Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОСВОЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имамкулиева Лейла Элчинкызы, Никулина Александра Юрьевна, Чижаева Полина Сергеевна

Статья посвящена особенностям и методике обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку, использованию информационных ресурсов в образовательном процессе. В исследовании характеризуются содержание, формы работы по развитию английского лексического запаса у детей дошкольного возраста в современных условиях. В статье конкретизированы цели и задачи процесса обучения английскому языку с помощью современных средств обучения, ставится вопрос о необходимости применения информационных ресурсов для освоения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Имамкулиева Лейла Элчинкызы, Никулина Александра Юрьевна, Чижаева Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.016:811.111*00+004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Имамкулиева Лейла Элчинкызы, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

E-mail: imamkulieva99@mail.ru

Никулина Александра Юрьевна, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

E-mail: alexa.nikulina2016@yandex.ru

Чижаева Полина Сергеевна, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

E-mail: chizhaeva00@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям и методике обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку, использованию информационных ресурсов в образовательном процессе. В исследовании характеризуются содержание, формы работы по развитию английского лексического запаса у детей дошкольного возраста в современных условиях. В статье конкретизированы цели и задачи процесса обучения английскому языку с помощью современных средств обучения, ставится вопрос о необходимости применения информационных ресурсов для освоения иностранного языка.

Abstract. The article deals with features and methods of teaching English preschoolers and informational resources usage for learning. The content and forms for preschoolers ' English vocabulary development in modern conditions are described. The article specifies goals and objectives of the English teaching process using modern teaching tools, the question of the need to use informational resources for learning a foreign language is raised.

Ключевые слова: методика преподавания, освоение английского языка, дети дошкольного возраста, информационные ресурсы.

Key words: methods of teaching, mastering the English language, pre-school children, information resources.

Динамично развивающееся общество требует от человека освоения разных знаний и умений, одним из которых является владение иностранным языком. Многие отечественные ученые сходятся во мнении, что начинать обучение иностранному языку лучше в дошкольном возрасте. В таком случае перед педагогом возникает проблема постановки цели и задач, подбор содержания, методов, средств для обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.

Такие исследователи, как З.Я. Футерман [1], Е.И. Негневицкая [2], Е.А. Аркин [3], изучавшие проблему обучения английскому языку детей дошкольного возраста, сходятся во мнении, что наиболее благоприятный возраст для начала занятий - пять лет. Ребенок в этом возрасте способен к более продолжительной концентрации внимания, по сравнению с предыдущими стадиями развития. У детей данного возраста появляется способность к целенаправленной деятельности, они любознательны и стремятся к активному познанию мира. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно развивается: улучшается речь, ее практическое употребление, увеличивается лексический запас, развивается фонематический слух. Происходит овладение грамматическим строем речи и осознание словесного состава речи.

Далее кратко представлены наиболее распространенные методы, принципы обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Проблему использования НЛП (нейролингвистическое программирование) в обучении английского возраста изучали такие исследователи, как И.Г. Андросова, Е.В. Стрижова [4], Н.П. Гальцова [5]. Авторы отмечают, что данный метод дает возможность учитывать репрезентативную систему обучающихся в образовательном процессе. Данная методика рекомендует педагогам проводить презентацию языкового материала так, чтобы он воздействовал на разные каналы восприятия. В зависимости от системы модальности среди людей выделяютсяаудиалы, визуалы и кинестетики. Каждая из групп имеет свои особенности восприятия: главным каналом восприятия аудиалов является слух, визуалы -наглядный материал, кинестетики - практическое участие и тактильные ощущения. Для того, чтобы сделать обучение эффективным, педагог должен учитывать особенности восприятия при организации образовательной деятельности.

Такие исследователи, как Л.С. Выготский [6], Е.И. Негневицкая [2], И.Л. Шолпо [7] изучали игровое обучение. Игра создает мотивацию для вступления в коммуникацию на иностранном языке, для повторения одних и тех же речевых моделей, и стандартных диалогов. Проводя занятия с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать обязательность применения игровых приемов -подвижных игр (тематических, творческих), сюжетно-ролевых игр и др. Заучивание песен, стихов, считалок, участие детей в коротких инсценировках необходимы для закрепления навыков правильного произношения, освоения новой лексики или отработки уже знакомых детям слов и грамматических структур.

