ми возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Меж-дунар. науч. конф. - Уфа : Лето, 2013. - С. 149-151.
14. Назарова Н. М„ Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. М. Назаровой. 11 -е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
15.Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и
западноевропейского опыта: сб. статей. - Ч. 2. -СПб., 1997.-С. 152-156.
16.Прохорова С.Н. Использование скайп-техно-логий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. - 2014. -№3. - С.83-86.
17.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53. ст. 7598.
DEVELOPMENT OF THE FUTURE PHILOLOGISTS' LANGUAGE PERSONALITY THROUGH INTERACTIVE TEACHING METHODS
Shevchenko Maria Sergeevna, Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology of Creative Development, Sevastopol State University Sevastopol, Republic of Crimea
The purpose of the study is to summarize the existing experience in the development of the language personality of future philologists in the course "Technologies of professional communication and self-development" through interactive teaching methods. The article presents the experience of using interactive teaching methods to develop the language personality of future philologists in the course of teaching the course "Technologies of professional communication and self-development" to students of the training direction 45.03.01 Philology. The demand for interactive teaching methods is due to the requirement of the Federal State Educational Standard for the formation and development of professional skills of students, as well as the social order for the formation of the intellectual and creative potential of the individual for creative activity in the professional sphere. The article substantiates the necessity of using interactive teaching methods in the educational process, which create favorable conditions for the development of the structural components of the linguistic personality of philologists. The article provides examples of interactive methods of teaching students, which are used in the process of teaching the training course "Technologies of professional communication and self-development". As a result of the study, the effectiveness of the use of interactive teaching methods for the development of the language personality of future philologists is confirmed.
Keywords: interactive teaching; interactive teaching methods; philologists' language personality; structural components of the language personality; course, competence.
001 10.24923/2222-243Х.2021 -39.80
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Цель исследования - обобщение имеющегося опыта по развитию языковой личности будущих филологов в рамках курса 'Технологии профессионального общения и саморазвития" посредством интерактивных методов обучения. В статье представлен опыт применения интерактивных методов обучения с целью развития языковой личности будущих филологов в процессе преподавания курса "Технологии профессионального общения и саморазвития" студентам направления подготовки 45.03.01 Филология. Востребованность интерактивных методов обучения обусловлена требованием ФГОС ВО на формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся, а также социальным заказом на формирование интеллектуально-творческого потенциала личности для созидательной деятельности в профессиональной сфере. В статье обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения в учебном процессе, создающих благоприятные условия для развития структурных компонентов языковой личности филологов. В статье приводятся примеры интерактивных методов обучения студентов, которые используются в процессе преподавания учебного курса 'Технологии профессионального общения и саморазвития". В результате исследования подтверждена эффективность применения интерактивных методов обучения для развития языковой личности будущих филологов.
Ключевые слова: интерактивное обучение; интерактивные методы обучения; языковая личность филолога; структурные компоненты языковой личности; учебный курс; компетенции.
УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08
© Шевченко М. С., 2021
ШЕВЧЕНКО Мария Сергеевна, преподаватель кафедры Педагогики и психологии творческого развития, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Республика Крым
iaC >
<
X Ui
s: *=c о
Ш T
s
< et
Ш
с
454
Введен ие
На каждом этапе своего развития общество предъявляет к профессиональной подготовке будущих филологов новые, современные требования. Несомненно, такие личностные и профессиональные качества, как коммуникабельность, высокая культура речи, эмпатия, тактичность не потеряли своей ценности и в настоящее время. Однако как любому представителю общественной профессии, в том числе филологу, помимо владения профессиональными компетенциями необходимо овладеть универсальными, социальными компетенциями. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО "поколения 3+") по направлению подготовки 45.03.01 Филология предусматривают формирование данных компетенций [10]. Вместе с тем, как показывает практика, будущие филологи часто испытывают затруднения в отборе языковых средств в соответствии с коммуникативными ситуациями; в способности находить нестандартные решения коммуникативно-по-веденческих проблем; в проектировании приемлемых стратегий общения; в адаптации к социальной и профессиональной сферам; в умении решать проблемы и работать в команде; в отсутствии стрессоустойчивости, что является следствием недостаточной направленности образовательного процесса на развитие языковой личности филологов [11].
В этой связи актуальность данного исследования обоснована наличием противоречий, связанных с недостаточной направленностью образовательного процесса на развитие языковой личности филологов.
Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) на основе анализа специфики профессиональной сферы филологов выявить затруднения в отборе языковых средств в соответствии с коммуникативными ситуациями; 2) выделить компоненты структуры языковой личности будущих филологов; 3) обосновать эффективность интерактивных методов в развитии языковой личности будущих филологов.
