Научная статья на тему 'Развитие духовно-творческого потенциала личности на основе изучения культур народов Востока в условиях сельской национальной школы'

Развитие духовно-творческого потенциала личности на основе изучения культур народов Востока в условиях сельской национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНДИВИДА / SPIRITUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY / GENERAL AND SPECIAL ABILITIES / DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданова Надежда Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович

В данной статье раскрыты основные формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся сельской национальной школы по развитию творческого потенциала учащихся на основе изучения культур народов Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of spiritual and creative potential of personality on the basis of study of cultures of peoples of the East in the conditions of rural national school

The development of spiritual and creative potential of personality on the basis of study of cultures of peoples of the East in the conditions of rural national school The article is devoted to the main forms of organization of academic and extra-curricular activities of rural national school pupils on the development of creative potential of pupils on the basis of study the cultures of peoples of the East.

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-творческого потенциала личности на основе изучения культур народов Востока в условиях сельской национальной школы»

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.523 © Н.Н. Балданова, И.А. Маланов

Развитие духовно-творческого потенциала личности на основе изучения культур народов Востока в условиях сельской национальной школы

В данной статье раскрыты основные формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся сельской национальной школы по развитию творческого потенциала учащихся на основе изучения культур народов Востока.

Ключевые слова: духовно-творческий потенциал личности, общие и специальные способности, развитие духовно-творческого потенциала индивида.

© NN. ЕаМапо\а, 1.А. ШаЬапоу

The development of spiritual and creative potential of personality on the basis of study of cultures of peoples of the East in the conditions of rural national school

The article is devoted to the main forms of organization of academic and extra-curricular activities of rural national school pupils on the development of creative potential of pupils on the basis of study the cultures of peoples of the East.

Keywords: spiritual and creative potential of personality, general and special abilities, development of spiritual and creative potential of individual.

Данный период развития России выдвигает на первый план проблему развития духовно-творческого потенциала личности, способной достойно жить и трудиться в современном обществе [3]. Об этом же сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Общеобразовательные учреждения должны <...> раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с. 6]. Рассмотрение данной проблемы возможно только в связи с одним из важнейших психологических феноменов - творческим потенциалом.

Особенность решения данной проблемы в условиях России заключается в ее особом географическом положении: она находится одновременно и в Европе, и в Азии, что и определяет особенности развития ее культуры [6]. По мнению ведущих ученых, педагогов, традиционное отечественное образование ориентировано пре-

имущественно на философско-педагогические концепции Запада, направленные на формирование рационального способа познания мира. Но реалии современного индустриального общества приводят к осознанию односторонности, узости рационального мировоззрения, основанного на естественно-научном знании. Достижения в области техники и технологии разрушили гармонию взаимоотношений человека и природы. Поэтому образование, ориентированное на западную педагогическую традицию, во многом обедняет духовное становление личности, в то время как восточная образовательная традиция предполагает духовное самосовершенствование личности, основанное на интуитивно-чувственном способе познания себя и окружающего мира. Это подразумевает непрерывное развитие личности как восхождение к своему духовному началу и человеческой сущности.

Модернизационные процессы в российском образовании требуют переосмысления концеп-

туальных основ развития современной школы. Школа должна развиваться на основе гармоничного сочетания западных и восточных педагогических традиций, что позволит обогатить ее образовательное пространство и найти оптимальные пути для самореализации личности учащегося. Диалог культур Востока и Запада даст возможность каждому человеку вобрать то духовное богатство, которое создано на протяжении многих тысячелетий восточными и западными народами. А это позволит не только решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством, но и раскрыть творческий потенциал индивида, найти ему смысл своего бытия. Таково мнение ученых, которые занимаются исследованием взаимодействия, контактов двух великих культур, ведущих, с одной стороны, к упрочению и разнообразию восточных и западных культур, с другой - к формированию мировой культуры [6].

Проблема определения направления дальнейшего развития стоит и перед школьным образованием Агинского Бурятского округа.

Округ территориально близок к странам Восточной Азии (Китай, Монголия, Тибет и др.), и его население имеет тесные исторические, экономические и культурные связи с народами этих стран. Жители данного региона одними из первых среди бурятских родов приняли буддизм, пришедший из Монголии и Тибета и оказавший огромное влияние на развитие духовной культуры и просвещения бурятского народа.

