Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 100-105. УДК 378
А. Н. Добрачева
Педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин
На современном этапе развития наша страна, одной из стратегических задач своего развития делает ставку на образование, в связи с этим программа модернизации российского образования становится полным отражением данной позиции. В настоящее время в системе высшего профессионального образования наблюдается кризис, связанный с мало эффективной подготовкой сегодняшних студентов к будущей профессиональной деятельности. Одним из решений данной проблемы может стать такая подготовка студентов в основу, которой положено формирование готовности к профессиональной деятельности. Исходя из этого, в данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «готовность к профессионально-педагогической деятельности» будущих бакалавров профиля «Технология», показана ее структура и содержательные компоненты. Рассмотрены позиции разных авторов на определение понятия «педагогические условия» и сформулированы педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин.
Ключевые слова: педагогические условия, формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности, общетехнические дисциплины, ситуационные задачи
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 100-105.
A. N. Dobracheva
Pedagogical conditions of formation of readiness for professional and pedagogical activity of future bachelors of the technology profile when studying all-technical disciplines
At the present stage of development our country, one of strategic problems of the development stakes on education, in this regard the program of modernization of Russian education becomes full reflection of this position. Now in the system of higher education the crisis connected with a little effective training of today's students for future professional activity is observed. Such training of students in a basis to which formation of readiness for professional activity is necessary can become one of solutions of this problem. Proceeding from it, in this article approaches to definition of the concept "readiness for professional and pedagogical activity" of future bachelors of the Technology profile are considered, its structure and substantial components is shown. Positions of different authors on definition of the concept "pedagogical conditions" are considered and pedagogical conditions of formation of readiness for professional and pedagogical activity of future bachelors of the Technology profile when studying all-technical disciplines are formulated.
Keywords: pedagogical conditions, formation of readiness for professional and pedagogical activity, all-technical disciplines, situational tasks
_Актуальность
овременная система профессионального / образования, ставит перед собой важней-
V__<- шую цель - формирование специалиста,
конкурентно способного, что требует повышения профессиональной мобильности молодого специалиста, обладающего профессиональной культурой, профессиональной компетентностью, готового к высокопродуктивной профессиональной деятельности.
Формирование данных профессиональных качеств будущего специалиста в сочетании с профессиональными знаниями, умениями и навыками - это и есть содержательная сторона процесса профессионального становления личности.
Рассматривая определение понятия «готовность к профессионально-педагогической деятельности» и её структурные компоненты мы считаем, необходимым определиться с трактовкой понятия «готовность к профессионально-педагогической деятельности» будущих бакалавров профиля «Технология».
В.А. Сластенин под профессиональной готовностью к педагогической деятельности понимает: «совокупность профессионально обусловленных требований к учителю» [17, с.31]. И выделяет в её составе с одной стороны: психологическую готовность, психофизиологическую готовность, физическую готовность. С другой стороны: научно-теоретическую и практическую компетентность.
И.Б. Готская, В.М. Жучков определяют готовность к профессиональной педагогической деятельности как: «устойчивую интегративную характеристику личности, определяющую пригодность к педагогической профессиональной деятельности и обеспечивающую успешное выполнение профессиональных функций» [6, с.18]. И утверждают, что профессиональная готовность к педагогической деятельности является результатом специальной подготовки, которая включает в себя профессиональные знания, развитие основных психологических функций, профессиональную направленность получаемого образования, профессиональное воспитание, самовоспитание, профессиональное самоопределение.
Анализ существующих научных теоретических исследований по проблеме готовности к профессионально - педагогической деятельности будущих бакалавров в различных его аспектах позволяет резюмировать следующее.
Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» - «это личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее осознание целей профессионально-педагогической деятельности, оценку имеющихся педагогических условий, определение наиболее вероятных способов действия; систему методологических и базовых знаний по педагогике высшей школы, совокупность профессиональных компетенций, исследовательских умений, позволяющих продуктивно использовать их при решении возникающих профессионально-педагогических задач; прогнозирование собственных мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, предвосхищение результата собственной деятельности, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей, а также сформированности социальных отношений и зрелости профессионально значимых качеств личности» [7. с.30].
