ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37 DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10307
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, С. А. Ларюшкин
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск
В статье актуализируется обновление системы управленческой и педагогической деятельности образовательной организации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей развитие универсальных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Авторы определяют концептуальные основы процесса организации развивающей образовательной среды в контексте современной образовательной политики. Особый акцент делается на взаимообусловленность среды и универсальных (гибких) компетенций обучающихся, формируемых под влиянием созданной образовательной среды. Обозначена кадровая проблема создания развивающей образовательной среды в образовательных организациях: непонимание педагогическими работниками сущности образовательной среды, её роли в развитии личности обучающихся, её потенциала для формирования универсальных учебных действий.
Новизна и практическая значимость статьи заключается в представлении механизмов и инструментов, рекомендуемых для эффективной организации процесса создания комфортной развивающей среды образовательной организации: карта гибких компетенций обучающихся, которая может быть использована в практике работы педагога; структурная модель школьной среды, создающая возможности формирования универсальных компетентностей. В описании среды авторы опирались на модель, разработанную доктором психологических наук В. А. Ясвиным, определившим личностно-развивающую школьную среду как институционально ограниченную совокупность возможностей для развития личности школьников. Названные В. А. Ясвиным структурные компоненты определены как ключевые направления деятельности образовательной организации по созданию современной развивающей образовательной среды, обеспечивающие формирование и развитие универсальных компетенций.
Ключевые слова: универсальная компетентность, универсальные (гибкие) компетенции, концептуальные основы процесса организации образовательной среды, современная развивающая образовательная среда, федеральные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО).
Современная государственная образовательная политика ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Реализация целей предполагает
системные преобразования, способствующие повышению качества образования. Закон «Об образовании в РФ» определяет понятие качества как интегральное явление, включающее в себя ряд характеристик, в том числе степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (далее - ФГОС ОО) и федеральным требованиям. Важнейшим условием успешной реализации целей и достижения результатов является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации (далее - ОО), обеспечивающей формирование регламентированных ФГОС общего образования компетенций обучающихся. Ключевым фактором развития компетенций является созданная в образовательной организации современная образовательная среда. Комфортная развивающая образовательная среда согласно ФГОС общего образования является результатом выполнения требований к условиям реализации образовательных программ. Актуализирует обновление системы управленческой и педагогической деятельности ОО по проектированию образовательной среды, обеспечивающей развитие компетенций обучающихся, комплекс требований к условиям реализации образовательной программы, который включает в себя общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. Работа по созданию комплекса условий, обеспечивающих создание развивающей образовательной среды, порождает ряд проблем. Возникающие при этом проблемы требуют быстрого и результативного решения. Причины проблем и трудностей кроятся, зачастую, в непонимании педагогическими работниками сущности образовательной среды, её роли в развитии личности обучающихся, её потенциала для формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Универсальным компетенциям невозможно научить так, как традиционным школьным предметам. Их следует развивать в ориентированной на ученика, демократичной и инновационной образовательной среде. В данной статье концептуализируются основные направления деятельности образовательной организации по созданию комфортной развивающей среды, направленной на формирование универсальных компетенций обучающихся в контексте стратегического развития ОО, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к условиям реализации образовательных программ. Рассмотрим взаимообусловленность среды и универсальных (гибких) компетенций обучающихся, формируемых под влиянием созданной образовательной среды.
Будет логичным рассмотреть понятия: универсальная компетентность, универсальные (гибкие) компетенции обучающихся, образовательная среда. Чаще всего, под универсальной компетентностью понимают комплексную способность человека находить решение проблемы и адекватно выстраивать свое поведение в конкретных ситуациях. В основе компетентности лежит широкий набор навыков (в сочетании со знаниями и деятельностными установками, которые мобилизуются в действии человека, когда актуализирована данная компетентность) [3; 12].
