Педагогика
УДК:378.1
кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье представлено обращение к теме «гибких компетенций» через практику проектного менеджмента. Проведен анализ реализации образовательных программ различного содержания на предмет формирования «гибких компетенций». В целях нивелирования выявленных проблем представлена авторская методическая разработка.
Ключевые слова: «гибкие компетенции», проект, управление, программа, образовательная программа.
An^tat^. The article presents an appeal to the issue of «soft skills» through the practice of project management. The analysis of educational programs implementation at different levels and contents for «soft skills» formation is presented. For the purpose of the revealed problems leveling the author's instructional manual is given.
Keywords: soft skills, project, management, program, educational program.
Введение. Новые тренды и скорость социально-экономических трансформаций создают основу для перманентного развития компетенций в структуре человеческого капитала как базы конкурентных преимуществ на современном рынке труда.
Сегодня акцентируют внимание на двух видах компетенций: hard skills (жесткие компетенции) и soft skills (гибкие компетенции). Первые представляют профессионально-ориентированные знания, умения и навыки, которые понадобятся при выполнении конкретных бизнес-процессов и решении задач. Вторые -социально-психологические компетенции, которые являются надпрофессиональными и встраиваются в большинство жизненных ситуаций. Более того исследователи указывают, что чем выше человек поднимается по траектории карьерной лестнице, тем большее значение приобретают soft skills, а «жесткие» компетенции смещаются на второй план, поэтому 70% тренингов и различных курсов направлены на формирование гибких компетенций [3].
Цель статьи: провести анализ реализации учебных программ различного содержания на предмет формированияsoft skills у студентов как элемента области знаний проектного управления.
Задачи статьи:
• актуализировать корреляцию проектного управления и soft skills;
• провести декомпозицию soft skills;
• проанализировать основные образовательные программы ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» на предмет возможности развития soft skills;
• презентовать авторскую программу «Развиваем soft skills».
Изложение основного материала статьи. Обращение к теме «гибких компетенций» актуализировано активным использованием методов проектного управления, как на уровне бизнес-структур, так и в государственном секторе, в т.ч. в сфере образования. Реализация постановления Правительства РФ от 31.10.2018г. № 12800 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» создало методологическую платформу для нового взгляда на разработку и внедрение портфелей проектов [5].
Отметим, что положения указанного документа коррелируют с концептом проектного управления по методологии PMBoK (таблица 1).
Таблица 1
Концепт проектного управления по методологии PMBoK
№ Область знаний Характеристика
1 Управление интеграцией • аккумулирование ресурсов • прогнозирование проблемного поля и методов их решения • координация работ по проекту • компромиссы между пересекающимися целями и альтернативными вариантами • связь между областями знаний
2 Управление человеческим капиталом • формирование проектной команды, в т.ч. подбор членов в соответствии с необходимыми компетенциями для проекта • управление проектной командой • развитие «гибких компетенций»
3 Управление содержанием • определение состава действий и мероприятий, взаимосвязи между ними • разработка иерархической структуры работ по проекту
4 Управление сроками • определение длительности операций и мероприятий • разработка расписания и управление им
5 Управление стоимостью • оценка ресурсов • разработка бюджета и контроль затрат • стоимостная оценка операций и мероприятий • управление стоимостью
6 Управление качеством • разработка системы менеджмента качества
7 Управление коммуникациями • планирование коммуникационных каналов • распространение информации • управление движением информации в проекте
8 Управление рисками • идентификация рисков, разработка реестра рисков • качественный и количественный анализ рисков • мониторинг и управление рисками
9 Управление поставками • планирование покупок и контрактов • запрос информации у поставщиков • подбор поставщиков
Итак, из требований к формированию эффективных проектных команд следует запрос на развитие soft skills.
Анализ источников показывает, что soft skills определяют как систему личных свойств, которая делает возможным интеграцию и коммуникации с другими людьми более гармоничными и эффективными [2]. У другого автора также ставится акцент на элементах soft skills: умение выстраивать работу в команде, лидерское мастерство, способности к публичным выступлениям [7], что, безусловно, может быть использовано во многих жизненных кайросах.
Существуют разные подходы к декомпозиции soft skills, агрегируем их по следующим направлениям:
• Базовые коммуникативные компетенции. Направлены на развитие взаимоотношений с людьми, например, поддержание разговора, четкое изложение мыслей, активное слушание, умение находить эффективную модель поведения в критических ситуациях.
