DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.08
УДК 378.937 ББК74.480.26
Н.С. Касаткина1, Е.Ю. Немудрая2, М.В. Циулина3, Н.С. Шкитина4
1 ORCID № 0000-0003-4619-0463, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-1497-3503, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] 3 ORCID № 0000-0003-0427-8432, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 4 ORCID № 0000-0003-4778-5717, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
применение интерактивнх методов обучения
студентов в процессе подготовки к педагогической практике
Аннотация
Введение. В статье обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения студентов в процессе подготовки к педагогической практике, в частности проанали- <и зирован опыт использования интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых» в про- ф
цессе подготовки студентов к производственной педагогической практике в Детском оздорови- ° тельном лагере. с
Цель статьи - описать результаты исследования уровня готовности студентов - будущих вожатых к педагогической практике в ДОЛ, на примере использования интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых».
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки, метод статистической обработки данных.
Ре.зультаты. Проанализирована возможность и необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ. Разработана критериально-уровневая характеристика готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ. Описан опыт использования интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых» в процессе практических занятий.
Обсуждение. Подчеркивается, что результатом использования интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых» является более высокий уровень готовности студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в Детском оздоровительном лагере.
Заключение. Делается вывод о том, что использование интерактивных методов обучения (интерактивная настольная игра «Тест Драйв для вожатых») в процессе подготовки студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ способствует более высокому уровню готовности студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ. Что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, настольная игра, уровни готовности студентов к производственной педагогической практике, апробация настольной игры.
Основные положения:
• дана характеристика и доказана эффективность внедрения интерактивных методов обучения студентов в процессе подготовки к летней производственной педагогической практике в Детском оздоровительном лагере;
• апробирована интерактивная настольная игра «Тест Драйв для вожатых» как эффективный метод обучения в процессе практических занятий;
• разработана критериально-уровневая характеристика готовности студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ.
го
X
3
0
1
(О X
5
6
S
ZT m
к го
г
Ф I
Ш
(О X S
н го о го
0
1
1. Введение (Introduction)
Современный процесс обучения в высшем учебном заведении носит практико-ориентированную направленность. Одним из важных условий профессиональной подготовки будущего педагога является производственная педагогическая практика, назначение которой заключается в подготовке к основным видам педагогической деятельности. Летняя педагогическая практика - важное звено в системе непрерывной педагогической практики студентов, в ходе которой реализуется воспитательная работа с детьми во внешкольных условиях, на основе профессиональных знаний и умений [1]. Летняя педагогическая практика имеет свои особенности, которые повышают значимость грамотно проведенной психолого-педагогической подготовки студентов к новому для них виду деятельности. Она, по существу, является самостоятельной педагогической деятельностью. Специфика данного вида практики заключается в том, что студент-практикант выступает одновременно и в роли учащегося, осваивающего новые знания, умения и навыки, и в роли самостоятельно работающего педагога. Будучи вожатыми, студенты работают с детьми и находятся с ними в непосредственном продолжительном контакте. Длительный период круглосуточной педагогической деятельности, выполнение воспитательных задач и, соответственно, полная ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей на протяжении всего периода работы требует особой подготовки.
В процессе подготовки студентов к летней педагогической практике ис-
пользуются различные формы организации обучения: лекции, семинарские занятия, практические занятия, индивидуальные консультации, а также выездные учебно-методические сборы.
Успех психолого-педагогической подготовки вожатого зависит от методов, используемых в процессе обучения. По мнению авторов, наиболее эффективными в данном процессе являются интерактивные методы обучения [2].
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [3]. Другими словами, в отличие от активных методов обучения, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению самостоятельной деятельности студентов на достижение поставленных целей.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности [4]. Она подразумевает конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и
преподавателем, а также между группой студентов [5; 6].
Цель статьи - описать результаты исследования уровня готовности студентов - будущих вожатых к педагогической практике в ДОЛ, на примере использования интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых».
Задачи исследования:
1. Проанализировать возможность использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов к производственной педагогической практике.
2. Апробировать интерактивную настольную игру «Тест Драйв для вожатых» в процессе практических занятий по подготовке студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ.
3. Разработать критериально-уровневую характеристику готовности студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ.
