УДК 377.8
ББК 74.479+74.005.4
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-162-169
С.А. Чернышева
(Челябинский педагогический колледж № 1, г. Челябинск, Россия)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Обоснована актуальность формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, уточнены понятия «компетенция» и «художественно-эстетическая компетенция». Показано, что художественная компетенция является составной частью комплексных компетенций; эстетическая компетенция -система профессиональных качеств личности. Рассмотрены компоненты художественно-эстетической компетенции, выведены педагогические условия ее формирования, указаны способы диагностики, предложены практические пути формирования указанной компетенции, определены дальнейшие перспективы ее изучения.
Ключевые слова: художественно-эстетическая компетенция, компоненты художественно-эстетической компетенции, условия формирования художественно-эстетической компетенции.
S.A. Chernysheva
(Chelyabinsk teacher training college №1, Chelyabinsk, Russia)
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF FORMING ARTISTIC AND AESTHETIC COMPETENCE OF TEACHER TRAINING COLLEGE STUDENTS
Topicality of forming the artistic and aesthetic competence of teacher training college students is proved, concepts "competence" and " artistic and aesthetic competence" are specified, components of artistic and aesthetic competence are discussed, conditions of its formation jo are determined, ways of diagnosing are shown practical ways of forming the competence are
CQ
| proposed and further research prospects are outlined.
x Keywords: artistic and aesthetic competence, components of artistic and aesthetic competence, conditions of forming the artistic and aesthetic competence.
Известно, что общая концепция образования изменяется вслед за политической и экономической ситуацией в стране. Следствием этого становятся новые законы, отражающие новые потребности общества, в частности, закон «Об Образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорит о приоритете творческого и профессионального развития человека, удовлетворении его образовательных потребностей и интересов [11, с. 3]. Принятие этого закона обостряет противоречие, что отражено Н.В. Ува-риной следующим образом: «На социально-педагогическом уровне существует противоречие между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, глубокие знания, способных самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы и существующей системой образования, не нацеленной пока на развитие творческих качеств личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей» [10, с. 6]. Таким образом, творческое развитие подрастающего поколения становится первоочередной задачей современного образования и требует от системы образования новых методов.
Особую роль в творческом развитии подрастающего поколения в настоящее время отводят культуре и искусству. В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы (от 25 августа 2008 г. № 1244-р) сказано, что основными целями художественного образования на данном этапе являются: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.
В связи с этим формирование компетенций, «отвечающих» за развитие творческой индивидуальности, в том числе, художественно-эстетического вкуса и художественных способностей становит-
ся актуальной проблемой современного образования.
Среди проблем среднего профессионального педагогического образования выделяется следующая: противоречие между необходимостью формировать художественно-эстетическую компетенцию у студентов педагогического колледжа и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса. Данное противоречие обусловлено несоответствием между необходимостью формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа и организацией учебного процесса, ориентированного, преимущественно, на репродуктивную деятельность; необходимостью применения эффективных методов обучения с целью формирования данной компетенции у студентов педагогического колледжа; необходимостью создания педагогических условий для ее успешного формирования.
В данном исследовании мы опираемся на труды ученых, изучавших теории художественного развития и эстетического воспитания (Д.Б. Богоявленская, Э.В. Ильенков, А.А. Мелик-Пашаев. Б.М. Неменский.Я. А. Пономарев, Ю. А. Полуянов, В.Я. Пропп, В.А. Разумный, Н.Н. Ростовцев, ОК. Тихомиров, Н.В. Ува-рина, К.Д. Ушинский, А.В. Федоров, Б.П. Юсов и др.), а также на труды исследователей, разрабатывающих концепции формирования и развития художественной, эстетической и художественно-эстетической компетенций (В.А. Варданян, А.В. Деревицкая, Е. А. Киндлер, Л. А. Клыкова, Т.А. Кравцова, Л.М. Масол, Е.Н. Попова, Ю.А. Стюарт, В.П. Фалько, Е.А.Шадрина, О.В. Шокот и др).