В данной статье на примере сельской бурятской национальной школы МОУ «Ага-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Б.Б. Барадина» (Забайкальский край, Агинский Бурятский округ) мы хотим изложить опыт разработки педагогическим коллективом концептуальных основ программы развития школы и ее реализации в ходе экспериментальной работы под руководством кандидата педагогических наук, И.А. Маланова и при активном сотрудничестве заместителя директора школы по научно-методической работе Н.Н. Балдановой. Сутью эксперимента являлось развитие духовно-творческого потенциала учащихся при изучении культур народов Востока [2].

Выдающиеся педагоги (Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.) указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшей задачей которой станет воспитание духовно-нравственной, творческой личности.

Основу концепции программы развития школы составляют теоретические положения, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых-психологов и педагогов: Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Д. Гилфорда, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейна и др. Также в разработке нашей концепции мы опирались на теоретические основы развития творческого потенциала и детской одаренности, также раскрытые в научных исследованиях Е.Н. Дзятковской, И.М. Кыштымовой, С.А. Павловой, Т.В. Дор-жиевой, Т.Л. Цыреновой.

Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Его значимой характеристикой является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

Теоретический анализ выявил, что под духовно-творческим потенциалом ученые понимают интегрированную систему интеллектуально-познавательных, психофизиологических, социально-культурных и морально-этических эле-

ментов целостной социально-психологической структуры индивида

Духовно-творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности, характеризуется не только ценностносмысловыми структурами, сложившимися у человека, понятийным аппаратом мышления, но и некоторыми психологическими особенностями личности. К ним можно отнести потребности и интересы, уровень развития интеллектуальных способностей. Условием развития духовно-творческого потенциала в целом является деятельность человека, главным образом, учебная и профессиональная. Именно в деятельности происходит формирование мотивационной сферы, коммуникативных компетенций, происходит самореализация личности. Самореализация является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы самореализации индивидуальны и своеобразны.

Выдающийся отечественный психолог Г.А. Рубинштейн [4] сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью. При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Одаренность рассматривается как состояние таланта и степень его выраженности.

В педагогике сложилась определенная классификация способностей по следующим основаниям (Г.К. Селевко и А.Г. Селевко) [5].

• По уровню (степени совершенства) -слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность.

• По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.

• По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, матема-

тические, литературные, конструктивнотехнические и т. д.).

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу. Организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитикосинтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относится, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у педагога и т. п.

Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеются в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности и формированием ключевых компетенций. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.

Изучение теоретических основ творчества, творческого потенциала и способностей позволило педагогическому коллективу разработать образовательный проект «Духовный потенциал восточных цивилизаций как фактор саморазвития и самореализации личности» в МОУ «Ага-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Б.Б. Барадина» (Забайкальский край, Агинский Бурятский автономный округ -АБАО) (2).

Суть инициативы заключается в создании педагогической системы, основанной на культурно-историческом наследии ценностей восточных цивилизаций. Миссия школы: воспитание гармонично развитой личности.

3 этапа эксперимента рассчитаны на период с 2004 по 2010 г.

Для организации мониторинга развития учащихся в ходе эксперимента по реализации образовательного проекта нами были изучены наиболее приемлемые в сельской национальной школе зарубежные и отечественные методики и диагностики по выявлению духовно-творческого потенциала учащихся. На основе изученных методик была разработана система мониторинга, обеспечивающая диагностику развития эксперимента, что позволяло эффективно управлять этим процессом, вовремя вносить коррективы в его динамику.

Следующим этапом стало создание определенных условий для формирования и развития творческих способностей личности ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Для этого совместно с учениками, учителями, членами группы социально-психологического сопровождения и родительской общественностью была разработана «Модель выпускника АХСОШ», которая состоит из нескольких интеграционных характеристик и включает в себя: творческий, коммуникативный, познавательный и художественный потенциалы. Творческий состоит из следующих компонентов: творческое мышление, креативность; способность к самоопределению и самореализации; разносторонние интересы.