4. Оценить и интерпретировать результаты опытно-экспериментальной работы.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в Детском оздоровительном лагере, а также педагогическое наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки, метод статистической обработки данных.
В современном образовательном процессе игра, как один из древнейших педагогических методов обучения, переживает в настоящее время период своего второго рождения, о чем свидетельствует большое количество исследований, посвященных использованию различных игровых технологий в процессе обучения, в частности и в процессе подготовки педагогических кадров [7-13].
Разновидностью современных игровых технологий обучения являются на-
стольные игры, которые имеют очень большой образовательный потенциал, который, на наш взгляд, в педагогическом образовании используется преподавателями в незначительной мере [14; 15].
По мнению авторов данного исследования, настольные игры могут использоваться в любой области научного знания и практической деятельности, при изучении практически любой учебной дисциплины как в средней, так и в высшей школе [16].
В рамках курса подготовки студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ «Школа вожатых» нами была апробирована интерактивная настольная игра «Тест Драйв для вожатых» в процессе практических занятий. Данную настольную игру можно использовать как тренажер для вожатского отряда, который позволит в форме тренинга или деловой игры эффективно обучить и подготовить вожатский отряд к предстоящей деятельности в Детском оздоровительном лагере. Игровой процесс с помощью простой и четкой модели лагерной смены описывает основные этапы формирования временного детского коллектива, показывает с какими сложностями сталкивается ежедневно вожатый, и какие ресурсы и возможности у него есть.
Интерактивная настольная игра состоит из игрового поля, каждая клеточка которого символизирует определенный день лагерной смены - начиная с заезда вожатых и заканчивая закрытием смены и отъездом детей. В начале игры команда вожатых делится на отряды путем жеребьевки, основанием для которой является определенный возраст детей, при чем на карточках-жребиях «Напарники» сразу дается психолого-педагогическая характеристика данного возраста. Таким образом из команды будущих вожатых формируются отряды. Каждый отряд выбирает себе цвет фишки, а также свое название и девиз. Далее начинается непосредственный процесс игры. Фишки всех отрядов выстраиваются на квадрате «Заезд вожатых». Каждая команда бросает кубик, делает соответствующее количество ходов, останавливается на опре-
ф о
о ф
^
о ^
с
ш о
IX
ф
?
о к
S
X
ф
т
ю о
ф Si
н
53 ¡=
5 ° d. ф го
t ^ X ф
s С
ф i£
X i
ф со
X О
ф I-
I2 й
деленном дне лагерной смены. На одном дне сразу могут находится несколько фишек.
Если на кубике выпало четное число - 2, 4, 6, то отряд вытягивает карточку «Действие», если нечетное - 1, 3, 5, то вытягивается карточка «Кейс».
В основе предлагаемых в игре «кейсов» лежат реальные педагогические ситуации, которые происходят с вожатыми и детьми в лагере [17; 18]. Важным критерием отбора ситуаций является их повторяемость. В основе любой педагогической ситуации лежит конфликт или проблема [17-19]. Все конфликты разделены на 4 группы, критерием является классификация субъектов - участников педагогического процесса: вожатый - вожатый, вожатый - ребенок, ребенок - ребенок, вожатый - родитель, вожатый - администрация ДОЛ. Ведущий игры - преподаватель, может как усложнять процесс игры, потому что в игре предусмотрены дополнительные препятствия для команд, так и облегчать процесс игры, давая командам дополнительные ресурсы, которые также предусмотрены в игре. Побеждает та команда,
которая либо первой пришла к финишу, либо набрала наибольшее количество баллов. Положительным моментом в организации игрового процесса является то, что он позволяет развивать навыки рефлексивной деятельности, а также оценку и самооценку, так как каждой команде в начале игры выдаются карточки - лайки, по 20 штук, которые после выполнения заданий команда может дать соперникам, обосновав свою оценку, также карточки-лайки есть и у ведущего игры - преподавателя, которые он также дает после выполнения заданий командами. Таким образом происходит накопление баллов командами в процессе игры. Еще одним важным положительным моментов является то, что преподаватель -ведущий игры может задать определенную концепцию и тематику предстоящей лагерной смены.
3. Результаты (Results)
В результате проведенного исследования нами была разработана критериально-уровневая характеристика готовности студентов - будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ (см. табл. 1).
