Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / APPROACHES TO THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE HUMANISTIC PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна, Коптелов Алексей Викторович, Ларюшкин Сергей Александрович

В статье представлен краткий анализ исследований российских ученых по проблеме «образовательная среда». В результате анализа выделены характеристики образовательной среды как педагогической категории. Рассмотрены подходы к формированию понятия «образовательная среда» в современной психолого- педагогической литературе. Дано обобщенное определение образовательной среде. Авторами раскрываются некоторые подходы к проектированию образовательной среды. Особый акцент в статье сделан на эколого-личностный подход В.А. Ясвина. Сделана попытка актуализации данного подхода в контексте современных направлений развития российского образования. Авторы обозначают ряд проблем создания современной образовательной среды в образовательных организациях: неопределенный нормативный статус понятия «образовательная среда» и отсутствие обоснованных критериев ее качества не концентрируют усилия многих педагогических коллективов на создание в образовательной организации среды, эффективно воздействующей на результаты образования. К проблемам проектирования авторы также относят: слабую обеспеченность специальным критериальным аппаратом и диагностическим инструментарием, низкий уровень профессиональной подготовленности педагогов и руководителей школ. Названы научные издания и существующие практики, в которых представлены апробированные диагностики и методики проведения экспертизы и проектирования образовательной среды. Новизна и практическая значимость статьи заключается в представлении лучших практик проектирования образовательных сред в образовательных организациях г. Челябинска и г. Магнитогорска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME APPROACHES TO THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents a brief analysis of the research of Russian scientists on the problem of “educational environment”. As a result of the analysis, the characteristics of the educational environment as a pedagogical category are highlighted. The approaches to the formation of the concept of “educational environment” in modern psychological and pedagogical literature are considered. A generalized definition of the educational environment is given. The author reveals some approaches to the design of the educational environment. Particular emphasis in the article is made on the ecological-personal approach of V.A. Yasvin. An attempt is made to actualize this approach in the context of modern trends in the development of Russian education. The author identifies a number of problems in creating a modern educational environment in educational institutions: the uncertain normative status of the concept of “educational environment” and the absence of substantiated criteria for its quality do not concentrate the efforts of many pedagogical teams to create an environment in an educational organization that effectively affects the results of education. The author also refers to the design problems: poor provision with a special criterion apparatus and diagnostic tools, a low level of professional training of teachers and school leaders. Scientific publications and existing practices are named, in which approved diagnostics and methods of examination and design of the educational environment are presented. The novelty and practical significance of the article lies in the presentation of the best practices for the design of educational environments in educational institutions in Chelyabinsk and Magnitogorsk.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10409

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Абрамовских Т. А., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А.

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск

В статье представлен краткий анализ исследований российских ученых по проблеме «образовательная среда». В результате анализа выделены характеристики образовательной среды как педагогической категории. Рассмотрены подходы к формированию понятия «образовательная среда» в современной психолого-педагогической литературе. Дано обобщенное определение образовательной среде. Авторами раскрываются некоторые подходы к проектированию образовательной среды. Особый акцент в статье сделан на эколого-личностный подход В.А. Ясвина. Сделана попытка актуализации данного подхода в контексте современных направлений развития российского образования. Авторы обозначают ряд проблем создания современной образовательной среды в образовательных организациях: неопределенный нормативный статус понятия «образовательная среда» и отсутствие обоснованных критериев ее качества не концентрируют усилия многих педагогических коллективов на создание в образовательной организации среды, эффективно воздействующей на результаты образования. К проблемам проектирования авторы также относят: слабую обеспеченность специальным критериальным аппаратом и диагностическим инструментарием, низкий уровень профессиональной подготовленности педагогов и руководителей школ. Названы научные издания и существующие практики, в которых представлены апробированные диагностики и методики проведения экспертизы и проектирования образовательной среды. Новизна и практическая значимость статьи заключается в представлении лучших практик проектирования образовательных сред в образовательных организациях г. Челябинска и г. Магнитогорска.

Ключевые слова: образовательная среда, подходы к проектированию образовательной среды, компоненты современной образовательной среды, гуманистическая парадигма образования.

