Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТУДЕНТЫ-ФИЛОЛОГИ / КОМПОНЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / MODELING / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / STUDENTS-PHILOLOGISTS / COMPONENTS OF THE LANGUAGE PERSONALITY / STAGES OF LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Мария Сергеевна

Автором разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов. В статье представлена структурированная модель, включающая целевой, теоретико-методический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки. Каждый блок данной модели подробно представлен. Дано описание совокупности подходов (компетентностного, системного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного, междисциплинарного) и принципов (системности, профессионально-ориентированной направленности, комплексности, непрерывности, преемственности, интеграции и междисциплинарных связей, коммуникативной направленности). Представленная модель предусматривает четыре этапа развития языковой личности студентов-филологов: мотивационно-ценностный, коммуникативно-продуктивный, профессионально-деятельностный и результативно-оценочный. Автором определены педагогические условия развития языковой личности студентов-филологов: формирование мотивации филологов к совершенствованию практически значимых умений, навыков и видов деятельности; внедрение в учебный процесс спецкурсов «Практикум по развитию речевой культуры педагога», «Практикум профессионально-ориентированного общения»; интеграция активных и интерактивных методов обучения в процессе развития языковой личности; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; самоконтроль и рефлексия результатов собственной образовательной деятельности. В работе выделены структурные компоненты языковой личности студентов-филологов: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, поведенческий. Описаны критерии и показатели, позволяющие оценить уровень сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов. Автором подобран диагностический аппарат для оценки сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов. Делается вывод о том, что предлагаемая структурно-функциональная модель позволяет представить развитие языковой личности студентов-филологов как целостный педагогический процесс, а также планируется апробация модели с целью выявления её эффективности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE LINGUISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS

The author has developed and theoretically substantiated the structural and functional model of language personality development in the process of professional training of students philologists. The article presents the structured model that includes target, theoretical and methodological, procedural and substantive, evaluative and effective blocks. Each block of this model is presented in detail. The article describes a set of approaches (competence-based, system-based, personality-oriented, communicative-activity-based, interdisciplinary) and principles (system-based, professionally-oriented orientation, complexity, continuity, continuity, integration and interdisciplinary connections, communicative orientation). This model provides four stages of language personality development of students-philologists: motivational-value, communicative-productive, professional-activity and effective-evaluation. The author defines the pedagogical conditions of development of language personality of students-philologists: the formation of motivation philologists to improve practically important skills and activities; introduction in educational process of special courses "Workshop on development of speech culture of the teacher", "Practicum professionally-oriented communication"; integration of active and interactive teaching methods in the process of language personality development; the inclusion of students in professionally-oriented activities; self-monitoring and reflection of the results of their educational activities. The paper highlights the structural components of the language personality of students-philologists: cognitive, motivational-value, emotional, behavioral. The criteria and indicators that allow us to assess the level of formation of components of the language personality of students-philologists are described. The author has selected a diagnostic device for assessing the formation of components of the language personality of students-philologists. It is concluded that the proposed structural and functional model allows us to present the language personality development of students-philologists as an integral pedagogical process, and it is also planned to test the model in order to identify its effectiveness in the process of professional training of students of Philology.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 129PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шевченко М.С. Модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shevchenko M.S. (2020). Model of the linguistic personality development in the process of the professional training of students-philologists. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 378.1 ГРНТИ 14.35.07

Шевченко Мария Сергеевна

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия

Преподаватель E-mail: sggu_kpp@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=836706

Модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов

Аннотация. Автором разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов. В статье представлена структурированная модель, включающая целевой, теоретико-методический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный блоки. Каждый блок данной модели подробно представлен.

Дано описание совокупности подходов (компетентностного, системного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного, междисциплинарного) и принципов (системности, профессионально-ориентированной направленности, комплексности, непрерывности, преемственности, интеграции и междисциплинарных связей, коммуникативной направленности). Представленная модель предусматривает четыре этапа развития языковой личности студентов-филологов: мотивационно-ценностный, коммуникативно-продуктивный, профессионально-деятельностный и результативно-оценочный.

