Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ЭКОНОМИСТАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ЭКОНОМИСТАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Максим Русланович, Ожиганова Мария Владимировна

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования методологии преподавания правовых дисциплин для студентов экономических направлений и важностью дальнейшей разработки оптимального сочетания различных педагогических практик и методов в данном процессе. Особую роль здесь играет совмещение дистанционных и классических технологий обучения. События 2020-2021 гг., связанные с пандемией и массовым переходом вузов и школ на обучение в дистанционном формате, показали всю важность совершенствования данного вида обучения. Цель статьи - выявить наиболее эффективное сочетание педагогических практик и методов преподавания студентам-экономистам юридических дисциплин как непрофильных. Методология. Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический анализ методов и форм преподавания правовых дисциплин студентам-экономистам в российских вузах. Также применяются методы сравнительно-педагогический и системности. Результаты. В работе проведен анализ возможностей использования различных технологий обучения в преподавании правовых дисциплин для студентов экономических направлений подготовки; выявлены ключевые проблемные вопросы, возникающие при изучении будущими экономистами правовых дисциплин; выработаны рекомендации по улучшению подготовки студентов экономических специальностей. Заключение. Авторы статьи считают, что для более эффективного усвоения студентами-экономистами правовых знаний необходим дифференцированный подход, предполагающий различную подачу материала обучающимся, имеющим практический опыт работы в финансово-экономической сфере (как правило, это студенты заочной формы обучения) и без опыта работы (студенты дневного отделения). Важно активно применять методы проблемного обучения, правовые игры, анализ казусов, решения правовых кейсов, а также, взаимодополняя, сочетать традиционные и дистанционные технологии, активные и интерактивные методы обучения. Представляется необходимым проведение итоговой аттестации по правовым дисциплинам по совокупности выполненных студентом заданий (включая его активную работу на семинарах), что позволяет говорить о сформированности предусмотренных учебной программой компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москаленко Максим Русланович, Ожиганова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF TEACHING LEGAL DISCIPLINESTO FUTURE ECONOMISTS IN HIGHER EDUCATION

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the need to improve the methodology of teaching legal disciplines for students in economic fields and the importance of further development of the optimal combination of various pedagogical practices and methods in this process. An important role here is played by the combination of distance and classical learning technologies. The events of 2020-21 connected with the pandemic and the massive transition of universities and schools to distance learning have shown the importance of improving this type of learning. The purpose of the article is to identify the most effective combination of pedagogical practices and methods in teaching legal disciplines as a non-core subject for students of economics. Methodology. The leading method for the study of this problem is the pedagogical analysis of methods and forms of teaching legal disciplines to students of economics in Russian universities. Comparative pedagogical and systematic methods are also used. Results. The paper analyzes the possibilities of using various teaching technologies in teaching legal disciplines for students of economic training; key problematic issues that arise when future economists study legal disciplines are identified; recommendations for improving the training of students of economic specialties were developed. Conclusion. The authors of the article believe that a differentiated approach is necessary for more effective assimilation of legal knowledge, which implies different material presentation to the students who have practical work experience in financial and economic sphere (external student), and without work experience (full-time students). It is important to actively use methods of problem learning, legal games, analysis of incidents, solving legal cases, as well as a complementary combination of traditional and distance technologies, active and interactive teaching methods. It seems necessary to conduct a final certification in legal disciplines based on the totality of tasks completed by a student (including active work at seminars), which allows us to speak about the formation of the competencies provided by the curriculum.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ЭКОНОМИСТАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

studentov IT-special'nostej[The experience of university cooperation with companies in the preparation of students of IT specialties]. Teaching information technologies in the Russian Federation. Proceedings of the Fourteenth Open All-Russian Conference. Moscow, 2016, pp. 166-168. (In Russian).

4. Mandrik P. A., Markov S. V. Akademicheskie programmy vedushchih it-vendorov kak osnova sozdaniya sovremennoj innovacionnojobrazovatel'nojsredy po informacionnym tekhnologiyam [Academic programs of leading IT vendors as a basis for creating a modern innovative educational environment in information technology]. Informatization of education -2012: pedagogical foundations of the development and use of electronic educational resources. Proceedings of the International Scientific Conference, 2012, pp. 272-275. (In Russian).

5. Mandrik P. A., Markov S. V. Vozmozhnosti primeneniya akademi-cheskih programmy IT-vendorov v vuzovskih centrah kompetencij pri sozdanii sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [The possibilities of applying academic programs of IT vendors in university competence centers in creating a modern information and educational environment]. International Congress on Informatics: Information Systems and Technologies. Proceedings of the International Scientific Congress. Minsk, 2011, pp. 387-390. (In Russian).

6. Markov S. V., Malyugin V. I., Sirenko S. N. Akademicheskie programmy vedushchih IT-vendorov kak osnova sozdaniya innovacionnyh uchebnyh kursov dlya formirovaniya u studentov krossplatformennyh IT-kompetencij [Academic programs of leading IT vendors as a basis for creating innovative training courses for the formation of cross-platform IT competencies among students]. Informatization of education - 2014: pedagogical aspects of the creation and functioning of a virtual educational environment. Proceedings of the International Scientific Conference. Minsk, 2014, pp. 275-278. (In Russian).

7. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Davletkireeva L. Z. For mirovanie kompetencij specialista v oblasti informacionnyh sistem s privlecheniem vendorov [Formation of competencies of a specialist in the field of information systems with the involvement of vendors]. Applied Informatics, 2013, no. 2 (44), pp. 049-056. (In Russian).

8. Nisina T. V., Filippovich A. Yu. Vuzam i vendoram - po puti [To universities and vendors - on the way]. Quality of Education, 2009, no. 5, pp. 10-15. (In Russian).

9. Ponachugin A. V. Vendornoe obrazovanie kak novaya forma uchebnogo processa [Vendor training as new educational product]. Vestnikof Minin University, 2016, no. 2 (15). (In Russian).

10. Samokhvalov A. V., Bazhenov A. I. Sotrudnichestvo setevoj akademii Cisco i Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta v podgotovke specialistov-informatikov [Cooperation of the Cisco Network Academy and Tambov State University in the training of computer scientists]. Psychological and Pedagogical Journal Gaudeamus, 2014, no. 2 (24), pp. 214. (In Russian).

11. Cisco Network Academy. Courses on Cybersecurity. Available at: https://www.netacad.com/courses/security (accessed 25.10.2021). (In English).

12. Solodjannikov A. V., Morozova A. S. Sistema podgotovki specialistov i povyshenie kvalifikacii v sfere informacionnoj bezopasnosti v zarubezhnyh stranah [System of training of specialists and professional development in the sphere of information security in foreign countries]. Fundamental and Applied Research in the modern World, 2013, vol. 3, no. 4, pp. 149-154. (In Russian).

13. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, 2002, 488 p. (In Russian).

14. Filippova K. A. Formirovanie samoocenki u studentov gumanitarnogo vuza v uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Formation of self-esteem among students of a humanitarian university in educational and professional activities]. Ph. D. thesis. Moscow, 2012, 168 p. (In Russian).

15. Filippovich A. Yu., Turilin A. Sistema integracii obrazovatel'nyh resursov IKT-vendorov v osnovnye i dopolnitel'nye obrazovatel'nye programmy vuzov [System of integration of educational resources of ICT vendors into the main and additional educational programs of universities]. Quality of Education, 2011, no. 5, pp. 52-58. (In Russian).

16. Shiryaeva E. V. Ispol'zovanie vozmozhnostejakademicheskih podpisok ot vedushchih vendorov PO v processe podgotovki budushchih IT-specialistov [Using the opportunities of academic subscriptions from leading software vendors in the process of training future IT specialists]. Value-humanitarian paradigm of the formation of a new generation of specialists in the conditions of the development of the digital environment. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Volgograd, 2019, pp. 344-348. (In Russian).

17. Gashi E., Geci M. Measuring efficiency of online courses in improving learning framework. UBT International Conference, 2018, no. 204. Available at: https://knowledgecenter.ubt-uni. net/conference/2018/all-events/204 (accessed 25.10.2021). (In English).

УДК/UDC 378.147 М. Р. Москаленко, М. В. Ожиганова

DOI 10.54509/22203036_2021_4_101

M. Moskalenko, M. Ozhiganova

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ЭКОНОМИСТАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

PARTICULARITIES OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES TO FUTURE ECONOMISTS IN HIGHER EDUCATION

Введение. Актуальность исследуемой проблемы студентов экономических направлений и важностью обусловлена необходимостью совершенствования дальнейшей разработки оптимального сочетания раз-методологии преподавания правовых дисциплин для личных педагогических практик и методов в данном

процессе. Особую роль здесь играет совмещение дистанционных и классических технологий обучения. События 2020-2021 гг., связанные с пандемией и массовым переходом вузов и школ на обучение в дистанционном формате, показали всю важность совершенствования данного вида обучения.

Цель статьи - выявить наиболее эффективное сочетание педагогических практик и методов преподавания студентам-экономистам юридических дисциплин как непрофильных.

Методология. Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический анализ методов и форм преподавания правовых дисциплин студентам-экономистам в российских вузах. Также применяются методы сравнительно-педагогический и системности.

Результаты. В работе проведен анализ возможностей использования различных технологий обучения в преподавании правовых дисциплин для студентов экономических направлений подготовки; выявлены ключевые проблемные вопросы, возникающие при изучении будущими экономистами правовых дисциплин; выработаны рекомендации по улучшению подготовки студентов экономических специальностей.

Заключение. Авторы статьи считают, что для более эффективного усвоения студентами-экономистами правовых знаний необходим дифференцированный подход, предполагающий различную подачу материала обучающимся, имеющим практический опыт работы в финансово-экономической сфере (как правило, это студенты заочной формы обучения) и без опыта работы (студенты дневного отделения). Важно активно применять методы проблемного обучения, правовые игры, анализ казусов, решения правовых кейсов, а также, взаимодопол-няя, сочетать традиционные и дистанционные технологии, активные и интерактивные методы обучения. Представляется необходимым проведение итоговой аттестации по правовым дисциплинам по совокупности выполненных студентом заданий (включая его активную работу на семинарах), что позволяет говорить о сформированности предусмотренных учебной программой компетенций.

