УДК 378.016: 37.015.3
БЖ Насакова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В статья рассматривается проблема одаренности детей. Развивать, совершенствовать их талант способен не каждый учитель, поэтому необходимо подготовить педагога к использованию технологии поддержания и развития творчески активных учащихся. Овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы взаимодействия и формирования личностного мировоззрения учащихся.
Ключевые слова: одаренные дети, личностное мировоззрение.
B.Zh. Nasakova
PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS FOR WORK WITH GIFTED CHILDREN
The article deals with the problem of gifted children. Not every teacher can develop and perfect their talents of gifted children, so it is necessary to prepare teacher for work with the creatively active children. Mastering in vocational psychology system helps to use the concrete methods of interaction and forming of student’s personal world outlook in education process.
Keywords: gifted children, personal world outlook.
В последние годы в отечественной педагогической и психологической науке резко возрос интерес к проблематике одаренности. С одной стороны, это объясняется логикой развития образования, накопившего достаточный для изучения столь сложного явления потенциал, с другой - возникновением социального заказа на разработку данной проблемы, обусловленной социально-экономическими преобразованиями в обществе.
В настоящее время вопросам природы, структуры, типов одаренности посвящены исследования Д.Б. Богоявленской, Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева и др. Изучаются особенности развития одаренных детей и школьников (Е.С. Белова, Е.Н. Задорина, И.И Ищенко), вопросы диагностики одаренности (И. А. Аверина, Е.И. Щелбанова и др.), проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др.), специфика обучения и воспитания одаренных детей (Ю.Б. Бабаева, В.И. Панов, Е.Л Яковлева).
В середине 80-х гг. исследователи одаренности обратились к ведущей фигуре образовательного процесса - учителю. Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Л.В. Попова и В.С. Юркевич обосновали необходимость подготовки педагога к работе с одаренными учениками.
Зарубежные исследования уделяют особое внимание личности обучающего. D. Sisk и W. Bishop утверждают, что учитель одаренных детей должен знать природу одаренности, понимать потребности таких детей, быть в курсе современных исследований в области одаренности, новых разработок по проблемам обучения; уметь использовать тесты и интерпретировать их данные, разрабатывать уроки по развитию творческого мышления, применять технику конструирования, моделирования, устанавливать связь познавательных и эффективных процессов, давать мастер-классы и проводить самостоятельные исследования по проблеме одаренности.
Под одаренностью исследователи понимают талант, гениальность, творческие, интеллектуальные и эмоциональные способности в той или иной области человеческой деятельности.
В нашем исследовании сущность одаренности рассматривается с позиции концепции «Творческая одаренность», разработанной А.М. Матюшкиным. Автор определяет одаренность как творческий тип развития, источником которого является высокий творческий потенциал, движущей силой - собственная творческая активность ребенка.
Н.С. Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято называть одаренными:
- дети с высоким «IQ»;
- дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
- дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают трудности на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
К.К. Платонов утверждал, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающихся в соответствующей деятельности или деградирующих при ее отсутствии.
2011/1
Известный русский педагог А.Н.Острогорский в статье «Учитель и даровитые ученики», опубликованной в 1887 г., отмечал, что даровитость - это творческие возможности личности, заложенные от рождения. Развиваясь, одаренный ребенок проходит периоды пробуждения и совершенствования. Крупному таланту учитель может быть полезен лишь на этапе совершенствования, давая «средства образовать себя» и привлекая «к работе, которая может способствовать росту и развитию таланта». Таланты меньшей силы педагог может пробудить в процессе обучения. К тому же не всякий учитель способен увидеть одаренного ученика и оказать ему помощь. В связи с этим ценным качеством учителя А.Н. Острогорский называет «философскую складку», под которой подразумевается не только широкий кругозор, но и умение «тормошить мысль», «пробудить потребность добывать знания».
Так, крупнейшему русскому педагогу принадлежит идея выявления нового для психологии одаренности объекта исследований - учителя одаренных детей. Реанимация творческой активности зависит от психологических условий принятия или не принятия ее проявлений окружающими (А.М. Матюшкин, Н. Роджерс и др.), от наличия или отсутствия необходимых материальноинформационных условий (Е.С. Белова, И.П. Ищенко, В.С. Юркевич). Анализ сущности одаренности позволяет установить специфические для недифференцированного обучения одаренных типы деятельности и общения учителя. Данное обстоятельство позволило определить специфику подготовки учителя, обосновать ее необходимость, раскрыть критерии эффективности.
Специфика профессиональной подготовки учителя к работе с одаренными детьми заключается в обучении технологиям, обеспечивающим развитие творчества учащихся: технологии общения как принятия проявлений творческой активности учащихся, технологиям проблемно-диалогической обучающей и внеклассной деятельности.
