Литература:
1. Володина, Л.О. Генезис ценностей воспитания в русской крестьянской семье: к вопросу периодизации // Историко-педагогический журнал. - № 2. - 2017. - С. 92-104.
2. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста. Слово 27 о воспитании детей. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/27
3. Гобза И.О. Столетие Московской гимназии (1804-1904). - М.: Синоидальная типография, 1903 г. - 403 с.
4. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
5. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. - Т. 4. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.
6. Стратегия развития воспитания до 2025 г. Утверждена Распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Полякова Юлия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Леонтьева Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация. Предметом исследования данной статьи является применение цифровых технологий на уроках финансовой грамотности. Целью исследования является анализ особенностей применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности. Методы решения выбранной научной задачи - описание сущности финансовой грамотности, классификация ее характеристик, анализ источников по теме исследования, изучение особенностей уроков финансовой грамотности, их синтез, обобщение опыта по применению цифровых технологий на уроках финансовой грамотности и моделирование перспектив его развития. По результатам исследования сделан вывод, что перспективы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности заключаются в развитии способностей школьников и их семей управлять возросшими рисками в финансовой сфере.
Ключевые слова: финансовая грамотность, цифровые технологии, учащийся, класс, обучение, урок, мобильный телефон.
An^taUm. The subject of this article is the use of digital technologies in financial literacy lessons. The aim of the study is to analyze the features of the use of digital technologies in financial literacy lessons. Methods for solving the selected scientific problem - describing the essence of financial literacy, classifying its characteristics, analyzing sources on the research topic, studying the features of financial literacy lessons, synthesizing them, summarizing experience in the use of digital technologies in financial literacy lessons and modeling the prospects for its development. Based on the results of the study, it was concluded that the prospects for the use of digital technologies in financial literacy lessons lie in the development of the abilities of schoolchildren and their families to manage the increased risks in the financial sector.
Keywords: financial literacy, digital technology, student, class, teaching, lesson, mobile phone.
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что многие обучающиеся недостаточно разбираются в финансах, в том, как работает кредит и финансовое планирование, и в потенциальном порыве за финансовым благополучием, который может вылиться в неправильных финансовых решениях и создать трудности на долгие годы. Фактически, отсутствие финансового понимания - одна из основных причин, по которым многие люди борются со сбережениями и инвестированием. Поэтому изучение особенностей организации уроков финансовой грамотности, в том числе и с применением цифровых технологий, вызвало авторский интерес.
Тема финансовой грамотности является малоизученной, некоторые ее аспекты рассмотрены в следующих работах: статье Бороненко Т.А., Кайсиной А.В., Федотовой В.С. «Концептуальная модель понятия цифровой грамотности», статье Лаврентьева В.А., Лаврентьевой Л.В., Курылева А.И. «Совершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи» и других. Перечисленные работы стали основой исследования, а также были использованы аналитические материалы Организации экономического сотрудничества и АНО «Диалог» по исследованию финансовой грамотности населения России и ряд иностранных источников.
Целью данного исследования является анализ применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Определение сущности финансовой грамотности.
2. Определение особенностей организации уроков по финансовой грамотности.
3. Выявление способности применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.
4. Анализ перспектив применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.
5. Формулировка выводов по результатам исследования.
Объектом исследования является обучение финансовой грамотности, предмет исследования - применение цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.
Методы решения выбранной научной задачи - описание сущности финансовой грамотности, классификация ее характеристик, анализ источников по теме исследования, изучение особенностей уроков финансовой грамотности, их синтез, обобщение опыта по применению цифровых технологий на уроках финансовой грамотности и моделирование перспектив данного направления.
Новизна исследования заключается в выявлении современных особенностей применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности, а также в возможности применения результатов исследования на уроках экономики, обществознания, математики, ОБЖ, географии и истории.
