Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/61PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кукса К. А. Психолого-педагогическая характеристика художественной продуктивно-созидательной компетенции // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kuksa K.A. (2020). Psychological and pedagogical characteristics of artistic productive and creative competence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.954(045) ГРНТИ 15.81.21
Кукса Кристина Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=1064674
Психолого-педагогическая характеристика художественной продуктивно-созидательной компетенции
Аннотация. Данная статья подчеркивает важность реформ в системе дополнительного образования, связанных с переосмыслением взглядов на формирование личности современного человека, развитие его креативности и художественно-творческих способностей, ориентированных на осуществление видов профессиональной деятельности. Положительной динамике изменений в этой области способствует исследование возможности формирования компетенций в процессе приобщения к культурно-творческому опыту, в целом, и приобщения к продуктивно-созидательной деятельности обучающихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества, в частности. Интерес к проблеме поднимает ее практическая значимость.
Научное обоснование художественной продуктивно-созидательной компетенции базируется на анализе психолого-педагогических источников, свидетельствующих о направленности компетенции на практическое применение знаний, умений и опыта в конкретном виде деятельности. В качестве базового условия предлагается рассмотреть содержание и структуру модели художественной продуктивно-созидательной компетенции на примере детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества.
Автором предложено детальное описание методов исследования структуры компетентностного состава, основанное на анализе возможных качественных психолого-педагогических изменений в сознании обучающихся в процессе приобщения к продуктивно-созидательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Целью констатирующего этапа исследования является составление психолого-педагогической характеристики рассматриваемой компетенции обучающихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества «Детской школы искусств» закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области в количестве 120 человек, возрастной категории от 10 до 12 лет. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод о наличии у обучающихся всех компонентов,
https:// mir-nauki. com
соответствующих данной модели. В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о низком и среднем уровнях сформированности компетенции у большинства респондентов.
Основываясь на психолого-педагогической характеристике и детальном анализе исследуемых структурных компонентов компетенции, были сделаны выводы о сниженных уровнях основных характеризуемых параметров и необходимости их целенаправленного взаимообусловленного развития. Намечена перспектива дальнейшего развития художественной продуктивно-созидательной компетенции у обучающихся студии в процессе приобщения к продуктивно-созидательной деятельности и создание благоприятных психолого-педагогических условий с целью развития целеустремленной, многогранной креативной личности, обладающей знаниями и опытом продуктивного созидания и самореализации в художественно-творческой деятельности, обладающей способностью на практике создавать оригинальные художественные образы.
Ключевые слова: художественная продуктивно-созидательная компетенция; компонентный состав; модель художественной продуктивно-созидательной компетенции; приобщение; продуктивно-созидательная деятельность; креативность
На сегодняшний день инновационные перемены, происходящие в системе общего образования, связанные с тенденцией преобладания гуманистической парадигмы и практической направленностью организации обучения, неминуемо задают вектор реформ в области дополнительного образования. Переосмыслены взгляды на формирование человека как личности [1; 2], развитие его творческих способностей [3]. В контексте этих перемен встает вопрос о важности приобщения подрастающего поколения к интеллектуальному и культурному опыту художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования детей, ориентированного на практическое использование способностей личности в конкретном виде деятельности при решении профессиональных и жизненных задач.
Приоритетным направлением модернизации в области дополнительного образования является организация многоуровневой системы освоения компетенций. Функцией процесса развития определенных компетенций является приобщение к опыту творческой деятельности и решения практико-ориентированных задач на основе полученных знаний и навыков, предпрофессиональная ориентация и формирование компетенций будущих профессионалов. В связи с этим возрастает необходимость научного обоснования идей о возможности формирования предпрофессиональных компетенций в процессе приобщения к культурно-творческому опыту на примере деятельности обучающихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества.
