Замбулаева Наталья Гомбоевна, кандидат педагогических наук, доцент Боханского филиала Бурятского государственного университета, e-mail: zambalai@mail.ru
Zambulaeva Natalia Gomboevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Bokhan Branch, Buryat State University, e-mail: zambalai@mail.ru
УДК 378.016:502(517.3)
© А. А. Иринчеев
Развитие экоцентрического взаимодействия монгольских студентов с природой*
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Экоцентрическое взаимодействие человека с природой как фактор преодоления экологического кризиса», проект № 14-27-03001.
В статье приводится описание монгольского экологического сознания, показана его уникальность, обоснована необходимость формирования экоцентрического экологического сознания как психологической основы экоцентрического взаимодействия с природой в целях преодоления экологического кризиса. Рассмотрена проблема субъектификации природных объектов как условия экоцентрического сознания.
Ключевые слова: экоцентрическое экологическое сознание, экологическая целесообразность, американский инвайрон-ментализм, субъективное отношение к природе, субъектификация природных объектов, преодоление экологического кризиса.
A. A. Irincheev
Development of ecocentric interaction between Mongolian students and nature
The article describes the Mongolian ecological consciousness, its uniqueness has been depicted, the necessity of formation of ecocentric ecological consciousness has been grounded as a psychological basis of ecocentric interaction with nature aimed at overcoming of ecological crisis. The problem of natural objects subjectification is considered as a condition of ecocentric consciousness.
Keywords: ecocentric ecological consciousness, ecological expediency, American environmentalism, subjective attitude to nature, subjectification of natural objects, overcoming of ecological crisis.
Монгольское экологическое сознание представляет собой уникальное явление. Оно появилось благодаря тому, что в Монголии всегда абсолютно доминирующим видом экономической деятельности было номадное скотоводство. Это обстоятельство обусловило сознание единства человека и природы, человек никогда не противопоставлял себя природе, он всегда был ее частью. Кочевой образ жизни обрекал человека на сопричастность (партиципацию) той части мира, в которой он существовал, всем объектам и явлениям, из которых состояла среда его обитания и которая была его домом, вне которого он себя не мыслил.
Партиципальный характер сознания связан с наделением субъективностью природных объектов. Сначала субъектификация природных объектов имела форму фетишизма, когда каждый объект мира рассматривается как фетиш злой или доброй силы. Затем появились анимизм (наделение объектов душой, не тождественной самому объекту, отделяемой от него), персонификация (воплощение природных объектов в образе человека), антропоморфизм (наделение природных объектов человеческими качествами).
Партиципальность архаического сознания
обусловила его синкретичность (целостность), причем синкретичен сам человек, синкретичен мир, синкретичны наука и искусство. Все цельно в архаическом сознании, и человек неотделим от природы, человек не представляет себя отдельно от природы, он в ней «растворен». Человек архаической эпохи живет вместе с природой, его взаимодействие с природой является целостным, естественным, в его сознании не разделены прагматическое и непрагматическое взаимодействие с природой.
Таким образом, архаическому сознанию свойственны включенность человека в мир природы, субъективное восприятие природных объектов и явлений, неразделенность прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Монгольское экологическое сознание не претерпевало изменений в течение веков вплоть до начала XX века, когда так называемая социалистическая революция была распространена из России в Монголию, однако основное население по-прежнему занималось пастбищным скотоводством. Традиционный уклад жизни сохранился и до наших дней, но сегодня Монголия -открытое демократическое государство, и моло-
А. А. Иринчеев. Развитие экоцентрического взаимодействия монгольских студентов с природой
дое поколение активно приобщается к демократическим ценностям. Но это приобщение представляет собой не ассимиляцию, а культурную интеграцию, когда люди сохраняют традиционные ценности и приобщаются к ценностям чужой культуры. Мы можем утверждать, что экологический контекст по-прежнему оказывает экологическое влияние на наблюдаемое поведение людей. Биологическая адаптация монгольского этноса по отношению к экологическому контексту укоренилась в монгольском сознании, генетическая, горизонтальная и непрямая трансмиссии сознания сильны, благодаря чему традиционное сознание сохранило все свои архаические характеристики.
Обращаясь к новому экологическому сознанию, в формировании которого большую роль сыграли различные направления американского инвайронментализма (от англ. environment - окружающая среда), русская религиозная философия (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.), «универсальная этика» (М. Ганди, Л.Н. Толстой, А. Швейцер и др.), мы констатируем, что сегодня монгольское сознание обладает следующими характеристиками: 1) синкре-тичность мира (от греч. syncretismus - соединение, объединение), утверждающая, что мир -единое целое; 2) принцип экологического самообеспечения, по которому человек может использовать природные ресурсы только в пределах необходимости для существования; 3) биосферный эгалитаризм (от франц. égalité - равенство), утверждающий равное право всех живых существ жить и процветать.
