Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические критерии и показатели развития экологического сознания будущих специалистов'

Психолого-акмеологические критерии и показатели развития экологического сознания будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турчаева Р. А.

В статье рассматривается структурно-содержательная характеристика экологического сознания будущего специалиста и психолого-акмеологические детерминанты, критерии и показатели развития экологического сознания будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologo-Acmeological Criteria and Parameters of the Development of Ecological Consciousness of the Future Experts

The article considers the structural-substantial characteristic of the ecological consciousness of the future expert, and also in this connection the psychological and acmeological determinants, criteria and parameters of development of the ecological consciousness of the future expert are considered.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические критерии и показатели развития экологического сознания будущих специалистов»

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Р.А. Турчаева

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

В статье рассматривается структурно-содержательная характеристика экологического сознания будущего специалиста и психолого-акмеологические детерминанты, критерии и показатели развития экологического сознания будущего специалиста.

В рамках акмеологии и психологии развития экологическое сознание следует рассматривать как высшую форму развития психики, которая обретает реальность своего существования во взаимодействии человека со средой. Это может означать, что система «человек—природа (окружающая среда)» выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении как общеприродные принципы развития, так и природу бытия человека, и тем самым способный к саморазвитию через формирование «совместного субъекта становления психической реальности» [9. С 98—99]. Эффективность развития такого рода экологического сознания определяется психолого-акмеологическими детерминантами (познавательными, ценностно-смысловыми, эмоционально-ценностными, психодидактическими, диагностическими, организационно-функциональными, процессуально-содержательными, управленческими, итогово-прогностическими) и объективными и субъективными условиями, а степень реализации психологопедагогических возможностей в данной сфере оценивается совокупностью пси-холого-акмеологических критериев и показателей.

Говоря об эффективности развития экологического сознания будущих специалистов, мы предполагаем в качестве конечного результата данного процесса определенный уровень сформированности компонентов экологического сознания.

Полной характеристики сущности понятия «сформированность» в психоло-го-педагогической литературе не существует. В справочных изданиях понятие «формирование» трактуется как признание определенной формы, законченности. Мы разделяем точку зрения многих исследователей, определяющих понятие «сформированность» как уже законченную (состоявшуюся) определенную форму чего-либо. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие основные характеристики понятия «сформированность»: 1) полнота или содержательность — показатель, способствующий выявлению точных значений, формулировок, признаков, построению и анализу определенных понятий, характеризующих действия личности; 2) системность — показатель, рассматри-

вающий явления как систему, не сводимую к сумме своих элементов, характеризующих степень осознания межуровневых отношений по различным признакам; 3) обобщенность — показатель отражения общих признаков и качеств, характеризует степень сформированности, обобщенности представлений о связях признаков понятий; 4) действенность — показатель произвольной преднамеренной опосредованной активности, направленной на достижение осознаваемой цели; 5) эмотивность — показатель, характеризующий содержание, качество и динамику эмоций и чувств; 6) эмпатийность — показатель, раскрывающий эмоциональное состояние проникновения (вчувствования) в переживание другого человека; 7) осознанность — показатель, рассматривающий степень осмысления, понятия явления действительности; 8) устойчивость — показатель, характеризующий степень постоянства взглядов, чувств и т.д.; 9) результативность — показатель, рассматривающий завершенность какой-либо деятельности, итог.

