Научная статья на тему 'Формирование экологического сознания в высшей школе'

Формирование экологического сознания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / SOLUTION OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS / SUBJECTIVE ATTITUDE TOWARDS NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Елена Сергеевна, Бокарев Александр Иванович, Степанова Елена Андреевна

Проблема и цель. Экологические проблемы могут решаться не только на уровне защитных действий по охране природы, но и на уровне человеческой психики. Именно поэтому целью нашего исследования стали изучение типологии субъективного отношения к природе студентов и разработка направлений педагогической работы, способствующих формированию экологического сознания бакалавров в системе высшего технического образования. Методология. Для диагностики уровня развития интенсивности и определения типа субъективного отношения к природе использовалась методика «Натурафил». Данные обрабатывались с помощью t-критерия Стъюдента и G-критерия знаков. Результаты и выводы. Исследование выявило, что большинству студентов технических вузов свойственен антропометрический тип экологического сознания. Предложен ряд направлений в педагогической работе, способствующий формированию экологического сознания студентов, а именно проектно-исследовательские работы в своем регионе, технологии задачного подхода, основанные на решении профессиональных экологических задач, практическое вовлечение студентов в природоохранную деятельность и психологические тренинги. Применение данных технологий на практике показало их эффективность в формировании экологического сознания (р≤0,05-0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Денисова Елена Сергеевна, Бокарев Александр Иванович, Степанова Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL AWARENESS AT THE HIGHER SCHOOL

Introduction. The solution of environmental problems can occur not only at the level of protective actions in nature conservation, but also mainly at the level of the human psyche. The purpose of the study was to conduct a typology of subjective attitude towards nature on the part of students and to develop areas that contribute to the formation of the ecological awareness of bachelors in the system of higher technical education. Materials and methods. The “Naturaphil” method was applied to diagnose the level of development intensity and to determine the type of subjective attitude towards nature. The data were processed using Student’s t-test and sign test. Results and conclusions. The study revealed that the majority of students of technical universities possess anthropometric type of environmental awareness. A number of directions in pedagogical work promoting formation of environmental awareness of students is proposed. They are: design and research activities in the region; technologies of the task approach based on the solution of professional ecological problems; practical involvement of students in nature conservation activities and psychological trainings. Application of these technologies in practice showed their efficiency in formation of ecological awareness (p≤0,05-0,01).

Текст научной работы на тему «Формирование экологического сознания в высшей школе»

УДК 378.14.015.62 DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.37.118

Е. С. Денисова Омская гуманитарная академия, Омский государственный технический университет

А. И. Бокарев

Омский государственный технический университет

Е. А. Степанова

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Проблема и цель. Экологические проблемы могут решаться не только на уровне защитных действий по охране природы, но и на уровне человеческой психики. Именно поэтому целью нашего исследования стали изучение типологии субъективного отношения к природе студентов и разработка направлений педагогической работы, способствующих формированию экологического сознания бакалавров в системе высшего технического образования.

Методология. Для диагностики уровня развития интенсивности и определения типа субъективного отношения к природе использовалась методика «Натурафил». Данные обрабатывались с помощью t-критерия Стъюдента и G-критерия знаков.

Результаты и выводы. Исследование выявило, что большинству студентов технических вузов свойственен антропометрический тип экологического сознания. Предложен ряд направлений в педагогической работе, способствующий формированию экологического сознания студентов, а именно проектно-исследовательские работы в своем регионе, технологии заданного подхода, основанные на решении профессиональных экологических задач, практическое вовлечение студентов в природоохранную деятельность и психологические тренинги. Применение данных технологий на практике показало их эффективность в формировании экологического сознания (р<0,05—0,01).

Ключевые слова: экологическое сознание, изучение экологии, высшее образование, решение экологических проблем, субъективное отношение к природе.

Проблема и цель. В настоящее время экология превратилась в глобальную проблему, затрагивающую широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, - проблему, определяющую не только государственную, но и межгосударственную политику и в итоге будущее всего человечества. Научно-технический прогресс и развитие производительных сил сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Анализ такого развития в мирных условиях привел к прогнозированию появления глобальных антропогенных воздействий: парникового эффекта, повсеместного потепления, изменения воздушной среды и климата, исчезновения озонового слоя и других, которые ставят под угрозу само существование человечества. Сознательное, экологически устойчивое взаимодействие с окружающей средой осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания [1-5].

Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием и формированием экологического сознания [1].

В работе Ю. В. Пушкарева указывается, что для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания, т. е. преобразование экологических установок и ориентиров, образующих фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок [5].

Следует отметить, что проблема формирования экологического сознания недостаточно исследована в литературе. Основная часть исследований посвящена формированию экологической компетентности студентов вузов (О. Ю. Мельникова, Н. О. Герасимова, J. B. S. Osóriode Andrade Guerra с соавторами, L. Briggs., Cheng V. M. Y) [4, 6-8]. Однако в настоящее время формирование экологического сознания - важнейшая задача гражданского общества. В. В. Неклюдова, Т. А. Орешкина в своих работах указывают на необходимость использования педагогических технологий, активизирующих экологизацию сознания студентов [3, 9].

Формирование экологической культуры не было целью школьного и вузовского образования СССР, в результате чего население не воспринимало экологические проблемы как серьезные и не было ориентировано на их решение. В настоящее время попытки изменения данной ситуации не привели к существенным результатам [3]. По данным зарубежных исследователей I. Niankara, D. T. Zoungrana, L. Briggs, интерес студентов к экосистемной устойчивости и глобальным экологическим проблемам в других странах также невелик [2, 8].

Таким образом, решение экологических проблем должно осуществляться не только на уровне защитных действий, направленных на охрану природы, но и - в основном - на уровне человеческой психики. Именно в этом аспекте экологическое образование призвано играть решающую роль.

Экологическое образование приобрело особую значимость в начале XXI в., поскольку экологические проблемы обнаружили к этому времени глобальный характер и оказалось, что их невозможно решить без формирования экологической культуры и экологической ответственности [10, 11]. В работах Ж. К. Ермековой с соавторами, Т. В. Комбаровой, D. Deniz, говорится, что существующее в настоящее время экологическое воспитание и образование основано только на аналитических знаниях природных закономерностей и не способно побороть природоразрушающие тенденции в мировоззрении обучающихся [1, 12, 13].

Целью нашего исследования являлись проведение типологии субъективного отношения к природе студентов и разработка на этой основе направлений, способствующих формированию экологического сознания бакалавров в системе высшего технического образования.

Методология. Исследование проводилось на основе анализа анкет 80 студентов технического вуза города Омска, изучающих экологию в течение одного семестра. Дисциплина «Экология» входит в базовую часть подготовки бакалавров.

Для диагностики уровня развития интенсивности и определения типа субъективного отношения к природе использовалась методика «Натурафил», разработанная С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным [13]. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени оно проявляется.

Разработчиками методики определена высокая, статистически значимая её надёжность. Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырём теоретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, - а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. В исследовании высокий уровень экологического сознания определялся по преобладанию поступочного типа и одновременным низким значениям практического компонента.

Методами статистической обработки данных в исследовании являлись первичная статистическая обработка данных (средние частоты), t-критерий Стъюдента и G-критерий знаков для оценки значимости различий в средних значениях компонентов экологического сознания испытуемых различных групп.

Результаты. В современной литературе приводится большое количество определений экологического сознания: оно рассматривается в работах психологов Г. В. Акопова, А. А. Алдашева, С. Д. Дерябо, А. А. Калмыкова, В. И Медведева, В. И. Панова, И. А. Шмелевой, В. А. Ясвина и др. В целом экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней, понимание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение устойчивости окружающей среды, сохранения биоразнообразия.

Экологическое сознание характеризуется следующими положениями, которые во многом перекликаются с характеристиками компетенций бакалавров на основе освоения экологических дисциплин [3]:

• одинаковую ценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы;

• при взаимодействии с окружающей средой необходимо учитывать не только потребности человека, но и интересы других живых организмов, природных сообществ в целом;

• правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает экологического равновесия;

• этические нормы распространяются не только на человека, но и другие живые организмы;

• развитие человечества должно происходить как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития человека и природы);

• природа охраняется человеком в первую очередь ради неё самой [9, 12, 13].

Согласно исследованиям [12, 13] можно выделить в российском обществе следующие особенности экологического сознания как человека, так и населения в целом: значительное преобладание утили-

тарно-потребительского и футуристического экологического сознания над ноосферным, низкий уровень развитости экологической культуры, образованности и воспитанности, недостаточная обеспокоенность экологическими проблемами, низкая готовность противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде, недостаточная активность экологических движений и организаций, неоднородность экологического сознания между различными группами населения и регионами России. С низкой экологической осведомленностью студентов сталкиваются также и в зарубежных странах [1, 6, 8].

