Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Великанова Светлана Семеновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Баклыкова Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СПОСОБЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация. Представленная статья посвящена вопросу развития межэтнической толерантности у студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении. На основе работ Б. Барбера, Дж. Берри, А.Г. Асмолова, М.С. Мириманова, В.А. Лекторского, Г.У. Солдатова и других исследователей, авторами были уточнены цель и задачи развития межэтнической толерантности будущих педагогов, а также систематизированы ее основные критерии и показатели. Также в статье представлен авторский комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении. В состав комплекса входят следующие компоненты: применение в учебном процессе активных дидактических форм и интерактивных методов обучения, способствующих формированию толерантного мировоззрения студентов; организация межличностного взаимодействия студентов педагогических специальностей путем включения их в научно-исследовательскую деятельность; актуализация опыта толерантного межнационального общения будущих педагогов через внедрение в учебный процесс эпизодов толерантности; формирование у студентов педагогических специальностей компетентности в области развития межэтнической толерантности у школьников в образовательном процессе.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, студенты педагогических специальностей.
Annotation: The presented article is devoted to the development of interethnic tolerance among students of pedagogical specialties in a higher educational institution. Based on the works of B. Barber, J. Berry, A.G. Asmolova, M.S. Mirimanova, V.A. Lektorsky, G.U. Soldatov and other researchers, the authors clarified the goal and objectives of the development of interethnic tolerance of future teachers, and also systematized its main criteria and indicators. The article also presents the author's complex of pedagogical conditions that ensure the development of interethnic tolerance of students of pedagogical specialties in a higher educational institution. The complex includes the following components: the use in the educational process of active didactic forms and interactive teaching methods that contribute to the formation of a tolerant worldview of students; organization of interpersonal interaction of students of pedagogical specialties by including them in research activities; actualization of the experience of tolerant interethnic communication of future teachers through the introduction of episodes of tolerance into the educational process; formation among students of pedagogical specialties of competence in the field of development of interethnic tolerance among schoolchildren in the educational process.
Key words: tolerance, interethnic tolerance, students of pedagogical specialties.
Введение. Рассмотрение проблемы развития межэтнической толерантности подрастающего поколения определяется потребностью современного общества в социальном и духовном прогрессе, в стабильности и в профилактике нетерпимости.
Особое место в этом процессе отводится образовательным учреждениям как социальному институту, который оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Однако в условиях традиционного образования формирование межэтнической толерантности обучающихся проходит стихийно и неэффективно. Поэтому нужна специальная работа по обучению будущих педагогов методам, приемам и средствам развития толерантности школьников, что позволит в будущем сформировать у подрастающего поколения компетенции жизни в поликультурном обществе, навыки независимого мышления, умения решать конфликты ненасильственным путем, развить способности уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий. На наш взгляд, именно развитие межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей может стать основой духовно-нравственного развития гражданского общества.
Актуальность проблемы развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей определяется следующими факторами:
В настоящее время глобализация и нарастание миграционных процессов обусловили рост этнокультурных противоречий и усиление этнических конфликтов, что вызвало повышенный интерес к вопросам толерантности и межэтнического взаимодействия со стороны представителей различных областей знания, в том числе философов, историков, психологов и педагогов.
Россия исторически формировалась как многонациональное государство, в состав которого в свое время вошли десятки народов. Поэтому как для всех этносов, так и для отдельных граждан в нашей стране существенное значение имеет поиск системы мер по преодолению этнических предрассудков, предотвращению этнических конфликтов и борьба с ксенофобией.
Современное общество заинтересовано в формировании толерантного сознания молодежи. Однако вопросы организация этого процесса в образовательных учреждениях недостаточно изучены в теоретическом и практическом планах.
В этой связи возрастает значимость развития межэтнической толерантности у студентов педагогических специальностей и подготовки их к практической работе в полиэтнических классах. Подготовка будущих учителей должна включать в себя развитие умений решать конфликты в многонациональном коллективе, воспитывать культуру межнационального общения школьников и предотвращать их интолерантное отношение к другим этническим группам.