Универсальные компетентности (компетенции) обучающихся - это термин, используемый во ФГОС общего образования для обозначения непредметных компетентностей, которые способствуют достижению успеха в самых разных сферах профессиональной деятельности. В научных трудах современных ученых перечень таких компетенций был достаточно широк [1; 2; 4; 5; 7; 9; 10], в последнее время появилось понятие 4К - перечень самых важных, с точки зрения исследователей и практиков, компетенций: креативность, критическое мышление, коммуникация и координация [6]. Для них был придуман термин Soft Skills - «мягкие» компетенции, то, что сделало бы современного человека по-настоящему успешным. Антиподом данному явлению послужили Hard Skills - «жесткие» навыки, то, чем человек когда-то овладел,
и использует традиционно в течение всей жизни. В исследованиях ученых университета «Высшая школа экономики» универсальные компетентности представлены как три блока навыков (три универсальные компетентности):
- Компетентность познания (мышления) (использование навыков мышления для решения интеллектуальных задач).
- Компетентность взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
- Компетентность взаимодействия с собой (управление собой) [3; 12].
Каждая из универсальных компетентностей отражает комплексную способность человека действовать определенным образом в сложившейся ситуации. Результаты освоения программ общего образования, которые регламентированы федеральным государственным образовательным стандартом, отражают основные смыслы современного образования, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, которое характеризуется мобильностью, информационной насыщенностью, неопределенностью. Таким образом, чтобы быть успешным, обучающийся должен овладеть набором гибких компетенций, которые в современных стандартах не ограничиваются перечнем универсальных учебных действий (метапредметные результаты), но и включают знания, умения, навыки, представляющие предметные и личностные результаты. Предметные результаты формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений в жизненной практике. Выделяя три основные универсальные компетентности, исследователи не регламентируют их внутреннюю структуру жестко фиксированным набором навыков, поскольку этот набор, очевидно, зависит от контекста решения задачи. Список знаний и навыков, «входящих» в универсальные компетентности, не иерархический. Ситуации обучения, как и ситуации в реальной жизни, требуют объединения элементов из всех универсальных компетентностей. Однако на основе общей рамки универсальных компетентностей можно предложить разработку карты гибких компетенций обучающихся, которая может быть использована в практике работы педагога.
Назначение карты (целевые установки разработки карты): ориентир для разработки учебных заданий, образовательных событий, проектирования учебных ситуаций; ориентир для разработки оценочных инструментов (включая итоговую аттестацию); основа для разработки «ступеней развития» обучающихся (в том числе для родителей) и др. Представим матрицу карты универсальных компетенций, составленную на основе требований новых ФГОС начального общего и основного общего образования 2021 года.
В процессе реализации основной образовательной программы образовательной организации возможны разные варианты карты универсальных (гибких) компетенций обучающихся в зависимости от поставленных образовательных целей. Формирование и развитие гибких компетенций происходит посредством организации образовательной деятельности, которую напрямую связывают с заданиями таких исследований, как PISA, TIMSS, PIRLS. Такая необходимость обусловлена тем, что задания формата международных исследований - это всегда контекст реальной жизненной ситуации (знакомой или незнакомой), в них заложены умения, которые будут способствовать успешности учащихся во взрослой жизни: умения анализировать ситуацию; аргументировать, оценивать и делать выводы; умения применять полученные знания при решении практических задач; умение находить нестандартные решения; отстаивать свою позицию и права.
Формирование универсальных компетенций возможно при условии владения таковыми педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс. Действующие профессиональные стандарты в сфере образования включают перечень профессиональных компетенций, овладение которыми в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства, делают возможным организацию
образовательной деятельности, обеспечивающей формирование и развитие, в том числе, универсальных компетенций у учащихся. Обратимся для примера к профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» включает в себя трудовую функцию «Общепедагогическая функция. Обучение», которая направлена на формирование универсальных учебных действий, мотивации к обучению. Трудовая функция «воспитательная деятельность» ориентирована на создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Трудовая функция «Развивающая деятельность» представляет перечень компетенций, обеспечивающих формирование и реализацию программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Таблица 1
Карта универсальных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Цель: ориентир для разработки образовательных событий в контексте рабочей программы по воспитанию
№ уровень универсальные компетентности
п/п образования компетентность компетентность компетентность
мышления взаимодействия взаимодействия с
(критическое, с людьми собой
креативное) (коммуникация, кооперация)
Личностные результаты в соответствии с ФГОС начального и основного общего
образования 2021 г.
