Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНО-ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багринцева Ольга Борисовна, Гроховская Ирина Аркадьевна

Представлены разработанные авторами игровые методики обучения английскому языку детей 5-7 лет. Предлагаемые материалы основываются на базовых характеристиках нейропсихологического развития детей соответствующего возраста. Обозначены основные этапы и ключевые особенности развития мозга у детей дошкольного возраста, а также отражены характерные навыки и умения, присущие детям указанной возрастной категории. Предложенные авторами статьи игровые инструменты для изучения английского языка позволяют дошкольникам закрепить лексический и грамматический минимум, а также овладеть начальными коммуникативными компетенциями для успешного обучения иностранному языку в школьный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багринцева Ольга Борисовна, Гроховская Ирина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ROLE-PLAY GAMES

The game-based methods to teach English to 5-7-year-old children developed by the authors are presented in the article. The proposed materials are based on the major children neuropsychological development characteristics. The authors have pointed out the main stages and key peculiarities of preschool children brain development. The article refers to the indicated age category main characteristic skills and abilities. The proposed game-based instruments for the English language studying allow preschool children to fix lexical and grammatical minimum and to obtain the first communicative competences for the further successful English language studying during their school educational period.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82. Научная статья

УДК 37.016:79

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Ольга Борисовна Багринцеваш, Ирина Аркадьевна Гроховская2

1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

1bagrmtsevaob@gmail.comH, 0000-0002-7117-0520 2irinagroh83 @gmail.com, 0000-0002-5216-0992

Аннотация. Представлены разработанные авторами игровые методики обучения английскому языку детей 5-7 лет. Предлагаемые материалы основываются на базовых характеристиках нейропсихологического развития детей соответствующего возраста. Обозначены основные этапы и ключевые особенности развития мозга у детей дошкольного возраста, а также отражены характерные навыки и умения, присущие детям указанной возрастной категории. Предложенные авторами статьи игровые инструменты для изучения английского языка позволяют дошкольникам закрепить лексический и грамматический минимум, а также овладеть начальными коммуникативными компетенциями для успешного обучения иностранному языку в школьный период.

Ключевые слова: нейропсихологическое развитие, изучение иностранных языков, обучение дошкольников, учебно-игровые методики, иноязычные коммуникативные компетенции, игровые инструменты при изучении английского языка

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

Для цитирования: Багринцева О. Б., Гроховская И. А.

Нейропсихологический подход в обучении иностранному языку детей

дошкольного возраста методами сюжетно-ролевых игр // Педагогические

исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82.

Original article

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ROLE-PLAY GAMES

Olga B. Bagrintseva10, Irina A. Grokhovskaya2 1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia 1bagrintsevaob@gmail.comH, 0000-0002-7117-0520 2irinagroh83 @gmail.com, 0000-0002-5216-0992

Abstract. The game-based methods to teach English to 5-7-year-old children developed by the authors are presented in the article. The proposed materials are based on the major children neuropsychological development characteristics. The authors have pointed out the main stages and key peculiarities of preschool children brain development. The article refers to the indicated age category main characteristic skills and abilities. The proposed game-based instruments for the English language studying allow preschool children to fix lexical and grammatical minimum and to obtain the first communicative competences for the further successful English language studying during their school educational period.

Keywords: neuropsychological development, foreign language studying, preschool children education, educational role-play methods, foreign communicative competencies, game instruments at the English language studying

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

For citation: Bagrintseva O. B., Grokhovskaya I. A. Neuropsychological

approach to teaching a foreign language to preschool children by means of role-play games. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(1):68-82. (In Russ.).

Ребенок с рождения активно развивается, познает мир, получает необходимые навыки коммуникации и социализации, учится «встраиваться» в окружающее его пространство. Основным видом деятельности, способствующим развитию дошкольника, является сюжетно-ролевая игра. Подобные игры предполагают выбор ребенком игровой тематики, относительно которой разыгрывается определенный сюжет. Характер сюжетно -ролевой игры, ее яркость и насыщенность имеют непосредственную корреляцию с развитием интеллекта ребенка, его речи и воображения. Игровой сюжет - это «плод» фантазии и творчества ребенка.

В структуре сюжетно-ролевой игры непременно присутствует игровая роль или роли, которые ребенок тем или иным образом «отыгрывает». Каждой выбранной ребенком роли присущи определенные характеристики (качества и черты характера игровых персонажей, актуализированные деятельностные процессы и т. п.), как правило, отражающие особенности жизнедеятельности ребенка или его ближайшего окружения.