Автором определены педагогические условия развития языковой личности студентов-филологов: формирование мотивации филологов к совершенствованию практически значимых умений, навыков и видов деятельности; внедрение в учебный процесс спецкурсов «Практикум по развитию речевой культуры педагога», «Практикум профессионально-ориентированного общения»; интеграция активных и интерактивных методов обучения в процессе развития языковой личности; включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность; самоконтроль и рефлексия результатов собственной образовательной деятельности.

В работе выделены структурные компоненты языковой личности студентов-филологов: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, поведенческий. Описаны критерии и показатели, позволяющие оценить уровень сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов. Автором подобран диагностический аппарат для оценки сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов. Делается вывод о

https:// mir-nauki. com

том, что предлагаемая структурно-функциональная модель позволяет представить развитие языковой личности студентов-филологов как целостный педагогический процесс, а также планируется апробация модели с целью выявления её эффективности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов.

Ключевые слова: моделирование; структурно-функциональная модель; студенты-филологи; компоненты языковой личности; этапы развития языковой личности; педагогические условия; диагностический инструментарий

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года акцентируется внимание на совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в сфере образования1. Очевидно, что подготовка специалиста любого профиля должна быть направлена на способность ориентироваться в смежных областях деятельности, свободно владеть своей профессией, готовность самосовершенствоваться и эффективно выстраивать личное, деловое общение в профессиональной деятельности. Данное направление актуально для студентов-филологов, «...связанных с процессом общения, личностные и профессиональные успехи, которых непосредственно зависят от владения в совершенстве профессиональной речью» [1, с. 57]. Актуальность темы исследования обусловлена требованиями ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 45.03.01 Филология (бакалавриат), в котором помимо результатов обучения и воспитания будущих филологов, помимо личностных, познавательных, регулятивных и профессиональных результатов предполагаются коммуникативные результаты. Уровень профессиональной подготовки студентов-филологов требует филологических знаний в объеме необходимом для научных исследований в области филологии и владения навыками профессионального общения для участия в «.межличностной, межкультурной и массовой коммуникации в устной, письменной и виртуальной форме»2.

Ранее мы отмечали, что в профессиональной деятельности будущих филологов общение является формой профессионального существования и самореализации, что предполагает необходимость постоянного совершенствования и развития их речевой культуры как «важнейшей составляющей общей и профессиональной культуры, основы развития современной языковой личности» [1, с. 57].

Согласимся с мнением Н.Б. Самойленко, которая считает, что речевая культура «.находится в тесной взаимосвязи с культурой мышления и поведения, что влияет на воспитание и развитие личности, формирование системы ее нравственно-этических ценностей» [2, с. 196]. Специалисту с высшим филологическим образованием помимо владения профессиональными компетенциями необходимо овладеть дополнительными, социальными знаниями и умениями. Новые реалии требуют от студентов филологических направлений высокого уровня подготовленности к профессиональной деятельности: способность творчески мыслить; анализировать и рефлексировать информацию в соответствии с коммуникативными

1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Утвержден приказом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 21.10.2020).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. № 947). - URL http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

Страница 2 из 11

Введение

129PDMN620

https:// mir-nauki. com

ситуациями; аргументировать свои суждения и воспринимать позицию другого; критически оценивать эмоциональные явления; выбирать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях [3].

Вместе с тем, как показывает практика, студенты-филологи часто испытывают затруднения в отборе языковых средств в соответствии с коммуникативными ситуациями, в способности находить нестандартные решения коммуникативно-поведенческих проблем, в проектировании приемлемых стратегий общения, что является следствием недостаточной направленности образовательного процесса на развитие языковой личности студентов-филологов. В контексте вышеизложенного для обеспечения развития языковой личности студентов-филологов нами разработана структурно-функциональная модель изучаемого процесса.

Цель статьи - теоретически обосновать структурно-функциональную модель развития языковой личности студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки.

