3. Конзе, Эдвард. Буддизм: сущность и развитие / пер. с англ. И. Беляева; под ред. С.В. Пахомова.
- СПб.: Наука, 2003. - 288.
4. Kollmar-Paulenz. ‘Der Schmuck der Befreiung’:
Die Geschichte der Zi byed- und gCod-Schule des tibe-tischen Buddhismus /Karenina Kollmar-Paulenz. -Wiesbaden: Harrassowitz, 1993. - S. 326.
5. Kollmar-Paulenz. Kleine Geschichte Tibets /
Karenina Kollmar-Paulenz. - Munchen: Verlag C. H.
Beck oHG. - S. 216.
Урбанаева Ирина Сафроновна, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. 670042, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: [email protected]
Urbanaeva Irina Safronovna, Dr (Sc.), the main research fellow of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. 670042, Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6, e-mail: [email protected]
6. Jamyang Norbu. Hinter dem verorenen Hori-zont: Zur Notwendigkeit der Demystifizierung Tibets // T. Dodin und H. Rather (Hg.). Mythos Tibet. Wahrneh-mungen, Projektionen, Phantasien. - Koln, 1997.
7. Thurman, R. Weisheit und Mitgefuhl: Das Herz der tibetischen Kultur // M.M. Rhie und R. A. F. Thurman (Hg.), Weisheit und Liebe. Tausend jahre Kunst des tibetischen Buddhismus. - Koln, 1996.
УДК 37.035.6 © Н.Н. Балданова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются основные характерные черты восточного типа цивилизации и культуры. Особое внимание уделено образовательному проекту, основанному на культурно-историческом наследии ценностей восточных цивилизаций.
Ключевые слова: восточные цивилизации, образовательный проект, творческий потенциал.
N.N. Baldanova
CULTURAL VALUES OF THE ORIENTAL CIVILIZATIONS AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF PUPILS
The article considers the main features of the Eastern type of civilization and culture. The particular attention is paid to the educational project based on cultural and historic heritage of the values of the oriental civilization. Keywords: oriental civilizations, educational project, creative potential.
Современная Россия, геополитически расположенная между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Л.И. Семенникова вслед за В. Ключевским, Н. Бердяевым, Г. Федотовым подчеркивает, что в российском обществе неизбежно сказывается как западное, так и восточное влияние (5, с. 14).
Цель нашего исследования: на примере МОУ «Ага-Хангильская средняя общеобразовательная школа» им. Б.Б. Барадина раскрыть систему работы по реализации образовательного проекта «Духовный потенциал восточных цивилизаций как фактор саморазвития и самореализации личности».
Мы выделили основные характерные черты восточного типа цивилизации и культуры, которые легли в основу концепции нашего проекта:
1. Если для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира, то восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование.
2. Если западная стратегия развития - изменение среды обитания, то восточная стратегия -изменение самого человека.
3. В отличие от западной культуры, для которой характерны волнообразность, рывки, неравномерность, восточные цивилизации до XIX в. оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. Восток новое не
отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.
4. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. «Природа - мастерская, и человек в ней работник». На Востоке отношение к природе было и остается более созерцательным, трепетным и, как показала историческая практика, - более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней.
5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению, саморазвитию. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление.
6. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции.
7. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. На Востоке наука рассматривалась, прежде всего, как средство совершенствования человека. На Западе разные виды культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция (2, с. 51).
Сегодня утверждается новый взгляд на культуру, который исходит из признания множественности культур, их качественного своеобразия и равноправия, а это исключает какой-либо культуроцентризм (европоцентризм или восто-коцентризм). Многие представители западной культуры приходят к осознанию того, что в моральном, духовном отношении восточная культура не уступает западной (3, с. 5).
Основные идеи эксперимента заключаются в том, что традиционная отечественная школа преимущественно основана на философско-педагогических концепциях Запада, направленных на формирование рационального способа познания мира. Реалии современного индустриального общества приводят к осознанию односторонности, узости рационального мировоззрения, основанного на естественно-научном знании. Достижения в области техники и технологии разрушили гармонию взаимоотношений человека и природы. Вместе с тем новейшие научные открытия ставят под сомнение возможность логического, рационального познания мира, способность человеческого разума. Поэтому образование, ориентированное на западную педагогическую традицию, во многом обедняет духовное становление личности. В то же время восточная образовательная традиция предполагает духовное самосовершенствование личности, основанное на интуитивно-чувственном способе познания себя и окружающего мира. Это подразумевает непрерывное развитие личности как восхождение к своему духовному началу и человеческой сущности, На наш взгляд, гармоничное сочетание западных и восточных педагогических традиций позволит обогатить образовательное пространство школы и найти оптимальные пути для самореализации личности, развития его творческого потенциала, условием развития которого является деятельность человека, главным образом, учебная и профессиональная. Именно в деятельности происходит формирование мотивационной сферы, коммуникативных компетенций, происходит самореализация личности. Самореализация является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы самореализации индивидуальны и своеобразны.