Изложение основного материала статьи. Финансовая грамотность - это когнитивное понимание финансовых компонентов и навыков, таких как: составление бюджета, инвестирование, заимствования, налогообложение и управление личными финансами. Отсутствие таких навыков квалифицируется как финансовая безграмотность. Финансовая грамотность позволяет человеку лучше подготовиться к определенным финансовым препятствиям, что, в свою очередь, снижает вероятность личного экономического бедствия. Достижение финансовой грамотности имеет решающее значение в современном обществе из-за повседневных аспектов жизни, таких как студенческие ссуды, ипотека, кредитные карты, инвестиции и медицинское страхование.
Алана Ритч считает, что быть финансово грамотным - значит уметь распоряжаться своими деньгами. Иными словами, это означает научиться оплачивать счета, как ответственно занимать и откладывать деньги, а также как и зачем инвестировать и планировать выход на пенсию [10].
Потребители воспринимают принятие финансовых решений и образование как трудные и тревожные. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), люди сообщают, что выбор правильных инвестиций для пенсионного плана является более стрессовым, чем поход к стоматологу.
По результатам международного сравнительного исследования, инициированного Минфином при поддержке организации в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Россия по экономическому сотрудничеству и развитию заняла 9-е место среди стран G20 по уровню финансовой грамотности. В рамках исследования было опрошено 101596 человек в возрасте от 18 до 79 лет. Финансовые знания, отношение и финансовое поведение оценивались в соответствии с ответами на соответствующие вопросы. Агрегированные данные по трем компонентам сформировали окончательную оценку финансовой грамотности страны. Согласно результатам исследования, средний балл по финансовой грамотности в странах G20 составляет 12,7 балла из 21 максимального. Россия же набрала 12,2 балла, что немного ниже среднего [7].
Согласно опросу АНО Диалог, в пятерку самых востребованных финансовых тем в социальных сетях России входят получение льгот или социальных выплат (20%), правила защиты от мошенничества (18%) и пенсионные индексы. Проблемы (17%), возможность сбережения (13%), информация, которую банки не знают при выпуске кредитных карт (13%) [6].
Таким образом, представленные результаты исследования показывают, что курсы финансовой грамотности необходимо срочно включить в нашу школьную программу. В сентябре 2016 года многие российские школы представили новые темы для развития финансовой грамотности школьников в таких рамках, как обществознание [8].
В.А. Лаврентьев писал, что потребность в обучении финансовой грамотности в школе связана с тем, что современные дети очень охотно и бесконтрольно покупают товары самостоятельно с помощью пластиковых карт и мобильных приложений [5]. Другими словами, им нужна некоторая финансовая грамотность, чтобы они активно обращались с банкнотами с детства и активно участвовали в торговых и финансовых отношениях.
Основная задача внедрения обучения финансовой грамотности - остановить развитие безответственного отношения к общим финансовым операциям [1, С. 45]. В конце концов, большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, по-прежнему финансово неграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Многие семьи не ведут учет своих расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Современные методы обучения помогают учащимся сформировать или развить продуктивное понимание фундаментальных наук и технологий [2, С. 56]. Считаем необходимым проанализировать особенности применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.
В последние годы под термином «цифровые технологии в классе» принято понимать системы цифровой обработки, которые способствуют активному обучению, накоплению знаний, исследованиям и исследованиям со стороны учащихся, а также позволяют осуществлять удаленное общение, как обмен данными между учителями и / или учащимися в разных физических классах. Это расширенное понятие технологий, которое признает их развитие от простых систем доставки информации, а также разъясняет их роль в классах в отличие от их более широкого использования в школах [9].
Потенциальные преимущества цифровых технологий в обучении заключаются в том, что они могут способствовать диалогической и освободительной практике.
1. Диалогическая практика - это практика, в которой учащиеся являются активными, вовлеченными и уполномоченными участниками беседы, из которой происходит обучение [5]. Например, учащиеся, работающие над программой финансового моделирования, могут начать разговор о том, что они видят на экране компьютера, без необходимости полагаться на терминологию, которой у них еще может не быть. Учитель может добавить соответствующий язык в беседу по мере развития проекта.
2. Освободительная практика - это практика, при которой идеи отдельного ученика выходят за рамки обучения, предписанного учителем / программой, поскольку они опираются на знания, полученные вне формального образования, для построения понимания [5]. Например, на уроках финансовой грамотности учащиеся могут использовать свои собственные знания и опыт использования гаджетов для вычисления финансовых формул и поиска специальных коэффициентов (возможно, используя свой мобильный телефон).