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают готовность к деятельности как сложное психологическое образование, включающее следующие компоненты: «мотивационный, который рассматривается как положительное отношение к деятельности; ориентационный предполагает наличие знаний об особенностях данного рода деятельности; операционный предполагает владение способами и приемами профессиональной деятельности; волевой рассматривается как самоконтроль, умение управлять действиями; ценностный определяется как самооценка подготовленности к деятельности»[8, с.337].
Большинство авторов выделяют следующие компоненты профессионально-педагогической деятельности: мотивационный, теоретический, практический, личностный. Исходя из этого, мы выделяем следующие компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» (см. табл.1).
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ
1.Мотивация профессиональной деятельности 2. Сформированные установки на успешность профессиональной деятельности 3.Инициативность субъекта 1. Профессиональная компетентность (наличие определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков) 2. Креативность (творчество) 1. Положительный эмоциональный настрой на профессиональную деятельность 2. Способность к саморегуляции 3.Рефлексивная оценка профессиональной деятельности
Таблица 1
Компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности
В результате изучения теоретических аспектов формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» мы пришли к выводу, что для успешного протекания данного процесса необходимо разработать круг определенных организационно-педагогических условий.
Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. сущность понятия «условие» рассматривают с точки зрения педагогической науки как: «совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, которая влияет на развитие, воспитание и обучение человека; влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты» [9, с.9].
Володин А.А., Бондаренко Н.Г. понятие «условие» раскрывают следующим образом: «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обуславливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен» [5, с.144].
Под организационными условиями Володин А.А., Бондаренко Н.Г. понимают: «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обуславливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен» [5, с.144].
Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. рассматривают педагогические условия как: «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [9, с.11].
Володин А.А., Бондаренко Н.Г. под педагогическими условиями понимают: «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [5, с.146].
Ковалева Н.Н., Величко А.В. педагогические условия рассматривают как, совокупность педагогических обстоятельств, способствующих, успешному процессу приспособления студентов к среде высшего учебного заведения. И дают следующее определение понятию «педагогические условия»: «это структурная оболочка педагогических технологий, или педагогических моделей, благодаря которым педагог может реализовать любые компоненты современной техники обучения будущих специалистов» [11, с.35].
Козырева Е.И. понятие «организационно-педагогические условия» понимает как: «совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач» [12, с.4].
Беликов В.А. под организационно-педагогическими условиями понимает: «совокупность возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач» [4, с.235].
Мы согласны с мнением Ипполитовой Н.В. и Стерховой Н.С. которые педагогические условия определяют как некую совокупность методов, форм и содержания педагогического процесса, которые дают возможность управления процессом педагогической системы в целом.
В соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования, учебным планом по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технология», обеспечение профессиональной подготовки обучающихся, составляет изучение блока общетехнических дисциплин.
В.А. Скакун под общетехническим циклом профессионального обучения студентов понимает: «совокупность предметов учебного плана, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологий межотраслевого характера» [16, с. 277].
Также В.А. Скакун отмечает что, данный цикл учебных дисциплин проектируется полностью на федеральном уровне, целью его изучения студентами является - формирование умений решения задач политехнического образования в рамках собственной профессиональной деятельности.
П.Р. Атутов, В.М. Брагинский общетехническую подготовку понимают как: «процесс подготовки учащихся к технической деятельности на основе формирования в их сознании технической картины мира как важнейшего элемента развития таких качеств личности, как техническое мышление и технические способности» [2, с. 46].
А.А. Калекин рассматривая вопросы общетехнической подготовки в педагогическом вузе, под общетехническими дисциплинами понимает: «учебные предметы, в содержание которых входят основы современных знаний технических наук» [10, с. 368].
Также автор отмечает, что: «преподавание общетехнических дисциплин в педагогическом образовании направлено на овладение студентами системой общетехнических знаний, умений и навыков преобразовательной деятельности, на развитие технического мышления и метаязыка специальности» [10, с. 369].
Говоря о роли общетехнических знаний, А.Н. Сергеев отмечает: «научно-технический прогресс и задачи совершенствования общего и профессионального образования сделали актуальной проблему теоретической разработки и практического использования общенаучного и общетехнического уровня знаний» [15, с. 37].
Как видно из учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавров профиля «Технология» общетехнические дисциплины занимают значительную долю от общего количества часов, изучаемых студентами профиля «Технология». Цели осуществления общетех-
нической подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» определяются требованиями к квалификационной характеристике специалиста и устанавливаются ФГОС. Общетехническая подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» предполагает изучение таких модулей как «Графика», «Теоретическая механика», «Машиноведение», «Электрорадиотехнологии».
