Научная статья на тему 'Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий'

Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2038
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ЕВРОПЫ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОГРАММЫ / ENVIRONMENTAL MOVEMENT / ENVIRONMENTAL PARTIES IN EUROPE / THE IDEOLOGY OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна

Анализируются процессы становления и современного развития экологических движений государств Европы. Уделяется внимание идеологии и программным документам экологических партий Германии, Франции, Латвии, Эстонии, государств Центральной и Восточной Европы. Представлены основные направления экологической политики Европы в краткосрочной перспективе, получившие выражение в программе Европейской партии «зелёных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of environmental movements in Europe: from the emergence of non-governmental organizations to political parties

The aim of the study was to determine the characteristics of the development of environmental movements in Europe from the moment they emerged as social organizations to their transformation into modern environmental parties. The research is based on the following types of sources: the official websites of "green" parties, statistical data reflecting the results of parliamentary elections, the works of Russian and foreign researchers involved in the analysis of the peculiarities, the ideological component and program approaches of environmental organizations and political parties. The article presents the stages of the formation and development of the environmental movement in the European states. In the 1960s, the environmental movement was heterogeneous and amorphous, its main activity was protests. Since the 1980s, there have been changes in the organizational structure and areas of activities of environmentalists. Environmental organizations became politicized, they started conversion processes of environmental nongovernmental organizations to social and political structures, which finds its expression in the emergence of environmental parties. One can observe the ideological fragmentation of organizations. Currently, environmentalists hold different views (eco-conservatism, eco-reformism, etc.), which eventually weakens the position of environmentalists relatively to other political parties. In 2004, the European "Green" Party the union of the environmental parties of the European countries obtains representation in the European Parliament. The main provisions of the European program of the "Green" Party are presented in the "New "Green" course for Europe". The undisputed leader of the European Movement is the "Green" Party of Germany. In its policy documents ("Green Future", "Green Initiative 2017"), the "Green" Party of Germany draws attention to the problem of long-term development in terms of environmental issues, in particular, to such a question as the economical use of natural resources and transition to renewable sources of energy. At the same time the German environmentalists practically revised their priorities in 2014, displacing social policy issues (environment, education, health) with the importance of solving international problems of migration and resolution of the crisis that has engulfed Europe. Such changes in the programs and division of environmental movements along the ideological axis have a generally negative prospect for further development of the environmental movement in Europe. Positioning itself as a significant political force in the solution of environmental problems in recent years the "Green" have not always paid sufficient attention to environmental issues. This approach reduces the importance of environmental organizations and political parties as political actors and gives their activities a conjectural character directed at times to attract the public's attention during periods of acute environmental problems or during election campaigns.

Текст научной работы на тему «Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 129-137. Б01: 10.17223/15617793/413/20

УДК 94(481).085

Е.В. Матвеева

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ЕВРОПЫ: ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Анализируются процессы становления и современного развития экологических движений государств Европы. Уделяется внимание идеологии и программным документам экологических партий Германии, Франции, Латвии, Эстонии, государств Центральной и Восточной Европы. Представлены основные направления экологической политики Европы в краткосрочной перспективе, получившие выражение в программе Европейской партии «зелёных». Ключевые слова: экологические движения; экологические партии Европы; идеология; программы.

Современное европейское экологическое движение возникло во второй половине XX в. как ответ на дальнейшее углубление конфликта между интересами индустриального общества и возможностями биосферы. Однако его истоки можно увидеть в природоохранных обществах, возникших во многих странах, в том числе и в России, в конце Х1Х-ХХ вв. Природоохранные общества того времени вряд ли можно было бы назвать экологическим движением, но определенное влияние на формирование идей современных зеленых они, несомненно, оказали.

Следует выделить три основные группы причин становления экологического движения в государствах Европы: идеологические, экологические, политические. Идеологические причины становления экологического движения заключались в постепенном уменьшении влияния движения «хиппи», левых идеологий, при продолжающемся неприятии молодежью общегосударственной политики; сохранении влияния идей пацифизма, ненасильственного бунтарства и всплеска террористической деятельности, в том числе субъектами которого были и молодежные организации, пацифистские идеи пережили второй пик популярности. Экологические причины выражались в загрязненности окружающей среды, вызванной более интенсивной, по сравнению с довоенной, индустриализацией европейских стран (особенно остро вопрос стоял в Германии), а также введением в эксплуатацию на территории Европы атомных электростанций. Политические причины были связаны главным образом с потенциальной исполнимостью обещаний «зеленых» (экологических партий), в отличие от лозунгов крайних «левых», которые были не только трудновыполнимы, но и неизбежно ассоциировались с СССР или государствами-сателлитами, а также намерением стран НАТО увеличить количество ядерного вооружения, в том числе в странах Европы, что не могло оставить население этих стран, в особенности пацифистски настроенную молодежь, равнодушными.

Переходя к вопросу о периодизации экологического движения в развитых странах, отметим, что толчком для возникновения и дальнейшего развития экологических движений в Западной Европе послужило нагнетание апокалипсических настроений в США в 60-е -начале 70-х гг. ХХ в., когда общественность европейских стран осознала неотвратимость надвигающегося экологического кризиса в глобальном масштабе.

Первый этап развития экодвижений в Западной Европе подразделяется на два периода: нарастание

страха перед демографическим кризисом; массовая волна протеста против развития атомной энергетики. При этом каждая страна имела свои особенности, определившие процесс становления экологических движений, но именно под воздействием широкомасштабной дискуссии об энергетических проблемах отдельные разрозненные группы давления, ставившие перед собой конкретные тактические задачи, трансформировались в целостное, радикально окрашенное экологическое движение. К началу 1980-х гг. наблюдался спад в деятельности экологических движений, который объяснялся решением правительств отдельных европейских стран приостановить развитие атомной энергетики, что являлось центральным пунктом повестки дня для экологических движений.

На протяжении 1970-х гг. «зеленые», особенно их радикальное крыло, использовали тактику открытых и решительных действий: кампании гражданского неповиновения, массовые пикеты в местах предполагаемого строительства атомных объектов. Со временем подобные акции перестали быть эффективными и начались поиски новых форм протеста. Экологисты искали влиятельных политических партнеров. Таковыми, в зависимости от общности целей и задач, стали церковь и профсоюзы.

Второй этап развития экологических движений в Западной Европе совпал с началом 1980-х гг., когда в качестве политических партнеров экологического движения начали выступать различные массовые организации. В ФРГ, например, наметилась тенденция к трансформации экологического движения в антивоенное. Однако отдельные группы «зеленых» умышленно остались вне политики, отрицая идеологию левых сил. Разочарование части политически активного населения в экологических платформах традиционных партий ускорило процесс формирования независимых экологических партий [1. С. 28].

