педагогическая психология
возможности формирования «гибких навыков» (soft skills) в образовательной системе вуза
Огарева Екатерина Ивановна
Кандидат психологических наук, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), е-таИ: [email protected] Лик Наталия Владимировна
Старший преподаватель, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), е-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10056
Аннотация: Вводная часть посвящена обзору актуального состояния современной образовательной системы в зависимости от мировой экономической и политической динамики. Анализируя основные тенденции рынка труда, авторы приходят к выводу о всевозрастающей популярности компетентностного подхода применительно к обучению студентов в высшей школе. Приводится список наиболее востребованных (ключевых) по мнению аналитиков компетенций профессионала будущего.
В теоретической части раскрывается базовое в данной работе понятие «компетенции» как единицы измерения эффективности образовательного капитала. Далее приводится сравнительный анализ «жёстких» и «гибких» компетенций, с обоснованием особой значимости последних. Подчеркивается, что овладение «гибкими навыками» позволяет работнику повысить
97
эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, обеспечивает потенциал карьерного роста, а также расширяет его возможности перехода между отраслями при сохранении востребованности в нем как профессионале. Однако, развитие многих компетенций, особенно из области «гибких» (лидерство, командная работа, фасилитация и проч.) неосуществимо в рамках традиционно выстроенных дисциплин. Выявленное противоречие приводит к увеличению спроса на проектно-ориентированное образование, способное обеспечить работу обучающихся в командах над проектами по решению реальных проблем (желательно с привлечением экспертов из профессиональных сообществ). Авторы приводят примеры актуальных образовательных проектов, возникших в ответ на данный образовательный вызов.
В практической части статьи описывается опыт разработки и внедрения учебных программ, основанных на применении игровых проектов, как способа формирования «гибких» компетенций в учебном процессе. В качестве примера целенаправленной работы по формированию «гибких компетенций» приводится апробированная программа тренинга развития компетенции «Навык публичных выступлений».
Ключевые слова: компетенции, «мягкие» и «жёсткие» компетенции, soft skills, hard skills, тренинг, игровые технологии, проектное обучение.
opportunities for soft skills formation in the university educational system
Ogareva Ekaterina Ivanovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, North-West Institute of Management, branch of RANEPA (SaintPetersburg), е-mail: [email protected] Lik Natalia Vladimirovna
Senior lecturer, North-West Institute of Management, branch of RANEPA (Saint Petersburg), е-mail: [email protected]
Abstract: The introductory part is devoted to a review of the current state of the modern educational system depending on world economic and political dynamics. Analyzing the main trends in the labor market, the authors come to the conclusion about the ever-growing popularity of the competency-based approach in relation to the
higher education of students. The list of the most demanded (key) competencies of the future professional according to analysts is given.
The theoretical part reveals the basic concept of "competency" in this work as a unit of measuring the effectiveness of educational capital. The following comparative analysis of "hard" and "soft" competencies shows the special significance of the latter. It is emphasized that mastery of "soft skills" allows the employee to increase the efficiency of professional activities in his professional field, provides career growth potential, and also expands his opportunities for transition between industries while maintaining demand for him as a professional. However, the development of many competencies, especially from the field of «soft» (leadership, teamwork, facilitation, etc.) is not achievable within the framework of traditionally built disciplines. The revealed contradiction leads to an increase in demand for project-oriented education, capable of ensuring the work of students in teams on projects to solve real problems (preferably with the involvement of experts from professional communities). The authors give examples of relevant educational projects that have designed in response to this educational challenge.
The practical part of the article describes the experience of developing and implementing training programs based on the use of game projects as a way of forming "soft" competencies in the educational process. As an example of focused work on the formation of "soft competencies", an approved training program for the development of competence "Public speaking skills" is given.
Keywords: competencies, soft skills, hard skills, training, gaming technology, project training.