В рамках данного исследования использовались методы: теоретические - анализ научной и учебной литературы, диссертаций по проблеме исследования, обобщение результатов анализа, моделирование процесса обучения; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта.

В методологию педагогического моделирования внесли вклад работы следующих отечественных ученых А.И. Богатырева [4], А.Н. Дахина [5], В.И. Загвязинского [6], Е.А. Лодатко [7] и др.

Педагогическое моделирование позволяет вычленить обособленные компоненты, образующие взаимосвязанную систему, охарактеризовать отношения между структурами и выявить условия для реализации задач исследования. Моделирование как один из ведущих методов научно-педагогического исследования, согласно Е.В. Яковлеву, Н.О. Яковлевой, обладает широким набором возможностей, позволяющим «...изучить любой аспект педагогического процесса и отражать его существенные характеристики в виде обобщенной модели» [8, с. 136]. По мнению Ш.М-Х. Арсалиева, моделирование позволяет «получить информацию о явлениях, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели» [9, с. 158]. Н.В. Горбунова считает, что к моделированию обращаются тогда, когда нет возможности изучить сущность объекта «.при отсутствии условий для непосредственного овладения им.» [10, с. 14]. Моделирование, как утверждает Н.А. Глузман, «.существенно повышает эффективность учебного процесса» [11, с. 79].

Модель - это структурированная система, отображающая объект исследования, способная дать новую информацию о нём. Анализ существующих типов моделей показал, что для улучшения процесса обучения в высшей школе используют структурно-функциональную модель. Так, по мнению Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, такой тип модели состоит из «.структурного и функционального компонентов, и используется при исследовании различных педагогических процессов с позиции взаимодействия субъектов, в результате которого происходит формирование комплексных личностных качеств» [8, с. 137].

Методы исследования

Обзор литературы

Результаты исследования и их обсуждение

В контексте нашего исследования, прежде все, уточним, что развитие языковой личности студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки заключается в приобретении совокупности ценных личностных качеств, сформированных в образовательной среде и необходимых для межличностной, межкультурной коммуникации в соответствии с культурно-социальными нормами поведения в предстоящей профессиональной деятельности.

Развитие языковой личности студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки как сложная система требует построения именно структурно-функционального типа модели.

Данную модель будем рассматривать как дидактическую систему, направленную на научно обоснованный поиск улучшения реализации механизма профессиональной подготовки студентов; определение целей подготовки и выбора в соответствии с ними организационных подходов; формирование структурных компонентов процесса развития языковой личности студентов; выработку контрольно-диагностических средств для определения результатов и их коррекции.

Структура нашей модели включает четыре блока: целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный (рис. 1).

Целевой блок модели предполагает развитие языковой личности студентов-филологов в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки и социальным заказом общества на подготовку специалистов в сфере образования. Цель конкретизирует следующие задачи: выявление фактического уровня сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов; разработки и внедрения в образовательный процесс педагогических условий, направленных на системное развитие языковой личности.

Цель - развитие языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов

О

Задачи: выявление фактического уровня сформированное™ компонентов языковой личности студентов-филологов: разработки и внедрения в образовательный процесс педагогических, условий, направленных на системное развитие языковой личности.

Научные подходы: системный, компетентносгный, личностно-ориентнрованный, комму никативно-деятельностный, междисциплинарный

Компоненты языковой личности студентов-филологов:

когнити виый. мотнвацион но-ценностный, эмоциональный, поведенческий

Принципы:

системность, профессионально-ориентированная направленность, комплексность, непрерывность, преемственность, интеграция и междисциплинарные связи

Этапы развития языковой личности студ ентов-филологов

Этапы .ОДотиваиионно-ценностныи Цель-формирование ценностного отношения будущих филологов к профессиональной деятельности, устойчивой мотивации к профессии, к овладению коммуникативными компетенциями для осуществления профессиональной деятельности. Ком.муникативно-лродуьггнвный Цель-формирование умений профессионально ориентированного общения. обеспечивающего совершенствование речевой культуры, которая способствует развитию языковой личности в профессиональной деятельности. Профессионал ьно-деятельностный Цель-формирование у студентов-филологов коммуникативных умений и навыков профессионально ориентированного общения в условиях профессиональной деятельности. Резу л ьтати в но-ои ен о чн ый Цель-оценка и самооценнвание сформированное!« компонентов языковой личности студентов-филологов.