В основе разработки критериального аппарата с целью определения уровня сформированности экологического сознания лежит характеристика следующих его компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, эмоционально-волевого и рефлексивного, что позволило сформулировать соответствующие критерии и адекватные им показатели сформирован-ности экологического сознания будущего специалиста. Рассмотрим содержательные особенности перечисленных компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентации, побуждающих к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности; наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, инициативность, принципиальность и др.), определяющих осознанное освоение специалистом экологоориентированных ценностей, направленных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием и обусловливающих характер практического применения экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к окружающему природному миру и поведения в нем; осознание необходимости сохранения природной среды как высшей ценности; убежденность в собственной причастности к защите и улучшению окружающей среды; понимание общественной и личностной значимости экологоориентированной профессиональной деятельности; потребность активного участия в экологоориентированной (в частности природосохранительной) деятельности; ответственность за результаты профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта; стремление и готовность к постоянному экологическому самообразованию. Важной составляющей мотивационно-ценностного компонента является потребность в осуществлении экологоориентированной деятельности, добровольном, осознанном участии в ней, наличие чувства ответственности за ее результаты. Отношение к такого рода деятельности служит одним из показателей сформированности ответственного отношения к окружающей среде.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (мировоззренческих, естественнонаучных, нормативно-правовых, практических), выступающих ориентировочной основой для экологоориентированной профессиональной деятельности. Система знаний, входящих в когнитивный компонент, служит основой для осознания проблем взаимодействия общества и природы; понимания целостной экологической картины мира, что способствует объяснению связей и зависимостей в экосистемах, осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения экологически безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими решению экологических проблем; формирования ценностных установок по отношению к природе, к собственной экологоориентированной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя способность к эмоциональному переживанию во всех аспектах взаимоотношений с природой (в рамках профессиональной деятельности, образования, отдыха и т.д.). Важное значение имеет эмоционально-ценностное отношение человека к природе, экологическим проблемам как глобального, так и регионального уровня, которое выражается в сознательном либо бессознательном единении человека с природой, ее гармонией и целостностью, в переживании радости от ощущения гармонии природы и страдания от ее ущербленности, уничтожения красоты.

Деятельностно-поведенческий компонент предполагает владение умениями по практическому применению экологических знаний в профессиональной деятельности в целом, в решении конкретных экологических проблем, в практическом улучшении состояния окружающей среды. В частности, собственный практический опыт экологоориентированной деятельности, включающей все аспекты взаимодействия человека со средой обитания, в том числе связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства, всей социальной сферы. При этом понятие «экологоориентированная деятельность» не подменяет понятия «взаимодействие с природой», поскольку это прежде всего материальная деятельность людей по сохранению и улучшению окружающей природы, экологизации производства, созданию экологически безопасных технологий, а также духовная деятельность, связанная с формированием экологической культуры. Экологоориентированная деятельность носит познавательный и преобразовательный характер. В первом случае в результате ее происходит познание объектов, процессов, взаимосвязей в окружающей социальноприродной среде, во втором — преобразование природы, общества, самого человека.

Рефлексивный компонент включает способность к самооценке отношения человека к окружающему природному миру, среде обитания и жизнедеятельности, собственной готовности к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности, ее результатов, опыта социального и профессионального; стремление и готовность к самообразованию, самопознанию (внутреннего мира, в том числе самого себя как неотъемлемой части природы), саморазвитию личности.

Приведенная характеристика компонентов позволяет представить критерии экологического сознания и адекватные им показатели сформированности ее у специалиста в следующем плане:

— мотивационно-ценностный критерий (показатели: устойчивость интереса к экологическим проблемам, наличие потребности в повышении уровня экологических знаний, мотивация экологоориентированной деятельности, в том числе профессиональной, преобладающий характер личностно значимых экологоориентированных ценностей и др.);

— когнитивный критерий (показатели: объем, осознанность, прочность экологических знаний; владение рациональными приемами поиска и обработки экологической информации, способами принятия экологоориентированных решений в профессиональной деятельности, а также в конкретных экологических ситуациях);

— эмоционально-отношенческий критерий (показатели: модальность, интенсивность и тип субъективного отношения к природе, доминирующую установка по отношению к природе);

— деятельностно-практический критерий (показатели: готовность к преобразованию окружающего природного мира на основе опыта использования экологических знаний, умение проектировать и воплощать идеи экологической целесообразности в профессиональной и других видах деятельности, творчески решать реальные экологические проблемы, опыт практической экологоориентированной, в том числе природосохранительной деятельности и др.);

—рефлексивный критерий (показатели: рефлексивные приемы личности, самоанализ отношения к окружающему природному миру и самому себе как неотъемлемой его части, оценка собственной готовности к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности, ее результатов, в т.ч. в рамках социального и профессионального опыта; духовное стремление к самообразованию и саморазвитию).