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the need to improve the methodology of teaching legal disciplines for students in economic fields and the importance of further development of the optimal combination of various pedagogical practices and methods in this process. An important role here is played by the combination of distance and classical learning technologies. The

events of 2020-21 connected with the pandemic and the massive transition of universities and schools to distance learning have shown the importance of improving this type of learning.

The purpose of the article is to identify the most effective combination of pedagogical practices and methods in teaching legal disciplines as a non-core subject for students of economics.

Methodology. The leading method for the study of this problem is the pedagogical analysis of methods and forms of teaching legal disciplines to students of economics in Russian universities. Comparative pedagogical and systematic methods are also used.

Results. The paper analyzes the possibilities of using various teaching technologies in teaching legal disciplines for students of economic training; key problematic issues that arise when future economists study legal disciplines are identified; recommendations for improving the training of students of economic specialties were developed.

Conclusion. The authors of the article believe that a differentiated approach is necessary for more effective assimilation of legal knowledge, which implies different material presentation to the students who have practical work experience in financial and economic sphere (external student), and without work experience (full-time students). It is important to actively use methods of problem learning, legal games, analysis of incidents, solving legal cases, as well as a complementary combination of traditional and distance technologies, active and interactive teaching methods. It seems necessary to conduct a final certification in legal disciplines based on the totality of tasks completed by a student (including active work at seminars), which allows us to speak about the formation of the competencies provided by the curriculum.

Ключевые слова: подготовка экономистов, методика обучения праву, юридическая педагогика, право, экономика.

Keywords: training of economists, law teaching methodology, law pedagogy, law, economy.

Введение

Вопросы улучшения качества подготовки студентов-экономистов всегда имели большую актуальность и научно-практическую значимость. Сама профессия экономиста предполагает высокую социальную ответственность и необходимость тщательно рассчитывать результаты действий в кратко-, средне-и долгосрочной перспективе, поскольку непродуманные экономические решения чреваты серьезными убытками и дезорганизацией хозяйственной жизни.

Это накладывает высокие требования к представителям данной профессии, касающиеся, в частности, и их правовых знаний.

Правовые дисциплины играют особую роль в подготовке студентов экономических направлений, поскольку экономика и право находятся в теснейшей взаимосвязи, которая проявляется в повседневной деятельности как экономистов, так и юристов. Многие работодатели (как государство, так и частный бизнес) хотят получить компетентного специалиста, досконально знающего свой предмет, в том числе и специфику применения текущего законодательства в своей профессиональной деятельности. Возрастают требования к качеству формируемых компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций с учетом региональных особенностей [10, с. 62]. Между тем в ФГОС по экономическим направлениям подготовки предусмотрено сравнительно небольшое количество часов для изучения правовых дисциплин, и перед преподавателем возникает непростой вопрос: как значительный объем информации уложить в достаточно ограниченные рамки учебного процесса?

Цель статьи - выявить наиболее эффективное сочетание педагогических практик и методов в преподавании юридических дисциплин как непрофильных для студентов-экономистов.

Методология

Ведущим методом исследования данной проблемы является педагогический анализ методов и форм преподавания правовых дисциплин студентам-экономистам в российских вузах.

Также применяются следующие методы:

1. Сравнительный анализ применения дистанционных и классических технологий обучения в преподавании правовых дисциплин и выявление наиболее эффективного их сочетания для различных категорий обучающихся.

2. Сравнительно-педагогический, позволяющий выявить проблемные аспекты в преподавании правовых дисциплин, установить взаимосвязь между применением различных технологий и форм преподавания и повышением эффективности усвоения материала учащимися.

3. Системности, позволяющий выявить взаимосвязь правовой подготовки экономистов со спецификой задач, которые им придется решать в своей профессиональной практической деятельности с учетом развития как современной российской экономики в целом, так и особенностей конкретных регионов.

Результаты

При усвоении студентами экономических направлений подготовки правовых курсов возникают следующие проблемные вопросы:

1. Студенты неюридических направлений подготовки зачастую имеют нечеткие и обрывочные знания относительно базовых правовых основ, без понимания которых невозможно полноценно изучить любую из правовых отраслей [3, с. 60-61]. В задачу преподавателя входит доступно и сжато объяснить основные юридические термины и категории.

2. На лекционных занятиях преподавателю достаточно сложно оценить степень понимания студентами изложенного материала, усвоение которого требует выполнения домашних заданий и работы на практических занятиях.

3. Многоаспектность и широта теоретических знаний по различным отраслям права и практики правоприменения законодательства, которые необходимо изучить в ограниченный объем учебного времени. Так, например, финансовое право для экономистов многоаспектно и не имеет единого кодифицированного источника; четкая иерархия норм финансового права отсутствует [11]. Студентам предстоит выучить большое количество правовых норм из различных отраслей и институтов права; это дополняется тем, что сама юридическая терминология часто сложна для восприятия неспециалистами.