Представим в таблице 1 основные методы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.
Таблица 1
Основные методы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности
Термин Определение Пример Преимущества Риски
Использование собственного гаджета Ученик должен принести свои собственные технологии в класс для использования в рамках учебной деятельность. Мобильный телефон используется для просмотра в Интернете, как часть исследовательской деятельности. Диапазон наиболее доступных технологий и снижение затрат для учреждения. Трудно контролировать и отслеживать использование некоторых учащихся может быть лучше, чем другие устройства хватает учителя понимания / обучения.
Е-портфель Учащиеся и учителя создают электронный каталог работ, в котором отслеживается динамика их обучения. Обычно это онлайн и часто используются мультимедийные файлы. Студенческое портфолио с художественными работами представлено онлайн через электронное портфолио. Сюда входят отсканированные рисунки, фотографии выставок и посещения галерей, письменные размышления, озвученные видеоролики художника (ученика) на работе, а аудио- журнал. Позволяет быстро и беспрепятственно представить широкий спектр материалов в различных форматах, включая детали процесса. Безопасность и конфиденциальность данных. Недостаточное понимание / обучение.
Перевернутый класс Учащиеся ознакамливаются с новым материалом еще до урока из онлайн-видео или ресурсов, а затем применяют эти знания в более индивидуальной работе в классе. Учащиеся смотрят дома видео о том, как трансформируются осадочные породы в метаморфические породы. В классе они работают в группах, чтобы совместно создать схему, объясняющую этот процесс трансформации. Больше времени для деятельности, которые способствуют глубокому пониманию. Учащиеся не понимают или не в состоянии получить доступ к дистанционному материалу. Обучения, происходят недопонимания возникают трудности, которые не рассматривается в классе, недостаточное понимание / обучение учителей, обеспечение своевременности ресурсов.
Персональная обучающая сеть (ПОС) ПОС - это свободный набор индивидуальных связей с другими людьми или ресурсами. Цель такой сети -способствовать обмену идеями, которые поддерживают обучающие. Ссылки, которые могут осуществляться, например, через: онлайн-группы по интересам, например, в Twitter и / или онлайн-курсы и очные курсы. Доступ к широкому спектру точек зрения и опыт за пределами учреждения. Безопасность данных и конфиденциальность обучения не охраняется в должном объеме. Точность информации доступа к сети отсутствию учителей понимания / обучения.
Виртуальная среда обучения (ВСО) ВСО является электронным обучением системы образования, которая является подобной обычному очному обучение. ВСО обеспечивает доступ к Виртуальная платформа. Простой способ сопоставления и организации курсов, а также гибкость доступа к информации. Рамки программного обеспечения могут ограничить структуру курса. Дорогая цена уровень обслуживания.
курсам, содержанию курса, оценкам, домашним заданиям, ссылкам на внешние ресурсы.
Согласно таблице 1 можно сделать выделить определенные проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий в обучении финансовой грамотности:
• В настоящее время много времени и ресурсов вкладывается в технологии и приложения, эффективность и действенность которых еще предстоит доказать по сравнению с более традиционными контекстами обучения в классе. Учителя и школа должны тщательно продумать, когда, почему и как использовать технологии, а также оценить их эффективность и результативность.
• Существует «цифровой разрыв» - разрыв между теми, у кого есть доступ к цифровым технологиям и Интернету, и теми, у кого его нет.
• Внедрение и последующее обслуживание технологий обходятся дорого, особенно потому, что системы могут быстро устареть.
• Могут возникнуть проблемы с существующей инфраструктурой, например, подключение к Интернету может быть нестабильным и / или медленным.
• Безопасность для учащихся и учителей является ключевой задачей, поскольку предотвращение кибер-издевательств, взлом личной информации, доступ к незаконным или запрещенным материалам и отвлечение от учебы (например, социальные сети и использование мобильного телефона) занимают важное место в повестке дня учебных заведений.
