Научная статья на тему 'Субъектификация природных объектов как основа единства человека и природы'

Субъектификация природных объектов как основа единства человека и природы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
834
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / СУБЪЕКТИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыбикова Лидия Ханхаевна

В статье утверждается, что в основе формирования экоцентрического сознания лежит субъективное восприятие природы в целом и отдельных природных объектов. Система образования заключается в создании условий для возникновения субъектного восприятия какого-либо природного объекта и задача педагога должна состоять в психологической подготовке студента, в объяснении сущности субъектификации, в выборе объекта субъектификации, педагогической поддержке, психологическом сопровождении процедуры субъектификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjectification of natural objects as a basis of unity of person and nature

The article claims that subjective perception of nature on the whole and of some natural objects is laid in the basis of egocentric consciousness. The system of education concludes in arrangement the conditions for arising the subjective perception of some natural object and the teacher’s task should be focused on student’s psychological training, on explanation of the essence of subjectification, pedagogical support, psychological conducting of subjectification procedure.

Текст научной работы на тему «Субъектификация природных объектов как основа единства человека и природы»

УДК 37.015.3

© Л. Х. Цыбикова

Субъектификация природных объектов как основа единства человека и природы*

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Экоцентрическое взаимодействие человека с природой как фактор преодоления экологического кризиса», проект № 14-27-03001.

В статье утверждается, что в основе формирования экоцентрического сознания лежит субъективное восприятие природы в целом и отдельных природных объектов. Система образования заключается в создании условий для возникновения субъектного восприятия какого-либо природного объекта и задача педагога должна состоять в психологической подготовке студента, в объяснении сущности субъектификации, в выборе объекта субъектификации, педагогической поддержке, психологическом сопровождении процедуры субъектификации.

Ключевые слова: экоцентрическое экологическое сознание, экологическая целесообразность, субъективное отношение к природе, субъектификация природных объектов.

L. K. Tybikova

Subjectification of natural objects as a basis of unity of person and nature

The article claims that subjective perception of nature on the whole and of some natural objects is laid in the basis of egocentric consciousness. The system of education concludes in arrangement the conditions for arising the subjective perception of some natural object and the teacher's task should be focused on student's psychological training, on explanation of the essence of subjectification, pedagogical support, psychological conducting of subjectification procedure.

Архаическое экологическое сознание следует понимать как результат биологической адаптации популяции по отношению к экологическому контексту. Это была эпоха выживания и одновременного становления вида homo sapiens. Архаическое сознание было коллективным и пар-тиципальным, подчиняющимся закону сопричастности, закону единства рода и мистических сил, населяющих часть мира, где они сосуществуют и порознь существовать не могут. Таково архаическое или первобытное мышление.

Все роды, все этнические общности прошли эпоху сугубо архаического сознания и невозможно установить какие-то временные рамки этого этапа.

В той или иной степени архаическое сознание сохранилось у каждого народа и до наших дней. Архаическое сознание заканчивается тогда, когда оно перестает быть партиципальным, когда появляется индивидуальное экологическое сознание, когда выделяется индивидуальное «Я» из коллективного «Мы», когда человек освобождается в определенной степени от закона пар-тиципации, сопричастности ко всему и вся, когда в определенной степени обретает свободу от рода и от природы, когда у него появляется научно-логическое сознание. Переход к новому сознанию у каждой группы происходит по-своему.

В настоящее время принято разделять западное и восточное экологическое сознание. Запад-

ным принято считать сознание, сложившееся в Западной Европе. Оно связано с постепенным возвышением человека над природой вплоть до абсолютного противопоставления человека и природы, в силу чего западный тип сознания называют антропоцентрическим. С. Д. Дерябо считает, что «антропоцентрическая тенденция развития экологического сознания описывается такими узловыми точками, как архаическое сознание, античное сознание, христианство, картезианство» [1, с. 153].