Исследования компетентностного подхода как принципа организации образования, предполагающего существенное повышение практической направленности (А.В. Хуторской [4], И.А. Зимняя [5], Ю.В. Варданян [6]), остаются актуальными в следствии возникновения новых, требующих решения, проблем. За последние десятилетия большинство ученых не пришли к единому мнению по вопросу соотношения понятий «компетенция» и «компетентность». Некоторые из них отождествляет эти понятия. Другая часть исследователей считает необходимым дифференцировать понятия в различных соотношениях. И.А. Зимняя определяет компетентность как «проявляемое в деятельности, в решении человеком разнообразных социальных и профессиональных задач интегративное личностное качество» [5, с. 28]. Э.Ф. Зеер называет компетентность совокупностью знаний, умений и опыта,
Введение
https:// mir-nauki. com
констатируя, что «способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обуславливает компетенцию» [7, с. 29].
Анализ психолого-педагогических источников позволил выявить сходство взглядов большинства ученых на компетенции как на способности личности, осуществляющей применение знаний, умений и опыта в конкретном виде деятельности при решении практических задач (Ю.В. Варданян [6], А.В. Хуторской [4] и др.).
Внедрение новых образовательных стандартов, ориентирующихся на компетентностную основу, вызывает значительный практический интерес к моделированию художественно-творческих компетенций. Так, написан ряд диссертаций: о компетентностном подходе в учреждениях дополнительного образования (Н.Б. Смирнова [8]), о формировании компетенций у студентов-дизайнеров (И.М. Майорова [9]), будущих учителей изобразительного искусства (Н.М. Чайка [10]), об активизации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования (А.А. Титов [11]) и т. д.
Тенденция более детального обсуждения формируемых компетенций особенно насущна для учреждений дополнительного образования, где опыт освещения данной проблемы недостаточный и существует дефицит научно-методического обеспечения, а система формирования и развития компетенций исследована фрагментарно.
В рамках актуальности подобных исследований рассмотрим характеристику модели компетенции, которая развивается в процессе приобщения обучающихся в системе дополнительного образования в рамках детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества к продуктивно-созидательной деятельности. Обоснование психолого-педагогической модели художественной продуктивно-созидательной компетенции как актуальная форма приобщения к продуктивно-созидательной деятельности учащихся позволяет расширить практико-ориентированный потенциал в области дополнительного образования детей, открывает новые возможности для самоактуализации и самореализации личности в творческой деятельности.
Возраст обучающихся студии 10-12 лет характеризуется подростковым периодом, связанным с активным преобразованием сознания и восприятия окружающей действительности, формирования системы взаимоотношений. Данный возрастной период является наиболее благоприятным для активизации коллективной творческой деятельности и развития личности средствами декоративно-прикладного и художественного творчества. Этот период наиболее благоприятен для формирования способности осмысления культурно-нравственных ценностей и идеалов [2], приобретения знаний об окружающем мире через творческую деятельность, присущую учреждениям дополнительного образования и способности к освоению компетенций в определенных видах деятельности, направленных на познание и преобразование объектов действительности.
Психолого-педагогическое обоснование художественной продуктивно-созидательной компетенции, формирующейся в процессе приобщения обучающихся студии декоративно-прикладного и художественного творчества к продуктивно-созидательной деятельности, строится на возникновении позитивного изменения, которое выражается в способности осуществлять данный вид деятельности с целью создания оригинального творческого продукта.
Способности личности обучающихся характеризуются уровнями приобретенных художественных знаний, умений, навыков, мыслительных и личностных качеств, ценностных установок, художественной ориентации, мотивационной направленности, владения художественными средствами и т. д.).
Следовательно, предлагаемая структурно-содержательная модель художественной продуктивно-созидательной компетенции обучающихся предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, соотносящихся с содержательными аспектами необходимыми для осуществляемой деятельности:
• мотивационно-ценностного (мотивационной направленности и ценностного отношения к изучаемому виду деятельности);
• когнитивного (содержание знаний в области теоретических основ изобразительного, декоративно-прикладного искусства и художественного творчества);
• исполнительского: (содержание исполнительского мастерства и опыта решения творческих задач: умений создавать оригинальные художественные образы, технических и эстетических навыков);
• креативного (креативных способностей, мыслительных и личностных качеств);
• эмоционально-волевого (эмоционально-волевой саморегуляции).
Для получения психолого-педагогической характеристики художественной продуктивно-созидательной компетенции у обучающихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества проведено эмпирическое исследование ее исходного уровня, в основу которого была положена данная модель.