Педагоги ческие условия Формирование мотивации филологов к совершенствованию практически значимых, умений, навыков и видов деятельности. Внедрение спецкурсов «Практикум по развитию речевой культуры педагога», «Практикум профессионально-ориентированного общения». Интеграция активных и интерактивных методов обучения в развитии языковой личности студентов-филологов. Включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность, способствующую развитию языковой личности. Самоконтроль и рефлексия результатов собственной образовательной деятельности.

Содержа ние работы Дискуссия, лекция с применением обратной связи, семинар, мини-конференция, круглый стол. Лекция. дискуссия, выполнение проблемных заданий. мини-конференции. круглые столы, тренинги, решение учебных кейсов, групповая или индивидуальная работа над проектам. Участие в студенческих конференциях, форумах, тренингах, практике, реализация образовательных и социальных проектов, создание электронно-образовательных ресурсов в качестве учебных продуктов. Оценка собственных результатов, своих способностей, полученных в ходе предыдущих этапов, своего уровня сформированности компонентов языковой личности.

¡10 5 ю *

Критерии:

мотивационно-ценностныи;

эмоциональный;

поведенческий.

>

Уровня:

Высокий; Средний; Низкий.

Результат: сформированность компонентов языковой личности студентов-филологов на высоком уровне

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель развития языковой личности студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки (составлено автором)

Также целевой блок модели ориентирован на развитие структурных компонентов языковой личности студентов-филологов: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, поведенческий (рис. 2).

Рисунок 2. Структурные компоненты языковой личности студентов-филологов (составлено автором)

Теоретико-методологический блок включает в себя подходы, общедидактические и методические принципы обучения, обеспечивающие развитие языковой личности в процессе профессиональной подготовки.

Раскрывая сущность каждого из предложенных подходов, следует отметить, что реализация компетентностного подхода при профессиональной подготовке студентов предполагает развитие способности и готовности личности к решению сложных реальных задач профессиональной и социальной деятельности, в частности коммуникативных и личностных.

Системный подход позволяет представить процесс развития языковой личности будущего филолога как целостную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов, для которой характерны целесообразность организации, наличие внутренних и внешних связей.

В основе личностно ориентированного подхода лежит признание системообразующих факторов личности студента: потребности, мотивы, способности и другие индивидуально-психологические особенности. Процесс развития языковой личности студентов основывается на диалогическом типе межличностного общения преподавателя и студента, благодаря этому студент адекватно осмысливает представленный учебный материал и лучше усваивает информацию.

Не менее важным в процессе развития языковой личности студентов-филологов является коммуникативно-деятельностный подход, в основе которого лежит коммуникативное взаимодействие, обеспечивающее субъект - субъектное отношение между участниками образовательного процесса. Данный подход реализуется с использованием методов и приемов, обеспечивающих совместную познавательную деятельность: игры, дискуссии, тренинги, работы в малых группах и т. д. Совместная деятельность способствует формированию познавательных мотивов, что позволяет интенсифицировать процесс понимания, сознательного усвоения и творческого применения знаний студентами при решении практических задач, а также способствует активизации профессионально ориентированной языковой деятельности студентов.

https:// mir-nauki. com

Применение коммуникативно-деятельностного подхода в процессе развития языковой личности студентов-филологов предполагает формирование у студентов коммуникативной подготовленности, что является основной целью филологического образования.

