Научная статья на тему 'Акмеологические принципы, детерминанты и технологии развития экологического сознания будущих специалистов'

Акмеологические принципы, детерминанты и технологии развития экологического сознания будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
939
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гагарин А. В., Турчаева Р. А.

Рассматривается акмеологический подход как стержневая основа развития экологического сознания будущих специалистов, и в этой связи раскрываются акмеологические принципы, детерминанты и особенности технологии указанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гагарин А. В., Турчаева Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological Principles, Determinants and Technologies of Development of Ecological Awareness of the Future Experts

The acmeological approach as a core basis of the development of ecological awareness of the future experts is considered in the article, and in this connection the acmeological principles, determinants and technologies of the specified process are disclosed.

Текст научной работы на тему «Акмеологические принципы, детерминанты и технологии развития экологического сознания будущих специалистов»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

А.В. Гагарин

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Р.А. Турчаева

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте РФ Проспект Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

Рассматривается акмеологический подход как стержневая основа развития экологического сознания будущих специалистов, и в этой связи раскрываются акмеологические принципы, детерминанты и особенности технологии указанного процесса.

Акмеологический подход (К.А. Абульханова, Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев,

А.С. Гусева, А.В. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В Кузьмина, А.К. Маркова), сущность которого заключается в осуществлении комплексного исследования и созидании или восстановлении целостности человека [4. С. 36—37], позволяет осмыслить стержневую основу развития экологического сознания будущих специалистов. Индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики человека в рамках акмеологического подхода изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях для того, чтобы помочь ему в достижении акме и самоосуще-ствлении.

Акмеологический подход предполагает, что акме и самоосуществление — это не идеальные образы, а постоянное движение к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития. Человек не просто реализует себя, совершая выбор между репродуктивными способами развития; он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает жизненные ожидания, ищет возможности для развития акмеологически значимых качеств, вырабатывает собственную траекторию саморазвития.

Акмеологический подход позволяет теоретически осмыслить сущность личности как субъекта саморазвития. С точки зрения акмеологического подхода субъект саморазвития как бы находится в пространстве между двумя полюсами — от реального, часто неоптимального до идеального способа самоорганизации. Активность человека как субъекта развертывается именно в этом «реально-идеальном» пространстве и проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам, и объективными условиями его жизнедеятельности. Субъект саморазвития и вы-

рабатывает определенный способ организации своей жизнедеятельности, который зависит не только от его природных особенностей, но и в значительной степени от его ценностей, установок, целей.

Став субъектом саморазвития, человек вырабатывает индивидуальный способ достижения акме и самоосуществления, который представляет собой интеграл акмеологической культуры, личностных свойств и качеств, а также индивидуальных характеристик. Тем самым акмеологический подход дает стратегию преобразования наличного уровня развития человека как целостности в высший, оптимальный. Кроме того, данный подход предполагает целостность и интеграцию не только исследовательских, но и развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

В рамках акмеологии и психологии развития экологическое сознание рассматривается [10] как высшая форма развития психики, которая обретает реальность своего существования во взаимодействии человека со средой. Это означает, что система «человек — природа (окружающая среда)» выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении как общеприродные принципы развития, так и природу бытия человека, и тем самым способный к саморазвитию через формирование «совместного субъекта становления психической реальности» [10. С. 98—99].

Психика как явление обычно рассматривается в трех видах психической реальности: как психический процесс, как психическое состояние и как черты личности, в данном случае — как сознание. Отсюда фундаментальная особенность развития сознания как становления психической формы бытия индивида: становление сознания происходит как такое изменение психики индивида, при котором его процессы восприятия, переживания и поведения функционально объединяются (интегрируются) в психические состояния, а психические состояния превращаются в структурные компоненты сознания. Это есть стержневая основа формирования любого типа сознания, в том числе — экологического [10. С. 99].

Проведенный нами теоретический анализ подходов к развитию экологического сознания будущего специалиста позволил в качестве основных принципов, предопределивших подбор содержания, технологий, методов и средств психо-лого-педагогической организации осуществления данного процесса, определить следующие.

Принцип экологичности, согласно которому любые психические процессы должны формироваться и исследоваться в естественных (экологических) условиях [3; 9; 12].

Принцип деятельности, согласно которому естественным условием развития (самоактуализации) психических функций и способностей человека является обучение через совместную деятельность и общение (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн,

В.В. Рубцов и др.).