Методы
В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования, включающие в себя подбор методов для исследования исходного уровня художественной продуктивно-созидательной компетенции у обучающихся детской студии.
Исходя из выделенных компонентов художественной продуктивно-созидательной компетенции, была проведена психолого-педагогическая диагностика сформированности данной компетенции у учащихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества «Детской школы искусств» закрытого административно-территориального образования Озерный в количестве 120 человек, возрастной категории от 10 до 12 лет.
По мотивационно-ценностному компоненту исследовались:
• уровень мотивационной направленности учащихся студии - с помощью «Методики изучения мотивации обучения обучающихся 5-7 класса (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) [12, с. 35-3], по которой учащиеся выбирали наиболее приемлемые для них варианты предложенных ответов на неоконченные предложения по шести содержательным блокам мотивационной направленности;
• уровень групповой мотивации (умение работать в коллективе) - на основе «Диагностики групповой мотивации» (И.Д. Ладанов) [13, с. 67], где учащимся предлагались на рассмотрение факторы, на основании которых они оценивали состояние мотивации, существующее в коллективе;
• уровень ценностного отношения - «Диагностика ценностных ориентаций подростков» (М.И. Лукьянова) [14, с. 68-85], где учащиеся выбирали утверждения анкеты, наиболее отражающие их мнение о ценности данного вида деятельности.
По когнитивному компоненту исследовались показатели владения теоретическими знаниями и интеллектуальным опытом в ходе самостоятельной работы. Учащимся были предложены тестовые вопросы по изобразительному, декоративно-прикладному и художественному творчеству (в рамках учебной программы студии). Критериями оценки являлись уровни владения учебным материалом, использования теоретических знаний и опыта для четких и обоснованных ответов на тестовые вопросы и задания.
По исполнительскому компоненту исследовались уровни владения навыками исполнительского мастерства и опытом решения практических задач в процессе продуктивно-созидательной деятельности с помощью анализа продуктов творческой деятельности. Учащимся было предложено задание, создать художественный образ на тему «Образы любимых сказочных героев», отражая свое отношение к любимым героям, подчеркивая их характеры и используя все имеющиеся исполнительские навыки. Анализировались и оценивались готовые работы детей.
По креативному компоненту исследовались уровни проявления креативных способностей, мыслительных и личностных качеств, исходный уровень креативности и творческого мышления, которые способствуют творческому проявлению в продуктивно-созидательной деятельности, с помощью применения «Теста креативности» Е.П. Торренса (диагностики творческого мышления) [15]. Учащимся были предложены субтесты с заданиями: нарисовать картинку на основе цветового овального пятна; завершить незаконченные стимульные фигуры, придумав им названия; создать не повторяющийся рисунок на основе каждой из 30 пар линий.
По эмоционально-волевому компоненту для исследования уровня эмоциональности была применена методика «Определение эмоциональности» В.В. Суворова (Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования) [16, с. 382]. Учащимся было предложено ответить на 15 вопросов за короткое время.
Уровень волевой саморегуляции компетенции, отражающий ее волевую сторону, исследовался с помощью методики «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина) [17], где в качестве стимульного материала учащимся предлагался образец из приложения и простой карандаш. В течение 5 минут учащимися выполнялось задание с соблюдением определенных правил и последовательности.
Результаты исследования
Данные, полученные с помощью «Методики изучения мотивации обучения» характеризуют мотивационную направленность обучающихся студии и отражаются в уровневых показателях по шести блокам мотивов. Большинство обучающихся студии обладает таким ведущим мотивом, как желание достичь успеха и препятствовать неудачам. При этом, более чем у половины обучающихся внутренние мотивы доминируют над внешними. Направленность мотивации на познавательную и социальную сферы у обучающихся соответствует среднему уровню, так как половина из них владеет высоким и средним показателем по этому блоку мотивов.
Низким уровнем направленности мотивации на личностный смысл и способность к целеполаганию обладает примерно две третьи обучающихся, что в среднем значении показателей соответствует сниженному уровню мотивации учения. Более чем две третьи обучающихся не способны к выражению учебных мотивов в собственном поведении. В результате исследования по первому параметру мотивационного компонента у обучающихся студии были выявлены все блоки мотивов, которые в основном представлены на среднем и низком уровнях.