Сегодня мировая экономическая и политическая динамика, зачастую связанная с нестабильностью и неопределённостью условий развития общества (и как следствие интенсификацией конкуренции), актуализирует запрос на новые формы образовательной подготовки будущих специалистов вне зависимости от предполагаемых областей профессиональной деятельности. Прежде всего, в условиях быстрой смены технологий и инновационных прорывов растет потребность в работниках, отличающихся гибкостью и высокой креативностью, способных не только к индивидуальному труду, но и к командной работе, в том числе в разных культурных условиях и с разными технологическими средами - таким образом, меняются требования к базовому профессиональному образованию. Вместе с тем, быстрое «устаревание» знаний и постоянное технологическое усложнение деятельности порождают спрос на высокоскоростную узкоспециализированную профессиональную подготовку, связанную с выполнением конкретных задач, при одновременном запросе на развитие «надпрофессиональных»
навыков ( навыки поиска и анализа информации, навыки принятия решений в ситуации неопределенности и пр.). Наконец, все более актуальными становятся модели сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющие поддерживать непрерывное развитие персонала в соответствии с меняющимися условиями социальной среды, а соответственно, и профессиональной деятельности[5].
Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, в своем докладе в рамках баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35» (Санкт-Петербург,2018) отметил: «...научно-техническая революция (в отличие от революций социальных), приводя к широким реформам, не имеет тенденции переходить в стадию стабильности и стагнации. Рождаемая ей неопределённость со временем будет только нарастать. Грядущие двадцатые годы станут эпохой тотального переписывания правил на мировой арене и «санкций всех против всех». Странам-участницам мировых процессов придётся искать более гибкие подходы к взаимодействию, заключать новые союзы и создавать более эффективные юрисдикции. В связи с этим, ключевыми компетенциями профессионала будущего станут:
- Самоанализ (способность к постоянной рефлексии и пониманию собственных сильных и слабых сторон, как личностных, так и профессиональных)
-Осознанное саморазвитие (способность выстраивать собственную образовательную траекторию, сообразную вызовам времени)
- гибкость и адаптивность (способность перестраиваться и осваивать новые компетенции и даже профессии)
- Лидерские качества (способность мотивировать и получать поддержку со стороны других членов группы для достижения цели)
- Эффективные коммуникации (способность успешно взаимодействовать с людьми, преодолевая барьеры и конфликты)
- Командная работа (способность к сотрудничеству с членами своей команды и работниками смежных подразделений; готовность идти на компромисс во благо общей цели).
Как видно из этого списка, в компетентностной модели профессионала значительно возрастает роль «надпрофессиональных» гибких навыков (soft skills) [10].
Что же такое компетенции «soft skills»?
Начнем с того, что компетенция как общепризнанная на современном этапе «единица измерения» эффективности образовательного капитала включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12].
По В.Д. Шадрикову: «Компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образова-
тельном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций». [14, с. 15-16].
И.А. Зимняя, рассматривая компетенции как когнитивные образования, содержанием которых выступает образ деятельности, формируемый на основании социального запроса (требований, ограничений) или задания (в частности, образовательных или рабочих задач), предлагает модель субъектной трансформации компетенций в образовательном процессе- от внешне заданного объективного содержания к внутренней программе действий через включение психических свойств как инструментов этой трансформации [6].
В приведенных определениях можно заметить усиление роли Субъекта, его личностной, мотивационной включенности в процесс овладения компетенциями.
Со стороны работодателей также растет интерес к определенным личностным качествам и «надпрофессиональным» умениям сотрудников. В связи с этим и в образовательной системе происходит увеличение учебной нагрузки, приходящейся на выявление и развитие «гибких навыков» (soft skills) будущих профессионалов.
Soft skills («софтскилз», англ. soft skills - «гибкие навыки») - это комплекс неспециализированных, связанных с личностными качествами навыков, которые позволяют гармонично взаимодействовать с другими людьми, повышать эффективность работы в своей отрасли, а также дают возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Они носят универсальный характер и не связаны с конкретной сферой деятельности. Напротив, hard skills («хардскилз», англ. hard skills - «твердые навыки») - технические компетенции, связанные с конкретной выполняемой деятельностью в области формализованных технологий [13].
Таблица 1.
Сравнительный анализ soft skills и hard skills [2, с.96].
soft skills hard skills
Носят универсальный характер, не связаны с конкретной профессиональной областью. Носят узкоспециализированный характер, связаны с конкретной выполняемой деятельностью.
Выражаются в наличии устойчивых поведенческих паттернов, способствующих эффективности деятельности. Выражаются в наличии технических знаний, навыками применения конкретных технологий.
Трудно фиксируются и поддаются оценке. Легко измеряемы, фиксируются через присвоение уровня квалификации.
Достаточно медленно формируются, результат трудно прогнозируем даже при соблюдении условий и алгоритмов обучения. Достаточно быстро формируются, результат гарантирован при соблюдении условий и алгоритмов обучения.
