время развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей и позволяет решать множество разноплановых задач в кратчайшие сроки, в частности, получение нового знания. Информационные технологии и системы проникли во все сферы жизни человека и активно применяются в производстве, бизнесе, образовании, медицине, искусстве, развлечениях и многих других [4].
Под цифровыми технологиями понимаются устройства, созданные с помощью вычислительной техники и имеющие свое программное обеспечение. Цифровизация, в целом, приучает к самостоятельности, избавляет от бумажной волокиты, упрощает работу педагога.
Применение цифровых технологий в сфере образования, в первую очередь, диктуется политикой нашей страны в этой сфере, а процесс цифровизации является одним из принципов, который должен применяться в современном российском образовании. Использование цифровых технологий в процессе повышения финансовой грамотности является одним из актуальных вопросов в настоящее время. Именно с помощью цифровых технологий осуществляется наиболее эффективное развитие финансовой грамотности молодёжи.
Целью данной статьи является анализ цифровых технологий, позволяющих повысить уровень финансовой грамотности молодежи.
Изложение основного материала статьи. Финансовая грамотность - это совокупность знаний и навыков в области финансов, ведущих к повышению благосостояния посредством правильной оценки ситуации на рынке банковских и страховых услуг. Благодаря финансовой грамотности человек способен принимать разумные финансовые решения по управлению доходами и расходами [10].
Уже в конце 20 века в развитых странах мира начали подниматься вопросы повышения финансовой грамотности населения, затем в начале 21 века эти вопросы стали актуальными и в России. Сейчас, задача повышения финансовой грамотности молодежи является приоритетной, так как уровень финансовой грамотности сказывается не только на благосостояние конкретного человека, но и на само государство в целом, а именно на его население [9].
Так, если большинство населения не способно грамотно следить за формированием своих доходов и расходов, неизбежно возникает кредиторская задолженность. Также вследствие низкого уровня финансовой грамотности происходит рост финансовых пирамид и «процветание» мошенничества [3]. Всё это, в огромных масштабах, влечет за собой последствия, которые негативно сказываются на экономике страны [10].
В настоящий момент, проблема роста финансовых пирамид является достаточно острой, прослеживается динамика увеличения их количества. По данным Центробанка РФ на 2020 год количество финансовых пирамид составило 222, а в 2021 году их количество увеличилось до 871 [1]. Большинство пирамид являются нелегальными и работают по принципу привлечения людей на финансовый рынок и оказания им «помощи» в инвестировании. Примерно 80% финансовых пирамид реализовывают свою деятельность в интернете, именно поэтому они так быстро приобретают популярность среди населения (Рис. 1).
Рисунок 1. Субъекты с признаками финансовой пирамиды по данным Банка России в 2021 году [1]
Помимо этого, организаторы финансовых пирамид для распространения своих услуг обращаются за рекламой к известным блогерам и используют в качестве привлечения клиентов популярные названия российских и зарубежных брендов. Граждане, плохо разбирающиеся в вопросах инвестирования, могут не задумываясь вложить свои средства в мошенническую финансовую пирамиду, увидев в приложении логотип какой-либо популярной фирмы. Такая схема является достаточно распространенной, так как она сразу же вызывает доверие вкладчиков.
В 2021 году Банком России был выявлен новый вид финансовых пирамид, который представлен игровым приложением. Такой тип финансовой пирамиды стал моментально популярным, так как доступен каждому и является максимально простыми в использовании. Пользователь приложения должен вступить проект и купить какой-либо виртуальный продукт, приносящий доход. Кроме этого, пользователю необходимо постоянно привлекать в приложение своих друзей и знакомых, иначе проект будет приостановлен. Такая «игра» построена по принципу сетевого маркетинга, как и в обычных финансовых пирамидах.
Всего, субъектов с признаками нелегальной деятельности по данным Банка России на 2021 год составляет 2679, по сравнению с 2020 годом - 1549 (Табл. 1) [1]. Рост данных показателей доказывает необходимость повышенного значения изучения вопросов финансовой грамотности в современном мире.
Таблица 1
Анализ количества субъектов с признаками нелегальной деятельности в 2020-2021 году
Субъект 2020 г. 2021 г. Изменение, %
Финансовые пирамиды 222 871 292, 3
Нелегальные кредиторы 821 948 15,5
Нелегальные профессиональные участники рынка ценных бумаг 395 860 117,7
Иное 111 - -
Всего 1549 2679 72,9
Можно выделить следующие причины, вследствие которых сложилась такая ситуация:
1. Низкая финансовая грамотность населения.
2. Упущение возможности законодательства вовремя ликвидировать работу нелегальных субъектов [6, С. 213].
Одним из способов решения описанных проблем, которые возникли на финансовом рынке в России, может стать
создание различных программ и курсов по повышению финансовой грамотности населения.
