Профессиональное становление личности
А.В. Гагарин
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, экологоориентированная акмеологическая среда.
Key words: ecological culture, ecological consciousness, ekologoorientirovannaya acmeologic environment.
Реальные и необратимые нарушения экологического равновесия на планете, сопровождаемые увеличением количества и качества (по силе воздействия на природу и человека как ее неотъемлемую часть) природных и техногенных катастроф, масштаб которых приобретает глобальное значение, ставят сегодня принципиальный вопрос «Быть или не быть человеческой цивилизации?» Вопрос о выживании и сохранении вида Homo sapiens.
В этой связи как никогда актуализируется, с одной стороны - проблема экологической культуры личности и общества, с другой - условий и методов ее формирования, развития и адекватного проявления в различных видах жизнедеятельности.
Важнейшее значение в современных условиях приобретает феномен профессионально-экологической культуры - экологической культуры специалиста в различных сферах народного хозяйства и управления.
Профессионально-экологическая культура будущего специалиста рассматривается нами как личностное свойство, которое отражает психологическую, теоретическую и практическую готовность будущего специалиста ответственно относится к окружающей среде, его способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в профессиональной деятельности, и которое характеризует особенности экологоориентированного мировоззрения, поведения и деятельности личности во взаимодействии с природой.
Проявления профессионально-экологической культуры в профессиональной деятельности - 1) компетентностные - как неотъемлемого компонента профессионализма личности, и 2) мировоззренческие - как отражение ее (личности) экологического сознания, - детерминируют соответствующее (экологически целесообразное) поведение будущего специалиста в экологически проблемных ситуациях.
В первом случае представляется существенным рассмотрение тех компетенций будущего специалиста, которые способствуют тому, чтобы его действия и решения в ситуациях экологического риска работали бы в контексте идей устойчивого развития природы и человека, и способствовали эффективному выполнению экологических требований к выполнению той или иной профессиональной деятельности. Тогда на первый план выходит проблема проявления экологической компетентности личности как имманентного компонента высокого уровня профессионализма личности, независимо от его профессиональной ориентации, включающего знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности.
Экологическая компетентность будущего специалиста позиционируется нами, с одной стороны - как важнейшей составляющей профессионально-экологической культуры личности, с другой - интегрального критериального показателя ее сформированности.
Как составляющая профессионально-экологической культуры личности экологическая компетентность есть способность человека к интеграции экологических знаний, умений и навыков, способов их использования в различных видах практической деятельности, готовность человека к осуществлению природосохранительной деятельности, его опыт по сохранению окружающего природного мира и решению экологических проблем; результат овладения будущим специалистом ключевыми компетенциями (общекультурной; ценностно-смысловой; компетенцией личностного самосовершенствования).
Как интегральный критерий сформированности профессионально-экологической культуры личности экологическая компетентность отражает ее (культуры) проявление в мотивационно-ценностном, когнитивном, деятельностно-поведенческом, эмоционально-волевом, рефлексивном аспектах; в личностных функциях - мировоззренческой, методологической, экологической, ценностной, прогностической, социальной, культурной, профессиональной; в конкретно-индивидуальном проявлении в содержании профессиональной деятельности и в требованиях к ее реализации в рамках экологического императива.
Во втором случае на первый план должны выйти мировоззренческие особенности личности управленца, специалиста, способной и готовой решать проблемы устойчивого развития на местном и глобальном уровне. Несомненно, это личность, в основе становления которой лежит экологоориентированное мировоззрение [5], которое способствует выявлению возможностей познания окружающего природного мира, особенностей экологической индивидуальности, норм поведения, отношения личности к окружающему природному миру, другим людям, влияния на характер его жизненных стремлений, вкусов, мотивационно-потребностной сферы, определению ценностной. Вместе с тем по своему содержанию и направленности экологоориентированное мировоззрение зависит от социально-политической, философской, атеистической, религиозной, нравственной и эстетической ориентации личности, связано с этнокультурными традициями, местом проживания и т.д. По этой причине, экологоориентированное мировоззрение, обладая общими чертами (например, сохранение жизни на Земле - как высшая ценность развития человечества), у представителей разных социальных групп и этносов оно может иметь свои специфические особенности. Оно вбирает сущность отношений личности к окружающему природному миру, ее сохранении, разумному преобразованию, определения своего места в нем.
