Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Безопасность жизнедеятельности обучаемых / безопасная развивающая образовательная среда / здоровье обучаемых / информационный компонент / компетентность / компетенции / материально-технический компонент / образовательная среда / психолого-акмеологический компонент / экологический компонент. / Life safety of students / safe developing educational environment / health of students / information component / competence / competencies / material and technical component / educational environment / psychological and acmeological component / ecological component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюренкова Светлана Алексеевна, Цвирко Наталья Ивановна

В статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики – готовность педагогов к формированию и поддержанию безопасной развивающей образовательной среды, описана структурная модель среды подобного рода, произведено соизмерение с ведущими видами профессиональной деятельности педагога и особенностями подготовки учителей (произведена опора на универсальные и общепрофессиональные компетенции), раскрыт опыт внедрения модели в ходе реализации учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF A SAFE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT: AN ANTHROPOLOGICAL ASPECT

The article examines an urgent problem of modern pedagogy the readiness of teachers to form and maintain a safe developing educational environment, describes a structural model of this kind of environment, makes a comparison with the leading types of professional activities of a teacher and the characteristics of teacher training (relies on universal and general professional competencies), discloses experience implementation of the model during the implementation of educational practice

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 37.08

Тюренкова Светлана Алексеевна, Tyurenkova Svetlana Alekseevna,

канд. пед. наук, доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности, cand. ped. sciences, аssociate professor of the department of psychophysiology and life safety, Цвирко Наталья Ивановна Tsvirko Natal'ya Ivanovna,

канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры психофизиологии

и безопасности жизнедеятельности, cand. biological sciences, associate professor, аssociate professor of the department of

psychophysiology and life safety, Ставропольский государственный педагогический институт,

Stavropol State Pedagogical Institute

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PRACTICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF A SAFE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT: AN ANTHROPOLOGICAL ASPECT

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современной педагогики - готовность педагогов к формированию и поддержанию безопасной развивающей образовательной среды, описана структурная модель среды подобного рода, произведено соизмерение с ведущими видами профессиональной деятельности педагога и особенностями подготовки учителей (произведена опора на универсальные и общепрофессиональные компетенции), раскрыт опыт внедрения модели в ходе реализации учебной практики.

Abstract: The article examines an urgent problem of modern pedagogy - the readiness of teachers to form and maintain a safe developing educational environment, describes a structural model of this kind of environment, makes a comparison with the leading types of professional activities of a teacher and the characteristics of teacher training (relies on universal and general professional competencies), discloses experience implementation of the model during the implementation of educational practice.

Ключевые слова. Безопасность жизнедеятельности обучаемых, безопасная развивающая образовательная среда, здоровье обучаемых, информационный компонент,

Международная научно-практическая конференция компетентность, компетенции, материально-технический компонент, образовательная среда, психолого-акмеологический компонент, экологический компонент.

Keywords: Life safety of students, safe developing educational environment, health of students, information component, competence, competencies, material and technical component, educational environment, psychological and acmeological component, ecological component.

В условиях образовательной организации одним из главных направлений работы администрации и педагогического коллектива является обеспечение комплексной безопасности всего образовательного процесса. При этом в комплексной системе безопасности школы, детского сада, учреждения дополнительного образования особое место занимает создание безопасной развивающей образовательной среды. Отметим, что требования к педагогу в этой части предъявляются во всех обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта: обучении, воспитательной и развивающей деятельности. Так, современный педагог должен обладать компетенциями, позволяющими регулировать поведение учащихся, в том числе разрабатывать программы профилактики насилия в детской среде в целях поддержания безопасности, проектировать и оценивать параметры безопасной образовательной среды, разрабатывать программу развития образовательной организации с учетом компонентов безопасной образовательной среды [1].

Баева И.А и Тарасов С.В. в своем исследовании придерживаются следующего определения образовательной среды: «...образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников» [2]. При этом безопасность среды как ее базовое свойство довольно детально разработано в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых с позиции лишь одного субъекта взаимодействия - обучаемого. Особенностью данной работы

Научные исследования и инновации является исследование готовности будущих педагогов к формированию такого

рода среды в образовательных учреждениях.

Безопасная развивающая образовательная среда (далее - БРОС) является видом образовательной среды любого образовательного учреждения и направлена, в первую очередь, на обеспечение безопасности и комфортных условий этой среды для обучаемых и педагогов через процессы их самоидентификации, осознания потребностей, закономерностей развития всех участников образовательного процесса, а также готовности педагогов активно участвовать в формировании ее необходимых параметров.

В условиях современного школьного образования мы выделяем несколько базовых компонентов безопасной образовательной среды: экологический, нормативный, информационный, методический, административный, психолого-акмеологический, материально-технический. Данные компоненты могут быть распределены по участникам образовательного процесса следующим образом:

- для педагогов в большей мере актуален такой вид БРОС, как безопасная профессионально-образовательная среда, к ней могут быть отнесены все перечисленные компоненты с точки зрения обеспечения условий их профессиональной деятельности;

- для учащихся актуален собственно развивающий вид безопасной образовательной среды, основными компонентами которой будут: экологический, информационный, психолого-акмеологический, материально-технический.