го
X
3
0
1
(О X
5
6
S
ZT m
к го
IS
Ф
1
2 Ш
(О X S
н го о го
0
1
Табл. 1. Критерии готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ
Tab. 1. Criteria of students' readiness for professional practice in a Children's Health Camp
Критерий Показатели
1. Мотивы деятельности вожатого • наличие смыслообразующих мотивов в овладении данным видом деятельности; • осознание личностного смысла в овладении такого рода деятельностью
2. Знания о деятельности вожатого • теоретическая осведомленность; • полнота усвоения; • прочность усвоения
3. Умения, необходимые для деятельности вожатого • владение способами, приемами организации деятельности вожатого ДОЛ; • проектирование целостной ситуации развития личности
4. Профессиональная самооценка • рефлексия собственной деятельности; • рефлексия собственного личностного роста
5. Личностные качества, необходимые для деятельности вожатого • эмпатия [20]; • стиль педагогического общения; • педагогический такт; • индивидуальный стиль взаимодействия
Для более подробного анализа уровня готовности будущих вожатых к производственной педагогической практике в ДОЛ необходимо перейти к количественным (числовым) характеристикам. Мы воспользовались четырехбалльной шкалой, в которой четыре оценки (0; 1; 2; 3) являются отражением уровней готовности, где 3 - высокий уровень готовности; 2 - средний уровень готовности; 1 - низкий уровень готовности; 0 - начальный уровень готовности.
Для оценки обобщенного результата по уровню готовности к практике использовалась методика, предложенная А.А. Кы-верялгом, в основе которой лежит принцип группирования частот по уровням (интервалам). В соответствии с данной методикой мы построили интервальный
ряд распределения, который позволил отнести каждого студента к определенному уровню сформированности готовности к производственной педагогической практике в ДОЛ в зависимости от набранной суммы баллов [21]. Поскольку мы не обладаем предварительной информацией о характере распределения частот по тому или иному критерию, то интервальный ряд распределения построили с равными интервалами.
Суммарный балл, оценивающий обобщенный результат, изменяется в пределах от 0 до 100 баллов.
Поэтому, в соответствии с указанной методикой, уровни сформированности исследуемых показателей определялись интервалами, представленными ниже (см. табл. 2).
Табл. 2. Уровни сформированности показателей готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ
Tab. 2. Formed indicator levels of students' readiness for professional pedagogical practice in a health camp
Уровень готовности Начальный уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Оценка в баллах 0-24 25-49 50--79 80-100
<u о
о ф
J
о ^
с
CÜ
о
IX
ф
о к
S
X
ф
т >
ю о
Для оценки уровня готовности студентов мы поспользовались методом экспериментальных оценок, а также оценили роезультаты тестирования, которое ва обязательном порядке проходят все студенты, слушатели «Школы вожатых».
По каждому студенту суммировались баллы, что позволяет отслеживать выделенные критерии, показатели и уровень готовности к производственной педагогической практике в ДОЛ, определялся суммарный балл и соответствующий уровень готовности.
Для сравнения мы взяли две группы студентов, слушателей «Школы вожатых», которые занимались в разных группах подготовки у разных преподавателей - со студентами контрольной группы (КГ) не использовалась в процес-
се занятий настольная игра «Тест Драйв для вожатых», со студентами экспериментальной группы (ЭГ) - игра активно использовать в процессе практических занятий.
На констатирующем этапе эксперимента, при помощи методов математической статистики, нами было установлено, что между контрольной и экспериментальной группой нет существенных различий в уровне готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ [22].
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работ мы также оценили уровень готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ по ранее описанной нами методике. Результаты среза (см. табл. 3).
ф
S|
ü 53 ¡=
S >5
О
т * 1 О
ш
ф
5 ° d. ф го
t ^ X ф
s С
ф Ü
X i ф со X О ф I-¡2
й
Табл. 3. Уровень сформированности готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ в контрольной и экспериментальной группе
на контрольном этапе эксперимента
Tab. 3. Formed levels of students' readiness for professional pedagogical practice in control and experimental groups at control stage of the experiment
Группа Кол-во чел. в группе Уровни
начальный низкий средний высокий
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
КГ 31 5 16,1 9 29 15 48,4 2 6,5
ЭГ 30 1 3,3 5 16,7 19 63,3 5 16,7
ro
X
3
0
1
(0 X s
SÄ
s ZT
od
к го
Si
s ф
I
LU
(0 X
s
H ro о
ro ^
О ±
Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала положительную динамику в уровне сформированности готовности студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ, так как результаты контрольного этапа эксперимента под-тверждаюдт положительную динамику в уровне сформированности готовности студентов экспериментальной группы.