Следует согласиться с мнением ученых Р. Д. Букия и А. И. Костина, которые в возникновении и развитии экологического движения в Европе выделяют шесть основных этапов [2. С. 56].

1. Вторая половина 1960-х гг. - этап массового экологического протеста, или алармистский этап. Он характеризовался «взрывным» расширением социальной базы движения, однако определяющими факторами для успеха или неудач природоохранного движения выступали его социальная неоднородность и аморфность, а также организационная разобщенность. Основными формами борьбы являлись уличные де-

монстрации, в которых нередко участвовали десятки и даже сотни тысяч людей. Социальный протест, таким образом, осуществлялся в русле философии «малых дел».

2. Конец 1970-х гг. - этап осознания широкой общественностью недемократического характера многих аспектов экологической политики правящих кругов. Отличительными чертами этого этапа стали борьба за мир и разоружение, выступления по проблемам инфляции, безработицы, расовой дискриминации и т. п., эпизодические попытки выдвижения требований социально-экономического характера.

3. С начала 1980-х гг. идет перерастание природоохранного движения в странах Запада из социального в социально-политическое, возникли партии «зеленых». Экологические партии получали реальную возможность в течение короткого периода времени укрепить свое положение в политической структуре общества, заполнив вакуум, образовавшийся из-за неспособности традиционных партий взять на себя решение экологических проблем.

4. С середины 1980-х гг. «зеленые», наряду с другими экологическими партиями, стали уделять большое внимание социальным проблемам. Важное место в их программах начали занимать требования демократизации налоговой системы, введения экологического налога, реформирования банковской системы и т. д.

5. На рубеже 1980-1990-х гг. экологисты поставили вопрос о спасении окружающей среды в более общий контекст: о судьбах индустриальной цивилизации вообще, о глубинных изъянах ее способа производства. Произошло сближение экологических партий с профсоюзами и рабочими партиями, что оказало положительное влияние на проведение действенной экологической политики.

6. Со второй половины 1990-х гг. по настоящее время для экологического движения характерен комплексный подход к решению экологических проблем, способствующий превращению их в самостоятельную политическую силу, что позволяет экологам активно влиять на поведение государственной экологической политики, а также выступать гарантом организации социально-экономических отношений и политического процесса с учетом экологических императивов.

Исходя из этого, появление экологического движения в ряде европейских стран стало ответом на обострившуюся проблему охраны окружающей среды. Активная деятельность экологического движения в европейских странах способствовала включению правительствами, правящими партиями и местными органами власти в свои политические программы вопросов охраны окружающей среды. Однако программы многих партий и правительств остались в значительной степени невыполненными. Некоторые частные успехи движения «гражданских инициатив», например улучшение состояния воды и воздуха в отдельных районах, не снимали экологической проблемы, имеющей глобальный характер.

О значимости партийной деятельности свидетельствует и то, что экологические разделы политических программ экологических партий касаются широкого круга проблем. К ним, в частности, относятся: совер-

шенствование законодательства по охране окружающей среды, использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии, методы ведения сельскохозяйственного производства, защита естественного ландшафта, недопущение различных форм загрязнения природной среды, борьба за снижение шумового фона в городах, на предприятиях, за сохранение дикой природы, более широкое использование вторичных ресурсов и т.д.

В отличие от старых политических партий, «зеленые» в странах Европы решение экологических проблем связывают с преобразованием экономических и социальных структур. Экологические партии сегодня принимают участие в законодательном процессе и осуществляют влияние на выработку законодательной базы в сфере экологии.

В настоящее время партии «зеленых» действуют в ФРГ, Великобритании, Италии, Франции, Японии, Австрии и других странах. Последние два десятилетия они участвуют не только в местных и парламентских выборах, но и в выборах в Европейский парламент (с 1989 г. в Европарламенте представителями европейских экологических партий была образована совместная фракция, а с 2004 г. имеется представительство Европейской партии «зеленых»).

Среди многих экологов происходят трения между радикалами, левыми и консервативно-либеральными «зелеными». Идеологический комплекс экологического движения не представляет собой какого-то целостного феномена. Характерные его черты - многообразие, дифференцированность, противоречивость. Идейно-политическая дифференциация внутри данного комплекса идет по ряду направлений. Среди них следует назвать экоконсерватизм, экореволюционаризм, экореформизм с элементами социализма и либерализма. В зависимости от этого и экополитика ориентируется на различные модели развития [3. С. 57].

Экоконсерватизм включает круг идей, начиная от идей Г. Груля (Schreckensbilanz unserer Politik, 1975; Himmelfahrt ins Nichts. Der geplünderte Planet vor dem Ende, 1992) и И. Иллича (Deschooling Society, 1971), заканчивая неофашистскими элементами. Сторонники экоконсерватизма требуют отказаться от многих свобод во имя предотвращения хаоса, избежать который можно только путем создания Всемирного правительства, осуществляющего «экологическую диктатуру».

Два других направления в экологическом движении по содержанию можно объединить под названием «экологический социализм». Данный термин ввел в научную литературу известный футуролог О.К. Флех-тхайм. В рамках экосоциализма осуществляются критика иррациональности традиционной экономики, капиталистическое и социалистическое администрирование. Представители революционаристского эко-социализма в своих проектах дают характеристику рациональной организации многих сфер жизни общества в качестве основы преобразований, ведущих к созданию экологического общества.

Доминирующим течением в экологическом движении и в партиях «зеленых» является экореформизм. К нему близки и некоторые левые члены социал-демократических и социалистических партий. Если

для традиционного социалистического движения основным является противоречие между трудом и капиталом, общественным характером труда и частной формой присвоения его продуктов, то для экосоциа-листов - противоречие между развитием производительных сил и «изнашиванием» окружающей среды. Если для первого наиболее существенным служит изменение отношений собственности на средства производства, проблемы распределения, то для последних - преобразование ошибочных форм во имя рачительного производства и разумного потребления с целью преодоления развития, сконцентрированном на экономическом росте.