Также были предусмотрены разнообразные формы изучения богатейшего наследия культур народов Востока. В образовательных учреждениях Агинского Бурятского автономного округа уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, способствует успешной социализации школьников, позволяет углубить знания учащихся об истории и культуре русского, бурятского и восточных народов. Одной из форм подведения итогов этой деятельности является организация и проведение научно-практических конференций. В Ага-Хангильской средней школе им. Б. Барадина стали традиционными «Малые Барадинские чтения» для учащихся 9-11-х классов. Одно из основных направлений школы - краеведение, которое формирует готовность воспитанников школы жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-

экономическом и культурном обновлении. Именно поэтому впервые в нашей школе 8 ноября 2006 г. была проведена районная научнопрактическая конференция (НПК) «Юный краевед», на которую собрались 70 юных исследователей 4-8 классов из всех школ Могойтуйского района. С каждым годом число участников увеличивается. Основные цели НПК: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, его духовным и нравственно-эстетическим ценностям; обновление содержания патриотического воспитания; ознакомление учащихся младшего и среднего возраста с основами научноисследовательской деятельности. На секциях заслушиваются исследования школьников по историческому и литературному краеведению, природоведению, этнографии, декоративноприкладному искусству.

В школе ежегодно подводятся итоги научноисследовательской работы учащихся, и юные исследователи снова продолжают поиски и сбор материалов по истории родного края. Изучение местного исторического, культурного и литературного материала помогает юным гражданам осознавать себя как элемент своего рода, народа, страны. Ежегодно наши дети занимают призовые места на районных и окружных НПК «Шаг в будущее» и всероссийских НПК «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура». В центре их исследований -жизнь и научное наследие великого земляка, ориенталиста, этнографа Б.Б. Барадина, чье имя носит наша школа. Это не только крупный ученый-ориенталист, но и патриот, горячо любящий свой народ и свою родину. Это просветитель бурятского народа, автор исторических пьес и рассказов, он организовывал учительские курсы, составил «Букварь», был членом редакции журнала «Бурятиеве-дение». Несколько экземпляров данного журнала и другие материалы о деятельности нашего земляка предоставили в дар школьному музею сотрудники ИМБИТ СО РАН (г.Улан-Удэ). На их основе школьниками подготовлены доклады: «По следам буддийского паломника», «Творчество Базара Ба-радина для детей», «Базар Барадин - исследователь родного края», «Литературное творчество Базара Барадина» и др.

Большое внимание руководители учебноисследовательской деятельности учащихся уделяют изучению местного материала, истории родного края, культуры народов Востока. Например, один из лучших докладов в школе ученицы 11 -го класса Даримы Ойдоповой «Изучение способов письма народов мира на примере берестяных памятников монгольского народа» (рук. Н.Н. Балда-

нова) в 2006 г. занял I место на региональной НПК «Храни свои корни» и был рекомендован для участия во Всероссийском конкуре «Моя малая родина». В 2007 г. доклад ученицы 11-го класса Цы-регмы Бадяновой «Исследование первого памятника уйгуро-монгольской письменности XIII в.» (рук. Н.Н. Балданова) также занял I место на региональной НПК «Храни свои корни». В 2006 г. лауреатом Премии Президента России стал ученик 11-го класса Алдар Балданов - победитель VIII окружной научно-практической конференции и выставки молодых исследователей «Шаг в будущее» в рамках всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Опубликована его книга «Сосновый бор «Цырик-Нарасун» в исследованиях юного натуралиста». В 2012 г. с отличием закончил ВСГУТУ (г. Улан-Удэ), аспирант, продолжает научные исследования, связанные с кочевыми цивилизациями, в 2012 г. получил патент за модернизацию юрты.

Большая работа по ознакомлению учащихся с традиционными занятиями восточных народов, а также приобщение к прикладному искусству монголоязычных народов ведется в цехе народных промыслов под руководством учителя технологии Ц.Ц. Бабуевой. Члены Совета старейшин школы знакомят девочек 6-7-х классов с изготовлением швейных бытовых изделий: домашние тапочки, плетеные коврики, веревки из конского волоса. Эти изделия также представляются на выставках и конкурсах народных ремесел школьников района, округа, региона. Активное участие в наших мероприятиях принимают ученики МОУ СОШ с. Угдан (Читинский район), которые рассказывают о традициях и обычаях читинских бурят. Приобщение к прикладному творчеству на основе этнических традиций требует включения учащихся в исследовательскую деятельность в этом направлении.