• Некоторые виды использования технологий могут быть вредными. Например, плохая осанка и зрительное напряжение - частые проблемы при длительной работе за настольным компьютером. Также повторяющееся деформационное повреждение (RSI) - это риск, который возникает из-за повторяющихся действий, необходимых для управления мобильными устройствами.
• Факты свидетельствуют о том, что на данный момент потенциал цифровых технологий в образовательных учреждениях России не реализуется.
Представим возможные способы поддержки использования цифровых технологий в образовательных учреждениях России:
1. Школы могут дать учителям и учащимся свободу исследования новых возможностей использования устройств и систем, а также комбинации технологий в новых цифровых средах.
2. Учителям и учащимся следует поощрять делиться своей практикой друг с другом в классе и в более широком смысле.
3. Учителя могут наилучшим образом использовать технологии в классе, развивая свои знания о ряде цифровых технологий и тщательно продумывая, как и почему их можно использовать для поддержки обучения учащихся.
4. Эффективный выбор программного обеспечения и устройств - это только часть истории. Рассмотрение того, какое обучение будет достигнуто и как технология может помочь, имеет фундаментальное значение для ее эффективного развертывания.
5. Модель SAMR (замена, расширение, модификация, переопределение), разработанная доктором Рубеном Пуэнтедура, является полезным справочным материалом при рассмотрении вопроса о внедрении технологий в классе. Модель показывает этапы, которым часто следуют приверженцы образовательных технологий, интегрируя преподавание и обучение с технологиями.
Выводы. По результатам исследования представим выводы:
1. Сущность финансовой грамотности заключается в том, что это совокупность знаний в области финансов, кредита и управления долгом, которая необходима для принятия экономически ответственных решений.
2. Особенность уроков финансовой грамотности - обучение практике и применению различных финансовых навыков.
3. Выявление способности применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности позволило выделить как положительные результаты данного процесса, так и проблемы, возникающие при их использовании.
4. Перспективы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности видятся в способствовании активному обучению, а это, в свою очередь, может позволить учащимся достичь более высоких оценок на основе их более глубокого понимания. Также будет поддерживаться процесс экзаменов с помощью компьютерных и онлайн-процессов оценки, повысится эффективность контактов с экзаменационными центрами. Школы получат возможность подготовить учащихся к доступным новым финансовым и технологическим возможностям. Перспективы образовательных технологий заключаются в том, что с ними делают преподаватели и как они используются для наилучшего удовлетворения потребностей своих учеников.
5. Повышение финансовой грамотности имеет важное значение для развития способностей учащихся и их семей справляться с растущими финансовыми рисками. Повышение финансовой грамотности оказывает большое влияние на людей и их способность обеспечить свое будущее. [3, 51 Последние тенденции в экономике обусловили необходимость понимания основ финансов гражданами на стадии обучения, потому что это поможет им понимать более сложные финансовые продукты и варианты увеличения своих накоплений. Стать финансово грамотным - непросто, но если овладеть этим умением, это может значительно облегчить бремя жизни.
Литература:
1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова. // ПНиО. - 2020. - №4 (46).
2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова. // Ярославский педагогический вестник. -2020. - №4 (115).
3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 39.
4. Лаврентьев В.А., Лаврентьева Л.В., Курылев А.И. Совершенствование системы преподавания экономическо-финансовых дисциплин с целью повышения финансовой грамотности молодежи / В.А. Лаврентьев, Л.В. Лаврентьева, А.И. Курылев // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-2.
5. Максимова Н.А. Возможности формирования компетенций XXI века при изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании» / Н.А. Максимова. // Концепт. - 2021. - №4.
6. Представлены результаты исследования финансовой грамотности россиян // Электронная газета «Известия». -URL: https://iz.ru/1219059/2021-09-08/predstavleny-rezultaty-issledovaniia-finansovoi-gramotnosti-rossiian (дата обращения 25.11.2021 г.).
7. 7. Россия на 9 месте по финансовой грамотности среди стран G20 // Интернет-портал «Vashifinancy». - URL: https://vashifinancy.ru/upload/iblock/773/7736e49e5faa2d08e8e4d77140ac0543.pdf (дата обращения 26.11.2021 г.).