В специфических условиях могут «разрушаться». Фиксированы, практически не подвержены обратному развитию.
Результаты исследования, приведенного Стенфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) совместно с фондом Карнеги Ме-лона (Carnegie Melon Foundation) среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка «Fortune 500» обнаружили, что их успешность и карьерный рост на 75% определяется soft skills и только на 25% — hard skills [15]. Отмечаются и попытки выделить в отдельных исследованиях критически важные soft skills для эффективного специалиста, среди них чаще всего называются: лидерство, работу в команде, коммуникабельность, креативное мышление, навыки самоуправления [16].
При этом, если проанализировать зависимость приоритетности «жестких» и «мягких» компетенций от статуса и места сотрудника в должностной иерархии организации, видна закономерность: чем выше уровень управления, тем выше удельный вес «мягких» компетенций, и ниже «жестких».
Надпрофессиональные навыки категории «soft skills» являются по своей сути универсальными и важными для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, обеспечивает потенциал карьерного роста, а также расширяет его возможности перехода между отраслями при сохранении востребованность в нем как профессионале.
В 2014 году Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов (среди которых ГК РОСАТОМ, Ростелеком, IBM, Intel, Татнефть, Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Роскосмос, ГК «РОСНАНО») с целью определить наиболее востребованные профессии в 19 отраслях экономики [1]. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические вызовы, неизбежно влияющие на структуру рабочих задач, и, как следствие меняющие отраслевые «карты профессий».
Определяя основные тенденции в развитии профессий будущего составители «Атласа профессий» приводят в нем список некоторых надпрофессиональ-ных навыков, которые уже сегодня отмечаются работодателями как наиболее перспективные. Среди них:
• Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними).
• Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
• Умение управлять проектами и процессами.
• Программирование ИТ-решений / Работа с искусственным интеллектом.
• Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
• Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
• Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
• Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
• Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
• Бережливое производство.
Стоит отметить, что в нашей стране проблеме развития soft skills стали уделять в последнее время особое внимание.
Так, на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов (г. Сочи, 2017) президент России Владимир Путин отметил, что в будущем «конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — «креативным, и плановым, и другими видами мышления» [11].
Как видим, речь в данном случае не идёт о кристаллизованных знаниях или конкретных умениях выполнения узких операций - акцент сделан на широких, универсальных навыках, связанных с личностными качествами профессионала.
В аналитическом обзоре «профессий будущего», проводимом одним из центральных телеканалов России, отмечается, что самые востребованные компетенции завтрашнего дня - это soft skills: навыки коммуникации, умения презентации (в основном то, что связано с речью) [4]. Во многом это связано с тем, что для создания новых, востребованных продуктов необходимо эффективное сотрудничество специалистов разного профиля (а это невозможно без навыков коммуникации). Однако, в этом же сюжете подчеркивается: «Проблема в том, что в вузах фактически отсутствуют дисциплины, которые направленно формируют данные компетенции».
Действительно, развитие многих компетенций, особенно из области «гибких» (soft skills), включающих в себя лидерство, командную работу, фасилита-цию, системное мышление и проч., невозможно только в рамках усвоения знаний как основного компонента традиционно выстроенных дисциплин. Выявленное противоречие приводит к увеличению спроса на проектно-ориентированное образование, способное обеспечить работу обучающихся в командах над проектами по решению реальных проблем (желательно с привлечением экспертов из профессиональных сообществ) [5].
В ответ на данный образовательный вызов активно развиваются цифровые платформы образовательных проектов и конкурсов личностного роста: «ПроеК-ТОриЯ» (образовательный профориентационный ресурс, реализующий принцип проектного обучения), «Мой первый бизнес» (конкурс, в рамках которого есть трек «Командный бизнес-проект»), «Я - профессионал» (образовательная
студенческая олимпиада от экспертов-практиков и ведущих вузов страны). Быстрыми темпами развивается Университет НТИ «20.35» - инновационный образовательный продукт, ориентированный, прежде всего, на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках [10]. По сути, это агрегатор лучших образовательных практик институтов, университетов, ФАНО, корпоративных академий, производств и даже единичных специалистов на единой цифровой платформе. Учебные модули здесь собираются в адаптивные образовательные треки (трек проектной работы в командах, трек формирования технологических компетенций, индивидуальный трек базовых дисциплин, трек междисциплинарных базовых курсов университета НТИ).