1. начальное неприятие любых проявление навыки участия
общее форм поведения, сопереживания, в различных
образование направленных уважения и видах трудовой
на причинение доброжелательности к деятельности,
физического и другим людям интерес к
морального вреда различным
другим людям профессиям
2. основное неприятие любых готовность к осознанный выбор
общее форм экстремизма; разнообразной и построение
образование активное неприятие совместной индивидуальных и
асоциальных деятельности, жизненных планов
поступков личности взаимопониманию с учетом личных
в условиях и взаимопомощи, и общественных
индивидуального и активное участие в интересов и
общественного самоуправлении потребностей
пространства
Готовность педагогических кадров к формированию универсальных компетенций у учащихся должна стать одним из важных элементов созданной в образовательной организации современной развивающей среды. В современной науке существуют различные концептуальные подходы к определению образовательной среды. В контексте нашей темы можно обратиться к исследованиям В.И. Панова, определяющего образовательную среду как систему условий, которые необходимы для практической реализации миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами [8].
В. А. Ясвин дает определение, согласно которому понятием «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13]. Рассматривая образовательную среду как объект психолого-педагогического проектирования, В. А. Ясвин следует своему определению, согласно которому, чтобы обладать развивающим эффектом, образовательная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Этот комплекс включает три структурных компонента образовательной среды как совокупности условий и факторов, которые подлежат проектированию, моделированию и экспертизе:
- пространственно-предметный компонент (помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п.), который должен обеспечивать разнородность пространственных условий (гетерогенность и сложность), связность их функциональных зон, гибкость (возможность оперативного изменения), управляемость, символическую функцию, индивидуализированность и аутентичность (сообразность жизненным проявлениям);
- социальный компонент, который должен обеспечивать взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов (педагогов, учащихся, родителей, представителей администрации и др.) межличностными взаимоотношениями, включая ролевые функции и уважение друг к другу, преобладающее позитивное настроение всех субъектов, их сплоченность и сознательность, авторитетность;
- организационно-педагогический (психодидактический) компонент, то есть содержание и методы обучения, обусловленные психолого-педагогическими целями построения образовательного процесса и обеспечивающий соответствие целей обучения, его содержания и методов психологическим, физиологическим и возрастным особенностям развития детей.
Названные В. А. Ясвиным структурные компоненты могут быть определены как ключевые направления деятельности образовательной организации по созданию современной развивающей образовательной среды, обеспечивающие формирование и развитие универсальных компетенций. При создании образовательной среды, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами, вытекающими из закономерностей проектного управления: анализ, проблематизация, целеполагание, структурность, системность и целостность, функциональность, открытость и динамичность, нелинейность, кооперация, командообразование, активность, рефлексивность, результативность [11]. Следует обратить внимание на то, что проектное управление подразумевает, что успешная реализация любого проекта зависит от того, какие механизмы управления используются в каждом конкретном случае и насколько эффективно они применяются. Выбор механизмов предполагает возможность постоянного изменения, обеспечивает не столько классический подход к управлению,
сколько сочетание идей, принципов и ценностей, на основе которых осуществляются конкретные практические решения. Гибкий подход к отбору механизмов позволяет задавать вектор, а не предписывать действия. Исходя из названных принципов проектного управления, определим необходимые организационно-управленческие условия создания инновационной образовательной среды. Во-первых, необходимо управленческое сопровождение и ресурсное обеспечение, которые требуют от коллектива и управленческой команды инициативы и деятельных усилий. Во-вторых, образовательная организация создает целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; реализацию комплекса образовательных событий на уровне образовательной организации, класса; занятия в творческих объединениях по интересам в рамках реализации дополнительных образовательных программ; культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона; потребности обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся. Целостность личностно-развивающей среды создает в равной степени возможности для когнитивного и социально-эмоционального развития обучающихся. В-третьих, создание образовательной среды школы предполагает трансформацию образовательного, внутреннего и внешнего предметного пространства и пространства отношений, что расширяет пространство возможностей обучающихся. Кроме того, при содержательном наполнении образовательной среды необходимо учесть специфические особенности образовательной организации: традиции, уклад, ценности школы; особенности школьного здания; характер контингента обучающихся и родителей; особенность территории, на которой расположена организация; ресурсную обеспеченность; организацию образовательного процесса и др.