Сегодня в экологическом движении присутствуют как «фундаменталисты», продолжающие настаивать на радикальной перестройке индустриального общества, так и «реалисты», призывающие лишь к его коррекции в соответствии с требованиями экологии. Как показывает опыт последних лет, участие в парламентской, а тем более правительственной деятельности, ведет к падению радикализма «зеленых» партий [4. С. 30]. В настоящее время радикальная часть движения «зеленых» («Гринпис», «Друзья Земли») принимает активное участие в акциях протеста альтерглобалистского движения. Однако если экологическое движение основную задачу своей деятельности видит в охране окружающей среды, то альтерглобалистское движение выдвигает более широкий круг программных требований, охватывающий решение глобальных проблем различных сфер жизнедеятельности общества.

Охарактеризовав особенности и этапы становления экологического движения, остановимся на характеристике экологических партий европейских стран. Наиболее крупной и влиятельной экологической партией в современном мире является Партия «зеленых» Германии [5]. У ее истоков стояли гражданские инициативы в защиту окружающей среды 1970-х гг. Затем, на основе разрозненных гражданских движений, создается Федеральный союз гражданских инициатив по защите окружающей среды, а в начале 1980 г. в городе Карлсруэ появляется общенациональная Партия «зеленых», у истоков которой стояло появившееся чуть раньше «Движение против атомной энергии».

Одним из идеалов «зеленых» Германии становится борьба «за экологию», которая рассматривалась как борьба за социальную справедливость. Терпимость становится главным отличием «зеленых» от предшествовавших им социальных движений. Так, в 1965 г. философ Г. Маркузе, приветствовавший студенческие протесты, опубликовал книгу «Критика чистой терпимости». В этой работе он заявил о том, что терпимость «репрессивна». Идея Г. Маркузе состояла в том, что доброжелательность и терпимость на самом деле лишь помогают продолжению статус-кво. Характерно, что идеи Р. Дучке и будущих «зеленых» отличались от этих положений. Кроме того, «зеленые» оказались просто ближе к жизни, чем многие левые организации. Одно дело - борьба с реальным злом (с атомной станцией, вредным производством, застройкой на детской площадке), и совсем другое -догматическая критика капитала и социального неравенства [6].

Другим идеалом «зеленых» был пацифизм. В декабре 1979 г. Конференция министров обороны и иностранных дел стран НАТО приняла решение об увеличении численности ядерного оружия. Немецкий парламент практически полностью поддержал это решение, но большинство населения Германии было против этого решения. Партия «зеленых» стала основным организатором маршей мира и блокирования военных баз.

На последних федеральных выборах, прошедших в 2013 г., партия «зеленых» немного ухудшила свой результат по сравнению с выборами 2009 г., набрав 8,4% голосов, получив 63 депутатских места в парламенте (в 2009 г. - 68 мест). Наибольшей поддержкой партия пользуется в больших городах - Гамбург (12,6%), Берлин (12,3%), Бремен (12,1%) [7].

Партия «зеленых» Германии выступает против широкомасштабной программы строительства АЭС, выдвинутой коалиционным правительством социал-демократов и либералов, которых в бундестаге поддерживала и находящаяся в оппозиции Христианско-демократическая партия. Таким образом, группы в защиту окружающей среды уже в конце 1970-х гг. начали баллотироваться в местные советы и земельные парламенты. Среди участников экологического движения преобладали представители профессий, связанных с культурой и социальной деятельностью, но не с промышленным производством. Это привело к противостоянию «зеленых» с традиционными профсоюзами, представлявших интересы промышленных рабочих. Профсоюзы выступали против деятельности экологического движения, ставившего под угрозу их рабочие места (исключение составлял лишь профсоюз металлистов). Они усматривали в этом движении серьезную угрозу их интересам со стороны привилегированных слоев. К тому же трудящиеся справедливо связывали надежды на улучшение благосостояния с экономическим ростом и выступали против утопических проектов «нулевого роста» [8. С. 7].

«Зелёное будущее» («Die Zukunft ist grun») - политическая программа партии, принятая на партийной конференции в марте 2002 г. в Берлине. В политической программе «Зелёное будущее» отражено решение отказаться от требования о выходе Германии из НАТО. В 1999 г. партия отказалась от отчетливо пацифистской позиции. Эта смена курса выразилась, например, в одобрении войны НАТО против Югославии.

Ключевой тезис политической позиции «зеленых» - долговременное развитие. В политических спорах «зеленые» опираются на понятие «долгосрочное планирование» применительно к защите окружающей среды. Другими словами, «зеленые выступают за экономное использование природных ресурсов. Отсюда вытекает, например, пристрастие «зеленых» к возобновляемым источникам энергии. В последнее время «зеленые» все большее внимание уделяют проблеме глобального изменения климата, в том числе и в социальном контексте.

«Долгосрочное планирование» пронизывает также и социально-экономическую политику в принятой программе. Партия стремится удовлетворить потребности настоящего поколения, не ущемляя при этом

прав будущих поколений. Из этой позиции вытекает скептическое отношение к мнению, что благосостояние подразумевает непрерывный экономический рост. Долгосрочное планирование является важным понятием также и в позиции относительно проблем здравоохранения.

Несмотря на то что идея долгосрочного планирования носит консервативный характер, в общественной политике «зелёные» придерживаются леволибе-ральных взглядов. Так, партия выступает за «многокультурное» общество, интеграцию иммигрантов в германское общество, защиту информации о личной жизни, информатизацию общества и другие гражданские права, такие как отказ государства от сбора личных сведений о гражданах, поддержка альтернативных авторских прав - открытое программное обеспечение и Creative Commons.

В области иммиграционной политики «зелёные» требуют для граждан государств, не являющихся членами Европейского союза, прав на участие в муниципальных выборах.

Партия «зелёных» во внешней политике принимает активное участие в вопросах, связанных с защитой мира. Члены партии приняли участие в большом количестве протестных демонстраций, направленных против размещения на территории Германии атомного оружия США. В 1980-х гг. «зелёные» скептически относились к членству Германии в НАТО. Партия изменила свое мнение по этому вопросу в значительной степени под влиянием Й. Фишера, который в 1995 г. был очень обеспокоен расправой в Сребрени-це. В 1998 г., когда он был министром иностранных дел, Германия приняла участие в войне НАТО против Югославии. «Зелёные» выступают за вступление Турции в Европейский союз.

В ноябре 2014 г. в Гамбурге на очередном партийном съезде были разработаны вопросы стратегии и тактики партии в преддверии парламентских выборов 2017 г., получавшие название программного документа «Зелёный почин 2017».

Выделим два основных вопроса, нашедших отражение в документе в свете ухудшения миграционного кризиса как в самой Германии, так и в других государствах Европейского союза, - это вопросы внешней и миграционной политики.