Нами проведено исследование, определяющее, насколько данные особенности экологического сознания свойственны современной учащейся молодёжи - студентам технических вузов, в сферу будущей деятельности которых входит активное использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду. В нашем исследовании наиболее часто встречающимся типом субъективного отношения к природе (49 % респондентов) являлся перцептивно-аффективный. Личности с данным типом субъективного отношения к природе свойственно эстетическое к ней отношение, т. е. ориентация преимущественно на созерцание её красивых составляющих. В этом случае некоторые живые объекты не имеют ценности вследствие их непривлекательности, а партнёрское субъект-субъектное взаимодействие с природой, естественно, отсутствует.

У 13 % учащихся выявлен практический тип, характеризующийся восприятием мира природы исключительно как источника природных ресурсов и средства для удовлетворения потребностей человека. Данный тип характеризует антропоцентрическое сознание: природные объекты сами по себе не имеют какой-либо ценности.

Когнитивный тип субъективного отношения (2 % респондентов) проявляется в познавательной сфере: обучающиеся стремятся получать знания о природных закономерностях и особенностях существования животного мира. Следует отметить, что данный тип реже всего встречается у современных студентов, что свидетельствует об отсутствии интереса у них к природным явлениям вообще и экологическим проблемам в частности. В связи с этим необходима разработка прогрессивных способов обучения, направленных на повышение познавательной активности и формирование экологического сознания в вузе.

Поступочный тип, характеризующий высокий уровень экологического сознания, выявлен только лишь у 7 % учащихся. При данном типе субъективного отношения природа воспринимается как нечто, обладающее ценностью само по себе, по отношению к которому недопустимы поступки, не применимые к человеку. Поступочный компонент характеризует высокую активность личности, направленную на сохранение окружающей среды и изменение своего окружения в сторону природоохранной деятельности, оказывающую влияние на других людей.

Нам кажется, что редкость этого отношения к природе закономерна, поскольку поступочный тип отношения характерен для активных участников различных экологических движений: «зеленых» и т. д. В то же время о необходимости именно такого типа субъективного отношения к природе говорят современные ученые и философы-гуманисты. Именно поступочный компонент является концентрированным выражением актуального при современном состоянии экологии субъективного отношения к природе, в нём в наибольшей степени оно проявляется. В целом от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.

Также можно отметить, что некоторая часть студентов имела высокую эрудицию по отношению к природным явлениям, но при этом низкий уровень сформированности субъективного отношения к природе, свидетельствующий о том, что знания у них не подкреплены достаточной любовью к ней.

Остальная часть испытуемых имела смешанные типы: 18 % - перцептивно-аффективно-практический тип отношения к природе, 7 % - перцептивно-аффективно-поступочный. На долю следующих типов отношения: перцептивно-аффективно-когнитивный и практически-поступочный пришлось по 2 % испытуемых.

Таким образом, в целом экологическое сознание студентов находится явно на низком уровне. Требуется направленная работа вузов в этом направлении, что на практике может реализовываться в процессе изучения дисциплины «Экология». Следует отметить, что в технических вузах в рамках других дисциплин, а также во внеучебной деятельности отсутствует природоохранная направленность и зачастую преобладает технократическое изучение окружающей среды, целью которого является её активное освоение и использование, без учёта экологической составляющей.

Формирование экологического сознания в высшей школе должно быть направлено на выработку творческого мышления, богатства духовного мира, позволяющего решать профессиональные зада-

чи, сохраняя устойчивость экосистем с учётом знания закономерностей взаимоотношения человека и окружающей среды. При этом природоохранное поведение, базирующееся на экологическом сознании, должно стать стилем жизни. Экологическое образование должно способствовать формированию у студентов экологического мышления, что включает в себя признание места человека в природе, осознание проблемы, раскрывающей взаимодействие между человеком и биосферой, выбор новых ценностных ориентаций и стратегий экологически ответственных управленческих решений.

В процессе получения образования экологическое сознание учащихся должно вырасти от положительного отношения к природным объектам до прочного и устойчивого убеждения в общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи. То есть перейти в экологическое поведение, которое направлено на сохранение, в меру своих сил и возможностей, экологической устойчивости систем [9].