Представим структурную модель школьной среды, создающей возможности формирования универсальных компетентностей. В описании среды мы будем опираться на модель, разработанную доктором психологических наук В. А. Ясвиным, определившим личностно-развивающую школьную среду как «институционально ограниченную совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества» [13]. В контексте нашей темы сделаем акцент на тех элементах школьной среды, которые способствуют формированию и развитию универсальных компетенций, обозначенных в научной литературе как «4К»: креативного и критического мышления школьников, коммуникативных умений и умения кооперироваться в работе с партнёрами.
Все школы находятся в абсолютно разных условиях: в разных регионах, городах и сёлах, среди них есть востребованные гимназии и обычные общеобразовательные школы, огромные комплексы и малокомплектные сельские школы. Каждая школа уникальна, и каждая школа в современных условиях имеет потенциальную возможность создания личностно-развивающей образовательной среды образовательной организации, поскольку среду создают не обстоятельства, а педагоги и руководители образовательных организаций, а также обучающиеся и их родители.
Таблица 2
Образовательная среда, направленная на формирование универсальных компетенций
обучающихся
№ Структурные Возможности среды Технологии Сформированные
п\п компоненты ОС создания среды универсальные компетенции как результат влияния среды
11. организационно- формирует личный формирующее среда,
педагогическая опыт ученика, его оценивание, поощряющая
среда образ ожидания; как инструмент обучающихся
привычки и нормы фасалитации и оценивать свои
взаимодействия поддержки развития достижения,
со сверстниками и критического анализировать
взрослыми мышления, креативности, коммуникативных умений ход собственного обучения, принимать ответственность за результат; в обобщенном варианте формируется умение учиться
22. пространственно- трансформация 1. экспликация формируются
предметная среда школьного (пояснение к активные
пространства, эскизу помещения) коммуникации
позволяющее образовательного и повышается
повышать широту процесса в качество
образовательной предметной среде кооперации;
среды; создание 2. инновационное среда влияет на
среды самими пространство когнитивное
участниками новой архитектуры развитие; в
образовательного (дизайн, мебель, целом происходит
процесса, что зонирование и др.) формирование
создает возможность компетенций «4К»
мотивирования — критического
обучающихся и и креативного
родителей через мышления,
совместное коммуникации и
взаимодействие кооперации.