В вопросах внешней политики среди членов партии «зеленых» получили развитие две противоположные точки зрения. Часть «зеленых» согласна с участием Германии в наземных боевых действиях при наличии мандата ООН, другая выступает за военное вмешательство и без мандата ООН (например, борьба с организацией ИГИЛ в Сирии) [9. С. 84].

В сфере миграционной политики большинством однопартийцев предлагается ужесточить предоставление убежища для «политических беженцев». Еще в сентябре 2014 г. земля Баден-Вюрттемберг в бундесрате дала согласие на принятие проекта партий большой коалиции, включая партию «зеленых», ужесточающего правила предоставления убежища политическим беженцам в Германии, объявив балканские страны - Сербию, Македонию и Боснию-Герцеговину - «безопасными государствами» и в то же время

облегчив условия пребывания для уже находящихся в стране беженцев и лиц с временными разрешениями. Это решение привело к ожесточённым внутрипартийным спорам между традиционными левыми и реалистами. В настоящий период времени позиции реалистов пользуются наибольшим влиянием среди членов партии (следует полагать, что данный процесс будет усиливаться в Германии в 2016 г.) в вопросах миграционной политики по отношению к выходцам из государств Ближнего Востока. Это будет находить отражение во внесении инициатив в бундестаг, связанных с дальнейшим ужесточением законодательства в отношении мигрантов.

В этой связи вопросы экологической направленности (например, энергетической политики, связанной с постепенный отказом от использования угольных ТЭЦ), всегда присущие программам партии «зеленых» Германии, отошли на второй план. В преддверии предстоящих выборов в парламент в 2017 г. и в условиях обострения миграционного кризиса в программе партии «зеленых», как и многих других политических сил Германии, все большее внимание будет уделяться вопросам внешней политики и национальной безопасности, миграционной политике государства.

Партия «зеленых» в Германии смогла стать на современном этапе развития экологических партий наиболее ярким примером гражданской организации, выступающей с альтернативной концепцией развития. Ее успех стал возможен после интеграции изначально контркультурного явления в систему германского истеблишмента. После того как «зеленые» завоевали мандаты на всех уровнях власти в ФРГ, они стали одним из основных политических течений Германии, и, более того, многие экологические идеи вошли в программы других партий.

Наряду с деятельностью партии «зеленых» в Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (Союз охраны окружающей среды и природы Германии) и NABU (Союз охраны природы Германии). Эти организации оказывают существенное влияние на принятие экологически значимых решений в Германии, так как действуют на высоком научном уровне по всей стране. Истории BUND и NABU сходны: их природоохранная деятельность охватывает множество регионов и земель уже около 20-30 лет; они занимаются самыми разными вопросами - от локальных мероприятий до проблем глобализации и изменения климата [10].

Среди других стран Европы, где «зеленые» играли и продолжают играть значительную роль, следует отметить Австрию, Францию, Латвию и Эстонию.

Партия «зеленые» Австрии. Помимо Германии Европейское «зеленое» движение получило развитие в Австрии. «Зелёные» Австрии традиционно пользуются популярностью в стране. Партия была основана в 1986 г. и носила название «Зелёная альтернатива», что связано с тем, что часть членов партии отошли от более консервативного «Зелёного» союза Австрии. Кроме того, существовал и «Альтернативный список Австрии». В 1986 г. на выборах в парламент партия

набирает 4,82% голосов. Отчасти это объясняется тем, что партии удалось предотвратить постройку в Цвен-тендорфе АЭС. На выборах 1990, 1994, 1995, 1999, 2002, 2006, 2008, 2013 гг. партия набирала соответственно 4,8; 7,3; 4,8; 7,4; 9,5; 11,0; 10,43 и 11,46%, что свидетельствует о постепенном росте численности сторонников и популярности партии внутри страны. На нынешний день партию возглавляют, в том числе в Европарламенте, Д. Кон-Бендит и Р. Хармс.

Партии «зеленых» Франции. Во Франции «зеленое» движение представлено несколькими партиями. Наиболее многочисленные и влиятельные из них -Партия «зелёных» и «Европа Экология - Зеленые».

Партия «зелёных» входит в Европейскую партию зеленых. Участие экологистов в политической жизни Франции началось в 1970-х гг. Активное начало участию экологического движения в политике положило выдвижение кандидатуры экологиста Р. Дюмонта на президентских выборах 1974 г. После этого события «зеленые» под разными названиями стали участвовать во всех муниципальных, парламентских и президентских выборах.

Партия «зеленых» Франции внимательно следит за соблюдением экологического законодательства в стране, в том числе при строительстве промышленных предприятий. 4 февраля 2010 г. Партия «зеленых» Франции путем акции протеста выступила против строительства завода российской компании «Уралхим» во французском городе Дьепп (регион Верхняя Нормандия). Отметим, что завод «Уралхим» обещал построить в г. Дьепп современное, экологически чистое химическое предприятие. Проведенное исследование на крупнейших производствах компании в России в городах Воскресенск, Кирово-Чепецк и Березники показало, что деятельность компании повсеместно сопряжена с грубейшими нарушениями природоохранного законодательства. По мнению лидеров Партии «зеленых» Франции, такое поведение во Франции невозможно [11].

Друга экологическая партия «Европа Экология -Зеленые» имеет не только свою фракцию в парламенте, но и входит в состав правительства социалистов. Партия имеет представительство на национальном уровне (15 депутатов Национального собрания и 12 сенаторов) и в региональных советах.

В вопросах внутренней политики французская партия «Европа Экология - Зеленые» делает первостепенный акцент в реформировании государства на вопросы экологии. «Зелёные» критикуют бюджетную политику правительства, так как она делает невозможным переход к широкому внедрению возобновляемых источников энергии. Экологисты выступают за преодоление неравенства между департаментами в социальной, медицинской и природоохранительной сферах.

Партия выступает за усиление процессов евроин-теграции, реформирование Пятой республики на принципах «партисипативной демократии», предполагающей более широкое использование механизмов самоуправления.

Заметное место в программе партии «Европа Экология - Зеленые» занимают вопросы экологии и охраны окружающей среды: обеспечение права граж-

дан на чистый воздух и качественные продукты питания, увеличение роли экологически ориентированных предприятий и др.

По мнению лидеров французских экологических партий, политическая экология сегодня представляет глобальную альтернативу социал-демократии, этатизму и неолиберализму. «Зелёные» в своей политической доктрине критикуют так называемую продук-тивистскую модель общества, основанную исключительно на «экономическом росте» и вере в неограниченные возможности свободного рынка. В качестве альтернативы они предлагают двигаться к такому обществу, которое будет базироваться на принципах воздержанности и солидарности, что, в частности, нашло свое отражение в программном документе партии «Европа Экология - Зеленые»: основанная цель партии - «Построить солидарное общество» [12].

