Научная статья на тему 'Развитие экологического движения в России'

Развитие экологического движения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7717
966
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трифонова Г. А., Чувашенко И. А.

Статья посвящена изучению истории развития экологическо-го движения в России и анализу его структуры на современном этапе. Авторами рассматриваются различные этапы становле-ния и формы экологических организаций, их функции и социальная роль в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического движения в России»

УДК 93+574

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ Г.А. Трифонова; И.А. Чувашенко, Дальрыбвтуз, Владивосток

Статья посвящена изучению истории развития экологического движения в России и анализу его структуры на современном этапе. Авторами рассматриваются различные этапы становления и формы экологических организаций, их функции и социальная роль в обществе.

Экологическое движение - это многообразное и во многом уникальное явление, которое изучает и защищает окружающую человека среду, все живое на Земле. Очень часто экология подменяется биологией, изучением животных в заповедниках или химией. Однако корень экологических проблем лежит в области социальной культуры и структуры общества.

Современное мировое экологическое (природоохранное, зеленое, инвайронментальное) движение возникло во второй половине двадцатого века как ответ на обострение экологического кризиса, дальнейшего углубления конфликта между интересами индустриального общества и возможностями биосферы. Однако его истоки можно увидеть в природоохранных обществах, возникших во многих странах, в том числе и в России в конце XIX - начале XX вв.

В истории развития экологического движения в России выделяют следующие этапы:

1) институционализированный период (ориентировочно 1958-1982 гг.).

2) петиционный (ориентировочно 1982-1989 гг.).

3) популистский (1989-1991 гг.).

4) альтернативистский (с 1992 г. - по настоящее время) [12, с. 45-76].

Отсутствие экологического движения в дореволюционной истории

России обусловило ряд серьезных отличий отечественного экологического движения от других общественных течений. Экологи не имели отечественной традиции, к которой могли бы апеллировать. С этим связаны первоначально медленные темпы эволюции, важность западного опыта, отсутствие в течение длительного времени самостоятельного позитивного идеала и ряд других особенностей.

Генезис экологического движения в СССР проходил в условиях сверхмонополизированной государственно-индустриальной

системы. Отсутствие в обществе влиятельных общественных субъектов, независимых от государства-партии, обусловливало развитость его патерналистской функции. Как только экологическая проблема стала осознаваться официальной общественностью (а это произошло в период «оттепели» 1953-1964 гг.), «партия и

правительство» предприняли ряд шагов по усилению контроля за

частью нарушений экологических стандартов. Была легализована и общественная активность, направленная против этих нарушений, но не затрагивающая политических аспектов.

Так начался первый, институционализированный период, для которого характерна встроенность экологического движения в структуры официальных общественных организаций типа Всесоюзного общества охраны природы (далее ВООП). Однако в рамках этих структур возникли неформальные объединения: Дружины охраны природы (далее ДОП), которые также находились под контролем партийно-государственных структур. Первые ДОПы образовались в начале 60-х гг. и в 1968-1972 гг. превратились в систему.

Цель этих организаций - осуществление общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, борьба с браконьерством. В их рамках действовали инспекции, дружины, отряды зеленого патруля, проводившие регулярные рейды, пикеты, патрулирование природоохранных объектов.

Деятельность экологических организаций этого периода исключала политическую ориентированность. Они руководствовались этическим принципом: «Наше дело - экология».

Тем не менее накопление опыта институционализированного природоохранного движения позволило постепенно прийти к выводу о невозможности решать масштабные экологические проблемы в рамках официальных структур.

Этому осознанию способствовало и резкое нарастание экологических проблем во второй половине 70-х - начале 80-х гг. Попытка справиться с волной нарушений, вызванных объективными экономическими и социальными причинами, привела к росту числа столкновений природоохранного движения с влиятельными звеньями системы - от чиновных браконьеров и до министерств, выступивших с инициативой «переброски северных рек». Экологам давали понять, что они вмешиваются не в свое дело.

Кризис движения вызвал к жизни его новый этап - петиционный, который характеризуется ростом самостоятельности и массовости экологического движения. Оно еще остается природоохранным и апеллирует преимущественно к властям, намереваясь изменить их частные решения и в то же время не менять систему. Но экологические движения и группы самостоятельно выбирают объект атаки, не считаясь с позицией верхов, прибегают к средствам массовой мобилизации - апеллируют к населению с предложением поддержать обращение к властям.

В этот период движение приобретает преимущественно негативную направленность. Экологи выступают против наиболее разрушительных объектов и проектов, рассчитывая на сдерживание индустриальной экспансии и локализацию ее вредных последствий. Такая стратегия объединяет в экологических организациях людей

самых разных воззрений от консервативно-этнократических до анархистских.