4. Для преподаваемых экономистам отраслей права характерна достаточно быстрая обновляемость законодательной базы. При этом вновь введенные нормы (в налоговом праве), естественно, не имеют апробации судебной практикой [7]. Трудности преподавания экономико-правовых дисциплин определяются значительной изменчивостью законодательства и отставанием учебников от изменений, вносимых в содержание основных институтов права. Учебный материал необходимо постоянно корректировать в свете правовых актов, что практически невозможно [13].

Все это требует, естественно, больших временных затрат преподавателя и его высокой квалификации в двух аспектах: как юриста - знания новелл в законодательстве и судебной практики; как педагога - умения в доступной форме, через соответствующие уровню подготовки аудитории (а он бывает весьма разным) методы доступно изложить сложный и многоаспектный материал. Причем, как показывает практика, далеко не все преподаватели обладают совмещением данных качеств: например, преподавателю, работающему со старшими курсами и маги-

странтами юридических вузов, порой бывает достаточно сложно перестраивать свою манеру объяснения и доступно рассказывать студентам неюридических специальностей основы юридической терминологии и техники.

Данные аспекты накладывают свою специфику на преподавание правовых дисциплин студентам экономических специальностей.

Кроме того, преподаватель должен учитывать, что для студентов дневной и заочной форм обучения необходима различная подача учебного материала. Студенты-заочники, как правило, имеют определенный жизненный и профессиональный опыт, и специфика работы с ними определяет практико-ориенти-рованную модель обучения, опирающуюся на критический анализ теоретических моделей. Создаваемые условия и возможности обучения должны быть ориентированы на осознанный профессиональный и личностный рост обучающихся, которые, как правило, гораздо отчетливее, чем студенты дневного отделения, представляют для себя цели и результаты как обучения в целом, так и изучения конкретной учебной дисциплины.

Одним из проблемных аспектов является то, что обучающиеся имеют различный уровень знаний, умений и владений. Одни лица могут уже иметь значительный опыт работы в экономико-финансовой сфере, и им интересны различные нюансы практического применения законодательства в своей деятельности. Другие только собираются работать в данной области, и их знания о законодательной базе ограничиваются школьным курсом обществознания. Естественно, что для разных категорий обучающихся необходим разноплановый учебный материал и различные методы его подачи.

Как правило, студенты, обладающие большим опытом профессиональной деятельности, наиболее эффективно работают с технологией критического мышления, не принимая на веру теоретические постулаты, находятся в поиске доказательств подтверждения и (или) опровержения соответствующих позиций, что помогает увидеть практическую составляющую правового регулирования различных сфер экономической деятельности.

Те студенты, чья подготовка ограничивается небольшим жизненным опытом и общеобразовательной программой, хорошие результаты показывают при применении технологии проблемного обучения. Под проблемным обучением мы понимаем создание педагогом в образовательном процессе сложной проблемной ситуации, разрешение которой предусма-

тривает активную самостоятельную деятельность самих обучающихся, сопровождающуюся последующей рефлексией, что позволяет осознать значение как теоретического знания, так и необходимость формирования практических навыков, развития аналитического мышления и коммуникативных навыков. Особый интерес вызывает ситуация судебного разрешения споров, где распределяемые роли участников производства позволяют увидеть разноплановость правового спора.

Исходя из опыта авторов данной работы, представляется целесообразным проводить входное тестирование, которое можно организовать до первого занятия, в дистанционном формате, чтобы иметь представление в целом об уровне подготовки группы. По результатам тестирования возможно применение дифференцированного подхода: лекцию проводить в интерактивном формате, предусматривая возможность диалога с аудиторией и ответы на дополнительные вопросы студентов, а, например, во время практических занятий разделить учащихся на микрогруппы и дать каждой материал различного уровня сложности. В плане дифференцированного подхода хорошие возможности дает использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и позволят размещать там разнообразные задания различного уровня сложности, а также применение дистанционных технологий обучения.

В настоящее время активно продолжается поиск оптимального сочетания традиционных и дистанционных технологий обучения.

С одной стороны, широкое применение дистанционных технологий необходимо, например, при работе со студентами заочной формы обучения. С другой стороны, именно у студентов-заочников, часто уже работающих на практике по выбранной специальности, и возникают вопросы практического правоприменения тех или иных нормативно-правовых актов. Данные вопросы часто узкоспециализированы, содержат множество нюансов, и поэтому студентам предпочтительнее обсуждать их в традиционной форме занятия -интерактивной лекции или семинаре, при личном контакте с преподавателем.

Информационно-лекционный способ работы с такой категорией студентов достаточно специфичен в силу регулярного сравнения студентами теоретического материала с практическим опытом профессиональной деятельности. Естественно, что во время занятий должны разбираться конкретные примеры различных ситуаций из практической деятельности экономистов, даваться их правовая оценка (которая

порой бывает далеко не однозначной), анализироваться практика судебных прецедентов и т. д. В данном случае достаточно эффективны методы интерактивной лекции, а также обсуждения примеров из СМИ и деятельности самих студентов на семинарских занятиях.