Латвийская «Зеленая» партия - эколого-либеральная правая партия, основанная в 1990 г. Сопредседатели - экс-премьер и спикер Сейма, в 20062007 гг. Индулис Эмсис, Виестурс Силениекс, Рай-мондс Вейонис. На 2007 г. в рижской думе не представлена, в Сейме имеет четырех депутатов. Рижским Департаментом среды руководит представитель латвийской «Зеленой» партии Аскольд Клявиньш. В Ев-ропарламенте партия не представлена, но состоит в Европейской партии «зеленых».

Партия «зеленых» Эстонии - политическая партия «зеленых». Вальдур Лахтвее, организатор партии, сообщил, что на 1 ноября 2006 г. было завербовано более чем 1 000 членов инициативной группы Партии «зелёных» для регистрации в качестве политической партии по эстонскому законодательству, открывая тем самым двери для принятия участия в парламентских выборах в марте 2007 г.

Движение эстонских «зелёных» было основано Юханом Ааре в мае 1988 г. Эстонская Партия «зелёных» была утверждена 19 августа 1989 г., и соперничающая «Зелёная» партия под руководством Велло Похла - в мае 1990 г. После двух лет разделения в декабре 1991 г. была основана Партия эстонских «зелёных». Только один представитель (Рейн Ярлик) был избран в парламент в сентябре 1992 г.

25 ноября 2006 г. партия провела основное заседание, на котором была ратифицирована программа партии. М. Страндберг заметил, что целью партии было набрать хотя бы 5 мест в Рийгикогу в предстоящих выборах и сформировать парламентское представительство «зелёных». Основными пунктами программы являлись: защита эстонских лесов, моря и других ресурсов, а также продвижение демократии. Экономически партия поддерживает новаторство и консервативную фискальную политику.

На парламентских выборах 2007 г. эстонские «зелёные» получили 39 265 голосов (7,1% от общего числа), вследствие чего заняли шесть мест в Рийгико-гу [13], однако на парламентских выборах 2011 г. она набрала 3,8% голосов и не получила ни одного места в парламенте страны.

Партии «зеленых» в государствах Центральной и Восточной Европы. В отличие от государств Западной Европы государства Центральной и Восточной

Европы, вошедшие в число стран Евросоюза относительно недавно (с 2004 г. и позднее), партии «зеленых» не получили своего развития (за исключением Чехии, Венгрии и Польши) [14]. Более весомые позиции в политике государств региона занимают партии консервативной, либеральной и социал-демократической направленности.

Одной из главных причин институциональной и идеологической слабости партий «зеленых» в государствах Центральной и Восточной Европы является отнесение данных партий к группе «левых» политических сил государства наряду с коммунистическими и социал-демократическими партиями, которые в последние два десятилетия не пользуются поддержкой избирателей. Партии «зеленых» исторически формировались на базе общественных движений.

Однако в государствах данного региона экологические движения (как, впрочем, и антивоенные, женские другие движения и организации) не пользовались поддержкой государства и находились в стадии природоохранных организаций, полностью отстраненных от политики. Схожая ситуация наблюдалась и в Советском Союзе, где функционировали исключительно природоохранные организации, созданные на базе ведущих вузов страны - МГУ и ЛГУ.

Идеологические предпочтения «зеленых» Центральной и Восточной Европы также отличаются от идеологии «зеленых» Западной Европы. Экологи Центральной и Восточной Европы не поддерживают идею активного социально ориентированного государства и осуществляют свою работу на местном уровне. «Зеленые» критично оценивают вступление своих стран в различные европейские политические и экономические организации (НАТО, МВФ, Всемирный банк и др.). В то же время не являются сторонниками трансформации международных организаций, включая вопрос роспуска НАТО.

Единственная экологическая партия в государствах Восточной Европы, которая сумела войти в состав парламента на второй срок в 2014 г., - это экологическая партия Венгрии «Политика может быть другой». Причины этого успеха следует связывать с открытостью партии и ее стремлением к переменам, привлечением в свои ряды новых политиков, поддерживаемых общественностью, утрата доверия избирателей к деятельности Социалистической партии. По мнению отдельных политологов, экологическая партия «Политика может быть другой» постепенно может занять место Социалистической партии Венгрии и лидирующее место среди левоцентристской коалиции [15].

Впервые в истории Восточной Европы экологическая партия сумела удержаться в парламенте более одного срока.

В целом политические лозунги и программы партий «зеленых» Центральной и Восточной Европы находятся в стадии своего оформления, а сами партии не представляют пока заметную политическую силу в своих государствах. Однако данная проблема во многом компенсируется деятельностью партий «зеленых» в рамках Европарламента.

Европейская партия «зелёных» была создана в 2004 г. и объединяет представителей крупных партий

«зеленых» государств Европейского союза. До 21 февраля 2004 г. существовали объединения партийной организации, такие как Европейская федерация «зеленых» партий и аналогичные объединения консервативных, социал-демократических и либеральных партий. В программе европейских «зелёных» особое значение занимают такие темы, как атомная энергетика, защита потребителей и обеспечение равноправия женщин. Главными лозунгами европейских «зеленых» являются защита мира, окружающей среды и прав потребителей, социальная справедливость и транспарентность европейских институтов [16]. На сегодняшний день Европейская партия «зеленых» объединяет 35 партий из 31 страны мира. Это одна из наиболее влиятельных политических сил на европейском пространстве [17]. Наибольшее количество представителей от экологических партий в Европарламенте имеют французские экологи (16 представителей).

В мае 2006 г. в состав Европейской партии «зеленых» на правах партии-наблюдателя вошла партия «Зеленая Россия». Такое решение было принято на заседании Совета Европейской партии «зеленых». Российских «зеленых» представлял член оргкомитета и председатель Совета регионов «Зеленой России», председатель петербургского экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин. Новый статус Партия «Зеленая Россия» означает высокую оценку и международное признание российских «зеленых», возглавляемых А. Яблоковым [18]. Они рассчитывают в будущем стать полноправными членами ЕПЗ, но уже и сегодня могут принимать активное участие в «Европейском "зеленом" движении», используя все международные возможности. Они станут полноправными участниками международных экологических дискуссий, могут рассчитывать на европейскую информационную поддержку и экспертную программную помощь.