Массовые публичные форумы, митинги протеста, демонстрации, пикеты стали повседневностью общественной жизни периода перестройки в условиях реформ гласности и демократизации.

Стали заметны успехи экологического протеста, обращенного к правительственным структурам. Были остановлены десятки вредных предприятий, запрещены (как оказалось, на время) проекты перебросок водных ресурсов, энергетических гигантов (Катунская ГЭС, например).

Необходимость координации усилий в петиционных и митинговых кампаниях вызвала к жизни широкие объединения экологических организаций и движений. В 1987-1988 гг. был создан Социальноэкологический союз (далее СоЭС). В 1989 г. Зеленое движение стало массивным. Для этих лет (1987-1989 гг.) характерен рост всевозможных экологических движений и проводимых ими акций. Движение приняло взрывообразный характер.

Это привело к усилению сопротивления экологическому движению со стороны режима, что, в свою очередь, не могло не вызвать политизации экологических масс.

В дальнейшем ряд групп были расформированы, сменили состав или стали менее заметными в экологическом секторе. Однако именно в этих организациях знакомились активисты, появлялись лидеры, формировались идеологии разной направленности и соответствующие им группы. Экологически ориентированные коллективные действия и группы периода протестной волны стали «школой» независимого экологического действия для современных экологических неправительственных организаций.

Несмотря на локальные успехи зеленых, продолжал разрастаться экологический кризис, вызванный попыткой осуществить научнотехническую революцию, сохранив структуры вертикального управления производством. Эта безвыходная ситуация означала упадок не только правительственной политики в области экологии, но и самого экологического движения. Проблемы нарастали быстрее, чем удавалось закрывать предприятия (что тоже не решало проблемы). Экологическому движению была необходима конструктивная альтернатива, положительный идеал, который мог бы предложить разрешение проблемы в принципе.

Естественно, что экологические движения с самого начала разрабатывали альтернативные программы, способные предложить выход из локальных экологических кризисов. Однако эти альтернативы были преимущественно техническими. Их большая сложность по сравнению с простыми, но экологически вредными проектами и решениями государственных органов, требование дополнительных затрат препятствовали внедрению экологических проектов.

Первые симптомы популистского этапа обнаружились во время предвыборной кампании 1989 г., когда экологическое движение поддержало кандидатов, выдвинувших экологические лозунги.

Политизация экологического движения и переход большинства экологических организаций в открытую оппозицию КПСС к 1990 г. требовали выдвижения политической идеи, которая не расколола бы единства собравшихся в них активистов, в частности, идеи национального возрождения.

Однако национальный фактор, который способствовал подъему экологического движения в России в 1982-1986 гг., в дальнейшем не играл значительной роли в большинстве организаций и сменился абстрактно-демократической идеей. Основная часть экологического движения восприняла ее после того, как общедемократическое политическое движение перешло в открытую оппозицию режиму.

Относительно медленное формирование общественно-политической позиции экологического движения позволило общедемократическим группам возглавить экологов и включить их актив в свой состав.

Идея всеспасительности западных форм цивилизации, доминировавшая в сознании общественно-активного населения, увлекла в тот период и экологическое движение. Пример западных стран, «справившихся» с экологическими проблемами «у себя дома», казался убедительным доказательством экологической эффективности частной собственности и парламентской демократии.

Забота лидеров партии «Демократическая Россия» о расширении электоральной базы способствовала включению в предвыборные программы «демократических» кандидатов абстрактно сформулированных экологических требований и обещаний способствовать закрытию наиболее одиозных объектов. В итоге большинство экологических движений поддержало кандидатов «Демократической России» на выборах и отождествило с их личной победой и поражением КПСС.

Лишь меньшинство экологических групп по разным мотивам воздержалось в 1990 г. от поддержки предвыборной кампании «демократов». Одни ориентировались на поддержку «патриотов». Другие сохраняли принципиально аполитичную тенденцию, совпадавшую, как правило, в этот период с «демократической» ориентацией: «политикам - политика, экологам - экология».

Но в недрах популистского, ориентированного на поддержку авторитетных политических лидеров экологического движения вызревали новые течения, альтернативные популизму и склонные к разработке самостоятельной общественно-политической позиции, альтернативной как западной, так и коммунистическо-патриотической ориентации. Это относительно новое явление в экологическом движении связано с движением за создание партии «Зеленых».