Нормативная игра дошкольника возрастной категории 3-5 лет представляет собой копирование логики практических действий взрослых. В обозначенном возрасте ребенок четко репродуцирует в игре те процессы и ситуации, с которыми он встречается в повседневной жизни и которые являются неотъемлемой частью его распорядка дня. Таким образом, характер сюжетно-ролевой игры в данном случае целесообразно номинировать воспроизведением.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

Игровая деятельность ребенка в возрасте 5-7 лет, в свою очередь,

представляет собой моделирование. В данном контексте следует говорить об абсолютной фантазии ребенка, который «достраивает» сюжеты, используемые им на уровне воспроизведения, «дорисовывает» события, действующих лиц и их характерные особенности. Каждый играющий ребенок в указанном возрасте - это сценарист и режиссер уникальных продуктов собственной фантазии.

Неотъемлемой частью игровой деятельности детей 5-7 лет является игра по правилам. Усвоение игр с правилами - очень важный аспект в процессе психофизического развития ребенка. Когда ребенок играет в логические игры (т. е. игры с правилами), он подталкивает префронтальные зоны коры, которые отвечают за формирование волевой регуляции поведения, к активному развитию. Если ребенок по каким-либо причинам не играет в логические игры, данный вид деятельности должен быть предложен педагогами, работающими с ребенком, в том числе преподавателем иностранного языка.

В указанный возрастной период происходит полное усвоение правил поведения, формируется соподчиненность мотивов, характеризующаяся своеобразным ранжированием мотивов по степени значимости. Таким образом, ребенок определяет, какой мотив для него в конкретном контекстном срезе является важнейшим (быть победителем или согласиться с правилами игры и иметь возможность пройти игру до конца и т. п.), он подавляет один мотив и усиливает значимость другого. Кроме того, на данном этапе возрастного развития ребенок идентифицирует себя, обращая внимание на свои характерные качества, предпочтения, привычки, ассоциируя себя с каким-либо сложившимся у него образом.

Наряду с вышеперечисленным, ключевым навыком, приобретаемым ребенком в обозначенном возрасте, является волевая регуляция. Способность подстроиться под определенные события, договориться, уступить, справиться с

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

неприятными ощущениями и эмоциями, заложенная в возрасте 5-7 лет, поможет ребенку стать уверенным в себе и успешным во взрослой жизни.

Предметные и сюжетно-ролевые игры в дошкольный период могут включать различные учебно-игровые методики, но при этом не следует заменять игровую деятельность учебной. Ребенок переходит на наглядно -образное мышление, на внутреннее соотнесение, он действует целенаправленно, анализирует свою деятельность, что позволяет педагогам использовать различные типы учебно-игровых заданий на занятиях по иностранному языку с целью развития иноязычных коммуникативных компетенций ребенка.

О. А. Семиздралова и Н. В. Мазурова в исследовании, посвященном развитию психики дошкольников [1], утверждают, что данный период является ключевым для развития памяти ребенка, это так называемый сензитивный (самый активный) период в развитии памяти. В дошкольном возрасте формируется своеобразный фундамент памяти, готовится площадка для функционирования во взрослом возрасте. Исследователи подчеркивают, что период 5-7 лет является пиком готовности человека для освоения любого количества языков. При нормативном развитии ребенка изучение второго или третьего языка дается намного легче, чем взрослому индивидууму. Таким образом, сочетание грамотно подобранного учебного материала, компетенции педагога по иностранному языку в вопросах возрастных и нейропсихологических особенностей развития ребенка, а также включение в учебную деятельность разнообразных игровых инструментов способствуют всестороннему развитию дошкольника с интегрированным освоением базовых аспектов иноязычной компетенции.

Обозначим ключевые аспекты нейропсихологического развития дошкольников в возрасте 5-7 лет и предложим соответствующие учебно© Багринцева О. Б., Гроховская И. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

игровые задания в рамках освоения базового языкового минимума, учитывающие названные ранее нейропсихологические особенности развития.

Развитие волевой регуляции, которое является наиболее важным именно для детей указанной возрастной категории, находит отражение в целом ряде учебно-игровых активностей в рамках занятий по английскому языку.

1. Дети работают в паре или в группе 3-4 человека. Обучающимся предлагается раскрасить уже готовый шаблон выбранной учителем тематики, договорившись при этом с партнером/партнерами об основных параметрах рисунка. Так, для раскрашивания изображения кота детям нужно договориться, какого цвета будут те или иные части туловища животного, что они выберут в качестве фона и т. п. Задание можно видоизменить, предоставив учащимся выбор объектов для раскрашивания, или разделить картинку на две равные части и попросить детей раскрасить половинки одинаково, предварительно договорившись о ключевых характеристиках рисунка. В процессе выполнения заданий отрабатывается лексический минимум базовых тематических блоков (Colours, Animals and Pets, Toys, Family members, Body parts, Fruit and vegetables и т. п.), а также умение составлять простые предложные конструкции на обозначенную тематику (The cat is black; the head is big; let's colour it green; let's take a doll и т. п.). Такого рода задания, помимо формирования и отработки базовых навыков иноязычной коммуникации, позволяют развивать и совершенствовать умение договариваться.