Традиционные, или классические, технологии обучения зарекомендовали себя достаточно давно. Они позволяют студенту получить фундаментальные знания и приобщиться к самой атмосфере высшей школы (для которой традиционно был характерен дух интеллектуального творчества, «элитарной» культуры, а также культ научного знания и эрудиции), «вживую» пообщаться с интересными преподавателями по самым разнообразным, интересующим его вопросам.

С учетом возрастающей роли самостоятельной подготовки учащихся (в особенности это касается студентов заочной и очно-заочной форм обучения) преподавателю целесообразно использовать интерактивные методы обучения:

1. Опрос в открытой форме с комментариями и исправлениями неточностей, ответы на вопросы студентов, тематические задания (решение конкретных ситуаций с учетом полученных знаний), требующие от студентов коллективной (в микрогруппах) аналитической работы. При проведении семинарских занятий хорошим средством для понимания степени усвоения учебного материала учащимися, наряду с опросами и докладами, будет проведение практических занятий в форме правовой игры, где студентам необходимо решить поставленную перед ними задачу путем применения конкретных правовых норм.

2. В преподавании правовых дисциплин очень интересным методом является проведение деловых, ролевых, дидактических игр [14]; в силу своей специфики подобная форма занятий зачастую требует непосредственного контакта студентов и преподавателя. В литературе отмечается продуктивность использования деловых игр при преподавании правовых дисциплин [2]. Специфической формой деловой или ролевой игры может быть учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства, который позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях [9, с. 156-157]. При этом у студентов вырабатывается развитие навыков применения правовых и экономических знаний в конкретных условиях. Кроме того, у учащихся появляется возможность оценить и попробовать такой вид работы над профессиональным ростом, как участие в деловых играх и тренингах (они предполагают отработку практических

навыков и привлекательны в силу эмоциональной вовлеченности в их участие).

3. Анализ казусов. Основной задачей преподавания правовых дисциплин студентам экономических специальностей является развитие навыков практического применения законодательства. Наиболее удачными представляются задания, основанные на реальной судебной практике. Студент должен иметь представление о порядке анализа и решения казусов [5, с. 89-90]. В основе конкретной ситуации лежит казус, т. е. случай, происшествие. В юридической терминологии «казус» - это любая конкретная ситуация, ставшая предметом исследования юриста. Данный метод обучения достаточно эффективен и формирует у учащихся навыки использования правовых норм в повседневной практической деятельности.

Так, во время занятия проводится разбор проблемной ситуации, связанной, например, с различными нюансами лицензирования деятельности юридических лиц. С одной стороны, преподавателю следует на конкретном примере как можно более детально объяснить применение закона. С другой, он не должен превратиться просто в опытного юрисконсульта, а занятие не перерасти в юридическую консультацию специфического формата. В данном случае хороши следующие методы: ставится проблема; учащиеся предлагают различные правовые варианты решения; делятся на микрогруппы, используя интернет и ЭОР, ищут законодательную базу и случаи судебной практики, юридические прецеденты; выступает каждая группа со своим вариантом и в ходе дискуссии выявляет плюсы и минусы каждого. Роль преподавателя сводится к организации процесса работы в группе в нужном направлении, консультированию по принимаемым решениям с учетом последних изменений в законодательстве и практике его правоприменения.

Традиционные методы работы также позволяют повышать эффективность освоения образовательной программы в условиях ограниченной контактной работы преподавателя со студентами. Достаточно широкий объем практических заданий осваивается самостоятельно, а в условиях непосредственного контакта обсуждаются вопросы, вызвавшие наибольшие трудности в правоприменении, или дискуссионные аспекты. Наибольший интерес вызывают задания, связанные с решением правовых кейсов, основанных на правоприменительной практике, а также анализ текста нормативного акта. При этом тестовые вопросы в качестве знаниевой составляющей дей-

ствующего законодательства могут предлагаться студентам до проведения контактного занятия.

Проведение занятий в интерактивной форме предполагает достаточно высокий уровень подготовки преподавателя, знание им как теоретической базы, так и вопросов правоприменения законодательства с учетом всей совокупности нюансов того или иного дела, судебной практики. Достаточно сложно работать с заочниками, например молодому преподавателю после окончания вуза, поскольку может оказаться, что у ряда студентов гораздо больший опыт практической деятельности, связанный с правоприменением законодательства. В литературе отмечается необходимость постоянного совершенствования преподавателя как организатора деятельности обучающихся [6, с. 87].

Естественно, что специфика преподавания правовых дисциплин для учащихся дневного и заочного отделений должна быть различна.

Теперь рассмотрим дистанционные технологии обучения, которые активно развиваются последние 20 лет, и их роль в учебном процессе крайне высока. Их специфика состоит в применении информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечении опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Кроме того, события 2020-2021 гг., связанные с пандемией и массовым переходом вузов и школ на обучение в дистанционном формате, показали всю важность совершенствования данного вида обучения.