Анализ теоретических источников показывает, что проблема формирования и развития межэтнической толерантности имеет давнюю историю и зародилась еще в эпоху античности. Впервые понятие толерантность появилось в 16-17 веках в период религиозных войн, происходивших в Европе. Одним из первых, кто обосновал принцип толерантности, был Эразм Роттердамский. Исследованиям проблемы толерантности были посвящены работы Вольтера, Дж. Локка, М. Монтеня, Ф. Бекона и других деятелей эпохи Просвещения. Идеи толерантности проходят через всю российскую гуманистическую философию (В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, П. Флоренский). В опыте русской культуры XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) возникла модель «человека понимающего», в основе которой лежит идея диалога взаимодействующих
субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения опытом друг друга. Наиболее активно изучение феномена толерантности, в том числе, межэтнической, начинается во второй половине 20 века. Проблемы межэтнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются учеными разных стран. Среди них - Б. Барбер, ДЖ. Берри, Г. Мейн, М. Уолцер и другие. Среди российских разработок наибольший интерес для нашего исследования представляют работы А.Г. Асмолова и М.С. Мириманова, в которых изучается психологическая сторона этого явления, В.А. Лекторского, рассматривающего межэтническую толерантность как ценность и В.В. Шалина, определяющего ее как политическую необходимость. А.О. Вызова рассматривает толерантность как инструмент разрешения межэтнических конфликтов, Е.А. Клепцова и Г.У. Солдатова - как свойство личности, Д.В. Зиновьев и В.С. Нургалеев - как нравственную ценность.
Однако, несмотря на обширный анализ феномена межэтнической толерантности в научной литературе, ее практические аспекты разработаны слабо, в связи с чем проблема развития межэтнической толерантности будущих педагогов в высшем учебном заведении остается нераскрытой. Отмеченное обстоятельство обусловило выбор темы статьи.
Гипотеза. Эффективность развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей обеспечивается реализацией следующего комплекса педагогических условий:
1. Применение в учебном процессе активных дидактических форм и интерактивных методов обучения, способствующих формированию толерантного мировоззрения студентов;
2. Организация межличностного взаимодействия студентов педагогических специальностей путем включения их в научно-исследовательскую деятельность;
3. Актуализация опыта толерантного межнационального общения будущих педагогов через внедрение в учебный процесс эпизодов толерантности;
4. Формирование у студентов педагогических специальностей компетентности в области развития межэтнической толерантности у школьников в образовательном процессе.
Изложение основного материала статьи. Обращаясь к проблеме развития межэтнической толерантности студентов университета, мы исходили из следующих положений: толерантное поведение - одна из высших человеческих ценностей и для отдельно взятой личности, и для общества в целом:
толерантность - исходное условие, обеспечивающее моральный комфорт личности, успешную адаптацию, с одной стороны, с другой - это главное условие общественного прогресса;
формирование толерантности подрастающего поколения - важнейшая стратегическая задача современного образования. Путь к межэтнической толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Цель развития межэтнической толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения [2].
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые могут быть объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у школьников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать (через формирование негативного отношения к насилию и развитие уважения к себе и к другим людям).
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования (через включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности и реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию межэтнической толерантности у детей и подростков).
Учитывая, что межэтническая толерантность представляет собой не только активную нравственную позицию, но и психологическую готовность к терпимости для позитивного взаимодействия с людьми иной культуры или социальной среды, систематизируем ее основные критерии и показатели:
1. Критерий «Устойчивость личности» (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических или социальных общностей) определяется следующими показателями: эмоциональная стабильность; доброжелательность, терпение; социальная ответственность; и самостоятельность.
2. Критерий «Эмпатия» (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека) реализуется через сопереживание и способность к рефлексии.
3. Критерий «Дивергентность мышления» (способность необычно решать проблемы, искать несколько вариантов решения) характеризуется отсутствием стереотипов и предрассудков; гибкостью и критичностью мышления.
4. Критерий «Мобильность поведения» (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств) проявляется через отсутствие тревожности, коммуникабельность и автономность поведения.
5. Критерий «Социальная активность» (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе) определяется через социальную самоидентификацию и социальную адаптированность [1].
Исходя из данных критериев, мы выделили комплекс педагогических условий, обеспечивающий развитие межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей в высшем учебном заведении.
В состав комплекса педагогических условий входят следующие компоненты:
1. Применение в учебном процессе активных дидактических форм и интерактивных методов обучения, способствующих формированию толерантного мировоззрения студентов. Данное педагогическое условие реализовывалось нами на практике через следующие виды учебной работы.
