рефлексивно-деятельностных, исследовательских методов трансляции ценностного знания и обучения миролюбию. Примером эпизодов толерантности могут стать периодические включения в изучаемый теоретический материал кратких сведений о народной педагогике, о специфике некоторых религиозных требований, биографий известных педагогов и т.д. Внедрение эпизодов толерантности предполагает целенаправленное создание условий для развития терпимости к инакомыслию, умения понять другого, осознания норм собственного поведения, устойчивости к межэтническим конфликтам.
4. Формирование у студентов педагогических специальностей компетентности области формирования межэтнической толерантности у школьников в образовательном процессе. Основными направлениями нашей работы по реализации данного педагогического условия являлись ознакомление будущих педагогов с теоретическими представлениями о межэтнической толерантности, её роли и месте в системе общечеловеческих ценностей, а также развитие умений и навыков формирования межэтнической толерантности школьников на основе учебно-воспитательных средств, методов и приемов. Реализация четвертого педагогического условия производилась авторским коллективом не только на лекционных и семинарских занятиях, но и во время прохождения студентами педагогической практики в учебных заведениях и предусматривало их работу в качестве учителя, классного руководителя и тьютора.
Эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие межэтнической толерантности будущих педагогов, была подтверждена в результате опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение 2018-2022 гг. В эксперименте принимали участие 120 студентов 1 - 4 курсов педагогических специальностей.
Выводы. В процессе проведенной опытно-экспериментальной работы нами были получены следующие результаты:
1. Уточнено содержания понятия «межэтническая толерантность» и систематизированы ее критерии и показатели.
2. Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий развитие межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей.
3. Подобраны, систематизированы и апробированы методики, позволяющие педагогам развивать межэтническую толерантность учащихся в образовательном процессе школы.
4. Исследование таких личностных качеств студентов педагогических специальностей, как критичность и гибкость мышления, устойчивость к неопределенности, а также определение уровня развития их межэтнической толерантности на основании разработанной нами анкеты, показало, что если формирование межэтнической толерантности студентов не вести целенаправленно, то оно происходит стихийно и не может быть достаточным (у большинства будущих педагогов наблюдается низкий и средний уровень развития межэтнической толерантности). В экспериментальных группах показатели развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей выросли в среднем на 26%.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассмотренной проблемы. Дальнейшая её разработка может быть продолжена в направлении поиска новых средств развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей, как в учебном процессе университета, так и во внеучебной деятельности.
Литература:
1. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4. - С. 91-97.
2. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М. - 1999.
Педагогика
УДК 37.013.31
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Величко Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования Шутова Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования гибких компетенций обучающихся в процессе художественно-эстетического образования. На основании анализа научной литературы дается характеристика понятий: «компетенция», «гибкие компетенции», «гибкие навыки». Даны психолого-педагогические ориентиры формирования данных компетенций у обучающихся (учет принципа развития гибких навыков, связанного с возрастными новообразованиями, опора на реализацию различных видов художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности).
Ключевые слова: компетенция, гибкие компетенции, художественно-эстетическое образование, обучающиеся. Annotation. The article deals with the problem of the formation of flexible competencies of students in the process of artistic and aesthetic direction of education. Based on the analysis of the scientific literature, the characteristic of the concepts is given: «competence», «flexible competencies», «flexible skills». Psychological and pedagogical guidelines for the formation of these competencies in students are given (taking into account the age principle of the development of flexible skills associated with age-related neoplasms, reliance on the implementation of various types of educational, cognitive, artistic and creative activities, and others).
Key words: competence, flexible skills, artistic and aesthetic education, students.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Подготовка специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе
художественно-эстетического образования»
Введение. В современном обществе актуальными становятся социально-значимые качества и базовые способности личности, помогающие ей добиться успеха в жизни и профессиональной деятельности в условиях постоянных изменений социума.
К данным личностным образованиям современное научное сообщество относит гибкие компетенции или навыки, которые, в основном дифференцируются на когнитивные, социально-поведенческие и цифровые и не связаны с конкретной предметной областью (М.В. Антонова, Н.Н. Логинова, Л.К. Раицкая, Л.С. Саттарова, Е.В. Тихонова, В.Т. Чепикова и другие).
В рассматриваемом контексте художественно-эстетическое образование является значимым социальным институтом и личностно-развивающей средой, в которой у обучающихся эффективно формируются гибкие компетенции, обеспечивающие развитие эмоционального интеллекта, логических умений и навыков, общительности, живости характера, творческой активности и внутреннего самоконтроля.
Так же в нормативных документах подчеркивается, что художественно-эстетическое образование создает разнообразные ситуации успеха, где происходит «приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности» [6].
В связи с этим проблема формирования гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического обучения и воспитания приобретает все большую значимость, но, несмотря на перспективность данного направления научных исследований, она все еще требует как научно-теоретической, так и методической разработки.