При изучении экономистами правовых дисциплин возможны следующие методы дистанционного обучения:

1. Организация коллективной работы над проблемой в режиме онлайн, например в форме интерактивного практического занятия в режиме вебинара, где у каждого участника есть выход к информационно-правовым системам, что позволяет непосредственно решать правовые задачи и обсуждать позиции сторон. С учетом того, что информационно-правовая система представляет собой базу данных, содержащую тексты законов и подзаконных актов, решений различных государственных органов и судов, образовательный процесс максимально приближается к формированию практического опыта применения правовых норм в условиях конкретной ситуации.

Взаимодействие может быть реализовано в виде форума (асинхронное взаимодействие) и чата (синхронное взаимодействие).

2. Работа с электронным учебным пособием, размещенном в ЭОР, в котором предусмотрены задания

для самостоятельной работы обучающихся с возможностью использования теоретического и справочного материала, а также тестовые задания, выполнение которых обеспечивает переход на следующий этап практического освоения дисциплины.

3. Кейс (case study) как метод обучения предполагает решение конкретных практических примеров (кейсов). Но его отличие от типовых правовых задач в том, что он предусматривает анализ и принятие решения по реальной и (или) возможной правовой проблеме, включающей в себя необходимость принятия нескольких юридически значимых решений, а соответственно, нередко требует групповую работу. Метод позволяет имитировать конкретные ситуации, требующие навыки применения норм права. Подчас кейс содержит несколько взаимосвязанных правовых ситуационных задач, от решения которых зависит итоговый результат. Дискуссионность кейса является его основной характеристикой.

Групповая работа над кейсом может осуществляться в режиме онлайн после предварительной подготовки студентов.

Разработка качественного кейса связана с высоким уровнем трудозатрат преподавателя и предполагает не только теоретическое исследование, но и широкое изучение правоприменительной и судебной практики, должна соответствовать уровню правовой подготовки обучающихся. Требование актуальности и практической значимости становится обязательным, иначе мотивация к разрешению сложной правовой ситуации у студентов будет нулевой. Ряд авторов подчеркивают эффективность кейс-метода в преподавании правовых дисциплин [1].

Одним из самых сложных навыков для неюристов является опыт самостоятельной работы с нормативными актами и судебными решениями. Использование потенциала информационно-правовых систем, например «Консультант Плюс», «Гарант», повышает эффективность самостоятельной работы с учетом доступного простого линейного поиска в системе. В то же время предусмотрен обучающий контент для работы в системе на бесплатной основе, который дает возможность сформировать базовые навыки поиска и работы с документами самостоятельно.

Кроме того, соответствующие информационные ресурсы должны быть подобраны преподавателем и размещены в электронной образовательной среде. Из всего многообразия литературы по правовым аспектам экономической деятельности преподавателем должны отбираться работы, представляющие наибольшую научно-практическую ценность, и реко-

мендоваться студентам. Как отмечалось выше, законодательство достаточно быстро меняется: в ходе законотворческого процесса постоянно применяются новые постановления, комментарии к законам, возникают новые судебные прецеденты и т. д. Поэтому одна из задач преподавателя - обеспечивать актуальность предоставляемого материала.

В электронной образовательной среде хорошо размещать теоретический материал по правовым дисциплинам, всевозможные презентации и видеокурсы, ссылки на документальные фильмы соответствующей тематики (например, рассказы об известных судебных процессах, деятельности правоохранительных органов и т. д.), а также методическую литературу для подготовки к практическим занятиям. Допустимо также проводить часть практических занятий в форме дискуссии, коллоквиума по каким-либо правовым вопросам, а также защиту научно-исследовательских работ студентов (в онлайн-режиме, когда у аудитории и преподавателя есть возможность задать вопросы по теме работы). Дистанционный формат общения также позволяет отвечать на вопросы студентов, проводить контроль знаний в форме тестирования, проверять специально разработанные домашние задания и т. д. При реализации этих условий внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий значительно расширяет дидактические, информационные, методические и технологические возможности педагогической деятельности и способствует повышению результативности образования.

При этом, как предлагает исследователь Ю. Д. Казанчев, для повышения эффективности обучения следует посредством организации междисциплинарных связей наполнить содержание таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и ряд других, нормативно-правовым материалом и добиться в ходе их преподавания овладения обучающимися соответствующими компетенциями правовой направленности [4, с. 849-850].

Авторам статьи представляется, что значительная часть лекционных и практических занятий в интерактивной форме допустима в дистанционном формате: выступление с сообщением на дискуссии или коллоквиуме; письменные ответы на проблемные вопросы; составление, решение и обсуждение педагогических и правовых задач. Для этого необходимо, чтобы студенты могли ознакомиться с различными учебно-методическими материалами в электронной среде. Ролевые и деловые игры, естественно, про-

водятся в очном формате, а подготовка к ним, включающая в себя знакомство с учебным материалом, постановку целей и задач, поиск прецедентов (если речь идет, например, об учебном суде), вполне может вестись учащимися в электронной образовательной среде.

