УДК 378.2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Н.В. Агеенко1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в области журналистики. Отмечено, в современных условиях необходимо развитие духовно богатой личности, обладающей творческим потенциалом, высокой профессиональной культурой, нравственностью. Автором приводятся результаты проведенного исследования по формированию готовности будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Выявлена и обоснована необходимость использования иностранного языка как средства развития показателей компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности. Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод. В ходе анализа концепции трехуровневого устройства языковой личности определена корреляция с тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что отражает характер деятельности журналиста и тесно связано с ее функциями.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, журналистика, кейс-метод, языковая личность, личностные особенности, речевое поведение, перцепция, иностранный язык.
Социально-экономические перемены, происходящие в стране, расширение задач средств массовой информации в условиях построения демократического государства обусловили необходимость научно-теоретического анализа содержания и методов формирования духовно-нравственной личности, обусловленных тенденциями профессионального образования.
В процессе исследования был проведен сравнительный анализ мировых, региональных и внутривузовских тенденций, что позволило выделить их совокупность для уточнения направлений в развитии журналистского образования: гуманизация процесса профессиональной подготовки и гуманитаризация, резуль-
1 Наталия Владимировна Агеенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
тат которых выражается приемами межличностного взаимодействия на основе признания ценности личности; непрерывность и многоуровневость для обеспечения условий творческого раскрытия в профессиональной сфере; модернизация средств профессиональной подготовки на основе компьютеризации образовательного процесса, приближенного к условиям профессиональной деятельности; регионализация, учитывающая потребности конкретного региона в журналистах для различных учреждений массовой информации.
Потребовалось выявление специфики журналистской деятельности, что нашло выражение в предмете познания как начальной стадии творческого процесса, в предмете деятельности - журналистском тексте, несущем фактологический материал и его авторскую оценку, в инструменте деятельности, предстающем связью профессиональной деятельности журналиста и морали. Это позволило выявить и раскрыть особенности деятельности журналиста (полифункциональность, интегративность, ситуативность). Полифункциональность выражается совокупностью функций журналиста (ценностно-ориентировочная, культу-роформирующая, познавательная, регулятивно-преобразующая, коммуникативная); интегративность - совокупностью видов деятельности (организация, моделирование, редактирование, творчество); ситуативность стимулирует к принятию этического решения в каждой конкретной жизненной ситуации, ставшей предметом изучения и литературного представления.
В ходе исследования обнаружено, что проблема профессиональной подготовки будущих журналистов на современном этапе недостаточно разработана и требует дальнейшего ее изучения в силу сложности этого вида деятельности. Потребовалось расширение понятия «готовность» в содержательном аспекте до «готовности к соблюдению норм профессиональной этики», которая рассматривается нами в качестве цели профессиональной подготовки студентов - будущих журналистов. Как интегративное свойство личности, готовность к соблюдению норм профессиональной этики системообразует компоненты: ценностно-мотивационный - ценностные ориентиры, профессиональная направленность (норма отношения); когнитивный - знание функций журналиста и специфики журналистской деятельности (норма знания); эмоционально-волевой - умение управлять ситуацией, проявляя ответственность за достоверность представляемой информации; рефлексивный - способности к анализу профессиональных ситуаций, прогнозированию собственных действий и действий социума, оценке результата деятельности (норма поведения).
Процесс подготовки к журналистской деятельности требует организации целостной культурной среды, что определило необходимость формирования готовности студентов - будущих журналистов в пространстве культуры, а именно
в сферах духовных ценностей, науки. Поскольку культура отражается в языке, предположили о наличии возможностей развития показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики в процессе изучения иностранного языка, контекстность освоения которого способствует осознанию специфики журналистской деятельности, а виды речевой деятельности направляются на выработку показателей компонентов готовности, активизируя процесс формирования нормы знания, нормы отношения, нормы поведения будущего журналиста.
По результатам констатирующего эксперимента была выявлена недостаточная сформированость компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, что подтвердило необходимость внесения изменений в иноязычное образование студентов -будущих журналистов, создания системы, обеспечивающей развитие готовности к соблюдению норм профессиональной этики.
При разработке содержательного элемента системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики опора делалась на культурологический, полевой и контекстный подходы; организационного элемента - на личностно-ориентированный, пространственный, этико-педагогический подходы, что способствовало развитию показателей компонентов готовности студентов -будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, поскольку отбор средств осуществлялся с учетом структурно-содержательных характеристик основного понятия.
Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод как специфическая разновидность аналитической технологии, способствующая решению педагогических задач в ходе исследовательского процесса и аналитических процедур. Как технология коллективного обучения он интегрирует технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, способствует формированию у студентов этического и ценностного отношения к миру, другим людям и к самим себе. В сложную систему кейс-метода включены: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговая атака», дискуссия. Эти процедуры существенно обогащают, расширяют образовательный потенциал: формируются навыки системного описания, развиваются способности отделения существенного от несущественного, представления собственной трактовки и собственной оценки фактов, предположений, умолчаний, что предполагает выражение ценностного и оценочного
суждения о событиях и людях, описываемых в кейсе. Проблемный подход к действительности, предполагающий реализацию в деятельности способности к ценностному и этическому разрешению проблем, позволяет студентам проигрывать роли участников кейса, что является специфической формой их социализации, обретения жизненного опыта, знаний, навыков, способов взаимодействия. Доказано, что дискуссии учат студентов взаимодействию в микрогруппе, способствуют овладению этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективной деятельности, развивают умения аргументированно отстаивать свою точку зрения без нанесения морального вреда оппоненту по дискуссии.
Формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации спроектированной системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, проходил на базе Самарского государственного университета. Его результаты подтвердили эффективность спроектированной системы, что выразилось положительной динамикой показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики и усилением их взаимосвязи.
В ходе формирующего эксперимента на основе сравнения его результатов с материалами констатирующего эксперимента определялись доминирующие показатели в каждом компоненте. Так, доминирующим показателем в когнитивном компоненте является «знание функций деятельности журналиста»; в ценностно-мотивационном - «потребность в соблюдении норм речевого поведения»; в эмоционально-волевом - «умение вести дискуссию»; в рефлексивном - «способность к принятию этических решений», что свидетельствует об эффективности разработанной системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, о возможностях иностранного языка в решении задач профессионализации студентов.
Для целостного представления о сформированности компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики были подвергнуты корреляционному анализу связи между ними с помощью коэффициента корреляции Пирсона ^айБйса). Направление корреляционной связи между компонентами готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики определялось по знаку корреляции: положительный знак - связь прямая (при изменении одной переменной происходит равномерное изменение другой); отрицательный -связь обратная (с изменением значения одной переменной происходит изменение другой на обратное). Сила связи определялась по абсолютной величине корреляции (от 0 до 1). Анализ полученных материалов проводится по матрицам данных констатирующего и формирующего экспериментов. Полученная корреляционная матрица с указанными р-уровнями значимости (по критерию Стьюдента) представлена на рисунке.
Когнитивный компонент Ценностно-мотивационный
компонент
Эмоционально-волевой компонент Рефлексивный компонент
Корреляционная плеяда:
1. Знание норм профессиональной этики журналистов
2. Знание функций деятельности журналиста
3. Знание норм речевого поведения
4. Знание этикета, социокультурного фона ситуации
5. Знание специфики деятельности журналистов
6. Интерес к деятельности журналиста
7. Потребность в соблюдении норм профессиональной этики журналистов
8. Интерес к знанию функций журналистов
9. Потребность в соблюдении норм речевого общения
10. Потребность в самосовершенствовании
11. Умение контролировать эмоции
12. Умение избегать конфликтных ситуаций
13. Умение расположить к себе человека
14. Умение создавать положительное психологическое состояние
15. Умение вести дискуссию
16. Способность к анализу и самоанализу
17. Способность к оценке ситуации и выявлению проблемы
18. Способность к осуществлению выбора из возможных решений
19. Способность к принятию этических решений
20. Способность внести коррективы в деятельность
21. Удовлетворенность получением знаний о будущей профессиональной деятельности
22. Ориентация на деятельность журналиста
23. Развитие способностей к деятельности журналиста
Анализ корреляционных матриц по результатам констатирующего и формирующего экспериментов показал тесную взаимосвязь между показателями внутри компонентов. В когнитивном компоненте сильные связи наблюдаются между показателями «знание норм профессиональной этики журналистов» (1), «знание норм речевого поведения» (3), «знание специфики деятельности журналистов» (5), что указывает на сформированность норм знаний у будущих журналистов средствами иностранного языка. В ценност-но-мотивационном компоненте - между «интересом к деятельности журналиста» (6), «ориентацией на деятельность журналиста» (22), «интересом к знанию функций журналистов» (8), что объясняется направленностью студентов на соблюдение норм отношений; в эмоционально-волевом - между «умением расположить к себе человека» (13), «умением создавать положительное психологическое состояние» (14), «умением вести дискуссию» (15); в рефлексивном - между «способностью к оценке ситуации и выявлению проблемы» (17), «способностью осуществлять выбор из возможных решений» (18), что свидетельствует о сформированности речевых норм поведения.
Таким образом, в результате экспериментальной работы, направленной на развитие показателей готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, выявилась тесная взаимосвязь компонентов готовности, гармоничное развитие их показателей, а наиболее значимые корреляционные связи показал рефлексивный компонент, что свидетельствует об усилении его роли в структуре готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики.