В настоящий момент реализуется проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В рамках данного проекта создаются специальные программы повышения компетенций педагогов, с целью внедрения в образование цифровых методов обучения. Потребность использования новых методов обучения обусловлена тем, что система образования претерпевает определенные изменения, связанные с развитием всех сфер человеческой деятельности. Вследствие этого, некоторые методы обучения становятся неактуальными и не приносят ожидаемого результата.
Проект Минфина является продолжением предыдущей программы под названием «Создание и методика курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». Если первая программа являлась базовым пособием, то новый проект содержит более конкретные рекомендации по преподаванию финансовой грамотности и доступна только тем педагогам, которые уже имеют достаточный уровень знаний в области финансовой грамотности. Проект в большей степени нацелен на формирование финансовой грамотности у молодежи, а также взрослого населения, которые имеют низкий или средний уровень доходов.
К задачам проекта относятся:
1. Реализация среднесрочной национальной стратегии по повышению финансовой грамотности жителей Российской Федерации, исходя из оценки текущего уровня финансовой грамотности населения.
2. Разработка эффективных механизмов осуществления программы на федеральном и региональном уровне в сотрудничестве с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями, а также специалистами финансового сектора.
3. Подготовить необходимое количество кадров для реализации повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровне.
4. Создание, апробирование и внедрение образовательных программ по повышению финансовой грамотности школьников, студентов и взрослых, применяя различные институты образования (формальные и неформальные).
5. Разработка информационной базы в области финансов и её популяризация.
6. Поддержание на конкурсной основе инициатив «снизу», которые заинтересованы в области повышения финансовой грамотности.
7. Осуществление защиты прав потребителей финансового сектора за счет потенциала государственного управления и негосударственного сектора.
8. Организация проверки уровня финансовой грамотности жителей РФ.
В соответствии с тем, что повышение финансовый грамотности среди молодежи носит государственный характер, можно увидеть большое количество цифровых образовательных программ, направленных на решение данной проблемы.
Одной из популярных платформ для размещения курсов является МООК - массовый открытый онлайн-курс, который открыт в дистанционном формате. Тут можно увидеть как бесплатные программы, так и платные. На данный момент на платформе размещено 1988 курсов. Одним из популярных направлений для обучающихся является менеджмент и аналитика, куда входят курсы по повышению финансовой грамотности не только для студентов, но и для школьников [2].
Создателями данных курсов являются такие известные онлайн школы, как нетология и FOXFORD. Кроме базового уровня, данные школы предлагают программы повышенного уровня, с помощью которых можно изучить весь курс финансовой грамотности всего за 90 дней.
Кроме того на базе МООК ведут свою учебную деятельность многие ВУЗы в том числе НГПУ им. К.Минина. Преподаватели университетов так же могут создавать открытые онлайн-курсы в том числе и по повышению финансовой грамотности, которыми смогут воспользоваться не только студенты данных ВУЗов, но и абитуриенты, школьники и их родители.
Курсы МООКа созданы на платформе Stepik, которая в свою очередь так же является платформой для обучения, на которой можно найти большое количество курсов по финансовой грамотности. Преимуществом данной платформы является то, что любой зарегистрированный пользователь может создать свой курс или видео-урок, а модераторы платформы проверят его на достоверность и правильность информации, что почти полностью исключает наличие недостоверной информации и плагиата чужого материала [6]. Кроме того, курсы на данной платформе предполагают возможность наличия форума, где обучающиеся могут общаться между собой и задавать вопросы составителю курса или преподавателю нужной отрасли изучения. К одним из самых популярных курсов на данной платформе по финансовой грамотности можно отнести: управление личными финансами; основы финансовой грамотности; финансовая грамотность для НКО; азбука финансов и др. Авторами данных курсов являются как педагоги (например, Наталья Ющик, автор курса «Финансовая грамотность»), так и бизнесмены, работающие в данной сфере (Алексей Леонтьев, автор курса «Управление личными финансами»), а так же образовательные организации и платформы, созданные для обеспечения повышения квалификации сотрудников (Кухня НКО, автор курсов «Финансовая грамотность для НКО»).
Постоянное развитие цифровых технологий, дает возможность обучаться не только дома, в образовательном учреждении или на работе. Они так же позволяют делать это и в дороге, не имея возможности находиться у ПК. Для этого происходит включение в образовательный процесс таких цифровых технологий, как телефон или планшет. Для этого были созданы приложения, которые позволяют быстро изучить материал по финансовой грамотности, в том числе и в игровой форме. К таким приложениям можно отнести:
1. Финансовая грамотность и история.
2. Финзнайка.
3. Финсовет.
4. Финансовое просвещение и др.
Основным преимуществом данных приложений является то, что они представлены не как онлайн-курсы, а конкретно как программы, целью которых является повышение уровня финансовой грамотности среди населения. Стоит отметить, что данные программы бесплатны, но требуют персональной установки на каждое устройство. Позиционирование некоторых приложений из списка, как игр, позволяет преподносить понятную и доступную информацию для школьников, тем самым стимулируя интерес к финансовой сфере общества [8].