Анализ многочисленных исследований показывает, что формирование художественно-эстетической компетенции студентов педагогического колледжа будет более успешным если: в качестве теоретико-методологической основы проектирования данного процесса выступят междисциплинарный, партисипативный
го
*
ч
ф
ц ц
о
о ф
т
Ш С!
0 ф а. 1=
1 ш ~ °
I-
О I
^ £
-О ^
о >1
ф
5 *
о ^
а. ^
1= I
<и
-О I-
СО ф
о о
О о ф ф
О Б
§ 5з
° ?
§ -
Т ф
о ш
ьг I-
^ О
I- ф
£ *
9. 3
и полихудожественный подходы; на их основе будет создана педагогическая модель, специфической особенностью которой будет дидактически подготовленный интегрированный материал; реализация модели будет осуществляться при наличии комплекса организационно-педагогических условий, таких как: организация взаимодействия субъектов педагогического общения на основе партисипативного подхода; применение в процессе обучения проектного, исследовательского и проблемного методов; применение полихудожественного под-
хода для создания художественно-эстетической среды и обогащения художественно-эстетического опыта студентов в процессе практической деятельности.
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, О.В. Чу-раковой, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровиц-кого и др. Основные определения понятия «компетенция» отражены в таблице 1.
Таблица 1. Разнообразие определений понятия «компетенция»
№ ФИО исследователя Определение понятия «компетенция»
1 А.С. Белкин [1, с. 4] ... совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива
2 Э.Ф. Зеер [2, с. 16]. обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной и профессиональной деятельности; это способности человека реализовать на практике свою компетентность
3 Г.К. Селевко [7, с. 52] образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении им методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами
4 А.В. Хуторский [12, с. 109] круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом; совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности
Анализ современных исследований позволяет нам рассматривать компетенцию как совокупность знаний, умений, навыков, обобщенных способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов <о и необходимых для качественной про-| дуктивной деятельности и разрешения ^ типовых проблемных ситуаций в про-!г фессиональной деятельности; компе-^ тентность же определяется как интегри-
рованная характеристика, включающая деятельность, личностные качества, готовность реализовать на практике свой потенциал.
Взаимосвязь этих понятий можно обозначить следующим образом - компетентность является актуальным проявлением компетенции, она формируется и проявляется в процессе деятельности. При этом компетенция будет относительно статичной категорией, ее можно
описать определенными структурными параметрами; компетентность же будет динамичной характеристикой, состоянием, которое может изменяться.
В последнее время многие исследователи рассматривали в своих работах проблемы формирования (развития) художественной, эстетической и художественно-эстетической компетенций. В частности, художественно-проектную компетенцию изучали А.В. Деревиц-кая, В.П. Фалько, гуманитарно-художественную - Т.А. Кравцова, художественно-педагогическую - В.А. Варданян. Эстетическая компетенция описана в диссертациях Е.А. Киндлера, Е.Н. Поповой, Е.А. Шадриной, О.В. Шокот. Художественно-эстетическую компетенцию изучали Л.А. Клыкова, Л.М. Масол и Ю.А. Стюарт.
На основании анализа указанных источников резюмируем, что художественная компетенция является составляющей частью комплексных компетенций и подразумевает:
1) теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения и пр.;
2) опыт практической творческой деятельности по созданию произведения искусства и декоративно-прикладного творчества;
3) умение оценивать художественный уровень различных произведений искусства;
4) общую когнитивную сложность картины мира ученика, общую способность к восприятию многомерности и альтернативности языков искусства. Эстетическая компетенция - это система профессиональных качеств личности, включающая в себя:
1) способность понимать и интерпретировать произведения искусства;
2) способность создавать творческие работы на высоком эстетическом уровне, сформированный эстетический вкус;
3) сформированную мотивацию к творческой деятельности и творческому росту;
4) сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства.
Основные определения художественно-эстетической компетенции отражены в таблице 2.