Отдельного внимания заслуживают вопросы итогового контроля правовых знаний учащихся. При аттестации студентов по праву следует достаточно осторожно подходить к тестовой форме, популярной в современных вузах. Как справедливо полагают исследователи Н. Н. Косаренко и В. Н. Назаров, в тестах, как правило, «ответ требуется односложный, что не соответствует ходу разрешения спорных отношений в судебном процессе, где, как правило, для правильной оценки правового содержания ситуации необходимо применение нескольких норм» [7, с. 200]. Целесообразнее проводить аттестацию по совокупности выполненных студентом заданий (контрольные работы, участие в коллоквиумах и дискуссиях при обсуждении различных юридических казусов и т. д.). Успешное выполнение заданий позволяет говорить о сформированности предусмотренных учебной программой компетенций. Отметим, что рядом авторов предлагаются интересные разработки по организации и проведению промежуточной аттестации в условиях дистанционного обучения [12], которые также можно использовать и при итоговой аттестации правовых знаний студентов-экономистов.

Заключение

Подводя итоги работы, отметим, что для более эффективного усвоения студентами-экономистами правовых знаний необходимо:

- дифференцированный подход, предполагающий различную подачу материала учащимся, имеющим практический опыт работы в финансово-экономической сфере (как правило, студенты заочной формы обучения) и без опыта работы (в основной массе это студенты дневного отделения);

- активное применение методов проблемного обучения, правовых игр, анализа казусов, решения правовых кейсов;

- взаимодополняющее сочетание традиционных и дистанционных технологий, активных и интерактивных методов обучения;

- проведение итоговой аттестации по правовым дисциплинам по совокупности выполненных студентом заданий (включая активную работу на семинарах), что позволяет говорить о сформированности предусмотренных учебной программой компетенций.

В перспективе для совершенствования правовой подготовки экономистов можно предложить следующее:

во-первых, будущий экономист должен обладать знаниями, умениями, владениями по юридическому сопровождению бизнес-проекта (как для самостоятельного его ведения, так и оценки компетентности юристов, привлекаемых к реализации проекта). Поэтому на занятиях можно обсуждать бизнес-проекты для конкретной территории, их юридическую составляющую и правовые вопросы, которые могут возникнуть при их реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, необходимо уделить повышенное внимание такому теоретическому вопросу, как правовое обеспечение особых экономических зон и инновационных экономических проектов. Эти проекты могут быть связаны с такими актуальными вопросами развития экономики региона, как:

- организация промышленных кластеров;

- использование частных «виртуальных валют» (криптовалют);

- правовое регулирование информационных ресурсов;

- развитие экскурсионного потенциала территории;

- модернизация промышленных предприятий, построенных при СССР, в соответствии с новыми требованиями, технологиями и поиском новых рынков сбыта для их продукции и т. д.

Знакомство с различными аспектами специфики юридического сопровождения данных проектов поможет экономистам в практической деятельности более эффективно взаимодействовать с их коллегами-юристами для решения профессиональных задач по развитию предприятия. Подготовка экономистов к данной деятельности очень актуальна для Урала и Сибири, где часто именно промышленные предприятия являются точками роста территорий. В настоящее время в экономике активно формируется новый технологический уклад, для перехода к которому стране требуется совершить стратегический технический прорыв, что требует хорошо подготовленных специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний и творческим мышлением [8].

В-третьих, нужно более детально разработать технологии разноуровневого обучения по правовым дисциплинам в зависимости от индивидуальных запросов и готовности обучающихся осваивать общие и профессиональные компетенции.

Литература

1. Алямкин С. Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. 2017. № 1 (9). С. 13.

2. Жадан В. Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 200-209.

3. Ионцева С. В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам непрофильных направлений высших учебных заведений // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 60-66.

4. Казанчев Ю. Д. Особенности методики преподавания правовых дисциплин студентам экономических специальностей // Право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности: сб. ст. участников IV Ежегодной междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н. М. / отв. ред. Ю. С. Харитонова. М., 2015. С. 846-852.

5. Ким Е. В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам экономических специальностей // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 4-5. С. 87-94.

6. Коваленко Л. В. Условия совершенствования преподавателя вуза как организатора деятельности обучающегося // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 82-88.

7. Косаренко Н. Н., Назаров В. Н. Особенности преподавания налогово-правовых дисциплин студентам экономических специальностей // Образование и право. 2016. № 2. С. 195-201.

8. Матвеев В. В. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2018. Т. 28, № 3. С. 355-365.

9. Петрова Е. В. К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин // Вестник науки и образования. 2015. № 3 (5). С. 154-158.

10. Сахарова В. И., Трубина И. И. Вектор развития профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 61-66.

11. Сорокина А. И. Особенности преподавания дисциплины «Финансовое право» обучающимся по направлению подготовки бакалавриата «экономика» // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2017. № 11. С. 280-282.

12. Тунева Н. В., Ресенчук А. А. Организация и проведение промежуточной аттестации в условиях дистанционного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 223-228.

13. Хачатурова С. С. Роль справочно-правовых систем в процессе освоения экономико-правовых дисциплин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1208-1210.

