Научная статья на тему 'Проблемы в экологическом образовании и воспитании студентов строительных специальностей'

Проблемы в экологическом образовании и воспитании студентов строительных специальностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ENVIRONMENTAL UPBRINGING / ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабушкина Елена Анатольевна

Проведен краткий анализ системы экологического образования и воспитания в России. Показано, что значительная часть выпускников вузов встречаются с трудностями в сфере безопасности труда и экологической безопасности. Главная причина такого явления недоразвитие экологического сознания, которое формируется на всем протяжении процесса воспитания, а также недостаточное научное обеспечение системы образования. Для определения уровня развития экологического сознания у молодежи проведены исследование по методикам С.Д. Дерябо «Натурофил», Смекала-Кучера (определение направленности личности) на примере студентов Хакасского технического института -филиала СФУ. Суть методик состоит в проведении опроса по разработанной анкете. Каждый вопрос имел различную психологическую направленность. Результаты исследования показали средний уровень развития экологического сознания у студентов ХТИ. Также предложены некоторые аспекты изменения модели современного образования, которое должно интегрировать процессы интеллектуализации, информатизации, интенсификации, гуманизации и экологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бабушкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS OF BUILDING SPECIALITIES

The brief analysis of the environmental education in Russia was carried. It is shown that a significant proportion of high school graduates encounter difficulties in the field of occupational safety and environmental safety. The main reason for the phenomenon is underdevelopment of environmental awareness, which is formed throughout the entire process of education, as well as the lack of scientific support of the education system. To determine the level of environmental awareness among young people conducted a study on methods of S.D. Deryabo "Naturefil" and Smekal-Kutscher (defining of individual orientation) on the example of students of Khakas Technical Institute a branch of SFU. These methods consist of conducting a survey on specially designed questionnaire. Each question has a different psychological orientation. The results showed an average level of environmental awareness among students. Also, some aspects of changes in model of modern education are proposed, which should integrate the processes of intellectualization, informatization, intensification, humanization and ecologization.

Текст научной работы на тему «Проблемы в экологическом образовании и воспитании студентов строительных специальностей»

УДК 37.03 (69) ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Бабушкина Е.А.

Проведен краткий анализ системы экологического образования и воспитания в России. Показано, что значительная часть выпускников вузов встречаются с трудностями в сфере безопасности труда и экологической безопасности. Главная причина такого явления - недоразвитие экологического сознания, которое формируется на всем протяжении процесса воспитания, а также недостаточное научное обеспечение системы образования. Для определения уровня развития экологического сознания у молодежи проведены исследование по методикам С.Д. Дерябо «Натурофил», Смекала-Кучера (определение направленности личности) на примере студентов Хакасского технического института -филиала СФУ. Суть методик состоит в проведении опроса по разработанной анкете. Каждый вопрос имел различную психологическую направленность. Результаты исследования показали средний уровень развития экологического сознания у студентов ХТИ. Также предложены некоторые аспекты изменения модели современного образования, которое должно интегрировать процессы интеллектуализации, информатизации, интенсификации, гуманизации и экологизации.

Ключевые слова: экологическое воспитание; экологическое сознание; личность.

PROBLEMS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS OF BUILDING SPECIALITIES

Babushkina E.A.

The brief analysis of the environmental education in Russia was carried. It is shown that a significant proportion of high school graduates encounter difficulties in the field of occupational safety and environmental safety. The main reason for the phenomenon is underdevelopment of environmental awareness, which is formed throughout the entire process of education, as well as the lack of scientific support of the education system. To determine the level of environmental awareness among young people conducted a study on methods of S.D. Deryabo "Naturefil" and Smek-al-Kutscher (defining of individual orientation) on the example of students of Khakas Technical Institute - a branch of SFU. These methods consist of conducting a survey on specially designed questionnaire. Each question has a different psychological orientation. The results showed an average level of environmental awareness among students. Also, some aspects of changes in model of modern education are proposed, which should integrate the processes of intellectualization, informatization, intensification, humanization and ecologization.

Keywords: environmental upbringing; environmental consciousness; personality.

В современных условиях к числу необходимых явлений жизни относится формирование и развитие экологической культуры. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе "природа-общество" [7].

В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, связанное с овладением научными основами взаимодействия природы и общества.

Экологическое образование в системе подготовки специалистов технического профиля долгие годы было без опоры на объективные закономерности, лежащие в основе формирования специалиста высшей квалификации.