Человек в Монголии глубоко включен в мир природы, воспринимает природные объекты как полноправные субъекты по взаимодействию, непрагматичное взаимодействие его с природой доминирует над прагматичным. Монголия находится в авангарде мирового процесса борьбы за преодоление экологического кризиса. Достижение в индустриальных странах уровня монгольского сознания было бы большим шагом в решении глобальной экологической проблемы, проблемы спасения человечества от экологической катастрофы.
Если для западного общества достижение экоцентрического сознания означает переход к новому образу мира и новому образу жизни, противоположными тому образу мира и образу жизни, которые сложились в западном обществе исторически, то для монгольского общества формирование экоцентрического сознания - это естественный процесс продолжения взаимодействия с миром природы. Задача состоит в том,
чтобы познакомить монгольских студентов с историей развития западного экологического сознания, что привело к становлению потребительского типа личности, потребительского общества и явилось первопричиной потребительского кризиса. Студенты должны осознать закономерности развития природы и понять, что причиной экологического кризиса явилось их пренебрежение. Б. Калликотт справедливо считал, что причины экологического кризиса «проистекают из таких особенностей западной мысли, как 1) фундаментальное (матафизическое) непонимание сущности природы и 2) исключение природы из сферы действия моральной оценки» [1].
Следует обратить внимание студентов на роль христианства в становлении западного сознания. В соответствии с христианским вероучением бог создал сначала природу, а затем - человека и заповедал человеку размножаться и покорять природу, управлять природным миром. Таким образом, потребительское, прагматичное использование человеком природы было разрешено самим богом. Человек был создан по образу и подобию божьему, а природные объекты были лишены богоподобия и поэтому считались морально несовершенными. Значит, человек был объявлен высшей ценностью, а природа лишена самоценности.
Далее, окончательное возвышение человека над природой отражено в философии Р. Декарта, когда человек был противопоставлен природе в силу того, что он обладал разумом. Ценность природы состояла в лишь том, чтобы удовлетворять потребности наделенного разумом человека.
Принципиальное отличие становления монгольского экологического сознания от становления западного сознания состоит в том, что в Монголии человек никогда не был противопоставлен природе, он всегда был включен в природу, был ее частью. Этому способствовало постоянство хозяйственной деятельности в форме кочевого скотоводства. Единство человека и природы не было нарушено появлением буддийского вероисповедания. Буддизм, напротив, укрепил это единство, придав взаимодействию человека с природой возвышенный смысл, избавив его от слепого поклонения природе, от чрезмерной персонификации природы.
Б. Калликотт, изучавший азиатские традиции взаимодействия человека и природы, пришел к выводу о том, что «если экологические проблемы коренятся в мировоззренческих и ценностных постулатах Запада, вполне уместно предположить, что исцеление от болезней - альтернативный взгляд на природу человека - нужно ис-
кать на Востоке» [1]. Хотя Б. Колликотт не говорит непосредственно о монгольских традициях, но косвенно они отражены в его рассуждениях о дзен-буддизме. Монгольское сознание действительно уникально, это синтез архаического сознания и буддизма.
Когда мы говорим об архаических характеристиках монгольского сознания как о положительном факторе, то мы учитываем те трудности, которые связаны с воспитанием этих качеств у современных представителей западной культуры, обладающих антропоцентрическим сознанием. Мы имеем в виду ориентированность на экологическую целесообразность, принцип экологического самообеспечения, биосферный эгалитаризм, самоограничение потребностей, соблюдение норм и правил этики при взаимодействии с природными объектами, «золотое правило экологии» (относиться к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе). Наличие этих характеристик в монгольском сознании позволяет считать, что оно является биоцентрическим. Биоцентризм - это одно из направлений американского инвайронментализма. Он основывается на предположении о естественном порядке, о естественной гармонии в природе, когда отсутствует человеческое вмешательство, агрессивное и безрассудное. Биоцентристы наделяют природу духовными качествами, считая мир воплощением целостности, выдвинули идеи биосферного эгалитаризма, равноценности всего живого, равные права всех живых существ жить и процветать, человеку не позволено брать у природы больше, чем нужно для самообеспечения.
Студенты должны осознать, что именно антропоцентрическое сознание, исторически сложившееся в западной цивилизации, явилось психологической базой экологического кризиса. Выход состоит в том, чтобы в мире утвердилось экоцентрическое сознание, рассматриваемое как психологическая база экоцентрического взаимодействия человека с природой.
Нам предстоит определить основные характеристики современного монгольского сознания, т. е. выявить экологические представления студентов, существующее у них субъективное отношение к природе, а также стратегии и технологии их взаимодействия с природой. Основным фактором, определяющим поведение, является субъективное отношение к природе, которое может быть охарактеризовано прежде всего модальностью, а затем интенсивностью.
Модальность субъективного отношения к природе характеризуется по осям «прагматическое - непрагматическое» и «объектная - субъектная», что приводит к четырем типам: объект-
но-прагматический, объектно-непрагматический, субъектно-прагматический, субъектно-
непрагматический.