Е.И. Пассов [9] и Л.В. Щерба [10] ставили вопрос обучения иностранному языку через культуру изучаемой страны. Образовательный процесс организуется

посредством сравнения жизни, традиций, обычаев, необычных элементов быта, персонажей художественных произведений изучаемой страны с родной культурой.

Исследователи И.Л. Шолпо [7], А.С. Султанова [11], Е.В. Бодрова [12] считают, что главными принципами в обучении детей английскому языку является ассоциативность и наглядность. Ассоциативность заключается в том, что слова, связанные ассоциацией запоминаются гораздо лучше. Ассоциация слов может быть по противопоставлению, смежности, отношению целое и частное, принадлежности к одному классу слов. Наглядность подразумевает использование демонстративного материала. Данное явление обуславливается, во-первых, тем, что зрительные впечатления в детстве сильнее воздействуют на человека, лучше и прочнее запоминаются, чем словесная информация, во-вторых, ребенок сам догадывается о значении слова, не присваивает готовое значение, а добывает его самостоятельно.

Одним из важных элементов обучения иностранному языку детей дошкольного возраста является воспитание звуковой культуры ребенка, что является одной из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В процессе усвоения звуковой стороны языка выделяются проблемы воспитания орфоэпически правильной речи, формирования звукопроизношения, словопроизношения и выразительности речи, выработка дикции, воспитания культуры речевого общения [13].

Для современных поколений Z и A (дети, рожденные после 2010 г.) обучение иностранному языку происходит при помощи информационных средств. Поэтому информационные ресурсы сегодня актуальны и востребованы, являются помощниками педагога при организации как очных, так и дистанционных занятий. Они совмещают в себе технологии и методы, способствующие эффективному изучению иностранного языка. Образовательные платформы могут быть представлены в форме приложений или интернет-ресурсов. В статье рассмотрены некоторые из них.

IQsha и Kids-smart - это образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в интернете. Они содержат в себе материалы из разных областей знания (английский язык, логика, память, счет, русский язык и т.д.) для детей возрастом от 2 лет до 4 класса. Для использования информации необходимо пройти быстрый процесс регистрации, после которого будет предложены задания и упражнения, соответствующие возрасту и уровню подготовки ребенка. Платформы делятся на 4 раздела: упражнения, тренировки, достижения, отчеты. Во время выполнения упражнений ребенка сопровождают игрушки-помощники. Образы героев яркие и добрые, на их лицах улыбки. Они подсказывают, хвалят и мотивируют детей получать знания. Также на обеих платформах существует система оценивания и поощрения. После каждого верного ответа ребенок слышит одобрительную реплику, в случае неудачи -слова утешения и поддержки. На личной странице ученика размещены медали и кубки, дипломы. Раздел отчетов используется взрослым для контроля

использованного времени, дат прохождения занятий, количества пройденных упражнений, просмотра успеваемости и рекомендаций. Данный раздел позволяет успешно спланировать образовательный процесс, провести рефлексию на основе полученных результатов. В каждом из разделов происходит совершенствование навыков слушания и говорения ребенка на английском языке. Упражнения строятся на том, чтобы сначала прослушать новое слово, увидеть его написание, посмотреть на картинку и запомнить образ. После начинается работа над закреплением материала.

