УДК 378.02
Елканова Тамара Михайловна
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова [email protected]
ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ БАЗИС ОБРАЗОВАНИЯ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ
Рассмотрены сущность и структура интеракционно-гностического компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, позволяющего осмысливать систему «человек-мир» на разных уровнях ее функционирования и предусматривающего интеграцию на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, общегуманитарный базис образования, интеракционно-гностический компонент.
Elkanova Tamara Mikhailovna
PhD in Physics, Associate Professor of the Department of Condensed Matter Physics of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov [email protected]
GENERAL HUMANITARIAN BASIS OF EDUCATION: EPISTEMOLOGICAL COMPONENTS
There have been considered the essence and the structure of the interactional-gnostic component of conceptual-theoretical model of the general humanitarian basis of education. This component allows to interpret the “human - world” system at different levels of its functioning and provides integration at the level of different in ontological respect of the ways of world cognition.
Key words: humanitarization of education, general humanitarian basis of education, interactional-gnostic component.
Компетентностная модель специалиста, которая, согласно ГОС высшего профессионального образования, должна стать основой развития методики преподавания большинства предметов в вузе, ориентирует учебный процесс на усиление фундаментализации и целостности образования, целенаправленной комплексной организации его содержания на основе сочетания эпистемологических, онтологических, специально-научных и дидактических идей. Одним из важных направлений реализации концепции целостности образования является его гуманитаризация, при которой исчезает традиционное противопоставление гуманитарных и естественнонаучных, специальных технических и технологических дисциплин, а содержание образования насыщается этическими (нравственными), эстетическими и ценностными компонентами. Поэтому в структуру разрабатываемой нами в течение более чем двадцати лет авторской концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования [1, с. 88-93; 2, с. 56-59; 3, с. 62-64] включен в качестве обязательного интеракционно-гностический компонент, способствующий становлению целостной личности, владеющей «взаимодополнительными компонентами научного знания» [4, с. 54-75].
Интеракционно-гностический компонент выражается в использовании наряду с естественнонаучными гуманитарных и художественных методов познания и исследования в процессе обучения. Имеется в виду интеграция на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, обучение ассоциативному и образному мышлению, переводу с объективного внешнего языка на внутренний язык образно-концептуальных моделей действительности, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, формирование целостного видения мира с учетом происходящей в науке смены парадигмы, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки, а также преемственность в методологии гуманитарных и естественных наук, освоение методологии многомерного осмысления мира.
Интеракционно-гностический компонент гуманитарного базиса призван способствовать формированию целостной структуры категориального аппарата профессионального и социального мышления специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему «человек - мир» на разных уровнях ее функционирования, и преследует цель развития ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимания ее положительных (или деструктивных) последствий; формирования таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость к новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности, проигрывание возможности альтернатив решений, критичность по отношению к полученным результатам.
Целесообразность включения интеракционно-гностического компонента в структуру общегуманитарного базиса образования обусловлена и тем, что в условиях динамичной трансформации социокультурной, биологической и информационной среды обитания особое значение приобретает развитие адаптационных свойств личности. Технократический подход исходит из необходимо-
сти однозначного прочтения фактов, безотносительно функционирования в человеческом обществе. Гуманитарный подход, исходя из принципиальной неоднозначности причин и следствий рассматриваемых процессов и явлений, что обусловлено множественностью используемых методов интерпретации, предполагает множественность научных моделей или картин мира, существующих в сознании человека. Наличие в сознании специалиста нескольких разных картин мира, каждая из которых может актуализироваться в определенной ситуации, делает его более гибким и подвижным, способным функционировать в несходных жизненных обстоятельствах [5, с. 162].