Остановимся на особенностях эмоционально-отношенческого критерия, показатели которого, а также доминирующая установка в отношении к природе подробно раскрыты в работах С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [6; 8]. Субъективное отношение к природе, по мнению данных авторов, является ведущей подструктурой экологического сознания и именно через отношение личности имеющиеся у нее экологические представления становятся фактором, детерминирующим выбор «стратегий и технологий» взаимодействия с природой.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе признаются модальность (объектно-прагматическая, объектно-непрагматическая, субъектно-прагматическая, субъектно-непрагматическая), являющаяся ее качественносодержательной характеристикой и интенсивность — показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

В структуре параметра интенсивности С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выделяют компоненты:

— перцептивно-аффективный — характеризует уровни: эстетического освоения объектов природы; отзывчивости на их витальные проявления и этического освоения;

— когнитивный — характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и в стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы и т.д.;

— практический — характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т.д. (При низком уровне сформированно-сти практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т.е. его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией; при высоком — человек сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой);

— поступочный — характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии своим субъективным отношением к природе. Данный компонент является концентрированным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной надситуативной активности личности.

На основе параметров модальности и интенсивности С.Д. Дерябко и В.А. Яс-виным разработана психологическая типология субъективного отношения к природе и выделены следующие его типы:

— перцептивно-аффективный объектно-непрагматический — характеризуется преобладанием перцептивно-аффективного компонента интенсивности. Личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие природы. При контактах с природными объектами личностью не преследуется цель получить от них какой-либо «полезный продукт», преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе и т.д. Личность с таким типом отношения к природе ориентирована на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам;

— когнитивный субъектно-непрагматический — характеризуется преобладанием когнитивного компонента интенсивности. Для личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы. В основе деятельности с природными объектами, как и в первом случае, лежит непрагматическая мотивация, но отличающаяся по содержанию. Субъективное отношение в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере: личность стремится больше узнать о различных растениях и животных, об экологических связях, в своей познавательной деятельности не стремится получить какой-либо «полезный продукт» от природного объекта;

— когнитивный субъектно-прагматический — характеризуется преобладанием когнитивного компонента интенсивности. Личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер. Субъективное отношение личности также в наибольшей степей проявляется в познавательной сфере, но мотивом познавательной деятельности является не радость от самого процесса познания, а приобретение тех или иных знаний, которые в этом случае выступают как своеобразный «полезный продукт»;

— практический объектно-прагматический — характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности. Личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие природы как источника материальной пользы, поставщика ресурсов, которым можно полностью распоряжаться, покорять и т.д., иными словами, как средства. Природные объекты — это лишенные всякой самоценности объекты манипуляции, которые при необходимости могут без сожаления подвергаться деструктивному, разрушительному воздействию, — их ценность определяется лишь тем, насколько они могут быть полезными для человека. В основе деятельности с природными объектами у личности с данным типом отношения лежит четко прагматическая мотивация;

— практический субъектно-непрагматический — характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности. Личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы, для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недопустимо по отношению к человеку, недопустимо и с природным объектом. Распространение сферы этических требований на взаимодействие с природой необходимо предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа не может рассматриваться как источник какого-либо «полезного продукта», она ценна сама по себе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

[2] Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития. — М.: Изд-во РАГС, 2006.

[3] Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. — М., 2000.

[4] Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Издательство МПСИ, 2007.

[5] Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала. Монография. — Воронеж, 2006.

[6] Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Изд-во МПСИ, 1999.

[7] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 4—17.

[8] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[9] ПановВ.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2005.

PSYCHOLOGO-ACMEOLOGICAL CRITERIA AND PARAMETERS OF THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE EXPERTS

R.A. Turchaeva

The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities The Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation

Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606

The article considers the structural-substantial characteristic of the ecological consciousness of the future expert, and also in this connection the psychological and acmeological determinants, criteria and parameters of development of the ecological consciousness of the future expert are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.