Принцип гуманистичности, согласно которому организация взаимодействия с другими людьми, с самим собой и с миром природы должны строится в соответствии с принципами гуманистической психологии: принятие уникальности

и самоценности каждого человека (других людей и самого себя), а в нашем случае и объектов окружающего мира природы; безоценочность, безопасность; поддержка (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

С позиций акмеологии это должно выражаться в повышении интереса к себе и другим, в принятии себя и других людей как субъектов самоактуализации их природного потенциала к развитию (и, соответственно, в повышении потребности достижений), в повышении доверия к окружающему миру (и, соответственно, в понижении тревожности), а также в принципах проживания, осознанности, рефлексии, согласно которым каждый будущий специалист, студент должен иметь возможность проявить собственную активность и обрести свой чувственный и личностный опыт переживания и проживания новых психических состояний, а также возможность к его осознанию и вербализации в любых свободных формах [11].

И в этом случае на первый план выходят акмеологические технологии развития экологического сознания — игровые и тренинговые, примером которых в контексте развития экологического сознания по экоцентрическому типу могут служить тренинговые методы коррекции и формирования экологического сознания [5], экологические имитационно-игровые и практико-ориентированные методы [1; 7], методы психологического расширения экологического сознания [11] — диапазона перцептивных, рефлексивных и коммуникативных возможностей человека.

Указанные принципы позволяют нам определить основные акмеологические технологии развития экологического сознания по следующим личностным новообразованиям:

— изменение отношения к себе (изменение самооценки, обнаружение в себе новых сенсорных возможностей, принятие себя, повышение интереса к себе как к объекту познания и субъекту саморазвития, потребности в психологических знаниях, умениях и навыках, и др.);

— изменение отношения к другим людям и к природе (ценностное отношение к другим и природе, принятие субъект — субъектной логики отношений, проявление сопереживания, соучастия, сотворчества, природоохранная деятельность);

— овладение средствами саморегуляции, позволяющими эффективно использовать потенциал своей памяти, внимания, образного мышления, здоровья, повысить чувствительность человека, его ответственность за физическое и психическое здоровье окружающих, принять установку на осторожность, внимательность, доверие, эмпатию, а также уважительное отношение к другим людям, к объектам природы и др.

С целью внедрения указанных технологий необходимо применять методы и средства развития восприятия и созерцания природных объектов, самонаблюдения, указанные ранее игровые и тренинговые методы (в том числе имитационноролевые игры, психологические тренинги, включающие упражнения на развитие перцептивных ощущений), релаксационные практики, методы развития интуитивного, образного и рефлексивного мышления, экологические дискуссии, беседы посредством организации дидактического диалога. К методам, формирующим субъект-субъектные отношения необходимо отнести социально-психологические

тренинги, имеющие гуманистическую направленность в процессе группового или индивидуального взаимодействия в системах «человек (Я — Я другой)», «человек — человек», «человек — природа».

В содержательно-процессуальном плане использование акмеологических технологий включает в себя расширение знаний о природе в целом и в частности о природе развития человека; развитие субъект-субъектного отношения к миру природы (растительным и живым его формам), к другим людям и к самому себе как части природы, способной к осознанному развитию, самоактуализации своих природных возможностей; развитие способностей к коммуникативному и «энергоинформационному» [8] взаимодействию с самим собой, с другими людьми и с объектами окружающей природной среды.

В рамках выявления психолого-акмеологических закономерностей развития экологического сознания будущих специалистов на основе теоретического анализа психологических и педагогических работ можно определить следующие психо-лого-акмеологические детерминанты, обеспечивающие в комплексе эффективное развитие экологического сознания будущих специалистов:

— познавательные (формирование представлений о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе, экологоориентированного отношения к миру природы, а также системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с миром природы);

— ценностно-смысловые (освоение студентами экологоориентированных ценностей, формирование экологических ценностных ориентаций);

— эмоционально-ценностные (формирование субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения к миру природы посредством субъектифи-кации природных объектов и на основе сформированных экологических ценностных ориентаций);

— психодидактические (комплексное планирование психодидактических задач развития экологического сознания будущих специалистов посредством использования активных методов обучения, в том числе игромоделирования экологических ситуаций, действий, деятельности в обучении, рефлексивного диалога, эколого-психологических и акмеологических тренингов взаимодействия с природой с целью формирования психологической значимости общения с природными объектами и идентификации, т.е. отождествление себя с ними, разнообразных технических средств);

— диагностические (использование в процессе занятий комплекса диагностических методов изучения индивидуально-личностных особенностей, включая особенности экологического сознания, позволяющего учитывать индивидуальные особенности и возможности студентов).

