Научная статья на тему 'Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности'

Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2462
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER / PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Татьяна Алексеевна, Пронина Наталья Андреевна

На основе опыта преподавания в педагогическом университете раскрываются особенности формирования компонентов готовности будущих учителей к профессиональной деятельности: когнитивного, мотивационного, деятельностного, для чего используются традиционные, активные и интерактивные методы обучения. Приводятся результаты исследования, позволившего оценить влияние используемых методов обучения на мотивацию студентов, от которой зависит качество подготовки выпускников к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Татьяна Алексеевна, Пронина Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to a current problem of formation of readiness of future teachers for professional activity. The definition of “professional readiness of future teachers” is given. The authors analytically compare the position with the opinions of other scientists. According to the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors identify active, cognitive and motivational components of the future teacher’s readiness for professional work. The authors trace formation of pedagogical subjectivity of students. The characteristics of educational motivation of students of pedagogical higher education institution are compared. Students come to higher education institution with external motivation. The role of innovative teaching methods, stimulating the development of their internal motivation, is emph asized. Justification of the fact that classroom and out-of-class independent work helps to create professional readiness for pedagogical activity is provided. By the time of entering into active practice, students have a lot of methodical materials and ideas, skills of creating educational games, elements of a fund of evaluation tools, useful experience of communication with the audience and desire to test themselves as a teacher in a real educational process in one of the educational organizations. Authors trace formation of students – future professionals in the conditions of real educational process in one of the educational organizations. The research is not only of theoretical, but also of empirical character, a large selection of students demonstrates the reliability of the results.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 3 (192)

УДК 378.4

00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-84-90

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. А. Куликова, Н. А. Пронина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула

На основе опыта преподавания в педагогическом университете раскрываются особенности формирования компонентов готовности будущих учителей к профессиональной деятельности: когнитивного, мотивационно-го, деятельностного, для чего используются традиционные, активные и интерактивные методы обучения. Приводятся результаты исследования, позволившего оценить влияние используемых методов обучения на мотивацию студентов, от которой зависит качество подготовки выпускников к педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагог, подготовка к профессиональной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.

Современное российское общество живет в эпоху перемен, которые происходят во всех областях, в том числе политической, социальной, экономической. Школа XXI в. также претерпевает существенные изменения. Повысились требования к выпускнику педагогического вуза: современный учитель должен уметь не только передавать детям знания в готовом виде, но и владеть методикой преподавания предмета в совершенстве, знать и любить свой предмет и детей, учить их мыслить, формулировать и доказывать свою точку зрения. Для подготовки такого учителя требуется перестроить систему преподавания в высшем учебном заведении, в которой студент часто выступает в качестве объекта обучения, которому знания даются репродуктивно, хотя уже давно ни у кого не вызывает сомнения, что продуктивная подача знаний гарантирует развитие творческой личности будущего учителя.

В отечественной педагогической науке имеется ряд исследований, посвященных данной проблеме. Вопросы профессионального самоопределения рассмотрены в трудах Е. А. Климова [1], Н. С. Пряж-никова [2]. Изучение труда учителя осуществляли А. К. Маркова [3], Л. М. Митина [4]. Вопросами готовности учителя к инновационной деятельности занимались В. А. Сластенин [5], Е. Н. Францева [6] и др.

Профессиональная подготовка будущих педагогов рассматривается авторами статьи как процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, формирования основных профессиональных умений, овладения методологической культурой, развития важнейших профессионально-личностных качеств, становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и индивидуального стиля педагогической деятельности.

Различные формы и методы организации учебной деятельности (лекции, семинары, лаборатор-

но-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, психолого-педагогические практикумы и непрерывная педагогическая практика, зачеты, экзамены, игровые, тренинговые, рефлексивные методы обучения, а также система внеаудиторной работы) составляют основу технологии профессиональной подготовки, результатом которой является готовность выпускников к профессиональной деятельности в качестве педагога, компетентного, умеющего применять полученные в вузе знания, умения и навыки в своей практической деятельности.

Целью исследования явилось формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих педагогов.

В соответствии с целью ставились задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Описать один из возможных теоретических подходов к подготовке студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности.

