Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / игра / средства неродного языка / вербальное взаимодействие / невербальное взаимодействие / пропедевтическое средство / preschool age / game / means of a non-mother tongue second language / verbal and non-verbal interaction / propaedeutic means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастушкова Марина Анатольевна, Саватеева Оксана Викторовна

Статья посвящена важности развития детей дошкольного возраста, одним из основных видов деятельности которых является игра. Детские игры имеют достаточно свободную и упрощенную структуру. Также описаны социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Подчеркивается, что личностное развитие дошкольников может быть реализовано в числе прочего средствами неродного языка. Однако при этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Развитие адекватной самооценки у дошкольников происходит как за счет вербального, так и невербального взаимодействия. В дошкольном возрасте на развитие характера влияет подражание, что делает личность педагога, с которым проводит время ребенок, не менее важным фактором, чем личности родительских фигур. Педагог дошкольного развития способен создать соответствующую среду для развития интереса дошкольников к иностранному языку. Развитие эстетических и нравственных чувств средствами неродного языка может быть осуществлено за счет применения музыкальных и двигательных форм активности с использованием аудиои видеоматериалов. Иностранный язык выступает как универсальное средство развития таких важных функций как речь, мышление, память, внимание, самооценка и эмоциональный интеллект. Неродной язык может использоваться как дополнительное пропедевтическое средство развития для обеспечения преемственности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастушкова Марина Анатольевна, Саватеева Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the importance of preschool children’s development, whose main activity is a game. Children's games have a fairly free and simplified structure. The socio-normative age characteristics of the child's possible achievements are also described. It is emphasized that personal development of preschoolers can be realized by means of a non-mother tongue. However, the age and individual characteristics of children should be taken into account. The development of adequate self-esteem in preschoolers occurs both through verbal and non-verbal interaction. At preschool age, character development is influenced by imitation, which makes the personality of the teacher with whom a child spends time no less important than the personality of their parents. A preschool teacher is able to create an appropriate environment for the development of preschoolers' interest in a foreign language. The development of aesthetic and moral feelings by means of a non-mother tongue can be carried out through audio and video materials. A foreign language acts as a universal means of developing such important functions as speech, thinking, memory, attention, self-esteem and emotional intelligence. A non-mother tongue can be used as an additional propaedeutic means of development to ensure the continuity of education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пастушкова Марина Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Саватеева Оксана Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск)

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена важности развития детей дошкольного возраста, одним из основных видов деятельности которых является игра. Детские игры имеют достаточно свободную и упрощенную структуру. Также описаны социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Подчеркивается, что личностное развитие дошкольников может быть реализовано в числе прочего средствами неродного языка. Однако при этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Развитие адекватной самооценки у дошкольников происходит как за счет вербального, так и невербального взаимодействия. В дошкольном возрасте на развитие характера влияет подражание, что делает личность педагога, с которым проводит время ребенок, не менее важным фактором, чем личности родительских фигур. Педагог дошкольного развития способен создать соответствующую среду для развития интереса дошкольников к иностранному языку. Развитие эстетических и нравственных чувств средствами неродного языка может быть осуществлено за счет применения музыкальных и двигательных форм активности с использованием аудио- и видеоматериалов. Иностранный язык выступает как универсальное средство развития таких важных функций как речь, мышление, память, внимание, самооценка и эмоциональный интеллект. Неродной язык может использоваться как дополнительное пропедевтическое средство развития для обеспечения преемственности образования.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, средства неродного языка, вербальное взаимодействие, невербальное взаимодействие, пропедевтическое средство.

Annotation. The article is devoted to the importance of preschool children's development, whose main activity is a game. Children's games have a fairly free and simplified structure. The socio-normative age characteristics of the child's possible achievements are also described. It is emphasized that personal development of preschoolers can be realized by means of a non-mother tongue. However, the age and individual characteristics of children should be taken into account. The development of adequate self-esteem in preschoolers occurs both through verbal and non-verbal interaction. At preschool age, character development is influenced by imitation, which makes the personality of the teacher with whom a child spends time no less important than the personality of their parents. A preschool teacher is able to create an appropriate environment for the development of preschoolers' interest in a foreign language. The development of aesthetic and moral feelings by means of a non-mother tongue can be carried out through audio and video materials. A foreign language acts as a universal means of developing such important functions as speech, thinking, memory, attention, self-esteem and emotional intelligence. A non-mother tongue can be used as an additional propaedeutic means of development to ensure the continuity of education.

Key words: preschool age, game, means of a non-mother tongue second language, verbal and non-verbal interaction, propaedeutic means.