8. Уроки финансовой грамотности в школе // Официальный сайт Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. - URL: https://obraz.volgograd.ru/folder_5/folder_1/folder_3/folder_2/folder_8/ folder_1/ folder_3/informatsiya-dlya-roditeley/finansovaya-gramotnost-v-shkole/ (дата обращения 26.11.2021 г.).
9. Digital technologies in the classroom // Официальный сайт Cambridge International. - URL: https://www.cambridgeinternational.org/Images/271191-digital-technologies-in-the-classroom.pdf (дата обращения 27.11.2021 г.).
10. Ritchie, A. Financial Literacy // Интернет-портал «Annuity.org». URL: https://www.annuity.org/financial-literacy/ (дата обращения 25.11.2021 г.).
Педагогика
УДК 378.14
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. С целью унификации высшего педагогического образования в Российской Федерации был предложен проект «Ядра высшего педагогического образования». Согласно данному проекту все образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование должны иметь модульную структуру, направленную на формирование конкретных компетенций и компетентностей. Каждый модуль должен содержать обязательную и вариативную часть, большинство модулей также подразумевают наличие практической подготовки. Данный проект является очень актуальным, поскольку в Российской Федерации наблюдается острый дефицит педагогических кадров, а унификация образовательного процесса позволит значительно повысить его качество. В нашей работе мы представляем модель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия, которая выполнена согласно требованиям «ядра высшего педагогического образования».
Ключевые слова: ядро, педагогическое образование, высшее образование, компетенции, унификация, качество.
Annotation. In order to unify higher pedagogical education in the Russian Federation, the project "Cores of Higher pedagogical education" was proposed. According to this project, all educational programs in the field of training 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical education should have a modular structure aimed at the formation of specific competencies and competencies. Each module should contain a mandatory and variable part, most modules also imply the presence of practical training. This project is very relevant because there is an acute shortage of teaching staff in the Russian Federation, and the unification of the educational process will significantly improve its quality. In our work, we present a model of an educational program in the field of training 44.03.05 Pedagogical education, Biology and Chemistry profiles, which is performed according to the requirements of the "core of higher pedagogical education".
Keywords: core, pedagogical education, higher education, competencies, unification, quality.
Введение. Реформация системы высшего образования в Российской Федерации проходит уже довольно длительный промежуток времени [5] и приобретает затяжной характер [7]. На данный процесс влияют множество факторов: цифровизация экономики и образования [8], требования к показателям рейтинга университетов, национальные проекты, федеральные проекты, образовательные и глобальные тренды [2]. В ноябре 2021 года на уровне Министерства Просвещения был разработан проект унификации подходов к структуре и содержанию высшего педагогического образования, который получил название «ядро педагогического образования». В данном документе изложены основные требования к подготовке кадров по образовательным программам бакалавриата в области педагогического образования.
На данный момент наблюдается большое разнообразие и вариативность образовательных программ высшего педагогического образования [6], что не приводит к единым результатам освоения образовательных программ [3]. Более 200 университетов ведут подготовку кадров в области педагогического образования. Решение о формировании единых блоков компетенций [4] позволит значительно унифицировать и оптимизировать процесс подготовки будущих учителей [10].
Единая структура программ подготовки предполагает единое содержание, состоящее из семи модулей. Также предполагается определенное сохранение академических свобод ВУЗов, которое выражается в возможности университета формировать вариативную часть образовательной программы в объеме 21%. Единое содержание программ подготовки предусматривает формирование единого образовательного и воспитательного концепта для университетов, которые готовят кадры для системы образования. Основными положениями являются: комптентностный подход при разработке образовательных программ, четкая преемственность обязательной части программы и части, которую формируют участники образовательного процесса; фундаментальная подготовка педагога, которая базируется на единстве теоретической и практической компоненты [9]; учет эмпирического опыта при реализации образовательных программ подготовки педагогов [12], важным элементом также выступает формирование проектного мышления [8] и умения работать с проектами и в проектах для обучающихся [3].
Цель исследования - разработать основную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия на базе ядра педагогического образования.
Изложение основного материала статьи. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия разработана на основании закона «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования и науки №301, 1383, 636, ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое