Научная статья на тему 'Настольная игра как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности классного руководителя'

Настольная игра как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НАСТОЛЬНАЯ ИГРА / CLASS TEACHER ACTIVITY / PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION / INTERACTIVE TRAINING METHODS / BOARD GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Н. С., Касаткина Н. С.

Введение. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности. Обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогика». Цель статьи раскрыть возможности использования настольной игры «Самый классный классный» как средства подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности, в частности к деятельности классного руководителя. Практическая значимость результатов исследования заключается в их использовании преподавателями высшей школы при организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, прогнозирование, теоретико-методологический анализ; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, эксперимент, статистические методы обработки данных. Результаты. Проанализирована возможность и необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогики», а также подготовки студентов к производственной педагогической практике в образовательных организациях. Разработана настольная игра «Самый классный классный», описан опыт ее использования в процессе практических занятий в рамках курса «Педагогика». Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эффективная организация процесса подготовки к профессиональной деятельности, ее практико-ориентированная направленность. Результатом использования настольной игры «Самый классный классный» является более высокий уровень готовности студентов педагогических вузов к производственной педагогической практике в образовательных организациях, в частности к деятельности классного руководителя, а также формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты воспитательной работы и развития детей. Заключение. Делается вывод о том, что использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогика» способствует более высокому уровню готовности студентов к профессиональной деятельности. Разработанная и апробированная настольная игра «Самый классный классный» обеспечивает готовность студентов к деятельности классного руководителя в процессе производственной педагогической практики в образовательных организациях, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы. Основные положения: дана характеристика и доказана эффективность использования интерактивных методов обучения студентов в процессе преподавания курса «Педагогика»; апробирована настольная игра «Самый классный классный» как эффективный практико-ориентированный метод обучения в процессе практических занятий; разработана критериально-уровневая характеристика готовности студентов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкитина Н. С., Касаткина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOARD GAME AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR CLASS TEACHER ACTIVITIES

Introduction. The article is devoted to the problem of professional training of pedagogical university students for class teacher activity as an important component of pedagogical activities. The necessity of using interactive teaching methods in the process of teaching subject “Pedagogy" is substantiated. The purpose of the article is to reveal the possibility of using Board game "The coolest class teacher" as a means of pedagogical university students training for professional activities, in particular to class teacher activity. The practical significance of the research results lies in their use by teachers of higher education in the organization of future teachers professional training process for professional activity. Materials and methods . The main methods of research are theoretical methods: analysis of psychological and pedagogical literature, forecasting, theoretical and methodological analysis; empirical methods: questioning, observation, experiment, statistical methods of data processing. Results. The authors analyze possibility and necessity of using interactive teaching methods in the process of teaching subject "Pedagogy", as well as preparing students for practical training in educational institutions. Board game "The coolest class teacher" is developed, and its use in the process of practical training at the subject "Pedagogy" is described. Discussion. It is emphasized that the research result is effective preparation organization for professional activity process, its practically oriented character. The result of Board game "The coolest class teacher" usage is a higher level of pedagogical universities students’ readiness for pedagogical practice in educational institutions, in particular to class teacher activities, as well as professional competencies formation that ensure high results in bringing-up and children’s development. Conclusion. It is concluded that interactive teaching methods usage in teaching subject "Pedagogy" process contributes to a higher level of students’ readiness for professional activities. Developed and tested Board game "The coolest class teacher" ensures students’ readiness for class teacher activities in pedagogical practice process in educational organizations, which is confirmed by experimental work results. Highlights: Interactive methods usage in students’ training is characterized and their efficiency in teaching "Pedagogy" is proved; Board game "The coolest class teacher" is tested as an effective practically oriented teaching method in practical training process; Criterion and level characteristic of students’ readiness for class teacher activity as an important pedagogical activity component is developed.

Текст научной работы на тему «Настольная игра как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности классного руководителя»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.47.016

УДК 378.937 ББК 74.480.26

а ж

s «

£

а и

U ^

а" ж s

U

1 2 Н. С. Шкитина , Н. С. Касаткина

1ORCID № 0000-0003-4778-5717

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shkitinans@scpu.ru 2ORCID № 0000-0003-4619-0463 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kasatkinans@cspu.ru

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности. Обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогика». Цель статьи - раскрыть возможности использования настольной игры «Самый классный классный» как средства подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности, в частности к деятельности

классного руководителя. Практическая значимость результатов исследования заключается в их использовании преподавателями высшей школы при организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей к профессиональной

а

о

§

деятельности. к

1-й а

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоре- К

а

тические методы: анализ психолого-педагогической литературы, прогнозирова- р

е

ние, теоретико-методологический анализ; эмпирические методы: анкетирование, О

з

наблюдение, эксперимент, статистические методы обработки данных. §

р

Результаты. Проанализирована возможность и необходимость использова- ^

о

ния интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагоги- и

о

ки», а также подготовки студентов к производственной педагогической практике §

в образовательных организациях. Разработана настольная игра «Самый классный

я

о »

классный», описан опыт ее использования в процессе практических занятий в д

С*/

о о

т

о

з

а и

рамках курса «Педагогика».

Обсуждение. Подчеркивается, что результатом исследования является эф-

с

фективная организация процесса подготовки к профессиональной деятельности, у

де

ее практико-ориентированная направленность. Результатом использования на- |

стольной игры «Самый классный классный» является более высокий уровень го- |

е

товности студентов педагогических вузов к производственной педагогической О

о

практике в образовательных организациях, в частности к деятельности классного Ч

с

руководителя, а также формирование профессиональных компетенций, обеспечи- К

вающих высокие результаты воспитательной работы и развития детей. 33

о

з

а д

Заключение. Делается вывод о том, что использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогика» способствует более высокому уровню готовности студентов к профессиональной деятельности. Разработанная и апробированная настольная игра «Самый классный классный» обес- у

о

печивает готовность студентов к деятельности классного руководителя в процессе О производственной педагогической практики в образовательных организациях, что

а

подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы. ^

о

и О т н

е

л о

Ключевые слова: деятельность классного руководителя, подготовка к профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций, интерактивные методы обучения, настольная игра.

Основные положения:

- дана характеристика и доказана эффективность использования интерактивных методов обучения студентов в процессе преподавания курса «Педагогика»;

- апробирована настольная игра «Самый классный классный» как эффективный практико-ориентированный метод обучения в процессе практических занятий;

- разработана критериально-уровневая характеристика готовности студентов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности.

а н и к кт а с

U

,а н и т и к

и

1 Введение (Introduction)

В настоящее время в процессе профессиональной подготовки будущего педагога большое внимание уделяется производственной педагогической практике, доля которой в образовательном процессе неуклонно возрастает [1]. Важной составляющей этой практики является педагогическая составляющая, в рамках которой студенты - будущие педагоги осуществляют воспитательную деятельность, выполняя функции классного руководителя.

Деятельность современного клас-ссного руководителя в образовательной организации является важнейшим звеном воспитательной системы

учебного заведения, это связано, прежде всего, с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где особое значение придается воспитанию и социализации обучающихся.

Основная цель деятельности классного руководителя заключается в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, а также в формировании и развитии коллектива воспитанников.

Основные задачи деятельности классного руководителя - это формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения

каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Несомненно, что осуществлять такую деятельность способен только специально подготовленный профессионал в области воспитания, поэтому мы считаем, что в процессе преподавания курса «Педагогика», в частности раздела «Теория и методика воспитания», особое внимание следует уделять подготовке студентов -будущих педагогов к деятельности классного руководителя.

Именно с этой целью нами была разработана и апробирована в процессе практических занятий настольная игра «Самый классный классный», так как настольные игры могут использоваться в любой области научного знания и практической деятельности, при изучении практически любой учебной дисциплины [2].

Основная цель игры - закрепить теоретические знания по теории и методике воспитания, а также выработать практические умения и навыки, связанные с процессом воспитания личности и коллектива, подготовить студентов к производственной педагогической практике, а именно к деятельности классного руководителя [3].

Цель статьи - описать результаты исследования уровня готовности студентов - будущих педагогов к деятельности классного руководителя на примере использования настольной игры «Самый классный классный». Задачи исследования: 1. Разработать и описать модель настольной игры для студентов «Самый классный классный».

а

с

т

ьь

он

г р а к а к с р е д с з о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

е с с и о н

он

о »

а

о

д

г о о з к и с д е н о з

а

е

д

а г о г и ^ е с к и

х

3

Со о

з

С*/ е

¡о

к к

о з о д и

т

I

¡о

а

н

и

к

кт

а

с

и

н

и

т

и

к

и

2. Апробировать настольную игру «Самый классный классный» на практических занятиях в рамках изучения курса «Педагогика».

3. Разработать критериально-уровневую характеристику готовности студентов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности.

4. Оценить и интерпретировать результаты опытно-экспериментальной работы.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Основными методами исследования являются теоретические методы: анализ психолого-педагогичес-кой литературы, прогнозирование, теоретико-методологический анализ; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ, статистические методы обработки данных.

Разработанная нами в ходе исследования настольная игра является тренажером, который позволяет эффективно обучить и подготовить студентов к важной составляющей производственной педагогической практики в образовательных организаци-

ях, а именно к деятельности классного руководителя, так как именно классный руководитель является центральным звеном воспитательного процесса в школе. Игровой процесс с помощью простой и четкой модели отражает все стороны деятельности классного руководителя [4].

Разработка модели игры опиралась на основные функции, а также направления деятельности классного руководителя, так как процесс воспитания - это не набор действий и операций, которым будущего педагога можно обучить, и благодаря которым он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства в соответствии с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Настольная игра «Самый классный классный» состоит из игрового

поля, каждый сектор которого соответствует определенному направлению деятельности классного руководителя, начиная с этапов изучения обучающихся, планирования и прогнозирования воспитательной работы и заканчивая этапом анализа эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Данная настольная игра предполагает, что играющими могут быть как отдельные игроки, так и микрогруппа в зависимости от количества студентов в учебной группе. Чаще всего играет микрогруппа. В начале игры проводится жеребьевка, основанием для которой является возраст детей, так, например, вы являетесь классным руководителем пятого класса, причем на карточках-жребиях студентам сразу дается психолого-педагогическая характеристика детей данного возраста. Каждая команда выбирает себе соответствующий цвет фишки и начинается процесс игры. Фишки всех команд устанавливаются на сектор «старт». Каждая команда бросает кубик и делает соответствующее количество ходов и останавливается на определенном секторе игрового поля.

Для каждого сектора у ведущего игры (преподавателя) есть соответствующие карточки с заданиями, которые выполняет команда. Деятельность классного руководителя начинается с изучения классного коллектива, поэтому один из первых секторов игры - это сектор «Изучение учащихся». Команда студентов, чья фишка остановилась на этом секторе, выполняет следующие задания: провести игру на знакомство в соответствии с возрастом ребят класса, провести игру на выявление лидеров в классном коллективе, предложить методики диагностики классного коллектива, а также личности обучающегося, которые может применить классный руководитель на этапе знакомства с классным коллективом. Следующий важный сектор игры -«Целеполагание и планирование воспитательной деятельности». В ходе своей деятельности классный руководитель осуществляет несколько видов планирования, поэтому командам предлагается выполнить следующие задания: разработать план подготовки воспитательного мероприятия на определенную тему, раз-

» с

т

ьь

он

г р а к а к с р е д с з о

о

о

^

е с с и о н

он

о »

а

о

д

г о о з к и

у д е н о з а е д а г о г и ^ е с к и

х

3

Со о

з

С*/ е

¡о

к к

о з о д и

т

I

¡0

а

н

и

к

кт

а

с

и

н

и

т

и

к

и

работать план проведения родительского собрания в классе на заданную тему, подготовить план повышения профессионального мастерства

классного руководителя и так далее. На одном секторе игры могут находиться фишки нескольких команд одновременно, но за счет того, что каждый сектор имеет различные задания, деятельность команд не повторяется. На выполнение каждого задания командам отводится определенное время.

Преподаватель - ведущий игры может как усложнять процесс игры, так как в ней предусмотрены дополнительные препятствия, так и облегчать задания, давая команде дополнительные ресурсы, которые предусмотрены правилами, поэтому несомненным плюсом игры выступают ее различные вариации, что позволяет ведущему адаптировать данную игру под уровень подготовленности студентов, учитывать индивидуальные особенности игроков, а также вы-

страивать индивидуальную образовательную траекторию играющих. В качестве дополнительного препятствия команде, ведущий-преподаватель может предложить решить студентам ситуационную задачу из реальной практики классного руководителя. Моделируя игру, преподаватель может использовать реальные ситуации, с которыми сталкивались студенты в период производственной педагогической практики в образовательных организациях. Предусмотрены в игре и штрафные баллы. Побеждает та команда, которая первая пришла к финишу, либо набрала наибольшее количество баллов [4].

3 Результаты (Results)

Результатом проведенного нами исследования является разработка критериально-уровневой характеристики готовности студентов к деятельности классного руководителя как важной составляющей педагогической деятельности (Таблица 1).

Таблица 1 — Критерии готовности студентов к деятельности классного руководителя

Table 1 — Criteria of students' readiness for class teacher activity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий готовности Показатель готовности

1 2

1. Мотивационный (сформиро-ванность мотивов организации и осуществления деятельности классного руководителя) - мотивация к осуществлению деятельности классного руководителя; - стремление творческой реализации воспитательной деятельности классного руководителя

2. Когнитивный (наличие системы знаний о деятельности классного руководителя и о воспитательном процессе в целом) - знание законов и закономерностей процесса воспитания; - знание функций и направлений деятельности классного руководителя; - знание нормативно-правовой базы деятельности

классного руководителя; - знание методов и форм деятельности классного руководителя; - знание методик диагностики личности и классного коллектива;

3. Деятельностный (проявление самостоятельности, творчества и инициативы в организации воспитательной работы) - умение планировать и проектировать деятельность классного руководителя; - умение организовывать воспитательную деятельность; - умение взаимодействовать; - умение проводить воспитательные мероприятия и коллективные творческие дела

4. Личностный (сформирован-ность личностных качеств, необходимых для деятельности классного руководителя) - эмпатия; - стиль педагогического общения; - индивидуальный стиль взаимодействия; - коммуникабельность

£

о

з §

0* я

Окончание табицы. 1

1 2

5. Рефлексивный (способность прогнозировать и адекватно оценивать результаты своих действий, а также последствия воспитательных воздействий) - способность к самоанализу деятельности классного руководителя; - рефлексия деятельности классного руководителя

Для оценки готовности студентов к деятельности классного руководителя нами были определены уровни исследуемой готовности. В ходе опытно-экспериментальной работы, на основе анализа психолого-педагогической литературы, а также методов наблюдения и экспертных оценок, нами были выделены три уровня готовности студентов к деятельности классного руководителя: критичный, достаточный, оптимальный. Оценка каждого критерия происходила по соответствующим уровню баллам: низкий (нереализованный, критичный) - 0 баллов; средний (частично реализованный, достаточный) -1 балл; высокий (реализованный полностью, оптимальный) - 2 балла.

Согласно принципу группирования частот по уровням (интервалам) был построен интервальный ряд рас-

пределения, который позволяет отнести каждого студента к определенному уровню готовности к деятельности классного руководителя в зависимости от набранной суммы баллов [5].

Поскольку мы не обладаем предварительной информацией о характере распределения частот по тому или иному критерию, то интервальный ряд распределения построили с равными интервалами. Суммарный балл, оценивающий обобщенный результат, изменяется в пределах от 0 до 34 баллов.

Поэтому в соответствии с указанной методикой уровни сформиро-ванности исследуемых показателей готовности студентов к деятельности классных руководителей определялись следующими интервалами (Таблица 2).

Таблица 2 — Уровни сформированности показателей готовности студентов к деятельности классного руководителя

Table 2 — Indicators formation levels of students' readiness for class teacher activity

Уровень готовности Критичный Достаточный Оптимальный

Балл 0-11 12-23 24-34

£

о

s

a

a a a

то g

о

т

в a

о

о ^

то о о

s о

я

я о

»

п

о

д

г о

т о

в a a

g

д

то

я т

о в

п

то

д a

г о

г s

Л

то

о a

s X

Со о

в

g то

Опытно-экспериментальная работа была организована в естественных условиях обучения студентов. Нами была выделена контрольная группа (КГ), в которой обучение студентов проходило по стандартной методике, без использования настольной игры «Самый классный классный» и экспериментальная группа (ЭГ), в которой в процессе преподавания курса «Педагогика» на практических занятиях активно использовалась настольная игра.

На констатирующем этапе эксперимента при помощи методов математической статистики нами было установлено, что между контрольной и экспериментальной группой нет существенных различий в уровне готовности студентов к деятельности классного руководителя.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работ мы также оценили уровень готовности студен-

тов к деятельности классного руководителя по ранее описанной нами методике, с учетом выделенных критериев и уровней готовности.

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что наблюдаются количественные изменения на достаточном и оптимальном уровнях, что свидетельствует о повышении уровня сформированности готовности студентов к деятельности классного руководителя и эффективности разработанной нами модели настольной игры «Самый классный классный».