В 2009 г. статус наблюдателя в Европейской партии «зеленых» получили Партия «зеленых» Азербайджана и Белорусская партия «Зеленые». Была достигнута договоренность о проведении совместных мероприятий в области решения проблем в сфере экологии, соблюдении прав человека [19]. Главное преимущество в получении статуса наблюдателя в Европейской партии «зеленых» заключается в том, что появляется возможность обмена опытом, получение экологической информации. Кроме того, представленность Европейской партии «зеленых» в Европар-ламенте (53 депутата) дает дополнительные возможности установить связи между депутатами стран Европы и государствами постсоветского пространства.

Статус партии-наблюдателя является переходным для партий-кандидатов в Европейскую партию «зеленых». Партии-наблюдатели, согласно уставу Европейской партии «зеленых», имеют возможность через три года стать полноправными членами данной политической партии. С одной стороны, членство в данной партии усиливает позиции национальных экологических партий, с другой - способствует интеграции во всемирную борьбу за «зеленую» общественную альтернативу.

На состоявшихся выборах в Европейский парламент, прошедших 7 июня 2009 г., объединение «зеленых»

«Европа-экология» получило 15% голосов избирателей. По итогам выборов Европейская партия «зеленых» стала третьей партией по численности в Европарламенте, сумевшей увеличить свое представительство [20].

Спустя пять лет на выборах в 2014 г. представительство партии «зеленых» в Европарламенте было увеличено и, несмотря на четвертую и пятую позиции среди других партий, представлена на данный период времени двумя политическими группами - Группа «Зеленые» / «Европейский Свободный альянс» получила 7,32% (55 мест), а «Европейские объединенные левые» / «Зеленые Северных стран» - 5,73% (43 мест) [21]. На данных выборах в своих политических программах партии придерживались в целом евроскепти-ческой позиции. Наиболее число депутатов от парий «Зеленых» получили представители Германии, Франции, Великобритании, Австрии и Бельгии.

В 2009 г. партиями «зеленых» Европы была принята программа «Новый "зеленый" курс для Европы», реализуемая по настоящий период времени. В данном документе уделяется внимание не только важности решения в рамках Европейского союза экологических проблем, но и вопросам социальной справедливости и глобализации (например, инвестиции в сферу образования, науки, расширение прав рабочих, демократия и права человека, иммиграция и т. д.). Остановимся на некоторых положениях программы Европейской партии «зеленых».

Новый «зеленый» курс для Европы подразумевает объединенную Европу, которая может гарантировать своим гражданам хорошее качество воды, основываясь на экономической, социальной и экологической стабильности; действительно демократическую Европу, которая ставит на первое место интересы своих граждан, а не интересы небольшой группы предпринимателей; Европу, которая работает над своим «зеленым» будущим [22]. В числе наиболее значимых вопросов, обозначенных Европейской партией «зеленых», отметим следующие положения:

- Действительная альтернатива для Европы -обеспечение энергетического и экологического будущего. Необходимо полностью изменить свое отношение к ресурсам, чтобы отойти от сегодняшней чрезмерной эксплуатации и разрушения экологии. Сегодняшний курс не просто не соответствует принципам устойчивого развития, но и угрожает климату, экосистемам и биологическому разнообразию нашей планеты.

- Борьба с климатическими изменениями - это выигрышный из экономических и экологических соображений процесс. Объединение честолюбивых и обязывающих целей, премиальное поощрение и государственные инвестиции в развитие «зеленых» технологий и «зеленого» сервиса помогут создать миллионы «зеленых» рабочих мест (рабочие места в экологическом секторе экономики) в Европе и десятки миллионов рабочих мест по всему миру, которые так важны во времена снижения темпов развития экономики. ЕС должен поставить себе целью создать пять миллионов рабочих мест в течение следующих пяти лет.

- Источники возобновляемой энергии должны стать основным пунктом в европейской политике в области энергетики на ХХ1 столетие. «Зеленые» вы-

ступают за создание Европейского сообщества по вопросам возобновляемых энергоносителей для того, чтобы поддерживать работу над достижением цели 100%-го перехода на использование энергии от возобновляемых источников. Повышение спроса на возобновляемые энергоносители потребует новых подходов к энергообеспечению. Необходимо будет обеспечить честное распределение ответственности за производство и раздел энергии, создание общей энергосети, а также более разумное использование энергии.

- Ядерная энергетика не может рассматриваться как вариант решения проблем изменения климата. Большие инвестиции этой бесперспективной технологии не смогут способствовать сокращению выбросов, которое так необходимо сегодня, а только урежут финансирование производства экологической энергии. Источники урана могут исчерпаться, а кроме того, ЕС очень сильно зависит от импорта урана из нестабильных стран. Следовательно, на атомную энергетику нельзя рассчитывать в вопросах длительного обеспечения энергобезопасности. Кроме того, сохраняется риск от использования атомной энергии. Это касается разработки и производства топлива, а также утилизации ядерных отходов. Это еще и возможность террористических атак и продажа ядерного оружия странам с сомнительными режимами.

- ЕС должен активно работать, чтобы создать гармонично развивающуюся транспортную систему. Для того чтобы обеспечить учет природоохранных затрат, важно прекратить прямое и косвенное финансирование таких экономически невыгодных и загрязняющих экологию видов транспорта, как авиация и дорожный транспорт. Взамен финансировать строительство железных дорог. Необходимо поощрять использование доступного общественного транспорта, велосипедов и пешие прогулки.

- «Зеленые» хотят, чтобы Европа обеспечила своим гражданам доступ к здоровой пище по доступным ценам вместо ограниченного выбора, предлагаемого пищевой промышленностью. Сельское хозяйство, рыбная промышленность и пищевая политика должны стимулировать обоюдную ответственность фермеров, рыбаков, властей и потребителей.

- Здоровая Европа - богатая Европа. Граждане ЕС беспокоятся о чистоте воздуха, которым дышат, качестве воды и еды. Загрязнение окружающей среды ставит здоровье людей под угрозу, что, в свою очередь, негативно сказывается как на благополучии всего общества, так и на экономике. ЕС должен делать больше для защиты здоровья людей от опасностей, переносимых по воздуху или содержащихся в воде, вызванных шумом, токсическими веществами или распространением инфекций. Европейский союз должен работать над сохранением биоразнообразия на своей территории и за своими пределами.

Итак, экологическое движение в европейских странах прошло сложный и длительный путь развития, начиная от появления в 1960-х гг. первых экологических организаций, а в 1980-х гг. - экологических партий на уровне отдельных регионов и стран, заканчивая формированием общеевропейской ве-

дущей политической силы - Европейской партии «зеленых».