Архаическому сознанию свойственны высокая психологическая включенность человека в мир природы, субъектное восприятие природных объектов, неразделенность прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы. В настоящее время, когда в западном мире доминирует антропоцентрический тип сознания, ничего нет от архаического сознания, все обстоит с точностью до наоборот: высокая психологическая противопоставленность человека и природы, абсолютно объектное восприятие природы, абсолютно прагматическое, потребительское взаимодействие с природой. Такому кардинальному изменению сознания способствовали христианская религия и философия Декарта - картезианство. Христианство проповедовало богоподобие человека, его создание по образу и подобию божьему, а природа - это профанное изделие божества, созданное из мертвого материала и завещанное богом челове-

ку для покорения и использования в своих целях. Картезианство закрепило господство человека над природой в силу нацеленности его разумом, тогда как все природное считается лишенным внутренней ценности и существует лишь для удовлетворения потребностей наделенного разумом человека.

Антропоцентрическое сознание привело к становлению агрессивно-потребительского типа личности, потребительского общества, для которого природа была источником удовлетворения его потребностей. Такое отношение к природе привело к наблюдающемуся в наши дни экологическому кризису. Для преодоления этого кризиса и предотвращения экологической катастрофы требуется формирование экоцентриче-ского сознания, альтернативного антропоцентрическому сознанию.

Человек теперь не должен рассматривать себя центром природы мира, высшим иерархом, собственником природы, ему необходимо стать одним из членов природного сообщества, частью природы. Центром природного сообщества, включающего человека, обязан стать принцип экологической целесообразности, высшей ценностью - гармоничное развитие человека и природы. Природные объекты должны восприниматься как полноправные субъекты по взаимодействию с человеком, обладающие самоценностью.

По-нашему мнению, в основе формирования экоцентрического сознания, обеспечивающего экоцентрическое взаимодействие человека с природой, лежит субъективное восприятие природы в целом и отдельных природных объектов. Субъективное восприятие природных объектов студентами инициируется или может быть инициировано системой образования и частично самими студентами. Поскольку в конечном счете восприятие природных объектов как субъекта - это «дело рук» самого воспринимающего, то инициатива системы образовании состоит в создании условий для возникновения субъектного восприятия какого-либо природного объекта. Для этого необходима субъектификация этого объекта студентом. Студент должен осуществить атрибуцию субъектности этого объекта, т.е. наделение этого объекта свойствами, качествами и функциями субъекта. Такая субъектифика-ция объекта становится возможной благодаря механизму психического отражения. Задача педагога состоит в психологической подготовке студента, в объяснении сущности субъектифи-кации, в выборе объекта субъектификации, педагогической поддержке, психологическом сопровождении процедуры субъектификации.

Наиболее приемлемой формой субъектифика-ции является «субъектификация в узком смысле слова». Она заключается в наделении объекта следующими субъектными функциями: способностью обеспечивать воспринимающему переживание собственной личностной динамики, выступать опосредствующим элементом при построении им системы своих отношений с миром, открываться как субъект совместной деятельности и общения [1, с. 68].

После такой субъектификации природный объект открывается как субъект, он выполняет по отношению к тому, кто инициирует субъек-тификацию, указанные специфические субъектные функции, которые рефлектируются им, вызывают определенные чувства и влияют на взаимодействие не только с данным объектом, но и со всей природой. Когда объект открывается как субъект, то взаимодействие воспринимающего с объектом становится субъект-субъектным - объект становится значимым для воспринимающего, «значимым другим», как принято говорить в психологии. Действительно, если субъектификация природного объекта произошла, то этот объект становится для воспринимающего как бы зеркалом, в котором он видит, какие изменения в нем самом происходят, что с ним делается, как изменяется его мышление, чувства, поведение, т. е. видит собственную личностную динамику. Во-вторых, воспринимающий начинает относиться к миру через призму своих отношений с данным природным объектом, ставшим для него уже субъектом, он переносит характер взаимодействия с данным объектом на все другие объекты, на всю природу. Субъектифицированный природный объект становится референтным лицом при построении воспринимающим системы взаимодействия с миром. В-третьих, природный объект в результате субъектификации становится для воспринимающего субъектом общения и партнером по достижению общих целей. Это и есть приобщение человека к миру природы, отсутствие противопоставленности человека и природы, залог коэволюции, социально-природного прогресса. Таково значение субъектификации природных объектов для того, кто его осуществляет.

