Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СТУДЕНТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСЫ / КРЕДИТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

В данной статье рассматриваются информационные источники для усвоения студентами, неэкономических специальностей дисциплины «Финансы и кредит». Раскрыта актуальность выбранной темы. Изучение дисциплины «Финансы и кредит» разделено на блоки. Для каждого блока предложено формирование эффективной информационной среды, на основе официальных данных. Каждый источник информации распределен в рамках изучения определенного блока. Выделены основные материалы при формировании практических занятий и самостоятельных работ студентов. Приведены ожидаемые результаты при использовании официальных источников информации для студентов неэкономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN EFFECTIVE INFORMATION ENVIRONMENT WHEN STUDYING THE DISCIPLINE «FINANCE AND CREDIT» BY STUDENTS OF NON-ECONOMIC SPECIALTIES

This article discusses information sources for the assimilation by students of non-economic specialties of the discipline "Finance and Credit". The relevance of the chosen topic is revealed. The study of the discipline "Finance and Credit" is divided into blocks. The formation of an effective information environment based on official data is proposed for each block. Each source of information is distributed within the study of a specific block. The main materials for the formation of practical classes and independent work of students are highlighted. The expected results are given when using official sources of information for students of non-economic specialties.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются информационные источники для усвоения студентами, неэкономических специальностей дисциплины «Финансы и кредит». Раскрыта актуальность выбранной темы. Изучение дисциплины «Финансы и кредит» разделено на блоки. Для каждого блока предложено формирование эффективной информационной среды, на основе официальных данных. Каждый источник информации распределен в рамках изучения определенного блока. Выделены основные материалы при формировании практических занятий и самостоятельных работ студентов. Приведены ожидаемые результаты при использовании официальных источников информации для студентов неэкономических специальностей.

Ключевые слова: информационная среда, студенты, направления подготовки, источники информации, денежное обращение, инвестиции, финансы, кредит, нормативно-правовое обеспечение.

Annotation. This article discusses information sources for the assimilation by students of non-economic specialties of the discipline "Finance and Credit". The relevance of the chosen topic is revealed. The study of the discipline "Finance and Credit" is divided into blocks. The formation of an effective information environment based on official data is proposed for each block. Each source of information is distributed within the study of a specific block. The main materials for the formation of practical classes and independent work of students are highlighted. The expected results are given when using official sources of information for students of non-economic specialties.

Key words: information environment, students, areas of training, sources of information, money circulation, investments, finance, credit, regulatory support.

Введение. В настоящее время на территории Российской Федерации происходит реформация системы образования. Повышение объема самостоятельной работы, уменьшение объема лекционных занятий и повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий повлияли на структуру проведения занятий. Главной задачей преподавателя становится направление студентов в собственном обучении и самосовершенствовании.

Самосовершенствование студентов и дальнейшее их развитие в будущей практической деятельности невозможно без прохождения дисциплины «Финансы и кредит» вне зависимости от направления подготовки. Проблема низкого уровня знаний в области финансов и кредита обострилась в начале 1990-х гг. На современном этапе развития большая часть населения не читает кредитный договор, не разбирается в инвестировании, недостаточно осведомлены в области страхования. В последние годы наблюдается повышение интереса к финансовой грамотности населения. Для студентов неэкономических специальностей повышения уровня финансовой грамотности недостаточно. Дисциплина «Финансы и кредит» позволяет студентам не только повысить уровень финансовой грамотности, но и иметь представления о денежном обращении, инвестициях, финансах организации и государственных финансах. Получение знаний в области финансов и кредита у студентов неэкономических специальностей невозможно без формирования эффективной информационной среды.

Изложение основного материала статьи. Изучение дисциплины «Финансы и кредит» для студентов неэкономических специальностей можно разделить на четыре блока:

1. Денежное обращение;

2. Инвестиции;

3. Финансы;

4. Кредит.

Освоение блока «Денежное обращение» подразумевает получение студентами знаний в области истории возникновения и развития денежных средств, изучения понятия, видов и функций денег, изучения структуры и типов денежной системы, а также изучение видов денежных реформ.