Изложение основного материала статьи. В контексте рассматриваемой проблемы обратимся к анализу категорий «компетенция», «гибкие компетенции» и «гибкие навыки» и уточним их базовые характеристики с точки зрения современных научных исследований.
Сущностному обоснованию категории «компетенция» посвящено множество научных исследований, как отечественных (В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, О.М. Карпенко, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, М.П. Чошанова и других), так и зарубежных ученых (М. Хомский, В. Хутмахер и другие) [2].
Исследователи, анализируя понятие в различных научных ракурсах, сходятся во мнении, что в широком смысле «компетенция» представляет собой обобщенную способность личности выбирать и использовать для решения жизненных задач имеющиеся знания и личностный опыт, причем процесс выбора и принятия решения может происходить под влиянием стрессовых факторов социума [7].
Содержательное наполнение понятия «компетенция» подразумевает сформированность у человека не только профессиональных компетенций определенной предметной области, но и личностных качеств, «личностных компетенций», «позволяющих его обладателю выходить из сложных ситуаций с минимумом потерь, оперативно подстраиваться под меняющиеся условия, находить общий язык с несговорчивыми оппонентами и др» [13, С. 51].
Данные качества личности входят в структуру гибких (мягких) компетенций, рассматриваемых современными учеными как «комплекс важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокую производительность труда и являются сквозными, то есть могут использоваться при изучении любой предметной области» [12, С. 351; 4].
Необходимо отметить, что акцентуация «личностных компетенций» в педагогическом процессе и их сущностное содержание рассматривается учеными в ракурсе личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и другие). Целевыми установками данного подхода является формирование успешной личности с большим спектром жизненно важных качеств, а также творческое развитие каждого обучающегося в коллективе, его самореализация.
В современных педагогических исследованиях (М.В. Антонова, В.И. Громова, С.В. Пахотина, И.К. Цаликова и другие) к гибким компетенциям (или навыкам) относят переносимые навыки (Soft skills). В их структуру входят ключевые качества личности «эмоциональный интеллект, управление проблемами, смелость ошибаться, твердость характера; особенности мышления (скорость, креативность, гибкость, системность); взаимодействие (управление изменениями, адаптивность, коммуникации, сотрудничество)» [1, С. 7].
В качестве когнитивных гибких компетенций личности ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Василевич, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.С. Илюшина и другие) также выделяют базовые интеллектуальные способности, проявляющиеся в успешности логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, умения выделять главное и ряд других [3; 13].
Исследователи подчеркивают обобщенность и универсальность данных логических навыков, формирование которых опирается на освоение знаний как смысловой подструктуры личности (А.А. Вербицкий) и когнитивный опыт.
Необходимо отметить, что наряду с поведенческими и когнитивными навыками в качестве гибких компетенций отдельно выделены цифровые навыки (создание систем, управление информацией) [13].
Также в качестве гибких компетенций в научной литературе (Н.Н. Логинова, Ю.В. Панева и другие) выделяют умения по управлению временем (в содержание которого входит планирование перспектив своей деятельности), умение и навык целеполагания (умение дифференцировать цели на поэтапное решение задач) и навыки самоорганизации [7].
В психологических исследованиях, в частности, В.И. Назарова, А.С. Чахояна, указывается на ряд основных социально-значимых качеств личности, которые являются интегральными показателями гибких компетенций, таких как: адаптивность, рефлексивность, креативность, критическое мышление, социальная перцепция и сотрудничество, эмоциональный интеллект и когнитивная гибкость.
Исследователи подчеркивают, что блоки гибких компетенций имеют определенное ядро знаний, навыков и установок, и в зависимости от возрастных особенностей личности тот или иной блок компетенций становиться актуальным.
Так, И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко и другие исследователи отмечают, что, например, у подростков должны быть сформированы универсальные компетентности, которые касаются когнитивной сферы мышления и процессов взаимодействия подростков с социумом сверстников и с самим собой [14].
Действительно, в подростковом возрасте, как указывает С.И. Розум, «вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир», что позволяет акцентировать процесс формирования навыков самоорганизации, входящих в структуру гибких компетенций [11, С. 393]. Так же развиваются навыки логического мышления, а затем и теоретического мышления, формируется индивидуальность стиля мышления. С точки зрения социальной ситуации развития появляется подростковая реакция группирования [11, С. 393]. Данные возрастные изменения определяют особенности процесса формирования компетентности взаимодействия с другими (социальных компетенций).
В младшем школьном возрасте психологи актуализируют начало развития абстрактно-логических форм мышления; зарождение теоретической и практической направленности мышления, процессы формирования научных понятий; проявление исследовательских способностей. Также в качестве ведущего вида деятельности выступает учебная деятельность, происходит становление мотивов учения, самоутверждения, мотивации достижения успеха и избегания
неудач, что говорит о необходимости осуществления базовых процессов формирования гибких навыков в когнитивном блоке.