Экологическая подготовка студентов осуществлялась на уровне природоохранительного просвещения в процессе чтения курсов по выбору и спецпрак-тикумов. Однако большая часть выпускников технических вузов встречается с трудностями в работе в сфере безопасности труда и экологической безопасности. Прежде всего, причины этого кроются в том, что у выпускников не сформированы навыки и умения планировать и создавать эффективную работу в реальных условиях, связанную с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и при этом поддерживать относительное равновесие в окружающей природной среде. Поэтому студент, получая диплом по технической специальности, не готов к анализу и разрешению реальных ситуаций в сфере производственной и экологической безопасности. От выпускника - инженера требуется решение задач, связанных с проектированием, которые в свою очередь ставят задачи экологии, охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, и, которые, к сожалению, выпускник не в состоянии решать после окончания высшего учебного заведения. Таким образом, наше современное образование почти лишено прицела на компетентностный подход.

В Концепции модернизации российского образования показано, что ориентация профессионального образования на конечный результат требует разработать эффективные образовательные технологии её формирования у будущих инженеров [5].

Цель данной работы состоит в анализе состояния проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера.

Необходимо учитывать две составляющие данной проблемы. Во-первых, столкновение потребности общества в специалистах, которые эффективно используют методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в своей профессиональной работе, и теоретической подготовкой будущих инженеров, которая не удовлетворяет данным требованиям.

Во-вторых, несоответствие между потребностью общества в инженере нового типа, который обладает устойчивой экологической компетентностью, общечеловеческими качествами, отвечающими гуманистическим идеалам развития общества, и доминированием в инженерном образовании методологических подходов к обучению, не обеспечивающих у будущих инженеров необходимую мотивацию получения систематических знаний по вопросам экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности и готовность их применять в профессиональной практике [2, 6].

Несмотря на данные проблемы, в России все же существует система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Но существует также и противоречие между ростом значимости проблем окружающей среды в общественном сознании и пассивностью, неготовностью к личным действиям в ее защиту, между объективной необходимостью распространения экологических ценностей и норм поведения и потребительским отношением к окружающей среде, господствующем в российском обществе.

В настоящее время студенты в основном нацелены на получение экологических знаний, но у них отсутствуют навыки их практического использования. В связи с этим можно выделить два основных аспекта экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны природы и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования экосистем [8]. Система экологического образования должна быть направлена, во-первых, на подготовку профессиональных экологов, во-вторых, на овладение экологическими навыками специалистами разных областей, а также

необходимо формирование экологического сознания у всех групп населения, в особенности у студентов и молодежи.

В 2011 году проводилось исследование уровня экологического сознания у студентов Хакасского технического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». В исследовании принимали участие 100 студентов строительных специальностей в возрасте 19-22 года (4 курс). В задачи исследования входило выявление уровня экологического сознания, сравнение экологического сознания по таким переменным, как пол, возраст, место проживания, определение отношения студентов к природе, к растениям и животным. При исследовании использована методика интенсивности отношения к природе «Натурофил», предложенная С.Д. Дерябо в 1995 г [3].

Основная суть методики состоит в проведении опроса по специально разработанной анкете, содержащей около 50 вопросов. Вопросы анкеты содержат отрицательные или положительные стереотипы, которые отвечающий должен преодолеть. Например, вопрос «Вас радует, когда тигр в цирке прыгает через огонь?» провоцирует ответ «Да», соответствующий о прагматическом отношении к природе: тигр выступает здесь как средство развлечения людей.

Интенсивность отношения к природе при использовании этого метода оценивалась по четырем шкалам: перцептивно-аффективная шкала (эмоциональное отношение к природе), когнитивная (познавательная активность, направленная на изучение природных объектов), практическая (готовность и стремление к взаимодействию с природными объектами: уход за животными, их разведение и пр.) и поступочная шкала (интенсивность стремления к действиям, направленным на изменение негативной ситуации, активность личности в деле охраны природы). Интенсивность отношения к природе оценивается по 9балльной шкале (1 балл - крайне низкое, 9 баллов - очень высокое).

Результаты дают окончательную информацию об уровне экологического сознания по четырем основным, а сумма их - это исходный балл-индикатор уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе. Оценки

позволили сделать выводы об уровне экологического сознания у некоторой группы студентов.

