УДК 378.6
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
УНИВЕРСИТЕТА
БЕЛАН ОЛЬГА РИНАТОВНА
Профессор кафедры естественных наук, кандидат биологических наук Костанайский
социально-технический университет имени академика З. Алдамжар Республика Казахстан, г.Костанай
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологического сознания личности в процессе экологического образования. Подчеркивается, что экологическое образование должно способствовать перестройке общественного экологического сознания, что является важнейшей задачей современного педагогического процесса. Основное внимание уделено исследованию взаимосвязи экологического образования и формирования экологического сознания у студентов вузов. На основании проведенного исследования выявлены условия, при которых формирование экологического сознания студентов становится более эффективным.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое сознание, экологическая культура, экологические проблемы, педагогический процесс.
Одним из важнейших направлений в экологии является - развитие экологического образования. Сущность экологического образования можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Данные категории взаимосвязаны и тесно взаимодействуют в процессе организации экологического образования.
При рассмотрении вопросов, связанных с экологическим образованием, особое значение приобретает проблема сознания человека, поскольку все стороны его отношения к природе и взаимодействия с ней осуществляются либо на основе опыта предшествующих поколений, либо на основе собственного понимания. Смысл экологического образования заключается, прежде всего, в перестройке общественного экологического сознания, изменении образа жизни человека, его нравственности. Стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую. Потребность в формировании экологического сознания личности, как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы, становится всё более актуальной. Формирование экологического сознания напрямую связано с экологическим образованием, осуществляемым различными социальными институтами общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа [1].
Целью нашей работы является исследование взаимодействия процессов экологического образования и формирования экологического сознания личности студента вуза.
Оценка экологического сознания студентов проводилось на базе Костанайского социально-технического университета имени академика З. Алдамжар. В исследовании приняли участие студенты первого и четвертого курсов специальностей Дефектология, Педагогика и методика начального обучения, Дошкольное образование и воспитание, Педагогика и психология.
В экспериментальной части исследования мы оценивали уровень сформированности экологического сознания респондентов по следующим критериям: осознание себя как части природы; понимание неразрывной связи человека с окружающей средой; переосмысление своих взглядов на природу; стремление к активным действиям для её сохранения и защиты жизни на планете, а также готовность противостоять причинению вреда окружающей природной среде.
Для анализа исходного уровня экологического сознания личности нами применялись различные методы. Систематическое наблюдение за студентами во время учебных занятий и вне учебной деятельности. Изучение личностных качеств, потребностей, смысловых установок, мотивов действий и поступков позволило, выявить стремления, направленность личности, пути и методы корректировки восприятия природы. Значимую роль в исследовании играли коллективные и индивидуальные беседы, анкетирование и интервью студентов, метод взаимных оценок и характеристик, ассоциативные методики, в том числе метод соотнесения себя с иной формой жизни, изучение продуктов деятельности и самооценка. Совокупность этих методов позволила получить данные по изучаемой проблеме.
Анализ уровня экологической подготовки и экологического сознания студентов выявил, что большинству из них свойственны недостаточная осведомленность в экологических проблемах современного общества. Также было отмечено противоречие: несмотря на уверенность студентов в важности формирования экологической культуры, их мотивация к самообразованию в этой области остаётся низкой.
Исследование показало, что респонденты значительно выше оценивают человека в системе ценностей по сравнению с природой. Динамика развития экологической культуры студентов указывает на усиление антропоцентрического подхода к природе, при котором человек рассматривается как высшая ценность, а животные воспринимаются преимущественно через призму их полезности для удовлетворения человеческих потребностей. Наше исследование показало, что лишь 6% студентов первого курса и 28% студентов четвертого курса смогли дать характеристику диким животным. Респонденты часто не осознают роли различных организмов в экосистемах и биосфере в целом. Большинство студентов воспринимает природные объекты через субъективные оценки, деля их на «красивые» и «некрасивые».
В ходе исследования мы выяснили, как респонденты воспринимают окружающий мир. Студенты осознают свою зависимость от природной среды, и это понимание усиливается к 4-му курсу. Однако лишь 38% опрошенных считают мир объектом познания, тогда как большинство не рассматривает его как источник информации. Возникает необходимость организовать педагогический процесс так, чтобы включить в субъективное пространство отношения студентов к природе как можно больше природных объектов.
Отвечая на вопросы, касающиеся улучшения качества экологической обстановки студенты четко указывали на необходимость изменения экономической и социальной политики; вернуть миру первозданную красоту и гармонию; искоренение в первую очередь насилия и зла в обществе; изменение системы ценностей и сознания человека. Стабилизацией экологической обстановки готовы заняться 60% респондентов. Все они настаивают на бережном отношении к природе с точки зрения экологической целесообразности.
Анализ ответов показал, что практически у всех студентов сформирована базовая система знаний по вопросам взаимодействия общества и природы. Однако, знания в области экологии, не означают наличие таких черт, как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе и др. К такому выводу мы пришли выявив качество знаний студентов и анализируя полученные данные с результатами проведенного анкетирования (выявляющего экологическую культуру).
Ответы респондентов позволили нам сделать вывод, что более высокой экологической культурой обладают студенты тех специальностей, которые наиболее активно участвовали в научно-практической исследовательской деятельности, экологических движениях, экологических акциях, проектной деятельности.
Таким образом, педагогический процесс на выходе должен обеспечить формирование специалиста как носителя экологического сознания и экологической культуры. Исследование показало, что система экологического образования будет эффективной и обеспечит высокую результативность формирования экологической культуры студентов, если: целенаправленно
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
осуществлять практическую деятельность, направленную на формирование экологической культуры, путем расширения горизонтали образовательного пространства; вовлекать студентов в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессионального обучения.
Формирование экологического сознания студентов в образовательной системе вуза обеспечивается целостной системой педагогических условий. К ним относятся: повышение внимания к осознанию студентами значимости экологической грамотности для будущей профессиональной деятельности, демонстрация реальных возможностей решения экологических проблем, а также ориентация педагогического процесса на приобретение студентами опыта в сфере природоохранной деятельности. Важными аспектами также являются предоставление достоверной информации об экологическом состоянии страны и региона. Эти условия помогают педагогу подобрать подходящие методы экологического образования для формирования экологического сознания.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся [2]. Моральные качества должны сочетаться с экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.
2. Линенко, О. А. Анализ экологического сознания студентов технического вуза: эмпирическое исследование / О. А. Линенко // Вестник Московского государственного областного университета. - М. : МГОУ, 2008, № 4. - С. 54-61.