В этой связи важно рассматривать экологоориентированное мировоззрение как идеальное («вершинное») качество личности, которое определяет ее место как субъекта в развивающемся пространстве (природном и социальном) жизнедеятельности; как многомерную систему и многокомпонентное образование, имеющее сложную динамическую структуру, включающую важнейшие экологоориентированные достижения личности на пути ее совершенствования, которые определяют в свою очередь личностные функции экологоориентированного мировоззрения; как мировоззренческую составляющую профессионально-экологической культуры, экологического сознания и поведения личности, отражающую устойчивость взглядов и убеждений будущего специалиста на природу, на взаимоотношение природы и общества, на планету как среду обитания человечества.
Для последнего момента считаем необходимым некоторое разъяснение.
В настоящее время под экологическим сознанием чаще всего понимают систему представлений о мире природы, личностного (субъективного) отношения к миру природы, технологий взаимодействия с миром природы и этического (ценностного) отношения к миру природы. (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). По сути, в основе экологической культуры личности лежат противоположные типы экологического сознания - антропоцентрический и экоцентрический. Главной особенностью антропоцентрического сознания является приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над собственными закономерностями ее развития; экоцентрического - приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов. Актуальное экологическое сознание включает в себя оба случая, причем «акцент на том или другом часто зависит от конкретной ситуации экологического риска, требующей принятия того или иного решения» [6].
Так, в рамках профессиональной деятельности специалиста-управленца важнейшим проявлением профессионально-экологической культуры будет культура принятия экологоориентированных управленческих решений как, его психологическая, теоретическая (знаниевая) и практическая готовность к принятию на различном уровне, в том числе государственном, решений с позиций их экологической целесообразности и ответственного отношения к окружающей человека среде [1]. Данный аспект актуален в реализации идей устойчивого развития, поскольку управленцы выступают не только носителем властных функций и субъектом проведения государственной экологической политики, но профессиональная деятельность которых напрямую связана с обеспечением жизнеспособности государства и здоровья населения.
При этом «баланс» «антропо- и экоцентрического» в актуальном экологическом сознании будет определяться соответствующей управленческой установкой специалиста -управленца, его способностью к эколого(природо)сообразной деятельности в любых биосоциальных сферах и в различных направлениях прагматически ориентированной антропогенной активности.
Несомненно, что в интересах устойчивого развития специалисту-управленцу необходимо, с одной стороны - проявлять экологическую грамотность, от которой зависит защита окружающей среды, снижение ресурсо-, материало-, энергоемкости производства, внедрение малоотходных технологических систем и процессов, минимизация потерь продукции; уметь (владеть технологиями) разумного выбора рациональных путей решения широкого спектра природоохранных задач, формирующегося во всех подсистемах современного ТЭКа, агропромышленного комплекса и т.д.; понимать (рефлексировать) смысл современных проблем взаимодействия общества и природы и их совместного устойчивого развития, причинную обусловленность возможных негативных воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду; квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, увязывая решение управленческих и производственных задач с соблюдением соответствующих природосохранительных требований.
В связи со сказанным возникает правомерный вопрос о продуктивных технологиях формирования и развития профессионально-экологической культуры будущего специалиста, о технологиях, направленных на создание у будущего специалиста непосредственно культурологической, компетентностной и мировоззренческой готовности для успешной реализации идей устойчивого развития.
В данном случае необходимо говорить об экологическом образовании, нацеленном на развитие профессионально-экологической культуры будущего специалиста как меры и способа реализации сущностных сил человека в эко-социальном бытие, а в рамках профессиональной деятельности - на реальное воплощение указанной культуры, прежде всего, в форме проявления экологической компетентности специалиста, экоцентрических установок сознания и мировоззрения.
Тогда на первый план выходят акмеологические технологии развития такого рода личности по новоообразованиям: изменение отношения к себе; изменение отношения к другим людям и к природе; овладение средствами саморазвития и саморегуляции; а подбор содержания, методов и средств должны предопределить соответствующие принципы экологичности, деятельности, гуманистичности, акмеологичности, проживания, осознанности, рефлексии.
Понятно, что ведущую роль (наряду с политикой, СМИ, а также стихийными факторами -непосредственными условиями жизни, случайной информации и т.п.) в формировании и развитии профессионально-экологической культуры должно выполнять целенаправленное общее, профессиональное и дополнительное экологическое образование. Необходимым условием этого является включение будущих специалистов в специально организованную деятельность, имеющую эколого-практические, природоохранные, природоохранные и т.п. цели - в деятельность, ориентированную на освоение обучающимися окружающего природного мира; на обогащение их когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и морально-волевой сфер; на созидательный и охранительный аспекты воздействия человека на окружающий природный мир; на изменение обучающимися самих себя, включающем совершенствование мировоззренческой и мотивационно-потребностной сфер, а также в изменение характера экологического сознания от антропоцентрического к экоцентрическому.