Результаты исследования показали следующее. Более половины (55 %) студентов технических специальностей обладают средним уровнем эстетического освоения объектов природы, отзывчивости на их витальные проявления и их этического освоения. Остальная масса респондентов поровну разделилась в верхней и нижней частях шкалы. Небольшое число респондентов имеет либо очень низкий (2 %) либо очень высокий (3 %) уровень.

Данные по шкале, которая диагностирует уровень направленности и мотивации познавательной активности, направленной на изучение природных объектов, показывают, что 47 % студентов расположены в нижней части шкалы, а 46 % - в средней, что говорит о достаточно низком уровне готовности у большинства к получению и переработке информации от объектов природы.

Иная картина наблюдается при исследовании уровня поведенческой активности респондентов, направленной на определение их окружения в соответствии с субъективным отношением к природе. Большинство опрошенных выявляют в данной сфере: 53 % - средний уровень, 36 % - низкий.

Результаты, выявленные по шкале натуралистической эрудиции, немного отличаются от остальных. В этой области большинство опрошенных попадают в верхнюю шкалу, неудовлетворительным объемом знаний об объектах обладают только 10 %. Остальные либо хорошо, либо даже отлично ориентируются в этой сфере.

При выяснении отношения студентов к растениям обнаружилось, что более высокие баллы набрали 34 % всех студентов, по шкале измерения отношения к животным - 28 % , по шкале отношения к природе в целом - 11 % студентов.

Если сравнивать результаты ответов респондентов по месту проживания, то получены следующие результаты. В сельской местности уровень интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности у

студентов выше, чем у студентов-горожан. Уровень натуралистической эрудиции у сельской молодежи также выше, выше и показатели положительного отношения к растениям и животным, природе в целом.

У юношей уровень интенсивности выше, чем у девушек, но натуралистическая эрудиция и позитивное отношение к природе выше у представительниц женского пола.

Исследования подтверждают мнение, что знания об окружающей среде, ее проблемах не обязательно являются предпосылкой не только прагматического практического взаимодействия с ней и активной деятельности по ее охране или даже спасению, но и любви к ней. Студенты не проявляют большую познавательную активность в отношении природы. Если же они и вступают во взаимодействие с природными объектами, то оно носит прагматический характер, поэтому молодежь не требовательна к своему окружению, не стремится изменить свое экологическое поведение.

В результате встает задача формирования экологической культуры путем реформирования экологического образования.

Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко понятие «природа» входит в его систему ценностей. Субъективная оценка природы не всегда совпадает с ее объективной ценностью, как указывает С.Д. Дерябо [4]. Воспитатель должен разрешить данное противоречие, стремясь развить понимание уникальности природной среды. Экологическая ответственность человека связана с такими качествами, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий и т.д.

До недавнего времени экологическое образование ориентировалось на естествознание и технические науки, связанные с техникой и технологией природоохранной деятельности. Но как часть социальной экологической культуры оно не учитывалось. Сегодня очевидно, что доля в системе экологического образования должна отводиться социальной экологии, под которой понимается научный поиск закономерностей взаимодействия общества с окружающей его

природой с целью формирования того желаемого будущего состояния общества, которое ныне называется устойчивым экологическим обществом [1].

Следовательно, экологизацию образования можно интерпретировать как существенный параметр модели современного образования, которое интегрирует процессы интеллектуализации, информатизации, интенсификации, гуманизации, что в конечном счете ставит на необходимый уровень экологическую культуру общества. Можно также определить необходимость:

• пересмотреть теоретические и практические основы формирования профессиональной компетентности при подготовке инженеров технических специальностей;

• определить структуру экологической компетентности и выявить возможности и особенности ёе формирования в техническом вузе;

• разработать и обосновать теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера.

На данном этапе уже разработаны и внедрены в практику подготовки инженеров строительных специальностей в ХТИ - филиале СФУ (г. Абакан) авторские учебные программы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Экология и технология благоустройства населенных мест», «Оценка воздействия на окружающую среду», методика проведения производственной практики и методика выполнения экологического раздела дипломного проектирования, а также разработаны научно-практические рекомендации по проектированию, организации и реализации методики формирования экологической компетентности будущего инженера.

Анкетирование по методике В. Смекала и М. Кучера [6] позволило определить, какая направленность личности доминирует: личностная, деловая или коллективистская. Результаты показали, что направленность «на себя» имеют 27%, направленность «на взаимные действия» - 34%, направленность «на задачу» - 39% студентов. Таким образом, большинство студентов готово к решению поставленных перед ними новых задач и сотрудничеству между собой и с

преподавателем, а значит и к восприятию новых методик в структуре профессионального образования.