• Компетенции self-менеджмента. Использование инструментов тайм-менеджмента, самопрезентация. Эмоциональный интеллект (EQ) через следующие ментальные способности: осознанное регулирование эмоций; распознавание эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; контролирование эмоций [1].
• Компетенции эффективного мышления. Способность собирать уникальную информацию для принятия управленческих решений, проводить анализ ситуации, перспективное видение результатов с опорой на опыт.
• Управленческие компетенции. Умение подобрать новые инструменты и адаптироваться к изменяющимся условиям. Способность работать в команде, быть в ней лидером/координатором и управлять конфликтами.
Профессор Карузо отмечает, что по результатам международных исследований, EQ помогает руководителям и лидерам создавать эффективные бизнес-процессы, формировать сильные проектные команды, принимать эффективные управленческие решения, управлять стрессом и конфликтами.
Приведем несколько конкретных примеров. Компания Pepsi установила, что руководители с высоким EQ добивались увеличения на 10% производительности труда и уменьшения на 87% текучести кадров, приносили компании больше добавленной стоимости и увеличивали ROI на 1000%. В компании L'Oreal результаты менеджеров по продажам с высоким EQ были больше. Рыночная доля Sheraton выросла на 24% после внедрения программы стимулирования EQ [6]. ПАО Сбербанк через Корпоративный университет накапливает навыки EQ для своих сотрудников.
Для развития востребованных работодателями soft skills необходимым видится применение разнообразных инструментов их формирования на этапах процесса обучения студентов.
Были проанализированы основные образовательные программы ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» на предмет возможности развития soft skills:
• направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Профиль: Управление социально-экономическими системами.
• направление подготовки 38.03.02 Менеджмент. Профиль: Менеджмент организации.
• направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль: Прикладная информатика в экономике.
В структуре учебного плана направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» присутствуют компетенции:
• способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК- 4);
• способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19).
Данные компетенции встроены в 16 дисциплин из 86,что составило 18,6 %: «Основы управления персоналом», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «Риторика», «Связи с общественностью в органах власти», «Управление проектами», «Государственная служба и кадровая политика», «Психология управления», «Управление общественными отношениями», «Управление изменениями» и др.
В структуре учебного плана направления подготовки «Менеджмент» присутствуют компетенции:
• способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
• владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).
Данные компетенции встроены в 11 дисциплин из 85,что составило 12,94 %: «Психология общения», «Социальная психология», «Страховое дело», «Экономика фирмы», «Организационная психология», «Организационное проектирование», «Профессиональная риторика», «Психология» и др.
В структуре учебного плана направления подготовки «Прикладная информатика» присутствует компетенция в дисциплинах «Управление персоналом», «Культурология» из 64,что составило 3,12 %:
• способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Таким образом, исследование рабочих учебных планов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» на предмет формирования soft skill показал необходимость введения факультативных занятий - тренингов для студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Как было выше обозначено востребованным сегодня является проектный подход, не только как эффективный управленческий инструмент, но и как система компетенций, вбирающая в себя soft skills. Внедрение студенческих проектных офисов в образовательных организациях позволит получить уникальный продуктовый и образовательный результат: внедрить инновационные образовательные технологии; сформировать активную жизненную позицию, развить soft skills, поддержать креативные идеи и творческую самореализацию в распределенных междисциплинарных командах проектов; сформировать у участников проектного офиса предпринимательские способности и повысить финансовую грамотность в рамках разработки бизнес-планов и проектов, которые будут носить социально-ориентированный характер и значимость для стратегического развития экономики соответствующего региона [4].
Автором разработана и апробирована программа «Развиваем soft skills» (таблица 2).
Таблица 2
Программа «Развиваем soft skills»
Содержательная часть
РАЗДЕЛ 1. Тренинг «Лидерство» 1. Метафорические модели лидерства 2.Упражнение «Ледокол: ты и твое имя» 3. «Калейдоскоп качеств/компетенций лидера» 4. Упражнение «Оцени гибкие компетенции» 5. Разработка и презентация проектного задания «Портрет лидера» 5. Рефлексия
РАЗДЕЛ 2. Тренинг «Тайм-менеджмент» 1. Формула определяющая инструменты и содержание тайм-менеджмента 2. Критерии качества цели 3.Упражнение «Разработка цели» 4. Упражнение «Матрица Эйзенхауэра» 5. «Тайм-меню» 6. Упражнение «Поглотители времени» 7. Рефлексия
РАЗДЕЛ 3. Тренинг «Agile-трасформация» Разработка проектного задания по методологии Agile
РАЗДЕЛ 4. Рефлексия «Дерево отзывов»
Методическая часть
Фрагмент технологической карты «Тренинг «Agile-трасформация»» Цель тренинга: получить практический опыт по применению Agile-методологии и Scrum при реализации проекта.