Такого рода (экологоориентированная) деятельность должна выступать системообразующим фактором экологического образования, что позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования профессионально-экологической культуры.
В качестве исходного основания для осмысления концептуальных основ такого экологического образования нами использованы основные положения деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), согласно которым формирование и проявление психологических свойств, качеств и способностей человека происходит посредством включения его соответствующие виды предметной деятельности и освоения их. Поэтому в качестве необходимого условия формирования и развития профессионально-экологической культуры будущего специалиста рассматривается включение его в различные виды учебной, практической и
иной деятельности, содержание которых имеет экологоориентированные установку и ценность.
На основе анализа научных положений о деятельности, разработанных в психологических и педагогических исследованиях, нами выделены ее общие характеристики, способствующие раскрытию категории «экологоориентированная деятельность». В основу анализа были положены подходы известных отечественных ученых, которые рассматривают деятельность:
- как активность субъекта в конкретных условиях, действенную связь между человеком и миром, тип отношений к окружающей действительности на разных этапах онтогенеза (С. Л. Рубинштейн);
- как процесс, который осуществляет связь с внешним миром, побуждается и направляется предметом потребности (А. Н. Леонтьев);
- как философскую, социологическую и психологическую категорию; взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя (К. К. Платонов);
- как вид функциональной активности, в форме которой предстает совокупность совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее, и которая имеет решающее значение для существования и развития человека и общества (Е. А. Климов);
- как активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (В. В. Давыдов);
- как целесообразно организуемое взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого осознанно осваиваются социальные ценности, формируются отношения с окружающим миром, обогащается сознание, совершенствуются личностные качества (А. В. Иващенко).
Анализ представленных выше подходов позволил определить особенности экологоориентированной деятельности в формировании и развитии профессионально-экологической культуры будущего специалиста, заключающиеся в том, что она направлена:
- на формирование познавательных, практических и творческих умений профессионально-экологического характера; на развитие волевых качеств личности; на развитие стремления к ее познанию в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; на выработку экологических норм (императива) поведения в профессиональной деятельности, исключающих нанесение вреда или ущерба природе, ее загрязнение или разрушение;
- на непосредственное взаимодействие личности с окружающим природным миром, в результате которого: а) приобретается собственный опыт, возникающий при коллективном или индивидуальном решении разнообразных экологоориентированных теоретических, практических, научных, профессионально-творческих задач; б) развивается преимущественно субъектно-непргаматический тип субъективного отношения к природе;
- на коммуникативное взаимодействие личности с природой, в результате которого приобретается личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне эмоционального и личностного взаимодействия с ним.
При этом экологоориентированная деятельность непосредственно связана с учебной деятельностью, в процессе которой в результате изучения ряда учебных дисциплин происходит овладение обучающимися экологическими знаниями, умениями и навыками, но с ней не отождествляется ввиду того, что осуществляет иные, более предметные цели.
Принципиальное значение для продуктивного формирования и развития профессионально экологической культуры будущего специалиста как качественного позитивного изменения уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, эмоционально-волевого, рефлексивного ее компонентов в условиях экологоориентированной деятельности имеет специальная организация в высшем учебном заведении комплекса возможностей (среды) для ее (деятельности) активного осуществления. В данном случае речь идет об образовательно-профессиональной как среде экологооориентированной акмеологической.
Специально организованная экологоориентированная акмеологическая среда - есть образовательно-профессиональная среда высшего учебного заведения в социальном (преподаватели и другие студенты), естественном природном, экологизированном и
акмеологизированном предметном и технологическом компонентах которой отражена ее экологичность и акмеологичность.
Экологичность (экологическая ориентация) рассматриваемой среды заключается в том, что в ее условиях возможна организация экологоориентированной деятельности студентов: а) максимально разнообразной по формам организации и различной по целевой направленности для преподавателя и студента, по видовой структуре, по условиям и уровням организации; б) осуществляемой студентами и преподавателями в процессе непосредственного взаимодействия с природой; в) выступающей ведущим условием развития экологического сознания их личности с учетом информационно- познавательного, аффективно-оценочного, коммуникативно-поведенческого, ценностно-нравственного аспектов.
Экологоориентированная акмеологическая среда высшего учебного заведения есть комплекс влияний и условий для повышения эффективности формирования и развития профессионально-экологической культуры студентов посредством их включения в экологоориентированную деятельность, что создает возможность для раскрытия еще непроявившихся экологических интересов и способностей студентов, и развития уже проявившихся; для развития способности студентов быть субъектами своего познавательного, личностного и профессионального развития, в том числе в экологических областях знаний и умений; для развития экологического сознания субъектов эколого-образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами.