Освоение блока «Инвестиции» подразумевает получение студентами знаний способов инвестирования, их особенностей, преимуществ и недостатков.

Освоение блока «Финансы» подразумевает овладение студентами понятий: финансы, финансовой системы, финансового рынка; изучение финансовой системы, функций финансов, видов финансовых рынков; изучение студентами финансовой политики и ее особенностей; изучение основных звеньев государственных финансов; знания в области финансов организации, финансового контроля, налогообложения и страхования.

Освоение блока «Кредит» подразумевает получение студентами знаний в области банковской системы, денежно-кредитной политики, валютного рынка и особенностей банковского кредита.

Для освоения дисциплины «Финансы и кредит» формируется эффективная информационная среда, основу которой составляют официальные источники информации. Основными источниками могут стать официальный сайт Банка России при изучении блока «Денежное обращение»; информационно-просветительский ресурс «Финкульт» при изучении блоков «Инвестиции» и «Кредит»; официальный сайт «За честный бизнес», Налоговой службы и Министерства Финансов при изучении блока «Финансы».

Банк России регулярно занимается просветительской деятельностью населения. Согласно расписанию онлайн-встреч студенты могут пообщаться с представителями Банка России и посетить лекцию по денежному обращению в стране.

После приостановления работы на территории Российской Федерации сервисов мобильных платежей Apple Pay и Google Pay население страны в поиске иных способов оплаты, таких как банковская карта и наличные денежные средства. Студентам всегда был интересен вопрос сохранения и приумножения собственных денежных средств, их безопасности. С момента появления первых монет появились первые фальшивомонетчики. В настоящее время подделка монет заменилась

банкнотами. На официальном сайте Банка России существует раздел наличного денежного обращения. В данном разделе представлены все банкноты в обращении. Студенты могут ознакомиться с признаками подлинности банкнот. Если занятие проходит в дистанционном формате студенты могут проверить свои денежные средства, и научиться различать поддельные денежные средства от настоящих. Занятие будет интересно студентам, как среднего профессионального образования, так и высшего.

В разделе наличного денежного обращения официального сайта Банка России имеются видеоматериалы. Студенты могут самостоятельно их просмотреть и познакомится с признаками платежеспособности, правилами обмена банкнот, модификациями банкнот, а также узнать в каких случаях и где можно заменить банкноты.

Информационно-просветительский ресурс Финкульт является проектом Банка России. Он включает в себя различные лекции, видеоматериалы, калькуляторы, статьи и тестирования. После изучения банкнот на сайте Банка России студенты могут пройти Космический детектив, который включает в себя расследование подлинности банкнот. После его прохождения и мониторинга данных можно проверить недочеты в овладении материала и разобрать ошибки.

Перед изучением блока «Инвестиции» можно определить уровень подготовки студентов с помощью прохождения тестирования «Готовы ли вы инвестировать на бирже» на сайте Финкульт. После его прохождения преподаватель в качестве информационных источников предлагает студентам ознакомиться с различными видами инвестирования. На сайте посвящена отдельная лекция по каждому виду. Информационный источник предоставляет информацию простыми словами. Источник будет доступен и понятен студентам, неэкономических специальностей, вне зависимости от уровня их финансовой грамотности. Студенты изучат не только различные способы инвестирования, но и узнают, что такое фондовая биржа и как она устроена.

Формирование информационной среды при изучении блока «Инвестиции» является важной задачей преподавателя. Большинство населения страны не знают способов инвестирования. Основная часть знакома только с банковским вкладом. В последние годы увеличиваются случаи мошенничества, связанные с инвестициями, особенно в интернет-ресурсах. Молодые люди отдают последние денежные средства мошенникам в надежде приумножить свой капитал. Нелегальные финансовые организации обманом привлекают денежные средства населения, обещая большие проценты. Многие студенты по незнанию покупают валюты и иные инструменты на бирже в надежде разбогатеть. По незнанию такие операции приводят к потери денежных средств. Задача преподавателя дисциплины «Финансы и кредит» не допустить случаев мошенничества и научить студентов разбираться в способах инвестирования. С помощью информационно-просветительского ресурса можно познакомить студентов с преимуществами и недостатками всех видов инвестирования и повысить финансовую грамотность студентов.