Эффективность развития экологического сознания будущих специалистов в вузе обусловлена рядом акмеологических детерминант:

— организационно-функциональных, обеспечивающих выявление уровней субъектного опыта взаимодействия студентов в экологоориентированной деятельности; оказание дифференцированной и индивидуальной помощи студентам

в самопознании и самоопределении, рефлексии, т.е. самоосознании и расширении своих знаний о природных объектах, субъективного отношения и эмпатии, личностного смысла и способов взаимодействия и т.д.;

— процессуально-содержательных, направленных на приведение содержания экологоориентированного компонента образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение личностно значимых результатов совершенствования в данной сфере; осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической деятельности с учетом субъектного опыта студентов в экологоориентированной деятельности;

—управленческих и итогово-прогностических, обуславливающих программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в освоении экологоориентированных ценностей; выделение критериев оценки эффективности реализации данного процесса с учетом динамики субъективного отношения студентов к экологоориентированной деятельности.

В предлагаемом исследовании мы придерживаемся точки зрения, что системообразующим элементом в системе психолого-акмеологических детерминант развития экологического сознания выступает ценностно-смысловой. Другими словами, смысловым ядром формирующегося экологического сознания личности выступают экологоориентированные ценности, а процесс их освоения — есть важнейшее условие его развития [2].

С целью эффективной реализации в процессе развития экологического сознания студентов всей совокупности психолого-акмеологических и собственно ак-меологических детерминант в рамках образовательного процесса вуза необходимо создать экологоориентированную акмеологическую среду как комплекс возможностей для включения студентов в экологоориентированную деятельность, направленную на освоение ими экологоориентированных ценностей.

Перечисленные позиции — освоение студентами экологоориентированных ценностей, создание экологоориентированной акмеологической среды, включение студентов в экологоориентированную деятельность — являются ключевыми категориями для нашего исследования и рассматриваются нами как важнейшие условия развития экологического сознания будущих специалистов, сущностнофункциональное наполнение, взаимосвязь и соотношение которых определены в наших публикациях [2; 6].

Остановимся подробно на том, что с пониманием экологоориентированной деятельности как деятельности специалиста-профессионала, не только и не столько в сферах экологической и природоохранной, сколько в различных профессиональных сферах, нами связывается ее акмеологический аспект, для которого существенно рассмотрение экологоориентированной деятельности специалистов различного профиля. Под такого рода деятельностью прежде всего понимается профессиональная деятельность, осуществляемая ее субъектом с позиций экологической целесообразности. На первый план в этом случае выходит культура принятия специалистом, независимо от ее профессиональной ориентации, экологоориентированных управленческих решений, проблема соответствующих технологий,

не только экологически обоснованных, но и приемлемых социально, а также не нарушающих показатели эффективности профессиональной деятельности в целом, ее общественной, личностной, материальной и духовной значимости. Кроме того, это специально организованная деятельность профессионала, связанного непосредственно с экологической и природоохранной сферами, например, педагога (специальная деятельность, направленная на педагогическую организацию непосредственного или косвенного взаимодействия студентов с окружающим природным миром), эколога (специальная деятельность, связанная с принятием решений по выходу из конкретных экологических ситуаций) и т.п.

Принципиальное значение для эффективного развития экологического сознания будущих специалистов в вузе имеет специально организованная экологоориентированная акмеологическая среда — образовательная среда вуза в социальном (преподаватели и другие студенты), естественном природном, экологизированном и акмеологизированном предметном и технологическом компонентах которой отражена ее экологичность и акмеологичность.

В результате целенаправленного взаимодействия всех характеристик акмео-логической среды у участников образовательного процесса возникают объективные возможности для актуализации интенции саморазвития, реализации своего творческого потенциала и осознания себя как субъектов акмеориентированных изменений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: Монография. — М.: Московский городской психолого-пе-дагогический институт, 2000.

[2] Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. Изд. 2-е, дораб. и доп. — М: Изд-во РУДН, 2005.

[3] Гиббсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., Прогресс, 1988.

[4] Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Издательство МПСИ, 2007.

[5] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[6] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2008.

[7] Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.

[8] Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания: Дисс. ... канд. психолог. наук. — М., 2001.

[9] Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

[10] Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2005.

[11] Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская Н.В. Психическое состояние в структуре экологического сознания // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

[12] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.

ACMEOLOGICAL PRINCIPLES, DETERMINANTS AND TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL AWARENESS OF THE FUTURE EXPERTS

А.V. Gagarin

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

R.A. Turchaeva

The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities The Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia, 119606

The acmeological approach as a core basis of the development of ecological awareness of the future experts is considered in the article, and in this connection the acmeological principles, determinants and technologies of the specified process are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.