В процессе исследования использовались как теоретические (анализ литературы, сравнение, мо-делироввание), так и эмпирические методы (тестирование, анкетирование).

В современной науке нет единой точки зрения на явление готовности к профессиональной деятельности. Л. М. Попов вслед за Б. Ф. Ломовым выделяет следующие составляющие: профессиональная «я-концепция», мотивация, личностные свойства и качества, деятельностно-значимые свойства и качества [7]. Л. Ю. Субботина выделяет пять компонентов профессиональной готовности: социально-перцептивный, мотивационно-ценност-ный, когнитивно-оценочный, организационно-личностный и эмоционально-чувственный [8].

Анализ указанных работ свидетельствует о том, что большинство авторов, несмотря на имеющиеся

расхождения в терминологии, вкладывают в структурные компоненты готовности к профессиональной деятельности примерно одинаковое содержание и смысл.

Структура готовности будущего педагога к профессиональной деятельности состоит, по мнению авторов, из когнитивного, мотивационного и дея-тельностного компонентов.

Когнитивный компонент включает в себя знания о выбранной специальности и о собственных педагогических качествах. Компетентность будущего педагога в этой области знаний определяется прежде всего пониманием цели образования учащихся, способностью анализировать и адекватно оценивать результаты своей работы. Однако только знаний недостаточно, нужно уметь делать правильный выбор, понимать условия эффективного применения имеющегося арсенала методов обучения. Необходимо также учитывать существующие в данной образовательной организации условия. Учитель не сможет реализовать технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, если педагогический процесс в образовательной организации строится на знаниево-ориентированной модели. Поэтому задача вуза - продемонстрировать в учебном процессе инновационные методы обучения и научить будущего педагога применять их в своей профессиональной деятельности.

Свою миссию авторы видят в том, чтобы обеспечить развитие педагогической субъектности студентов, т. е. помочь им за годы пребывания в университете осуществить непростой путь: от роли «обучаемого» к роли «обучающегося» и, наконец, к роли «обучающего» [9]. В связи с этим особый интерес представляет проблема динамики мотивации студентов к профессиональной педагогической деятельности, их познавательной активности в процессе обучения в высшей школе.

В беседе со студентами было выяснено, что их отношение к аудиторным занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе, интерес к общению со своими первыми учениками во время активной производственной практики в образовательных организациях и желание связать свою жизнь со сферой образования во многом определяется организацией их учебного труда в педагогическом университете.

В конце 2016/17 учебного года было проведено исследование с целью выявления факторов, влияющих на познавательную активность студентов. В опросе приняли участие 189 студентов 1-2-го курсов очной формы обучения факультетов психологии и истории и права. В предложенную студентам анкету в числе прочих был включен вопрос «Что необходимо для того, чтобы на занятиях Вы работали активно и хорошо усваивали материал?».

Однозначный ответ не смогли дать 11 студентов (6 % опрошенных); 27 (14 %) респондентов указали, что им нравится вести беседу с преподавателем; 43 студента (23 %) отметили, что они всегда работают активно, потому что занятия вызывают интерес; 46 (24 %) указали, что «они стараются внимательно слушать преподавателя и выполнять все задания». Значительная часть студентов (62 из 189, что составляет 33 %) считают, что ответственность за то, чтобы на занятиях им было интересно (именно в этом многие студенты видят проявление своей учебной активности), а учебный материал был усвоен, полностью лежит на преподавателе. Личное участие в учебном процессе они видят, к сожалению, в роли зрителя. Следует отметить, что в 2015 г. таких студентов было около 30 % [10].

Выбирая наиболее эффективные методы обучения, преподаватель должен учитывать проблемы, характерные для студенчества:

- современные студенты, начиная уже с первого курса, пытаются сочетать учебу с работой, что приводит к пропускам занятий и отрицательно сказывается на их подготовке;

- у многих современных студентов отмечаются равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов и любознательности, что приводит к невыполнению домашних заданий и пассивности на занятиях;

- уделяя много времени общению по электронной почте, часть студентов утратила навыки чтения печатных учебников и непосредственного общения друг с другом, необходимых педагогу для успешной работы;

- гиперопека родителей затрудняет развитие у современной молодежи активности (познавательной, исследовательской, творческой), способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность [11].

