Научная статья на тему 'Проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля "Технология"'

Проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля "Технология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANITARIZATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ALL-TECHNICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрачева Анна Николаевна

В статье рассматриваются проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрачева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HUMANITARIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF THE TECHNOLOGY PROFILE

In article questions of a problem of humanitarization of vocational training of bachelors of the Technology profile are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля "Технология"»

УДК 378 ББК 74.489

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Добрачева Анна Николаевна,

преподаватель кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля «Технология».

Ключевые слова: гуманитаризация, компетентность, технологическое образование, общетехнические дисциплины, готовность к профессиональной деятельности.

PROBLEMS OF HUMANITARIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF THE TECHNOLOGY PROFILE

Dobracheva A.N., teacher of department of technological and natural-science disciplines

Abstract. In article questions of a problem of humanitarization of vocational training of bachelors of the Technology profile are considered.

Key words: humanitarization, competence, technological education, alltechnical disciplines, readiness for professional activity.

На современном этапе развития Россия, как и большинство развитых стран, одной из стратегических задач своего развития делает ставку на образование. В связи с этим модернизация российского образования становится отражением данной позиции в политике нашего государства.

Как известно, в настоящее время в системе высшего профессионального образования наблюдается глобальный кризис, связанный с неэффективностью подготовки сегодняшних студентов к будущей профессиональной деятельности.

Целью преодоления кризиса является переход к новой парадигме образования, которая может быть основана на принципах фундамен-

тализма, когнитивной целостности, методоло-гизма и гуманитаризации.

Как отмечают Г.Я. Гревцева и М.В. Циули-на: «Фундаментализм подразумевает ориентацию на самые последние достижения в современной науке, трансформацию научного языка на язык учебно-познавательной деятельности; когнитивная целостность достигается путем включения в образовательные программы высших учебных заведений новейших концепций и теорий, усиления гуманитарного компонента в системе естественнонаучного знания, принцип методологизма вытекает из проблемы поиска новых методологических ориентиров познавательной деятельности» [ 7, с. 116].

Особое внимание Г.Я. Гревцева и М.В. Циулина уделяют проблемам гуманитаризации в новой парадигме высшего образования и отмечают, что гуманитаризация высшего образования затрагивает собой и само содержание высшего образования, и процесс обучения.

Выделение направления гуманитаризации образования как ведущего направления в реализации идеи гуманизации современного общества отмечает и Козырев В. А., связывая его с новым этапом общественного развития.

Гуманитаризация образования Козыревым В. А. понимается как: «специфическая образовательная парадигма, связанная с преодолением односторонности в преподавании, при котором освоение изучаемого предмета сводилось к получению знаний» [5, с. 13].

Также Козырев В. А. и Черняк В. Д. отмечают, что: «гуманитарное знание занимает все более значительное место в программах подготовки специалистов любого профиля, ведь именно оно позволяет человеку понять себя и других, наладить взаимодействие с другими людьми, от чего, в конечном счете, зависит успех практически любой профессиональной деятельности» [5, с. 11].

Т.М. Елканова и Н.М. Чеджемова под гуманитаризацией образования понимают систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования. И определяют гуманитаризацию образования как: «направленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование и развитие целостного личностного отношения к действительности с акцентированием внимания на мотивационных и оценочных аспектах, при котором актуализация усвоенных профессиональных знаний специалиста является не нейтральной, а осуществляется в соответствии с четко выраженными нравственно-ценностными, моральными критериями» [3, с. 67].

Мы согласны с мнением Козырева В. А., который утверждает, что идея современной гуманитарной парадигмы образования состоит: «в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним, речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности, при этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происхо-

дит обогащение, развитие личности обучающегося» [4, с. 26].

Также Козырев В. А. отмечает, что: «идея гуманитаризации образования раскрывается и через общие подходы к его осуществлению, во-первых, реализация полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно-значимых для них образовательных потребностей; во-вторых, создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения» [4, с. 27].

Отсюда суть гуманитаризации образования по Козыреву В. А.: «условие вхождения студента, учащегося в культуру, как многофакторный и многоплановый процесс, не сводящийся к увеличению доли собственно гуманитарных дисциплин» [5, с. 13].

По мнению Г.Я. Гревцевой и М.В. Циули-ной: «основными векторами гуманитаризации образования должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетенции, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения» [7, с. 117].