В современном образовательном процессе оказываются востребованы такие моменты ко-гнитивности, как образы и знаки, интуиция и дискурс, авербальные и логосные «фреймы» подачи интегрируемой в процессе познания информации. Поэтому настоятельной необходимостью является выявление, анализ и практическое применение в педагогической деятельности факторов взаимодействия, взаимодополнительности, интеракции различных методов познания с учетом широкого разнообразия когнитивных и эмоциональных свойств человека. Величайший физик ХХ в. Альберт Эйнштейн писал: «Особенно важным я считаю совместное использование самых разнообразных способов постижения истины. Под этим я понимаю, что наши моральные наклонности и вкусы, наше чувство прекрасного и религиозные инстинкты вносят свой вклад, помогая нашей мыслительной способности прийти к ее наивысшим достижениям» [6, с. 166].
Если до середины XX в. бoльшую часть информации человечество получало через слово, то в современном информационном обществе слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. В этой связи в рамках новой парадигмы познания (так называемой неклассической эпистемологии) задача рассмотрения и анализа возможностей применения в системе образования когнитивных возможностей художественноэстетического метода познания приобрела особую актуальность. Дело в том, что число возможных комбинаций элементов вербальной информации намного ниже, чем элементов образной. В процессе вербализации происходит не только существенное уменьшение числа параметров, но и наложение дополнительных ограничений, вытекающих из использования вербальносимволических средств, обладающих жестким, фиксированным «смыслом», что позволяет выявить однозначные причинные связи и отношения, выделить главное и второстепенное, определяющее и зависимое и т.д. Использование наглядно-образных моделей изучаемых объектов формирует способность мышления не абстрактными понятиями, а образными моделями, способствует развитию творческого потенциала студента, владеющего методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения. Это требует от системы образования разработки новых технологий обучения, основанных на понимании и исследовании сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира.
Когнитивная ситуация на современном этапе характеризуется выходом познавательной деятельности на уровень ее мотивации ценностными установками, что актуализирует внимание к социальным измерениям знания и его гуманитаризации. Овладение наряду с естественнонаучными гуманитарными методами познания действительности подразумевает развитие у личности осознания необходимости обязательной оценки ценности и целесообразности результатов его деятельности, использование норм этики и морали. При выборе целей исследования и профессиональной деятельности человек (сознательно или бессознательно) должен ориентироваться на сформированные у него аксиологические ориентиры. Сейчас становятся необходимыми и неизбежными определенные ограничения некоторых видов человеческой деятельности, потенциально содержащих в себе опасность катастрофических последствий. Более того, как отмечает известный американский философ Фрэнсис Фукуяма, неконтролируемое движение по таким направлениям, как науки о мозге, нейрофармакология, исследования в области продления жизни и генетическая инженерия, может в корне изменить саму природу человека [7]. Следовательно, в процессе преподавания необходимо формировать чувство социально-гуманистической ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Реализация интракционно-гностического компонента общегуманитарного базиса образования способствует формированию целостного видения мира как интегрированной целостности, системы, основанной на многомерных взаимосвязях между отдельными подсистемами и включающей в себя глобальные, региональные и локальные уровни. С точки зрения учебнопознавательной деятельности при этом достигаются цели, позволяющие студентам выйти за пределы шаблонов догматического мышления, глубже понять сам изучаемый объект, явление, сформировать целостное видение мира, расширить личностную категориальную матрицу студента, увеличить эмоциональность восприятия, что, с педагогической точки зрения, способствует активизации познавательной активности студентов.
Таким образом, интеракционно-гностический компонент общегуманитарного базиса образования способствует развитию творческого потенциала студента, владеющего методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения, формированию элементов когнитивно-мировоззренческих и познавательных компетенций, входящих в число ключевых компетентностей будущего специалиста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. 1992. № 2.
2. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 7.
3. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Гуманитаризация профессионального образования в компетентностно-ориентированной системе // Высшее образование сегодня. 2010. № 10.
4. Голубева О.Н., Суханов АД. Проблема целостности в современном образовании : Философия образования. М., 1996.
5. Кондаков Б. В. Университет и проблема гуманитаризации образования // Университеты в формировании специалиста XXI века: тезисы докл. Междунар. науч.-метод. конф. Пермь, 1999. Т. 1.
6. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырех томах. М., 1967. Т. 4.
7. Fukuyama F. Our Postmodern Future: Consequences of the Biotechnology Revolution. New York, 2002.