Таблица 2. Определения понятия «художественно-эстетическая компетенция»
№ ФИО исследователя Определение художественно-эстетической компетенции
1 Ю.А. Стюарт [8, с. 43] необходимый компонент культуры, обеспечивающий развитие личности, включающий совокупность теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств, имеющих важное значение для успешной реализации в будущем школьном и последующем образовании
2 Л.А. Клыкова [3, с. 41] система внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую входят художественно-эстетические знания, социальные установки, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях и чувственном опыте обучаемого, а также свободном владении художественно-эстетическими средствами и достижении адекватного восприятия художественно-эстетической ситуации
3 Л.М. Масол [5] готовность личности к художественно-творческой реализации, самостоятельному познанию искусства, эстетической оценке произведений искусства
го
*
ч
ф
ц ц
о ^
е
о ^
о ф
т
m ч
0 ф ü. с
1 m ~ °
а н
О I £
-О Ъ
о >1
ф
о s
Ü. IX
1= I
-ü <u
-D I-
Ш ф
О 1=
8 i
о ^
О о ф ф
О 53
§ 53
Ч т
° ?
§ -
Т ф
о ш
ьг Is о н Ф
£ *
О d
ф S
I— X
В целом, все исследователи в своих определениях выделяют следующие главные компоненты художественно-эстетической компетенции: художественно-эстетические знания, умения и опыт; эстетическую ориентированность, основанную на знаниях и чувственном опыте; готовность к художественно-творческой реализации; готовность к эстетической оценке произведений искусства.
Опираясь на труды указанных ученых и учитывая специфику обучения студентов педагогического колледжа, определим художественно-эстетическую компетенцию как комплексную характеристику личности будущего педагога, состоящую из следующих компонентов:
1) когнитивный компонент: художественно-эстетические знания, умения и опыт (теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения, технологии художественной обработки материалов); общая когнитивная сложность картины мира;
2) мотивационный компонент: сформированная мотивация к творческой художественно-эстетической деятельности и творческому росту; способность и готовность обучать художественно-эстетическому творчеству будущих учеников;
3) деятельностный компонент: опыт успешной практической творческой деятельности по созданию произведений искусства и декоративно-прикладного творчества;
4) эстетический компонент: общая способность к восприятию, пониманию и интерпретации произведений искусства; сформированный эстетический вкус; сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства. Однако, анализ многочисленных ис-
¡5 следований в теории позволяет отметить, § что нет единой классификации компетенций. Для нашего исследования наибо-
иг „
^ лее подходящей основой может служить о классификация, которую разработал
С.М. Коломиец на базе исследований И.А. Зимней. Классификация включает познавательные (когнитивные) компетенции, творческие компетенции, социально-психологические компетенции и профессиональные компетенции [4, с. 13]. Опираясь на эту типологию, отнесем художественно-эстетическую компетенцию к группе профессиональных компетенций.
Одной из важных проблем, возникающих при изучении процесса формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, является проблема диагностики сформированности указанной компетенции. Очевидно, что каждый из компонентов компетенции требует отдельного инструмента диагностики.
Диагностическими инструментами для определения уровня сформирован-ности художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа в нашем исследовании являются: анкета для когнитивного и деятель-ностного компонентов, экспертные рейтинговые опросники №2 и №3 Рензулли (адаптация Е.Е. Туник) [9, с. 42-72] для мотивационного компонента, методики «Описание предмета» и «Группировка картинок» по А.А. Мелик-Пашаеву [6, с. 67-106] для эстетического компонента.
В логике исследования рассмотрим, какие педагогические условия, на наш взгляд, способствуют успешному формированию художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа. Вслед за Н.В. Яковлевым и Н.О. Яковлевой [13] под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности и являющихся по отношению к нему внешними факторами. Условия должны обладать свойствами необходимости и достаточности. Необходимость данных педагогических условий выявлена нами в ходе анализа психолого-педагогической литературы, достаточность их определяется в ходе опытно-экспериментальной работы.
Очевидно, что педагогические условия образуют комплекс. Под комплексом мы понимаем совокупность условий, в наибольшей степени соответствующих выбранной методологии исследования и особенностям формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа, учитывающую развертывание основных педагогических процессов.