Внедрение междисциплинарного подхода в организацию процесса профессиональной подготовки в вузе направлено на «.формирование способности самостоятельно получать знания из разных областей науки, систематизировать их и направлять на решение конкретных задач» [12, с. 154]. Для будущих филологов помимо владения фундаментальными знаниями в области филологии, теории и методики преподавания литературы, русского языка и русского языка как иностранного, языковыми и коммуникативными практическими навыками и умениями по работе с различными типами текстов необходимо овладеть востребованными компетенциями для различных сфер деятельности, что значительно расширяет профессиональное поле современного филолога.

Каждый из вышеперечисленных подходов нацелен на развитие языковой личности студентов-филологов, её важнейших структурных компонентов. Процесс профессиональной подготовки студентов-филологов станет более эффективным при условии комбинированного применения рассмотренных нами подходов.

Нами выбраны основные принципы организации рассматриваемого процесса: системности, профессионально-ориентированной направленности, комплексности, непрерывности, преемственности, интеграции и междисциплинарных связей, коммуникативной направленности.

Представленная модель предусматривает четыре этапа развития языковой личности студентов-филологов и комплекс педагогических условий ее реализации.

Мотивационно-ценностный этап направлен на формирование ценностного отношения будущих филологов к профессиональной деятельности, устойчивой мотивации к профессии, к овладению коммуникативными компетенциями для осуществления профессиональной деятельности. На данном этапе формами работы выступают дискуссия, лекция с применением обратной связи, семинар, мини-конференция, круглый стол, а также задания, направленные на осознание значимости формирования речевой культуры в профессиональной деятельности филолога. Педагогическое условие - формирование мотивации филологов к совершенствованию практически значимых умений, навыков и видов деятельности.

Целью коммуникативно-продуктивного этапа является формирование умений профессионально ориентированного общения, обеспечивающего совершенствование речевой культуры, которая способствует развитию языковой личности студентов в профессиональной деятельности. В учебно-воспитательный процесс в качестве второго педагогического условия внедряются спецкурсы «Практикум по развитию речевой культуры педагога», «Практикум профессионально-ориентированного общения» Основной целью обучения в рамках практикумов выступает развитие знаний, умений и навыков эффективной профессионально ориентированной письменной и устной коммуникации в профессиональной сфере деятельности будущих филологов.

На коммуникативно-продуктивном этапе реализуется педагогическое условие -интеграция активных и интерактивных методов обучения в развитии языковой личности студентов-филологов. На данном этапе нами предлагается использование проблемных лекций, дискуссий, выполнение проблемных заданий, а также мини-конференции и круглые столы, тренинги, решение учебных кейсов, групповая или индивидуальная работа над проектами. Применение комплекса взаимодополняющих активных и интерактивных методов обучения в развитии языковой личности студентов-филологов актуализирует творческий потенциал студентов, позволяет охватить больший объем информации, отработать навыки

межличностного общения, получить обратную связь, воспитать ответственное отношение к принятию индивидуального и совместного решения.

По завершении второго этапа ожидаемым результатом является владение навыками эффективной профессионально ориентированной письменной и устной коммуникации в социально-культурной, профессиональной деятельности.

На профессионально-деятельностном этапе у студентов-филологов происходит формирование коммуникативных умений и навыков профессионально ориентированного общения в условиях профессиональной деятельности. На данном этапе у студентов реализуется практическая деятельность через участие в студенческих конференциях, форумах, тренингах, практике, реализацию образовательных и социальных проектов, создание электронно-образовательных ресурсов в качестве учебных продуктов. Применительно к данному этапу реализуется педагогическое условие - включение студентов в профессионально-ориентированную деятельность, способствующую развитию языковой личности.

Результативно-оценочный этап направлен на оценку и самооценивание сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов. На этом этапе апробируется такое педагогическое условие, как самоконтроль и рефлексия результатов собственной образовательной деятельности. В ходе реализации четвертого этапа студенты анализируют свои результаты и способности в процессе прохождения предыдущих этапов, свой уровень сформированности компонентов языковой личности.