Проектирование и организация учебного процесса по изучению цикла общетехнических дисциплин, должно осуществляться на понимании того, что методические вопросы изучения данных дисциплин, определяются во многом спецификой их содержания.
Таким образом, учебному материалу, изучаемому в блоке общетехнических дисциплин свойственно:
- тесное сочетание теоретического и прикладного материала;
- взаимосвязь содержания дисциплин с практическим обучением;
- основной объем учебного материала, нацелен на формирование у обучающихся умений применять полученные знания на практике;
- большая часть учебного материала, имеет «естественную» проблемность и требует лабораторного исследования, количественных и качественных характеристик и зависимостей изучаемых явлений.
По мнению А.А.Андреева: «сложности, которые возникают у студентов, в изучении общетехнических дисциплин имеют как минимум две причины. Первая - межпредметные связи внутри одной кафедры. Вторая - вооруженный знаниями преподаватель чаще всего, сам не представляет где и в каких устройствах применяется тот или иной механизм, который предлагается студенту для анализа» [1, с. 46].
Как считает Ю.Л. Хотунцев, что на сегодняшний момент в преобразующей деятельности человека на первый план выдвигается технологическое мышление, которое автор трактует как проявление умственной деятельности, связанной: «с анализом возможностей использования и мысленным созданием новых технологий для решения практических задач» [20, с.149].
К непременным условиям эффективного формирования технологического мышления Ю.Л. Хотунцев относит:
- выявление и анализ проблемной ситуации;
- конкретизация противоречия и проблемы;
- предложение большого разнообразия различных вариантов решения проблемной ситуации;
- учет факторов влияния надсистемы (характера и динамики перемен в среде);
- прогнозирование и учет возможных последствий деятельности [20, с.150].
Исходя из этого, мы предлагаем, что разработанные нами, ситуационные задачи могут быть использованы как способ заключительного этапа освоения учебного материала.
Если обратиться к энциклопедическому словарю М.Ю. Кондратьева, то здесь «ситуация» -это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность [21, с.102].
В философском энциклопедическом словаре ситуация рассматривается как: «нечто придающие индивиду ценность; одноактность и неповторимость всех жизненных положений, открывающихся переживанию и деятельности. Разнообразие этих положений и создает всю полноту человеческой жизни. Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей. Ситуации суть поле деятельности человека и даже содержательный базис всей его этической жизни вообще. Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования. Многогранность интересов, перекрещивающихся в ситуациях, является ключом к его чувству ценности. Каждая человеческая ситуация есть часть этического бытия» [19, с. 415].
В свою очередь Конюхов Н.И. рассматривает ситуацию: « как систему внешних условий, факторов, действующих на субъект и детерминирующих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями, факторами» [13, с. 32].
Из этого можно сделать вывод, что ситуация определяет действия субъекта, активизирует его деятельность, а значит способна формировать устойчивую мотивацию учебно-познавательной деятельности студента.
Описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности, представляет собой ситуационную задачу.
По нашему мнению, наиболее эффективным способом формирования мотивационно-целе-вого компонента является применение такого средства педагогического стимулирования как решение педагогических задач.
В.А. Сластенин педагогическую задачу понимает: «как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются: исходное состояние предмета задачи; модель требуемого со-стояния»[18, с.414].
Решение педагогических задач, по мнению В.С. Безруковой: «позволяет будущим учителям получать новые педагогические знания, обогащать, усваивать и закреплять полученные знания, корректировать имеющееся знания, умения. В практическом плане решение педагогических задач, направлено на формирование
профессионально-педагогических умений и качеств» [3, с.78].
Исходя из этого, мотивационно-целевой компонент профессионально-педагогической подготовки будущего бакалавра профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин может быть реализован при следующих условиях:
- выявление уровня мотивации к профессионально-педагогической деятельности;
- выявление уровня знаний в области общетехнических дисциплин;
- осуществление психолого-педагогической подготовки студентов к освоению курса общетехнических дисциплин, через знакомство с их содержанием и структурой.