Появление групп, предупреждавших о ложности надежд на либеральных выходцев из КПСС и предлагавших философию поиска

альтернативы современному индустриальному обществу, предвещало новый кризис экологического движения. Этот кризис не замедлил разразиться после прихода «демократов» к власти в нескольких городах и на парламентском уровне в России.

В 1990-1991 гг. «демократические» администрации кардинально пересмотрели свое отношение к экологическим проблемам. Разразившиеся в этот период экономические бедствия позволили подвести под эту политику новую теоретическую базу. Средства массовой информации убеждали население в том, что экологические проблемы следует решать после экономических (эта концепция легла в основу программы «500 дней»). Большая часть новоизбранных депутатов отложила в сторону прежние экологические требования.

Западная ориентация внешней политики и экономических связей все более отчетливо обозначала перспективу превращения страны в импортера промышленных и радиоактивных отходов. Новые экономические отношения не ослабили, а скорее усилили расхищение природных ресурсов и нарушение экологических стандартов.

Стремительное изменение позиции «демократических» лидеров по вопросу об экологии воздействовало на экологическое движение деморализующе. Часть активистов движения позволила убедить себя в правоте аргументов противников экологических приоритетов. Оказавшись без самостоятельной конструктивной программы, они продолжали идти за прежними политическими лидерами. Часть экологистов была глубоко разочарована результатами своей общественной деятельности и пришла к выводу о бессмысленности сопротивления индустриальной экспансии. Часть была плохо информирована о происшедших изменениях, продолжая доверять «победившей демократии».

Все эти факторы обусловили заметный спад экологического движения, развал множества организаций и падение численности оставшихся.

Те группы, которые пережили кризис 1991 г., приобрели опыт общественной деятельности, разработки конструктивных программ. При всех разногласиях установилось понимание подчиненности локальных проблем глобальным, необходимости проведения комплексных реформ, принципы которых исходят из экологических приоритетов.

Конференция экологических организаций показала способность самых разных экологических движений как партийных, так и непартийных к формированию самостоятельной общественной позиции, нашедшей коммерческую и политическую основу.

Все это создало предпосылки для нового подъема экологического движения в 1992 г. и начала нового альтернативистского периода в развитии экологического движения.

История развития экологического движения определила чрезвычайное многообразие его форм. Экологические организации

можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, это география деятельности, численность, связь с правительственными организациями, направления работы, организационное строение и самоидентификация, направления работы, методы работы, идеология.

Рассмотрим классификацию современных экологических движений, исходя из направлений и форм работы [2, с. 17-48].

1. Движение зеленых ставит целью защиту естественных природных территорий общественного природоохранного контроля: ценных участков лесов, озер и рек, а также растений и животных. Упор делается на создании охраняемых территорий (заказников и памятников природы) и на контроле экологических правонарушений.

Деятельность зеленых включает разработку методик ведения общественного расследования, создание напряженной обстановки на контролируемом объекте (статьи в прессе, судебные иски и др.), проведение регулярных сезонных кампаний (елочная, цветочная, рейды патрулей) и экологических ролевых игр, формирующих экологическое сознание. Инициативные группы по спасению памятников природы разрабатывают туристические маршруты.

Объединенные в неформальную сеть природоохранных организаций, они постоянно взаимодействуют между собой, координируют действия, обмениваются информацией, а также работают со средствами массовой информации.

2. Экополитическое движение занимается преимущественно местной экополитикой. Репертуар действий экополитиков включает выдвижение и поддержку кандидатов на местных выборах, участие в деятельности экологических комитетов и комиссий законодательного собрания, инициирование и лоббирование экологических проектов местного и регионального уровня, участие в общественных слушаниях и общественной экспертизе проектов.

Партийно-электоральная активность зеленого движения была особенно выражена в начале 1990-х годов. Именно тогда «все силы зеленых были брошены на серию выборных кампаний одного из лидеров молодежного экологического движения. Выборные кампании закончились неудачно» [3, с. 98]. Таким образом, экополитическое движение оказалось не достаточно успешным.

3. Движение ученых, основные цели и задачи которого -экологический мониторинг и аудит, изучение техногенной нагрузки на окружающую среду, разработка и внедрение экологических технологий, т.е. исследовательская и экспертно-консультационная работа. Основной формой их работы является выполнение экологических и образовательных проектов. Большинство из них специализируется на экологических полевых исследованиях.

Как правило, создаются они на базе структур российской науки (естественно-научные факультеты вузов, научно-исследовательские и

образовательные институты, научные общества), поддерживая при этом разнообразные связи как внутри научного сообщества, так и с другими экологическими организациями. Это способствует сращиванию государственных и негосударственных экологических структур, сопровождаемому взаимовыгодным использованием ресурсов.