Современная парадигма профессионального образования, целью которого становится развитие нравственных ориентиров, ответственности за принятие решения в конкретной ситуации, выражается стратегией образования в контексте культуры. Культурологический подход к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики реализуется с помощью содержания курса иностранного языка, представляющего культурные практики личности в различных сферах жизнедеятельности. Обладая развивающим, профессионально обогащающим потенциалом, иностранный язык представляет дополнительный ресурс формирования профессионально значимых свойств у студентов - будущих журналистов.
Контекстный подход к профессиональной подготовке позволяет моделировать предметное и социальное содержание профессионального труда, что создает возможности для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Таким образом, средства иностранного языка позволяют реализовать модель динамического движения от учебной деятельности к профессиональной, что и было доказано в ходе формирующего эксперимента.
Поиск способов решения профессиональных ситуаций, связанных с осуществлением морального выбора, потребовал применения личностно-ориентированного подхода к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, позволяющего создавать пространство выбора для принятия решения. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку в ходе опытно-экспериментальной работы позволяло учитывать личностные особенности студентов, включать их в профессиональные ситуации - тем самым обеспечивались условия для самореализации, что соответствовало тенденции гуманизации профессиональной подготовки журналистов. Методическая основа системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, представленная кейс-методом, содержала проблемы журналистской деятельности и способы их решения в условиях имитации профессиональной сферы.
Экспериментальная работа проводилась в Самарском государственном университете и направлялась на разработку и апробацию системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Результаты опытно-экспериментальной работы дали положительную динамику показателей в когнитивном (8,8 %), ценностно-мотивационном (7,1 %), эмоционально-волевом (13,8 %), рефлексивном (14 %) компонентах, что свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Методом корреляционного анализа была подтверждена правомерность выделения показателей в структуре компонентов, их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделены факторы эффективной профессиональной подготовки студентов - будущих журналистов: фактор нормы знания, фактор нормы отношения, фактор нормы поведения.
Сравнение данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, подтвердило гипотетическое предположение: иностранный язык является значимым средством формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, что выражается позитивными изменениями в ценностно-мотивационном, когнитивном, эмоционально-волевом и рефлексивном компонентах.
Таким образом, доказательством эффективности системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики будет количественный рост показателей компонентов готовности будущих журналистов, усиление их взаимосвязи, что свидетельствует о повышении интереса к журналистской деятельности, развитии по-
требности к соблюдению норм профессиональной этики, норм речевого поведения, выработке способностей к самоанализу, оценке ситуации, принятию этических решений. Выполненное нами исследование проблемы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики вносит определенный вклад в решение задач профессиональной подготовки будущих журналистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бережная Т.М., Яковлева В.А. Некоторые особенности современной нормы публицистического стиля // Проблемное описание и преподавание романо-германских языков (семантика и структура слов, предложения и текста): Межвузовский сборник научных трудов. - Нальчик, 2012. - С. 128-135.
2. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 496 с.
3. Козина Е. Средства массовой коммуникации и общения. Феномен заимствования речевых оборотов из средств массовой информации // Журналистика и коммуникативные способности личности: Сб. научных статей. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2010. - С. 29-37.
4. Крутская С.В., Нуртдинова Л.Р. Критерии отбора текстов в курсе иностранного языка для магистерской подготовки согласно требованиям ФГОС ВПО // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 98-103.
5. Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методологические рекомендации. - М.: НВИ Тезаурус, 2003. - 62 с.
6. Обнорская М.Е. К проблеме нормы в языке и стиле // Стиль и контекст. - Л.: ЛГПИ, 2000. - С. 46-56.
7. Рыбкина А.А. Роль языковых навыков в системе развития академической мобильности / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. - М.-Челябинск, 2013. - Ч. II. - С. 260-264.
8. СенкевичМ.П. Культура радио и телевизионной речи. - М.: Высшая школа, 1997.
- 96 с.
9. Халеева И.И. Понимание иноязычного устного текста как аспект межкультурной коммуникации // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17-21.Х.89. - М.: РЕМА, МГЛУ, 2002. - С. 120-127.
10. Black J., Вryant J. Introduction to Mass Communication. - 3rd Ed. Dubuque, Iowa: Brown and Benchmark, 1992. - p. 580.
11. Christians, Clifford G., et al. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning. White Plains.
- NY: Longman Publishing Group, 1995. - p. 294.
12. Dudley-Evans A., St. Johns M.J. Developments in English for Specific Purposes. Cambridge University Press. - 1998.
13. Gonzalez Julia and Robert Wagenaar, eds. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report - Pilot Project Phase. Groningen and Bilbao, 2003. - 366 pp.