Данные, полученные с помощью методики «Диагностика групповой мотивации» характеризуют коллективную мотивацию обучающихся и свидетельствуют о низком уровне мотивов на получение положительных групповых результатов более чем у половины обучающихся студии. Коллективная мотивация, выражается недостаточной согласованностью общих целей, интересов и действий, недостаточным взаимодействием внутри коллектива.
С помощью «Диагностики ценностных ориентаций подростков» обнаружено, что наиболее низким уровнем ценностных ориентаций, свидетельствующем о недостаточном понимании значимости общественно-полезной деятельности обладает одна треть обучающихся. Примерно такая же их часть обладает низким уровнем потребности в познании и позитивном отношении к познавательному процессу. Сниженный уровень ценностного отношения к себе как личности, обнаружен у десятой части исследуемых. Примерно такое же количество обладает сниженным уровнем ценностного отношения к другим людям.
В ходе исследования выявлено, что большинство обучающихся студии недостаточно осознает значимость общественно-полезной работы и познавательного процесса. При этом положительную роль играет обладание большинством обучающихся такими качествами, как стремление к достижению успехов в учебной деятельности, мотивированность на познавательную и социальную сферы деятельности и понимание ценности своей личности и ценности отношения к другим людям.
С помощью анализа результатов самостоятельной работы (тестирования) обучающихся по основам теоретических знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, более чем одной трети обучающихся был обнаружен сниженный уровень знаний и интеллектуального опыта. Данный параметр характеризует когнитивный компонент компетенции. В ходе исследования выявлено, что уровни знаний по изучаемым видам творчества выражены у большинства обучающихся средними показателями. Наиболее высоким уровнем знаний обладают обучающиеся в области изобразительного искусства. Высокие показатели по этому параметру были обнаружены у четверти обучающихся, более чем у трети обучающихся выявлен низкий уровень, остальные обладают средним уровнем знаний. По декоративно-прикладному искусству половина детей обладают средним уровнем знаний, сниженный уровень был обнаружен у третьей части. По основам художественного творчества пятая часть обучающихся показала высокий уровень, оставшаяся часть детей в равных долях владеет знаниями на среднем и низком уровнях.
Данные, полученные в ходе анализа продуктов деятельности, характеризуют исполнительское мастерство и опыт практической деятельности, характеризующих исполнительский компонент участников студии. Они отражаются в уровневых показателях по критериям исполнительского мастерства. Почти половина обучающихся не смогли выразить в своих работах глубину содержания. В работах более двух пятых исследуемых отмечен низкий уровень целостности и выразительности исполнения. Более чем треть обучающихся не обладают оригинальностью исполнительского замысла. Столько же обучающихся не сумели раскрыть содержания произведения художественными средствами выразительности. Четверть учащихся студии слабо владеет образной выразительностью, техническими навыками, мастерством культуры исполнения. Более десятой части исследуемых затрудняется выполнять работу самостоятельно, осознанно и непринужденно. По результатам анализа эмпирических данных средняя оценка продуктов деятельности обучающихся по всем критериям исполнительского мастерства находится на нижней границе среднего уровня.
Данные, полученные с помощью применения «Диагностики творческого мышления», позволили охарактеризовать уровень креативных способностей, мыслительных и личностных качеств обследованных подростков по определенным параметрам, обладание которыми у большинства обучающихся студии соответствует норме или находится ниже нормы.
Сниженный уровень параметров «Беглость» и «Оригинальность» обнаружен у трети учащихся, сниженный уровень «Гибкости» - у четверти обучающихся. Сниженным показателем «Точности» обладают чуть менее пятой части исследуемых. По данным исследования сниженным уровнем креативности и творческого мышления обладает более чем треть обучающихся студии. Средний показатель уровня креативности всех респондентов равен 42,4 по шкале Торренса. Эмпирические данные по креативным способностям свидетельствуют, что на данном этапе исследования у детей наблюдается нижняя граница нормы, отражающая креативный компонент компетенции.