Цех народных промыслов Ага-Хангильской средней школы продолжает эту линию на основе исследовательских проектов по изготовлению национальных костюмов. Презентации проектов проходят на традиционных Барадинских чтениях, районных и окружных научно-практических конференциях, таких, как «Шаг в будущее». Коллекция костюмов «Дыхание Востока», подготовленная учащимися 10-11 -х кл. Даримой Найдановой и Ириной Рабдановой, имела большой интерес не только у зрителей Агинского округа, но и на IX Международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» (Москва, 2010 г.). В номинации «Подающий надежды кутюрье» девочки получили

один из главных призов конкурса - золотую иголку с бриллиантом. В будущем они готовятся к участию в Международном фестивале, который пройдет в Республике Монголия.

Наш выпускник Тимур Болотов, автор проектов по бурятскому музыкальному искусству (рук. Н.Н. Балданова), в данное время - солист популярного музыкального театра-студии «Урагша» (г. Улан-Удэ) - финалист Международного телевизионного монголо-китайского конкурса «Гурбан Дабан», где был награжден медалью «Лучший народный талант - 2010», очень ярко выступил в Монголии на Всебурят-ском фестивале «Алтаргана-2010», завоевал медаль Чингисхана.

Оюна Тудупова - автор проектов о писателях и поэтах Аги (рук. Н.Н. Балданова) - в 2009 г. закончила с красным дипломом ВСГАКИ. Актриса Бурятского драматического театра им. Хоца Нам-сараева, модель. Роли: Сы-Фын «Гроза» Цао Юй, реж. Кондратьев В.И; Небесная девушка «Онтохон одхондоо» и др. Снималась в фильмах «Ищите женщину»; «Отчаяние»; в клипах местных режиссеров. Параллельно работает в бурят-монгольском передвижном театре-юрте «Нуудэлчин». В 2009 г. получила театральную награду «Лучший дебют года» в Бурятии за роль Сы-Фын.

Реализация образовательного проекта предполагает воспитание патриотизма у школьников, формирование духовности, чувства любви к родному краю, уважение традиций предков. Эта проблема остро стоит не только перед педагогами нашей школы, но и перед образовательными учреждениями всего нашего региона. Одна из основных задач педагогического коллектива -разработка программ и элективных курсов, направленных на становление личности ребенка через использование краеведческого материала с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Нами разработана программа по литературному краеведению «Писатели и поэты Аги». Предлагаемый материал об истории развития литературного движения в округе предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников. При подготовке к мероприятиям ребята ведут поисковую исследовательскую работу в краеведческих отделах библиотек школы, района, округа, изучают творчество писателей-земляков, работают в архивах и музеях.

Развитие творческого потенциала школьников - одно из основных направлений нашей работы. Наиболее благоприятным (сензитивным) периодом для усвоения общих принципов обще-

ния и его языковых средств, а также для развития творческого мышления является младший и подростковый возраст. Роль работы по формированию речевых умений и навыков учащихся национальных школ возрастает именно на этом этапе. Поэтому, занимаясь развитием речи учащихся, мы ориентируемся на зону ближайшего развития ребенка. Это повышает эффективность работы по формированию и совершенствованию речевых умений и навыков через работу с текстом, формируется коммуникативная компетенция. Возьмем, к примеру, изучение родословного древа семьи. Оно всегда вызывает интерес не только учащихся начальных и средних классов, но и их родителей. К проекту «Моя родословная» ученики средних классов готовятся долго и тщательно. Составляют генеалогическое древо своих семей, беседуют с родственниками, разрабатывают исследовательские проекты. В дневниках проекта участники проекта отмечают важность и пользу данной работы.

На занятиях литературного кружка вместе с учениками знакомимся с лучшими образцами художественного слова русских и бурятских писателей и поэтов, а также Агинского Бурятского округа, Китая, Монголии, Японии. Ребята пробуют свои силы в поэзии, стихи публикуются в местной прессе, подготовлен небольшой сборник авторских стихов учащихся «Степные жаворонки». Вместе с учениками средних и старших классов мы разработали проект рукописной книги «Великий сын Аги степной», посвященный великому земляку-просветителю бурятского народа Б.Б. Барадину (передан в дар школьному музею).