Позиционируя себя как значимую политическую силу в решении проблем охраны окружающей среды в странах Европы, в то же время «зеленые» не всегда уделяют вопросам экологии достаточного внимания. Это находит выражение в недостаточной проработке экологических проблем и путях их решения в программных документах экологов, идеологическом разнообразии и размытости взглядов экологов в разных странах Европы. Данный подход значительным образом снижает важность экологических организаций и политических партий в вопросах решения весьма сложных и долговременных задач охраны окружающей среды. Кроме того, данная позиция лидеров партий «зеленых» во многом позволяет оценивать их работу

как деятельность, имеющую конъектурный характер, направленную на привлечение внимания общественности и СМИ в периоды обострения экологических проблем или во время избирательных кампаний.

Необходимо отметить и изменение приоритетов в деятельности самих партий «зеленых» с осени 2014 г. и перенесении акцентов с социальных проблем (здравоохранение, образование, экология и рациональное природопользование и др.) на вопросы внешней и тесно связанной с ней миграционной политики, что находит наибольшее проявление в деятельности партии «зеленых» Германии. Подобная ситуация еще больше осложняет экологическое сотрудничество экологов государств Европы и, вместе с тем, затрудняет решение экологических проблем постиндустриального общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rudig W. Peace and ecology movements in Western Europe // West Europe politics. L., 1988. Vol. 11. Р. 26-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Букия Р.Д., Костин А.И. Особенности эволюции экологического движения на Западе и проблема его категориального осмысления //

Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1998. № 6. С. 51-65.

3. Костин А.И. Экополитика и модели развития (адаптация в эру риска) // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования.

1992. № 4. С. 51-61.

4. Майер Ю. «Зеленые» в европейском ландшафте // Международная жизнь. 1990. № 10. С. 29-38.

5. Bündnis 90 / Die Grünen. URL: http://www.gruene.de/startseite.html (дата обращения: 15.09.2016).

6. «Зеленые» Германии: вчера и сегодня. URL: http://www.bellona.ru (дата обращения: 15.09.2016).

7. Erläuterung des neuen Verfahrens der Umrechnung von Wählerstimmen in Bundestagssitze. Aktuelle Mitteilung des Bundeswahlleiters vom. URL:

https://www.bundeswahlleiter.de (дата обращения: 15.09.2016).

8. Ряботажев Н.В., Романов Б.С. В поисках альтернативной модели развития. «Зеленые» в современном мире // Свободная мысль. 2003.

№ 7. С. 4-18.

9. Роль малых партий в партийно-политической системе Германии / под ред. В.Б. Белова, Е.П. Тимошенковой. М. : Ин-т Европы РАН, 2015.

136 с.

10. Экологическое движение Германии. URL: http://www.ecoportal.org.ua (дата обращения: 15.09.2016).

11. «Зеленые» выступили против строительства завода компании «Уралхим» во Франции. URL: http://www.investorkirov.ru/news (дата обращения: 15.09.2016).

12. Романов Б. «Зелёные» Франции - за солидарное общество! URL: http://left.by/archives/6392 (дата обращения: 15.09.2016).

13. Партия «зеленых» вошла в парламент Эстонии. URL: http://www.qwas.ru/ukraine/greenparty/id_49612/ (дата обращения: 15.09.2016).

14. Марч Л. Что осталось от левых в Центральной и Восточной Европе? URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2260#top-content (дата обращения: 15.09.2016).

15. Новиков О. Партия не одного политического сезона. URL: http://left.by/archives/1587 (дата обращения: 15.09.2016).

16. Создана Европейская партия «зеленых». URL: http://bdg.by/news.htm?56938.109 (дата обращения: 25.01.2016).

17. «Зеленые» Европы осудили идею проведения Олимпийских игр в Сочинском национальном парке. URL: http://www.ewnc.org/node/382 (дата обращения: 15.09.2016).

18. «Зеленая» Россия» стала членом Европейской партии «зеленых». URL: http://www.yavlinsky.ru/news/print.phtml?id=2876 (дата обращения: 15.09.2016).

19. Партии «зеленых» Азербайджана и Белоруссии получили статус наблюдателей в ЕПЗ. URL: http://www.qwas.ru/ukraine/ greenparty/id_126420 (дата обращения: 15.09.2016).

20. «Зеленые» увеличили свое представительство в Европарламенте. URL: http://www.bellona.ru/news (дата обращения: 15.09.2016).

21. Перевозчиков В. Основные итоги выборов в Европейский парламент // Журнал о выборах. 2014. № 4. С. 36-47.

22. Объединенные партии «зеленых» Европы. Новый «зеленый» курс для Европы. URL: http://www.greenparty.org.ua/ua/Monifest.html (дата обращения: 15.09.2016).

Статья представлена научной редакцией «История» 13 ноября 2016 г.

INSTITUTIONALIZATION OF ENVIRONMENTAL MOVEMENTS IN EUROPE: FROM THE EMERGENCE OF NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS TO POLITICAL PARTIES

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 413, 129-137. DOI: 10.17223/15617793/413/20

Elena V. Matveeva, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: mev.matveeva@yandex.ru Keywords: environmental movement; environmental parties in Europe; the ideology of the program.

The aim of the study was to determine the characteristics of the development of environmental movements in Europe from the moment they emerged as social organizations to their transformation into modern environmental parties. The research is based on the following types of sources: the official websites of "green" parties, statistical data reflecting the results of parliamentary elections, the works of Russian and foreign researchers involved in the analysis of the peculiarities, the ideological component and program approaches of environmental organizations and political parties. The article presents the stages of the formation and development of the environmental movement in the European states. In the 1960s, the environmental movement was heterogeneous and amorphous, its main activity was protests. Since the 1980s, there have been changes in the organizational structure and areas of activities of environmentalists. Environmental organizations became politicized, they started conversion processes of environmental non-

governmental organizations to social and political structures, which finds its expression in the emergence of environmental parties. One can observe the ideological fragmentation of organizations. Currently, environmentalists hold different views (eco-conservatism, eco-reformism, etc.), which eventually weakens the position of environmentalists relatively to other political parties. In 2004, the European "Green" Party - the union of the environmental parties of the European countries - obtains representation in the European Parliament. The main provisions of the European program of the "Green" Party are presented in the "New "Green" course for Europe". The undisputed leader of the European Movement is the "Green" Party of Germany. In its policy documents ("Green Future", "Green Initiative 2017"), the "Green" Party of Germany draws attention to the problem of long-term development in terms of environmental issues, in particular, to such a question as the economical use of natural resources and transition to renewable sources of energy. At the same time the German environmentalists practically revised their priorities in 2014, displacing social policy issues (environment, education, health) with the importance of solving international problems of migration and resolution of the crisis that has engulfed Europe. Such changes in the programs and division of environmental movements along the ideological axis have a generally negative prospect for further development of the environmental movement in Europe. Positioning itself as a significant political force in the solution of environmental problems in recent years the "Green" have not always paid sufficient attention to environmental issues. This approach reduces the importance of environmental organizations and political parties as political actors and gives their activities a conjectural character directed at times to attract the public's attention during periods of acute environmental problems or during election campaigns.

