УДК 159.9:574:37
© П. Алтанцэцэг Экологическое сознание: психологическое содержание и педагогический аспект
В статье даны структурный анализ понятия «экологическое сознание», психологическая характеристика субъективного отношения к природе, приведена его типология, атрибуция субъектности природных объектов, изложены современные педагогические проблемы экологического воспитания молодежи.
Ключевые слова: экологическое сознание, субъективное отношение к природе, атрибуция субъектности, экологическая ассимиляция.
P. Altantsetseg
Ecological consciousness: psychological content and pedagogical aspect
The article has revealed the structural analysis of the notion “ecological consciousness”, psychological characteristics of the subjective attitude to nature, its typology is determined, as well as subjectiveness attribution of natural objects, contemporary pedagogical problems of youth’s ecological education have been opresented.
Keywords: ecological consciousness, subjective attitude to nature, subjectiveness attribution, ecological assimilation.
В структуре экологического сознания личности принято различать три компонента: экологические представления, субъективные отношения к природе, стратегии и технологии взаимодействия личности с природой.
Ведущим компонентом является субъективное отношение личности к природе, которое трансформирует экологические представления в фактор, определяющий стратегии и технологии взаимодействия с природой. Это происходит потому, что субъективное отношение к природе отражает значимость объекта или явления природы для удовлетворения потребностей личности.
Таким образом, проблема экологического сознания имеет решающее значение в формировании позитивного взаимодействия личности с природой и решение этой проблемы состоит, во-первых, в формировании позитивных экологических представлений, во-вторых, в формировании позитивного субъективного отношения личности к природе.
Итак, экологическое сознание определяется как совокупность экологических представлений, субъективного отношения к природе и соответствующего поведения, отражающего стратегии и технологии взаимодействия с природой. Компоненты экологического сознания относительно самостоятельны и могут быть предметом направления исследований. Основное внимание мы будем уделять субъективному отношению к природе. Его характеристика требует обращения ко множеству параметров.
Как мы говорили, в субъективном отношении к природе запечатлена потребность в объектах природы, которая может быть охарактеризо-
вана широтой охвата объектов, интенсивностью, степенью осознанности, а также другими параметрами (эмоциональностью, обобщенностью, доминантностью, принципиальностью, когерентностью).
Основными характеристиками субъективного отношения к природе (с.о.п.) являются его модальность и интенсивность.
Модальность с.о.п. - это его качественносодержательная характеристика, которая может быть проведена по двум осям: «прагматическая - непрагматическая» и «объективная - субъективная».
Прагматическая модальность с.о.п. связана с деятельностью с природным объектом для получения определенного «полезного продукта». Например, содержат кур для того, чтобы получать яйца, выращивают цветы, чтобы продавать. Непрагматическая модальность с.о.п. связана с деятельностью с природным объектом не для получения «полезного продукта», а для души. Например, содержат собак или кошек не для получения пользы, а для самих собак или кошек, из любви к ним.
Характеристика модальности по оси «объ-ектная-субъектная» связана с тем, является ли природа объектом или субъектом отношения личности. Надо указать характерные признаки субъекта. Это активность, деятельность и действенное начало. Без активности нет субъекта. Также без субъекта нет деятельности, без деятельности нет субъекта. Наконец, субъект - это источник действенных материальных или идеальных преобразований мира. Исходя из этих двух осей характеристики модальности с.о.п., получаем четыре типа модальности: объектно-
прагматический, объектно-непрагматический,
субъектно-прагматический и субъектнонепрагматический.
Для природы наиболее экологичной является субъектно-непрагматическая модальность. В этом случае природа выступает как субъект (источник активности, деятельности и действенного (преобразующего) начала), при этом отношение к природе не связано с удовлетворением каких-то материальных потребностей, а лишь духовных, эмоционально-эстетических потребностей.
Интенсивность с.о.п. характеризует степень отраженности потребности личности в объектах природы, в каких сферах и с какой силой оно (отношение) проявляется. Благодаря проявлению своего с.о.п. человек приобретает тот или иной имидж, становятся известными другим людям его чувства, мысли (взгляды). Изменение субъективного отношения личности означает изменение самой личности, ее аффективной и познавательной сферы, его экологической, социальной и профессиональной сферы, его поступков.
В структуре интенсивности выделяют перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный компоненты [1, с.30]. Перцептивно-аффективный компонент интенсивности с.о.п. включает эстетическое и этическое объектов природы, отзывчивость на их витальные проявления. Когнитивный компонент интенсивности с.о.п. определяется познавательной активностью, связанной с природой, готовностью или стремлением владеть и использовать информацию о природных объектах. Практический компонент интенсивности с.о.п. характеризует уровень готовности, а еще лучше - стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, приобретению умений для такого взаимодействия. Поступочный компонент интенсивности с.о.п. характеризует уровень активности по изменению окружающей среды в соответствии со своим с.о.п. Поступочный компонент выражается как поступок, целью которого является изменение окружения, а в практическом компоненте практическое действие не преследует цели изменить окружение, оно имеет самоценный, ограниченный характер. В посту-почном компоненте субъективное отношение к природе находит концентрированное выражение, с.о.п. проявляется в наибольшей степени.