Введение. Важность развития детей дошкольного возраста трудно переоценить, учитывая, что последствия недостаточного внимания к этой проблеме могут сказаться как на физическом и психологическом здоровье, так и на успеваемости в школе, карьерных перспективах и финансовом благополучии в течение жизни [3, С. 28].

В дошкольном возрасте от 3 до 8 лет физиология и психология процессов физического, психического и личностного развития определяют и диктуют методологию развития, которая учитывает специфику возраста и является необходимой основой при проведении занятий [4, С. 105]. Учет психических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста является прочной основой для достижения программных требований в области формирования коммуникативной, социокультурной и других компетенций. Существует множество современных методик и технологий развития детей дошкольного возраста, однако важным аспектом их использования в дошкольном возрасте является учет возрастных и психолого - педагогических доминант развития.

Изложение основного материала статьи. Важная особенность раннего овладения иностранным языком заключается в том, что процесс и средства обучения неродному языку оказывают влияние на комплексное развитие ребенка. В данном вопросе нашему вниманию подлежат такие ключевые аспекты как личностный и коммуникативный. Изучение основных особенностей влияния средств неродного языка на развитие ребенка, в частности двух вышеуказанных аспектов, мы бы хотели поставить главной целью в этой работе.

Для начала рассмотрим возраст, с которого чаще всего начинается овладение иностранным языком. Но в данной ситуации дать четкого ответа о том, в какой промежуток следует начинать обучение, не представляется возможным. В настоящее время обучение часто начинается с 5-6 лет в центрах дополнительного образования. Однако также распространена практика более раннего изучения, например, в возрасте 3-х лет и даже с 1 года. Здесь мы можем говорить не только о частных лингвистических центрах, но и практике проведения занятий иностранного языка в детских садах.

Конечно, если говорить о нашей стране, то начало изучения английского языка часто связано с возрастом 5-6 лет или 1-2 классом в школе. Учащиеся могут ходить на дополнительные занятия в группе продленного дня или уже непосредственно начать обучение во втором классе. Однако во многих европейских странах (Финляндия, Швеция, Нидерланды и другие) английский язык является одной из составляющих повседневной жизни, что обуславливает возможность более раннего контакта с ним.

Большинство исследователей придерживаются рекомендованного возраста в вопросе начала изучения иностранного языка в 5 лет. То есть мы говорим о знакомстве с иностранным языком в дошкольном возрасте.

Один из основных видов деятельности в дошкольном возрасте - игра. Игра сама по себе не имеет единственного четкого определения в научном понимании, однако, ее зачастую интерпретируют как непродуктивной вид деятельности, в котором значимость процесса доминирует над значимостью результата. Несмотря на то, что игра как вид деятельности является потребностью личности в любом возрасте, место и формы игры имеют свои возрастные особенности. Игры взрослых зачастую характеризуются высокой организованностью и стремлением к выигрышу. Детские игры имеют более свободную и упрощенную структуру [2, С. 469]. Через использование игры в дошкольном возрасте идет усвоение, тренировка и применение речевого материала. Также большая часть заданий направлена на подражание и повторение действий учителя. В процессе обучения детям не дают правил построения предложений и не объясняют теорию

употребления артиклей или времен. Всё обучение строится на ситуативном применении и повторении готовых конструкций за учителем.

Таким образом, практика овладения иностранным языком в большом количестве учреждений строится на тех же принципах, что и процесс усвоения родного языка малышами.

Другие виды деятельности, соответствующие потребностям в развитии детей дошкольного возраста, включают в себя продуктивные виды деятельности (такие как рисование, аппликация и т.п.), а также трудовую и учебную деятельность [6, С. 55].

С одной стороны, изучение психических особенностей развития детей дошкольного возраста позволяет составлять программы развития и обучения, учитывающие степени устойчивости внимания и памяти, осознания пространственно-временного континуума, мышления и воображения.

С другой стороны, исследования особенностей личностного развития дошкольников предоставляют возможность наполнять образовательные программы воспитательной составляющей, ориентированной на поддержку развития адекватной самооценки, усвоение нравственных и этических норм, раскрытие индивидуальных способностей, а также развитие эстетических и нравственных чувств.

Однако, как бы хорошо не были изучены процессы и этапы развития, любые программы обучения должны учитывать тот факт, что развитие в группах происходит в подавляющем большинстве случаев асинхронно. В связи с чем программы должны быть одновременно унифицированы под общие потребности возрастной группы и дифференцированы для учета индивидуальных особенностей, что может достигаться организацией индивидуальной работы с дошкольниками.