Поскольку целью данной работы является освещение специфики БРОС и исследование готовности будущих педагогов для формирования и поддержания ее основных параметров, то рассмотрим компоненты данного вида среды с точки зрения учащихся.

Экологический компонент БРОС предполагает соблюдение всех санитарно-гигиенических норм и требований к организации учебного процесса как административным персоналом образовательного учреждения, так и педагогами (валеолого-экологическая часть компонента), формирование у

Международная научно-практическая конференция учащихся основ экологической культуры личности, необходимой для грамотного взаимодействия с природными объектами и комплексами с практической точки зрения и актуализации эколого-центрического мировоззрения (с теоретической точки зрения), являющегося конечной целью естественнонаучного образования любого рода (педагогическая часть компонента), а так же обучение детей и подростков правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (функционально-экологическая часть компонента).

Информационный компонент БРОС предполагает наличие таких условий в образовательном учреждении для осуществления образовательной деятельности, как:

- наличие информационных источников разного рода,

- их доступность для обучаемых (как с точки зрения возможностей предоставления информации, так и качества самой информации),

- оперативность обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса;

- комфортная языковая среда;

- наличие возможности оперативного получения сведений о статусе учащихся их родителями или самими учащимися посредством функционирования сайта учреждения.

Как правило, подавляющее число образовательных учреждений разного вида выполняет требования к данному компоненту безукоризненно.

Психолого-акмеологический компонент БРОС предполагает формирование в учреждении комфортной и развивающей среды, в которой организован образовательный процесс.

Психологическая часть компонента подразумевает обеспечение:

- гармоничности вертикальной коммуникации («учитель - ученик»);

- гармоничности горизонтальной коммуникации («ученик - ученик»);

- возможности индивидуализации учебного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями обучаемых (индивидуальных образовательных траекторий);

- возможности для индивидуально-центрированного развития;

- отсутствия психического насилия (морального или психического давления) в отношении всех участников образовательного процесса;

- формирования позитивного отношения обучаемых и работников к образовательному учреждению.

Акмеологическая часть данного компонента определяет реальность условий БРОС для обеспечения оптимального личностного развития (как педагогов, так и обучаемых), которое должно быть стержнем, смысловым центром самореализации любой личности, достижения некой интегративности. Критериями реализации акмеологической части психологического компонента БРОС являются:

- наличие разноплановых секций / кружков, которые могут посещать обучаемые;

- периодичность проведения массовых мероприятий обучающего и развивающего характера (социально-психологическая удовлетворенность);

- возможность участия в различных конкурсах (как для обучаемых, так и для педагогов);

- удовлетворенность процессами коммуникации как вертикальной, так и горизонтальной.

Данный компонент является наиболее широко представленным в исследовательских работах ввиду сложившегося противоречия: с одной стороны, теоретическая подготовка педагогов в области психологии одна из самых содержательных, с другой стороны, наибольшее количество дискомфорта обучаемых связано именно с нереализацией (неполной реализацией) данного компонента, что обусловлено, на наш взгляд, высокой степенью субъективизации в определении критериев удовлетворенности / неудовлетворенности всеми субъектами образовательного процесса.

Материально-технический компонент БРОС предполагает наличие базы для осуществления образовательной деятельности (здания, помещения, мебель, технические средства обучения и т.п.). В состав этого же компонента можно

Международная научно-практическая конференция включить адекватность составления расписания как педагогов, так и учащихся (предполагает равномерность распределения нагрузки и учет позиций специфических дисциплин). Данный компонент играет немаловажную роль в обеспечении таких качеств образовательной среды, как безопасность, качество (образования) и предоставление учащимся дополнительных возможностей для развития.

В значительной мере реализация данного компонента зависит от финансовых возможностей образовательной организации и практически на 100% обеспечивается административными работниками.

Исходя из представленных компонентов БРОС, выделим перечень компетенций, необходимых будущему педагогу для их реализации, приняв за основу компетенции, представленные в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [3]. Необходимо отметить, что в указанном стандарте выделены только универсальные и общепрофессиональные компетенции. Перечень профессиональных компетенций согласно стандарту, должен устанавливаться примерными образовательными программами, которые до настоящего времени не утверждены. В связи с этим вузы вынуждены самостоятельно разрабатывать содержание профессиональных компетенций, что в очередной раз приводит к расхождениям в подготовке учителей на территории нашей страны. В данной статье мы ориентируемся на профессиональные компетенции, предложенные МПГУ в проектах примерных образовательных программ. Анализ указанных документов позволяет соотнести с готовностью будущих педагогов к формированию БРОС следующие компетенции (табл.1):

Таблица 1. Перечень компетенций программ подготовки будущих педагогов, необходимых для формирования их готовности к обеспечению

БРОС

Компонент БРОС Компетенци и (ФГОС ВО 3++, проект ПрООП) Область компетенций

Экологический и материально- технический УК-7 УК-8 ПК-5 ОПК4 Комплекс компетенций обеспечивает подготовку студентов в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности как в отношении себя, так и в отношении обучающихся. Компетенция ОПК-4 соответствует педагогической части экологического компонента БРОС