В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы. Для осмысления научной проблематики в статье применяются следующие методы исследования: теоретического анализа, синтеза, обобщения педагогического опыта и моделирования.
Теоретической базой исследованияпоспу-жили публикации H.A. Бирюковой, Ф.Б. Бур-хановой, Л.Н. Вавиловой, И.Б. Кондратенко, М.Н. Крыловой, Н.М. Лазаревой, И.А. Л исецкой, Т.С. Паниной, С.Е. Родионовой, Н.Б. Самойлен-
ко, P.C. Семыкиной, Е.В. Соболевой, М.С. Шевченко.
Практическая значимость исследования подтверждена характерной особенностью авторского курса 'Технологии профессионального общения и саморазвития" направленного на практико-ориентированную деятельность будущих филологов в сочетании с самостоятельной и творческой работой студентов.
Основная часть
Выпускник должен уметь быстро преобразовывать и усваивать новые виды деятельности, соответственно меняется модель деятельности, вместе с новыми возможностями появляются новые функции и обязанности. Учитывая специфику профессиональной сферы филологов, подготовка должна быть направлена на способность творчески мыслить; анализировать и рефлексировать информацию в соответствии с коммуникативными ситуациями; аргументировать свои суждения и воспринимать позицию другого; критически оценивать эмоциональные явления; выбирать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях; уметь работать в команде и привлекать других людей к решению профессиональных задач.
В учебном плане подготовки бакалавров по направлению 45.03.01 Филология ни в одной дисциплины нет возможности оказания студенту помощи в разрешении данных проблем. Для преодоления этих противоречий необходимо использовать интерактивные методы обучения в процессе профессиональной подготовки будущих филологов с целью развития языковой личности.
Интерактивные методы обучения способствуют актуализации познавательной деятельности, побуждают студентов к совместной практической деятельности, к моделированию ситуации, оцениванию собственных действий и партнеров, возможности погружения в профессиональную атмосферу сотрудничества по решению поставленных задач [1; 2].
В современных условиях процесс профессиональной подготовки будущих филологов необходимо ориентировать не только на овладение набором профессиональных знаний, но и на формирование интеллектуально-творческого потенциала личности для созидательной деятельности в профессиональной сфере. Для активизации данного потенциала личности, способной не просто адаптироваться, но и активно использовать ситуации социальных перемен, требуется применение таких форм и методов обучения, которые бы воздействова-
ли на данный процесс. Этому, как показывает практика, способствуют интерактивные методы и формы обучения.
Эффективность обучения, обеспечивающего развитие языковой личности студентов, во многом зависит от правильно подобранных методов обучения. Важную роль в развитии языковой личности филологов играет создание языковых ситуаций. Ряд исследователей отмечают, что начинающим филологам в языковых ситуациях не хватает навыков для решения разного рода коммуникативных задач, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [5; 6; 7].
Проблема применения интерактивного обучения в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в изучение понятия "интерактивное обучение" внесли A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков и др. По мнению ряда исследователей, интерактивное обучение - это межсубъектная активность в процессе педагогического образования, направленная на совместную деятельность и обмен информацией через диалог и полилог, мысле-деятельность субъектов образования, деловое сотрудничество с целью формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов [8]. Интерактивное обучение позволяет активно использовать развивающие методы обучения. Правильно подобранные интерактивные методы могут обеспечить необходимые условия для развития языковой личности будущих филологов.
В педагогической литературе метод обучения - это деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на достижения заданной цели обучения.
Интерактивные методы обучения соответствуют личностно ориентированному подходу, так как направлены на взаимодействие друг с другом всех участников образовательного процесса с целью обмена информацией, совместного решения проблем, моделирования ситуаций [2; 12]. Интерактивные методы в обучении помогают развитию креативно мыслящей языковой личности обучающихся, способной применять полученные знания и сформированные умения в моделирующих ситуациях;
умеющей находить решения поставленных задач, что является важным условием для совершенствования профессиональных компетенций [3;4;9].
В контексте нашего исследования, прежде всего, уточним, что развитие языковой личности будущих филологов в процессе профессиональной подготовки заключается в приобретении совокупности ценных личностных качеств, сформированных в образовательной среде и необходимых для межличностной, межкультурной коммуникации в соответствии с культурно-социальными нормами поведения в предстоящей профессиональной деятельности [11]. Развитие языковой личности филологов - процесс сложный, предполагающий использование современных методов и форм обучения, среди которых, по нашему мнению, особое место занимают интерактивные методы и формы обучения.