Существуют различные интернет-платформы бирж. Студенты могут скачать мобильное приложение и в учебном формате попробовать себя на бирже. Учебный формат позволяет с определенным лимитов несуществующих денежных средств совершать сделки купли-продажи валюты, акций и иных финансовых инструментов. Студенты на реальном примере могут ознакомиться с устройством биржи, ее графиков и попробовать принять решения. С помощью данного способа студент может оценить свои возможности и научиться рационально использовать денежные средства.

При изучении дисциплины «Финансы и кредит» самым большим и разнообразным блоком является блок «Финансы». Нормативно-правовым информационным источником в области финансов может стать система Гарант, которая в бесплатном доступе публикует основные нормативные источники. Студент неэкономической специальности, освоивший дисциплину «Финансы и кредит», это не только человек, развирающийся в вопросах финансов, кредита, страхования, инвестирования и денежного обращения, но и законопослушный гражданин Российской Федерации. Нормативно-правовой источник Гарант может служить правовой основой при изучении порядка формирования федеральных средств бюджета, средств бюджета регионов и местного бюджета. Студенты также могут ознакомиться с Налоговым кодексом Российской Федерации, правилами, размерами и порядком налогообложения; узнать о видах обязательного страхования, нюансах в сфере добровольного страхования; познакомится с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», порядке функционировании биржи, узнать кто такой брокер, дилер; ознакомится с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», узнать про АСВ и многое другое. Сайт также предоставляет статьи по разъяснению, принимаемых законов. Система Гарант является опорой при изучении нормативного подхода в рамках дисциплины.

Официальный сайт Министерства финансов России является не только нормативным источником в области финансов, но также включает новостной форум. Студенты могут ознакомиться с последними изменениями в области финансов на территории Российской Федерации. Сайт также предоставляет статистические данные, которые можно использовать при разработке практических заданий. Например, использование данных государственного бюджета России при расчете состояния и оценки бюджета страны.

Официальный сайт Налоговой службы включает в себя основную нормативно-правовую документацию в области налогообложения, последние изменения законодательства. Студенты могут узнать порядок начисления и уплаты налогов и сборов, а также ознакомится с федеральными фондами России. Студенты на основании данных Налогового кодекса могут решать практические задания по расчёту отчислений в ПФР, ФСС, ФМС. Знания в области налогообложения будут полезны студентам при дальнейшем трудоустройстве. Студенты, как будущие работники и налогоплательщики, ознакомятся со своими правами и обязанностями в сфере налогообложения.

Официальный сайт «За честный бизнес» позволяет получить знания в области финансов организации, проверить данные по контрагенту. На основании данных бухгалтерской отчетности студенты могут научиться оценивать финансовое состояние организации, бухгалтерскую отчетность можно использовать при формировании практических заданий. Студенты неэкономических специальностей научатся рассчитывать коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости, которые в дальнейшем помогут при выборе будущего места работы.

Для освоения студентами блока «Кредит» преподаватели также могут использовать информационно-просветительский ресурс «Финкульт». Сайт позволяет изучить банковский кредит. Студенты могут воспользоваться калькулятором расчета кредитной нагрузки, который в дальнейшем позволит оценить собственную кредитную нагрузку.

Информационно-просветительский ресурс может использоваться при формировании практических занятий студентов. Студенты неэкономических специальностей, как будущие заемщики могут ознакомиться с видами платежей:

1. Аннуитетным;

2. Дифференцированным.

На сновании лекций студенты могут самостоятельно рассчитать способы платежей и на сновании данных расчета выделить их основные преимущества и недостатки.

Студенты в рамках изучения банковского кредита могут изучить вопросы инфляции в стране. Различать инфляцию и дефляцию, изучат роль нормальной инфляции на жизнь населения и бизнеса.