Ресурсы: наборы канцелярских товаров.
1.Командообразование. Разбить студентов на 3 команды (5- 7 человек). Тайминг: 2 минуты.
2. Теоретическая часть. Актуализация знаний. Тайминг: 7 минут.
Agile - методика управления проектной командой, проект разделен на несколько частей, вовлекаются в работу все участники.
Глоссарий
Спринт - отрезок времени, за который команда создаёт часть Продукта. Состав спринта: План + Работа+ Демо +Ретро.
Скрам-доска — инструмент визуализации работы над проектом. На ней размещаются три колонки: «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано».
В команде распределяются роли: владелец продукта, скрам-мастер, команда разработки.
Владелец продукта:
• представляет интересы заказчика,
• собирает информацию, в т.ч. у Заказчика,
• контролирует Бэклог Продукта (требования к продукту),
• оценивает результат спринта,
• отвечает за бюджет, ресурсы проекта.
Бэклог Продукта - это упорядоченный список известных требований к продукту.
Скрам-мастер:
• не возглавляет и не руководит командой,
• способствует повышению производительности работы,
• отвечает за тайминг и Scrum доску,
• представляет интересы команды и обеспечивает их защиту,
• обеспечивает обратную связь,
• защищает ее участников от любых отвлекающих факторов.
Команда разработки:
• исполнители задач проекта,
• самостоятельно решают, как выполнять свою работу.
Заказчик - источник информации. Ему можно задавать вопросы.
3. Проектное задание. Тайминг: 2 минуты.
Необходимо изготовить объемный 3D-макет коворкинг-зоны для университета, разработать дополнительные варианты использования данного помещения и представить Заказчику идею, воплощённую в макете. В командах назначают роли (скрам-мастер, владелец продукта).
4.Подписание договоров между Владельцем продукта и Заказчиком. Тайминг: 2 минуты.
5. 0 спринт. Планирование. Тайминг: 5 минут.
Разработка задач по проекту. Написать на стикерах задачи.
6. 1 спринт. Тайминг: 25 минут.
Выберите из списка задачи на 1 спринт. Распределите задачи в команде - запишите на каждом стикере с задачей, кто ответственные за ее реализацию.
Работа. Приступайте к реализации выбранных задач. Стикеры с задачами, которые в работе, поместите в колонку «Делаем». По мере завершения задач перемещайте стикер в колонку «Сделано».
Демо. Покажите результаты своей работы всей команде (с места, без пояснений). Новая рабочая версия продукта.
Ретро. Вы удовлетворены работой? Что можно улучшить в следующий спринт? (запишите в виде задачи).
7. 2 спринт. Тайминг: 10 минут.
Выберите оставшиеся задачи или невыполненные задачи, или задачи после 1 спринта. Распределите задачи в команде - запишите на каждом стикере с задачей, кто ответственные за ее реализацию.
Работа. Приступайте к реализации выбранных задач. Стикеры с задачами, которые в работе, поместите в колонку «Делаем». По мере завершения задач перемещайте стикер в колонку «Сделано».
Демо. Подготовьте финальную демонстрацию вашего продукта и перечень идей по возможным вариантам использования продукта на сцене перед всей группой.
Ретроспектива. Что получилось хорошо? Обсуждение процесса работы.
8. Презентация проектов Заказчику. Тайминг: 10 минут.
9. Рефлексия. Тайминг: 5 минут.
Какие роли были в команде? Соответствует ли продукт требованиям? Какие ошибки допустили представители команд в работе?
Выводы:
1. В работе проведен анализ soft skills как элемента в области знаний проектного управления по методологии PMBoK. В блоке «Управление человеческим капиталом» детализированы позиции, связанные с развитием soft skills у членов проектной команды.
2. Проведен анализ реализации учебных программ различного содержания. Акцентировано внимание на развитии soft skills у студентов университета. Для этого были проанализированы рабочие учебные планы ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» на наличие возможностей целенаправленно развивать soft skills (38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Профиль: Управление социально-экономическими системами, 38.03.02 Менеджмент. Профиль: Менеджмент организации, 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль: Прикладная информатика в экономике). Исследование выявило дефицит времени для формирования soft skills и соответственно необходимость введения факультативных занятий - тренингов для студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
3. Автором разработана программа «Развиваем soft skills». Содержательная часть программы включила тренинг по тайм-менеджменту, тренинг «Agile-трасформация», тренинг «Лидерство» и рефлексию в виде «Дерева отзывов».