Результатом оценочно-результативного блока является сформированность компонентов языковой личности студентов-филологов на высоком уровне. В данном блоке осуществляется проведение диагностических срезов, их анализ, оценка, сравнение поставленной цели и результатов с помощью различных психолого-педагогических методов, таких как наблюдение, анкетирование, анализ результатов практической деятельности, педагогический эксперимент.

На основе предложенной нами структуры компонентов языковой личности студентов-филологов определены критерии и показатели сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов (рис. 3).

Рисунок 3. Критерии и показатели сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов (составлено автором)

По степени проявления критериев и показателей нами были определены три уровня сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов: низкий, средний и высокий [3] (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика уровней сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов по основным критериям и показателям

Уровни Основные критерии и показатели

Низкий Обладает слабым представлением о культуре общения; неспособен анализировать, оценивать и рефлексировать коммуникативные ситуации. Наличие слабой мотивации, непонимание ценностных сторон и значения речевой культуры, отсутствие потребности в её самосовершенствовании и развитии. Низкий уровень эмпатических и рефлексивных способностей. Неспособность аргументировать свою позицию и воспринимать чужую; неумение преодолевать конфликтные ситуации.

Средний Обладает основными знаниями о культуре общения, но при этом знания не системны и не точны; способность анализировать, оценивать и рефлексировать коммуникативные ситуации сформированы в не полной мере. Мотивы неустойчивы, возникает понимание ценностных сторон и значения речевой культуры, потребности в её самосовершенствовании и развитии. Эпизодически присутствуют эмпатические и рефлексивные способности. Проявляется стремление аргументировать свою позицию и воспринимать чужую; умение разрешать некоторые конфликтные ситуации через компромисс, сотрудничество.

Высокий Обладает целостным представлением о культуре общения; способность анализировать, оценивать, рефлексировать коммуникативные ситуации сформированы в полной мере. Ярко выражена мотивация, демонстрирует осознание важности и значимости ценностей речевой культуры, сформирована потребность в её самосовершенствовании и развитии. Наличие эмпатических и рефлексивных способностей. Устойчивое стремление аргументировать свою позицию и воспринимать чужую; преодоление конфликтных ситуаций через компромисс, сотрудничество.

Составлено автором

На основе выделенных критериев, показателей и уровней сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов подобран диагностический аппарат для оценки сформированности данных компонентов (таблица 2).

Таблица 2

Диагностический аппарат для оценки сформированности компонентов языковой личности студентов-филологов

Компоненты языковой личности студентов-филологов Используемые диагностические методики

Когнитивный - опросник для оценки знаний студентов об основах речевой культуры (авторский вариант); - тестирование умений грамотно общаться, преподносить информацию и оценивать собеседника (авторский вариант).

Мотивационно-ценностный - авторская анкета для оценки мотивации к коммуникации; - методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир, модификация А.А. Реана).

Эмоциональный - методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахова); - тест определения эмпатийных тенденций (Л.М. Митина); - опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; - проблемные ситуации.

Компоненты языковой личности студентов-филологов Используемые диагностические методики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поведенческий - тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер); - тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский); - методика экспертной оценки невербальной коммуникации; - тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха).

Составлено автором

Заключение

Таким образом, разработанная и теоретически обоснованная структурно-функциональная модель позволяет представить развитие языковой личности студентов-филологов как целостный педагогический процесс, с присущими ему основными характеристиками - целостностью, системностью, технологичностью. Нами определены структурные компоненты языковой личности студентов-филологов, выделены четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и оценочно-результативный. Выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию языковой личности студентов-филологов. Для определения уровня сформированности компонентов процесса развития языковой личности студентов-филологов выделены критерии и показатели, подобран диагностический аппарат для оценки сформированности данных компонентов. В дальнейшем нами планируется апробация разработанной структурно-функциональной модели с целью выявления её эффективности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевченко, М.С. Роль речевой культуры в развитии языковой личности студента [Электронный ресурс] / М.С. Шевченко // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 4 (33). - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39167278 (дата обращения: 21.10.2020).