В архаическую эпоху партиципальность сознания привела к субъектификации всех природных объектов в окружающем мире (субъектификация в широком смысле слова). Эта субъекти-фикация существовала в различных формах: анимизм, персонификация, антропоморфизм. В античную эпоху восприятие природы, следовательно, было субъектным. Имела место высокая

степень включенности человека в мир природы. Но под влиянием христианства в средние века (V-XIV вв.) восприятие природы стало абсолютно объектным, а в дальнейшем в Новое время установилась абсолютная психологическая противопоставленность человека и природы. Взаимодействие человека с природой обрело полностью прагматический характер: экологическое сознание сформировалось как антропоцентрическое. В настоящее время это сознание доминирует в мире (за исключением, быть может, скандинавских и восточных стран). Проблема преодоления глобального экологического кризиса требует формирования экоцентрическо-го сознания, восприятия природных объектов как субъектов, партнеров по взаимодействию, соблюдения при взаимодействии с миром природы принципа экологической целесообразности, баланса прагматического и непрагматического взаимодействия. Вот почему субъектифи-кация природы становится актуальной. Она изменяет личность, поворачивает ее к природе, которая становится для нее самоценной.

Если выбор объекта субъектификации сделан, то атрибуция субъектности должна происходить как аффективно-перцептивная процедура. Путь к субъектификации ближе через непосредственное восприятие (перцепцию) и чувства, чем через рассудок. Следовательно, очень важен выбор объекта природы, который будет наделяться субъектными функциями. Во-первых, он должен быть «хорошим» представителем природы, чтобы от него субъектность была распространена на всю природу. Во-вторых, он должен быть хорошо знаком воспринимающему, близок ему.

Для монгольских студентов субъектификация природных объектов легко достижима, поскольку в монгольском сознании сохранились характеристики архаического экологического сознания, в частности, субъектный характер восприятия природных объектов. Здесь предстоит формирование экологической компетентности студентов, освоение западного антропоцентрического сознания, его негативной сущности, одновременно изучение экоцентрического экологического сознания, оценка этого сознания как необходимого условия взаимодействия с природой, отвечающего требованиям коэволюции человека и природы.

В качестве объекта субъектификации для монгольских студентов может выступить представитель любого из пяти видов традиционного монгольского скотоводства: корова, коза, конь, верблюд, овца. Возможно, наиболее подходя-

щим объектом субъектификации является конь.

Мы считаем оправданным представить мировому сообществу монгольское экологическое сознание без преувеличения самым передовым с точки зрения экологической целесообразности феноменом, достойным служить образцом для распространения в мире как основа экоцентри-ческого взаимодействия человека с природой.

Монгольское экологическое сознание предстает в качестве экологического чуда, возникшего как биологическая и культурная адаптация этноса по отношению к уникальному экологическому и социально-политическому контекстам. В биологическом смысле оно архаично, а в культурном - духовно возвышенно. Духовная возвышенность монгольского сознания имеет место благодаря влиянию буддизма, самого гуманного и самого экофильного вероучения.