Процессуально-деятельностный компонент профессионально-педагогической подготовки будущего бакалавра профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин может быть реализован при следующих условиях:
- отбор содержания учебного материала, с учетом специфики подготовки будущего учителя технологии;
- организация комплексных лабораторных работ (КЛР), которые сочетают в себе аналитические исследования, компьютерные симуляции и инструментальный эксперимент;
- организация самостоятельной работы студентов (СРС), предполагающей решение типовых задач, ситуационных задач, интегрированных и творческих заданий;
- дидактическое сопровождение освоения общетехнических дисциплин, обеспечивающее системность и целостность процесса обучения.
Эмоционально-рефлексивный компонент профессионально-педагогической подготовки будущего бакалавра профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин может быть реализован при следующих условиях:
- ориентация содержания образовательного
процесса на будущую профессионально-педагогическую деятельность учителя;
- организация занятий по общетехническим дисциплинам с целью повышения уровня саморазвития у студентов в рамках профессионально-педагогической деятельности;
- ориентация процесса обучения на формирование у студентов умений критически оценивать свои достоинства и недостатки, знать способы устранения недостатков и развития достоинств через анализ собственных результатов обучения при выполнении творческих заданий и решении ситуационных задач.
Нами выделены следующие педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» при изучении общетехнических дисциплин:
1. Систематическая и целенаправленная ориентация студентов на внутреннее мотивированное овладение ЗУН и готовность применять их на практике, может формироваться через активизацию познавательной деятельности студентов.
2. Разработка содержания дисциплин и внедрение учебно-методических материалов (УММ) модуля «Машиноведение».
3. Использование комплекса традиционных и новых педагогических технологий в обучении.
4. Дифференцированный подход в подготовке будущих бакалавров профиля «Технология».
5. Организация сотрудничества преподавателей и студентов основанного на совместном создании программных средств и алгоритмов по изучению дисциплин естественнонаучного цикла.
6. Использование системы постепенно усложняющихся творческих педагогических задач, решаемых средствами информационных технологий.
7. Вовлечение студентов в творческую деятельность на основе информационных технологий с помощью интерактивных форм и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.А., Ермаков С.В. Математическое моделирование процессов восприятия учебного материала // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных наук-2009», Промышленность.2009.№ 13.С.45-49.
2. Атутов П. Р., Брагинский В. М. О понятиях «Политехническое образование» и «общетехническая подготовка» // Советская педагогика.1965.№ 11.С.45-48.
3. Безрукова, В.С. Проективная педагогика. Екатеринбург.: Деловая книга. 1996. 344 с.
4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект. М.: Владос. 2004. 357 с.
5. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия»//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
6. Готская И.Б., Жучков В.М. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы // Наука и школа. 2001. № 5. С.18-23.
7. Добрачева А.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» // Инновации в образовании. 2017. № 3. С. 29-41.
8. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. // Минск, 1976. 176 с.
9. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С.8-14.
10. Калекин А.А. Формирование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 367-373.
11. Ковалева Н.Н., Величко А.В. Условия и механизмы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Евразийский научный журнал. 2016. № 5. С. 34-38.
12. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук Омск.: ОмГПУ, 1999. № 4. 24 с.
13. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: 1992.182 с.
14. Лаврентьев, С.Ю., Д.А. Крылов Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12.
15. Сергеев А. Н. Место и роль общетехнической подготовки в системе политехнического образования // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12 С. 34-40.
16. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. М.: ФОРУМ, 2007. 336 с.
17. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия. 2012. 608 с.
19. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА. 2007. 567 с.
20. Хотунцев Ю.Л. Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников М.: Прометей. 2007. 212 с.
21. Энциклопедический словарь М.: ПЕРСЭ, 2006.176 с.
REFERENCES
3.
4.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Andreyev A.A., Ermakov S.V. Matematicheskoye modelirovaniye protsessov vospriyatiya uchebnogo materiala [Mathematical modeling of processes of perception of a training materials/Materials of the International scientific and practical conference "Current Problems of Modern Sciences-2009", Industry. 2009. no. 13. pp. 45-49. (in Russian).
Atutov P.R., Braginsky V.M. O ponyatiyakh «Politekhnicheskoye obrazovaniye» i «obshchetekhnicheskaya podgotovka» [About the concepts "Polytechnic Education" and "all-technical training"]. Soviet pedagogics. 1965. no. 11. pp. 45-48. (in Russian). Bezrukova V.S. Proyektivnaya pedagogika [Projective pedagogics] Yekaterinburg, Business book Publ.. 1996. 344 p. (in Russian). Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatelnostny aspekt [Philosophy of education of the personality: activity aspect]. Moscow, Vlados Publ.. 2004. 357 p. (in Russian).
Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya» [Analysis of maintenance of the concept "organizational and pedagogical conditions"]. News of the Tula state university. Humanities. 2014. no. 2. pp. 143-152. (in Russian).
Gothic I.B., Zhuchkov V.M. Gotovnost k professionalnoy pedagogicheskoy deyatelnosti kak rezultat funktsionirovaniya obrazovatelnoy programmy [Gotovnost to professional pedagogical activity as result of functioning of the educational program]. Science and school. 2001. no. 5. pp. 18-23. (in Russian).
Dobracheva A.N. Formirovaniye gotovnosti k professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti budushchikh bakalavrov profilya «Tekhnologiya» [Formation of readiness for professional and pedagogical activity of future bachelors of the Technology profile]. Innovations in education. 2017. no. 3. pp. 29-41. (in Russian).
Dyachenko M.I. Psikhologicheskiye problemy gotovnosti k deyatelnosti [Psychological problems of readiness for activity] / Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. // Minsk, 1976. 176 p. (in Russian).
Ippolitova N.V., Sterkhova N.S. Analiz ponyatiya «pedagogicheskiye usloviya»: sushchnost, klassifikatsiya [Analysis of the concept "pedagogical conditions": essence, classification]. General and Professional Education. 2012. no. 1. pp. 8-14. (in Russian). Kalekin A.A. Formirovaniye sistemy otraslevoy professionalnoy podgotovki bakalavra tekhnologii profilnoy shkoly [Formation of system of branch vocational training of the bachelor of technology of profile school]. Scientific notes of the Oryol state university. Series: Humanitarian and social sciences. 2012. no. 1. pp. 367-373. (in Russian).
Kovalyova N.N., Velichko A.V. Usloviya i mekhanizmy formirovaniya gotovnosti studentov k budushchey professionalnoy deyatelnosti [Conditions and mechanisms of formation of readiness of students for future professional activity]. Euroasian scientific journal. 2016. no. 5. pp. 34-38. (in Russian).
Kozyreva E. I. Shkola pedagoga-issledovatelya kak usloviye razvitiya pedagogicheskoy kultury [School of the teacher-researcher as condition of development of pedagogical culture] / Methodology and technique of natural sciences. Omsk.: OmGPU, no. 4. 1999. 24 p. (in Russian).
Konyukhov N.I. Prikladnye aspekty sovremennoy psikhologii: terminy, zakony, kontseptsii, metody [Applied aspects of modern psychology: terms, laws, concepts, methods]. Moscow, 1992. 182 p. (in Russian).
Lavrentyev S. Yu., Krylov D.A. Sovremennye metody obucheniya kak sredstvo aktivizatsii poznavatelnoy aktivnosti studentov vuza [Modern methods of training as means of activization of informative activity of students of higher education institution]. Bulletin of the Mari state university. 2013, no. 12 (in Russian).
Sergeyev A. N. Mesto i rol obshchetekhnicheskoy podgotovki v sisteme politekhnicheskogo obrazovaniya [The place and a role of all-technical training in the system of polytechnic education]. Kazan pedagogical magazine. 2009. no. 11-12 of pp. 34-40. (in Russian).
Skakun V.A. Organizatsiya imetodikaprofessionalnogo obucheniya [Organization's racer and technique of vocational education] Moscow.: Forum. 2007. 336 p. (in Russian).
Slastenin VA., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogik]. Moscow, Shk. press, 2002. 512 p. (in Russian). Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogik]. Moscow, Academy Publ., 2012. 608 p. (in Russian). Philosophical encyclopedic dictionary. Moscow, Information Publ., 2007. 567 p.
Hotuntsev Yu.L. Nepreryvnoye tekhnologicheskoye obrazovaniye i tekhnologicheskoye obrazovaniye shkolnikov [Continuous technological education and technological education of school students] Moscow, Prometheus Publ., 2007. 212 p. (in Russian). Encyclopedic dictionary Moscow, PERSE Publ., 2006.176 p. (in Russian).
Информация об авторе
Добрачева Анна Николаевна
(Россия, Воронеж) Преподаватель кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Dobracheva Anna Nikolaevna
(Russia, Voronezh) Teacher of the Department of Technology and Science Disciplines Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]