УДК 372.3 ББК74.100.551
Стюарт Юлианна Владимировна
аспирант кафедра дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Stewart Julianna Vladimirovna The post-graduate Chair of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Становление эстетической компетенции старших дошкольников как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования Formation of the aesthetic competence of the senior preschool children as an actual problem of the preschool education theory and technique
Становление эстетической компетенции и умений старшего дошкольника является важным процессом в системе дошкольного образования. В данной работе рассматриваются теоретические и методические характеристики эстетического образования старших дошкольников, использование которых способствует достижению необходимого уровня эстетической компетенции старшего дошкольника и повышению его общекультурного уровня.
Formation of the aesthetic competence and abilities of a senior preschool child is an essential process in the system of preschool education. This paper covers some theoretical and methodological features of aesthetic education of the senior preschool children. Due consideration of these aspects should facilitate achievement of the required level of the aesthetic competence of a senior preschool child and enhancing the general cultural awareness.
Ключевые слова: эстетическое образование, эстетические компетенции, теоретико-методический, подход, субкомпетенции, педагогические принципы.
Key words: esthetic education, aesthetic competences, theoretical and methodological, approach, sub-competences, pedagogical principles.
В XXI веке идут новые поиски и разработки программ эстетического образования дошкольников. Темпы и характер преобразования дошкольного образования с большой остротой ставят вопрос формирования нравственных ценностей, духовного возрождения общества.
Эти проблемы привлекают внимание педагогов, философов, психологов и социологов, которые обеспокоены тем, что в настоящее время происходит одностороннее интеллектуальное развитие детей России, так как совершенно не происходит развития эстетической компетенции и умений. Поэтому многие
исследователи обращают внимание на эстетическое образование, и пытаются решать эти задачи.
Эстетическое образование - это процесс развития эстетического восприятия и познания эстетических явлений, процесс, развивающий у старших дошкольников художественно-творческую деятельность и формирующий художественное видение мира, процесс понимания красоты, духовности, творческого видения и способностей, развитие ассоциативности. Все это невозможно без определенного уровня эстетических, художественных знаний, пониманий и умений создавать собственные образы, которые могут возникать из различных эстетических переживаний и эмоциональных состояний: потрясения, радости, восторга, сострадания. В современном, гуманистически ориентированном понимании функции эстетического образования определяются человекоформирующей, гуманизирующей, творчески-преобразующей ролью художественно- эстетической культуры в становлении личности. [4]
Основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетенции. Компетенция - взаимосвязь качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач определенного круга предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволил нам выявить следующие субкомпетенции старших дошкольников: социальная, осознание собственной социальной и культурной идентичности в историкокультурном горизонте; интеллектуальная и коммуникативная, которая состоит в способности иметь собственную точку зрения, критически её проверять, изменять, соотносить её с другими точками зрения; мировоззренческая, которая предполагает толерантность к ценностям и нормам иных культур; изобразительно-языковая — способность понимать и создавать самому художественные произведения; вербально-образная — знание определенного
минимума художественных терминов; образно-стилевая — знание основных стилевых направлений в искусстве.
Актуальность настоящего исследования обусловлена современными тенденциями в образовании, требующими осуществления эстетического образования старших дошкольников на инновационном уровне. Также недостаточно разработан теоретико-методический аппарат становления эстетической компетенции старших дошкольников.
На основе анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта нами были избраны и интегрированы следующие подходы: общенаучного уровня - поликультурный подход; конкретно - научного уровня -полихудожественный подход; методико-технологического уровня -партисипативный подход.
Поликультурный подход рассматривался в работах таких исследователей, как Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В.Гукаленко, Н.В. Кузьмина, И.Ю. Макурина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др.
В рамках нашего исследования поликультурный подход к становлению эстетической компетенции старших дошкольников подразумевает такой образовательный процесс, который обеспечивал бы создание воспитывающей и формирующей поликультурной среды ребенка, формировал бы личность дошкольника ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры.
Анализ научной литературы позволил нам выявить некоторые задачи поликультурного подхода, такие как: актуализация диалога и взаимодействия культур; формирование ценностно-эстетического отношения ребенка по отношению к его российской культуре, поликультурной по своей природе; формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды образования как основы
взаимодействия личности с элементами других культур.