В структуре интенсивности субъективного отношения к природе выделяют перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и постулатный компоненты. Комбинируя четыре типа модальности и четыре компонента субъективности, получаем 16 типов субъективного отношения личности к природе: перцептивно-аффективный объектно-непрагматический, когнитивный, субъектно-непрагматический и т.д.
Если пытаться дать психологическую характеристику когнитивного субъектно-непрагматического типа субъективного отношения к природе, то ему соответствует субъективное восприятие природных объектов, наделенных самоценностью, от них не стремятся получить какой-либо полезный продукт, имеет место непрагматическая мотивация, главное состоит в том, чтобы познать мир природы без претензий получить пользу, удовлетворить какие-то свои потребности.
Если же личность стремится познать мир природы, но преследует при этом корыстную цель - получить какой-то полезный продукт, то мы имеем когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения этой личности к природе, хотя она и воспринимает природные объекты как субъекты. Так, например, поступает ученый-зоотехник, который изучает животных, например корову, но при этом руководствуется целью получить от нее больше молока. Так можно дать характеристику всех типов субъективного отношения к природе.
Более подробно экоцентрическое экологическое сознание, определяющее экоцентрическое взаимодействие личности с природой, можно охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Мир людей и мир природы составляет единую систему. Во-вторых, целью взаимодействия человека с природой является одновременный прогресс общества и природы. Вне прогресса природы нет прогресса общества. Развитие человека возможно только как коэволюция человека и природы. В-третьих, нормы и правила человеческой этики распространяются и на взаимодействие с миром природы. Природа самоценна. В-четвертых, все природные объекты воспринимаются как субъекты, партнеры по взаимодействию с человеком. В-пятых, необходим баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Е. В. Казанцева. Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия_
Несмотря на то, что монгольское экологическое сознание ориентировано на единство с природой, требуется провести большую работу по формированию эколого-психологической готовности к подлинно экоцентрическому взаимодействию с природой. Одним из важных элементов этой работы выступает процедура атрибуции субъективности, или субъектификация природного объекта, т.е. наделение природного объекта свойством, качествами и функциями субъекта.
Так называемая субъектификация в узком смысле слова является предпочтительной и предполагает наделение природного объекта следующими способностями: обеспечивать человеку, осуществляющему субъектификацию, переживание собственной личностной динамики, выступать опосредствующим элементом при построении им системы своих отношений с миром, открываться как субъект. Человек наделяет природный объект специфически субъективными функциями, как ребенок - куклу.
Для возникновения переживания собственной личностной динамики необходимы психологические релизеры субъектификации - стимулы, связанные с природным объектом, определяющие направления и характер формирования субъективного отношения к нему [2, с. 71]. Для возникновения способности природного объекта выступать в качестве фактора, опосредствующего отношение личности к миру, значение имеет онтогенетически обусловленная смысловая ориентация в мире сквозь призму субъективности другого. Для возникновения способности природного объекта открывается в качестве субъекта совместной деятельности и общения играет роль характер деятельности с природными объ-
ектами и его «ответов» на активность личности.
Субъектификация зависит от самого человека, от его способности наделять природный объект функциями субъекта. Для этого он должен хорошо знать этот природный объект, приблизить его к себе, оживить, сделать его значимым. Для монгольских студентов наиболее подходящим объектом для субъектификации является лошадь. У монгольских скотоводов лошадь уже наделена субъективными функциями. Она психологически близка и сознанию студентов. Субъектификация природного объекта является психологической базой для экоцентрического взаимодействия с миром природы.
Таким образом, развитие экоцентрического типа взаимодействия монгольских студентов с природой требует укрепления и теоретического осмысления положительных характеристик традиционного монгольского экологического сознания (единство с природой, принцип экологического самообеспечения, биосферный эгалитаризм), а также осознания сущности антропоцентрического взаимодействия с природой, послужившего первопричиной глобального экологического кризиса, сущности экоцентрического взаимодействия с природой как фактора преодоления экологического кризиса, актуальности формирования экоцентрического экологического сознания на основе субъектификации природных объектов.
Литература
1. Callicott J. B. Conceptual Resources for Environmental Ethics in Asian Tradition of Thought // Philosophy East and West. - 1987. - Vol. 37, № 2. - P. 115-130.
2. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999.
Иринчеев Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры алгебры и математического анализа Бурятского государственного университета, e-mail: airover@mail.ru
Irincheev Anatoly Alexandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of algebra and mathematical analysis, Buryat State University, e-mail: airover@mail.ru.
УДК 378.046.2
© Е. В. Казанцева
Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия
В статье отражена реализация некоторых организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия, перечислены основные направления модернизации. Автор акцентирует внимание на выстраивание механизмов, направленных на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, отвечающих требованиям регионального рынка труда.
Ключевые слова: модернизация, система дуального образования, рынок труда, кластер, ресурсный центр, социальное партнерство, государственно-частное партнерство, обучение инвалидов.