Большая роль в литературном краеведении отводится исследовательской деятельности. Произведения писателей и поэтов Аги ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства ребенка. В целом, краеведение формирует готовность выпускников школы жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Велики возможности нового педагогического направления - музейной педагогики, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музее и его запасниках. Включение музеев нашего села и округа в образовательновоспитательный процесс школы - большая помощь для учителя в развитии интереса ребенка к окружающему миру. Учителя нашей школы также приобщаются к музейной педагогике и

создают условия, при которых ребенок будет воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом. Если учитель владеет методами музейной педагогики - значит, владеет новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

В с. Ага-Хангил имеется действующий сельский музей им. Л.Л. Линховоина. Открыт он в 1989 г. по просьбе жителей села увековечить память великого земляка - певца, народного артиста СССР Лхасарана Лодоновича Линховоина.

В рамках юбилейных мероприятий 31 октября 2008 г. открылся школьный музей им. Б.Б. Барадина. Как и в других школах, наш школьный краеведческий музей рассказывает об истории школы, судьбах выпускников. К открытию музея подготовлена фотовыставка учителей школы, выпускников, которые прославили нашу школу. Центральное место занимает экспозиция, посвященная жизни и деятельности нашего выдающегося земляка - Б. Барадина. Результаты поисковой деятельности учащихся - это альбомы, буклеты о жизни и деятельности выпускников - ага-хангильцев.

В музеях проводятся классные часы, тематические и обзорные экскурсии, подготовленные школьниками, уроки мужества.

Неоднократно в музее нашей школы были гости из Монголии, Китая, Японии, которых интересует малая родина и научное наследие Б.Б. Бара-дина. Они проводили беседы, мастер-классы, показывали видеофильмы о своих странах.

Таким образом, разработка данного образовательного проекта, определившего программу развития школы и опыт многолетнего эксперимента свидетельствуют, что деятельность педагогического коллектива по развитию духовнотворческого потенциала личности на основе изучения культур народов Востока в условиях сельской национальной школы дает положительные результаты в итоге системной работы всех участников образовательного процесса, способствует конкурентоспособности наших выпускников при поступлении в вузы, адаптации к современным социальным условиям, помогает им достойно жить и трудиться в XXI в.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

Е.А. Бугдашкина, Е.Д. Вишнякова. Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии

2. Духовный потенциал восточных цивилизаций в нравственном воспитании учащихся: сб. ст. -Чита, 2010. - 240 с.

3. Кыштымова Т.М. Креативность школьников: психосемиотический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2008. - С. 15.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - С. 235-236.

5. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальновоспитательные технологии. (Профессиональная б-ка учителя). - М.: Народное образование, 2005. - 254 с.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - М., 1995.

Балданова Надежда Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе, редактор редакционно-издательского отдела, Бурятский госуниверситет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8-983335-05-82.

Маланов Иннокентий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский госуниверситет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Baldanova Nadezhda Nikolaevna, deputy director for scientific and methodological work, editor of publishing department, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Ph. 8-983-335-05-82.

Malanov InnokentyAlexandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 376.5 © Е.А. Бугдашкина, Е.Д. Вишнякова

Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии

В статье освещается опыт создания программы развития гимназии для работы с одаренными детьми в аспекте современных тенденций развития общего среднего образования.

Ключевые слова: гимназия, индивидуализация образовательного процесса, личностно-ориентированный подход, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», гуманитаризация образования.

© Е.А. Bugdashkina, Е.D. Vishnyakova

Pedagogical support as a means of development of children’s giftedness in modern gymnasium

This article highlights the experience of creating a gymhasium development program for working with gifted children in the aspect of the main contemporary trends in general secondary education.

Keywords: gymnasium, individualization of educational process, personality centered approach, the Federal Purpose Program «Gifted children», humanization of education.

Актуализация проблемы одаренности обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX в.: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые цели, поскольку не только владение компьютером, совершенное знание нескольких языков, а особый - более свободный, более креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Мы вынуждены констатировать тот факт, что

такие понятия, как «одаренность» и «одаренные дети» нуждаются в точном определении. Единой общепринятой концепции одаренности нет, но вместе с тем есть большое количество серьезных разработок, раскрывающих различные аспекты этого явления.

В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психологопедагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений, предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е. Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, A.M. Матюшкин, P.M. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А. Тан-ненбаум, Дж. Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.