Возникнув в рамках кризиса российской науки, эти организации создают новые возможности для ученых. В современных условиях научно-ориентированные экологические организации занимаются экологическим предпринимательством, развивая экологический бизнес и способствуя внедрению экологических технологий. Ряд подобных организаций разрабатывают концепции развития природопользования, создают проекты экологически безопасного сельского хозяйства в регионах, организуют фермы, опытные студенческие крестьянские хозяйства, летние сельскохозяйственные лагеря. Представители этих групп дают консультации и координируют работу по пропаганде и использованию наиболее эффективных и экологически безвредных методов сельского хозяйства.

4. Информационное движение возникло во второй половине 1990-х годов в связи с увеличением потока экологической информации и распространением новых компьютерных технологий и специализируется на сборе и распространении экологической информации, на обеспечении экологического сектора современными электронными средствами связи (многие из них имеют собственные издания).

Информационные организации способствуют формированию экологического сознания, экологически озабоченных настроений среди населения, борются за свободный доступ к экологической информации и соблюдение прав человека на чистую окружающую среду, повышают уровень информированности общественности в области экологии, освещая различные экологические проблемы России. Они участвуют в организации семинаров по устойчивому развитию и стремятся вовлечь другие экологические организации в этот процесс, используя акционистские социологические методы. Их информационная работа может быть разовой, эпизодической (как правило, исследовательские проекты) или более регулярной.

5. Образовательное движение включает структуры, которые ставят своей целью воспитание экологического сознания среди населения с помощью специальных просветительских программ [7, с. 66-69].

Главным образом, они ориентированы на обучение школьников, лишь малый процент их работает среди взрослого населения, студентов и дошкольников, в основном в форме кружков, клубов по интересам, летних экологические лагерей и исследовательских экспедиций. Школьники-участники таких объединений получают разнообразные навыки экологической работы: участвуют в прямых экологических действиях по очистке и благоустройству территорий; они в состоянии провести экологическую экспертизу, описание

биоразнообразия природных территорий, проанализировать конкретную экологическую проблему.

Образовательные экологические объединения активно

сотрудничают между собой. Они знают о существовании друг друга, обмениваются опытом внедрения программ, проводят совместные обучающие семинары, олимпиады, конкурсы, организовывают

совместные экспедиции, в которых участвуют и взрослые, и дети. Ими выполняется функция внешкольного воспитания детей и подростков, которую в советский период осуществляли

политические детские коммунистические организации. В связи с этим многие формы работы воспроизводят практики деятельности детских советских организаций. Идеология же экологического воспитания и образования в корне отлична от коммунистической, хотя в той же мере воспитывает общественную и организационную активность детей, придавая ей иную направленность.

Таким образом, «взрослое» экологическое движение готовит себе смену и обеспечивает социальное воспроизводство.

6. Экофилософское движение относится к экологическому движению не однозначно, поскольку экологическая деятельность не является для них приоритетной.

Экофилософские организации ставят своей целью развитие экологического сознания, практикуют и пропагандируют экологически сенситивный стиль жизни. Свое сообщество они представляют как автономное, изолированное и самодостаточное. Совокупность объединений этого типа условно можно разделить на две подгруппы: ассоциации духовного просвещения и группы здорового образа жизни.

Ассоциации духовного просвещения формируются на основе философских учений, которые становятся верованиями участников этих объединений. При этом в каждом учении понятия «духовное просвещение», «экологическая этика» истолковываются по-своему. Как правило, духовное просвещение заключается в «раскрытии возможностей сознания и психики человека во взаимодействии с окружающей средой в соответствии с космическими циклами на основе славянских традиций и ритуалов» [7, с. 93-94], через продвижение «чистых», положительных мыслей согласно доктрине «живой этики», изложенной в работах

Е.И. Рерих и Н.К. Рериха [7, с. 95]. Ряд таких организаций

ориентированы на экологическую деятельность: очистку территорий, реставрацию заброшенных парков; организацию экотуризма и

экологических лагерей для детей и взрослых.

Организации здорового образа жизни видят духовное просвещение как результат определенных телесных практик. Их деятельность ориентирована на формирование и поддержание здоровья,

истолкованного как «гармоничное отношение человека с окружающей средой».

Телесные практики здорового образа жизни, по мнению представителей этих групп, по сути можно считать альтернативными практиками повседневной жизни. Они включают тренировки, процедуры закаливания, альтернативное питание (многодневные диеты, вегетарианство, употребление в пищу растений, выращенных в данной местности, и продуктов их переработки), роды в воде, развитие таких направлений, как «экология младенчества, сознательное родительство, формирование экологического сознания семьи» и т.д.