4. Обсуждение (Discussion)
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволяет проанализировать возможность использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов к производственной педагогической практике в ДОЛ. Апробированная нами интерактивная настольная игра «Тест Драйв для вожатых» позволила не только усовершенствовать теоретическую подготовку студентов к педагогической практике, закрепив понятийно-терминологический аппарат, но и приобрести навыки практической деятельности, так как во время настольной игры укрепляются коллективные связи, а также навыки работы в команде, развивается эмоциональный и социальный интеллект.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, проведенная работа по апробации в процессе подготовки студентов - будущих вожатых интерактивной настольной игры «Тест Драйв для вожатых» показала ее высокую эффективность. Данную настольную игру можно рассматривать как наиболее упорядоченный и управляемый интерактивный
метод проведения учебных занятий, уникальность которого заключается в том, что он позволяет в реальном времени моделировать будущую профессиональную деятельность, в результате чего, по мнению авторов, достигается цель образовательного процесса - более глубокое усвоение студентами изучаемой дисциплины и формирование опыта, необходимого для будущей профессиональной деятельности, а также повышается уровень готовности студентов, что подтверждено результатами проведенного исследования.
Результаты, которые достигаются уже после нескольких практических занятий с использованием интерактивной игры «Тест Драйв для вожатых»:
• осознание ответственности, желание добиться успеха, понимание целей и задач своей деятельности, из которых складывается психолого-педагогическая готовность к работе в Детском оздоровительном лагере;
• развитие педагогического сознания как совокупности знаний и ценностных установок, определяющих характер всей деятельности вожатого;
• усвоение ценностей лагеря и педагогического отряда;
• осознание педагогических целей и задач деятельности лагеря;
• понимание механизма педагогического взаимодействия внутри вожатско-го отряда и в процессе сотрудничества с детьми.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадрин-
ский государственный педагогический по теме «Интерактивные технологии университет» по договору на выполне- профессионально-творческой подготов-ние НИР № 140Н от 26 апреля 2018 г. ки педагога в вузе».
Библиографический список
1. Степанова, Л.М. Летняя педагогическая практика как форма организации учебного процесса [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.М. Степанова, П.П. Тиссен; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. - 60 с.
2. Ефимова, Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста [Текст] / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 10. -С. 23-24.
3. Аладьина, А.А. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности [Текст] / А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т. Абдрахманова. - Тараз: Таразский государственный педагогический институт, 2011. - 136 с.
4. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина; Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
5. Кашлеев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлеев. - М.: Тетра-Системс, 2011 - 224 с.
6. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения [Текст] / Е.К. Григальчик, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев. - Минск: БИП-С, 2003. - 182 с.
7. Cawelti G. (1967) Innovative practices in high schools: Who does what and why - and how. Vol. 79, 4, 56-74.
8. Brown H.D. (1994) Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy. Phoenix. ELT (Prentice Hall) Publ.
9. Кельберер, Г.Р. Перспективы применения принципов игрофикации в подготовке педагогических кадров [Текст] / Г.Р. Кельберер // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. -С. 144-147.
10. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст] / Р.И. Атаманова, Л.Н. Толстой. - М.: АСТ-Пресс, 2008. - 124 с. g
11. Вербитский, А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / ф А.А. Вербитский, Н.В. Борисова. - М.: Инфра-М, 2009. - 146 с. £
12. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. - М.: Академия, 2006. - 140 с.
13. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений [Текст] / Е.А. Хруцкий. - М.: Высш. шк., 2011. - 320 с.
14. Агаджанова, М.А. Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов [Текст] / М.А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. -№ 5. - С. 365-366.
15. Антони, М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов [Текст] / М.А. Антони // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 53-63.
16. Иванов, И.С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции [Текст] / И.С. Иванов, Ж.Б. Иванова, А.С. Кусков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-51.