Проблема образовательной среды и ее влияния на качество и эффективность образования занимает в современной образовательной практике одно из ключевых позиций. Традиционно понятие среда в педагогике определяется как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов личности. Воздействие среды на образовательный процесс и его результаты эпизодически представляло интерес для отечественных ученых-педагогов на протяжении долгого времени. В исследованиях рассматривались в основном роль и значение среды в воспитании человека. Например, П.Ф. Каптерев предлагал создать соответствующую педагогическим целям материальную и нравственную среду для развития «дитяти», которая будет давать материальную и духовную пищу. «Дитя жадно поглощает и пищу и впечатления, и трудно сказать, к чему оно более жадно. Из пищи и воздуха оно будет строить свой физический организм, из воспринятых впечатлений - духовный», - писал ученый. Он утверждал, что среда должна быть здорова, чиста, богата содержанием,

но «устроить всю окружающую ребенка среду благоприятной во всех отношениях его развитию - дело весьма трудное и сложное» [1]. Луначарский А.В. считал, что надо изучить среду во всех ее особенностях ... как объекта нашего воздействия». Уже в первой Декларации о единой трудовой школе было отмечено, что развитие ребенка станет протекать успешно, если будет создана соответствующая материальная и гражданская среда в учебном заведении [12]. А.С. Макаренко считал, что воспитывает не сам воспитатель, а среда, таким образом он отождествлял саму среду с воспитанием в ней [5].

Своеобразный подход, получивший название «педагогизация окружающей среды» разработали В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина. Основной проблемой, которая находилась в центре внимания, являлось исследование путей включения учащихся в активную деятельность по преобразованию окружающей среды. Ученые утверждали, что именно благодаря активности детей появляется возможность сформировать необходимые личностные качества детей, качественно изменить окружающий их мир [4].

Понимание среды на современном этапе значительно расширилось. В современных исследованиях образовательная среда представлена как часть социокультурного пространства, где осуществляется взаимодействие субъектов образовательных процессов. В условиях компетентностного подхода, который требует от личности не только освоение знаний, но и сформированности навыков самостоятельной работы, коммуникативных компетенций, способности работать в виртуальных средах, умения исследовать и проектировать, значимым становится все окружение обучающегося [3]. В связи с этим, мы представляем среду как систему, компонентами которой являются созданное пространство, архитектура зданий, современные технологии (в том числе и цифровые), методическая оснащенность, навигация, коммуникации между участниками образовательных отношений, сообщество сверстников, и то, насколько в образовательном процессе используются ресурсы социокультурного пространства территорий.

В современных исследованиях, которые посвящены проблемам образовательной среды в школе, рассматриваются различные подходы изучения и проектирования образовательной среды. Назовем ряд подходов, используемых в практике деятельности образовательных организаций ( далее - ОО): социально-психологический подход (В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и большинство зарубежных учёных); пространственно-предметный подход (Т. Нийт, М. Хейдметс, Й. Круусвал, М. Монтессори,); средовой подход в воспитании Ю.С. Мануйлова; эколого-личностный подход (Е. А. Климов, Г. А. Ковалёв, В. А. Ясвин).

Каждый подход характеризуется своим пониманием сущности образовательной среды. В. В. Рубцовым образовательная среда понимается как форма коммуникативного взаимодействия, которая создает особые виды общности между учащимися и педагогом и между самими учащимися, обеспечивающие передачу учащимся необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая способы, знания, умения, навыки учебной и коммуникативной деятельности [8].

В своем подходе В. И. Слободчиков, как и В. В. Рубцов, в определении среды тоже использует понятие совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Однако образовательная среда «по Слободчикову» представляет собой один из механизмов развития ребенка, тем самым ученый определяет ее целевое и функциональное назначение. Он утверждает, что истоками среды является предметность культуры общества, взаимосвязи которой с внутренним миром человека, задают границы содержания образовательной среды [9].

В. А. Ясвин дает определение, согласно которому понятием «образовательная среда» следует обозначать институционально ограниченную совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных

условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества [13].

Разработанная В.А. Ясвиным модель образовательной среды построена посредством переноса на образовательное пространство школы той логики изучения восприятия природной среды и отношения к ней, которые были разработаны в психологии экологического сознания и в педагогике воспитания личности. По мнению ученого эффективная школьная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей). Совокупность условий, которые подлежат экспертизе, проектированию и моделированию, интегрированы в три структурных компонента: пространственно-предметный (инфраструктура учреждения, обладающая разнородностью, гибкостью, аутентичностью, связностью, управляемостью и индивидуализацией пространства); социальный компонент (взаимосвязи между субъектами образовательной деятельности, их позитивное настроение, удовлетворенность межличностными отношениями); психодидактический компонент (содержательное и методическое сопровождение образовательного процесса, обеспечивающее реализацию целей образования и соответствующее возрастным особенностям развития детей).

Таким образом, в самом общем виде под образовательной средой мы понимаем систему элементов, окружающих обучающихся и учителей, предоставляющих им возможности для обучения, воспитания и развития. При этом мы представляем образовательную среду как многомерное социально-педагогическое явление, оказывающее непосредственное влияние на развитие и саморазвитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения. С этой точки зрения образовательная среда задается через: образовательное пространство и типологию образовательных ресурсов; совокупность образовательных деятельностей - основных и дополнительных; систему взаимосвязей и отношений между образовательными деятельностями. Она характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал образования) и структурированностью ресурсов в границах заданного пространства образования. Современная среда должна быть комфортной и безопасной, эмоционально насыщенной, аутентичной. Перечисленные характеристики могут рассматриваться в качестве набора требований к организации современной образовательной среды и составить группу общих принципов ее проектирования и моделирования.

Сделав краткий обзор научных исследований о сущности, структуре, пониманию функций образовательной среды, мы наблюдаем, что они находятся на стадии формирования. Отсутствие в исследованиях единой позиции в определении понятия «образовательная среда» возможно во многом объясняется отсутствием его формализации в основополагающих законодательных актах в сфере образования, прежде всего, в ФЗ-273 «Об образовании в РФ», во ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартах) общего образования.

Последствия неопределенного нормативного статуса понятия «образовательная среда» и отсутствие обоснованных критериев ее качества имеет ряд негативных последствий. Например, практика аудита образовательных программ показывает, что это понятие нечасто встречается в основных образовательных программах образовательных организаций (так как они пишутся на основании ФГОС) и, следовательно, не является точкой приложения усилий многих педагогических коллективов. Эмпирический анализ реальной практики проектирования образовательной среды в школах России и Челябинской области показывает существенные затруднения в организации образовательной среды образовательной организации. Во многом это объясняется недостаточной разработанностью на основе единой методологии соответствующего

экспертного и проектного инструментария, а также неподготовленностью педагогов к реализации средового подхода в образовательной практике.

Слабая обеспеченность специальным критериальным аппаратом и диагностическим инструментарием, низкий уровень профессиональной подготовленности педагогов и руководителей школ к осуществлению трудовых действий, направленных на проектирование современной качественной среды ОО, обусловило появление научных трудов, в которых представлены апробированные диагностики и методики проведения экспертизы и проектирования образовательной среды.

Творческий коллектив ученых Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета (И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина) разработали учебное пособие «Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг». Пособие раскрывает научные подходы к моделированию и проектированию образовательной среды учебных заведений различных типов. Материал учебного пособия помогает сформировать профессиональные компетенции педагогических работников, позволяющие проводить диагностику образовательной среды, давать экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества [6].

Интересные практики проектирования образовательной среды в контексте эколого-личностного подхода представляет профессор Ясвин В.А. в своей монографии «Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление». Приводятся разработанный автором методический арсенал экспертно-проектного управления развитием школьной среды, а также программы формирования экспертно-проектных и коммуникативных компетенций педагогов и руководителей школьных организаций для сопровождения управления развитием школьных сред [14].

В ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ЧИППКРО) специалистами разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа (ДПП) повышения квалификации «Проектное управление образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» [7]. Особенность программы заключается в том, что один из разделов «Содержательные и процессуальные аспекты проектного управления образовательной организацией в условиях модернизации содержания и технологий общего образования» имеет инвариантную и вариативную части дополнительной профессиональной программы. Реализация вариативной части программы осуществляется в форме стажировки на базе образовательных организаций Челябинской области, прошедших конкурсный отбор (стажировочные площадки). Содержание вариативной (стажировочной) части представлено шестью модулями. В своей статье мы представим основные идеи стажировочных площадок, реализующие модуль «Проектирование образовательной среды в условиях модернизации содержания и технологий общего образования»: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска», МБОУ «Лицей №11 г. Челябинска», МОУ «Гимназия №53» г. Магнитогорска. Управленческими командами образовательных организаций были разработаны программы стажировочной части ДПП повышения квалификации в проектной культуре.

Образовательные организации показали уникальность созданной образовательной среды, демонстрируя различные подходы к ее проектированию. На базе академического лицея № 95 г. Челябинска слушатели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы проектируют актуальную модель избыточной образовательной среды в конкретной образовательной организации с учетом ее образовательной специфики и существующей практики жизнедеятельности. Управленческая команда, специалисты служб сопровождения, педагогические

работники - победители конкурсов профессионального мастерства, грантовых конкурсов, представители образовательных организаций - сетевых партнеров, используя опыт проектирования модели избыточной образовательной среды [10] в академическом лицее с учетом его образовательной специфики, организовали процесс проектирования актуальной модели избыточной образовательной среды конкретной образовательной организации. Был определен комплекс условий эффективного функционирования разработанной модели и последовательность управленческих действий по ее реализации (внедрению).

Ключевой идеей стажировки МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» стало выявление специфических и универсальных принципов и признаков актуальной образовательной среды, ее моделирование с применением концепций педагогического дизайна [2], проектирование ее структурных элементов и их качественных функциональных характеристик, формирование осознанного представления о миссии современной школы и механизмах ее реализации, изменение отношения к образованию управленческих команд, изменение их субьектности в системе образовательных отношений, в силу изменения субьектности ученика.

Процесс освоения программы был направлен на формирование у слушателей компетенций, необходимых для проектирования интегрированной образовательно-научно-культурной среды естественнонаучной и гуманитарной направленностей в образовательной организации на основе принципов и концепций педагогического дизайна. Итоговым продуктом обучения является Программа мини-проекта по созданию актуальной образовательной среды на основе педагогического дизайна. Организация стажировки в лицее сопровождается активным использованием возможностей среды лицея, в том числе оборудованных школьных пространств: Лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений; Лаборатории физики и инженерных технологий; STA -студии; Музейно-выставочного центра и других.

Замысел стажировки Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 53» г. Магнитогорска - управленческая практика проектирования образовательной среды в условиях цифровизации с учетом изменений содержания и технологий общего образования; стратегирование информационной политики для конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений по обеспечению качества образования [11]. В ходе стажировки активно используются цифровые ресурсы цифровой образовательной среды гимназии. Например, при наличии программного обеспечения Skype или Zoom осуществлялись консультации для слушателей, находящихся на удаленном доступе. Активно использовались Официальный сайт гимназии, Официальная группа VK https://vk.com/sch53mgn, официальные сайты образовательных организаций, ГИС «Сетевой город», программа для конференций ZOOM и другие платформы. Модель «Цифровая образовательная среда образовательной организации» является проектным продуктом, разработанным слушателями по окончанию курсов.

Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что современное образование характеризуется двумя ценностными ориентациями, одна из которых рассматривается через призму технократической парадигмы, где главное - стремление к научным знаниям. Вторая ценностная ориентация основана на гуманистической парадигме, в рамках которой образовательный процесс организуется в аспекте отношений сотрудничества, сотворчества. Личность и ее интересы становятся главной ценностью. Ценностные ориентиры, базирующиеся на гуманистической парадигме, способствуют реализации конечных целей образования, которые состоят в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом общества. Значение в этом процессе имеет и комплекс условий, который формируется в образовательной организации как среда воздействия и сопровождения развития личности. В статье мы рассмотрели различные подходы к

пониманию смыслов образовательной среды, к ее проектированию и моделированию. С нашей точки зрения в современных условиях развития общества в контексте гуманистической парадигмы наиболее оптимальным является эколого-личностный подход В.А. Ясвина, который кратко можно определить следующим тезисом: если условия характеризуют «пространство», то «среда» может быть охарактеризована, прежде всего, через её возможности, т.е. пространство становится средой, когда условия становятся возможностями. Такое видение образовательной среды и подходов ее проектирования значительно повышает возможности образовательных организаций в реализации стратегических целей российского образования. Именно поэтому обращение к проектированию образовательной среды, к методологии данного процесса представляется нам особенно необходимым; не только потенциально полезным, но и адекватным основным направлениям государственной образовательной политики Российской Федерации.

Список литературы

1. Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания: избранное / П. Ф. Каптерев; сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. -192 с. (С. 71-89). - Текст : непосредственный.

2. Киприянова, Е. В. Педагогический дизайн организации пространства самоопределения учащихся как социализации научно-исследовательского и поликультурного типов / Е. В. Киприянова. - Текст : непосредственный // Сборник трудов Российской научно-методической конференции-семинара «Творчество молодых исследователей в системе «школа-наука-вуз» / под ред. Д. Б. Богоявленской,

A. О. Карпова. - 2017. - С. 68-84.

3. Коптелов, А. В. Особенности формирования образовательной среды естественнонаучной направленности в общеобразовательной организации / А. В. Коптелов, Н. А. Зайцева, И. Ю. Шереметьева. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26996 (дата обращения: 01.11.2020).