Исследователи Л.Б. Ермолаева-Томина, К. Коларик, Н.Б. Шумакова отмечают несоответствие реального общения педагогов, их обучающей и внеклассной деятельности технологиям поддержания и развития творческой активности учащихся. Кроме того, развитие способностей учащихся осуществляется на уровне интуиции, а не сознательно, что приводит к неуверенности учителя при выборе педагогических целей.
Основным направлением работы учителя становится использование технологий поддержания и развития творческой активности учащихся, компонентами которой являются ценностные ориентации на эти технологии и мотивы их применения на практике (Б.М. Ломов, А.М. Маркова).
С опорой на эти исследования была поставлена цель, заключающаяся в подготовке учителей к работе с одаренными учащимися. Основной задачей такой деятельности должно стать формирование направленности учителя на технологии поддержания развития творческой активности учащихся.
Подготовка учителя к работе с одаренными учащимися осуществлялась в процессе реализации учебного курса по двум модулям (48 часов).
Модуль I - подготовка учителя осуществляется через следующее содержание: научные представления о творческой активности школьников, технологии общения, проблемно-диалогическое обучение.
Модуль II - включает такие темы, как общение, проявление творческой активности школьников (атмосфера в классе, чувство самоценности, социальный опыт, психотехническая система), проблемно-диалогическая обучающая деятельность, проектная и исследовательская деятельность учащихся, внеклассная деятельность (создание материально-информационных условий развития творческой активности школьников).
В результате эксперимента установлено, что первый модуль учебного курса «запускает» механизмы подготовки, а второй - позволяет формировать направленность учителя на овладение технологиями поддержания и развития творческой активности школьников.
В эксперименте участвовало 36 учителей. После обучения педагоги в течение года осуществляли образовательный процесс с одаренными учащимися. Через год учителя представляли письменные отчеты, касающиеся вопросов «Что изменилось во мне после обучения?, «Что изменилось в моей работе?». Объективные данные обрабатывались методами наблюдения уроков и решения специально подобранных педагогических задач в процессе развивающего обучения. Сравнительный анализ ответов учащихся на уроках, отчеты учителей, интервью с родителями, изучение продуктов деятельности учителей и учащихся в виде проектов и мини-исследований позволяют отметить эффективность данной системы подготовки учителя к работе с одаренными детьми.
Кроме того результаты работы учителей с одаренными детьми позволяют сделать следующие выводы:
- включение учащихся в деятельность процесса обучения обусловливает результативность развития учащихся. Например, приобретаются конкретные умения и навыки, позволяющие выполнять задачи, поставленные педагогом: решить сложную математическую задачу, создать творческий продукт, освоить программирование;
- ученик в процессе выполнения учебной задачи открывает в ней личностный смысл;
- интерес и направленность деятельности простираются за пределы поставленной педагогом задачи. Эффект творчества способствует рождению новых замыслов и в итоге развивает творческий потенциал личности учащихся;
- решение проектных и исследовательских задач наиболее эффективно у тех учащихся, учителя которых прошли подготовку и, следовательно, умеют эффективно управлять процессом развития учащихся.
Большое значение имеет творческое отношение учителя к организации деятельности учащихся, ориентированной на развитие личности, создает благоприятные условия для успешной учебы и самореализации обучающихся в разнообразных видах деятельности.
Педагоги отмечали, что овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы взаимодействия и формирования личностного мировоззрения, отвечающие конкретным потребностям учащихся, их индивидуальным особенностям.
Таким образом, образование направлено на развитие механизмов социализации и основывается на структурной диалектике как логике возможностей. В образовательном процессе, который проектируется учениками и учителями, системно применяется метод конструирования возможностей развития личности учащегося.
Литература
1. Sisk D. The Gifted Teachers and Talented Teachers: A Training Model // Gifted Child Quarterly. V. 19. №1. Spring, 1975. Р. 81-88.
2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.
3. Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики // Педагогический сборник. 1889. - №1-3. - С. 1-28, 197-219.
Насакова Бальжин Жамсарановна, учитель русского языка и литературы, зам. директора по НМР в Агинском Бурятском национальном округе Дульдургинской СОШ. E-mail: balzhit_nasakova@mail.ru.
Nasakova Balzhin Zhamsaranovna, teacher of Russian language and literature, vice director on methodical work of Duldurga school in Aginsk Buryat National District.
УДК 378.1
М.Г. Цыренова
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
В статье рассматривается роль международной образовательной экспедиции «Халхин-Гол: место памяти» в развитии проектной компетенции студентов. В статье даны теоретические и практические основы проектной деятельности, примеры вовлечения студентов в проекты на историческую тематику.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, компетентностный подход, образовательная экспедиция, место памяти.
M.G. Tsyrenova
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROJECT COMPETENCE IN THE PROCESS OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL EXPEDITION
The article deals with the role of the international educational expedition «Khalkhyn-Gol: a place of memory» in development of students’ project competence. The theoretical and practical bases of project activity, the examples of students involving in history projects are given.
Keywords: project, project activity, competence approach, educational expedition, place of memory.