Сравнивая результаты контрольной группы (КГ), где обучение проводилось по стандартной методике, можно отметить, что показатели критичного уровня сформированности готовности студентов к деятельности классного руководителя уменьшились на 12 %, а показатель достаточного уровня возрос с 7 % до 53 %.

a a

о в о д s

а ж

s «

£ а

SJ

U ¡Ц

а" ж s

U

В экспериментальной группе (ЭГ), где обучение происходило на основе реализации модели настольной игры «Самый классный классный», были получены следующие результаты:

- уровень сформированности готовности студентов к деятельности классного руководителя в экспериментальной группе возрос по сравнению с результатами контрольной группы;

- количество студентов, находящихся на критичном уровне сформи-рованности готовности студентов к деятельности классного руководителя, уменьшилось в экспериментальной группе на 45 %;

- количество студентов, находящихся на достаточном уровне сфор-мированности готовности к деятельности классного руководителя, увеличилось в экспериментальной группе на 30 %;

- количество студентов, показавших оптимальный уровень сформированности готовности к деятельности классного руководителя в экспериментальной группе, увеличилось на 16 %.

В то же время сумма показателей достаточного и оптимального уров-

ней сформированности готовности студентов к деятельности классного руководителя выросла в контрольной группе на 12 %, а в экспериментальной группе на 45 %.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтверждают вывод о том, что разработанная нами модель настольной игры для студентов «Самый классный классный» оказывает влияние на эффективность подготовки студентов к производственной педагогической практике в образовательных организациях, в частности повышает эффективность готовности студентов к деятельности классного руководителя.

4 Осуждение (Discussion)

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила проанализировать возможность использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курса «Педагогика» и, в частности раздела «Теория и методика воспитания» [6-9]. Разработанная и апробированная нами настольная игра «Самый классный классный» позволила не только усовершенствовать теоретиче-

скую подготовку студентов к организации и проведению воспитательной деятельности в образовательных организациях, но и приобрести практические умения и навыки, необходимые классному руководителю [6].

5 Заключение (Conclusion)

Подводя итоги, отметим, что эффективность деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее важных и сложных педагогических проблем.

Проведенная нами работа по апробации настольной игры «Самый классный классный» показала ее высокую эффективность. Данную настольную игру можно рассматривать как наиболее упорядоченный и управляемый интерактивный метод обучения, так как она позволяет в рамках учебной группы погрузить студентов в будущую профессиональную деятельность, осознать особенности этой деятельности, в результате чего повышается уровень

готовности студентов к будущей профессиональной деятельности [4].

Актуальность использования настольных игр, в частности настольной игры «Самый классный классный», возрастает в связи с утверждением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), так как именно в процессе настольной игры происходит формирование важных универсальных компетенций будущего педагога, таких как УК 2 -способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действия правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК 3 - способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде и многих других [1].

Библиографический список

1. Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

а

о

g

s

a a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а a

о то д о т в о

о

о

^ то о о s о я

я

о

» о

д

г о

т о в a s

у д то я т о в

п

то

д а

г о

г s

Л

то

о a s

X

Со о

в a

д

до s 0

тя

то

^ о

(с двумя профилями подготовки): приказ М-ва образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 [сайт]. http://fgosvo.ruuploadffles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf. (Дата обращения: 20.05.2019).

2. Кельберер Г. Р. Перспективы применения принципов игрофикации в подготовке педагогических кадров // Педагогическое образование и наука, 2014. 4, 144-147.

3. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 9, 44-51.

4. Шкитина Н. С., Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В. Применение интерактивных методов обучения студентов в процессе подготовки к педагогической практике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. 3, 71-80.

5. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус. 1980. 334 с.

6. Агаджанова М. А. Современные настольные игры как инновационная психолого -педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. 5, 365-366.

7. Кашлеев С. С.. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. М.: Тетра-Системс. 2011. 224 с.

8. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения, 2010. 12. 53-63.

9. Gnatyshina E. V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios, 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 15th March 2018).

N. S. Shkitina1, N. S. Kasatkina2

1ORCID № 0000-0003-4778-5717 Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian- Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shkitinans@cspu.ru

^ 2ORCID № 0000-0003-4619-0463,

£

Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy), ¿§ Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology,

^ South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kasatkinans@cspu.ru

BOARD GAME AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR CLASS TEACHER

ACTIVITIES

Abstract §

d

Introduction. The article is devoted to the problem of professional training of peda- ^

a

gogical university students for class teacher activity as an important component of pe- |

a

dagogical activities. The necessity of using interactive teaching methods in the process § of teaching subject "Pedagogy" is substantiated. The purpose of the article is to reveal the possibility of using Board game "The coolest class teacher" as a means of pedagogical university students training for professional activities, in particular to class teacher activity. The practical significance of the research results lies in their use by teachers of higher education in the organization of future teachers professional training process for a

professional activity. a

i

Materials and methods. The main methods of research are theoretical methods: g analysis of psychological and pedagogical literature, forecasting, theoretical and methodological analysis; empirical methods: questioning, observation, experiment, statistical methods of data processing.