4. Крупенина, М. В. В борьбе за марксистскую педагогику / М. В. Крупенина,

B. Н. Шульгин. - М.: Работник просвещения, 1929. - 185 с. - Текст : непосредственный.

5. Макаренко, А. С. 'О воспитании' / А. С. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 1990 - 416 с. - Текст : непосредственный.

6. Непрокина, И. В. Безопасная образовательная среда:моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. пособие / И. В. Непрокина, О. П. Болотникова,

A. А. Ошкина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 92 с. - Текст : непосредственный.

7. Официальный сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. Повышение квалификации и переподготовка. - URL: https://ipk74.ru/qualification/programmy-povysheniya-kvalifikacii/ (дата обращения: 16.11.2020). - Текст : электронный.

8. Рубцов, В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) /

B. В. Рубцов - Текст : непосредственный // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. - М.: Самара, 2001. - С. 77-81.

9. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков - Текст : непосредственный // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. - М. : Самара, 2001. - С. 172-176.

10. Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. с международ. участием (Челябинск, 25-26 янв. 2019 г.) / под ред. М. Ю. Ветховой, В. М. Кирсанова, Ю. В. Смирновой, З. И. Тюмасевой, Е. С. Гладкой, Е. В. Гнатышиной,

Э. Ф. Шариповой, Ф. А. Зуевой, И. Е. Емельчновой, Б. А. Артеменко, М. Ж. Симоновой, Л. А. Емельяновой, М. В. Волхонцевой (сост.). - Челябинск: Край Ра, 2019. - 280 с. - Текст : непосредственный.

11. Уразманова, Ф. Н. Информационная политика образовательной организации как инструмент управления качеством образования в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2020. - № 3. - С. 3-19.

12. Хрестоматия по истории педагогики / сост. И. Е. Лакин [и др.]. - М.: Высшая школа, 1971. - 608 с. - Текст : непосредственный.

13. Ясвин, В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам / В. А. Ясвин - Текст : непосредственный // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18, вып. 1 (4). - С. 80-89

14. Ясвин, В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование,управление / В. А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с. -Текст : непосредственный.

ON SOME APPROACHES TO THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

T. A. Abramovskikh

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,

[email protected]

A. V. Koptelov

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,

avkoptelov@rambler. ru

S. A. Lariushkin

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, Chelyabinsk,

[email protected]

The article presents a brief analysis of the research of Russian scientists on the problem of "educational environment". As a result of the analysis, the characteristics of the educational environment as a pedagogical category are highlighted. The approaches to the formation of the concept of "educational environment" in modern psychological and pedagogical literature are considered. A generalized definition of the educational environment is given. The author reveals some approaches to the design of the educational environment. Particular emphasis in the article is made on the ecological-personal approach of V.A. Yasvin. An attempt is made to actualize this approach in the context of modern trends in the development of Russian education. The author identifies a number of problems in creating a modern educational environment in educational institutions: the uncertain normative status of the concept of "educational environment" and the absence of substantiated criteria for its quality do not concentrate the efforts of many pedagogical teams to create an environment in an educational organization that effectively affects the results of education. The author also refers to the design problems: poor provision with a special criterion apparatus and diagnostic tools, a low level of professional training of teachers and school leaders. Scientific publications and existing practices are named, in which approved diagnostics and methods of examination and design of the educational environment are presented. The novelty and practical significance of the article lies in the presentation of

the best practices for the design of educational environments in educational institutions in Chelyabinsk and Magnitogorsk.

Key words: educational environment, approaches to the design of the educational environment, components of the modern educational environment, the humanistic paradigm of education.

References

1. Kapterev, P. F. (2005) Zadachi semejnogo vospitaniya: izbrannoe / Sostaviteli: M. V. Boguslavskij, K. E. Sumnitel'nyj [Family education tasks: selected / Compiled by M. Boguslavsky, K. E. Sumnitelny]. M.: Publishing house "Karapuz", 192 p. (pp. 71-89) (in Russ.).

2. Kipriyanova, E. V. (2017) Pedagogicheskij dizajn organizacii prostranstva samoopredeleniya uchashchihsya kak socializacii nauchno-issledovatel'skogo i polikul'turnogo tipov [Pedagogical design of the organization of the space of self-determination of students as socialization of research and multicultural types]. Sbornik trudov Rossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii-seminara «Tvorchestvo molodyih issledovateley v sisteme «shkola-nauka-vuz» [Proceedings of the Russian scientific-methodological conferenceseminar "Creativity of young researchers in the system" school-science-university"]. Edited by D. B. Bogoyavlenskaya, A. O. Karpov, pp. 68-84. (in Russ.).

