Научная статья на тему 'Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте'

Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабкина Н. А.

Цикл творческих занятий, направленных на развитие полноценного восприятия медиатекстов, начинается с коллективного обсуждения кульминационных эпизодов произведений медиакультуры экологической тематики с целью развития у аудитории эмоциональной, творческой активности. Творческие задания по составлению рассказа, например, от имени природного объекта (одушевленного или неодушевленного), фигурирующего в медиатексте, поможет понять и принять субъект-субъектное отношение с миром природы той части аудитории, которая воспринимает представителей природного мира лишь как объекты. Рассказы и монологи могут быть составлены и от имени главного или второстепенного героя произведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте»

Теория медиаобразования

Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте

Н. А. Бабкина

Понятия «экологическое образование» и «экологическое воспитание» появились сравнительно недавно в связи с осознанием угрозы глобального экологического кризиса в 70е годы ХХ века и пониманием того, что «как это ни парадоксально, но надвигающаяся экологическая катастрофа стала мобилизующим стимулом, подвигнувшим общество на изменение глубинных оснований общения человека со средой обитания» [Дежникова, 2002, с.51]. Неудачные попытки решить ситуацию технократическим путем привели к пониманию духовно-нравственного, мировоззренческого характера экологического кризиса и, как следствие, - к пониманию возникшей необходимости ломать устоявшиеся стереотипы о превосходстве человека над природой.

Экологическое воспитание и экологическое образование призваны выполнять социальный заказ общества на формирование экоцентрического типа экологического сознания - такой «системы представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой» [ Дерябо, Ясвин, 1996, с.13].

В соответствии с этим экологическое образование и экологическое воспитание призваны решать три задачи формирования:

-адекватных экологических представлений, то есть представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе; -отношения к природе;

-системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой [ Дерябо, Ясвин, 1996, с.23].

На наш взгляд, наиболее важной, ключевой из этих задач является формирование отношения к природе, так как наличие

знаний, даже энциклопедических, о природе не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, как не гарантирует и освоенности умений и технологий без должного отношения к природе, а лишь позволяет поступать «правильно». Формирование отношения к природе возможно только через призму личностного, субъективного подхода человека к природным объектам, потому что «отражая объективные отношения личности с миром, субъективные отношения обусловливают характер её предпочтений и через них влияют на все поведение в целом» [Леонтьев, 1971, с.517]. Таким образом, субъективное отношение к природе - это «субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющиеся фактором, обусловливающим поведение» [Дерябо, Ясвин, 1996, с.73]. Субъективное отношение к природе можно охарактеризовать на основании целого ряда параметров: модальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальность и сознательность.

Главными параметрами субъективного отношения к природе -по классификации С. Д. Дерябо - являются модальность (качественно содержательная характеристика) и интенсивность (в какой степени проявляются те или иные потребности личности в тех или иных объектах) [Дерябо, Ясвин, 1996, с.69]. Исходя из этого, можно выделить типы субъективного отношения к природе, наиболее часто встречающиеся на различных этапах развития личности. Эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе - «объектно-субъектный» (отношение человека к природе как к объекту или как к равному себе субъекту) и «прагматически-непрагматический» (отношение к природе с точки зрения полезности или духовности) характер модальности и преобладающий компонент интенсивности: перцептивно-аффективный (отношение к природе в сфере чувств), когнитивный (отношение к природе в познавательной сфере), практический и поступочный.

Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип характеризуется объектным восприятием мира природы личностью. То есть для личности с данным типом отношения невозможно партнерское субъект-субъектное отношение с природными объектами, при этом у неё преобладает непрагматическая

мотивация (эстетическое восприятие красоты природы). Такой тип субъективного отношения является наиболее распространенным, начиная с юношеского возраста.

Для личности с когнитивным субъектно-непрагматическим типом отношения природные объекты являются субъектами, обладающими собственной самоценностью. Непрагматическая мотивация, в отличие от предыдущего типа, проявляется в познавательной сфере: личность стремится больше знать о природе вообще или различных природных объектах в частности, не стремясь при этом получить «пользу» от них и не допуская по отношению к ним разрушительных действий. Когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе характерен, например, для ученых этологов.