Выдающийся отечественный психолог Г.А. Рубинштейн (4, с. 284) сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью. Задача школы: создать условия для развития способностей каждого ученика.
В течение 2004-2010 гг. педагогический коллектив МОУ «Ага-Хангильская средняя общеобразовательная школа» им. Б.Б. Барадина (Забайкальский край) проделал большую работу над реализацией проекта «Духовный потенциал восточных цивилизаций как фактор саморазвития и самореализации личности» (1, с. 5-24).
На современном этапе возрастает интерес к проблемам развития национального (этнического) образования как неотьемлемой составляющей единой системы российского образовательного пространства. Это связано, прежде всего, с актуализацией национального самосознания и поиском культурной идентичности на фоне ос-лабленности родных языков и традиционных культур, являющихся результатом форсированного индустриального развития общества в ХХ в.
Учитывая географическое положение Агинского Бурятского округа, тесные исторические, экономические и культурные связи жителей округа с народами Восточной Азии, традиции данного образовательного учреждения, не вызывает сомнений актуальность и перспективность данной работы.
Центральное место в образовательной парадигме школы отведено формированию мировоззренческой позиции учащихся на основе восточной ментальности, характеризующейся восприятием себя как части окружающего мира. Для этого за счет часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов учебного плана школы вводится этнокомпо-нент образования, опирающийся не только на традиции и культуру бурятского народа, но и других народов Восточной Азии. Этнокомпо-нент реализуется на всех ступенях обучения, вводится не только через гуманитарные предметы, но и через естественно-научные. В данный процесс вовлечен весь социум, окружающий ребенка, через систему дополнительного образования, воспитательную систему, тесные контакты с семьей. Еще одно большое достоинство данного проекта состоит в развитии творческого потенциала учащихся через основные направле-
ния воспитательной системы: туристско-
краеведческое и востоковедческое. Многообразие видов внеклассной работы в школе привело к необходимости объединения кружков и секций в воспитательные центры. В школе созданы воспитательные центры: «Хумуужэл», «Булагай эхин», «Сансара», «Гэсэр», «Эрдэм», «Мунхэ зула», «Алтан одон», «Сагай амисхал», «Эдир-шуул», «Бригантина». Их основная цель: использовать духовный потенциал восточных цивилизаций для саморазвития и самореализации личности; удовлетворять разнообразные интересы детей в учебной и внеучебной деятельности; развивать творческие способности учащихся.
Таким образом, использование культурных ценностей восточных цивилизаций в образовательном проекте сыграло большую роль в развитии творческого потенциала учащихся. Школьники заняты практической деятельностью, что позволило им достичь высоких результатов, подтвержденных большим количеством дипломов, грамот, благодарностей, положительных отзывов представителей общественности региона и края.
Литература
1. Духовный потенциал восточных цивилизаций в нравственном воспитании учащихся. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. - 240 с.
2. Моисеева Л.А. История цивилизаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 51-92.
3. Подберезкин А., Карпенко М. Духовное наследие России и образование: содержание, проблемы и перспективы // Обозреватель. - 2012. - №5 (112).
4. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М., 1997. - С. 284.
5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1996. - 528 с.
Балданова Надежда Николаевна - соискатель кафедры педагогики Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: nadezhdabaldanova @rambler ru.
Baldanova Nadezhda Nikolaevna - competitor scientific degree, department of education, Buryat State University, Smolin str., 24a, e -mail: nadezhdabaldanova @rambler ru.
УДК 008.001.14,0 © Б.Н. Цыдендамбаева
КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧИСЕЛ ОДИН И ДВА В КУЛЬТУРЕ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
В статье сделана попытка интерпретации числовых понятий один и два в связи с космогоническими представлениями монголоязычных народов, в частности бурят-монголов.
Ключевые слова: монголы, эпическое наследие, число один, число два, числовая символика, космогония, архаика.