REFERENCES

1. Rudig, W. (1988) Peace and ecology movements in Western Europe. West European Politics. 11. pp. 26-39.

2. Bukiya, R.D. & Kostin, A.I. (1998) Osobennosti evolyutsii ekologicheskogo dvizheniya na Zapade i problema ego kategorial'nogo osmysleniya

[Features of the evolution of the environmental movement in the West and the problem of its categorical understanding]. VestnikMGU. Ser. 12. Politicheskie nauki. 6. pp. 51-65.

3. Kostin, A.I. (1992) Ekopolitika i modeli razvitiya (adaptatsiya v eru riska) [Environmental policy and development models (adaptation in the era of

risk)]. Vestnik MGU. Ser. 12. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. 4. pp. 51-61.

4. Mayer, Yu. (1990) "Zelenye" v evropeyskom landshafte [The "Green" in the European landscape]. Mezhdunarodnaya zhizn' — International Af-

fairs. 10. pp. 29-38.

5. Die Grünen. (n.d.) Bündnis 90 [Alliance 90]. [Online] Available from: http://www.gruene.de/startseite.html. (Accessed: 15th September 2016).

6. Bellona.ru. (n.d.) "Zelenye" Germanii: vchera i segodnya [The "Green" of Germany: yesterday and today]. [Online] Available from:

http://www.bellona.ru. (Accessed: 15th September 2016).

7. Bundeswahlleiter.de. (n.d.) Erläuterung des neuen Verfahrens der Umrechnung von Wählerstimmen in Bundestagssitze. Aktuelle Mitteilung des

Bundeswahlleiters vom [Explanation of the new procedure for the conversion of voting voters to Bundestag seats. Current announcement of the Federal Election]. [Online] Available from: https://www.bundeswahlleiter.de. (Accessed: 15th September 2016).

8. Ryabotazhev, N.V. & Romanov, B.S. (2003) V poiskakh al'ternativnoy modeli razvitiya. "Zelenye" v sovremennom mire [In search of an alterna-

tive development model. The "Green" in the modern world]. Svobodnaya mysl'. 7. pp. 4-18.

9. Belov, V.P. & Timoshenkova, E.P. (eds) (2015) Rol' malykh partiy v partiyno-politicheskoy sisteme Germanii [The role of small parties in the

party political system in Germany]. Moscow: Institute of Europe RAS.

10. Ecoportal.org.ua. (n.d.) Ekologicheskoe dvizhenie Germanii [Ecological Movement of Germany]. [Online] Available from: http://www.ecoportal.org.ua. (Accessed: 15th September 2016).

11. InvestorKirov.ru (n.d.) "Zelenye" vystupili protiv stroitel'stva zavoda kompanii "Uralkhim" vo Frantsii [The "Green" opposed the construction ofthe plant ofthe company Uralkhim in France]. [Online] Available from: http://www.investorkirov.ru/news. (Accessed: 15th September 2016).

12. Romanov, B. (2015) "Zelenye" Frantsii — za solidarnoe obshchestvo! [The "Green" in France for a united society!]. [Online] Available from: http://left.by/archives/6392. (Accessed: 15th September 2016).

13. Qwas.ru. (2007) Partiya "zelenykh" voshla v parlament Estonii [The Green Party joined the Estonian Parliament]. [Online] Available from: http://www.qwas.ru/ukraine/greenparty/id_49612/. (Accessed: 15th September 2016).

14. March, L. (2013) Chto ostalos' ot levykh v Tsentral'noy i Vostochnoy Evrope? [What is left of the Left in Central and Eastern Europe?]. [Online] Available from: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2260#top-content. (Accessed: 15th September 2016).

15. Novikov, O. (2014) Partiya ne odnogo politicheskogo sezona [The party of more than one political season]. [Online] Available from: http://left.by/archives/1587. (Accessed: 15th September 2016).

16. Bdg.by. (n.d.) Sozdana Evropeyskaya partiya "zelenykh" [The European Green Party established]. [Online] Available from: http://bdg.by/news.htm?56938.109. (Accessed: 25th January 2016).

17. Ewnc.org. (n.d.) "Zelenye" Evropy osudili ideyu provedeniya Olimpiyskikh igr v Sochinskom natsional'nom parke [The "Green" in Europe condemned the idea of holding the Olympics in the Sochi National Park]. [Online] Available from: http://www.ewnc.org/node/382. (Accessed: 15th September 2016).

18. Yavlinsky.ru. (n.d.) "Zelenaya" Rossiya" stala chlenom Evropeyskoy partii "zelenykh" [The Green Russia became a member of the European Green Party]. [Online] Available from: http://www.yavlinsky.ru/news/print.phtml?id=2876. (Accessed: 15th September 2016).

19. Qwas.ru. (2008) Partii "zelenykh " Azerbaydzhana i Belorussii poluchili status nablyudateley v EPZ [The Green Party of Azerbaijan and Belarus received the observer status in the European Green Party]. [Online] Available from: http://www.qwas.ru/ukraine/greenparty/id_126420. (Accessed: 15th September 2016).

20. Bellona.ru. (n.d.) "Zelenye " uvelichili svoe predstavitel 'stvo v Evroparlamente [The Green increased their representation in the European Parliament]. [Online] Available from: http://www.bellona.ru/news. (Accessed: 15th September 2016).

21. Perevozchikov, V. (2014) Osnovnye itogi vyborov v Evropeyskiy parlament [Main results of the elections to the European Parliament]. Zhurnal o vyborakh. 4. pp. 36-47.

22. Greenparty.org.ua. (n.d.) Ob "edinennye partii "zelenykh" Evropy. Novyy "zelenyy" kurs dlya Evropy [United Parties of the "Green" in Europe. The new "Green" course for Europe]. [Online] Available from: http://www.greenparty.org.ua/ua/Monifest.html. (Accessed: 15th September 2016).

Received: 13 November 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.