Выводы. Финансовая грамотность является одной из важнейших составляющих, которая играет огромную роль в становлении образованного и финансово грамотного человека. Частичный перенос процесса обучения в цифровую среду, дает возможность бесплатного обучения и получения дополнительных навыков. Изучение материала с помощью цифровых
технологий, позволяет сделать процесс обучения быстрым, интересным и максимально практичным. Повышение уровня финансовой грамотности молодежи с помощью цифровых технологий, способствуют не только ее повышению у всех участников процесса обучения, но и дальнейшую заинтересованность в вопросах изучения и развития финансовой и экономической сфер. Но стоит отметить, что во время разработки данных курсов и программ, необходимо учитывать возрастные особенности аудитории, для которой создается программа. Это позволит максимально быстро развить навыки финансовой грамотности у обучающихся и даст возможность применять их на практике, что способствует развитию возможности принятия самостоятельных финансовых решений молодежи [5].
Литература:
1. Банк России: сайт. - Москва, 2021. - URL: http://cbr.ru/analytics/inside/2021// (дата обращения: 18.04.2022).
2. Винникова, И.С. Особенности применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности / И.С. Винникова, Ю.О. Полякова, Д.А. Леонтьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-4. - С. 64-68.
3. Голованенко, М.Е. Интернет мошенничество: финансовые пирамиды / М.Е. Голованенко, А.Е. Григорьева // StudNet. - 2020. - №12.
4. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - №1.
5. Лаврентьев, В.А. Совершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи / В.А. Лаврентьев, Л.В. Лаврентьева, А.И. Курылев // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-2. - С. 149-152.
6. Мальцева, С.М. Финансовые пирамиды: современное состояние и способы борьбы / С.М. Мальцева, Е.С. Балашова, Е.А. Ершова, В.М. Корнусова // АНИ: экономика и управление. - 2021. - №1 (34).
7. Медведь, И.В. К вопросу о финансовой грамотности школьников / И.В. Медведь // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-4.
8. Попова, Е.М. Финансовая грамотность в эпоху цифровизации: новые возможности и вызовы / Е.М. Попова, Т.В. Никитина // Финансы и управление. - 2021. - №4.
9. Сенченков, Н.П. К вопросу о трактовке понятия "финансовая грамотность" / Н.П. Сенченков, А.Н. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - №3 (102).
10. Судакова, А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование / А.Е. Судакова // Финансы и кредит. - 2017. - №26 (746).
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ФИНАНСОВОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы применения искусственного интеллекта в финансовом образовании студентов неэкономических специальностей. В частности, затрагиваются общие теоретические положения, связанные с внедрением искусственного интеллекта в практику образования, актуализируются функции и особенности течения данных процессов. Кроме того, обобщаются основные особенности обучения студентов неэкономических специальностей в разрезе дисциплин экономического и финансового цикла, а также приводятся характерные направления совершенствования практики образовательных процессов за счет использования искусственного интеллекта. Так, в результате проведенного теоретического анализа, авторами были выявлены основные направления внедрения искусственного интеллекта, а также сформированы концептуально-прогностические пути совершенствования дальнейшей практики образования в сторону полной автономизации и автоматизации педагогических систем.
Ключевые слова: искусственный интеллект, финансовое образование, обучение, дистанционное образование, современные технологии образования, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация.
Annotation. In this article, the authors consider the issues of using artificial intelligence in the financial education of students of non-economic specialties. In particular, the general theoretical provisions related to the introduction of artificial intelligence into the practice of education are touched upon, the functions and features of the flow of these processes are updated. In addition, the main features of teaching students of non-economic specialties in the context of the disciplines of the economic and financial cycle are touched upon, as well as characteristic directions for improving the practice of educational processes through the use of artificial intelligence. Thus, as a result of the theoretical analysis, the authors identified the main directions for the introduction of artificial intelligence, as well as formed conceptual and prognostic ways to improve the further practice of education towards complete autonomy and automation of pedagogical systems.
Key words: artificial intelligence, financial education, training, distance education, modern education technologies, information and communication technologies, digitalization.
Введение. На современном этапе вопросы активного реформирования и сопутствующего развития образования выступают в качестве одних из наиболее актуальных. Так, подчеркивая значимость современных достижений научно-технического прогресса, влияния цифровизации и диджитализации на образование, необходимо заметить, что текущие реформы изменяют собственный вектор на автоматизацию и реорганизацию образовательной деятельности посредством внедрения ряда функциональных механизмов и системных решений. Говоря про достижение максимальных результатов в сфере образования с применением инновационных технологий обучения, можно выделить такое концептуальное направление как массовое внедрение искусственного интеллекта в практику преподавания отдельных учебных дисциплин,