Литература:
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
2. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719 (дата обращения: 03.12.2018).
3. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 9, №1(2017). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
4. Каменских Н.А. Проект «Молодежный проектный офис» // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы V1 международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево. 05 июня 2018 г. Научное издание. - Орехово-Зуево, ГГТУ, 2018. С. 120.
5. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, № 45, ст. 6947.
6. Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании. URL: https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/a46/a46cf257f717080c7ddd52206ee410f6.pdf (дата обращения: 15.01.2019)
7. Чуланова О.Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом // Вестник Университета (Государственный университет управления).2011. №16. С. 135-138.
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат экономических наук, доцент Капкаев Юнер Шамильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск); студент Лешинина Вера Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск); кандидат экономических наук, доцент Бенц Дарья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск)
ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. Переход от аналоговой экономики к цифровой сталкивается с проблемой качества кадрового обеспечения. Возникает необходимость формирования кадрового потенциала, владеющего новыми компетенциями цифровой экономики. Одних знаний и навыков становится недостаточно, рынок требует креативных специалистов, способных искать, создавать, обрабатывать, использовать, делиться и продавать данные, уметь взаимодействовать с другими людьми, обладать навыками soft-skills. Классическое образование не может дать все необходимые навыки будущим специалистам, поэтому использования концепции геймификации в образовании является одним из способов подготовки высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: геймификация, высшее профессиональное образование, цифровая экономика, soft-skills.
Annotation. The transition from analog to digital economy is faced with the problem of the quality of staffing. There is a necessity of formation of personnel potential of owning the new competencies of the digital economy. Some knowledge and skills are not enough, the market requires creative professionals, able to search, create, process, use, share and sell data, to be able to interact with other people who have the soft-skills. Classical education can give all the necessary skills to future professionals, so the use of the concept of gamification in education is one way of training highly qualified specialists.
Keywords: gamification, higher education, digital economy, soft-skills.
Введение. Цифровизация российской экономики приводит к изменениям на рынке труда и ставит работников и работодателей перед необходимостью адаптации к новым условиям. Повсеместная цифровизация бизнес-моделей и целых отраслей уже сегодня приводит к частичному замещению человеческого труда машинным и высвобождению значительной доли рабочей силы, что создаст новые трудности для компаний и государства [10]. Вместе с тем цифровые технологии и платформы положительно влияют на рынок труда облегчая поиск кадров, сокращая сроки поиска работы, повышая производительность сотрудников, что способствует улучшению ситуации вовлеченности кадров в экономику при помощи дистанционных рабочих мест.
Изложение основного материала статьи. Развитие глобальной миграции приводит к тому, что большую популярность набирает фриланс, вид занятости при которой специалисты не привязаны к определенному месту работы, могут заочно работать в команде, брать интересующие проекты и выполнять их эффективно в короткие сроки [1]. Некоторые современные компании уже сегодня отходят от фиксированного графика работы, позволяя сотрудникам самостоятельно планировать свое время [2]. Ярким примером является компания Google: в офисах компании отсутствует такое понятие как распорядок дня. Каждый сотрудник самостоятельно решает удобные часы для работы, в любое время сотрудник может пойти на урок сальсы, потом вернуться поработать несколько часов затем уйти с коллегами в бар на территории Google, снова вернуться на рабочее место и уйти домой тогда, когда решит сам. Главная цель заключается в выполнении работы в соответствии с планом.
В ближайшие несколько лет экономический уклад и рынок труда будут формироваться под воздействием ключевых трендов, которые уже оказывают влияние на устройство занятости в мировой экономике и продолжат стимулировать дальнейшие существенные изменения в среднесрочной перспективе.
На более низкоквалифицированные должности будет наблюдутся рост конкуренции за рабочие места. Тем не менее будет постоянно увеличиваться нагрузка на высококвалифицированных сотрудников. К 2025 году характер конкуренции за кадры существенно изменится с учетом ухода старого населения и выходом на рынок труда молодых работников поколения Z (1995 год рождения и младше). Данная категория людей с рождения пользуются цифровыми технологиями и имеют неограниченный доступ к информации. С приходом на трудовой рынок цифрового поколения будет происходить смена приоритетов: личный рост, баланс работы и личной жизни для них важнее финансового вознаграждения и карьеры.