3. Koptelov, A. V., Zajceva, N. A., SHeremet'eva, I. YU (2017) Osobennosti formirovaniya obrazovatel'noj sredy estestvenno-nauchnoj napravlennosti v obshcheobrazovatel'noj organizacii [Features of the formation of the educational environment of natural science orientation in the general educational organization]. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26996, accessed 01.11.2020. (in Russ.).

4. Krupenina, M. V., SHul'gin, V. N.(1929) V bor 'be za marksistskuyu pedagogiku [In the struggle for Marxist pedagogy]. M .: Worker of education, 185 p. (in Russ.).

5. Makarenko, A. S (1990)'O vospitanii' ['On education'], Moscow: Publishing house of political literature, 416 p. (in Russ.).

6. Neprokina, I. V., Bolotnikova, O. P., Oshkin A. A. (2012) Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda:modelirovanie, proektirovanie, monitoring : ucheb. posobie [Safe educational environment: modeling, design, monitoring: textbook. Manual], Togliatti: TSU Publishing House, 92 p. (in Russ.).

7. Oficial'nyj sajt GBU DPO CHIPPKRO, Povyshenie kvalifikacii i perepodgotovka [Official site of GBU DPO CHIPPKRO. Professional development and retraining], available at: https://ipk74.ru/qualification/programmy-povysheniya-kvalifikacii/, accessed 16.11.2020 (in Russ.).

8. Rubcov, V. V. (2001) O probleme sootnosheniya razvivayushchih obrazovatel'nyh sred i formirovaniya znaniya (k opredeleniyu predmeta ekologicheskoj psihologii) [On the problem of the relationship between developing educational environments and the formation of knowledge (to the definition of the subject of environmental psychology)]. Materialyi 2-y Ros. konf. po ekologicheskoy psihologii [Materials of the 2nd Ros. conf. on ecological psychology], ed. by V. I. Panov. M.: Samara, pp. 77-81 (in Russ.).

9. Slobodchikov, V. I.( 2001) O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayushchego obrazovaniya [On the concept of the educational environment in the concept of developing education]. Materialyi 2-y Ros. konf. po ekologicheskoy psihologii [Materials of the 2nd Ros. conf. on ecological psychology], ed. by V. I. Panov. M.: Samara, pp. 172-176 (in Russ.).

10. T'yutorskoe soprovozhdenie v sisteme obshchego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniya: mat-ly vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarod. uchastiem (2019) [Tutor support in the system of general, additional and professional education: materials of all-Russian. scientific-practical conf. from international participation], ed. by M. Yu. Vetkhova, V. M. Kirsanov, Yu. V. Smirnova, Z. I. Tyumaseva, E. S. Gladkoy, E. V. Gnatyshina, E. F. Sharipova, F. A. Zueva, I. E. Emelchnova, B. A. Artemenko, M. Zh. Simonova, L. A. Emelyanova, M. V. Volkhontseva (comp.). Chelyabinsk: Edge of Ra, 280 p. (in Russ.).

11. Urazmanova, F. N., Savicheva Yu. O. (2020) Informacionnaya politika obrazovatel'noj organizacii kak instrument upravleniya kachestvom obrazovaniya v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Information policy of an educational organization as a tool for managing the quality of education in a digital educational environment]. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya [Education quality management: theory and practice of effective administration], No. 3, pp. 3-19 (in Russ.).

12. Hrestomatiyapo istoriipedagogiki (1971) [Reader on the history of pedagogy], comp. by I. E. Lakin [and others]. M.: Higher school, 608 p. (in Russ.).

13. YAsvin, V. A. (2018) Issledovaniya obrazovatel'noj sredy v otechestvennoj psihologii: ot metodologicheskih diskussij k empiricheskim rezul'tatam [Studies of the educational environment in Russian psychology: from methodological discussions to empirical results]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika [Izv. Sarat. un-that. New ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], Vol. 18, no. 1 (4), pp. 80-89 (in Russ.).

14. YAsvin,V.A. (2019) SHkol'naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie,upravlenie [School environment as a subject of measurement: expertise, design, management], M.: Public education, 448 p. (in Russ.).

Абрамовских Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

[email protected]

Коптелов Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, доцент кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

[email protected]

Ларюшкин Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.