Активисты подобных клубов верят в возможность организовать поселение, где будут пропагандироваться здоровый образ жизни и соответствующая философия.

7. К движению за альтернативный образ жизни можно отнести объединения, которые стремятся поддерживать альтернативный экологически ориентированный образ жизни по месту жительства, на уровне домашних хозяйств и поселений. Некоторые из них ориентированы на возрождение элементов традиционной российской культуры в новых условиях. Другие же в значительной мере вдохновлены опытом западных экопоселений и групп альтернативного образа жизни (экогруппы).

Построение экопоселений рассматривается как «модель устойчивого развития населенных пунктов» [7, с. 102]. Жители экопоселений не только поддерживают альтернативный (естественный) образ жизни, но и занимаются распространением своего опыта. Они организуют летние экологические лагеря для детей и взрослых, проводят семинары по новым технологиям землепользования, органической агрокультуре и переработке бытовых отходов. Экопоселения часто создаются людьми с высшим образованием, разочаровавшимися в городском индустриальном образе жизни. Можно считать экопоселения бегством от урбанизации, культурным протестом. Идея экологических деревень - создать возможности для образа жизни, альтернативного современному индустриальному городу.

Международный проект «Экогруппы» ставит целью «помочь простым людям внести свой вклад в решение экологических проблем путем сознательного изменения образа жизни и отношения к окружающей среде». Основные задачи «Экогруппы» - «экологизация» жилища, развитие экологически сбалансированного домашнего хозяйства, экономия энергии, сортировка мусора.

Таким образом, за время своего существования экологическое движение претерпело заметную эволюцию. Начав с роли общественного помощника государственных органов - ниши, в которой вызревали оппозиционные настроения, - экологическое движение позднее превратилось в один из рычагов, которыми была опрокинута существовавшая форма автократии.

В то же время процессы разрушения окружающей среды человека продолжают развиваться нарастающими темпами, и со временем

экологическое движение может принять самые разнообразные формы от движения гражданских инициатив до экофашизма и стихийных разрушительных бунтов. Выбор этих форм зависит не только от сегодняшних теоретических и практических поисков активистов экологического движения, но и от той формы общества, которой рано или поздно сменится общество индустриальное.

Кризис индустриального общества, проявляющийся прежде всего в экологическом кризисе, может быть разрешен путем глобальной катастрофы, способной отбросить цивилизацию далеко назад или даже покончить с человечеством, или путем качественного преобразования общества при сохранении тех достижений цивилизации, которые не ведут к разрушению среды обитания человека.

Библиографический список

1. Аберкоромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Еровеева. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997.

2. Болотова А., Тысячнюк М., Воробьев Д. Анализ и классификация экологических неправительственных организаций Санкт-Петербурга / Экологическое движение в России. СПб., 1999.

3. Гущин В.А., Лустберг А.Э. Молодежное экологическое движение Ленинграда - Санкт-Петербурга. Исторические этапы, культура и субкультура / Подростковые и молодежные инициативы. СПб., 1997.

4. Досон Д., Цепилова О.Д. Мобилизация экологического движения в Ленинграде // Социология общественных движений: Эмпирические наблюдения и исследования / Отв. ред. В.В. Костюшев. Кн. 2. М.; СПб.: СПбФ ИС РАН, 1993.

5. Забелин С.И. Время искать и время терять. М.: Социальноэкологический союз, 1998.

6. Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993.

7. Негосударственные экологические организации Санкт-Петербурга: Справ. / Сост. Е. Кобец Э. Лахти. СПб.: Нотабене, 1998.

8. Общественные культурные организации Санкт-Петербурга: Справ. СПб., 1996.

9. Устав Всероссийского общества охраны природы. М.; 1991.

10. Фомичев С.Р. Крайне зеленые // Социологический журнал. 1995. № 8.

11. Цепилова О.Д. Экологические движения: предпосылки, тенденции, идеологические парадигмы, организационные структуры / Образ мыслей и образ жизни / Отв. ред. Я.И. Гилинский. М.: ИС РАН, 1996.

12. Шубин А. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах (вступительная статья) / Экологические организации на территории бывшего СССР: Справ. М., 1992.

13. Яницкий О.Н. Экологическое движение и контекст становления гражданского общества в посттоталитарной среде // Социологические исследования. 1992. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Яницкий О.Н. Двенадцать гипотез об альтернативной экополитике // Социологический журнал. 1994. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.