Однако, и в рамках образовательной деятельности «классических» университетов также идет работа в направлении повышения «гибкости» учебных модулей, их способности отзываться на актуальные запросы студента и конечного заказчика - работодателя.
С 2016 года в СЗИУ РАНХиГС работает программа многопрофильного бакалавриата «Liberal arts» (программа «Свободных искусств»). Программа состоит из двух образовательных направлений — основного (мэйджор), включающего пять базовых направлений, и дополнительного (майнор). Выбор дополнительных образовательных программ (майноров ) происходит на втором курсе в формате «ярмарки». На данный момент успешно функционируют 13 программ. При этом неизменной популярностью пользуются не только майно-ры, связанные с hard skills («Веб-проектирование и дизайн», «Промышленный PR», «Пресс-центр»), но и программы «гибких навыков» («Социальные технологии в управлении», «Психология успеха» и пр.). Обучение по дополнительным направлениям начинается с третьего курса. Эти программы ориентированы на практическую часть и чрезвычайно гибки, их можно переструктурировать в ходе обучения, в зависимости от приоритетов и мотивации студента. С окончанием програмы-майнор, выпускник получает второй диплом о дополнительном образовании[8].
Но и в рамках привычного образовательного процесса создаются новые учебные программы, использующие принцип проектной подготовки и уделяющие внимание развитию «гибких навыков». Так, в одном из предыдущих номеров журнала был освещен опыт разработки и внедрения программы дисциплины «Психология менеджмента» (авт. доцент Огарева Е.И.), где обучение выстроено по типу «сквозной» игры-проекта создания и ведения собственной компании [9]. Каждый из 8 модулей включает в себя информационный блок и основанные на нем командные игровые задания, выполняемые в рамках «легенды» организации.
Стоит отметить, что принцип проектной работы при одновременном использовании игровых технологий, возможно реализовывать при обучении не только студентов гуманитарной направленности. Так, доцент А. Е. Эмирова, активно практикует деловую игру в контексте проектного обучения студентов,
проходящих подготовку по специальности «Таможенное дело». В данном случае к игре привлекаются «Заказчики» - внешние специалисты-практики, ставящие перед студентами реальную задачу. В ходе обучения по курсу, проектные команды вырабатывают собственные решения предложенной проблемной ситуации. По итогу проводится «Ярмарка решений» (с презентациями, оформлением стендов команд), на которую приглашаются Заказчики. Они принимают живое участие в обсуждении проектов и выбирают лучший из представленных. Таким образом, студенты получают не только бесценный опыт погружения в решение реальных проблем, но и развивают актуальные навыки работы в команде, самопрезентации, а также (что особо ценно) получают живую обратную связь от специалистов-практиков.
Другой путь формирования гибких компетенций - создание целевых образовательных продуктов, направленных исключительно на развитие заданных качеств.
В качестве примера можно привести программу тренинговой работы, направленную на формирование такой «мягкой» компетенции как навык публичных выступлений.
Таблица 2.
Программа тренинга «Эффективные публичные выступления» (автор ст. преподаватель Н.В. Лик)
№ Содержание
0 Знакомство с мотивацией, ожиданиями, запросами, актуальной содержательной проблематикой участников тренинга.
1 Теоретический блок «Публичное и личное пространство». Упражнение: на создание "общего" группового содержания публичного выступления на основе индивидуальных семантических полей участников тренинга. Для данного упражнения могут быть использованы ассоциативные карты «Сага». Отвечая на вопрос: «Чем для меня является публичное выступление?», каждый участник, выбирает 1 карту и озвучивает свои ассоциации связанные с его восприятием публичного выступления.
2 Теоретический блок «Цели публичного выступления и их эффективная реализация на поведенческом уровне». Анализ видеозаписей публичных выступлений разного типа (Выступление на конференции, митинге, лекции, семинаре известных людей....). Анализ рекомендуется проводить по следующим критериям: презентация имиджа выступающего с помощью поведенческих и эмоционально-эстетических средств выразительности; средства налаживания и поддержания контакта с аудиторией; содержание выступления и его соответствие теме и актуальным потребностям аудитории.