Говоря о проблемах профессиональной подготовки будущих учителей технологии, вопросы гуманитаризации технологического образования в целом нельзя обойти.

Профессиональная подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» в нашем вузе строится на основе ФГОС третьего поколения, особенностями которого являются целевые установки на формирование и развитие ряда необходимых компетенций.

Под компетенциями авторы нового стандарта понимают не только успешное овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и развитие способностей для их применения в собственной профессиональной деятельности. Кроме того, в понятие «компетенция» входят не только знания, умения и навыки, но и личностные качества будущего специалиста, такие как ответственность,

целеустремленность, инициативность, умение работать в группе и индивидуально.

На это обстоятельство также указывает и Сластенин В.А., вводя понятие профессиональной компетентности педагога: «условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности» [6, с. 37].

Понятие «профессиональная компетентность педагога» складывается из единства теоретической и практической готовности специалиста к профессионально-педагогической деятельности, определение которой мы даем следующее.

Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология»: «это личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее осознание целей профессиональной педагогической деятельности, оценку имеющихся педагогических условий, определение наиболее вероятных способов действия, систему методологических и базовых знаний по педагогике высшей школы, совокупность профессиональных компетенций, исследовательских умений, позволяющих продуктивно использовать их при решении возникающих профессионально-педагогических задач; прогнозирование собственных мотива-ционных, волевых, интеллектуальных усилий, предвосхищение результата собственной деятельности, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей, а также сформированности социальных отношений и зрелости профессионально значимых качеств личности» [2, с. 30].

Исходя из этого, разработчикам рабочих программ дисциплин (РПД) необходимо учитывать данные тенденции и ориентировать содержание рабочей программы преподаваемой дисциплины на повышение качества подготовки будущих специалистов, на основе механизмов эффективного освоения набора необходимых компетенций в профессиональной деятельности.

Таким образом, подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» осуществляется на основе учебного плана по направлению

44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология», который включает в себя базовую и вариативную части учебных дисциплин.

Вариативная часть обязательных дисциплин представлена широким блоком общетехнических дисциплин, таких как: «Начертательная геометрия», «Техническая графика», «Машиностроительное черчение», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Детали машин», «Гидравлика», «Теплотехника», «Электротехника», «Радиотехника», «Автоматика и цифровая электроника».

Учитывая необходимость изучения данных общетехнических дисциплин и тенденции гуманитаризации процесса обучения будущих учителей технологии, необходимо проводить трансформацию программ учебных дисциплин, с позиций не только овладения студентами глубокими техническими знаниями, но с учетом необходимости развития личных качеств студентов.

Таким образом, как мы уже отмечали ранее, основной целью общетехнической подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» является: «не только усвоение теоретических основ данных наук, но и развитие профессиональной компетенции (профессионально значимых знаний, умений и навыков), личностного роста, готовности к профессиональной деятельности, как необходимых составляющих профессионально-педагогической деятельности учителя» [1, с. 64].

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» в рамках обучения общетехническим дисциплинам значимым для студентов должно стать не только приобретение готового знания, но и суммирование собственных потраченных интеллектуальных усилий на его приобретение, проявление инициативности. Количество подходов к самостоятельному поиску решений поставленных профессионально значимых задач, понимание личных смыслов будущей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, для решения проблемы гуманитаризации профессионально-педагогической подготовки будущего учителя техно-

логии необходимо способствовать развитию познавательного интереса и мотивов профессиональной деятельности обучающихся, формированию у них целостного знания о технико-технологических основах современного производства, а также профессионально значимых практических умений и навыков.

Литература:

1. Добрачева, А.Н. Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в подготовке учителя технологии / Берегиня.777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2017. - № 2(33). - С. 61-64.

2. Добрачева, А.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» / Инновации в образовании. - 2017. - № 3. - С. 29-41.

3. Елканова, Т.М. Гуманитаризация профессионального образования в компетентностно-ориентированной системе / Т.М. Елканова, Н.М. Чеджемова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 66-68.

4. Козырев, В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды / Педагог: наука, технология, практика. - 1999. - № 7. - С. 26-32.

5. Козырев, ВА., Черняк, В.Д. Гуманитарная сущность педагогического образования / Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 12. - С. 11-18.

6. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -608 с.

7. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Грев-цева, М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. - 200 с.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.