Таким образом, экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. То есть на основе экологического образования, которое только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты как собственные. Только тогда станет возможным убеждение, которое всегда носит сугубо личностный характер.

Целью изучения дисциплины «Экология» в техническом вузе является формирование у студентов современных представлений об экологии как междисциплинарной науке, о природных и антропогенных процессах, происходящих в экосистемах Земли, о последствиях негативного воздействия на окружающую среду, а также умения находить рациональные способы решения экологических проблем.

Формированию экологического сознания способствует участие студентов в решении экологических проблем, что формирует у них чувство ответственности и активности. В нашей практике применялись акции по уборке мусора вблизи водоемов и других рекреационных территорий, сбор определённых видов бытовых отходов у населения (использованных батареек, аккумуляторов).

Проектно-исследовательские работы также должны являться неотъемлемой частью экологического образования. Творческие или исследовательские проекты со студентом или группой студентов предполагают планирование собственного исследования, выделение целей и задач, принципов отбора методик, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости. Студенты определяют уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных источников, снежного покрова, питьевой воды, электромагнитного либо шумового загрязнения и т. п. Результаты работы представляются общественности в виде докладов на научных конференциях, публикаций в научных изданиях (желательно, чтобы вуз поощрял такого рода деятельность повышенными стипендиями).

В обучении экологии целесообразно также применение технологии задачного подхода, способствующего интеграции экологии и профессиональной деятельности студентов. Сущность данного подхода заключается в рассмотрении экологических проблем в рамках решения потенциальных задач будущей профессиональной деятельности. Экологические ситуации рассматриваются в контексте конкретной отрасли хозяйства, решаются реальные задачи экологического управления и экологического контроля над функционирующим хозяйствующим субъектом. В таком случае можно предположить, что студенты не просто получают знания и умения в области экологии - у них формируются жизненные установки, ценности, личностно-профессиональные качества. То есть такой вид деятельности направлен непосредственно на субъект деятельности и формирует личность студента как профессионала. Каждый выпускник высшей школы должен иметь экологическое образование, имеющее отношение к актуальным вопросам, быть в курсе идей экологической безопасности различных мероприятий, владеть знаниями в области экологических технологий в различных сферах производства и должен быть готов применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Реализация экологического образования, согласно нашему подходу, должна быть осуществлена как многоэтапный процесс, включающий как теоретические курсы, так и практический опыт применения приобретённых знаний при работе на практических объектах, а также в различных организациях. В нашей практике создан комплекс учебных задач для разных специальностей, формирующий профессионально-экологические компетенции и включающий ор-ганизационно-деятельностные, оценочные, регулирующие, аналитические и другие типы задач. Студенты способны формулировать и анализировать сами экологические проблемы, а также находить пути их решения и обосновывать собственный модуль необходимых действий.

Для внеучебных занятий со студентами можно предложить тренинги, направленные на развитие эмпатии, ценностного отношения к природе и отдельным её представителям.

Упражнение «человечек из коры» способствует расширению перцептивного опыта, стимулирует эмпатию, развитие воображения. Участникам необходимо исследовать кусочек коры, рассказать об ощущениях, давая максимальную информацию о своем кусочке коры. Затем необходимо представить, что каждый кусочек превратился в человека, которого необходимо расписать, зарисовать и отразить свои ощущения.

Упражнение «экологическая этика» способствует формированию экологического мировоззрения, расширению стратегий взаимодействия с объектами природы, усилению личностного отношения к природе. Участники должны выбрать растение, которое планируют в будущем вырастить, или животное, которое планируют в будущем завести. Составляют список того, что им понадобится до того, как приобрести это растение или животное.

Все приведенные выше педагогические технологии успешно применялись нами при преподавании экологии в техническом вузе. Исследование субъективного отношения к природе повторно проводилось на студентах после окончания ими курса в конце семестра. Отмечено статистически достоверное увеличение доли поступочного и когнитивного типа и снижение практического (р<0,05-0,01). Интенсивность отношения студентов к природе повысилась. На рисунке приведены данные по типологии субъективного отношения к природе без учёта смешанных типов.

50 40 30

и о

Ё

<D

fr

S P 20

и ~

H о

<D

S «

О

и

10 0

р<0,05

начало курса

окончание курса

р<0,05 Р<0,05

■ ■

р<0,01

перцептивно- когнитивный поступочный практический аффективный

Тип субъективного отношения к природе

е и н е чеа

н

со

е е н

ч

е р

с

80

60

40

20

р< 0,01

1

интенсивность отношения к природе

0

Результаты исследования субъективного отношения к природе студентов

Выводы. Выход из современного экологического кризиса невозможен без изменения сознания людей. Процесс формирования экологического сознания следует понимать как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности личности, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и высокой мотивации в осуществлении природоохранной работы.