3 Теоретический блок «Страхи и волнения при публичном выступлении и способы их преодоления». Упражнения: «Спич со стула» (участникам группы предлагается стоя на стуле в течение 1 минуты рассказать о своих сильных сторонах в ораторском искусстве) или «Личная легенда» (стоя перед аудиторией рассказать «легенду» своей семьи). Обсуждение упражнения фокусируется на эмоциональном состоянии во время выступления, индивидуальных способах саморегуляции и получения поддержки от аудитории). Освоение техник создания благоприятной для выступления атмосферы.
4 Теоретический блок «Типы публичных выступлений: стратегия и тактика выступления». Контент-анализ публичных выступлений (на материале новогодних публичных выступлений В.В. Путина за несколько последних лет). Работа проводится в микрогруппах, каждая из которых анализирует 1 выступление по следующим показателям: продолжительность текста и количество смысловых единиц; ценностный компонент (упоминаемые события и факты); сенсорно-перцептивный компонент (использованные прилагательные и глаголы...), мотивационный компонент (призывы и напутствия...); эмоционально-аффективный компонент (общий эмоциональный тон выступления).
5 Теоретический блок «Подготовка текста публичного выступления (этапы и структурные элементы)». Видеозапись и анализ публичных выступлений. Подготовка в микрогруппах публичного выступления для ТV на свободную тему. Анализ выступления включает в себя следующие единицы: тема, цель и задачи выступления; новизна и актуальность выступления для адресной аудитории; стиль, логика и композиционные части изложения; способы поддержания внимания и оказания влияния на воображаемую аудиторию; наличие и структура аргументации: вербальная и невербальная выразительность; культура и техника речи; используемые средства наглядности. Каждая микрогруппа анализирует одну видеозапись и презентирует результаты анализа на общий круг.
6 Теоретический блок «Психологические способы налаживания контакта, управления вниманием и оказания влияния на аудиторию в ходе публичного выступления». Упражнение: «Башня». Группа делится на микрогруппы, которым предлагается из 20 листов бумаги сконструировать макет башни под названием «Морские ворота Санкт-Петербурга», которая будет построена на морской набережной Васильевского острова, должна соответствовать культурно-исторической стилистике города и иметь социальное значение для горожан. Группы также должны подготовить презентацию проекта. Анализ презентаций проводится по схеме отработанной на предыдущем занятии в общегрупповом обсуждении.
7 Теоретический блок «Законы восприятия. Фильтры. Начало и окончание выступления. Структура коммуникации». Упражнение: "Монолог". Слушателям предлагается разделиться на пары. Каждый из участников дуэта в режиме монолога должен рассказать партнеру о чем-то интересном, увлекательном или важном в течение 5 минут стоя рядом с партнером, стоя над партнером, сидя рядом с партнером, сидя рядом со стоящим партнером, сидя спина к спине. При этом партнер может использовать только техники нерефлексивного слушания. При анализе акцент делается на личных ощущениях как слушателей, так и говорящих.
8 Теоретический блок «Изложение информации, аргументация и юнтрарументация». Упражнение: «Вертушка аргументации». Каждому участнику тренинга предлагается сформулировать спорный тезис и подобрать к нему аргументацию. Группа делится на 2 подгруппы, которые садятся в круг (внутренний и внешний) парами. На первом этапе упражнения участникам сидящим во внутреннем круге предлагается убедить своего оппонента сидящего напротив в правильности своего тезиса или хотя бы склонить его на свою сторону. Оппонент выстраивает контраргументацию. После каждого этапа партнеры сдвигаются (меняются парами) и меняются ролями. Каждый участник должен побывать в роли аргументатора и контраргументатора минимум 2 раза. Перед каждой сменой партнеров участники дают друг другу обратную связь (что было эффективно в аргументации, а что мешало принять сторону оппонента).
9 Теоретический блок «Диалог с залом. Трудные слушатели и оппоненты»». Упражнение: «Диалог с «неудобной» личностью». В данном упражнении используется набор карточек с изображением разных людей (можно использовать набор метафорических карточек Persona). Каждому участнику предлагается выбрать из набора 1 или 2 карточки, изображающие трудного для него слушателя или оппонента и в микрогруппах по 4 человека дать ему или им психологическую характеристику, ответив на вопрос: «Почему именно эта личность является для Вас «неудобной»?». Группа помогает участнику разработать эффективную стратегию взаимодействия с данной категорией оппонентов.