Выводы. Таким образом, авторами работы было рассмотрено формирование информационной среды при изучении дисциплины «Финансы и кредит» для студентов неэкономических специальностей. Для студентов неэкономических

специальностей было предложено рассмотреть дисциплину по четырем различным блокам. Для каждого блока были предложены различные информационные источники, которые преподаватель может рекомендовать в качестве самостоятельного ознакомления, при формирование самостоятельных работ и практических занятий. Информационные источники являются официальными, что позволяет студентам получить объективные знания. Использование данных источников позволяет студентам неэкономических специальностей в дальнейшей жизни, после окончания учебного заведения. Формирование эффективной информационно среды позволит студентам не только повысить уровень финансовой грамотности, но и получить обширные знания в области финансов и кредита.

Литература:

1. Васюкова, М.В. Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки / М.В. Васюкова, Т.Ю. Степанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2018. - №2 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ekonomicheskih-kompetentsiy-u-studentov-neekonomicheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 13.04.2022).

2. Винникова, И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» / И.С. Винникова // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. -2017. - С. 216-220.

3. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37.

4. Гущин, И.И. Информационная образовательная среда как эффективная система воспитания мультикультурного образования / И.И. Гущин, Е.А. Федорова // European Social Science Journal. - 2013. - № 10-2 (37). - С. 61-64.

5. Козловская, В.Г. Использование передовых информационных технологий (LMS) для создания эффективной образовательной среды / В.Г. Козловская, В.В. Охотницкая // Мир современной науки. - 2013. - № 1 (16). - С. 41-43.

6. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11.

7. Лейбовский, М.А. Информационные технологии - от рождения через всю жизнь / М.А. Лейбовский // Цивилизация знаний: российские реалии: материалы XVII Международной конференции. - М.: РосНОУ, 2016. - 47 с.

8. Ликсина, Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды / Е.В. Ликсина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 164-167.

9. Николаев, М.В. Использование информационных ресурсов для эффективного управления образовательными организациями / М.В. Николаев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 4. - С. 62-64.

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение цифровых технологий для изучения и повышения финансовой грамотности среди молодежи. Были раскрыты основные понятия цифровых технологий, финансовой грамотности и ее актуализация в современных условиях. Так же в статье был проведен анализ основных финансовых франчайзинговых мошенничеств и выявлены приложения, программы и курсы, которые разработаны для формирования финансовой грамотности. Кроме того, была раскрыта основная суть государственных программ, для повышения уровня финансовой грамотности в России, что позволяет говорить о том, что данная проблема является актуальной. Целью исследования является анализ цифровых технологий, которые можно использовать для повышения финансовой грамотности.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, цифровизация, финансовая грамотность, финансовые пирамиды, франчайзинговое мошенничество, управление личными финансами.

Annotation. This article discusses the use of digital technologies to study and improve financial literacy among young people. The basic concepts of digital technologies, financial literacy and its actualization in modern conditions were revealed. The article also analyzed the main financial franchise frauds and identified applications, programs and courses that are designed to form financial literacy. In addition, the main essence of state programs was revealed to increase the level of financial literacy in Russia, which allows us to say that this problem is relevant. The purpose of the study is to analyze digital technologies that can be used to improve financial literacy.

Key words: digital technologies in education, digitalization, financial literacy, pyramid schemes, franchise fraud, personal finance management.

Введение. Для получения новых знаний и информации еще несколько десятков лет назад, люди пользовались книгами, газетами, активно общались друг с другом. В настоящее время развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей и позволяет решать множество разноплановых задач в кратчайшие сроки, в частности, получение нового знания. Информационные технологии и системы проникли во все сферы жизни человека и активно применяются в производстве, бизнесе, образовании, медицине, искусстве, развлечениях и многих других [4].

Под цифровыми технологиями понимаются устройства, созданные с помощью вычислительной техники и имеющие свое программное обеспечение. Цифровизация, в целом, приучает к самостоятельности, избавляет от бумажной волокиты, упрощает работу педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.