Попытки решить названные проблемы позволили прийти к выводу о необходимости сочетания в учебном процессе традиционных и современных методов обучения.

На занятиях на младших курсах используются классические информационно-развивающие лекции, основная задача которых заключается в передаче студентам в готовом виде необходимой учебной информации, что существенно экономит время студентов для ее самостоятельного поиска и в то же время должно формировать потребность в дальнейшей проработке материала. Традиционная лекция, как показывает практика, может быть интересной не только благодаря ее содержанию, но и благодаря использованию ряда методических приемов: включение проблемных вопросов, элементов беседы, дискуссии; опережающая подготовка наиболее активных студентов, которые способны

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 3 (192)

выступать в роли ассистента преподавателя; сопровождение изложения материала компьютерной презентацией; использование раздаточных материалов, которые особенно ценятся студентами.

Заметный интерес вызывают у студентов «лекции вдвоем», называемые еще бинарными, благодаря своей необычности. Преподавателям такие лекции открывают широкие возможности для использования разнообразных методических приемов. Например, чередование изложения материала то одним, то другим лектором снимает усталость, неизбежно наступающую у студентов во время традиционной лекции-монолога. Преподаватели получают возможность продемонстрировать студенческой аудитории цивилизованное ведение дискуссии при обсуждении многих психолого-педагогических проблем, рассматривая их с позиций разных научных школ или подходов. Активность студентов повышается еще заметнее, если они тоже включаются в дискуссию, присоединяясь к той или иной точке зрения или высказывая свою. К достоинствам бинарной лекции следует отнести взаимодополняющие индивидуальные особенности двух лекторов: уровень их мастерства, внешние данные, разницу в возрасте, речевую динамику, мимику и пантомимику, владение всем богатейшим арсеналом педагогической техники [10].

На старших курсах целесообразно предложить студентам заключительную лекцию «с запланированными ошибками». Такая лекция способна решить несколько важных дидактических задач: обобщить и систематизировать изученный материал, проверить качество его усвоения студентами, реализовав таким образом обратную связь, продолжить развитие произвольного внимания студентов и укрепление мотивации к профессиональной педагогической деятельности.

Становление высококвалифицированного специалиста невозможно без самостоятельной работы. В любое удобное время студенты могут воспользоваться материалами, размещенными в электронной образовательной среде МООЭЬе по всем изучаемым дисциплинам.

В связи с увеличением количества часов на самостоятельную работу студентов необходимо было разработать эффективные методы ее организации. Так, например, в практику преподавания была внедрена рабочая тетрадь по психологии. Ее преимущество - в увеличении практических заданий, разнообразных по содержанию и форме, которые учат студентов анализировать, сравнивать, систематизировать и классифицировать учебный материал, т. е. позволяют активизировать их мыслительную деятельность. Использование рабочей тетради вполне оправдало ожидания, подтвердив целесообразность ее применения в учебном процессе и

по другим дисциплинам основной образовательной программы.

Для полноценного усвоения лекционного материала студенты должны продолжать его закрепление на семинарских занятиях, которые могут стать для будущих педагогов полезной дискуссионной и игровой площадкой.

На семинарских занятиях в процессе деловых игр и в ходе дискуссий решается проблема, которая тесно связана с одним очень важным требованием, предъявляемым к учебным занятиям, - коммуникативным обеспечением учебного процесса, что предусматривает создание условий для сочетания традиционного общения студентов и преподавателя с их активным и интерактивным взаимодействием.

Опыт работы позволяет утверждать, что дискуссии проходят более успешно, если студенты получают вопросы заранее и готовят по ним сообщения, что позволяет предметно и профессионально спорить, используя дополнительный материал и конкретные факты. При такой форме организации семинаров даже недостаточно подготовленный к семинару студент после обсуждения темы в группе получает и усваивает необходимую информацию. Выносимые на дискуссионное обсуждение проблемы должны быть ориентированы на решение учебных задач, отражать специфику профессиональных задач, которые студентам предстоит решать в будущем, их актуальность не должна вызывать у студентов сомнения, и они должны вызывать у них интерес. Материалом для проведения дискуссии могут служить сюжеты документальных фильмов (по психологии и педагогике).