Когнитивный субъектно-прагматический тип отношения характеризуется прагматическим отношением к природе при субъектном восприятии к её объектам. Мотивом познавательной деятельности в данном случае является не радость от самого процесса познания (как в случае непрагматической модальности отношения), а получение знаний для их прагматического использования. Но при этом личность не допускает разрушительных действий по отношению к изучаемым природным объектам. Такой тип характерен для зоотехника, который изучает биологию коровы, чтобы затем дать рекомендации, как получить больше молока.

Практический объектно-прагматический тип. Для личности с таким типом природные существа - лишенные всякой самоценности объекты, которые при необходимости можно разрушить: их ценность определяется лишь тем, насколько они полезны для человека. Субъективное отношение проявляется в практическом использовании природных объектов для удовлетворения различных потребностей человека. Практический объектно-прагматический тип отношения свойствен не только руководителям различных рангов, использующим природу в своей хозяйственной деятельности, браконьерам и т.д., но даже многим представителям школьного образования, для которых природа -источник полезных ресурсов, помощь её объектам - лишь с точки зрения пользы обществу и т.д.

Поступочный субъектно-непрагматический тип. Для личности с данным типом свойственно распространение сферы

этических требований с миром природы, что предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа - не источник какого-то «полезного продукта», она ценна сама по себе. Субъективное отношение проявляется в поступках личности, в её активности по изменению своего окружения, в природоохранной деятельности, направленной на сохранение природных объектов и влияние на людей, взаимодействующих с ними. Поступочный субъектно-непрагматический тип отношения характерен для активных участников различных экологических движений и представляется наиболее полно соответствующим экоцентрическому типу экологического сознания личности.

Данная типология С.Д.Дерябо может быть использована при развитии экоцентрического типа экологического сознания учащихся с привлечением медиаобразовательных средств, таких как телевидение, радиовещание, пресса, кинематограф, Интернет и т.д.

В работе с учащимися мы опираемся на комплекс творческих медиаобразовательных занятий, разработанных А.В.Федоровым [Федоров, 2001, с.64]. Данный цикл занятий служит овладению аудиторией креативными умениями на материале медиа, на развитие полноценного и аналитического восприятия медиатекстов.

Данный цикл занятий построен следующим образом: после ряда творческих занятий, направленных на освоение понятийного аппарата медиа, основ структуры произведений медиакультуры (такие творческие занятия включают задания по разработке сценариев и минисценариев своих и готовых произведений медиакультуры экологической направленности) можно проводить занятия в форме деловых игр по подготовке и созданию учащимися самих медиатекстов (с распределением между ними необходимых для этого многочисленных ролей), а также создание к ним афиш, рекламных проспектов и т.д. Такие занятия помогут учащимся глубже проникнуть в те области экологии, на основе которых будут выполняться эти задания (углубленно изучить материал, необходимый для написания сценария, статьи и т.д.).

Цикл творческих занятий, направленных на развитие полноценного восприятия медиатекстов, начинается с коллективного обсуждения кульминационных эпизодов произведений медиакультуры экологической тематики с целью развития у аудитории эмоциональной, творческой активности.

Творческие задания по составлению рассказа, например, от имени природного объекта (одушевленного или неодушевленного), фигурирующего в медиатексте, поможет понять и принять субъект-субъектное отношение с миром природы той части аудитории, которая воспринимает представителей природного мира лишь как объекты. Рассказы и монологи могут быть составлены и от имени главного или второстепенного героя произведения.

Проведение данного цикла занятий по развитию экоцентрического типа экологического сознания личности может иметь большие потенциальные возможности для развития интегрированных медиаобразовательных циклов.

Примечания

Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики//Педагогика.- 2002. - № 10. - С.51

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов: Феникс, 1996. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1972. - С.517.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика.- Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. -708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.