2. Для развития базовых лексических, фонетических и грамматических навыков применяются различные виды игр на английском языке. Так, настольные игры могут использоваться для закрепления ряда фонетических феноменов (буквенные сочетания, чтение гласных букв в открытом и закрытом слогах, произношение согласных и т. п.), лексического материала (Numbers, Food, School and Classroom, The Weather и т. п.) и грамматических структур (It is a pen; I am a pupil; He has got a yellow

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

apple; I like chicken и т. п.). При этом возможно установить ряд правил, которые необходимо соблюдать всем участникам игры, например, считать количество ходов после броска кубика только на английском языке, не выкрикивать правильный ответ (изображенный предмет, написанную букву и т. п.) быстрее игрока, делающего ход и т. д. За невыполнение игровых правил участники игры несут определенное наказание - пропуск хода, потерю очков и т. п.

В качестве игр, формирующих и совершенствующих навык следования правилам, отметим работу с различными видами карточек. Например, учитель демонстрирует карточки с изображением животных. Дети по очереди называют увиденных животных и, в случае правильного ответа, забирают себе карточки. Если ребенок не смог обозначить того или иного животного, ход переходит к следующему по очереди ребенку и т. д. За несоблюдение очередности ответа, выкрики вперед отвечающего предусмотрен ряд наказаний - пропуск хода, возврат карточки учителю и т. п.

3. Формирование навыка следования инструкциям и выполнения последовательности действий, который является неотъемлемой частью нейропсихологического развития дошкольника, также представляется возможным отработать в рамках занятия иностранного языка. В качестве показательного примера отметим подвижные игры-физкультминутки с выполнением простых команд, сменяющих друг друга (Stand up! Hands up! Sit down! Bend left! Jump up! и т. п.), а также парную или групповую работу обучающихся с раздаточным материалом по следованию просьбам друг друга (Take a ball and put in into the box; take a doll and put it on the table; give me a tiger, please; take a dog and give it to Masha и т. п.). Такого рода активности помогают обучающимся в освоении базовых грамматических структур английского языка, лексического минимума соответствующих тематических блоков, а также участвуют в формировании необходимых в указанный

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

возрастной период навыков и умений с точки зрения нейропсихологического развития дошкольников.

4. Согласно исследованиям Е. Ю. Балашовой, в дошкольном возрасте формируется 60 % памяти, т. е. закладывается базис, на котором во взрослом возрасте строится умение запоминать и грамотно интерпретировать полученную информацию [2]. Детям 5-7 лет особенно актуально предлагать для запоминания различные стихи, песни, поговорки и другие текстовые блоки: в этом возрасте ребенок способен воспринимать и запоминать большой объем информации. Именно поэтому практика обучения дошкольников иностранным языкам получает все более широкое распространение в рамках русскоязычной методической школы. В процессе игрового занятия по английскому языку педагог может применять широкий выбор инструментов, сочетающих в себе формирование соответствующей иноязычной компетенции и активное задействование памяти ребенка. Так, в качестве примера отметим игры с наглядным раздаточным материалом. Учитель показывает детям картинки с изображением отдельных предметов выбранного тематического ряда (или одно изображение с некоторым количеством предметов, видов деятельности и т. п.), а затем убирает картинки и просит детей назвать все увиденные предметы или обозначить все происходящие виды деятельности. Помимо указанной активности для тренировки памяти обучающихся возможно включать в учебно -игровой процесс игры с мячом. Например, ребенок называет предмет обозначенного учителем тематического ряда и бросает мяч стоящему рядом ученику, который, в свою очередь, повторяет названный его предшественником предмет и предлагает свое слово, после чего передает мяч следующему участнику игры. Количество слов или фраз в цепочке целесообразно определять, исходя из характеристик конкретной группы обучающихся.