Экологическое сознание студентов в нашем исследовании можно отнести к антропометрическому типу. Всего лишь 7 % учащихся имели поступочный тип отношения к природе, который проявляется в природоохранной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и на оказание влияния на людей, которые с ними взаимодействуют. В два раза больше встречалось студентов с практическим типом, характеризующимся восприятием мира природы лишь как источника материальной пользы и поставщика ресурсов.

Предложен ряд направлений педагогической работы, способствующих формированию экологического сознания студентов: проектно-исследовательские работы в своем регионе, технологии задачного подхода, основанные на решении профессиональных экологических задач, практическое вовлечение студентов в природоохранную деятельность и психологические тренинги. Применение данных технологий на практике показало их эффективность для формирования экологического сознания (р<0,05-0,01).

Библиографический список

1. Deniz D. Sustainable thinking and environmental awareness through design education // Procedia environmental sciences. 2016. Vol. 34. Pp. 70-79.

2. Niankara I., Zoungrana D. T. Interest in the biosphere and students environmental awareness and optimism: A global perspective // Global Ecology and Conservation. 2018. Vol. 16.

3. Орешкина Т. А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы // Вестник института социологии. М., 2017. Т. 8. № 4. С. 114-123.

4. Cheng V. M. Y. Developing individual creativity for environmental sustainability: using an everyday theme in higher education // Thinking Skills and Creativity. Hong Kong, May 2019. URL: https://repository.eduhk.hk/en/ publications/developing-individual-creativity-for-environmental-sustainability

5. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образовательные ценности здоровьесбережения для обеспечения социальной и экологической устойчивости (обзор) Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирск, 2017. Т. 7. № 5. С. 159-176.

6. Osoriode Andrade Guerra J. B. S., Garcia J., Lima М. А., Barbosa S. B., Heerdt M. L., Berchin I. I. A proposal of a Balanced Scorecard for an environmental education program at universities // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Рр. 1674-1690.

7. Мельникова О. Ю., Герасимова Н. О. Формирование экологической компетентности в профессиональной подготовке бакалавров социально-экономического профиля // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск, 2018. № 4 (34). С. 122-127.

8. Briggs L., Trautmann N., Phillips T. Exploring challenges and lessons learned in cross-cultural environmental education research // Evaluation and Program Planning. 2019. Vol. 73. Рр. 156-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Неклюдова В. В. Формирование экологического сознания студентов аграрного вуза как основа экологической безопасности // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55-9. С. 337-343.

10. Ка^ E. V., Solovjeva Т. P., Minakova L. Yu. Implementation of Ecological Education in a Higher School // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200, Pр. 453-459.

11. Varela-Candamio L., Novo-Corti I., Garcia-Alvarez M. T. The importance of environmental education in the determinants of green behavior: A meta-analysis approach // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 170. Pр. 1565-1578.

12. Ермекова Ж. К., Стукаленко Н. М., Тарасенко Ю. Н. Психолого-педагогические особенности формирования экологического сознания на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. М., 2015. № 11-3. С. 465-467.

13. Комбарова Т. В. Формирование субъективного отношения к природе у подростков на уроках биологии в 7-х классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №. 3. С. 2911-2915.URL: https ://e-koncept.ru/2013/march.htm

E. S. Denisova,

Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation

Omsk State Technical University, 11 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0136-858X, Researcher ID: F-3024-2018 e-mail: [email protected] A. I. Bokarev,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Omsk State Technical University, 11 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4712-8629, Researcher ID: F-3763-2018 e-mail: [email protected] Ye. A. Stepanova,

Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, Siberian State Automobile and Highway University, 5 Mira ave., Omsk, 644080, Russian Federation e-mail: [email protected]

FORMATION OF ENVIRONMENTAL AWARENESS AT THE HIGHER SCHOOL

Introduction. The solution of environmental problems can occur not only at the level of protective actions in nature conservation, but also mainly at the level of the human psyche. The purpose of the study was to conduct a typology of subjective attitude towards nature on the part of students and to develop areas that contribute to the formation of the ecological awareness of bachelors in the system of higher technical education.