2. Самойленко, Н.Б. Формирование речевой культуры будущих учителей филологических специальностей: психолого-педагогические аспекты [Электронный ресурс] / Н.Б. Самойленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26001112 (дата обращения: 21.10.2020).

3. Шевченко, М.С. Критерии и показатели сформированности компонентов языковой личности у студентов-филологов педагогического вуза / М.С. Шевченко // Ломоносовские чтения: Материалы ежегодной научной конференции МГУ. - Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2020. - С. 249250.

4. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев, И.М. Устинов // Издательский дом «Образование и наука». - URL: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm (дата обращения: 21.02.2019).

5. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: монография [Текст] / А.Н. Дахин. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. - 2005. - 230 с.

https:// mir-nauki. com

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования [Текст] / В.И. Загвязинский // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной научно-практической конференции. - Пермь. - 2004. - С. 6-10.

Лодатко, Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст] / Е.А. Лодатко. - Славянск: СГПУ, 2010. - 148 с.

Яковлев, Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. - 2016. -№ 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kak-rezultat-modelirovaniya-pedagogicheskogo-protsessa (дата обращения: 11.09.2019).

Арсалиев, Ш.М-Х. Современные подходы к моделированию этнопедагогического пространства [Электронный ресурс] / Ш.М-Х Арсалиев // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сборник научных статей IX международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО В.А. Сластёнина. - Самара: СГСПУ, 2018. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36637002 (дата обращения: 02.11.2020).

Горбунова, Н.В. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях: научно-исследовательские модели [Электронный ресурс] / Н.В. Горбунова // Педагогический вестник. - 2020. - № 12. - URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=42408244 (дата обращения: 02.11.2020).

Глузман, Н.А. Модель подготовки будущего учителя начальной школы к работе с математически одаренными школьниками [Электронный ресурс] / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35688857 (дата обращения: 02.11.2020).

Шевченко, М.С. Профессиональная подготовка студентов-филологов педагогического вуза: методологические подходы [Текст] / М.С. Шевченко // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2018. - Т.4. - № 3. - С. 150-160.

129PDMN620

https:// mir-nauki. com

Shevchenko Maria Sergeevna

Sevastopol state university, Sevastopol, Russia E-mail: sggu_kpp@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=836706

Model of the linguistic personality development in the process of the professional training of students-philologists

Abstract. The author has developed and theoretically substantiated the structural and functional model of language personality development in the process of professional training of students philologists. The article presents the structured model that includes target, theoretical and methodological, procedural and substantive, evaluative and effective blocks. Each block of this model is presented in detail.

The article describes a set of approaches (competence-based, system-based, personality-oriented, communicative-activity-based, interdisciplinary) and principles (system-based, professionally-oriented orientation, complexity, continuity, continuity, integration and interdisciplinary connections, communicative orientation). This model provides four stages of language personality development of students-philologists: motivational-value, communicative-productive, professional-activity and effective-evaluation.

The author defines the pedagogical conditions of development of language personality of students-philologists: the formation of motivation philologists to improve practically important skills and activities; introduction in educational process of special courses "Workshop on development of speech culture of the teacher", "Practicum professionally-oriented communication"; integration of active and interactive teaching methods in the process of language personality development; the inclusion of students in professionally-oriented activities; self-monitoring and reflection of the results of their educational activities.

The paper highlights the structural components of the language personality of students-philologists: cognitive, motivational-value, emotional, behavioral. The criteria and indicators that allow us to assess the level of formation of components of the language personality of students-philologists are described. The author has selected a diagnostic device for assessing the formation of components of the language personality of students-philologists. It is concluded that the proposed structural and functional model allows us to present the language personality development of students-philologists as an integral pedagogical process, and it is also planned to test the model in order to identify its effectiveness in the process of professional training of students of Philology.

Keywords: modeling; structural-functional model; students-philologists; components of the language personality; stages of language personality development; pedagogical conditions; diagnostic tools

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.