В структуре языковой личности будущих филологов нами выделены мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты (рис.).
Впадение знаниями о структуре самой коммуникации, набором принятых в обществе норм и 1раеил коммуникации, а также коммуникативными установками сознания
Стремление к совершенствованию и развитию коммуникативно-речевых умений, к постоянному саморазвитию
Развитие личностной рефлексии, эмоциональной гибкости, саморегуляции
Рисунок-Структурные компоненты языковой личности филологов
Считаем, что составляющие компоненты языковой личности формируются при помощи различных интерактивных методов обучения. В свою очередь, использование их в процессе обучения позволяет сформировать целостную картину мира, высокий уровень познавательной мотивации, критическое мышление, личностную рефлексию, коммуникативные и организаторские способности, готовность к межличностному взаимодействию, умение сотрудничать, способность разрешать конфликты. Отсюда можно сделать вывод, что использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе создает благоприятные условия для развития всех компонентов языковой личности будущих филологов.
Среди интерактивных методов обучения наиболее эффективными в образовательном процессе являются дискуссия, диспут, кейс-
котнитивный
когнитивный
мотивационно-ценностиый
эмоциональный
ловеденческии
Пооявление инициативности и адекватности э процессе общения, сотрудничество и компромисс
> <
X ш
з: *=с о
ш т
<
С[ ш
с
456
метод, метод-проектов, деловая игра, ролевая игра, имитационные игры, метод портфолио, работу в парах и малых группах, мозговой штурм, тренинг.
В рамках данной статьи представлен опыт применения интерактивных методов обучения в контексте развития языковой личности будущих филологов в процессе преподавания курса "Технологии профессионального общения и саморазвития" студентам направления подготовки 45.03.01 Филология. Для активизации процесса развития языковой личности будущих филологов нами комплексно реализованы различные методы интерактивного обучения: групповая дискуссия, командная работа, деловая игра, ролевая игра, анализ конкретной ситуации, метод портфолио, работу в парах и малых группах, мозговой штурм, тренинг.
Процесс интерактивного обучения предполагает погружение будущих филологов в реальную атмосферу профессионального общения для выработки коммуникативных компетенций и разрешения коммуникативных барьеров и проблем; активизацию личного опыта; осознание своей будущей профессиональной роли.
Рассмотрим содержание авторского курса "Технологии профессионального общения и саморазвития". Целью учебного курса является формирование у студентов целостного представления о технологии профессионального общения; о способах применения полученных знаний в практической деятельности; приобретение студентами обобщенных знаний о механизмах, принципах и закономерностях процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития.
Определены основные задачи курса: приобретение и использование навыков саморегуляции в процессе межличностного общения; обеспечение личной и профессиональной эффективности в областях сферы коммуникации; формирование мотивации к самоконтролю и самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности; изучение технологий пла-
нирования и расстановки приоритетов для эффективной организации работы.
Учебный курс "Технологии профессионального общения и саморазвития" рассчитан на 72 часа, из них практические занятия - 36 часов, самостоятельная работа - 36 часов, итоговым результатом освоения курса студентом является зачет в форме защиты проекта траектории профессионального развития.
В представленной ниже таблице обобщены используемые нами интерактивные методы обучения применительно к курсу "Технологии профессионального общения и саморазвития".
Таблица - Использование интерактивных методов обучения при изучении курсу Технологии профессионального общения и саморазвития".
№ п/п Название темы занятия Используемые интерактивные методы обучения
1 Раздел 1. Адаптация к социально -психологической ситуации общения в группе Тренинг на знакомство и создание Работа в парах, работа в микрогруппах доверительных отношений в группе
2 Развитие навыков командной работы Групповая дискуссия, работа з парах, работа в микрогруппах
3 Тренинг эффективного общения Тренинг, командная работа, деловая игра
4 Роль эмоционального интеллекта в личном и профессиональном продвижении Командная работа, деловая игра, анализ конкретной ситуации
Раздел 2. Технологии коммуникации
1 Технология организации эффективной коммуникации Деловая игра, командная работа
2 Межличностная диагностика и невербальная коммуникация. Активное слушание Мозговой штурм, анализ конкретной ситуации
3 Ассертивное поведение и межличностное влияние в коммуникативном процессе Групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации
4 Эффективное управление конфликтами в профессиональных коммуникациях Групповая дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации
Раздел 3. Виды саморегуляции и личностная идентичность
1 Практические технологии саморегуляции психических состояний ЛИЧНОСТИ Работа в парах, работа в микрогруппах
2 Сгресс-менеджмеш в профессиональном общении Групповая дискуссия, мозговой штурм, анализ конфетной ситуации
3 Прояснение ценностно мотивационной сферы и ее развитие Групповая дискуссия, работа в микрогруппах
1 Раздел 4. Профессиональная идентичность и карьера Тренинг профессиональной идентичности Тренинг командная работа, групповая _ дискуссия
2 Профессия и карьера. Осознание карьерных ориентаций Тренинг, командная работа, групповая дискуссия
3 Техника эффективной организации учебного процесса студента Групповая дискуссия, тренинг
4 Презентация траекторий профессионального развития Портфолио. групповая дискуссия
Характерной особенностью курса "Технологии профессионального общения и саморазвития" является ориентация на практико-ориен-тированную деятельность будущих филологов в сочетании с самостоятельной и творческой работой студентов.