Обобщение и анализ научной литературы позволили нам выявить функции поликультурного подхода к становлению эстетической компетенции
старших дошкольников, такие как формирование культуры знаний ребенка, т.е. высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации; развитие культуры поведения ребенка, соответствующих поликультурной среде; формирование эмоциональной культуры ребенка соответственно поликультурной среде; формирование культуры саморазвития ребенка в поликультурной среде. Немаловажным условием поликультурного подхода является создание условий для формирования национально-культурной идентичности.
На конкретно-научном уровне в качестве теоретико-методической основы становления эстетической компетенции старших дошкольников нами избран полихудожественный подход, который был разработан в 1987г. лабораторией комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.П. Юсова. Полихудожественный подход был разработан применительно к преподаванию дисциплин художественного и эстетического цикла и требовал творческого, осмысленного подхода к смешению искусств, а также синтеза искусства и образования. [5]
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили нам выявить, что полихудожественный подход предполагает следующий ряд ключевых задач в становлении эстетической компетенции старших дошкольников: формирование собственного творческого опыта через осмысление творческого наследия прошлых поколений; развитие творческого мышления и творческих способностей; формирование художественных знаний, умений и навыков; формирование нравственно - эстетических компетенций и его личностного отношения к окружающей действительности и миру.
Проведенный нами анализ научной литературы, обобщение эффективного педагогического опыта в дошкольном образовании позволяют сделать выводы, что становление эстетической компетенции старших дошкольников будет более эффективным, если происходит диалогичное взаимодействие преподавателя и ребенка как субъектов процесса эстетического образования. Таким образом, третьей составляющей теоретико-
методической основой на методико - технологическом уровне был избран партисипативный подход, впервые разработанный Е.Ю.Никитиной, и развитый в дальнейшем ее учениками (М.В. Смирнова, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко и др.). Партисипативный подход - это способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса побуждающего к эстетической деятельности, направленной на становление эстетической компетенции старших дошкольников.
Используя партисипативный подход в нашем исследовании, необходимо определить его идеи и характерные черты: а) необходимость создания благоприятных условий, механизмов и установок для наиболее полного взаимодействия между педагогом и ребенком; б) диалогичное сотрудничество педагога и ребенка; в) условия для совместного принятия решений эстетических коммуникативных задач педагогом и ребенком; г) развитие группового и индивидуального творческого потенциала. [3]
Проявление категории «партисипативности», которые предполагают взаимодействие, а не воздействие, в художественной, творческой, эстетической деятельности педагога и старшего дошкольника может являться развивающим в становление эстетической компетенции ребенка, при соблюдении определенных постулатов: каждый ребенок - уникальная личность, поэтому необходим индивидуальный теоретико-методический подход в подготовке каждого ребенка; взаимодополнительность коммуникативных способностей дошкольников в группе и полноценное использование индивидуальных способностей в общих ценностных установках в становлении эстетической компетенции; необходимо наличие межличностной коммуникации в группе, основанной на толерантном отношении друг к другу; необходимо участие детей в анализе и планирование совместных творческих действий и оценки полученных результатов. [1]
Организация образовательного процесса становления эстетических компетенций старших дошкольников предполагает взаимосвязь принципов,
отражающих идеи дошкольного образования, и принципов, отражающих идеи эстетического образования.
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта позволили нам выявить следующие педагогические принципы: 1) отражающие идеи дошкольного образования: а) принцип единства развития, воспитания, обучения и оздоровления дошкольника, обеспечивающий воспитание культуры общения, развитие эстетических чувств детей, приобщение детей к художественной культуре, развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству, укрепление и обогащение здоровья; б) принцип равных условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, обеспечивает разностороннее развитие каждого ребенка, гармоничное развитие личностных качеств, развивает его познавательные и эмоциональные сферы, развивает стремление к активной деятельности и творчеству; в) принцип личностно ориентированного подхода к развитию дошкольника должен способствовать максимальному раскрытию его индивидуальных возрастных потенциальных возможностей, гармоничному развитию его личностных качеств; 2) педагогические принципы, отражающие идеи эстетического образования: а) принцип сотворчества, предполагающий творческое взаимодействие детей и педагога, детей друг с другом, что, соответственно, способствует присвоению воспитанникам диалогического стиля общения; б) принцип синкретизма, способствующий оптимальному развитию творческих и личностных качеств - образное мышление, сопереживание; в) принцип импровизационности, способствующий формированию и развитию импровизационного мышления, умения фантазировать, придумывать, комбинировать знакомый материал в речевых и двигательных упражнениях.