Очень интересна и полезна дискуссия после просмотра документального фильма, тема которого совпадает с темой семинарского занятия. Например, фильм «Современные дети-маугли» на занятии по возрастной и педагогической психологии вызывает живой отклик у зрителей, учит диалогу с товарищами. Студенты учатся рассуждать, доказывая свою точку зрения, лучше и быстрее запоминают термины. На экзамене студенты часто приводят примеры, ссылаясь на фильм.

Активность студентов на семинаре повышается при использовании игровых элементов. В процессе игры активным может быть каждый студент, независимо от уровня его подготовки.

В процессе игры, в ходе дискуссии, при анализе ситуаций готовые знания не даются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации. В активном и интерактивном обучении меняется роль преподавателя. Его активность уступает место активности самих обучаемых, а задача преподавателя как организатора учебного процесса заключается в

управлении процессом обучения, создании условий для инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи [9].

Достаточно часто проводится работа в малых группах, в которые объединяются студенты на основе разных принципов, получая таким образом группы сменного состава.

На семинарах студенты выступают в роли оппонентов докладчиков, дают оценку ответам однокурсников, дополняют и корректируют их. Благодаря этому традиционный семинар превращается в научный.

Мотивационный компонент состоит из отношения к будущей профессии, мотивационной готовности будущего педагога к совершенствованию собственной профессиональной деятельности, критерием его сформированности выступает моти-вационная готовность будущего педагога к достижению указанной цели (система мотивов выбора профессиональной деятельности, ориентация на ценности педагогической деятельности).

Отсутствие мотивации указывает на неготовность будущего учителя к профессиональной деятельности. Мотив избегания неудач свидетельствует о слабой готовности к педагогической деятельности. Высокому уровню готовности к профессиональной деятельности соответствует сформированная мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Опрос абитуриентов в 2016/17 учебном году показал, что иногда педагогическая профессия выбирается с учетом разных, иногда случайных причин: прохождение по баллам ЕГЭ (5 % опрошенных), близость университета к дому (24 % опрошенных), «за компанию» (17 % опрошенных), по настоянию родителей (6 % опрошенных). Современный выпускник школы поступает в вуз, не понимая до конца всю серьезность своего выбора. Именно поэтому преподаватели должны таким образом преподносить учебный материал, чтобы заинтересовать студентов, сформировать стойкую положительную учебную и профессиональную мотивацию.

Было проведено исследование профессиональной мотивации у студентов, обучающихся в Туль -ском госпедуниверситете им. Л. Н. Толстого по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями» на факультетах истории и права (ФИП), русской филологии и до-кументоведения (ФРФД), математики, физики и информатики (ФМФиИ), иностранных языков (ФИЯ) 1-4-го курсов (всего 184 человека), для чего была использована методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана.

Анализ результатов исследования показал следующую картину. У студентов 1-го курса следующие мотивы (рис. 1).

Мотивация, %

60

50 —

Щ

L

ФИП

ФРФД

ФИЯ

ФМФиИ

Факультет

■ Внутренняя □ Внешняя положительная ■ Внешняя отрицательная

Рис. 1. Мотивы профессиональной деятельности у студентов 1-го курса

На гистограмме видно, что студенты 1-го курса руководствуются внешними мотивами, возможно, в этом виновато общество: бытует мнение, что высшее образование необходимо каждому человеку, а работать можно и не по специальности. Внутренняя мотивация развита очень слабо. После внедрения в практику преподавания инновационных методов и приемов обучения ситуация изменилась, студентам стало интереснее учиться, увеличилась внутренняя мотивация (рис. 2).

Мотивация, %

60

50

40

30

20

10

1^11 ■ 11II

ФИП ФРФД ФИЯ ФМФиИ

Факультет

■ Внутренняя □ Внешняя положительная ■ Внешняя отрицательная

Рис. 2. Мотивы профессиональной деятельности е студентов 4-го курса

Деятельностный компонент состоит из применения будущими педагогами знаний и представлений об инновационных технологиях в выбранной специальности и о собственном инновационном потенциале в условиях осуществления инновационной деятельности. Критерием сформированно-сти данного компонента готовности к профессиональной деятельности является высокий уровень реализации будущим педагогом инновационной деятельности.