17. Касаткина, Н.С. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми [Текст] / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циу-лина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. -С. 43-48.
18. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода [Текст] / под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
ей о
IX
ф
о к
S
X
ф
т
ю о
ф
Si
ü 53 ¡=
S >5 О
£ о
CÜ ф
р
о. i—
ф го
t ^ X ф
s С
ф Ü
х i ф со X О ф I-¡2
й
19. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов [Текст] / И.В. Гладких // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. -С. 169-194.
20. Шкитина, Н.С. Эмпатическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 113-118.
21. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике [Текст] / А.А. Кыве-рялг. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
22. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios, 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 15th March 2018).
ro с
-Л
CO CO
ro
73
E
<u
£ ш
(0 с
ГО (Л
ro ^
CO
N.S. Kasatkina1, E.Yu. Nemudraya2, M.V. Tsiulina3, N.S. Shkitina4
1 ORCID No. 0000-0003-4619-0463, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2 ORCID No. 0000-0002-1497-3503, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, South Ural
State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3 ORCID No. 0000-0003-0427-8432, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, South Ural
State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
4 ORCID No. 0000-0003-4778-5717, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, Ural State
Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
interacnive methods usage in training students for professional practice
Abstract
Introduction. The article bases the importance of interactive methods usage in training students for professional practice, in particular, the experience of using an interactive Board game "Test Drive for Leaders" in the process of training students for professional training practice in a Children's Health Camp.
The purpose of the article is to describe the study results of students' readiness level (future leaders) for teaching practice in a Children's Health Camp, on the example of the interactive Board game "Test Drive for Leaders" usage.
Materials and methods. The main research methods are analysis of psychological and pedagogical literature, pedagogical observation, questionnaire, expert evaluation method, statistical data processing method.
Results. The article analyzes the possibility and necessity of interactive teaching methods usage in the process of preparing students for professional training practice in a Children's Health Camp. It works out the criteria-level characteristics of students' readiness for practical training in the camp. The authors describe experience of using the interactive Board game "Test Drive for Leaders" in the process of professional training.
Discussion. It is emphasized that the result of the use of the interactive Board game "Test Drive for Leaders" is a higher students' readiness level for professional training practice in a Children's Health Camp.
Conclusion. It is concluded that interactive teaching methods (interactive Board game "Test Drive for Leaders") usage in the process of training students contributes to higher students' readiness for professional training practice. It is confirmed by the results of experimental work.
Keywords: interactive methods of training, Board game, students' readiness levels for professional training practice, Board game testing.
Highlights:
• The research overviewed characteristics and efficiency of interactive methods usage in the process of students' training for summer professional practice in a Children's Health Camp;
• The authors tested interactive Board game "Test Drive for Leaders" as an effective method during professional training period;
• The study introduced criteria-level characteristics of students - future leaders' readiness for professional training practice in a Children's Health Camp.
References
1. Stepanova L.M., Tissen P.P. (2016) Letnyaya pedagogicheskaya praktika kak forma organizacii uchebnogo processa. [Summer pedagogical practice as a teaching process organization form] Orenburg, OGPU Publ. (in Russian).
2. Efimova E.A. (2011) Interaktivnoe obuchenie kak sredstvo podgotovki professional'no mobil'nogo specialista [Interactive training as a means of mobile professional specialist training] Srednee professional'noe obrazovanie. 10, 23-24. (in Russian).
3. Alad'ina A.A., Minajdarova M.E., Abdrahmanova H.T. (2011) Rol' interaktivnyh metodov obucheniya v formirovanii kreativnoj lichnosti [The role of interactive teaching methods in creative personality formation] Taraz, Tarazskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut Publ. (in Russian).
4. Stupina S.B. (2009) Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vysshey shkole [Interactive teaching technologies in higher school] Saratov, Nauka Publ. (in Russian).
5. Kashleyev S.S. (2011) Interaktivnye metody obucheniya. [Interactive teaching methods] Moscow, Tetra-Sistems Publ. (in Russian).
6. Grigalchik E.K., Gubarevich I.I., Petrusev S.V. (2003) Obuchaem inache. Strategiya aktivnogo obucheniya [Alternative teaching. Active teaching strategy] Minsk, BIP-S Publ. (in Russian).