Личностное развитие детей дошкольного возраста может быть реализовано в числе прочего средствами неродного языка при условии соблюдения возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Развитие адекватной самооценки может происходить посредством коммуникативного взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста, поскольку такие характеристики как одобрение/неодобрение поведения (в целях коррекции) считываются через вербальное и невербальное взаимодействие, что позволяет использовать элементарные лексические единицы иноязычной речи в комбинации со знакомой жестикуляцией и мимикой.

В дошкольном возрасте на развитие характера влияет подражание, что делает личность педагога, с которым проводит время ребенок, не менее важным фактором, чем личности родителей. Педагог дошкольного развития, заинтересованный в применении иностранного языка в рамках развивающих видов деятельности и использующий иноязычную речь в совместной деятельности, способен создать соответствующую среду для развития интереса дошкольников к иностранному

Интенсивный период развития способностей и креативности предоставляет возможность внедрения игр, например, "Hidden Picture Game" [7], которые позволяют в игровой форме проверить усвоение базовых лексических единиц, а также развивать механизм визуального прогнозирования (догадки), что может выступать вспомогательным средством в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

"Find Something Blue" [8] - позволяет не только усваивать лексические единицы цветовой гаммы, но также развивать механизм визуальной поисковой деятельности в комбинации с физической командной активностью для развития социализации личности за счет игрового сотрудничества, где начало и окончание действий контролируются простыми словами на основе метода total physical response.

"Feelings And Emotions Game" [8], где детям предлагается угадывать эмоции смайликов или персонажей: " - Is he happy? - Yes, he is/No, he isn't.", помогает развивать как самосознание, так и распознавание чувств и эмоций окружающих, эмпатию.

Развитие эстетических и нравственных чувств средствами неродного языка может быть осуществлено за счет применения музыкальных и двигательных форм активности с использованием аудио- и видеоматериалов.

Внедрение иностранного языка в программы дошкольного воспитания в целях развития личности за счет коммуникативной, игровой, музыкальной и двигательной деятельности, позволяет не только достигать целевых ориентиров к этапу завершения дошкольного развития, но и усваивать иностранный язык в неформальной обстановке посредством погружения, что может повысить в будущем мотивацию к изучению иностранного языка и способность его усваивать, а также обеспечит преемственность дошкольного и начального школьного образования, давая ребенку возможность познакомиться и привыкнуть к иностранному языку до того, как он неизбежно станет предметом оценки и контроля.

В дошкольном возрасте в процессе психического развития освоение речи становится основным механизмом социализации [4, С. 107]. Однако, когда речь идет об иностранном языке, возникает проблема возможности повседневного общения на изучаемом языке [5, С. 15]. Усвоение языка может происходить благодаря искусственно воссозданной среде за счет взаимодействия педагогов, обучающихся и их семей.

Выводы. При условии использования в практике программ, соответствующих основам лингводидактики и психолингвистики, с применением игр и визуальных материалов, порождающих интерес к иностранному языку, дошкольные образовательные организации будут обеспечивать преемственность образования.

Развитие фонематического слуха, активного и пассивного словарного запаса, усвоение речевых образцов, начальное освоение грамматического строя языка, осознание звукового состава слова, усвоение правил и норм ведения беседы, норм вежливости в дошкольном возрасте является основой дальнейшего формирования умения использовать языковые нормы изучаемого иностранного языка.

Игровой формат обучения по моделям и аналогиям развивает умение строить общение с окружающими людьми в разных ситуациях и совместной деятельности.

Групповой формат занятий иностранным языком способствует развитию умения понимать и оценивать эмоциональное состояние и внутренние мотивы собеседника, выражать собственные эмоции и мнения.

Таким образом, иностранный язык выступает как универсальное средство развития таких важных функций как речь, мышление, память, внимание, самооценка и эмоциональный интеллект, что является неотъемлемой частью успешного формирования коммуникативной компетенции в последующем звене образовательной программы [1, С. 65].

В дошкольном возрасте пластичность речевого аппарата и имитативные способности позволяют заложить важнейшие фонетические, элементарные грамматические и лексические основы владения иноязычной речью.

Неродной язык может использоваться как дополнительное пропедевтическое средство развития для обеспечения преемственности образования, обладающее преимуществами ранней мотивации и знакомства на этапе формирования языковой личности, а также для формирования коммуникативных навыков и расширения лингвистического кругозора. Помимо прочего, раннее знакомство с иностранным языком способствует преодолению языкового барьера, что предполагает дальнейшее более активное развитие коммуникативных навыков.