LinguaLeo - образовательная платформа, реализуемая в форме приложения. Особенностью является подача информации, поскольку вместо сухого материала применяются различные игровые методики. Детям интересно заниматься с умным львенком Лео, считая его своим другом и добрым наставником. LinguaLeo делится на 4 раздела: материалы, курсы, тренировки, грамматика. Также на платформе присутствуют видео с субтитрами, тексты для чтения разного уровня и аудирование при помощи всевозможных диалогов, интервью, литературных произведений и небольших рассказов. Регулярные занятия отлично подходят детям дошкольного возраста. Платформа быстро дополняется и развивается. Наиболее интересными нам показались наборы слов, которые могут быть тематическими (времена, эмоции, цвета, страны, семья) или состоять из топ 100, 500, 1000 частотных английских слов. Эти наборы помогут детям дошкольного возраста лучше ориентироваться в языке, запоминать новые слова и выражения по определенной теме или общему признаку. У сервиса Lingualeo много возможностей: база учебных материалов в различных формах, тематические словари с иллюстративными ассоциациями, возможность выбора произношения и перевода, грамматические упражнения, личный словарь с озвучкой и транскрипцией.

Плюсами использования информационных ресурсов являются:

- доступность (их можно использовать в ходе дистанционных занятий как для изучения нового материла, так и для закрепления);

- индивидуализация (учет возрастных особенностей и уровня подготовленности);

- обучение происходит от простого к сложному, присутствует систематичность и последовательность;

- использование зрительной и слуховой наглядности (разнообразие картинок, звуковых дорожек, видеозаписей);

- обучение ведется в естественных для общения ситуациях (ситуации взяты из жизни ребенка и интересны ему);

- ребенок может заниматься самостоятельно, так как управление ресурсом производится способом, понятным для обучающегося;

- графика хорошего качества: яркие и чистые цвета, четкий контур изображений, красочная анимация;

- постоянно меняется вид деятельности, это не дает ребенку возможности заскучать.

С другой стороны, вопрос относительно применения гаджетов в обучении детей дошкольного возраста английскому языку открыт, так как проведено недостаточно исследований в данной области. Исследователи М. В. Белоусова,

A. М. Карпов и М. А. Уткузова считают: «Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми» [14, с. 108].

Для того, чтобы применение информационных ресурсов в образовательной деятельности не наносило вред детям, взрослый должен следить за соблюдением определенных правил. Первое правило - ограничение по времени. Как считают врачи, дети в возрасте от 5 до 7 лет могут использовать мобильное устройство не более 15 минут в день. Второе правило - «игра» с применением информационных технологий может происходить только под присмотром взрослого. Третье правило - наличие разминки для глаз в процессе реализации занятия, чтобы избежать утомления и чрезмерной нагрузки.

Информационные ресурсы позволяют обеспечить всестороннее развитие ребенка, улучшить навыки произношения, говорения, понимания английского языка и увеличить лексический состав. Они могут применяться педагогом при организации занятий в очном и дистанционном форматах, в групповой и индивидуальной работе. Но необходимо помнить, что занятия в этом случае должны быть строго ограничены по времени и происходить под присмотром взрослого.

Список использованных источников:

1. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду: вопросы теории и практики. - Киев: Рад. шк., 1984. - 144 с.

2. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 6. - С. 20-26.

3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца и

B.В. Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968. - 445 с.

4. Андросова И.Г., Стрижова Е.В. Лингвистический аспект НЛП в изучении иностранных языков с применением аудио- и видеоматериалов // Вестник Костромского государственного университета. - Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 3. - С. 161-163.

5. Гальцова Н.П. Взгляд на преподавание иностранных языков с позиций нейролингвистического программирования // Вестник ТГПУ. - 2003. - № 2. - С. 95-98.

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.С. Герцена // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.

7. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учебное пособие по методике преподавания английского языка для пед. вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду» / И.Л. Шолпо. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1999. - 152 с.

8. Пассов Е.И. Технология диалога культур в иноязычном образовании. -Липецк, 1999. - 39 с.

9. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. - М.: Высшая школа, 1947. - 112 с.

10. Султанова А.С. Обогащение словарного запаса английского языка // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 5. - С. 121-127.

11. Бодрова Е.В. Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3-7 лет) // Вестник Костромского государственного университета. - Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 2. - С. 217-219.

12. Цигулева О.В., Воробьева А.А., Голубева М.В. Формирование произносительных навыков посредством методики «JollyPhonics» у детей старшего дошкольного возраста // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию факультета иностранных языков. - 2017. - С. 305-311.

13. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. - 2014. - № 9 (85). - С. 108-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.