Поступила в редакцию 10.05.16; в окончательном варианте 25.05.16
UDC 378.2
RESULTS OF RESEARCH ON THE FORMATION OF STUDENTS READINESS TO KEEP THE PROFESSIONAL ETHICS
N. V. Ageyenko1
Samara State Technical University
244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100
E-mail: адрес [email protected]
The article deals with the problem of training qualified specialists in journalism. It is noted, in the present conditions of development of society it is necessary to develop spiritually rich personality possessing creativity, high professional culture, morality. The author presents the results of the research on the formation of readiness of future journalists to abide by professional ethics. It is revealed the necessity of the use of a foreign language as a mean of development indicators of readiness of students to professional work components. Analyzing the concept of a three-tier structure of linguistic personality, it is defined as the correlation between the three types of communication needs as well as the three sides of the communication process - communicative, interactive and perceptive, reflecting the nature of activities of a journalist and is closely related to its functions. The article suggests the algorithm formation of professionally significant qualities of students in different activities.
Keywords: professional activity, journalism, creativity, linguistic personality, individual characteristics of person, verbal behavior, perception, foreign language.
REFERENCES
1. Berezhnaya T.M., Yakovleva V.A. Nekotorie osobennosti sovremennoy normi publi-cisticheskogo stilya [Some features of the modern norms of journalistic style] // Prob-lemnoye opisaniye i prepodavaniye romano-germanskih yazikov (simantika i structura slov, predlozheniy, teksta). Interuniversity collection of scientific papers. - Nalchik, 2012. - p. 128-135.
2. Kim M.N. Zhyrnalistika: metodologiya professionalnogo tvorchestva [Journalism: methodology of professional creativity]. - SPb: Publishing house Mikhailov V.A., 2004. - 496 p.
1 Natalia V. Ageyenko, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.
3. Kozina E. Sredstva massovoy kommunikatsii i obshcheniya. Phenomen zaimstvo-vaniya rechevih oborotov iz sredstv massovoy informatsii [Mass media and communication. The phenomenon of borrowing of speech speed from the media] // Zhyrnal-istika i kommunikativniye osobennosti lichnosti. Journalism and communication skills of the person: Collected articles. - Biysk: SIC BiGPI, 2010. - p. 29-37.
4. Krutskaya S.V., Nurtdinova L.R. Kriterii otbora tekstov v kurse inostrannogo yazika dlya magisterskoj podgotovki soglasno trebovaniyam FGOS VPO [Recommended Types of Texts for Bachelor Degree Foreign Language Syllabus on the Basis of Russian State Standards for Higher Vocational Education] // Vestnik Samarskogo Gosu-darstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2014. No. 3(23). - 98-103 pp.
5. Minina N.M. Programma obucheniya aktivnomu vladeniyu inostrannim yazikom styden-tov neyazikovih spetsialnostey I metodologicheskiye rekomendatsii [Training program to active knowledge of foreign languages of students of not language specialties and methodological recommendations]. - Moscow: NVI Thesaurus, 2003. - 62 p.
6. Obnorskaya M.E. K probleme normi v yazike I stile [On the problem of standards in language and style] // style and context. - L.: LGPI, 2000. - p. 46-56.
7. Rybkina A.A. Rol yazikovih navikov v sisteme razvitia akademicheskoy mobilnosti [The role of language skills in the system of academic mobility / integration methodology (scientific methodology) operation and advanced training system]. Moscow -Chelyabinsk, 2013. - Part II. - p. 260-264.
8. Senkevich M.P. Kultura radio i televizionnoy rechi [Culture radio and television speech]. - Moscow: Higher School, 2007. - pp. 96.
9. Khaleeva I.I. Ponimaniye inoyazichnogo ustnogo teksta kak aspect mezhkulturnoy kommunikatsii [Understanding a foreign language spoken text as an aspect of intercultural communication]. Proc.: Looking into the future. The first Soviet-American Symposium on theoretical problems of teaching and learning of foreign languages. 17-21X89. - Moscow: REMA, Moscow State Linguistic University, 2002. - pp. 120-127.
10. Black Jay and Bryant J. Introduction to Mass Communication. - 3rd Ed. Dubuque, Iowa: Brown and Benchmark, 1992. - p. 580.
11. Christians, Clifford G., et al. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning. White Plains. - NY: Longman Publishing Group, 1995. - p. 294.
12. Dudley-Evans A., St. Johns M.J. Developments in English for Specific Purposes. Cambridge University Press, 1998.
13. Gonzalez Julia and Robert Wagenaar, eds. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report - Pilot Project Phase. Groningen and Bilbao, 2003. -366 pp.
Original article submitted 10.05.16; revision submitted 25.05.16