Для характеристики с.о.п. по его модальности и интенсивности мы можем получить 16 типов, сочетая 4 компонента модальности и 4 компонента интенсивности, например, перцептив-
ный объектно-непрагматический, перцептивный субъектно-непрагматический, когнитивный объектно-прагматический, поступочный субъектнопрагматический и т.д. Каждый из этих типов с.о.п. может быть психологически охарактеризован по трем основаниям: характер модальности по оси «объектная-субъектная», характер модальности по оси «объектная-субъектная», характер модальности по оси «прагматическая -непрагматическая» и преобладающий компонент интенсивности.
К примеру, перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип с.о.п. - это тип объектно-непрагматической модальности с преобладающим перцептивно-аффективным компонентом интенсивности. Личность в этом случае воспринимает мир природы как объект, явления и природные объекты для личности с данным типом с.о.п. не становятся партнерами по взаимодействию. Природные объекты не рассматриваются как источник получения «полезного продукта», а воспринимаются как источник эстетического восприятия, эстетического постижения на основе материальных признаков (цвет, форма, запах, размеры и т.д.).
Когнитивный субъектно-непрагматический тип с.о.п. - это тип субъектно-непрагматической модальности с преобладанием когнитивного компонента интенсивности, когда имеет место субъектное восприятие мира природы, но без претензий на получение «полезного продукта», однако есть стремление к познанию мира природы. Этот тип с.о.п. свойствен ученым, исследующим природу.
Когнитивный субъектно-прагматический тип с.о.п. в отличие от предыдущего связан с получением «полезного продукта» от объектов природы, хотя они воспринимаются как субъекты и служат предметом познания. К природному объекту отношение как к субъекту, подлежащему познанию с целью получения определенной пользы, как, например, агроном-эколог относится к хлебному полю: он изучает поле, заботится о нем, устанавливает даже субъект-субъектное взаимодействие, но ему нужен урожай от поля.
В исследовании развития экологического сознания ключевое значение имеет проблема субъектного восприятия природных объектов. Речь идет о том, могут ли природные объекты быть субъектами «в глазах» воспринимающего. Для нас руководством при построении системы развития экологического сознания будет служить функциональный аспект субъектного восприятия, когда природный объект может «открыться как субъект» благодаря выполнению им
субъектных функций по отношению к воспринимающему человеку.
Эти специфически субъектные функции состоят в следующем. Во-первых, это обеспечение воспринимающему переживания собственной личностной динамики, чувствования себя. Во-вторых, это опосредствование отношений (на смысловом уровне) воспринимающего к миру, выступление опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы своих отношений к миру. В-третьих, это способность природного объекта «стать» субъектом совместной деятельности и общения.
Как становится возможным природному объекту «открыться как субъект»? Разве можно «научить» то, что не является субъектом, т.е. объект выполнять функции субъекта? Дело состоит в том, что воспринимающий наделяет природный объект этими функциями, осуществляет атрибуцию субъектности. Благодаря особому взаимодействию воспринимающего с природным объектом происходит процесс генерирования «субъектных» функций в отношении природного объекта. Атрибуция субъектности, например, встречается в поэзии. У М.Ю. Лермонтова, сосна наделена человеческой способностью видеть сон.
Нам предстоит проследить за развитием монгольского общественного экологического сознания в процессе социогенеза, в процессе социального становления монгольского этноса, выявить его культурно-исторические корни. Тут необходим культурологический или даже эко-культурный подход. Нужно проследить, как происходила культурная и биологическая адаптация группы (общности) соответственно в со-
циальном и экологическом контексте, проследить также влияние процессуальных переменных (экологическое влияние, генетическая и культурная трансмиссия, аккультуризация) на индивидуальном уровне. Только в этом случае мы можем построить эффективную педагогическую модель развития современного, актуального экологического сознания современных студентов, находящихся в сложных условиях адаптации к глобальным изменениям во всех сферах жизни. Несмотря на имевшую место монокультурную ситуацию в недавнем прошлом, в настоящее время можно говорить о существовании в современной монгольской молодежной субкультуре господствующей культуры (мейнстрима) в лице проникающей по всем каналам (телевидение, телефония, интернет, технизация, миграция и др.) западной культуры, которая может ассимилировать монгольскую культуру, занимающую окраинное место в глобальном культурном пространстве.
Процесс экологической ассимиляции в сознании монгольских студентов неизбежен в смысле его глобализации. Образование обязано регулировать этот процесс, управлять этим процессом, обеспечивая экоцентрическую идентификацию студентов. Студентам самостоятельно трудно ориентироваться в современной экокуль-турной ситуации. Их охватывает со всех сторон мировая экологическая, экономическая, культурная, социальная, политическая информация, поступающая из-за пределов монгольской культуры. Экологическое развитие происходит в широком, глобальном экологическом и культурном контексте.
Пэлждын Алтанцэцэг, соискатель кафедры математического анализа и методики преподавания матеметики Института математики и информатики Бурятского государственного университета, e-mail: altanseseg@yahoo.com
Pelzhdyn Altantsetseg, competitor for candidate degree, department of mathematical analysis and methodology of teaching mathematics, Institute of Mathematics and Computer Science, Buryat State University, e-mail: altanseseg@yahoo.com.
УДК 159.9:574:39
© П. Алтанцэцэг Развитие монгольского экологического сознания в этногенезе
Обоснована экоцентрическая тенденция развития монгольского экологического сознания в социогенезе, описаны связь экологического сознания и этнической идентичности, примордиалистский и конструктивистский подходы к этничности.
Ключевые слова: экоцентрическое экологическое сознание, этничность, аккультурация, мультикультурализм, примор-диализм, конструктивизм.