Придерживаясь авторских точек зрения (Н.В. Уварина [10], С.И. Коломиец [4], А.С. Белкин [1]) мы определили три педагогических условия в комплексе:
1) организация взаимодействия субъектов педагогического общения на основе партисипативного подхода;
2) применение в процессе обучения проектного, исследовательского и проблемного методов;
3) применение полихудожественного подхода для создания художественно-эстетической среды и обогащения художественно-эстетического опыта студентов в процессе практической деятельности.
Мы считаем, что указанные организационно-педагогические условия являются необходимыми и достаточными для формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе.
Рассмотрим, как реализуются указанные условия у студентов педагогического колледжа в рамках образовательной области «технология».
Для реализации первого условия мы используем партисипативный подход, который заключается во взаимодействии педагога и студента на паритетных началах, совместное принятие решений, добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса. Кроме этого, мы выявили, что важнейшую роль при этом играет индивидуальный стиль коммуникативной деятельности педагога. Мы воздерживаемся от проявлений авторитарности и попустительства, выбирая деловой
подход к решению учебных вопросов. При этом мы стараемся предоставлять возможно большую инициативу студентам; демонстрируем безусловную дружественность и заинтересованность в личных достижениях студента, даем возможность самостоятельно добывать нужную информацию.
Кроме этого, мы выбираем такие формы работы, при которых студенты помогают друг другу в работе, поощряем взаимопомощь, взаимовыручку и участие в парных и коллективных проектах. Также мы организуем кураторство внутри групп, при котором к отстающим студентам «прикрепляется» куратор, которому за повышение успеваемости курируемого студента выставляются дополнительные баллы.
Для реализации второго условия мы используем в процессе обучения проектный, исследовательский и проблемный методы. Основным является проектный метод. В нашем случае студенты создают различные средства обучения по предмету «Технология» для студентов и школьников. Это учебные, учебно-методические и методические пособия, электронные технологические карты, видеоуроки и пр.
Кроме этого, мы широко практикуем межпредметные проекты, позволяющие студентам проявить максимум самостоятельности и креативности. В настоящее время это иллюстрирование книг при помощи разнообразных техник (оригами, лепка из пластилина, аппликация), создание слайд-шоу и анимационных мультфильмов. Мы предоставляем студентам возможность не только выбрать уровень сложности задания, но и решить, какую роль он будет играть в проекте - организатор, исполнитель или координатор, какую часть проектной работы он может выполнить хорошо. Как правило, студенты в процессе выполнения проекта меняются ролями и зачастую осваивают все необходимые роли.
Важным нововведением является критериальная самооценка и взаимоо-
го
*
ч
ф
ц ц
о
о ф
т
Ш С!
0 ф
а. 1=
1 ш ~ °
I-
О I
^ а
-О ^
о
ф
5 *
о ^
а. ^
1= I
<и
-О I-
Ш ф
О О
О о Ф ф
0 Б
§ 53
° §
§ -
1 Ф
о ш
ьг I-
з; о
I- Ф
9. 3
х
ценка в процессе проектной деятельности, самодиагностика и экспертная оценка проектов. При этом преподаватель первоначально помогает сформулировать критерии, показатели и уровни для оценки каждого проекта в отдельности, предоставляя затем студентам возможность делать это самостоятельно.
Для реализации третьего условия (отчасти это пересекается со вторым условием) мы в основном практикуем участие студентов во внеклассной и внеурочной деятельности, связанной с получением художественно-эстетического опыта. Можно отметить активное и пассивное участие студентов: активным мы назовем участие студентов в разнообразных выставках, оформление мероприятий, просветительскую и методическую работу; пассивным мы считаем посещение музеев, театров и выставочных площадок города.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа является актуальной проблемой современного среднего педагогического образования. Художественно-эстетическая компетенция студентов педагогического колледжа есть комплексная профессиональная компетенция, состоящая из когнитивного, мотивационного, деятельностного и эстетического компонентов. Педагогическими условиями формирования указанной компетенции являются: организация взаимодействия субъектов педагогического общения на основе партисипатив-ного подхода; применение в процессе обучения проектного, исследовательского и проблемного методов; применение полихудожественного подхода для создания художественно-эстетической среды и обогащения художественно-эстетического опыта студентов в процессе ¡5 практической деятельности. § Образовательная область «техноло-
гия» является наиболее подходящей для ^ формирования художественно-эстети-Ь ческой компетенции, так как позволя-
ет реализовать на практике указанные условия. Дальнейшие перспективы исследования нацелены на разработку и апробацию модели формирования художественно-эстетической компетенции. Библиографический список:
1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. -478 с.