Заключение
В результате исследования можно сделать вывод, что для развития языковой личности будущих филологов необходимо применение интерактивных методов обучения, что позволяет создать условия для развития языковой личности будущих филологов в процессе профессиональной подготовки и обеспечивает получение личностного опыта межсубъектно-
го взаимодеиствия; практического опыта работы в команде, умения сотрудничать и способность разрешать конфликты; опыта сравнительного анализа различных взглядов, а также выработки умения отстаивать свое мнение; формирование и развитие критического мышления, толерантности, эмпании и рефлексии; творческой активности в решении профессиональных задач; достижение целостности, интеграции знаний путем их использования в процессе учебного проектирования.
Литература:
1. Бирюкова H.A., Кондратенко И.Б. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2014/9/pedagogika/biryukova-kondratenko.pdf (дата обращения 25.12.2020).
2. Бурханова Ф. Б., Родионова С.Е. Внедрение инновационных активных и интерактивных методов обучения и образовательных технологий в российских вузах: современное состояние и проблемы // Вестник Башкирскирского университета. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-innovatsionnyh-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-obucheniya-i-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-rossiyskih-vuzah-sovremennoe (дата обращения 11.012021).
3. Крылова M.H. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. - 201 б. - № 4 (22). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-v-sisteme-prepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения 13.102020).
4. Лазарева Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине "Культура речи и деловое общение" // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 4 (32). [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-u-studentov-vuzov-posredstvom-primeneniya-
innovatsionnyh-tehnologiy-na (дата обращения 02.11.2020).
5. Лисецкая И.А. Формирование речевой культуры будущих учителей филологических специальностей: актуальность темы исследования // Проблемы современного педагогического образования. -2014,- №45-2. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_25342107_ 66897866.pdf (дата обращения 08.09.2020).
6. Самойленко Н.Б. Формирование речевой культуры будущих учителей филологических специальностей: психолого-педагогические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26001112 (дата обращения: 21.10.2020).
7. Семыкина Р.С. Культура речи как фактор профессиональной подготовки студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - 5 (72). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kultura-rechi-ka k-faktor-professionalnoy-podgotovki-studentov(flaTa обращения 02.11.2020).
8. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. -176 с.
9. Соболева Е. В. Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии // Вестник НГПУ. - 2019. - N5 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-tsifrovogo-obrazovatelnogo-prostranstva-na-osnove-primeneniya-igrovoy-tehnologii (дата обращения 02.11.2020).
10.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. NQ 947. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia. pdf (дата обращения 01.06.2020).
11. Шевченко М.С. Модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.eom/PDF/129PDMN620. pdf (дата обращения 18.02.2021).
12.Jakobsen K.V., Daniel D.B. Evidence-Inspired Choices for Teachers: Team-Based Learning and Interactive Lecture/Teaching of Psychology. - 2019. - № 46 (4). [Электронный ресурс]. URL: https:// doi.org/10.1177/0098628319872411 (дата обращения 18.02.2021).
СИ О CXJ
-О X
2
OD
СО
CXJ
457
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY
Shumeyko Alexander Alexandrovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Amur Humanitarian and Pedagogical State University, Komsomolsk-on-Amur
The purpose of the study is to reveal the specifics of the formation of professional competencies of future teachers in the conditions of the educational en vironment of the university. The article analyzes the definition of "professional competence" in the works of researchers. The conclusion is justified that professional competence is the basic characteristic of a specialist, which determines his ability to solve professional goals and tasks of various levels of complexity. The existing educational standards of higher professional education place high demands on the quality of professional training of future teachers. The scientific novelty lies in the development of criteria for