В ходе анализа также выявлено, что преподавание ряда экологических дисциплин способствовало повышению интереса к экологическим проблемам и безопасности жизнедеятельности.

Также значимым фактором формирования экологической компетентности является не только профессионализация подготовки, но и то, насколько много уделяется внимания воспитанию таких качеств, как доброта, готовность прийти на помощь, осознание целей и задач профессиональной деятельности и своей жизни, учитывающих как собственные интересы, так и интересы, согласованные с целями и задачами развития общества в целом. Для воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностных ориентаций, экологического сознания следует опираться на примеры жизненных ситуаций в среде обитания.

Учебный процесс должен моделировать стороны будущей профессиональной деятельности, а основной единицей содержания должна выступать проблемная ситуация, включающая в себя личностный и профессиональный подход. Традиционные методы должны сочетаться с активными методами обучения, но их доля должна быть выше, так как это связано с формированием общепрофессиональных компетентностей в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

В заключение хочется отметить, что решение проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в современных условиях является весьма значимым в силу необходимости обеспечить в условиях производства необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность. Данная проблема актуальна, поскольку вписывается в гуманитарную парадигму развития общества.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Формирование экологической культуры в контекстном обучении // Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и права человека в новых условиях. Самара, 1997. С. 23-24.

2. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Казань, 2002. 196 с.

3. Дерябо С.Д., Ясин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147 с.

4. Дерябо С.Д. Экологическая психология : диагностика экологического сознания. М.: МПСИ, 1997. 310 с.

5. Новые тенденции в экологическом образовании / Ф. Рыжков, В. Тома-ков, В. Попов, П. Кравчук // Высшее образование в России. 1998. №2. С. 65-67.

6. Томаков В.И. Теория и методика формирования компетентности будущего инженера: монография: В 2 ч. Ч.2. Курск, 2007. 136 с.

7. Экологические проблемы устойчивого развития общества: учебное пособие для студентов вузов / Ф. Рыжков, В. Томаков, В. Попов, В. Ютттин. Курск: КурскГТУ, 1999. 106 с.

8. Экологическое образование для всех: содержание, методы, формы / под ред. Б.И.Познера. Томск, 1999.

References

1. Verbitskiy A.A. Okruzhayushchaya sreda dlya nas i budushchikh pokole-niy: ekologiya, biznes i prava cheloveka v novykh usloviyakh [The environment for ourselves and future generations: ecology, business and human rights under the new conditions]. Samara. 1997. pp. 23-24.

2. Gaysin I.T. Nepreryvnost' ekologicheskogo obrazovaniya [Continuity of environmental education]. Kazan. 2002. 196 p.

3. Deryabo S.D., Yasin V.A. Metodiki diagnostiki i korrektsii otnosheniya k prirode. Moskow [Methods of diagnosing and correction of attitude towards nature]. 1995. 147 p.

4. Deryabo S.D. Ekologicheskayapsikhologiya : diagnostika ekologicheskogo soznaniya [Ecological psychology: diagnostics of ecological consciousness]. Moskow. 1997. 310 p.

5. Ryzhkov F., Tomakov V., Popov V., Kravchuk P. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. no.2. (1998): 65-67.

6. Tomakov V.I. Teoriya i metodika formirovaniya kompetentnosti budush-chego inzhenera [Theory and methods of forming the competence of the future engineer]. Kursk. 2007. 136 p.

7. Ryzhkov F., Tomakov V., Popov V., Yushin V. Ekologicheskie problemy ustoychivogo razvitiya obshchestva: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Environmental problems of sustainable development of society]. Kursk. 1999. 106 p.

8. Ekologicheskoe obrazovanie dlya vsekh: soderzhanie, metody, formy [Environmental education for all: content, methods, forms]. Tomsk. 1999.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бабушкина Елена Анатольевна, доцент, кандидат биологических наук

Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» ул. Щетинкина, 27, г. Абакан, 665017, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Babushkina Elena Anatol’evna, associate professor, Ph.D. in Biology

Khakass Technical Institute - regional branch of Siberian Federal University 27, Shchetinkina street, Abakan, 665017, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Бруштунов В.Н., кандидат политических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.