5. Неотъемлемой частью физического и психического развития ребенка является двигательная активность. В возрасте 5-7 лет тактильное восприятие

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

мира ребенком все еще имеет важное значение, хотя и сменяется постепенно на умственное восприятие и анализ происходящих вокруг него процессов [3]. В рамках уроков иностранного языка детям целесообразно предлагать различные виды физической активности, гармонично совмещая их с изучением основного предмета. Например, дети с удовольствием воспримут перевоплощение в животных, при котором они изображают повадки и характерные движения выбранного животного, а учитель или другие участники игры пытаются понять, кого загадал ребенок. Кроме того, с детьми возрастной категории 5-7 лет довольно успешно проходят своеобразные физкультминутки, где учитель раскладывает на полу карточки с изображением цветов, цифр или различных предметов выбранного тематического ряда, а затем называет соответствующий цвет, цифру или предмет, и дети бегут к этой карточке (или карточкам, если на них одинаковое изображение).

6. Ряд исследователей, изучающих нейропсихологию раннего возраста (А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Л. П. Лассан, Е. И. Новикова, Е. Д. Федорова, Н. А. Хохлов, М. В. Плотникова, Л. С. Цветкова, Н. В. Мазурова и др.), сходятся во мнении, что дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активными процессами самоопределения ребенка.

Дети ассоциируют себя с определенными социальными ролями (я -детсадовец, я-ученик, я-сын, я-внук, я-сосед, я-друг и т. п.), при этом какие-то роли находят более положительный отклик на эмоциональном плане, чем иные. Кроме того, ребенок «примеряет» на себя роли окружающих его людей - как социальные (взрослый, всемирно известный, больной и т. п.), так и профессиональные (полицейский, пожарный, кинозвезда и т. п.) [4]. В данном ключе довольно актуальны игры на английском языке в процессе освоения тематического блока About myself. Так, обучающиеся могут перевоплощаться в различных персонажей с помощью вспомогательного материала (набор для шуточных фотографий - очки, усы, борода, улыбка, нос и другие атрибуты из

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

картона) и рассказывать о себе, при этом используя базовый лексикон обозначенной тематики и отвечая на вопросы: What is your name/surname; Where are you from; How old are you; What is your hobby; Have you got a mother/father/brother/pet/; What is your favourite food/colour/toy и т. п. Кроме того, детям можно предложить вытянуть одну из перевернутых изображением вниз карточек, на которой представлено фото или рисунок человека и, используя простые фразы, описать этого человека (long/short hair; blue/brown eyes; big/small mouth и т. п.).

Отметим, что все предложенные авторами статьи игровые методики целесообразно применять с корректировкой, учитывающей психические, умственные и возрастные особенности той или иной группы обучающихся. Различный спектр тематических блоков, лексических и грамматических структур также должен быть подобран с учетом языкового уровня каждой отдельной учебной группы.

С целью интеграции представленных авторами статьи методов сюжетно-ролевой игры в процесс воспитательной и образовательной деятельности на базе трех дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г. Астрахани (МБДОУ № 82, МБДОУ № 105 «Лесная сказка», МБДОУ № 83 «Звездочка») была проведена серия занятий по английскому языку, основанных на нейропсихологических принципах психического и физического развития детей дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 30 детей возрастной категории 5-7 лет, с которыми в течение месяца два раза в неделю проводились 30-минутные уроки в мини-группах по шесть человек. Целью данного мероприятия являлась апробация предложенных авторами статьи методов сюжетно-ролевой игры на уроках английского языка для дальнейшего мониторинга степени усвоения учебного материала и общего психофизического состояния детей. Занятия проводились в рамках двух

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

тематических блоков, а именно My family и Animals and Pets. В данном случае применялись следующие виды деятельности:

1. Физкультминутка. Учащиеся знакомятся с аудиоматериалом (детские песенки «How is your mother?» в рамках тематического блока My family и «I have a pet» в рамках тематического блока Animals and Pets), а затем, следуя инструкциям учителя, выполняют определенные действия при его прослушивании (например, поднимают руки вверх и машут, когда слышат фразу I have a pet; подпрыгивают, когда слышат слово father; бегут на месте, когда слышат слово sister и т. п.).

2. Парная и/или групповая работа с тематическими карточками для

отработки лексического минимума и базовых грамматических структур. Лексический минимум тематического блока My family включает девять лексических единиц (a family, a mother, a father, a sister, a brother, a son, a daughter, a grandmother, a grandfather) и грамматические структуры I have got a...; Have you got a...? Who is he/she? He/she is my...; Show me a ... . Лексический блок Animals and Pets включает 20 лексических единиц (a dog, a cat, a puppy, a kitten, a fish, a hamster, a rat, a hen, a duck, a cow, a pig, a horse, a rabbit, a hare a tiger, a lion, a bear, a fox, a wolf, a frog) и грамматические структуры I have got a.; Have you got a.? What is it? It is a ...; I like a ... / I don't like a ...; Give me a ..., please. Учащиеся работают в парах или группах, выполняя соответствующие инструкции и следуя четко установленным правилам (за нарушение правил предусмотрены определенные действия).