Таким образом, все перечисленные принципы эстетического и дошкольного образования представляют целостную систему, взаимосвязь которых позволяет обеспечить эффективную организацию процесса становления эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Подведем итоги.
1. Актуальность настоящего исследования обусловлена: 1) причинами
неразработанности теоретико-методологического и методикотехнологического аспектов развития эстетической компетенции старших дошкольников; 2) повышением уровня и качества эстетического
образования старших дошкольников.
2. Эстетическая компетенция представляет собой качество личности, которое стремится реализоваться в творчестве, предполагает формирования понимания красоты, развитые творческие способности. Эстетическая компетенция включает в себя субкомпетенции: социальную, интеллектуальную, коммуникативную, мировоззренческую, личностную, творческую.
3. Применение поликультурного, полихудожественного и
партисипативного подходов к проблеме становления эстетической компетенции старших дошкольников выявил, что каждый из подходов в той или иной степени призван решать проблему становления эстетической компетенции старших дошкольников.
4. Принципы, отражающие идеи эстетического и дошкольного образования, представляют целостную систему. Основной целью педагогических принципов является целостное развитие личности старшего дошкольника. Оно выражается в единстве воспитания, образования, оздоровления ребенка, взаимодействии семьи и дошкольного учреждения, гуманизации педагогического процесса, ценностном отношении к ребёнку, в становлении коммуникативно-развитой личности, в развитии разносторонних творческих личностных качеств -образное мышление, воображение, пластика, музыкальность, координация, формирование импровизационного, гибкого мышления. Взаимосвязь педагогических принципов обеспечивает эффективную организацию процесса становления эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовке будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101с.
2. Попова, Т.В. Русский язык: Человек. Культура. Коммуникация. Часть2 Сборник./ под ред. Т.В Поповой. - Екатеринбург: ГОВ ВПО УГТУ, 2008.- 57c.
3 Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство, как развивающий социокультурный феномен: монография [Текст] /Л.В. Трубайчук. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ» 2009. -153c.
4. Шишова, О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования (на материале школы искусств): автореф. дис.... канд. пед. наук / О. А. Шишова. - М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т, 2000. - 239c. .
5. Юсов, Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы междунар. науч.-прак. конф., г.Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под ред. Л. П. Казанцева; Сост. П. С. Волкова. - Астрахань, 1997. - 215c.
Bibliography
1. Nikitina, E.U. Theoretic - approaches to a problem to preparation of the future teacher in the field of management of formation differentiation: monography. / Е.Ю Nikitina. - Chelyabinsk: CHGPU, 2000. - 101p
2. Popova, T.V. Russian language: the Person. Culture. Communications. Part2 the collection. Under the editorship of Т.В Popovoj. - Ekaterinburg: GOV VPO UGTU, 2008г. - 57p.
3. Trubajchuk, L.V. Preschool the childhood, as developing social a cultural phenomenon: the monography [Text]/L.V. Trubajchuk. - Chelyabinsk: "Publishing house REKPOL" 2009. -153p.
4. Shishova,O.A. Art education of children in additional education establishments (on a material of school of arts):Synopsis of theThesis ... Can. of. Pedag./ Shishova O. A. - М: MGOPU, 2000.-239p.
5. Usov, B.P. Co-operation of arts : methodology, theory, liberal education // Co-operation of arts : methodology, theory, liberal education: Materials of international scientific practical conference, Astrakhan on 25-29Aug. 1997/ edited L.P.Kazanceva; P.S. Volkova. - Astrakhan, 1997. - 215p.