На 1-м и 2-м курсах студенты адаптируются к новым требованиям и формам организации

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

обучения, изменяется их мотивация, формируется новый вид деятельности - учебно-профессиональный, формируются профессиональные способности, поэтому так важно научить студентов учиться и получать от правильно сделанной работы удовольствие.

На средних и старших курсах при изучении общей и частных методик студенты самостоятельно готовят и представляют бинарные доклады и сообщения, небольшие мастер-классы и пресс-конференции по актуальным проблемам преподавания дисциплин.

В процессе преподавания дисциплин психологического цикла применяется такой метод обучения, как кейс-стади. Студенты отмечают, что разбор реальных ситуаций интересен. Они не боятся высказывать свою точку зрения, находят аргументы своей позиции, т. е. учатся мыслить логически, что особенно важно для будущего учителя. Формируются также монологическое высказывание и умение вести диалог.

Эффективный учебный процесс не может существовать без обратной связи, т. е. без постоянного контроля и оценки учебных достижений студентов. Чтобы контроль вызывал у студентов меньше отрицательных эмоций и не приводил к стрессу, чередуется традиционные контролирующие процедуры (контрольные работы, тестирование, опрос) и нетрадиционные (деловые игры, защита творческих проектов, тестирование с графическом спосо-

бом оформления ответов), что вызывает у студентов интерес и повышает их активность. В процессе выполнения индивидуальных заданий по ряду дисциплин студенты самостоятельно разрабатывают и представляют в аудитории образцы контрольного инструментария.

К 4-му курсу у студентов появляется пусть небольшой, но все-таки опыт общения с аудиторией, которая не просто участвует в проверке качества выполненных индивидуальных разработок, но и дает им оценку как с позиций обучающихся, так и с позиций будущих педагогов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Студенты приходят в вуз с внешней мотивацией, не понимая всю серьезность выбранной профессии.

2. Инновационные методы обучения стимулируют развитие их внутренней мотивации.

3. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа помогает сформировать профессиональную готовность к педагогической деятельности.

4. К моменту выхода на активную производственную практику студенты имеют копилки методических материалов и идей, навыки создания сценариев учебных игр, элементов фонда оценочных средств, полезный опыт общения с аудиторией и желание испытать себя в роли педагога в условиях реального учебного процесса в одной из образовательных организаций.

Список литературы

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

2. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2005. 480 с.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование (Pedagógica! Science and Education). 2006. № 1. С. 42-49.

6. Францева Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Армавир, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность и методы ее формирования // Ученые записки Казанского ун-та (Scientific notes of the Kazan University). 2015. Т. 157, кн. 4. С. 215-225.

8. Субботина Л. Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский пед. вестн. (Yaroslavl Pedagógica! Bulletin). 2011. № 4. С. 295-298.

9. Куликова Т. А., Забелина А. В., Губарева Т. В. Сопровождение перехода студентов педагогического вуза от социальной роли обучаемого к социальной роли педагога (из опыта работы) // Инновационное развитие: ключевые проблемы и решения: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 135-139.

10. Куликова Т. А., Башкирова И. Ю. Эффективные способы активизации познавательной деятельности студентов // Технолого-экономиче-ское образование. Достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. статей XVI Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2015. С. 184-188.

11. Куликова Т. А., Башкирова И. Ю. Традиционные и инновационные технологии в преподавании элективных курсов. Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации // Материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2015. С. 124-127.