Таким образом, при формировании гибких компетенций обучающихся необходимо актуализировать возрастной принцип осуществления педагогического процесса, предполагающего учет возрастных новообразований и особенностей развития самосознания, социальной ситуации развития личности и ряда других.
Необходимо отметить, что многочисленные социологические исследования выпускников образовательных учреждений (в частности, исследования Университета Иннополис и другие) такие личностные компетенции или гибкие (мягкие) навыки сформированы у небольшого количества обучающихся, что подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы, нахождение теоретических и методических путей ее решения [10].
Одним из важных направлений современного образования, в рамках которых осуществляется процесс формирования гибких компетенций обучающихся, выступает художественно-эстетическое обучение и воспитание.
Художественно-эстетическое образование отражает специфику искусства, его интеллектуально-креативную природу, что соотносится с показателями гибких компетенций обучающихся: адаптивностью, рефлексивностью, креативностью, критическим мышлением, сотрудничеством и рядом других, проанализированных в данном исследовании [5; 8].
По своим целевым ориентирам данное направление актуализирует новый круг компетенций современного социума, так как создает ряд педагогических условий, реализующих комплекс различных видов художественно-эстетической (творческой и художественно-познавательной) деятельности.
В качестве основных видов художественно-эстетической деятельности выделяется деятельность по восприятию и анализу художественного произведения. Это ключевой вид деятельности направлен на развитие мыслительных способностей, в структуру которых входят когнитивные гибкие компетенции обучающихся анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и другие. Также в процессе художественно-теоретической деятельности, связанной с анализом художественного произведения у обучающихся формируются базовые личностные компетенции (эмоциональный интеллект, умение вести диалог и выстраивать сотрудничество и другие).
Такие творческие виды синтетической художественной деятельности, как исполнительство, драматизация позволяют развивать ряд гибких навыков, связанных с нестандартным решением жизненных ситуаций.
При формировании гибких компетенций обучающихся в сфере художественно-эстетического направления образования актуализируются их содержательные характеристики, отражающие специфику искусства, его интеллектуально-креативную природу.
Выводы. Таким образом, в структуру гибких компетенций обучающихся входят ключевые социально-значимые качества личности, в том числе коммуникативные; когнитивные навыки, связанные с особенностями мыслительных операций; отдельно выделяются цифровые компетенции. Формирование гибких компетенций обучающихся эффективно осуществляется в условиях художественно-эстетического образования, учитывающего возрастной принцип и принцип освоения комплекса различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности.
Литература:
1. Антонова, М.В. Формирование Soft skills у детей как условие подготовки их к осознанному выбору будущей профессии / М.В. Антонова // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4 (48). - С. 7-11.
2. Бессарабов, Д.А. Исторический обзор научных исследований понятий «компетенция» и «компетентность» / Д.А. Бессарабов // Национальная Ассоциация Ученых. - 2016. - № 8 (24). - С. 12-13.
3. Василевич, Н.А. Формирование у младших школьников логических умений и навыков в процессе обучения: теоретический аспект / Н.А. Василевич // Вестник БарГУ: Педагогические науки. - 2016. - № 4 - С. 13-19.
4. Громова, В.И. Формирование гибких компетенций школьников 5-11 классов в конкурсных мероприятиях по русскому языку / В.И. Громова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 756-759.
5. Карпушина, Л.П. Формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании / Л.П. Карпушина, Ю.Н. Соколова, С.В. Баранова // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 6. -С. 65-71.
6. Концепция развития дополнительного образования детей. - Текст: электронный. - URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 08.04.2022)
7. Логинова, Н.Н. К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков / Н.Н. Логинова, Ю.В. Панева // Образование и воспитание. - 2020. - № 1 (27). - С. 41-44.
8. Милицина, О.В. Формирование культурно-просветительских компетенций студентов-музыкантов в поликультурном пространстве / О.В. Милицина, Ю.В. Величко, С.В. Шишкина, Т.А. Шутова // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс]: монография / под ред. Л.П. Карпушиной [и др.]. -Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - Текст: электронный. https://elibrary.ru/item.asp?id=37415113
9. Назаров, В.И. Методологические аспекты изучения гибких компетенций / В.И. Назаров, А.С. Чахоян // Методология современной психологии. - 2019. - № 10. - С. 129-140.
10. Попова, А.Н. Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников / А.Н. Попова, К.Б. Сатырова, Е.Н. Мыреев, И.Е. Будикина // Юный ученый. - 2019. - № 7 (27). - С. 57-60.
11. Психология человека от рождения до смерти / [А.А. Реан и др.]. - СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
12. Раицкая, Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 350-363.
13. Сатарова, Л.С. Гибкие навыки как универсальные компетенции современного специалиста / Л.С. Саттарова, Г.Ю. Турушева // В сборнике: Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных материалов Х Всероссийской научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 49-52.
14. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин [и др.]. -Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.
Педагогика
УДК 37
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Корнусова Валерия Максимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» СТУДЕНТАМИ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В данной статье рассматриваются информационные источники для усвоения студентами, неэкономических специальностей дисциплины «Финансы и кредит». Раскрыта актуальность выбранной темы. Изучение дисциплины «Финансы и кредит» разделено на блоки. Для каждого блока предложено формирование эффективной информационной среды, на основе официальных данных. Каждый источник информации распределен в рамках изучения определенного блока. Выделены основные материалы при формировании практических занятий и самостоятельных работ студентов. Приведены ожидаемые результаты при использовании официальных источников информации для студентов неэкономических специальностей.
Ключевые слова: информационная среда, студенты, направления подготовки, источники информации, денежное обращение, инвестиции, финансы, кредит, нормативно-правовое обеспечение.
Annotation. This article discusses information sources for the assimilation by students of non-economic specialties of the discipline "Finance and Credit". The relevance of the chosen topic is revealed. The study of the discipline "Finance and Credit" is divided into blocks. The formation of an effective information environment based on official data is proposed for each block. Each source of information is distributed within the study of a specific block. The main materials for the formation of practical classes and independent work of students are highlighted. The expected results are given when using official sources of information for students of non-economic specialties.
Key words: information environment, students, areas of training, sources of information, money circulation, investments, finance, credit, regulatory support.
Введение. В настоящее время на территории Российской Федерации происходит реформация системы образования. Повышение объема самостоятельной работы, уменьшение объема лекционных занятий и повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий повлияли на структуру проведения занятий. Главной задачей преподавателя становится направление студентов в собственном обучении и самосовершенствовании.
Самосовершенствование студентов и дальнейшее их развитие в будущей практической деятельности невозможно без прохождения дисциплины «Финансы и кредит» вне зависимости от направления подготовки. Проблема низкого уровня знаний в области финансов и кредита обострилась в начале 1990-х гг. На современном этапе развития большая часть населения не читает кредитный договор, не разбирается в инвестировании, недостаточно осведомлены в области страхования. В последние годы наблюдается повышение интереса к финансовой грамотности населения. Для студентов неэкономических специальностей повышения уровня финансовой грамотности недостаточно. Дисциплина «Финансы и кредит» позволяет студентам не только повысить уровень финансовой грамотности, но и иметь представления о денежном обращении, инвестициях, финансах организации и государственных финансах. Получение знаний в области финансов и кредита у студентов неэкономических специальностей невозможно без формирования эффективной информационной среды.
Изложение основного материала статьи. Изучение дисциплины «Финансы и кредит» для студентов неэкономических специальностей можно разделить на четыре блока:
1. Денежное обращение;
2. Инвестиции;
3. Финансы;
4. Кредит.
Освоение блока «Денежное обращение» подразумевает получение студентами знаний в области истории возникновения и развития денежных средств, изучения понятия, видов и функций денег, изучения структуры и типов денежной системы, а также изучение видов денежных реформ.
Освоение блока «Инвестиции» подразумевает получение студентами знаний способов инвестирования, их особенностей, преимуществ и недостатков.
Освоение блока «Финансы» подразумевает овладение студентами понятий: финансы, финансовой системы, финансового рынка; изучение финансовой системы, функций финансов, видов финансовых рынков; изучение студентами финансовой политики и ее особенностей; изучение основных звеньев государственных финансов; знания в области финансов организации, финансового контроля, налогообложения и страхования.
Освоение блока «Кредит» подразумевает получение студентами знаний в области банковской системы, денежно-кредитной политики, валютного рынка и особенностей банковского кредита.
Для освоения дисциплины «Финансы и кредит» формируется эффективная информационная среда, основу которой составляют официальные источники информации. Основными источниками могут стать официальный сайт Банка России при изучении блока «Денежное обращение»; информационно-просветительский ресурс «Финкульт» при изучении блоков «Инвестиции» и «Кредит»; официальный сайт «За честный бизнес», Налоговой службы и Министерства Финансов при изучении блока «Финансы».
Банк России регулярно занимается просветительской деятельностью населения. Согласно расписанию онлайн-встреч студенты могут пообщаться с представителями Банка России и посетить лекцию по денежному обращению в стране.
После приостановления работы на территории Российской Федерации сервисов мобильных платежей Apple Pay и Google Pay население страны в поиске иных способов оплаты, таких как банковская карта и наличные денежные средства. Студентам всегда был интересен вопрос сохранения и приумножения собственных денежных средств, их безопасности. С момента появления первых монет появились первые фальшивомонетчики. В настоящее время подделка монет заменилась