Литература:

1. Булыгина, M.B. Социально коммуникативное развитие дошкольников средствами иностранного языка / М.В. Булыгина // Вестник Шадринского государственного педагогического института - 2016. - № 1(29). - С. 64-67

2. Логвинова, О.Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О.Ю. Логвинова, C.B. Мещерякова, А.Б. Денисова, К.И. Кеворкова // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 468-472. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22627/ (дата обращения: 26.06.2023)

3. Пинкер, С. Язык как инстинкт / С. Пинкер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

4. Семчук, Л.А. Возрастная психология: учебно-методический комплекс / сост.: Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 226 с.

5. Солдатенко, К.Ю. Формирование иноязычных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Солдатенко Ксения Юрьевна; [Место защиты: Московский городской педагогический университет]. - Москва, 2020. -27 с.

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд. / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

7. Hidden Picture Games II URL: https://games4esl.com/powerpointgames/hidden-picture-ppt-games/

8. 20 Super Fun ESL Kindergarten Games H URL: https://games4esl.com/esl-kindergarten-games/

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук Плеханова Мария Валерьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат педагогических наук Плужникова Юлия Александровна

Коломенский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет» (г. Коломна)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГОСПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования процесса формирования ИКТ-компетенции у будущих специалистов на ступени вузовского образования. Актуальность исследуемойпроблемы определяетсянеобходимостью обеспечить качественную и эффективную подготовку квалифицированных кадров для работы в новых условиях цифровой экономики. Совершенствовать этот процесс поможет использование современных педагогических технологий, отличающихся от традиционных методик направленностью на интерактив, рефлексию осваиваемого студентами опыта, поэтапное проектирование и мониторинг деятельности.

Ключевые слова: ИКТ-компетенция, педагогическая технология, студенты вуза, цифровые навыки.

Annotation. The article presents the results of research carried out to investigate the process of forming future specialists' ICT-competence while studying at university. The topicality of the problem under research is determined by the necessity to provide for the effective training of highly qualified professionals ready to work in the new environment of modern digital economy. To improve the process it is necessary to implement modern pedagogical technologies that differ from the traditional ones by their targeting interactive work, reflexion of the experience acquired by the students, step-be-step pedagogic design and activity monitoring.

Key words: ICT-competence, pedagogical technology, university students, digital skills.

Введение.Необходимость освоения цифровых навыков и информационно-коммуникационной компетенции (ИКТ-компетенции) обучающимися на всех уровнях образовательной системы является одной из приоритетных задач современного российского образования, что определяетсярядом нормативных документов, в частности, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [6], федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Это необходимо для успешного встраивания молодежи в «информационное пространство знаний», которое создается в нашей стране для «...обеспечения прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создания условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [4]. Поставленная задача делает особенно актуальной проблему совершенствования подготовки в высших учебных заведениях страны будущих специалистов, обладающих ИКТ-компетенцией высокого уровня. Однако отечественная система образования, долгое время ориентировавшаяся на традиционную репродуктивную парадигму, пока не в полной мере обеспечена разработанными современными педагогическими технологиями, которые решали бы эту задачу эффективно.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение и рефлексия собственного педагогического опыта авторов позволяет предположить, что в основе формирования ИКТ-компетенции будущих специалистов, обучающихся в вузах, должно быть специально организованное овладение обучающимися «творческим рефлексивным субъектным опытом проектирования и осуществления профессиональной деятельности с применением современных ИКТ и цифровых ресурсов» [2, С. 9]. Такая исходная установка отражает то общее, что характерно для процесса вузовской подготовки студентов вне зависимости от выбранного направления или специализации. Ориентация на обучение через опыт деятельности характерна для многих современных педагогических технологий, особенности применения некоторых из них для формирования ИКТ-компетенции студентов будут рассмотрены в нашей работе.

Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение ИКТ, цифровых инструментов и сервисов во все сферы производства и общественной жизни обусловило актуализацию задачи, стоящей перед современными российскими вузами:обеспечить квалифицированными кадрами активно развивающуюся цифровую экономику России. Эта объективная необходимость нашла свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ВО 3++), в содержание которых с 2021 года обязательно включаются «цифровые навыки и компетенции» [3], владение которыми подразумевает умение решать профессиональные, социальные, личные и др. задачи с использованием различных информационных, коммуникационных и цифровых технологий и инструментов [7]. В рамках нашей работы будет рассматриваться ИКТ-компетенция как основа для последующей профильной ориентации в формировании цифровых компетенций выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.