Акмеологичность экологоориентированной среды высшего учебного заведения заключена, прежде всего, в том, что она рассматривается нами как образовательная среда, ориентированная на адаптацию к индивидуальным особенностям каждого студента; как комплекс возможностей для развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер будущих специалистов, его социализации эффективной реализации личностного потенциала, проявления субъектности в различных сферах жизнедеятельности.
К сущностным характеристикам образовательной среды, позволяющим рассматривать ее как акмеологическую (т.е. обеспечивающую активизацию процесса развития и саморазвития личности) необходимо отнести следующие: свобода выбора для субъектов образовательного процесса, ориентация на принципы личностно-ориентированного обучения и развивающего образования; установка в педагогическом общении на субъект - субъектное взаимодействие, организация акмеологической поддержки акмеориентированного саморазвития студентов.
Создание экологоориентированной акмеологической среды в высшем учебном заведении мы обозначаем как основное условие организации экологоориентированной деятельности, а саму среду как среду ее организации и осуществления. Интегральным критерием эффективности такой среды является возможность обеспечить в ее рамках условия для формирования и развития профессионально-экологической культуры будущих специалистов - ее субъектов. Сама экологоориентированная деятельность, ожидаемым результатом осуществления которой студентами является ни что иное, как тот или иной уровень сформированности их профессионально-экологической культуры, выступает функциональным компонентом данной среды.
Литература:
1. Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. - 2011.
2. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Культура принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне, в том числе государственном // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 23. - С. 19-21.
3. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Психолого-акмеологические основания развития культуры принятия экологоориентированных управленческих решений государственными служащими // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 19-20 апреля 2011 г. / Науч. ред. В. И. Казаренков: В 2 ч. - Ч. II. - М.: РУДН, 2011. - С. 131-137.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
5. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М: Изд-во РУДН, 2008.
6. Панов В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование // Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs решения». Москва. 26-27 октября 2010 г. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 62© Гагарин А.В., 2010
О.С. Анисимов
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Ключевые слова: критическое мышление, рефлексия, формы и методы развития критического мышления.
Key words: critical thinking, reflection, forms and methods of critical thinking.
Руководство страны ввело стратегическую установку на переход страны на инновационный путь развития. Это стало неизбежным в условиях роста мировой конкуренции в экономике, политике, науке, инноватике и др.
Особенностью нашей страны является тяжелое наследие деструктивного этапа в переходе на рельсы рыночной экономики, во время которой были утрачены лидирующие позиции в ряде сфер и областей деятельности.
Особо чувствительным был ряд деструктивных и хаотических реформенно ориентированных действий в науке, образовании и аналитике. Стремление к «легким» деньгам, «легким» решениям, неупорядоченность и стратегическая неопределенность действий в управлении этими сложными системами, насыщенными быстро меняющимися интеллектуальными технологиями, требующими часто высокого уровня затрат и т.п. создали парадокс в подготовке будущих специалистов.
Его можно, предварительно, охарактеризовать несколькими положениями:
• резкое возрастание «свободы» в построении образовательных систем;
• «экономизация» механизма образования, часто сводимая к изъятию денег у поступающих на учебу;
• существенное ослабление качества подготовки;
• отстранение от передовых образцов и проектов образовательных систем, имеющихся в пределах своего отечества;
• игнорирование идей, теорий, оснований, имеющихся в отечественном образовании в дореформенный и реформенный период;
• игнорирование научно-практического направления, ориентированного на подготовку творческих специалистов с устремленностью на высшие достижения, т.е. «акмеологию», выделившихся в отечественной мысли в 1992 г. и обладающего постоянно растущим объемом новаторских разработок;
• отсутствие государственной политики в рамках идеи ускоренного роста высшей профессиональной элиты и ее использования в инновационном комплексе, что сдерживает актуализацию акмеологического потенциала большого коллектива приверженцев акмеологической парадигмы (кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Международной академии акмеологических наук, кафедр и научных советов по защите диссертаций для подготовки научного и консультационного сервиса акмеологических служб в стране и т.п.
Для инновационной практики во всех областях деятельности, включая государственное, региональное, местное самоуправление решающим фактором полезности для нового укрепления руководства страны и вовлеченности наиболее активных сил предстает связь творческого самовыражения и его инновационной значимости.
Во всех случаях это означает совмещение двух моментов:
1. критическое отношение к прошлой деятельности и ее результатам;