3. Ролевая игра Guess who I am («перевоплощение» в животное в рамках освоения тематического блока Animals and Pets). Учащийся демонстрирует повадки загаданного животного, а остальные участники учебного процесса

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

отгадывают название животного, которое изображается (установлено четкое правило - не используем русский язык, называем животное на английском).

4. Групповая игра с мячом «Hot potato». Учитель обозначает тематику, а учащиеся, стоя в кругу, максимально быстро передают мяч стоящему рядом ученику, произнося слово или словосочетание, относящееся к обозначенной тематике.

В процессе педагогического эксперимента особое внимание уделялось следующим аспектам: скорости усвоения учебного материала; проценту усвоенного учебного материала; степени вовлеченности учащихся в учебный процесс; общему психофизическому состоянию детей во время и после занятий (оценивалось работниками дошкольных учреждений). Полученные в результате эксперимента данные представлены в таблице.

Таблица - Результаты педагогического эксперимента по проведению

уроков английского языка методами сюжетно-ролевых игр

Скорость усвоения Процент усвоенного Степень Общее

учебного материала учебного материала вовлеченности в психофизическое

учебный процесс состояние

ребенка во

время / после

занятий

В среднем на 40 % выше, 84 % 100 % Учащиеся

чем при использовании Мониторинг данного Наблюдается активны,

базовых требований УМК аспекта проводился исследовательский жизнерадостны,

(базовый лексический и дважды - сразу после интерес, внимательны к

грамматический минимум освоения продолжительное партнерам во

тематического блока My тематического блока внимание и время занятий;

family освоен за пять и через два месяца активное участие меньше

уроков вместо после усвоения. в учебном разногласий,

рекомендованных 12 [5]; Усредненный процессе на споров и ссор

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82._

базовый лексический и результат говорит об протяжении всего после занятий

грамматический минимум успешном освоении занятия

тематического блока материала и

Animals and Pets освоен за практической

четыре урока вместо эффективности

рекомендованных семи) предложенной

[5] методики

Таким образом, при грамотном подходе преподавателей дошкольного образования и преподавателей-предметников к обучению иностранному языку детей дошкольного возраста данный процесс гармонично встраивается в общую концепцию полноценного физического и психического развития детей.

Список источников

1. Семиздралова О. А., Мазурова Н. В. Социально-психологические аспекты: проблемы изучения образовательных потребностей // Мир психологии. 2021. № 4(107). С. 129-141.

2. Balashova Elena Yu. Space in Luria neuropsychology: ideas, clinical phenomenology, research methods // Lurian Journal. 2020. Т. 1. № 2. P. 44-57.

3. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учеб. пособ. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. 256 с.

4. Новикова Е. И., Алешина Л. И., Маринина М. Г., Федосеева С. Ю. Основы нейропсихологии и психофизиологии: учеб. -метод. пособ. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. 87 с.

5. Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. Учебник английского языка. М.: Эксмо, 2017. 271 с.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

References

1. Semizdralova O. A., Mazurova N. V. Socio-psychological aspects: problems of studying educational needs. Mir psikhologii = World of Psychology. 2021;(4(107)):129-141. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Balashova Elena Yu. Space in Luria neuropsychology: ideas, clinical phenomenology, research methods. Lurian Journal. 2020;(1(2)):44-57.

3. Tsvetkova L. S. Neuropsychology of Counting, Writing and Reading: Violation and Recovery: A Study Guide. Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; 2004. 256 p. (In Russ.).

4. Novikova E. I., Aleshina L. I., Marinina M. G., Fedoseeva S. Yu. Fundamentals of neuropsychology and psychophysiology: teaching aid. Volgograd: VSSPU Scientific publishing house «Peremena»; 2019. 87 p. (In Russ.).

5. Vereshchagina I. N., Pritykina T. A. English textbook. Moscow: Eksmo, 2017; 271 p. (In Russ.).

Информация об авторах О. Б. Багринцева - кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой английского языка и технического перевода;

И. А. Гроховская - ассистент кафедры английского языка и технического перевода.

Information about the authors

Olga B. Bagrintseva - Candidate of Philology, Associate Professor; the head

of the English language and technical translation department; © Багринцева О. Б., Гроховская И. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68-82. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 68-82.

Irina A. Grokhovskaya - teaching assistant of the English language and

technical translation department.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 3.06.2022; одобрена после рецензирования 4.06.2022; принята к публикации 18.10.2022.

The article was published 3.06.2022; approved after reviewing 4.06.2022; accepted for publication 18.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.