14. Шутова В. Н. Опыт применения интерактивных форм и методов в юридическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 171.

References

1. Alyamkin S. N. Primeneniye keys-metoda v prepodavanii pravovykh distsiplin [Application of case method in teaching law disciplines]. World of Science and Education, 2017, no. 1 (9), pp. 13. (In Russian).

2. Zhadan V. N. Opyt primenenija interaktivnyh i innovacionnyh form i metodov obuchenija v prepodavanii juridicheskih disciplin [Experience of interactive and innovative forms and methods of training in teaching legal disciplines]. Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 200-209. (In Russian).

3. lontseva S. V. Osobennosti prepodavanija pravovyh disciplin studentam neprofil'nyh napravlenij vysshih uchebnyh zavedenij

[Features of teaching law disciplines to students of non-legal directions of high]. Values and Meanings, 2017, no. 6 (52), pp. 60-66. (In Russian).

4. Kazanchev Yu. D. Osobennosti metodiki prepodavanija pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej[Features of the methodology of teaching legal disciplines to students of economic specialties]. Law and business: convergence of private and public law in the regulation of entrepreneurial activity. Collection of articles by the participants of the IV Annual International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor N. M. Korshunov. Ed. Yu. S. Kharitonova. Moscow, 2015, pp. 846-852. (In Russian).

5. Kim E. V. Osobennosti prepodavanija pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej [Features of teaching legal disciplines to students of economic specialties]. Bulletin of the Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 2011, no. 4-5, pp. 87-94. (In Russian).

6. Kovalenko L. V. Uslovija sovershenstvovanija prepodavatelja vuza kak organizatora dejatel'nosti obuchajushhegosja [Conditions of perfection of the teacher of high school as organizer activity of the trained]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 82-88. (In Russian).

7. Kosarenko N. N., Nazarov V. N. Osobennosti prepodavanija nalogovo-pravovyh disciplin studentam jekonomicheskih special'nostej [Features of teaching tax and legal disciplines to students of economic specialties]. Education and Law, 2016, no. 2, pp. 195-201. (In Russian).

8. Matveev V. V. Sistema vysshego obrazovanija v Rossii kak faktor obespechenija sovremennogo jekonomicheskogo rosta [The system of higher education in russia as the factor of ensuring modern economic growth]. Bulletin of Udmurt University.

Series Economics and Law, 2018, vol. 28, no. 3, pp. 355-365. (In Russian).

9. Petrova E. V. K voprosu o metodike prepodavanija juridicheskih disciplin [On the question of the methodology of teaching legal disciplines]. Bulletin of Science and Education, 2015, no. 3 (5), pp. 154-158. (In Russian).

10. Sakharova V. I., Trubina I. I. Vektor razvitija professional'nyh kompetencij pedagogov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija [Development vector of professional competencies of teachers in the context of digitalization of education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 2 (42), pp. 61-66. (In Russian).

11. Sorokina A. I. Osobennosti prepodavanija discipliny «Finansovoe pravo» obuchajushhimsja po napravleniju podgotovki bakalavriata «ekonomika» [Features of teaching the discipline "Financial Law" students in training bachelor in "Economics"]. Bulletin of the Angarsk State Technical University, 2017, no. 11, pp. 280-282. (In Russian).

12. Tunyova N. V., Resenchuk A. A. Organizacija i provedenie promezhutochnoj attestacii v uslovijah distancionnogo obuchenija [Organizing and conducting midterm assessment during distant learning]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 223-228. (In Russian).

13. Khachaturova S. S. Rol' spravochno-pravovyh sistem v processe osvoenija jekonomiko-pravovyh disciplin [The role of legal-reference systems in the process of development of economic-legal disciplines]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 4-6, pp. 1208-1210. (In Russian).

14. Shutova V. N. Opyt primenenija interaktivnyh form i metodov v juridicheskom obrazovanii [Experience of application of interactive forms and methods in jurisprudence]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 4, pp. 171. (In Russian).

УДК/UDC 378 С. Н. Сидорова, М. И. Губанова

DOI 10.54509/22203036_2021_4_109

S. Sidorova, M. Gubanova

АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ASPECTS OF COMMUNICATION AND MANAGEMENT IN PROFESSIONAL TRAINING FUTURE ENGINEERS

Введение. В представленной статье авторами проводится анализ содержания профессиональной деятельности будущих инженеров и его влияния на процесс подготовки студентов технических специальностей в вузе. В образовательном процессе уделяется недостаточное внимание формированию готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности. Разработка и реализация качественного информационно-методического обеспечения именно этих аспектов профессиональной подготовки студентов существенно поможет в решении этой проблемы.

Методология. В ходе научного исследования были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение и систематизация) и эмпирические (беседы, наблюдения, анкетирование) методы исследования. Базу исследования составил компетентностно-ори-ентированный подход, используемый в работах таких отечественных педагогов и психологов, как Н. В. Андронова, Ю. В. Варданян, Ю. Н. Емельянов, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, В. В. Соколова, Г. С. Трофимова, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, В. А. Якунин, и комму-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.