В настоящее время весьма актуальной выглядит дилемма основателя Римского клуба А. Печчеи о том, что «или человек должен измениться как личность, как профессионал и как частица общества, или ему суждено исчезнуть с лица Земли» [2]. Речь идет о полном изменении человека: и в личностном, и в профессиональном, и в социальном смыслах. Как известно, буддизм проповедует высокую степень нравственности, которая оказывала и оказывает огромное благотворное влияние на взаимодействие человека с природой. Если в становлении западного антропоцентрического экологического сознания христианство, как считают многие ученые, например, Л. Уайт, Б. Коммонер [3, 4], сыграло решающую роль, то буддизм, напротив, способствовал становлению единства человека и природы. Поэтому освоение студентами буддийской философии имеет большое значение в формировании у них экоцентрического мировоззрения. Конфуцианство, даосизм, синтоизм, буддизм в Китае, Японии, Индии были основаны на гармонии человека и природы, исключали агрессивное отношение к природе. И все-таки монгольское сознание на сегодня выглядит наиболее целостным, поскольку эта культура не утратила связей с природой и в монгольском обществе отсутствует классовая дифференциация в отличие от других восточных стран. Если монгольское общество не будет ассимилировано глобальным обществом, если оно сохранит эко-центрическую тенденцию развития своего сознания, то оно будет наиболее близким к экологическому обществу, к которому следует прийти во всем мире.

Литература

1. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М. : Московский психолого-социальный институт. - 1999.

2. Печчеи А. Человеческие качества // Социальная психология. - М. : МПСИ: Флинта, 2004.

3. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического

кризиса // Социальная психология. - М. : МПСИ: Флинта, 2004.

4. Калликот Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: Пропедевтика // Социальная психология. - М. : МПСИ: Флинта, 2004.

Цыбикова Лидия Ханхаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и математического анализа Бурятского государственного университета, e-mail: cibikova@rambler.ru

Tsybikova Lidia Khankhaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of algebra and mathematical anlysis, Buryat State University, e-mail: cibikova@rambler.ru

УДК 377.8

© Г. В. Шагжиева

Развитие конкурентоспособности будущих специалистов

В статье рассматриваются педагогические условия формирования конкурентоспособности будущих специалистов сельского хозяйства, в структуре которой предусмотрены специально-экономический, экологический и личностный компоненты. Научная новизна состоит в том, что в структуре личности специалиста предусмотрены новые нравственные качества, обеспечивающие экоцентрическое взаимодействие с миром природы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная компетентность, личностные качества, специально-экономический, экологический и личностный компоненты, экоцентризм.

G. V. Shagzhieva

Development of the competitiveness of future professionals

This article discusses pedagogical conditions of formation of the competitiveness of future agricultural specialists in agricuclture, which provides specially-economic, environmental and personal components. Scientific novelty concludes in the fact that the structure of the specialist's personality contains new moral features that provide ecocentic interaction with the natural world.

Keywords: competitiveness, professional competency, personal properties, social-economic, environmental and personal components, ecocentrism.

Российское общество в настоящее время прокладывает себе путь к цивилизованным рыночным отношениям, осваивая закономерности государственного, корпоративного и индивидуального рыночного опыта.

В этом процессе концептуальное значение имеет профессиональное образование. Экономике нужны специалисты, обладающие современной экономической культурой, новой нравственностью, предполагающей гармонизацию экономических, экологических и моральных аспектов профессиональной деятельности. Экономика, ориентированная только на получение прибыли, игнорирующая интересы природы, глобальные экологические и неогуманистические проблемы, приведет природу и человечество к катастрофе.

Мы разработали и внедрили модель сельскохозяйственного образования, направленную на развитие конкурентоспособности будущих специалистов сельского хозяйства, обладающих профессиональной компетентностью в инновационном толковании, в структуре которой мы предусматриваем специально-экономический,

экологический и личностный компоненты.

Специально-экономический компонент

включает специальные знания, необходимые для формирования экономической компетентности студентов - будущих специалистов сельского хозяйства.

Экологический компонент профессиональной компетентности предполагает овладение студентами экологическим видением своей профессиональной деятельности, означающем ее ориентированность на экологическую целесообразность, на сохранение существующего экологического равновесия.

Личностный компонент профессиональной деятельности будущих специалистов означает овладение ими нормами и правилами этического взаимодействия с природой, профессиональной предприимчивостью и профессиональной креативностью.

Выделение компонентов профессиональной компетентности является условным, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены формированию нового типа специалиста, способного к воплощению на практике идей устой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.