7. Cawelti G. (1967) Innovative practices in high schools: Who does what and why - and how. Vol.79, 4,56-74.
8. Brown H.D. (1994) Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy. Phoenix. ELT (Prentice Hall) Publ.
9. Kel'berer G.R. (2014) Perspektivy primeneniya principov igrofikacii v podgotovke pedagogicheskih kadrov [Igrofication principles perspective usage in training future teachers] Pedagogocheskoe obrazovanie i "to nauka.. 4, 144-147. (in Russian).
10. Atamanova R.I., Tolstoj L.N. (2008) Delovaya igra: sushchnost', metodika konstruirovaniya i provedeniya [Business game: essence, construction and organization technique] Moscow AST-Press Publ. (in Russian).
11. Verbitskij A.A., Borisova N.V. (2009) Metodologicheskie rekomendacii po provedeniyu delovyh igr [Methodical recommendations for business games organization] Moscow, Infra-M Publ. (in Russian).
12. Ginzburg Ya.S., Koryak N.M. (2006) Socialno-psihologicheskoe soprovozhdenie delovyh igr. Igrovoe modelirovanie [Social and psychological support of business games. Game modeling] Moscow, Academiya Publ. (in Russian).
13. Hrutskij E.A. (2011) Organizaciya provedeniya delovyh igr: ucheb. posobie dlya prepodavateley sred. spets. ucheb. zavedeniy [Business games organization] Moscow,Vysshaya shkola Publ. (in Russian).
14. Agadzhanova M.A. (2016) Sovremennye nastolnye igry kak innovacionnaya psihologo-pedagogicheskaya tekhnologiya profilaktiki sindroma emocional'nogo vygoraniya pedagogov [Modern board games as innovative psychological and pedagogical technology of emotional burnout syndrome protection] Up-bringing and teaching of junior school age children: sbornik materialov ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Moscow, MGU Publ. 5, 365-366. (in Russian).
15. Antoni M.A. (2010) Interaktivnye metody obucheniya kak potencial lichnostnogo razvitiya studentov [Interactive teaching methods as teachers' personal development potential] Psihologiya obucheniya. 12, 5363. (in Russian).
с
ф
тз □
ч-»
(Л
D5 С
'с
'<я
ф
та го
(Л (Л
тз о
-Л
ч-<
ф
Е ф
>
'с
о ф
ч-»
с
16. Ivanov I.S., Ivanova Zh.B., Kuskov A.S. (2017) Nastolnye igry kak nestandartnyj interaktivnyy metod obucheniya bakalavrov yurisprudencii [Board games as a non-standard interactive teaching method of Bachelors of Law] Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Konsept". Vol. 9, 44-51. (in Russian).
17. Kasatkina N.S. (2017) Situacionnaya zadacha kak sredstvo podgotovki budushchego pedagoga k vzaimodejstviyu s obuchayemymi. [Situation task as means of future teachers training for interaction in learning] Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 9, 43-48. (in Russian).
18. Situacionnyj analiz ili anatomiya Keys-metoda (2002). [Situation analysis or Case method anatomy] Editor Surmina Yu.P., Kiev. Centr innovacij i razvitiya Publ. (in Russian).
19. Gladkih I.V. (2005) Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnyh kejsov. [Methodical recommendations of training cases development] Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta.. Vol. 2, 169-194. (in Russian).
20. Shkitina N.S. (2015) Empaticheskaya sostavlyayushchaya professionalnoj kompetentnosti budushchego uchitelya [Empathic component of future teacher professional competency] Vestnik Chelabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6, 113-118. (in Russian).
21. Kyveryalg A.A. (1980) Metody issledovaniya v professionalnoj pedagogike [Research methods in professional pedagogy] Tallin, Valgus Publ. (in Russian).
22. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios, 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 15th March 2018).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.09
УДК 37.032 ББК 74.00
С.Д. Кириенко1, А.С. Микерина2
1 ORCID № 0000-0002-3957-0292, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2 ORCID № 0000-0002-8867-0302, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
применение информационных и коммуникационных технологий в практике дошкольных образовательных
организаций
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме применения информационных и коммуникационных технологий в практике детских садов. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективного управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме применения информационных и коммуникационных техно-