2. Организация межличностного взаимодействия студентов педагогических специальностей путем включения их в научно-исследовательскую деятельность. Процесс научно-исследовательской деятельности предполагает совместный творческий поиск студентов на основе диалога. По нашему мнению, именно гуманитарные дисциплины, вводящие обучающихся в пространство культуры, обладают наибольшим потенциалом для расширения границ межэтнической толерантности. Именно поэтому важной становится исследовательская деятельность в области психологии, педагогики, этнографии, исторического краеведения и социологии, особенно в поликультурных пространствах. Социологический опрос, интервью со свидетелями исторических событий, знакомство с народной педагогикой и национальным фольклором в области воспитания подрастающего поколения, беседы со специалистами, экскурсии, - позволяют будущим педагогам попасть в малознакомые им культурные, религиозные и этнические традиции, где существуют иные особенности общения и образа жизни. Результатом работы студентов стало не только представление продукта исследовательской деятельности на научных конференциях, чтениях и конкурсных интеллектуальных мероприятиях различного уровня, но и осознание самими обучающимися необходимости развития межэтнической толерантности.
3. Актуализация опыта толерантного межнационального общения будущих педагогов через внедрение эпизодов толерантности в учебный процесс. Смысл создания эпизодов толерантности - философско-педагогический: обоснование
рефлексивно-деятельностных, исследовательских методов трансляции ценностного знания и обучения миролюбию. Примером эпизодов толерантности могут стать периодические включения в изучаемый теоретический материал кратких сведений о народной педагогике, о специфике некоторых религиозных требований, биографий известных педагогов и т.д. Внедрение эпизодов толерантности предполагает целенаправленное создание условий для развития терпимости к инакомыслию, умения понять другого, осознания норм собственного поведения, устойчивости к межэтническим конфликтам.
4. Формирование у студентов педагогических специальностей компетентности области формирования межэтнической толерантности у школьников в образовательном процессе. Основными направлениями нашей работы по реализации данного педагогического условия являлись ознакомление будущих педагогов с теоретическими представлениями о межэтнической толерантности, её роли и месте в системе общечеловеческих ценностей, а также развитие умений и навыков формирования межэтнической толерантности школьников на основе учебно-воспитательных средств, методов и приемов. Реализация четвертого педагогического условия производилась авторским коллективом не только на лекционных и семинарских занятиях, но и во время прохождения студентами педагогической практики в учебных заведениях и предусматривало их работу в качестве учителя, классного руководителя и тьютора.
Эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие межэтнической толерантности будущих педагогов, была подтверждена в результате опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение 2018-2022 гг. В эксперименте принимали участие 120 студентов 1 - 4 курсов педагогических специальностей.
Выводы. В процессе проведенной опытно-экспериментальной работы нами были получены следующие результаты:
1. Уточнено содержания понятия «межэтническая толерантность» и систематизированы ее критерии и показатели.
2. Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий развитие межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей.
3. Подобраны, систематизированы и апробированы методики, позволяющие педагогам развивать межэтническую толерантность учащихся в образовательном процессе школы.
4. Исследование таких личностных качеств студентов педагогических специальностей, как критичность и гибкость мышления, устойчивость к неопределенности, а также определение уровня развития их межэтнической толерантности на основании разработанной нами анкеты, показало, что если формирование межэтнической толерантности студентов не вести целенаправленно, то оно происходит стихийно и не может быть достаточным (у большинства будущих педагогов наблюдается низкий и средний уровень развития межэтнической толерантности). В экспериментальных группах показатели развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей выросли в среднем на 26%.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассмотренной проблемы. Дальнейшая её разработка может быть продолжена в направлении поиска новых средств развития межэтнической толерантности студентов педагогических специальностей, как в учебном процессе университета, так и во внеучебной деятельности.
Литература:
1. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4. - С. 91-97.
2. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М. - 1999.
Педагогика
УДК 37.013.31
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Величко Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования Шутова Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования гибких компетенций обучающихся в процессе художественно-эстетического образования. На основании анализа научной литературы дается характеристика понятий: «компетенция», «гибкие компетенции», «гибкие навыки». Даны психолого-педагогические ориентиры формирования данных компетенций у обучающихся (учет принципа развития гибких навыков, связанного с возрастными новообразованиями, опора на реализацию различных видов художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности).
Ключевые слова: компетенция, гибкие компетенции, художественно-эстетическое образование, обучающиеся. Annotation. The article deals with the problem of the formation of flexible competencies of students in the process of artistic and aesthetic direction of education. Based on the analysis of the scientific literature, the characteristic of the concepts is given: «competence», «flexible competencies», «flexible skills». Psychological and pedagogical guidelines for the formation of these competencies in students are given (taking into account the age principle of the development of flexible skills associated with age-related neoplasms, reliance on the implementation of various types of educational, cognitive, artistic and creative activities, and others).
Key words: competence, flexible skills, artistic and aesthetic education, students.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Подготовка специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе
художественно-эстетического образования»