3. Клыкова Л.А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей: дисс. ... к.п.н. - Челябинск, 2009. - 212 с.
4. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. -М.: Изд-во «Перо», 2010. - 181 с.
5. Масол Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы. 2006. С. 24-27.
6. Мелик - Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.- Дубна: Феникс+, 2009. - 272 с.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. -816 с.
8. Стюарт Ю.В. Становление художественно-эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста: дисс. . к.п.н. - Челябинск: 2012. -250 с.
9. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
10. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе:
монография. - Челябинск: Взгляд, тивного обучения. - М.: Изд-во МГУ,
2007. - 296 с. 2003. - 416 с.
11. Федеральный закон «Об образовании 13. Яковлев Е.В. Педагогическая концеп-в Российской Федерации». - М.: Из- ция: методологические аспекты по-дательство «Омега-Л», 2013. - 134 с. строения. - М.: Гуманитар. изд. цен-
12. Хуторский А.В. Дидактическая эв- тра ВЛАДОС, 2006. - 239 с. ристика. Теория и технология креа- Поступила 08.12.15
Об авторе:
Чернышева София Анатольевна, преподаватель технологии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (Среднее специальное учебное заведение) «Челябинский педагогический колледж №1» (Россия, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 43), аспирант ЧГПУ, [email protected]
Для цитирования: Чернышева С.А. Теоретико-методологические основы проблемы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 162-169.
References:
1. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Mastery. Chelyabinsk: OAO Yuzh.-Ural. Kn. Izd-vo, 2004. [in Russian]
2. Zeer E.F. Psychology of vocational education. M.: izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2003.
3. Klykova L.A. Development of dancing students artistic and aesthetic competence. Dis. ... Cand. Sci. (Education), 2009. [in Russian]
4. Kilomiets S.M. Creative competences of students of social and economic majors. M.: Izd-vo "Pero", 2010. [in Russian]
5. Masol L.M. Competence approach as a factor to modernize art education. Sovremennoie musykalnoie obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy. 2006. [in Russian] |
6. Melik-Pashaev A.A. Research methodologies and diagnostic problems of artistic and | creative development of children: methodological recommendations for general school | teachers. Dubna: Feniks+, 2009. [in Russian] 2
7. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies. In 2 vol., vol.1. M.: NII shkolnykh § tekhnologii, 2006. [in Russian] |
8. Stuart Yu.V. Formation of artistic and aesthetic competence of senior pre-school age 1 ° children. Dis. ... Cand. Sci. (education), Chelyabinsk, 2012. [in Russian] g g
9. Tunik E.E. Best creativity tests. Creative thinking diagnostics. SPb.: Piter, 2013. [in Russian]
10. Uvarina N.V. Actualization of junior school students creative potential in the educational process. Chelyabinsk, Vzgliad, 2007. [in Russian] Ц
11. Federal law "On education in the Russian federation". M.: Izd-vo "Omega-L", 2013. | "
About the author:
Chernysheva Sofia Anatolievna, technology teacher, Chelyabinsk Pedagogical Colledge №1, Postgraduate student of CSPU (Russia, Chelyabinsk, Molodogvardeytsev str., 43), [email protected]
a i= m
a g о x
12. Khutorsky A.V. Didactical heuristics. Theory and technology of creative learning. M.: Izd- ig vo MGU, 2003. [in Russian] ^ J
13. Yakovlev E.V. Pedagogical conception: methodological aspects of conceptualizing. M.: m fe Gumanitarn. Izd. Tsentra VLADOS, 2006. [in Russian]
о о
О о Ф ф
О <D
§ 53 ° ?
S £
ф
For citation: Chernysheva S.A. Theoretical and methodological foundations of the o m problem of forming artistic and aesthetic competence of teacher training college students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 162-169. g