С помощью методики «Определение эмоциональности» выявлено, что повышенным уровнем эмоциональности обладает почти две третьих респондентов, средним уровнем -немного более трети, а сниженным - почти десятая часть обучающихся. По данным тестирования средний уровень эмоциональной саморегуляции подростков, характеризующий эмоционально-волевой компонент, близок по значению к показателю повышенной эмоциональности.
Данные, полученные помощью методики «Определение уровня волевой саморегуляции», отражающие волевые качества обучающихся в эмоционально-волевом компоненте, свидетельствуют о том, что половина обучающихся обладает данными качествами на удовлетворительном уровне. Средний уровень зафиксирован у трети респондентов. Низким уровнем обладает десятая часть исследуемых. Столько же обладает высоким уровнем саморегуляции. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточно развитой эмоционально-волевой сфере обучающихся.
Обсуждение и выводы
В процессе исследования создана психолого-педагогическая модель продуктивно-созидательной компетенции обучающихся детской студии декоративно-прикладного и художественного творчества в возрасте 10-12 лет в системе дополнительного образования.
Данная компетенция характеризуется следующими структурными компонентами:
• мотивационно-ценностным, включающим в себя уровни мотивационной направленности, коллективной мотивированности и ценностного отношения обучающихся к деятельности студии;
• когнитивным, включающим уровни знаний и интеллектуального опыта в области теории и технологии изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного творчества;
• исполнительским, включающим исполнительское мастерство и опыт практической деятельности;
• креативным, включающим креативные, мыслительные и личностные качества обучающегося;
• эмоционально-волевым, включающим проявления эмоциональной устойчивости и волевой саморегуляции.
В ходе диагностического исследования было выявлено, что обучающиеся студии на том или ином уровне обладают всеми элементами структурного состава компетенции. Анализ полученных на констатирующем этапе эмпирических данных позволил составить психолого-педагогическую характеристику исходного уровня художественной продуктивно-созидательной компетенции.
Мотивационно-ценностный компонент представлен в ней градацией сниженного и среднего уровней основных параметров мотивационной направленности, исследованных с помощью «Методики изучения мотивации обучения», сочетающихся с низким уровнем коллективной мотивации («Диагностика групповой мотивации») и средним уровнем ценностных ориентаций («Диагностика ценностных ориентаций подростков»).
В когнитивном компоненте у большинства обучающихся параметры теоретических знаний и интеллектуального опыта по содержанию учения, исследованные при помощи анализа результатов самостоятельной работы, находятся на нижней границе нормы.
В исполнительском компоненте показатели исполнительского мастерства и опыта практической деятельности были изучены с помощью анализа продуктов деятельности и, в основном, представлены на среднем и низком уровне.
В креативном компоненте показатели креативных способностей, мыслительных и личностных качеств у обучающихся, выявленные с помощью «Диагностики творческого мышления», находятся на нижней границе нормы.
В эмоционально-волевом компоненте показатели эмоциональной устойчивости, исследованные с помощью методики «Определение эмоциональности» характеризуются повышенным уровнем, а параметры волевой саморегуляции, исследованные с помощью методики «Определение уровня саморегуляции» - сниженным уровнем.
Детальный анализ структурных компонентов компетенции показал, что по большинству характеризуемых параметров диагностированы сниженные уровни. Таким образом, характеристика художественной продуктивно-созидательной компетенции обучающихся студии свидетельствует о необходимости дальнейшего развития художественной продуктивно-созидательной компетенции в процессе целенаправленного приобщения к творческой деятельности, что составляет перспективу данного исследования. В предстоящей работе следует обратить внимание на создание благоприятных условий для подобного приобщения с целью развития целеустремленной, многогранной креативной личности, обладающей знаниями и опытом продуктивного созидания и самореализации в художественно-творческой деятельности и способной на практике создавать оригинальные художественные образы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова, К.А. Психолого-педагогические проблемы современного социума: Монография / К.А. Абульханова [и др.]; под ред. Е.А. Левановой и А.В. Мудрика // МПГУ. - М. - 2018. - 298 с.
2. Фельдштейн, Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д.И. Фельдштейн. - Образование и наука. - 2013. - № 9 (108). - С. 3-23.