с пространством;
образовательный
процесс происходит
в любой точке ОО
33. социальная среда стратегия 1. позиционирование формируется опыт,
социализации школьной культуры, необходимый
дает возможность уклада жизни для принятия
поиска нужной школы; обучающимися
информации, 2. совместное ценностей школы
возможность профессиональное и появление
развития рефлексии, развитие команд внутренней
стимулирует педагогов ОО мотивации к
инициативу и учебе; развитие
любознательность; коммуникаций
создается общее и кооперации
понимание посредством
ценностей и миссии участия всех
школы; социальная участников
среда способствует образовательных
развитию сетевых отношений
практик в различных образовательных событиях
В заключении констатируем, что создание современной развивающей образовательной среды, направленной на развитие универсальных компетенций, рассматривается на современном этапе развития образования, с нашей точки зрения, как ответ на существующие вызовы. Первый вызов - ориентация образовательных стандартов на навыки XXI века (универсальные компетенции) с целью обеспечения конкурентоспособности российского образования. Вызов второй - цифровая трансформация, направленная на формирование цифровой образовательной среды (далее - ЦОС). ЦОС предполагает создание «цифрового следа», который становится основой для анализа деятельности и учителя, и ученика; позволяет формировать целый комплекс новых универсальных компетенций. Третий вызов - расширение привычного образовательного пространства, которое выходит за рамки образовательной организации. IT-Кубы, специальные образовательные центры «Точки роста», создаваемые на базе школ в селах и малых городах, кванториумы, организации дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы, прямо направленные на формирование и развитие универсальных компетенций, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Все это способствует достижению одной из важнейших национальных целей развития России до 2030 года - вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Список литературы
1. Авдеенко, Н. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ / Н. А. Авдеенко, Л. О. Денищева, К. А. Краснянская, А. М. Михайлова, М. А. Пинская. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. -2018. - № 4. - С. 282-304.
2. Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова. - Текст : непосредственный // Концепт. -2018. - № 4. - С. 198-207.
3. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общей ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_ obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 11.02.2019). - Текст : электронный.
4. Ермаков, Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков / Д. С. Ермаков. - Текст : непосредственный // Образовательная политика. -2020. - № 1 (81). - С. 104-112.
5. Жилин, Д. М. Навыки XXI века и наука XXI века - противоречие или соответствие? / Д. М. Жилин. - Текст : непосредственный // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. - М. : Издательство Московского университета, 2016. -С. 76-90.
6. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. - М. : Российский учебник, 2019. - 76 с. -Текст : непосредственный
7. Мироненко, Е. С. Компетенции XXI века vs образование XXI века / Е. С. Мироненко. - Текст : непосредственный // Вопросы территориального развития. -2019. - № 2 (47). - С. 1-15.
8. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. - СПб. : Питер, 2017. - 352 с. - Текст : непосредственный.
9. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с. - Текст : непосредственный
10. Раицкая, Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л. К Раицкая, Е. В. Тихонова. -Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2018. -Т. 15 - С. 350-363.
11. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК). - 5-е изд. - Pennsylvania : Project Management Institute, Inc., 2013. - 614 с. -Текст : непосредственный.
12. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 472 c. - Текст : непосредственный
13. Ясвин, В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление: монография / В. А. Ясвин. - М. : Народное образование, 2019. - 448 с. -Текст : непосредственный.
CONCEPTUALIZATION OF THE PROCESS OF ORGANIZING A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AIMED AT THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF STUDENTS
T. A. Abramovskikh
Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,
A. V. Koptelov
Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,
avkoptelov@rambler. ru
S. A. Lariushkin
Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,
The article updates the updating of the system of administrative and pedagogical activities of educational institutions for the design of the educational environment, which ensures the development of universal competencies of students in accordance with the requirements offederal state educational standards (FSES) of general education. The authors define the conceptual foundations of the process of organizing a developing educational environment in the context of modern educationalpolicy. Particular emphasis is placed on the interdependence of the environment and universal (flexible) competencies of students, formed under the influence of the created educational environment. The personnel problem of creating a developing educational environment in educational organizations is identified: the lack of understanding by teachers of the essence of the educational environment, its role in the development of students 'personality, its potentialfor the formation of universal educational actions. The novelty andpractical significance of the article lies in the presentation of the mechanisms and tools recommended for the effective organization of the process of creating a comfortable developing environmentfor an educational organization: a map of flexible competencies of students, which can be used in the practice of a teacher; structural model of the school environment, which creates opportunities for the formation of universal competencies. In describing the environment, the authors relied on the model developed by V.A. Yasvin identified the structural components as key areas of the educational organization's activities to create a modern developing educational environment that ensure the formation and development of universal competencies.