Информационный УК-1 УК-2 ПК-3 ПК-4 Универсальные компетенции направлены на формирование способности к поиску, усвоению и анализу информации Профессиональные компетенции отражают готовность к использованию информационных технологий в процессе формирования образовательной среды и реализации образовательных программ

Психолого-акмеологический ОПК-3 ОПК-6 ПК-1 ПК-4 Комплекс компетенций отражает способность педагога применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, формировании позитивного психологического климата в детском коллективе, формировании развивающей образовательной среды

Таким образом, в формировании готовности будущего педагога к обеспечению БРОС можно выделить, как минимум, три учебных модуля. Рассмотрим организацию практической подготовки в формировании данной готовности на примере модуля «Здоровье и безопасность жизнедеятельности», реализуемого в Ставропольском государственном педагогическом институте, и направленного на формирование готовности студентов к обеспечению экологического и материально-технического компонентов БРОС.

Так, для формирования готовности будущих педагогов к реализации экологического компонента в учебные планы по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ в качестве базовой дисциплины введен курс «Безопасность жизнедеятельности» (функционально-экологическая часть). К теоретическому обеспечению валеолого-гигиенической части данного компонента следует отнести

Международная научно-практическая конференция дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и «Основы медицинских знаний».

К сожалению, рассматриваемый модуль не предусматривает подготовку к педагогической части экологического компонента, направленной на формирование экологической культуры студентов. Одноименный курс был базовым в учебных планах по указанным направлениям, реализуемым в соответствии с ФГОС ВО 3+ (предыдущего поколения), однако, в проектах примерных образовательных программ настоящего периода, отсутствует. Считаем необходимым включение курса «Основы экологической культуры» в программы подготовки будущих педагогов.

Специального теоретического курса, направленного на знакомство педагогов с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебного процесса в модуле «Здоровье и безопасность жизнедеятельности», нет, и необходимые знания валеолого-гигиенического профиля студенты получают в ходе учебной практики по модулю, которая выступает его системообразующим ядром.

Проектирование содержания программы практики реализовано на основе антропологического подхода и предусматривает включение учебно-практических заданий, интегрирующих психолого-педагогические, физиологические, педиатрические, экологические аспекты безопасности. Погружение студентов в практическую профессиональную деятельность, связанную с формированием БРОС, осуществляется уже на первом курсе обучения. Несмотря на это, прохождение практики позволяет студентам приобрести опыт разноплановой деятельности педагога, связанной с обеспечением различных компонентов БРОС. Приведем перечень заданий, который выполняют практиканты в ходе практики по модулю «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»:

- изучение нормативно-правовых документов обеспечения безопасной образовательной среды, анализ планирования работы по охране жизни и здоровья детей в базовой школе;

Научные исследования и инновации

- анализ материально-технической обеспеченности безопасной образовательной среды в организации;

- оценка безопасности образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- анализ расписания класса с точки зрения принципов ЗОЖ и графика оптимальной работоспособности человека в течение суток / недели;

- решение ситуационных задач по оказанию первой доврачебной помощи ребенку в школе;

- посещение и анализ уроков с точки зрения обеспечения безопасной образовательной среды учителем и соблюдения санитарно-гигиенических норм обучающимися;

- составлении паспорта здоровья класса;

- подбор и проведение физкультминуток для разных возрастных групп учащихся по предметам, соответствующим профилю подготовки студента;

- организация и проведение динамических пауз (с использованием спортивных или активных игр на большой перемене или после окончания уроков) длительностью 15-30 минут с учетом разных возрастных групп учащихся;

- проведение внеклассного мероприятия по знакомству и внедрению принципов ЗОЖ в жизнедеятельность обучаемых или соблюдения принципов безопасности жизнедеятельности, или популяризации здорового образа жизни и ранней профилактике употребления ПАВ.

Как видим, содержание практики представлено как аналитическим, так и деятельностным компонентами, что позволяет уже на начальном этапе вузовского обучения включить студентов в профессиональную среду, способствует формированию у них активного продуктивно-практического отношения к будущей профессиональной деятельности. Наиболее эффективно, по нашему мнению, реализовывать практику в середине модуля, чередуя с освоением дисциплин модуля и осуществляя двусторонний процесс интеграции теоретических знаний и практических умений.

Международная научно-практическая конференция

Опыт реализации данного вида практики в Ставропольском государственном педагогическом институте показал значительное повышение интереса к будущей профессиональной деятельности у первокурсников, а также повышение качества знаний по теоретическим дисциплинам.

Библиографический список:

1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // Консультант плюс - Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (дата обращения: 02.12.2020 г.).

2. Тарасов С.В., Баева И.А. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 1-10. doi: 10.17759/psyedu.2016080201 - Электронный ресурс: режим доступа: https://psyjournals.ru/files/82007/01_Baevapsyedu_22016.pdf (дата обращения 05.12.2020 г.).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - Электронный ресурс: режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_1603 2018.pdf (дата обращения 02.12.2020 г.).

© Тюренкова С.А., Цвирко Н.И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.