3. Медведева, Т.Ю. Роль творческой деятельности в эстетическом воспитании подрастающего поколения / Т.Ю. Медведева, Д.М. Фомина // В сборнике: Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Мининский университет. -2018. - С. 131-133.
4. Хуторской, А.В. Модель компетентностного образования / А.В. Хуторской // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 12. - С. 9-16.
https:// mir-nauki. com
5.
6.
7.
8. 9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16. 17.
Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31.
Варданян, Ю.В. Изучение психологии как источник развития субъекта профессионально-педагогической компетентности [Текст] / Ю.В. Варданян // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 10-14.
Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 4. - С. 6-11.
Смирнова, Н.Б. О формировании предпрофессиональных компетенций у учащихся художественных школ / Н.Б. Смирнова, Ю.А. Семенова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2018. - № 1 (97). - С. 124-131.
Майорова, И.М. Сущность и содержание проектировочной компетенции в процессе художественно-творческой деятельности студентов - дизайнеров / И.М. Майорова, Р.А. Фахрутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6 (131). - С. 78-80.
Чайка, Н.М. Формирование профессиональной индивидуальности будущих педагогов-художников / Н.М. Чайка, М.С. Чвала // Право и практика. - 2017. - № 4. - С. 269-274.
Буровкина, Л.А. Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции / Л.А. Буровкина, А.А. Титов // Педагогический журнал. 2017. - Т. 7. - № 6A. - С. 88-95.
Лукьянова, М.И. Учебная мотивация школьников / М.И. Лукьянова // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 35-43.
Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин // М.: 2018. - №2 - 720 с.
Лукьянова, М.И. Ценностные ориентации школьников / М.И. Лукьянова // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 1. - С. 68-85.
Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. -СПб: Питер, 2012. - 434 с.
Методика «Определения уровня саморегуляции» // URL: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00280.htm (дата обращения: 18.09.2019).
https:// mir-nauki. com
Kuksa Kristina Aleksandrovna
Mordovian state pedagogical university named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: [email protected]
Psychological and pedagogical characteristics of artistic productive and creative competence
Abstract. This article emphasizes the importance of reforms in the system of additional education related to rethinking the views on the formation of the personality of a modern person, the development of his imagination and artistic creativity, focused on the implementation of professional activities. The positive dynamics of changes in this area is facilitated by the study of the possibility of forming competencies in the process of familiarizing with cultural and creative experience, in general, as well as, initiation of the productive and creative activities of students in the children's studio of decorative and applied arts, in particular. Interest in the problem raises its practical importance.
The scientific substantiation of artistic, productive and creative competence is based on the analysis of psychological and pedagogical sources, indicating the focus of competence on the practical application of knowledge, skills and experience in a specific type of activity. As a basic condition, it is proposed to consider the content and structure of a model of artistic, productive and creative competence on the example of a children's studio of decorative and applied arts.
The author proposes a detailed description of the methods for studying the structure of the competence composition, based on the analysis of possible qualitative psychological and pedagogical changes in the consciousness of students in the process of becoming involved in productive and creative activity, taking into account age and individual characteristics.
The purpose of the ascertaining stage of the study is to compile the psychological and pedagogical characteristics of the considered competence of students in the children's studio of decorative, applied and artistic creativity of the kids art school of the closed administrative-territorial formation Ozyorny of the Tver region in the number of 120 people, age category from 10 to 12 years.
Based on the empirical data obtained from the children's art school, it was concluded that the students have all the components corresponding to this model. As an argument, data are presented that indicate low and medium levels of competence formation among the majority of respondents.
Based on the psychological and pedagogical characteristics and detailed analysis of the studied structural components of competence, conclusions were drawn about the reduced levels of the main characterized parameters and the need for their interdependent development. The prospects for the further growth of artistic productive and creative competence among students of the studio in the process of familiarizing themselves with imaginative activities. Moreover, the creation of favorable psychological and pedagogical conditions in order to develop a purposeful, multi-faceted creative personality with knowledge and experience of productive creation and self-realization with the ability to create original artistic images in practice.
Keywords: artistic productive and creative competence; component composition; model of artistic productive and creative competence; familiarization; productive and creative activity; creativity