Key words: universal competence, universal (flexible) competencies, conceptual foundations of the process of organizing the educational environment, modern developing educational environment, federal educational standards of general education (FSES OO).
References
1. Avdeenko, N. A., Denishcheva, L. O., Krasnyanskaya, K. A., Mihajlova, A. M. and Pinskaya, M. A. (2018). Kreativnost' dlya kazhdogo: vnedrenie razvitiya navykov XXI veka v praktiku rossijskih shkol [Creativity for everyone: introducing the development of skills of the XXI century into the practice of Russian schools]. Voprosy obrazovaniya [Educational issues], 4, Moscow, pp. 282-304 (in Russ.).
2. Bacunov, S. N., Derecha I. I., Kungurova I. M. and Slizkova E. V. (2018). Sovremennye determinanty razvitiya soft skills [Modern determinants of soft skills development]. Koncept [Concept], 4, Kirov, pp. 198-207 (in Russ.).
3. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya: doklad Centra strategicheskih razrabotok i Vysshej shkoly ekonomiki (2018) [Twelve solutions for new education: report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics], ed. by Ya. I. Kuz'minov, I. D. Frumin, Moscow, available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/, accessed 11.02.2019 (in Russ.).
4. Ermakov, D. S. (2020). Personalizirovannaya model' obrazovaniya: razvitie gibkih navykov [Personalized model of education: development of flexible skills]. Obrazovatelnaya politika [Educational policy], 1 (81), Moscow, рр. 104-112 (in Russ.).
5. Zhilin, D. M. (2016). Navyki XXI veka i nauka XXI veka - protivorechie ili sootvetstvie? [Skills of the XXI century and science of the XXI century - contradiction or correspondence?]. Estestvennonauchnoe obrazovanie: vzglyad v buduschee [Natural science education: a look into the future], Moscow, рр. 76-90 (in Russ.).
6. Kompetencii «4K»: formirovanie i ocenka na uroke: Prakticheskie rekomendacii (2019) [Competencies «4К»: formation and assessment in the lesson: Practical recommendations], Moscow, Russian textbook, 76 p. (in Russ.).
7. Mironenko, E. S. (2019). Kompetencii XXI veka vs obrazovanie XXI veka [Competence of the XXI century vs education of the XXI century]. Voprosyi territorialnogo razvitiya [Questions of territorial development], 2 (47), Vologda, pp. 1-15 (in Russ.).
8. Panov, V. I. (2017). Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya i praktika [Psychodidactics of educational systems: theory and practice], SPb., Peter, 352 p. (in Russ.).
9. Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost'v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competence in modern society: identification, development and implementation], Moscow, Kogito-Center, 396 p. (in Russ.).
10. Raickaya, L. K. (2018). Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta [Soft skills in the view of teachers and students of Russian universities in the context of world experience]. VestnikRUDN. Seriya: Psihologiya ipedagogika [Bulletin of RUDN. Series: Psychology and Pedagogy], Vol. 15, рр. 350-363 (in Russ.).
11. Rukovodstvo k Svodu znanijpo upravleniyu proektami (Rukovodstvo RMVOK) (2013) [Guide to the Body of Knowledge on Project Management (Guide RMVOK)], Pennsylvania, Project Management Institute, Inc., 614 p. (in Russ.).
12. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti (2020) [Universal competences and new literacy: from slogans to reality], ed. by M. S. Dobryakova, I. D. Frumina, Moscow, Ed. House of the Higher School of Economics, 472 p. (in Russ.).
13. Yasvin, V. A. (2019). Shkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie: monografiya [School environment as a subject of measurement: examination, design, management: monograph], Moscow, 448 р. (in Russ.).
Абрамовских Татьяна Александровна - старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Коптелов Алексей Викторович - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, доцент кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Ларюшкин Сергей Александрович - старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.