Materials and methods. The "Naturaphil" method was applied to diagnose the level of development intensity and to determine the type of subjective attitude towards nature. The data were processed using Student's t-test and sign test.

Results and conclusions. The study revealed that the majority of students of technical universities possess anthropometric type of environmental awareness. A number of directions in pedagogical work promoting formation of environmental awareness of students is proposed. They are: design and research activities in the region; technologies of the task approach based on the solution of professional ecological problems; practical involvement of students in nature conservation activities and psychological trainings. Application of these technologies in practice showed their efficiency in formation of ecological awareness (p<0,05-0,01).

Keywords: environmental awareness, environmental education, higher education, solution of environmental problems, subjective attitude towards nature.

References

1. Deniz D. Sustainable Thinking and Environmental Awareness through Design Education. Procedia Environmental Sciences. 2016. Vol. 34. Pp. 70-79.

2. Niankara I., Zoungrana D.T. Interest in the biosphere and students environmental awareness and optimism: A global perspective. Global Ecology and Conservation. 2018. Vol. 16.

3. Oreshkina T. A. Ecological competences in the structure of educational programs of higher schools. Bulletin of the institute of sociology. Moscow, 2017. Vol. 8. No 4. Pp. 114-123. (In Russ.)

4. Cheng V.M.Y. Developing Individual Creativity for Environmental Sustainability: Using an Everyday Theme in Higher Education. Thinking Skills and Creativity. 2019.

5. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Healthcare educational value for ensuring social and environmental sustainability (review). Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. Novosibirsk, 2017. Vol. 7. No 5. Pp. 159-176. (In Russ.)

6. Osoriode Andrade Guerra J.B.S., Garcia J., Lima М.А., Barbosa S.B., Heerdt M.L., Berchin I.I. A proposal of a Balanced Scorecard for an environmental education program at universities. Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Pp. 1674-1690.

7. Mel'nikova O. Yu., Gerasimova N. O. Formation of ecological competence in professional training of bachelors of social and economic major // Human Science: Humanitarian Researches. 2018. No 4 (34). Pp. 122-127.

8. Briggs L., Trautmann N., Phillips T. Exploring challenges and lessons learned in cross-cultural environmental education research. Evaluation and Program Planning. 2019. Vol. 73. Pp. 156-162.

9. Neklyudova V. V. Formation of environmental awareness of students of the agricultural university as a basis of ecological safety. Problems of modern pedagogical education. Simferopol', 2017. No 55-9. Pp. 337-343. (In Russ.)

10. Kallas E. V., Solovjeva Т. P., Minakova L. Yu. Implementation of Ecological Education in a Higher School. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol.. 200. Pp. 453-459.

11. Varela-Candamio L., Novo-Corti I., Garcia-Älvarez M. T. The importance of environmental education in the determinants of green behavior: A meta-analysis approach. Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 170. Pp. 1565-1578.

12. Ermekova Zh.K., Stukalenko N.M., Tarasenko Ju.N. Psychological and pedagogical features of formation of environmental awareness at the present stage. International journal of experimental education. Moscow, 2015. No 113. Pp. 465-467. (In Russ.)

13. Kombarova T. V. Formation of teenagers' subjective attitude to nature at biology lessons in the 7 -th form. Scientific and methodical electronic journal "Concept". Kirov, 2013. No 3. Pp. 2911-2915. (In Russ.)

Поступила в pедaкцию 22.05.2019 © Е. С. Денисова, А. И. Бокapев, Е. А. Степанова, 2019

Авторы статьи:

Елена Сергеевна Денисова, кандидат биологических наук, доцент, Омская гумaнитapнaя академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а; 644050, Омский госудapственный технический унивеpситет, np. М^а, 11, e-mail: [email protected]

Александр Иванович Бокарев, кандидат технических наук, Омский госудapственный технический унивеp-ситет, np. М^а, 11, e-mail: [email protected]

Елена Андреевна Степанова, кандидат биологических наук, Сибиpский госудapственный автомобильно-доpожный унивеpситет (СибАДИ), 644080, г. Омск, np. М^а, 5, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Е. А. Демидович, кандидат педагогических наук, доцент кафе^ы педагогики и paзвития обpaзовaния, филиал Омского госудapственного унивеpситетa в Тapе.

Т. С. Kотляpовa, кандидат педагогических наук, учитель Омской гимназии № 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.