Куликова Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: [email protected]

Пронина Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.01.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-84-90

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

T. A Kulikova, N. A. Pronina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation

The article is devoted to a current problem of formation of readiness of future teachers for professional activity. The definition of "professional readiness of future teachers" is given. The authors analytically compare the position with the opinions of other scientists. According to the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors identify active, cognitive and motivational components of the future teacher's readiness for professional work. The authors trace formation of pedagogical subjectivity of students. The characteristics of educational motivation of students of pedagogical higher education institution are compared. Students come to higher education institution with external motivation. The role of innovative teaching methods, stimulating the development of their internal motivation, is emphasized. Justification of the fact that classroom and out-of-class independent work helps to create professional readiness for pedagogical activity is provided. By the time of entering into active practice, students have a lot of methodical materials and ideas, skills of creating educational games, elements of a fund of evaluation tools, useful experience of communication with the audience and desire to test themselves as a teacher in a real educational process in one of the educational organizations. Authors trace formation of students - future professionals in the conditions of real educational process in one of the educational organizations. The research is not only of theoretical, but also of empirical character, a large selection of students demonstrates the reliability of the results.

Key words: professional activity, teacher, preparation for professional activity, motivation ofprofessional activity.

References

1. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology of professional self-determination: textbook for students of the highest pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p. (in Russian).

2. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work and human dignity]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 480 p. (in Russian).

3. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kn. dlya uchitelya [Psychology of work of the teacher: the book for the teacher]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1993. 192 p. (in Russian).

4. Mitina L. M. Psikhologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of the teacher]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 320 p. (in Russian).

5. Slastenin V. A., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti [Readiness of the teacher for innovative activity]. Pedagogicheskaya nauka i obrazovaniye - Pedagogical Education and Science, 2006, no. 1, pp. 42-49 (in Russian).

6. Frantseva E. N. Psikhologicheskaya gotovnost' k innovatsiyam v professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti u budushchikh uchiteley. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological readiness for innovations in professional and pedagogical activity at future teachers. Abstract of thesis cand. of psichol. sci.]. Armavir, 2003. 24 p. (in Russian).

7. Popov L. M., Puchkova I. M., Ustin P. N. Psikhologicheskaya gotovnost' i metody eye formirovaniya [Psychological readiness and methods of its formation]. Uchyonyye zapiski Kazanskogo universiteta - Proceedings of Kazan University, 2015, vol. 157, no. 4, pp. 215-225 (in Russian).

8. Subbotina L. Yu. Formirovaniye professional'noy gotovnosti studentov k samostoyatel'noy deyatel'nosti [Formation of professional readiness of students for independent activity]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2011, no. 4, pp. 295-298 (in Russian).

9. Kulikova T. A., Zabelina A. V., Gybareva T. V. Soprovozhdeniye perekhoda studentov pedagogicheskogo vuza ot sotsial'noy roli obuchayemogo k sotsial'noy roli pedagoga (iz opyta raboty) [Accompanying the transition of students of pedagogical higher school from the social role of the student to the social role of the teacher (from experience)]. Innovatsionnoye razvitiye: klyuchevyye problemy i resheniya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative development: key problems and solutions: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, Omega Sayns Publ., 2015, pp. 135-139 (in Russian).

10. Kulikova T. А., Bashkirova I. Yu. Effektivnyye sposoby aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti studentov [Effective ways to increase cognitive activity of students]. Tekhnologo-ekonomicheskoye obrazovaniye: dostizheniya, innovatsii, perspektivy. Mezhvuzovskiy sbornik statey XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Technological and economic education: achievements, innovations, prospects.

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

Interuniversity collection of articles of the XVI International Scientific and Practical Conference]. Tula, Tula State Pedagogical University Publ., 2015. Pp. 184-188 (in Russian).

11. Kulikova T. А., Bashkirova I. Yu. Traditsionnyye i innovatsionnyye tekhnologii v prepodavanii elektivnykh kursov [Traditional and innovative technologies in the teaching of elective courses]. Obespecheniye kachestva uchebnogo protsessa: traditsii i innovatsii: materialyXLII uchebno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov, soiskateley TGPU im. L. N. Tolstogo [Ensuring the quality of the educational process: traditions and innovations: materials of the XLII educational-methodical conference of the faculty, graduate students, undergraduates, applicants of TSPU named after L. N. Tolstoy]. Tula, Tula State Pedagogical University Publ., 2015. Pp. 124-127 (in Russian).

Kulikova T. A., Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (ul. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026).

E-mail: [email protected]

Pronina N. A., Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (ul. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026).

E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.