Results. The authors analyze possibility and necessity of using interactive teaching methods in the process of teaching subject "Pedagogy", as well as preparing students for practical training in educational institutions. Board game "The coolest class teacher" is developed, and its use in the process of practical training at the subject "Pedagogy" is described.

Discussion. It is emphasized that the research result is effective preparation organization for professional activity process, its practically oriented character. The result of Board game "The coolest class teacher" usage is a higher level of pedagogical universities students' readiness for pedagogical practice in educational institutions, in particular to class teacher activities, as well as professional competencies formation that ensure high results in bringing-up and children's development.

Pedagogical science

e

g

g

i

c

a

i

e

2

t u

e

to n

Conclusion. It is concluded that interactive teaching methods usage in teaching subject "Pedagogy" process contributes to a higher level of students' readiness for professional activities. Developed and tested Board game "The coolest class teacher" ensures students' readiness for class teacher activities in pedagogical practice process in educational organizations, which is confirmed by experimental work results.

Key words: class teacher activity, preparation for professional activity, professional competences formation, interactive training methods, Board game.

Highlights:

Interactive methods usage in students' training is characterized and their efficiency in teaching "Pedagogy" is proved;

Board game "The coolest class teacher" is tested as an effective practically oriented teaching method in practical training process;

Criterion and level characteristic of students' readiness for class teacher activity as an important pedagogical activity component is developed.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazo-vaniya - bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 ^ fevralya 2018 g. № 125 [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation, February 22, 2018 № 125 "On approval of Federal state educational standards of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Teacher education (with two profiles of training)"]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (Accessed: 20.05.2019) (In Russian).

2. Kel'berer G. R. (2014) Perspektivy primeneniya principov igrofikacii v podgotovke pe-dagogicheskih kadrov [Igrofication principles perspective usage in training future teachers] Pe-dagogocheskoe obrazovanie inauka. 4, 144-147 (in Russian).

3. Ivanov I. S., Ivanova Zh. B., Kuskov A. S. (2017) Nastolnye igry kak nestandartnyj in-teraktivnyy metod obucheniya bakalavrov yurisprudencii [Board games as a non-standard interactive teaching method of Bachelors of Law] Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Konsept". Vol. 9, 44-51 (in Russian).

4. Shkitina N. S. Kasatkina N. S. Nemudraya E. Yu. Tsiulina M. V. (2018) Primenenie in-teraktivnyh metodov obucheniya studentov v processe podgotovki k pedagogicheskoj praktike [Interactive teaching methods application in training for teaching practice]. Vestnik Chelyabins-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3, 71-80 (In Russian).

5. Kyveryalg A. A. (1980) Metody issledovaniya v professionalnoj pedagogike [Research methods in professional pedagogy] Tallin, Valgus Publ (in Russian).

6. Agadzhanova M. A. (2016) Sovremennye nastolnye igry kak innovacionnaya psihologo-pedagogicheskaya tekhnologiya profilaktiki sindroma emocional'nogo vygoraniya pedagogov [Modern board games as innovative psychological and pedagogical technology of emotional burnout syndrome protection] Up-bringing and teaching of junior school age children: sbornik materialov ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, MGU

Publ. 5, 365-366 (in Russian). o

7. Kashleyev S. S. (2011) Interaktivnye metody obucheniya [Interactive teaching methods] d Moscow, Tetra-Sistems Publ (in Russian). q

8. Antoni M. A. (2010) Interaktivnye metody obucheniya kakpotencial lichnostnogo razvi- | tiya studentov [Interactive teaching methods as teachers' personal development potential] Psiho- ^ logiya obucheniya. 12, 53-63 (in Russian). a

9. Gnatyshina E. V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Peda- e gogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios, 38 (25). Available from: | http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 15th March 2018).

f

P r

s i

0 n

1 a

g

P

e

g

i c l

i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

v'

e

i

t u

de

TO n

CP r

l a

Vj

e

TO

a

c

h e

r

^ c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.