10 Диспут на тему: «Роль и необходимость презентаций в публичном выступлении». Группа делится на «сторонников» и «противников» презентаций в публичных выступлениях. Первым предлагается выстроить аргументацию в защиту презентаций, а вторым обосновать негативные стороны презентаций в ходе выступлений... Теоретический блок «Требования к подготовке презентаций и их использованию в публичных выступлениях».
11 Рефлексия. Подведение итогов тренинга.
Данная программа рассчитана на 16-24 часа аудиторной работы и содержит в своей структуре последовательно предъявляемые теоретические и практические блоки. Возможна «пролонгированная» форма организации обучения в виде цикла из 4 тренингов либо «марафонный» вариант погружения в двух-трехднев-ный тренинг.
Тренинг был апробирован в работе с педагогическим персоналом СЗИУ РАНХиГС в рамках программы повышения квалификации сотрудников, а также на «внешних» коммерческих курсах института. По отзывам обучающихся программа была признана высоко эффективной в плане развития навыка публичных выступлений и заслуживающей дальнейшего тиражирования.
Считаем, что подобные практики необходимо активно внедрять в учебные планы вузов, с целью своевременного развития «гибких» компетенций, особенно востребованных в современных профессиональных реалиях.
Выводы:
Современные реалии развития образовательной системы, поставленной в зависимость от нестабильности и неопределенности экономической динамики (и как следствие, порождающей повышенный спрос на конкурентноспособных и адаптивных сотрудников) задают такие образовательные тренды как индивидуализация и развитие компетентностного подхода.
Под каждую из востребованных «профессий будущего» создаются карты компетенций, призванные стать лекалом соответствия кандидата желаемой должности. А единица измерения «образовательного капитала» становится компетенция.
Возрастает роль универсальных компетенций soft skills, занимающих ведущее место в профессиограммах будущего. Овладение «гибкими навыками» позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также расширяет его возможности перехода между отраслями при сохранении востребованности в нем как профессионале.
Эффективным способом развития «гибких навыков» (soft skills) в вузовской системе являются целенаправленно формируемые под каждую из компетенций тренинги, а также учебные программы, имеющие в своей основе проектную работу.
ЛИТЕРАТУРА
1. АСИ. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf Дата обращения: 21.10.2018
2.Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жёстких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности // Агропродоволь-ственная политика России. 2017. № 3 (63). С. 93-96.
3. Ведущий эксперт Конкурса «Лидеры России» рассказал о принципах оценки на финальном этапе// Лидеры России: сайт // Режим доступа: URL:http:// xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/page2284986.html Дата обращения: 21.10.2018
4. Готовы ли петербургские вузы учить профессиям будущего? //ЭСМИ Россия-Санкт-Петербург: сайт. Режим доступа URL: http://www.rtr.spb.ru/vesti/ vesti_2014/news_detail_v.asp?id=27401.html Дата обращения: 15.03.2018
5. Доморацкий А. В. Вы стали счастливым обладателем вуза! что дальше? к рассуждениям о перспективных моделях инновационного развития высших учебных заведений // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. №11-3. C.726-731
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004.- № 5. - С.3-12
8. Новиков А. Как проходит обучение по модели свободных искусств // Мел : сайт онлайн-медиа об образовании// Режим доступа URL: https://mel.fm/uchebny_ plan/5316284-liberal_arts?alt=1&utm_expid=107387570-37.JBnyGzXPQQyb-
NvQh2MGjQ.1&utm_referrer=http%3A%2F%2Ffst-sziu.m%2Fliberalarts-20/o2F Дата обращения: 24.09.2019
9. Огарева Е.И. Практика использования деловой игры как основного метода обучения в рамках компетентностного подхода//Гуманизация образования № 2, 2018 с.86-93
10. Огарева Е.И. Университет НТИ «20.35» как альтернатива классическому университету// Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции Под редакцией Н.В. Розенберг, 2018. - С. 324-329
11. Путин рассказал молодежи о важности soft skills и технологиях, которые «страшнее ядерной бомбы»// АфишаDaily (22 октября 2017): сайт. URL:http:// daily.afisha.m/news/11967-putin-rasskazal-o-vazhnosti-soft-skills-i-tehnologiyah-kotorye-strashnee-yadernoy-bomby. Html Дата обращения: 15.03.2018
12. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.
13. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf (доступ свободный).
14. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вест. Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15-21.
15. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. 463 р
16. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers. 2007.
190 p.
REFERENCES
1. ASI. Atlas novyh professij [Atlas of new professions] Electronic resource. Available at: https://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf
2. Vetoshkina T.A., Poljanok O.V. Rol' «zhjostkih» (hard skills) i «mjagkih» (soft skills) kompetencij v professional'noj dejatel'nosti [The role of hard skills and soft skills competencies in professional activities] Agroprodovol'stvennaja politika Rossii. 2017. no. 3 (63). pp. 93-96.
3. Vedushhij jekspert Konkursa «Lidery Rossii» rasskazal o principah ocenki na final'nom jetape [Leading expert of the Competition "Leaders of Russia" told about the principles of evaluation at the final stage] website "Lidery Rossii". Available at:
http://xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/page2284986.html
4. Gotovy li peterburgskie vuzy uchit' professijam budushhego? [Are St. Petersburg universities ready to teach the professions of the future?] JeSMI Rossija-Sankt-Peterburg website. Available at: http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2014/news_ detail_v.asp?id=27401.html
5. Domorackij A. V. Vy stali schastlivym obladatelem vuza! chto dal'she? k rassuzhdenijam o perspektivnyh modeljah innovacionnogo razvitija vysshih uchebnyh zavedenij [You have become the proud owner of a university! what's next? to discussions on promising models of innovative development of higher education institutions]. Rossija: tendencii i perspektivy razvitija. 2016. no. 11-3. pp.726-731
6. Zimnjaja I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovanija (teoretiko-metodologicheskij aspekt) [Competency Approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education (theoretical and methodological aspect)] Vysshee obrazovanie segodnja. 2006. no 8. pp. 20-26
7. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Competency-based approach in education] Shkol'nye tehnologii. 2004. no 5. pp..3-12
8.NovikovArtemKakprohoditobucheniepomodelisvobodnyhiskusstv[Howdoes the liberal arts model go?] Mel : website on-ljne media of education. Available at: https:// mel.fm/uchebny_plan/5316284-liberal_arts?alt=1&utm_expid=107387570-37. JBnyGzXPQQyb-NvQh2MGjQ.1&utm_referrer=http%3A%2F%2Ffst-sziu. ru%2Fliberalarts-2%2F
9. Ogareva Ye.I. Praktika ispol'zovaniya delovoy igry kak osnovnogo metoda obucheniya v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [The practice of using the business game as the main teaching method in the framework of the competency-based approach] Gumanizatsiya obrazovaniya no.2, 2018. pp.86-93
10. Ogareva E.I. Universitet NTI «20.35» kak al'ternativa klassicheskomu universitetu [STI University «20.35» as an alternative to the classical university] Social''no-gumanitarnoe znanie: poisk novyh perspektiv. Materialy XI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Pod redakciej N.V. Rozenberg, 2018 pp. 324-329
11. Putin rasskazal molodezhi o vazhnosti soft skills i tekhnologiyakh, kotoryye «strashneye yadernoy bomby» [Putin told youth about the importance of soft skills and technologies that are "worse than a nuclear bomb"] AfishaDaily (22oct. 2017): website. Available at: http:// daily.afisha.ru/news/11967-putin-rasskazal-o-vazhnosti-soft-skills-i-tehnologiyah-kotorye-strashnee-yadernoy-bomby.html
12. Hutorskoj A. V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie [Competency-based approach in training. Scientific and methodological manual] Publ. Eydos; Publ. Institut obrazovaniya cheloveka. 2013. 73 p.
13. Chulanova O.L. Sotsial'no-psikhologicheskiye aspekty upravleniya: emotsional'naya kompetentnost' rukovoditelya v strukture soft skills (znacheniye, podkhody, metody diagnostiki i razvitiya) [Socio-psychological aspects of management: the emotional competence of the leader in the structure of soft skills
(meaning, approaches, methods of diagnosis and development)] Internet journal «NAUKOVEDENIYE». Volume 9, no 1 (2017). Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/07EVN117.pdf
14. Shadrikov V.D. Lichnostnyye kachestva pedagoga kak sostavlyayushchiye professional'noy kompetentnosti [Personal qualities of a teacher as components of professional competence] Vest. Yarosl. gos. un-ta im. P.G. Demidova. Seriya «Psikhologiya». 2006.no 1. pp. 15-21.
15. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. Berrett-Coehler Publishers, 2004. 463 p
16. Peggy K. The Hard Truth About Soft Skills. Harper Collins Publishers. 2007.
190 p.